Меню

Язык перчаток 19 века



Язык перчаток

И счастливая пара бросилась в кипящую залу; и правовед обнял снежной перчаткою талию девочки; девочка — на белоснежной перчатке откинулась; оба вдруг упоительно залетали, упоительно закачалися, перебирая ногами и разбивая летящие платья и веера вокруг них; сами стали какими-то лучезарными брызгами.

А. Белый. Петербург

Сегодня ношение перчаток не является обязательным атрибутом во внешнем облике современника.

В конце XVIII столетия перчатки вновь вернулись в обиход. Это стало признаком человека из «хорошего общества». «Разновидностей и фасонов перчаток расплодилось в то время великое множество: из замши, разноцветной лайки, толстой кожи, из шёлка и кружев, фильдекосовые (вязаные шерстяные), нитяные (из белой хлопчатобумажной пряжи), которые носили лакеи и официанты, шведские — из цветной кожи особой выделки, напоминающей тонкую замшу, а также митенки — вязаные или кружевные перчатки, оставляющие пальцы открытыми, для балов и застолий» [3, с. 383].

«Перчатки были обязательной принадлежностью бального костюма: касаться друг друга обнаженными руками считалось недопустимым» [3, с. 385].

Отметим, что перчатки, как и веер, должны были выполнять еще одну важную функцию — скрывать дефекты тела. «Медицина и косметология прошлых веков были далеки от высот, которых они достигли в XX веке, поэтому веер помогал скрыть несовершенство зубов, а перчатки — отсутствие безупречного маникюра. Белая бальная перчатка приобретала важную функцию: скрывая морщины, изъяны, она уравнивала молодость и старость, красоту и уродливость, стирала национальные различия, превращаясь в знак избранности и причисляя ее владельца к высшему свету» [31, с. 154].

Бальный этикет требовал от дам появляться на танцевальных собраниях в длинных белых шелковых перчатках выше локтя. Кавалерам в военной форме полагались замшевые перчатки, в штатской одежде — лайковые.

По мнению М. Н. Мерцаловой, XIX век испытал воздействие трех волн моды на длинные перчатки. Это возникало в 1820-е, 1870-е и в эпоху модерна на рубеже веков — в 1900-е. Расширялась и цветовая гамма перчаток.

Одной из первых длинные цветные перчатки продемонстрировала во время своих выступлений французская шансонетка Иветт Гильбер, увековеченная кистью Тулуз-Лотрека после неё «пикантные» чёрные перчатки становятся символом эротичности.

ШАНСОНЕТКА (фр. — песенка)

  • 1) песенка игривого или фривольного содержания, исполняемая на открытых сценах, в кафешантанах и т.п.;
  • 2) певица, исполняющая такие песни.

Хорошо воспитанный человек обязан был знать, куда какие перчатки надевать и в каких случаях их следует снимать. На протяжении дня в высшем свете их меняли минимум шесть раз; испачканные и разорванные немедленно выбрасывали, поэтому человеку из общества требовалось не менее 365 пар перчаток в год [31, с. 384].

Чёрные носили обычно во время траура по близкому человеку. Жёлтые перчатки с крагами надевались к костюму для верховой езды. Шведские, самые распространенные, подбирали в тон платья к дневному костюму.

Белые и только белые — для вечерних визитов и мероприятий.

Цветные, как мы уже поняли, носили дамы полусвета и кафешантанные певицы.

Ныне трудно себе представить, что с помощью перчаток можно общаться, т.е. передавать сообщения. Но прежние века доказали неповторимые возможности языков аксессуаров и атрибутов.

Популярные журналы ещё в 1915 г. продолжали информировать публику о правилах ношения и смыслах в «работе» с перчатками. Так, в книге «Самый новый и полный оракул»: были опубликованы варианты соответствующих расшифровок.

Короткий курс коммуникативных возможностей перчаток.

Чтобы выразить «Да», перчатку следует, как бы нечаянно, обронить; «Нет» — просто теребить перчатки рукой;

«Я к вам равнодушна» — опустить перчатку до половины левой руки;

«Не уходите» — слегка ударить, как бы шутя, по левому плечу;

«Я вас не люблю» — дотронуться перчаткой до подбородка;

«Я вас ненавижу» — вывернуть перчатки наизнанку;

«Я вас люблю» — выронить разом обе перчатки;

«Будьте осторожны, за нами следят» — обернуть перчатку вокруг пальцев; «Надейся» — дотронуться перчаткой до левого плеча;

«Мне хотелось бы быть около тебя» — разглаживать перчатки в руке; «Вы меня оскорбили» — свернуть перчатки и спрятать их совсем;

«Я хочу с тобой танцевать» — взять за пальцы перчатки, поманить ими; «Прости меня» — перчатку правой руки приложить к сердцу;

«Мужайтесь» — встряхнуть перчатку;

Досаду или неудовольствие выражают сильным ударом по руке перчатками.

Мерцалова, с. 535

«Перчатка как предмет, абсолютно повторяющий форму руки, до известной степени символизировала самого человека, считалась некой его частью». После гибели Пушкина Жуковский, лишённый возможности участвовать в похоронах друга и бросить в могилу ритуальную горсть земли, вместо того положил в гроб поэта свою перчатку [3, с. 382].

Изысканность и очарование перчаток отражены в многочисленных строках художественных произведений.

«Я отшатнулся, глядя. как высока она в бальной высокой прическе, в бальном белом платье и стройных золотых туфельках, кружившаяся несколько откинувшись, опустив глаза, положив на его плечо руку в белой перчатке до локтя с таким изгибом, который делал руку похожей на шею лебедя»

(И. А. Бунин. Натали)

Читайте также:  Цвет пиджака под серые джинсы

XX век превратил перчатки в практичную и повседневную вещь, лишив их элитарного статуса. Надевать их или нет, теперь всецело зависит от погоды и желания владельца. Исключение составляют регламенты церемоний королевских династий, военных парадов и отдельных государственных торжеств. И все же дорогие красивые перчатки, как и прежде, являются печатью хорошего тона, достатка, аристократизма и утончённого вкуса.

Источник

Что можно сказать языком перчаток?

В 19 веке перчатки были неотъемлемой частью дамского туалета.
Дама не могла подойти к объекту своего внимания и прямо сказать о своих чувствах. Тогда был придуман язык тайных знаков, язык флирта. Наибольшее распространение получил язык цветов, язык веера, а также язык перчаток.

Может быть, дамы так любили перчатки, что с их помощью можно было без слов объясниться в любви, показать свое негодование или назначить свидание.

Как бы вы показали без слов своему молодому человеку, что вы к нему неравнодушны?

Оказывается, если дама роняла одновременно обе перчатки, это означало «Я вас люблю» . Будете ронять перчатки, вспомните об этом.

Чтобы сказать «Да» следовало нечаянно уронить одну перчатку.

«Нет» — теребить перчатки рукой.

Если вы накручиваете перчатки на палец, значит, вы говорите «За нами следят» .

Остерегайтесь держать перчатки пальцами вниз. Это означает «Хочу познакомиться» . Вас неправильно могут понять.

Нежное поглаживание перчаток означает «Хочу быть с тобой. Хочу поговорить» .

«Будь внимателен» — свободно держите перчатки в правой руке.

Если вы держите перчатки в левой руке, то это означает « Я довольна» .

Желание танцевать выражали так: брали перчатку за кончики пальцев и манили партнера.

«Я занята» — слегка подбрасывайте перчатки вверх.

«Прости меня» — перчатку правой руки приложить к сердцу.

А «Я люблю другого» можно сказать, похлопывая перчаткой по подбородку.

Если вас дама шутя ударила по левому плечу, то она говорит «Не уходите» .

А если слегка дотронуться перчаткой до левого плеча, то это значит «Надейся» .

«Мужайтесь» — встряхнуть перчатку.

Вывернутые наизнанку перчатки кричат «Я вас ненавижу» .

Спущенная до половины левой руки перчатка означала равнодушие.

Сильно ударили по руке перчатками – и сейчас означает досаду или неудовольствие.

А если вы свернули перчатки и спрятали их совсем, то это означает «Вы меня оскорбили»

Источник

Язык перчаток 19 века

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • July 2018
    1 2 3 4 5 6 7
    8 9 10 11 12 13 14
    15 16 17 18 19 20 21
    22 23 24 25 26 27 28
    29 30 31

Веер — непременный спутник каждой дамы на балу.

Пластины веерного каркаса чаще всего делались из слоновой кости, перламутра,черепахи, дерева, золота, серебра, экран веера — из бумаги, шёлка, кружева, атласа, бархата лайки. Веер иногда украшали росписью, драгоценными камнями .

На оборотной стороне экрана веера дамы нередко писали стихи, ноты, афоризмы, которые выполняли роль любовных посланий.

Именно в эпоху ампир у веера появилось кольцо, к которому крепился шелковый шнур с кистью для ношения на запястье. Дама могла теперь свободно манипулировать веером, не боясь его выронить.

Если дворянка быстро закрывала веер и держала его между сложенными руками, то это означало огорчение. Желание танцевать на балу выражали резким и быстрым движением открытого веера к себе.

Презрение к кому-либо означало внезапное движение открытого веера вниз на запястье. Закрытый веер, повешенный на правой руке, означал конец разговора.

Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был и мужчина.

В XIX столетии установились правила, по которым «для балов, при белом платье, необходим веер белый, слоновой кости или перламутровый, а для замужних дам кружевной или из страусовых перьев»

Перчатки делали из шелка, кружева и лайки. Лучшие сорта лайки производили из кожи козлят, худшие — ягнят. Лайка имела способность растягиваться, поэтому перчатки идеально облегали руку. Натягивали их с помощью специальных деревянных ножниц — распяла — и застегивали специальным крючком на множество пуговиц и кнопок.

При открытых платьях носили длинные перчатки выше локтя, а при закрытых — маленькие. В торжественных случаях всегда надевали белые перчатки, в других случаях — в тон платья.

Верхом неприличия считалось надевать перчатки на улице. Снимали их только для игры на музыкальном инструменте, для еды и в церкви.

Танцевать без перчаток считалось неприличным, подать голую руку кавалеру в танце было просто скандалом.

Перчаткой пользовались, как и веером, для общения с партнером. Если дама нечаянно роняла перчатку, это означало согласие. В противном случае перчатку теребили рукой.

Спущенная до половины левой руки перчатка означала равнодушие. Свою ненависть дама показывала вывернутой наизнанку перчаткой. Досаду показывали ударом по руке перчаткой. Разглаживание перчатки на руке означало желание быть рядом.

Если перчаткой ударяли по левому плечу, тем самым давали надежду или обращались с просьбой остаться в обществе. Желание танцевать выражали так: брали перчатку за кончики пальцев и манили партнера. Прощение — приложение перчатки с правой руки к сердцу.

Читайте также:  Хочу одеть женское платье

В XIX веке правила хорошего тона рекомендовали женщинам, приходившим в гости, снимать перчатки только за столом, а в митенках можно было оставаться в течение всего вечера. Если хозяйка дома принимает гостей в вечернем платье, она должна быть в кружевных митенках. Браслеты полагалось носить поверх перчаток, а кольца — при митенках. Летом обычно надевали кружевные, тюлевые или филейной работы перчатки и митенки.

Мужчинам к фраку полагалось носить белые или светло-желтые перчатки. Они должны быть идеально чистыми, плотно обтягивать руку и не лосниться. Перчаткам уделялось столько внимания, что Бальзак посвятил им небольшое эссе «Изучение нравов общества по перчаткам». Сюжет его таков: дама, рассматривая перчатки своих гостей, определяет их характер, образ жизни, привычки.

Помимо основного предназначения быть частью одежды, перчатки стали элементом этикета, средством флирта, способом вызова на дуэль. Надевать перчатки можно было только дома, так как делать это на улице, так же как и завязывать ленты шляпы, считалось верхом неприличия. По сути дела, без перчаток ни женщины, ни мужчины не выходили из дому в течение всего дня.

Особые правила существовали при посещении церкви. Входя в православный храм, необходимо было осенить себя крестным знамением. При этом непременно снимали перчатку с правой руки. Это правило распространялось на мужчин и женщин без исключения. Во время обряда венчания правая рука брачующихся оставалась без перчатки.

Цвет перчаток зависел от костюма и ситуации. Так, к трауру полагались только черные перчатки. Для визитов — в тон костюму.

Белые перчатки носили лишь в особенных случаях (речь идет главным образом о лайковых перчатках) — таких, как свадьба, причастие, бал, большой вечер или посещение театра (белые перчатки в театре были обязательны для женщин, занимавших ложу).

При других обстоятельствах цвет перчаток зависел от костюма у женщин и от ситуации (клуб, визит, охота, прогулка и т.д.) у мужчин. Охотничьи перчатки чаще всего выделывались из желтой кожи. В начале дня надевали более светлые перчатки, а темные — вечером и т.д.

Перчатки были обязательной принадлежностью бального костюма как для дамы, так и для кавалера. Основными материалами из которых изготавливали перчатки были — лайка, замша, кожа, кружево, бархат, парча. Перчатки иногда украшались вышивкой и драгоценными камнями. Мужчины их подбирали под цвет фрака, а дамы предпочитали печатки светлых тонов.

Согласно бальному этикету, дамы появлялись в длинных белых шёлковых перчатках выше локтя, кавалеры — в замшевых перчатках, если они были одеты в военную форму, и в лайковых, если были в штатском.
Перчатки необходимо было одевать дома и не снимать в течение всего вечера.
Касаться друг друга обнажёнными руками считалось недопустимым.
Оголять руки позволялось во время ужина и за карточным столом.Кольца и браслеты могли одеваться и на перчатку в тех случаях, когда без нарядных перчаток нельзя было обойтись, например, на балу или торжественном приеме.

Ни дамы, ни кавалеры во время бала перчаток не снимают, а тем более без перчаток не танцуют.

Дама легко кладет левую руку мужчине немного ниже плеча. Смотря по моде, в этой же руке держат веер и нарядный носовой платок или же платок прячут, а веер вешают на цепочке, шнурке или ленте, прикрепленных к поясу.

Назначение веера – навевать на себя прохладу; прикрываться же им, чтобы было удобнее говорить и смеяться с кавалером, неприлично. (но вполне допустимо)

Источник

Невербальные языки общения. Язык носовых платков. Язык перчаток. XIX век.

Помимо языка веера и цветов – многим известных, существовали методы общения при помощи носовых платков и перчаток – о чем будет рассказано ниже.

Язык носовых платков (из журнала «Модный свет», 1886 год).

Прижатие платка к губам – желание познакомиться.

Раскладывание платка на руке – можно осмелиться.

Опускание платка – симпатия.

Обвивание платка на руке – равнодушие.

Перетягивание на колене – «я люблю вас».

Растягивание обеими руками – «я ненавижу вас».

Прикладывание к правой щеке – «да».

Прикладывание к левой щеке – «нет».

Обвивание правого запястья – «я люблю другого», левого запястья – «оставьте меня в покое».

Складывание платка – «мне хотелось бы поговорить с вами».

Развевание платка за плечом – «следуйте за мной».

Держание платка за два угла – «ожидайте меня».

Обвязывание вокруг лба – «предстоит сюрприз».

Придерживание у левого уха – «вы непостоянны», у правого – «у меня есть для вас посылка».

Прикладывание к одному глазу – «вы жестоки».

Навивание на указательный палец – «я невеста», на четвертый палец – «я замужем».

Язык перчаток («Вестник моды», 1902 год).

Спать в перчатках – обладать вялой, изнеженной натурой, склонной к утонченным наслаждениям.

Надевать с кем-нибудь перчатки – обходиться с кем-нибудь почтительно.

Обращаться с кем-нибудь в перчатках – избегать всякого соприкосновения в фамильярности с недостойными людьми.

Читайте также:  Белое платье с воланами по всему платью

Снять перчатки – относиться к чему-нибудь безразлично или же осадить человека, позволившего себе излишнюю вольность.

Сидеть, как перчатка – говорят про платье, пришедшееся впору.

Он мнется, как перчатка – этим характеризуется человек, очень мягкий и податливый.

Дарить себе перчатки – хвастаться.

Дарить кому-нибудь перчатки – открыть для кого-то источник чего-нибудь приятного.

Дать на перчатки – дать на чай.

Ему перчатки впору – говорят про скупого.

Ему перчатка широка – значит щедрый человек.

Укусить свою перчатку – значит торжественно поклясться отомстить.

Попасть в перчатки – очутиться в чьей-либо власти.

Бросить перчатку – вызывать кого-нибудь на поединок.

Поднять перчатку – принять вызов.

Перчатка под золой! – так говорили в Германии, когда хотели прервать разговор, который не должен быть слышан другими.

Как перчатка на руке – говорят про тесность двух друзей (так выражались в Англии).

Кошка в перчатках не поймает мыши – т.е. нечего бояться работы, коли хочешь сделать дело.

В Англии язык перчаток был таков:

«Предоставьте мне ваших друзей» – держат перчатки веером.

«Будьте счастливы» – держат перчатки разделенными в правой руке.

«Я бы хотела поскорей от вас избавиться» – покусывают кончики пальцев у перчаток.

«Да» – роняют одну перчатку, «нет» – сжимают перчатки в правой руке, вложенные одна в другую.

«Я к вам равнодушна» – одна из перчаток наполовину висит с левой руки.

«Избавьте меня от вашего общества» – заботливо накладывать перчатку одна ну другую.

«Идите сюда» – хлопать перчатками по левому плечу.

«Я люблю другого» – слегка бьют перчатками по подбородку.

«Я уже дала слово» – легонько подбрасывают перчатки в воздух.

«Я вас ненавижу» – вывернуть перчатки.

«Я довольна вами» – держать перчатки разделенными в левой руке.

«Я недовольна» – бить перчатками себя по руке.

«Я сержусь» – отбросить перчатки далеко от себя.

«Любите ли вы меня?» – держать одну перчатку в левой руке с вытянутым большим пальцем.

«Я люблю вас» – уронить обе перчатки.

В Италии существовали вариации:

«Говори» – правая рука в перчатке.

«Мне нужно поговоить с тобой» – перчатку сжимают в кулаке.

«Я люблю тебя» – рука без перчатки.

«Я тебя ненавижу» – сжатая рука в перчатке.

«Я уже не свободна» – опущенная рука в перчатке.

«Уходи навсегда» – сжатый кулак, указательный палец и мизинец вытянуты.

«Я помолвлена» – поднятая перчатка.

Дубликаты не найдены

«Уходи навсегда» – сжатый кулак, указательный палец и мизинец вытянуты

Меня тяготит ваше общество — рука в перчатке повернула обратной стороной к собеседнику, третий палец указывает в небо.

Это жест «На кол его, на кол».

Наверное не так, как на рисунке. Мне кажется, этот жест направлен в сторону.

вспомнился язык цветов из сказок нянюшки Ягг

с помощью растений можно сказать все, что угодно .

Люди с неограниченным умом не могут не заметить, что происшествие только и ждало, чтобы случиться.

Внизу, там, на равнинах в Сто-Лате, например, жил такой мистер Глэдибоун, из тех, как бы это точнее выразиться, джентельменов, кто не может удержаться от ухмылки при виде сушащегося женского белья. Неподалеку от него жила некая мисс Мелифера Бастер, собирательница фольклор. И именно она была первой, кто попытался натравить полицию на соседей, сажающих неприличные растения в садах. Говорят, что она особенно не переносила вьющийся визговник, но последней каплей стала его высадка между воздыхающим амарантом и бегониями. Она также жаловалась, что старикан махал ей артишоком и рассказывал о стойкой алой руэлии, цветке, о котором она меньше всего ожидала услышать от мужчины, годящегося ей в старшие братья.

Мисс Бастер также считала, что грядки с горошком и луком-пореем, которые прекрасно проглядывались из ее окна, если залезть на шкаф, были не так уж и невинны, как можно было подумать, из-за их близости к крапиволистному прямолинейнику и жабьему молочаю.

Затем, когда старый пень на лужайке перед домом мистера Глэдибоуна покрылся урожаем довольно необычных грибов «дева в затруднении» и старикан посадил вокруг пня «вековух навалом», она высказывала надежду, что ей не придется объяснять никому, что все это значит.

История продолжалась еще долго и вызвала большой интерес, особенно потому, что большинство людей до этих пор понятия не имели о цветочном коде. Например, оказалось, что известная картина Августина Симнеля « Натюрморт с синими цветами », репродукции которой были развешаны повсюду, являлась ничем иным, как очень неприглядными нападками на тещу автора, если читать соцветия против часовой стрелки. А что касается цветочного бордюра, высаженного лордом Куидом в своем поместье после того, как его заставили вновь открыть старую пешеходную дорожку, то матери обычно прикрывали детям глаза, проходя мимо родендронов. Я вам скажу, этот мужчина был самым настоящим ползучим наперстником/ползучей бузиной/лабазником и отец у него был таким же.

Источник