Меню

Уменьшительно ласкательная форма от платьев



Правописание слова «платьице» и «платьишко»: верная форма, примеры употребления

Слово «платьице» правильно пишется с окончанием на «-ице», а «платьишко» – на «-ишко». То и другое – уменьшительно-ласкательные от «платье», но их значения в русском языке кое в чём различны, и писать без разбору, «платьице» или «платьишко», возможно далеко не всегда.

Остальные варианты («платьеце», «платьецо», «платьицо») ошибочны. Возможно, вследствие ассоциации с «пальто» – «пальтецо»; «мыло» – «мыльце», но подобный способ образования ласкательно-уменьшительных форм от русских существительных в общем-то нехарактерен. К этому вопросу мы вернёмся далее, а пока что посмотрим, что означают «платьице» и «платьишко», так как вернейший способ не делать ошибок в написании слова – полностью уяснить себе его значение (или ряд значений).

А в чём разница?

«Платье», как известно, обозначает не только женскую, но и верхнюю одежду в целом (мужское платье, зимнее платье, праздничное платье). Синоним – облачение. Что же касается женского платья, и ласкательно-уменьшительных его форм, то здесь имеют место быть свои разновидности (см. рис. и пояснения к нему):

  1. Просто само по себе, или обычное женское платье – любое, предназначенное не для холодной улицы, а для наружного ношения в тёплую погоду или в холода в отапливаемых помещениях. Стиль, фасон, расцветка, покрой – какие угодно.
  2. Платьице – уменьшительно-ласкательная форма. Прежде всего – короткое, еле прикрывающее то, чему надлежит быть скрытым от чужих глаз; повседневное – достаточно свободное, не стесняющее движений, легко снимаемое, что-то вроде мини-сарафана. Но может быть и облегающим (укороченное платье-футляр) и, наоборот, «сверхсвободным», просвечивающим или как-то ещё выставляющим напоказ части тела, обычно спрятанные от постороннего взора.
  3. Платьишко – преимущественно уменьшительная форма, причем с оттенком пренебрежения, принижения. То есть платье далеко не первой новизны, перенёсшее ряд стирок: домашнее, затрапезное; возможно – неказистое, штопаное, даже засаленное. В сущности, халат, скроенный как платье. Длина, фасон, прилегает по фигуре или мешковатая хламида, степень откровенности – не имеет значения.

Для полной ясности – пример на аналогии: «Знатное пальтецо! Дорогое, небось?» – «Куда там знатное! Дешёвое пальтишко на рыбьем меху, не греет ничуть».

Правила

Чётких правил образования уменьшительно-ласкательных русских имён существительных в специальной литературе не доищешься, а школьные пособия, так сказать, по возможности гладко обтекают этот вопрос. Применительно к нашему случаю можно руководствоваться следующими указаниями:

  1. Уменьшительно-ласкательные формы существительных среднего рода, в именительном падеже оканчивающиеся на «-ье» или «-ие» с переходом к «-ье», могут быть образованы вставкой суффикса «-иц-»: «платье» – «платьице»; «застолье» – «застольице»; «намерение(ье)» – «намереньице»; «изобретение(ье)» – «изобретеньице». Исходное окончание остаётся тем же.
  2. Если существительные того же рода в том же падеже заканчиваются на «-о», то может применяться суффикс «-ец-»: «пальто» – «пальтецо»; «серебро» – «серебрецо»; «сукно» – «сукнецо». Окончание также не изменяется.

Примечание: несклоняемость существительных иностранного происхождения в таком случае не важна. К примеру, уменьшительных от «манто» в русском языке фактически нет, а «кофеёк» образовано особым образом.

  1. В тех же существительных, оканчивающихся на «-ьё», возможно использование того же суффикса «-ец-», но окончание меняется на «-о»: «бельё» – «бельецо»; «копьё» – «копьецо»; «ружьё» – «ружьецо»; «шитьё» – «шитьецо».

В числе общеупотребительных слов исключениями из этих правил являются:

«житьё» – «житьишко» (суффикс только «-ишк», и окончание меняется);

«дуло» – «дульце; «мыло» – «мыльце»; «рыло» – «рыльце»; «сало» – «сальце»; «шило» – «шильце» (кроме того, к корню добавляется «ь» (или используется суффикс «-ьц-»?) и окончание меняется с «-о» на «-е».

«Могут быть», «может» и «возможно» употреблены выше не зря. Сложность тут в том, что приведенные выше правила, так сказать, второго порядка, своего рода исключение из правил более общих, высшего ранга. Например, если использовать уменьшительные суффиксы «ишк»/«ышк», то «низшие» правила сводятся в одно, вбирающее в себя и некоторые исключения:

«платье» – «платьишко»; «житьё» – «житьишко»; «серебро» – «серебришко»; «вино» – «винишко»; «весло» – «вёслышко»; «крыло» – «крылышко»,

и подобным же путём образуются уменьшительные от слов иного строения:

Читайте также:  Платье с вырезом между грудями

«заяц» – «зайчишка»; «нужда» – «нуждишка»; «мелочь» – «мелочишка» («Это службишка, не служба» – П. П. Ершов, “Конёк-горбунок”).

Но, во-первых, становятся исключениями другие слова, подчиняющиеся «вторичным» правилам («намереньишко», «сукнишко» и «копьишко» никак не клеятся в русскую речь) и, во-вторых, значения уменьшительно-ласкательных, образованных с помощью разных суффиксов, не во всём совпадают. В общем, недаром китайский классический и русский языки считаются самыми сложными в мире: в Гарварде на изучение того и другого отводится по 2000 (!) академических часов, и это без обязательной языковой практики и стажировки (аналог ординатуры в медицине). Даром ничего не даётся; выразительность языка тоже.

Грамматика

Слово «платье» и его уменьшительно-ласкательные формы «платьице», «платьишко» – неодушевлённые имена существительные среднего рода 2-го склонения. Состоят из корня «плат-», суффиксов (в уменьшительных формах) «-иц-» и «-ишк-» соответственно, окончаний «-е» и «-о»«платьишко»). Постановка ударений и разделение переносами пла́-тье, пла́ть-ице (пла́-тьице), пла́ть-иш-ко (пла́-тьи-шко). Падежные формы:

  • Именительный (ед. ч.): пла́тье; пла́тьице (ум.-ласк.); пла́тьишко (ум.).
  • То же (мн. ч.): пла́тья; пла́тьица (ум.-ласк.); пла́тьишки (ум.).
  • Родительный (ед. ч.): пла́тья; пла́тьица (ум.-ласк.); пла́тьишка (ум.).
  • То же (мн. ч.): пла́тьев; пла́тьиц (ум.-ласк.); пла́тьишек (ум.).
  • Дательный (ед. ч.): пла́тью; пла́тьицу (ум.-ласк.); пла́тьишку (ум.).
  • То же (мн. ч.): пла́тьям; пла́тьицам (ум.-ласк.); пла́тьишкам (ум.).
  • Винительный (ед. ч.) пла́тье; пла́тьице (ум.-ласк.); пла́тьишко (ум.).
  • То же (мн. ч.): пла́тья; пла́тьица (ум.-ласк.); пла́тьишки (ум.).
  • Творительный (ед. ч.): пла́тьем; пла́тьицем (ум.-ласк.); пла́тьишком (ум.).
  • То же (мн. ч.): пла́тьями; пла́тьицами (ум.-ласк.); пла́тьишками (ум.).
  • Предложный (ед. ч.): пла́тье или пла́тьи; пла́тьице (ум.-ласк.); пла́тьишке (ум.).
  • То же (мн. ч.): пла́тьях; пла́тьицах (ум.-ласк.); пла́тьишках (ум.).

Источник

Суффиксы -иц-, -ец-. Что важно помнить, чтобы не ошибиться в написании

Приветствую всех моих читателей! Желаю вам доброго дня, чудесного настроения и крепкого здоровья!

Знаете, почему в нашем языке так много слов? А потому, что они образуются от других слов различными способами. Некоторые образуются приставочным способом, другие появляются при помощи суффиксов. А есть слова, в образовании которых участвует и суффикс и приставка (приставочно-суффиксальный способ). А еще есть слова, которые образуются путем слияния двух основ.

Правописание всех этих слов мы должны запомнить или знать правила русского языка. Богатство вашей речи зависит от того, насколько много слов вы употребляете как в устной, так и в письменной форме.

Давайте сегодня вместе с вами разберемся в правильном написании суффиксов -ИЦ- и -ЕЦ- . Спокойно и последовательно вспомним те правила, которые нам известны со школьной скамьи.

Существительные женского рода суффиксом -ИЦ-

Имена существительные женского рода могут образовывать новые слова для того, чтобы

— обозначить лиц женского пола от родственных существительных мужского рода ( царь — царИЦа, помещик — помещИЦа );

— для образования слов противоположного пола от существительных мужского рода, обозначающих название птиц либо животных ( волк — волчИЦа, медведь — медведИЦа );

— от основ некоторых имен прилагательных ( ветреный — ветренИЦа, кислый — кислИЦа );

— для придания слову уменьшительно-ласкательного значения;

а)от сущ. женского рода ( сестра — сестрИЦа, лужа — лужица )

Что следует помнить о существительных среднего рода с суффиксом -ИЦ-

б) от существительных среднего рода (платье — платьИЦе, масло — маслИЦе)/

Запомнить или вспомнить!

Если слово имеет окончание -е, то в суффиксе пишем букву И.

Если ударение стоит перед суффиксом, то пишем букву И (здАньице, желАньице).

Существительные с суффиксом -ЕЦ-

Существительные мужского рода пишутся с суффиксом -ЕЦ-, если при изменении слова суффикс исчезает. Просто поставьте слово в любом падеже, кроме именительного.

Пример. Владелец — нет кого? владельца,

морозец — нет чего? морозца

С суффиксом -ЕЦ- пишутся также существительные среднего рода с ударным окончанием -О ( ружьё — ружьецО, письмо — письмецО ).

Вывод в одной таблице

Вот и все, что нужно помнить про написание слов с суффиксами -ИЦ- и -ЕЦ-.

Подписывайтесь на мой канал! Будем вместе учиться писать грамотно.

Я никого не учу, просто напоминаю давно забытое.

Источник

Уменьшительно ласкательная форма от платьев

С самого начала обучения в занятия систематически включались упражнения в образовании существительных, а позднее и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением. Теперь подводятся итоги проделанной работы. С этой целью могут быть запланированы специальные занятия.

Читайте также:  Девочка с перчатками для бокса

Приведем примерный план одного из таких занятий.

Тема занятия: образование уменьшительной формы существительных и прилагательных.

Цель занятия: употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением; закрепление правильного произнесения окончаний прилагательных

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды и обуви (по количеству детей); две куклы разной величины и различно одетые.

Примерный ход занятия

I. Организационный момент. Образование уменьшительной формы существительных.

Дети стоят за стульями. Перед каждым ребенком лежит картинка с изображением предмета одежды или обуви. Ребенок должен назвать изображенный на картинке предмет в уменьшительной форме и сесть на свое место. Так постепенно садятся все дети.

Дети вслед за логопедом повторяют слоговые сочетания, соответствующие окончаниям прилагательных, например: ый – ий; ая – ое – ые; ое – ые – ая; ий – яя – ее и т.п.

III. Образование уменьшительной формы существительных и прилагательных (можно провести в форме игры или соревнования).

Логопед произносит сочетания прилагательных с существительными в начальной форме. Дети повторяют сочетания, употребляя уменьшительную форму.

Примерные словосочетания: голубые глаза (голубенькие глазки), белое платье, голубой бант, зелёные туфли, синий передник, красная кофта, чёрная юбка и т.д.

IV. Употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных в составе предложения.

Упражнение проводится в форме описания двух кукол разного размера и различно одетых. Куклам даются имена – Валя и Катенька. Дается инструкция: «Валя большая, на ней вся одежда большая, про неё будем говорить так: «На Вале белое платье», а про маленькую Катеньку так: «На Катеньке голубенькое платьице».

Источник

Игры и упражнения, направленные на образование и усвоение существительных в уменьшительной форме.

Юлия Поплова
Игры и упражнения, направленные на образование и усвоение существительных в уменьшительной форме.

Упражнение «Веселые бубенцы»

Цель: Упражнять детей в образовании существительных в уменьшительно – ласкательной форме с суффиксом –к- и активизировать их употребление в речи.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришла посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Достает бубенцы). Это веселые бубенцы, они звенят только тогда, когда ребята правильно выполняют задание. А задание вот какое. Я буду называть вам слово, а вы подберете к нему ласковое слово.

(дети образовывают уменьшительно – ласкательную форму от слов: дочь, береза, машина, рука, корова, лошадь, книга, рыба, подруга, голова)

Упражнение «Позови ласково»

Цель: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с использованием суффиксов –очк-, -ечк-, -оньк-, — еньк-.

Воспитатель: ребята, к нам сегодня в гости пришел в гости знаменитый фиксик Нолик.

Он очень любит играть с ребятами. Нолику вы, ребятки, очень понравились и он хочет познакомится с вами. Назовите ему имя вашего соседа ласково, например, Катя – Катенька, Миша – Мишенька.

(Дети образуют уменьшительно – ласкательную форму от слов: Лена, Ангелина, Никита, Ира, Саша, Кристина, Юля, Лёша, Илья, Сережа, Полина, Алёна. Воспитатель помогает детям, если они затрудняются в подборе правильной формы)

Упражнение «Волшебная бабочка»

Цель: закреплять умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами –очк-, -ечк-, -оньк-, — еньк-. Понимать значение данных суффиксов.

Материал: игрушечная бабочка.

Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в группу прилетела бабочка, она волшебная, На кого бабочка сядет, тот сразу становится ласковым, добрым и может говорить со всеми ласково. Хотите проверить? (сажает бабочку на ребенка и произносит слово кнопка, а ребёнок говорит ласково (кнопочка).

(Дети образуют уменьшительно – ласкательную форму от слов: папа, киса, река, мама, деревня, коза, глаза, дочь, кружка, банка, вилка, ступень, береза)

Упражнение «Скажи ласково»

Цель: учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме с использованием суффиксов –ушк-, -ышк-, -иц-, — ец-, -ц-.

Материал: карточки с картинками.

Воспитатель: ребята, посмотрите, на картинку. Это (солнце). Подскажите, как мы можем назвать его ласково? (солнышко)

(Дети подбирают ласковые слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.Предлагаемые слова: платье, голова, покрывало, дело, лужа, перо, дерево, воробьи, трава, дом)

Упражнение «В гости к кукле Кате»

Цель: Упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, активизировать их употребление в речи.

Материал: кукла Катя, игрушечная мебель, посуда, одежда.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в гости к кукле Кате. Кукла Катя маленькая, поэтому мы её можем назвать куколка. А будем звать её Катенька. У Катеньки и посудка и мебель и даже одежда тоже маленькие. Поэтому все эти предметы мы с вами попробуем назвать ласково.

Читайте также:  Мужская пижама виде животных

(Дети называют существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.Даны слова: стол, стул, зеркало, диван, чашка, ложка, вилка, блюдце, тарелка, сковородка, кастрюля, пальто, платье, носки, туфли)

Упражнение «Фиксик и человек».

Цель: Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Материал: картинка с изображением фиксика и человека

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. На ней изображен фиксик Нолик со своим другом Димой. Они очень разные. Давайте мы их сейчас сравним. Посмотрите на человека – это Дима, у него есть лоб. А посмотрите на Нолика – у него лобик. У человека ухо, а у фиксика – ушко. (дети подбирают существительные с уменьшительно – ласательными суффиксами к словам – нос, глаз, шея, рука, нога, рубаха, брюки, ботинок, палец)

Упражнение «Поход в зоопарк»

Цель: закреплять умение детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Материал: игрушки животных со звуком.

Воспитатель: ребята, мы с вами попали в необычный зоопарк. Здесь все звери молчат, пока их не назовут ласково. Хотите услышать, какие звуки произносят звери в этом зоопарке? Тогда подойдем к игрушке и назовем ласково. (Предлагаемые игрушки животных – лиса, заяц, собака, кошка, волк, медведь, овца, коза)

Упражнение «Письмо от Нолика»

Цель: закреплять умение правильно образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Материал: письмо от фиксика Нолика.

Воспитатель: Посмотрите ребята, наш друг Нолик прислал нам письмо. Откроем его? В письме вместо нескольких слов – рисунки. Давайте вместе его прочитаем.

Дорогие друзья! Ко мне в гости приезжал мой давний знакомый гномик, он рассказал мне интересную историю. Эта история мне очень понравилась и я решил поделиться ей с вам.

Однажды гномик вышел из своего ___ и отправился в маленький лес. В лесу были красивые ___, зеленела ___, пели песенки маленькие. Гномик шел по ___ и пришел к. Гномик увидел маленьких ___, они плескались и резвились в воде. Они были веселые, смешные. Рядом с ___ был ___, на котором росла. Вдруг ___ зашевелился. Гномик испугался. Это рвал ___ маленький. ___ увидел гномика и с радостью угостил его. Они подружились и целый день играли, веселились, а вечером Гномик отправился в свой ___. Ложась спать в свою___ Гномик улыбался, он радовался, что у него появился новый друг.

Дидактические игры, направленные на развитие словаря Уважаемые педагоги предлагаю вашему вниманию дидактические игры своими руками!Я работаю в логопедической группе, где очень важно развивать.

Игры, направленные на развитие речевого дыхания у дошкольников. Чтобы научить ребёнка владеть языком, надо прежде всего научить его правильно дышать: и та другая функции выполняются одними и теми же органами.

Игры, направленные на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста Данная тема является очень актуальной, потому что овладение богатым словарным запасом дает возможность ребенку: •общаться со сверстниками.

Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния Игры, направленные на развитие умения различать эмоциональные состояния. Фотография Возраст участников: 3-х лет. Задачи: Познакомить.

Игры, направленные на снижение агрессивности дошкольников «Воробьиные драки Цель: снятие физических агрессий Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробьев» (приседают, обхватив колени.

Подвижные игры, направленные на формирование ЗОЖ Авторские подвижные игры на формирование ЗОЖ Игра «Иммунитет» Выбирается водящий, который играет роль «Вируса». 2-3 детям раздается «иммунитет».

Конспект прогулки в форме квест-игры «Любимые игры бабушек и дедушек» Цель: Развитие интереса и положительной мотивации. Задачи: — Закреплять навык основных движений: ходьбы, бега, прыжков в подвижных играх.

Родительское собрание в форме деловой игры «Народные игры и их роль в воспитанаии детей» Цель работы: приобщение родителей к народной игре, как к форме взаимодействия с детьми. «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь,.

Социально-ориентированные игры для организации взаимодействия детей и воспитателей. Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме Игры-занятия в партнерской форме требуют от взрослого придерживаться определенного стиля поведения, который.

Упражнения, направленные на коррекцию и формирование коммуникативных навыков на тему «Созвездие» (Старшая группа) Эти упражнения способствуют формированию сотрудничества, дают возможность детям осуществить перенос возникших отношений за пределы упражнений.

Источник