Меню

Супер платье кэмпбелл энди уорхол



Почему 32 картины Энди Уорхола, на которых были нарисованы только банки с супом, стали арт-сенсацией

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Для Уорхола, которому тогда было тридцать четыре года, это была первая персональная выставка живописи. К тому времени он почти десять лет проработал ведущим коммерческим художником, работая с такими бизнес-империями, как Tiffany & Co. и Dior. Энди был полон решимости стать «настоящим» художником, признанным музеями и критиками. Его секретное оружие? Зарождающийся стиль «поп-арт».

Что означают картины с супом?

Поп-арт перевернул традиционное искусство с ног на голову. Вместо портретов, пейзажей, батальных сцен или других предметов, которые эксперты считали «искусством», такие художники, как Уорхол, брали изображения из рекламы, комиксов и других элементов популярной культуры. Они использовали юмор и иронию, чтобы прокомментировать, как массовое производство и потребительство стали доминировать в американской (и не только) жизни и культуре.

Художники-абстракционисты 1950-х годов, такие как Джексон Поллок, могли прославить себя как творческие гении-индивидуалисты. Художники 1960-х годов придерживались противоположного подхода. Они пытались сгладить или устранить все следы своих собственных художественных процессов — например, мазки кистью. Они всегда старались сделать так, чтобы их работа казалась почти механической, как предмет массового выпуска, который она изображала. Почти.

Чтобы нарисовать картину «Банка супа Кэмпбелла», Уорхол спроецировал изображение банки супа на свой чистый холст, обрисовал контур и детали, а затем аккуратно заполнил его, используя кисти и краски. Для единообразия он использовал ручной штамп, чтобы нарисовать геральдический узор вокруг нижнего края каждой этикетки, но не всегда получалось правильно. Мелкие детали — крошечные пятна красного цвета на картине «Томатный суп», неравномерно нанесённый штамп геральдической лилии на других — выдавали ручное происхождение картин. Используя техники изобразительного искусства для изображения предметов повседневного потребления, Уорхол уловил существенное противоречие в поп-арте. Хотя они должны были выглядеть так, как будто они были сделаны механически, каждая картина немного отличалась — и не только этикеткой.

Есть одна общая черта, которая объединяет все тридцать две картины. Вместо того, чтобы детализировать замысловатый медальон в центре этикетки каждой банки, представляющий «золотую медаль качества», которую суп Кэмпбелла выиграл на Парижской выставке 1900 года, Уорхол заменил его простым золотым кружком. Биограф Уорхола, Блейк Гопник, размышлял об этом так: «Это просто потому, что другие краски плохо держатся на золоте? Или потому что получение настоящих медалей требует слишком много усилий? Или может ему просто понравился графический штамп золотого круга?»

Графический эффект и атмосфера ностальгии – это может быть теми двумя причинами, по которым Уорхол выбрал линейку продуктов Кэмпбелла в качестве своей поп-иконы. Классический дизайн лейбла мало изменился с момента его дебюта на рубеже 20-го века. В том числе домашний, скорописный шрифт «Кэмпбелл», который, по словам архивиста компании, был очень похож на подпись основателя Джозефа Кэмпбелла. А сам Уорхол вырос на супе Кэмпбелла. «Я ел его. Один и тот же обед в течение двадцати лет», — сказал он.

Как впервые картины увидели свет

Когда в 1962 году открылась выставка Уорхола, поп-культура только зарождалась. Люди понятия не имели, что делать с искусством, которое так отличалось от всего, чем должно было быть искусство.

Во-первых, Ирвинг Блюм, один из владельцев галереи Ferus, решил выставить картины на узких полках по всей длине галереи, как в проходе супермаркета. «Банки стоят на полках», — сказал он позже о своей инсталляции. Почему бы и нет?

Шоу не произвело фурор, на который надеялись Блюм и Уорхол. На самом деле, тот небольшой отклик, который был получен от публики или искусствоведов, был довольно резким. «Этот молодой «художник» либо тупоголовый дурак, либо упрямый шарлатан», — написал один критик. Карикатура в Los Angeles Times высмеивает картины и их предполагаемых зрителей. «Откровенно говоря, сливки из спаржи на меня не действуют», — говорит один любитель искусства другому, стоя в галерее. «Но ужасающая насыщенность куриной лапши даёт мне подлинное чувство дзен». Торговец произведениями искусства рядом с галереей Ферус был ещё более резким. Он разложил в своём окне настоящие банки с супом Кэмпбелла вместе с надписью: «Не вводите себя в заблуждение. Получите оригинал. Наша низкая цена — два за 33 цента».

Несмотря на всё это, Блюму удалось продать пять картин — в основном друзьям, включая актёра Денниса Хоппера. Но ещё до того, как шоу закрылось, он вдруг передумал. Понимая, что картины лучше всего подходят для полного набора, Блюм выкупил те, которые продал. Он согласился заплатить Уорхолу 1000 долларов за всё. Уорхол был в восторге — он всегда думал о «Банках с супом Кэмпбелла» как о наборе. И для художника, и для дилера это решение было «хитрым» ходом, который в будущем окупился.

Читайте также:  Плащи для девочек от зара

Почему картины стали такой сенсацией?

Как только публика и критики преодолели шок, они стали созревать до консервных банок Уорхола. Во-первых, это было свежей идеей в искусстве. Насколько сложно понять картину, если оригинал, вероятно, лежит на кухонной полке? Критики начали замечать хитрый ироничный юмор в «портретах» Уорхола Скотч Бульон и Куриный Гамбо. И решение Блюма сохранить картины вместе усилило их влияние.

Выставка в Ferus Gallery стала поворотным моментом в карьере Уорхола. После «Банок супа Кэмпбелла» Уорхол переключился с рисования на шелкографию, процесс, который давал более механические результаты и позволял ему создавать несколько версий одной работы. Его репутация продолжала расти. К 1964 году запрашиваемая цена за одну картину суповой банки, отсутствовавшую в наборе Блюма, выросла до 1500 долларов, и нью-йоркские светские личности носили бумажные платья с принтом суповых банок, изготовленные на заказ самим Уорхолом.

Сама Campbell’s Soups вскоре присоединилась к всеобщему веселью. В конце 1960-х компания ухватилась за популярную тогда причуду бумажных платьев, выпустив «Souper Dress» (супер платье) и маленькую сумочку, покрытую этикетками для супов в стиле Уорхола. Каждое платье имело три золотые полосы внизу, поэтому владелица могла обрезать платье до идеальной длины, не разрезая рисунок консервной банки. Цена: 1 доллар и две этикетки Campbell’s Soup.

Сегодня консервные банки с супом Уорхола остаются иконой поп-культуры: от тарелок и кружек, до галстуков, футболок, досок для сёрфинга и колод для скейтбордов. Один из самых ярких снимков был связан с самим Уорхолом: на обложке журнала Esquire в мае 1969 года он тонул в банке с томатным супом Кэмпбелла.

В конце концов, консервные банки Уорхола были признаны Музеем современного искусства достойными называться искусством. В 1996 году музей выкупил у Ирвинга Блюма все тридцать две картины за космические 15 миллионов долларов — потрясающая отдача от его инвестиций в 1000 долларов в 1962 году. Даже платье Souper Dress было объявлено классикой. В 1995 году, за год до того, как картины попали в Музей современного искусства, они вошли в коллекцию музея Метрополитен.

Искусство заставляет нас остановиться и задуматься, а что же на самом деле хотел сказать художник? Часто же бывает такое, что оно нас просто поражает в самое сердце, вызывая восхищение мастерством творца шедевра. Прочтите нашу статью в чём секрет «хитрых» фресок XVII века в римской церкви Святого Игнатия: 3D-технологии прошлого.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Выставка Энди Уорхола в Москве: о знаковых работах «отца поп-арта»

Продюсер выставки Энди Уорхола, которую сегодня с опозданием на полгода привезли в Москву, не случайно сразу сказал, что картины застрахованы на десятки миллионов долларов. Дело в том, что шедевры поп-арта разместились в том же здании Новой Третьяковки, где месяц назад произошел потоп. Впрочем, любой скандал — это как раз в духе Уорхола.

Когда повторение — «мать» совсем не учения, а серьезной капитализации. Ряды разноцветных Мао Цзэдунов, десятки банок консервированного супа, этажи одинаковых кинодив — тут что ни арт-объект, то препарирование характера и психологии общества потребления. Казалось, что с появлением на арт-сцене самого прагматичного из художников над академическим искусством опустился занавес, пестрящий кислотными изображениями Мэрилин Монро.

Самая громогласная симфония масскульта сотрясает Москву набором клише, возведенных в абсолют. Арт-провокатор из 60-х завораживает и век XXI, который, кажется, видел уже все. Так что же получается, тиражируемое искусство еще не вышло в тираж?

До сих пор арт-критики гадают, что это — наглая мистификация или весьма специфическая попытка отдать дань таланту главной блондинки Голливуда? Центральной героиней самой знаковой работы Уорхолла Монро стала в день ее смерти. Сотни, тысячи Мэрилин впоследствии сошли с безотказного конвейера на знаменитой «фабрике» художника на Манхэттене: он не писал картины, печатал их на станке. Но главное, выходец из эмигрантской среды — этот странный персонаж в вечном седом парике — поместил самое обыденное и банальное в область легитимного искусства.

«Энди нравились две вещи в своей жизни — это деньги (сами знаете его большой принт и работу «Доллар») и «Суп Кэмпбелл». Энди Уорхолл всю жизнь ел суп «Кэмпбелл». Даже в некоторых интервью он говорил: «Я ем его каждый день». Его мать Юлия Уорхолл, которая сопровождала его и жила с ним, по сути, до самой смерти, она готовила ему каждый день этот суп», — рассказывает продюсер выставки «Я, Энди Уорхол» Александр Начкебия.

Революционер от коммерческого поп-арта просто не мог не присматриваться к революции Октябрьской социалистической. И ее вождю. Как бы сейчас сказали, «хайпанул на славу». Сквозь оптику Уорхолла Ильич предстает не только вождем мирового пролетариата, а настоящей суперзвездой. А селебрити, как известно, мало не бывает. Поэтому «Лениных» вышло много, на любой вкус.

Странное искусство Уорхолла принесло ему мировую известность, став из рафинированного действительно народным, дружбу с Бобом Диланом, Миком Джаггером и Патти Смит, самые шумные вечеринки Нью-Йорка и, конечно, миллионное состояние.

Читайте также:  Мужской пиджак спицами схемы с описаниями

Уорхол и сегодня один из самых дорогих художников. И коллекционеры за ценой не постоят, даже в кризис могут выложить по 60-80 миллионов долларов. Сам Уорхолл в многочисленных интервью утверждал, что ничего особенного не делает. Просто множит и повторяет изображения. И смыслы. Вот только ремейка «реальной жизни» он боялся больше всего: после попытки покушения до самой смерти носил бронежилет под своими эксцентричными нарядами.

Источник

Томатный суп, переспелый банан и Мэрилин Монро: главные хиты Энди Уорхола

В пятницу, 25 сентября, в здании Новой Третьяковки открывается выставка самого знаменитого американского художника Энди Уорхола. Именно он превратил простые обыденные вещи вроде бутылки газировки и банки супа в произведения искусства. Рассказываем о трех работах, которые сделали его знаменитым.

32 банки супа «Кэмпбелл»

Энди Уорхол родился в индустриальном Питтсбурге в семье словацких эмигрантов. Часто на столе у них не было ничего кроме кетчупа, разбавленного водой, и супа «Кэмпбелл», который, как утверждал сам Уорхол, он ел каждый день 20 лет подряд. Неудивительно, что именно эта консервная банка стала одной из самых знаковых работ художника. Она была олицетворением культуры потребления, которая для Уорхола была частью искусства. Первые банки художник рисовал от руки, а затем «штамповал» супы своим любимым методом – шелкографией. Одна из банок с открывашкой, уже обретя статус культовой в мире поп-арта, в 2010 году ушла с молотка за 24 миллиона долларов.

Диптих Мэрилин

Энди Уорхол с детства был большим поклонником голливудских звезд. Он считал, что современные американцы поклоняются актерам как святым, а Монро была его любимицей. Через неделю после ее самоубийства в августе 1962 года тогда еще малоизвестный художник начал работу над будущим символом всего поп-арта. 25 разноцветных и 25 черно-белых изображений Монро – это один и тот же кадр со съемок нуара «Ниагара» (1952). Такой же контрастной он видел всю жизнь главного секс-символа 1950-х. Сотворил диптих он опять же с помощью трафаретной печати, которую так ненавидели чопорные критики.

Банан

Обложка альбома The Velvet Underground & Nico, 1967 год. Фото:Wikimedia / Verve

Энди Уорхол был музыкальным продюсером. В 1960-х он занимался продвижением легендарной рок-группы The Velvet Underground. Первым делом он предложил взять на роль вокалистки немецкую актрису Нико, вторым – самостоятельно создать обложку для дебютного альбома. Так, в 1967 году появился банан – переспелый ярко-желтый фрукт на белом фоне. Оригинальный тираж пластинки был интерактивным: альбом продавали с бананом-стикером, оторвав его от конверта, можно было увидеть розовую мякоть. Дорогая в производстве обложка быстро получила статус легендарной. Однако следующий альбом рокеры выпустили уже без Уорхола и Нико. В арт-коллекции короля поп-арта есть обложки для Джона Леннона, Лайзы Минелли, Ареты Франклин, групп The Smiths и Rolling stone.

«Я, Энди Уорхол»
25 сентября – 10 января
Выставочный зал Союза Художников России в здании Новой Третьяковки
ул. Крымский Вал, 10
Билет: 600 рублей

Источник

Выставку Энди Уорхола в Москве назвали фейком, а организаторов мошенниками. Разбираемся, так ли это

На днях в телеграм-каналах «НЕБОЖЕНА» и «Печенюшки» появилось большое количество постов, посвященных «фейковости» выставки «Я, Энди Уорхол» в «Новой Третьяковке». Как журналист, искусствовед и, в конце концов, рядовой посетитель нашумевшей выставки, я не могла не попытаться разобраться в этой истории.

1. Основные претензии

  • Общая суть претензий телеграм-авторов сводится к тому, что, ну не могут супердорогие работы Уорхола выставляться в таком пространстве, как зал Союза художников в здании «Новой Третьяковки». Четвертый этаж, на котором разместилась выставка, якобы находится в аварийном состоянии, да и вообще, инфопартнерство и просто партнерство у этой выставки заметно скуднее, чем у той, что случилась в Москве в 2001 году. Непорядок!
  • Еще одна претензия — к достоверности выставляемых работ. Мол, на сайте выставки заявлены 200 подлинников, а подтвердить, что это подлинники, якобы, никто не может.
  • Та же «НЕБОЖЕНА» пишет, что «оригиналы» от Уорхола должны быть помечены специальными эстампами, которых на работах в «Новой Третьяковке» замечено не было, а в экспликациях к работам нет серийных номеров.
  • Кроме того, сомневающиеся граждане отмечают, что нигде не написано, из каких конкретно коллекций приехал «наш» Уорхол. И Уорхол ли это на самом деле. Этикетки не содержат эту информацию, а значит, налицо обман!
  • Особо отмечается, что наши организаторы просто купили у Фонда Уорхола права на использование изображений и создали свои копии, которые не имеют никакого отношения к самому художнику.
  • Вопросы возникли почти ко всей экспозиции, исключая, разве что, журнальные фэшн-иллюстрации Энди. Например, авторы «тг» поставили под сомнение достоверность серии «Красный Ленин» и «Мао». Якобы такой цветовой гаммы у настоящего Энди не было и быть не могло.

2. Ответ организаторов выставки

  • Продюсер выставки — бизнесмен Александр Начкебия, который ранее организовывал выставку Бэнкси (которую наша публика тоже встретила грандиозным скандалом). Куратором выставки называется специалист по современному искусству Джанни Меркурио, за плечами которого уже есть одна выставка Уорхола.
  • На все возгласы недоверия со стороны обеспокоенной общественности организаторы отвечают однозначно: работы — подлинные, хранящиеся в частных коллекциях и музее Энди Уорхола в Питтсбурге. Называется целый ряд коллекций, из которых к нам приехали работы короля поп-арта:
  • В частности, те самые «Мао» и «Ленин» приехали из итальянской коллекции Фонда Орси, который владеет ими более двадцати лет. Особо отмечается, что у этих работ есть сертификат подлинности от Фонда Уорхола и и опубликованы в одном из томов каталога Raisonnée художника, в котором фиксируются все подлинные работы. Помимо работ Уорхола в зале «Мао» есть и работы Sunday B Morning, с которым художник сотрудничал лично.
Читайте также:  Чехол под платье своими руками выкройки для начинающих

3. Что говорят искусствоведы?

Александра Данилова из Галереи искусств стран Европы и Америки Пушкинского музея говорит однозначно: даже если мы имеем дело не с работами, созданными ЛИЧНО Энди Уорхолом, а с копиями, созданными на «Фабрике» или в коллаборациях — это абсолютно в духе, в стиле и в пределах логики самого Уорхола. Задачей художника было как раз-таки многократное копирование, тиражирование искусства, его медийность, его практически маркетинговый эффект. Именно поэтому Уорхол применял шелкографию, чтобы быстро и качественно создавать копии работ. И именно поэтому грань между копией и оригиналом в данном случае очень нечёткая.

5. Что я думаю

Почитав подробнее о выставке и углубившись в вопрос копирования, работы уорхоловской «Фабрики» и так далее, я пришла к таким выводам:

  • При жизни Уорхола было создано более трёхсот портретов «Мао». Говорить «это не его расцветка» и «такого нет в коллекциях» по меньшей мере странно, потому что утверждать, что вы знаете наизусть все триста экземпляров, часть из которых практически не различается — довольно странно. Вот тут вы можете посмотреть, что хранится в нью-йоркском «Мете», например. И это ОЧЕНЬ маленькая часть того, что вообще в принципе хранится в музеях по всему миру.
  • Конкретный «Мао», который вызвал вопросы у «НЕБОЖЕНЫ», действительно изготовлен не Уорхолом, а загадочным Sunday B. Morning , которого упоминали куратор и организаторы выставки, то есть, здесь нет никакого обмана.
  • Кстати, любопытно, кем был этот Sunday B. Morning. Сначала он был одним из бельгийских друзей Уорхола, с которыми тот создавал коллаборации. Однако в какой-то момент «дружба» распалась, и дружочек Сандэй Би начал копировать работы Уорхола без разрешения, да так рьяно, что художник, завидев чужую «жалкую копию», стремился подписать ее в духе «Это не моё. Энди Уорхол».
  • Ну а все остальные «Мао» с лёгкостью гуглятся по галереям. Например, вот эти выставлялись в Вене в 2017 году (простите за сток):

А вот эти — в Милуоки (США)

  • В любом случае, эстампы, которые так отчаянно искали телеграм-подружки, ставятся на задник, но никак не на лицевую часть работы. То есть, отсутствие каких-либо знаков прям поверх портрета китайского или советского вождя, вовсе не означают, что они фейковые.
  • Так что я не считаю организаторов обманщиками, хотя на экспертность претендовать не буду.

6. Предыдущие скандалы, связанные с подлинностью работ Уорхола:

Как я уже говорила, у Энди было гигантское количество копий и копий копий копий, сделанных с помощью шелкографии, так что зачастую говорить о подлинности довольно тяжело. Фонд изобразительных искусств Энди Уорхола был учрежден, в частности, чтобы помогать разбираться в этой ситуации. Коллекционеры показывали им свои приобретения, а фонд говорил: настоящее или нет.

В 1995 году американский коллекционер и близкий друг Уорхола Джо Саймон-Уилан обратился в фонд с «Красным Портретом», купленным в 1989 году. И что вы думаете? Фонд поставил на него эстамп «ОТКАЗАНО» нечитаемой красной тушью. Ни стереть, ни опровергнуть. Все попытки разобраться с помощью провенанса работы, ни к чему не привели. Пришлось смириться.

А в 2003 году Фонд отверг еще один «Красный портрет», который некогда был куплен у самого художника напрямую. И тоже доказать ничего не удалось.

Бывали и другие забавные истории: сначала фонд называл работу подлинной при покупке, а при продаже внезапно менял ее статус.

Так что нынешний скандал — далеко не первый и, я уверена, не последний. Ну а чтобы разобраться в ситуации поподробнее — я отправила запросы напрямую в Фонд изобразительных искусств Энди Уорхола и в музей Энди Уорхола в Питтсбурге. Будем ждать вразумительного ответа. Обязательно опубликую на канале со скринами, если ответят.

Дорогие друзья, спасибо за ваш интерес! Ставьте лайк, если понравилась статья, и не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски «Очень странного искусства» 😉

А если хотите просто почитать про выставку и творчество Энди без скандалов, интриг и расследований — вам СЮДА и СЮДА .

Источник