Меню

Староверы как завязать платок



История обычая покрывать голову на Руси и способы ношения платка в зависимости от статуса и положения

Откуда на Руси появилась традиция носить платки? Головные уборы в старину имели практическое назначение. Они защищали от холода и жары. К тому же, они многое могли поведать о своей хозяйке. Например, по ним можно было судить о статусе женщины, о семейном положении и ее семье. Молодые незамужние девушки обычно носили головные уборы, которые не покрывали волосы. После замужества женщина должна была покрывать голову. Ее волосы мог видеть только супруг.

Появление платков

В разных регионах Руси носили совершенно разные головые уборы. Некоторые из них имели сложную конструкцию и состояли из нескольких деталей. Чем состоятельнее была семья женщины, тем более роскошным был ее головной убор. Примерно в семнадцатом веке все чаще представительницы прекрасного пола стали носить платки, которые постепенно становились все более популярны.

Как их носили?

Платки не только защищали от солнца и дождя, но и украшали владелицу. Именно по этой причине женщины делали вышивки на ткани. Такие платки называли «убрус» и завязывали под подбородком.

Также их носили внакидку. В этом случае косынку набрасывали на голову, но не завязывали концы. Таким образом носили платочки горожанки в семнадцатом веке. Позднее таким же способом носили толстые теплые шали на плечах в зимнее время.

В некоторых регионах косынки носили «на покромку». В этом случае их закалывали булавкой под подбородком. Такой вариант ношения был характерен для женщин из старообрядческих семей Владимирской, Архангельской, Нижегородской и Костромской областей.

Вспомним картину «Купчиха за чаем» знаменитого русского художника Кустодиева. На ней изображена красавица, на голове которой красуется косынка. Кончики платка кокетливо завязаны надо лбом. Так носили косынки женщины из купеческих семей.

Молодые девушки на выданье чаще всего носили платки, завязав узлом под подбородком. По мнению историков, такой вариант ношения пришел нам от немцев через поляков.

Замужние женщины носили платки по-бабьи. Они скрещивали кончики под подбородком, после чего связывали их сзади на шее.

Совсем иначе носили платки дворянки. Женщины из высшего общества копировали модниц и Западной Европы. Следуя рекомендациям модных французских журналов, дамы носили кружевные и ажурные платки-накидки и дорогие шали.

В двадцатом веке косынки стали носить колхозницы и работницы фабрик. Одни платками защищали себя от ветра и солнца, а другие использовали их для безопасности.

С древних времен

По мнению ученых, ношение женщинами платков позволяло уберечься от простуд. С давних времен наши предки считали, что вся женская сила кроется в волосах. Поэтому еще в Древней Руси полагали, что женщина с непокрытой головой – это ведьма. Простоволосых баб очень боялись, ведь они могли навести порчу и сглаз. К тому же, считалось, что колдуньи воздействуют на женщин через волосы. Именно по этой причине локоны прятали под косынками и другими головными уборами. Ничего не изменилось в этом отношении и с приходом христианства. Согласно новым канонам, женщинам нельзя было заходить в храм, не порыв голову платком.

Современные представительницы прекрасного пола не так часто используют косынки. Чаще всего их носят лишь в качестве модного аксессуара, который дополняет стильный образ.

Источник

Староверы как завязать платок

Казахстан, безпоповцы (стариковцы), самое необычное фото,нетипичное

В наш век платок закалывают булавкой, а вот интересно, чем же закалывали в давние времена в отдалённых поселениях, где не было металла и которые не имели связи с внешним миром?

В наш век платок закалывают булавкой

По разному, некоторые просто подвязывают узлом.
Наталия пишет:

чем же закалывали в давние времена в отдалённых поселениях, где не было металла и которые не имели связи с внешним миром?

По местному обычаю, кто как, тут Алеко как-то приводил вообще экзотическую фоту из музея, когда платок в роспуск подвязывали под подбородком веревочкой.

интересно, чем же закалывали в давние времена в отдалённых поселениях,

Прошу прощения, какие иенно времена Вас интересуют, и сколь отдалённые селения?

Фибулы. из кости, рога и дерева. но железо было и в отдаленных деревнях и в древние века.


Очень удобное фото , чтобы разглядеть, что при всей простоте процесса,платок лежит у всех девушек чуть по-разному,как оно обычно и бывает в жизни.
Когда вы прочитаете тему до конца,то сами сможете увидеть какие погрешности допущены каждой из участниц фото .

РДЦ, п.Урск.


Безпоповцы (либо поморцы , либо феодосеевцы)

Два основных принципа повязывания платка : на угол и на кромку .
Обычай закалывать платок под подбородком булавкой распространен среди всех старообрядческих согласий. Однако на юге, в частности в приходах некрасовцев, платок завязывают на узел, что напоминает обычай новообрядческих прихожанок. Осмысливая это различие, некоторые старообрядки трактуют обычай завязывать платок на узел, как знак иудиной удавки, символ христоотступничества, что не имеет основания в церковных преданиях, но характерно для народного толкования.

В небрачных безпоповских согласиях по тому, как надет платок, можно отличить девственниц. Они носят платок так, что на спине он лежит кромкой, а прочие жены надевают платок «на угол».
Далее расскажу каких ошибок надо постараться избежать
покрывая голову платком.

Просто боярыня. Девица , наверно .

Может не так уж и неправы те ,кто говорит что платок на кромку символ девства. Вот и у католиков очень похожее облачение имеется и у никониян.

Сестры милосердия марфо-мариинской обители.

Как бы вы не повязывали платок, главное не выглядеть небрежно. Поэтому делайте это до выхода из дому перед зеркалом, а не на ходу перед входом в храм.
Если вы покрываетесь » на угол» потяните за уголки ,проверьте чтобы оба конца спереди были одинаковой длины и только потом подкалывайте булавку.
Еще один маленький но важный момент. Как бы вы не старались сложить плат ровно по диагонали , все-таки одна сторона получается чуть больше другой. Это нормально,однако следите только чтобы меньшая сторона не оказалась поверх большей и чтобы разница между большей и меньшей сторонами не была слишком велика.

Следующий момент , который нигде не записан, но который негласно соблюдается это ношение платка поверх зимней верхней одежды. Смысл этого правила в том , что если вы сначала одели платок , а потом шубу или пальто, то вытащите все концы из под пальто и аккуратно расправьте. После этого можно выходить из дома.

На примере этой фотографии разберем еще пару моментов.

  • Вы видите, концы платка расположены внахлест, что конечно же не является грубым нарушением , но выглядит все-таки небрежно. Лучше этого избегать.
  • Волосы выглядывают из-под платка, что тоже конечно терпимое нарушение , но в идеале волосы должны быть спрятаны. Если из-под платка торчит челка,используйте обруч для волос , чтобы поднять челку а после одеть платок. Выглядеть будет гораздо аккуратнее.

    Совершенно очаровательное создание
    Говоря же о платке, плохо , когда концы оказываются слишком внахлест, но плохо и когда слишком далеко отстоят друг от друга и не образуют совершенный треугольник.
    Еще раз повторюсь, что на все эти мелочи нет никаких специальных правил. Все это неписаные правила , которые диктуюся желанием выглядеть аккуратно, собранно и красиво.

    Художник изобразил платок безупречно, что радует 🙂

    Почему одни согласия носят платки преимущественно черные, другие преимущественно белые, одни с рисунком , другие однотонные?
    Оставлю ответ на этот вопрос людям более сведущим. Скажу лишь для новичков, что белые платки чаще всего в поповских общинах , а черные в беспоповских.
    И как всегда в жизни бывают исключения. Например община брачных поморцев в Москве носят белые платки.
    А здесь фото женского облачения староверов поповцев
    из музея г Городец.

    Вот спасибо большое за такую нужную тему! У меня только бабушка была верующая, и я так и не выучилась носить платок красиво. А какую булавку лучше выбрать — которая закалывается. или с шариком, чтобы держалась лучше?

    Катеринушка ,шарик это неважно ,и так и так хорошо держится. И вообще булавка имеет дурную привычку теряться, потому со временем у Вас войдет в привычку покупать их много и про запас и прикалывать их ко всякому платью и сумочке , просто чтоб была :). Опять же со временем Вы сами заметите , какому платку какая булавка лучше подходит.Если платок тонкий шелковый или наоборот плотный шерстяной, то и булавку подбираем соответственно. Единственно что могу посоветовать, быть осторожной с дешевыми китайскими булавками. Во первых, они плохо прокалывают ткань, проще говоря тупые.
    Во вторых , имеют на себе какие то зазубрины и тем портят платок ,оставляют на нем затяжки . В третьих, просто быстро ломаются, отваливается головка.
    Ну вот вроде про булавку все.

    Читайте также:  Отпарить свадебное платье химчистка

    Спасибо, что подсказали. Я теперь поищу хорошие. Потому как в наших краях именно китайских валом, и я знаю, что они ткань портят, думала что может какие меньше ее портят, поэтому и спросила.

    где же купить качественных булавок.

    Совершенно очаровательное создание

    Девочки! А для чего этому очаровательному созданию платок . Дите ведь . К тому же белый (который на упокойниц одевают) Спаси Вас Христос!

    Источник

    5 русских способов носить платок красиво

    Русский платок — это яркий и теплый аксессуар, который подойдет и для классического наряда, и образа в стиле этно, и бохо, и добавит женственности спортивному стилю. В Россию они пришли с востока в 17 веке и стали очень популярными у девушек (до того носили что-то вроде вышитых льняных шарфов поверх шапочки). Головные уборы нужно было носить обязательно: считалось, что с непокрытой головой женщину могли видеть только близкие родственники, к тому же, без платка нельзя было ходить в церковь. Зимой же платки и шали защищали и от морозов, и от ветров.

    Как правило, русские платки делают из натуральных материалов с добавлением шерсти или шелка и расписывают затейливыми узорами. Встречаются и турецкие орнаменты («огурцы» и «бобы»), и цветочные рисунки, и набивные узоры. Самые узнаваемые русские платки с узорами с конца 18 века производят в Павловском Посаде в Московской области, а «зимние» вязаные из пуха шали делают мастера в Оренбурге.

    В разных регионах России существовали свои способы завязывания платка. А кроме того, они отличались в зависимости от статуса (замужняя или свободная) и цели выхода из дома (в церковь, на на праздник и т.д.). Некоторые из них можно и сегодня взять на модное вооружение.

    1. Узел под подбородком

    Платок, повязанный как у девочки с обертки шоколада «Аленка», носят обычно молодые девушки. Лучше всего так повязывать платок из тонких тканей весной или осенью — зимой будет прохладно, но от ветра голова будет спасена! Историки считают, что этот способ пришел из Германии, однако так «русифицировался», что теперь считается эталонно русским. В советские годы повязанный таким способом платок был, фактически, частью униформ работниц фабрик, колхозов и совхозов. Дело в том, что по технике безопасности волосы должны были быть убраны, а такой узел, к тому же, защищал шею от ветра. Кстати, именно к такому образу отлично подойдут любые прически с косами.

    2. Концы назад

    Этот способ, который в народе называют «внакидку», был популярен у жительниц городов еще в 17 веке. Платок набрасывается на голову, а концы не завязываются узлом, а просто скрещиваются и перебрасываются назад, чтобы зафиксировать головной убор.

    3. Вокруг шеи

    Раньше так носили платки замужние женщины, чтобы подчеркнуть свой статус. А вот сейчас это один из самых популярных способов в России носить платок зимой с классической шубой или дубленкой. Накидываем платок на голову, концы скрещиваем, обматываем вокруг шеи, завязываем и убираем под воротник.

    Многие девушки носят так платок поверх обычной шерстяной шапки, чтобы было теплее и не продувало.

    Этот способ ношения платка наиболее часто девушки выбирают и для походов в церковь, но не завязывают тугие узлы.

    4. Узел наверх

    Помните картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»?

    Обратите внимание, как повязан у этой русской красавицы платок — концы убраны в аккуратный узелок спереди и подняты наверх. И сам узелок выглядит, как лепестки цветов. Так на самом деле носили платки представительницы этого сословия, а потому такой способ и называется «по-купечески».

    А сегодня этот головной убор дополнит образы в стиле «пин-ап» и «спорт-шик». Ну, или защитит голову от яркого солнца на природе.

    5. Узел назад

    Такой способ ношения платка считается традиционным для жительниц южных регионов России. Сегодня так удобно носить платки с высокими гладкими прическами.

    Источник

    Азям и сарафан. Дресс-код староверов-беспоповцев из крупных городов

    Рассказать в одной статье о дресс-коде староверов всех согласий невозможно: сегодня герои портала «Русский мир» — староверы-беспоповцы из крупных городов Северо-Запада.

    «Вы заметили, что у наших несовременные лица?» — спросил старовер Владимир Шамарин и тут же сам ответил на свой вопрос:

    Характер и суть человека должны сочетаться с костюмом. Косоворотку или сарафан не на каждого можно надеть.

    На несовременность лиц сложно не обратить внимания. Даже в обычной одежде староверы нередко выглядят как люди из другого века. Человеку, далекому от русской истории, бородачи в косоворотках могут показаться странными, эдакими «идейными ряжеными». Но веру без сохранения традиций, в том числе и в одежде, не сберечь. Потому, возможно, взгляды ревнителей древнего благочестия станут хотя бы понятнее, если мы попытаемся «прочесть» их кос­тюм. Рассказать в одной статье о дресс-коде староверов всех согласий невозможно. Мои герои — староверы-беспоповцы из крупных городов Северо-Запада.

    Люди существуют в определенную эпоху, потому говорить о них в отрыве от исторического контекста неверно. Конечно, ­сегодняшние староверы отличаются от своих предков, живших много веков назад, ведь внешняя жизнь влияет и на внутреннюю. Хотя у старообрядцев исстари существуют свои правила, их строгость и соблюдение — личное дело каждого. Далеко не все в повседневности одеваются по завету предков, но некоторые правила стараются соблюдать строго. Так, строгий старовер не должен «замирщаться», то есть бывать в храме иноверцев во время службы (исключение — посещение новообрядческих соборов ради поклонения чудотворным иконам — прим. авт.); обязан «соблюдать личную посуду», то есть не пользоваться с иноверцами общей, и так далее. Свои правила есть и в одежде, поскольку костюм — отражение картины мира человека, «ментальный паспорт».

    По канону

    Традиционный русский кос­тюм, носившийся большинством староверов еще сто лет назад, ныне вышел из каждо­дневного употребления, — говорит историк-религиовед Дмитрий Урушев. — Он надевается только для посещения служб в храмах. В обычной жизни старообрядцы носят самую обычную одежду. Единственное правило, соблюдаемое ими в одежде, — скромность. Основа традиционного староверческого платья — русский крестьянский костюм. В XVIII веке, когда формировались старообрядческие купечество и мещанство, быт горожан мало отличался от крестьянского. Тем более что в города переселялись разбогатевшие мужики, выкупаясь из крепостной зависимости. С собой они приносили деревенские привычки, в том числе расположенность к русской одежде. В XVIII столетии старообрядцы одевались исключительно по-народному. Этого требовали и законы царской России. Например, указы Петра I предписывали староверам носить именно русское ­платье, да еще и намеренно архаичного покроя — по моде чуть ли не середины XVII века. В XIX столетии старообрядцы-купцы и мещане начинают постепенно приобщаться к современной европейской одежде. Это хорошо заметно на портретах и фотографиях той эпохи. Сегодня мегаполисы уничтожили традиционную культуру. Даже если город и не раздавил деревню, городской быт полностью вытеснил крестьянский уклад. Поэтому и староверам все сложнее и труднее соответствовать древним традициям.

    Покрой христианской одежды не определен церковными канонами. В прежние времена существовало множество различий в одежде между староверами разных согласий. Элементы и уровень строгости в правилах менялись от века к веку. Правила были общими среди всех согласий с поправкой на региональные особенности общин. В отдельных местностях дресс-код предков еще может соблюдаться. Кстати, староверы-поповцы с 1990-х годов стали возрождать обычай ношения повойников замужними женщинами. У беспоповцев женщины надевают повойники изредка, обычно на свадьбах. Невесте перед молебном расплетают косу, заплетают две и надевают повойник. Но после повойники надевают редко.

    В прежние времена мужчины носили только порты (нижние и верхние) без ширинок, нижнюю рубаху, верхнюю косоворотку. Ни у мужчин, ни у женщин не было одежды с ­короткими ­рукавами. Женский костюм: нижняя длиннорукавная сорочка, сарафан, головной убор (платок, повойник), невысокие чулки. Белье не носили. И мужчины, и женщины зимой надевали зипуны, длинные шубы, шерстяные носки и чулки. Требования к обуви сегодня практически ушли в «былое и думы». А раньше мужчины должны были заправлять штаны в сапоги с высокими голенищами (в лаптях порты обвязаны). Сапоги носили на низком каблуке. У женщин сапожки были короче, каблуки тоже порицались. Туфли воспринимались как тапки, на выход обували исключительно сапоги. Наставники и причетники местами до сих пор носят сапоги. В любом случае староверческий дресс-код не догмат, а дань традиции.

    Читайте также:  Комбинированные рукава для платьев

    Фольклорный элемент

    — Ася, встречай гостей! — скомандовал зычный мужской голос, когда дверь открылась. А затем на пороге появился сам хозяин — богатырь под стать своему голосу. Ася — кошка, ее хозяин — Алексей Безгодов, старовер-беспоповец Поморского согласия, председатель новгородской общины.

    Каким воображение рисует русского мужика? Косая сажень в плечах, борода лопатой, взгляд с хитрым прищуром, в доме — домострой, на душе — покой? Ну, значит, писать портрет Алексея Безгодова нет необходимости — он именно такой. Суровый, как сибирский мороз, горячий, как самовар, при этом заботливый и нежный с женой и детьми, несмотря на строгость. А правило не пускать в дом чужих — не догмат. Несмотря на тесноту и неустроенность, Безгодовы часто принимают гостей и весьма радушны. После визита к ним стереотипов в моей голове ­поубавилось.

    Алексею 40 лет, он потомственный старовер, историк, окончил РГГУ, работал в МГУ, готовится к защите кандидатской о старообрядчестве. Изучает архивы, пишет научные статьи, участвует в конференциях. Мы сидим в «кабинете» Безгодова — на кухне однокомнатной хрущевки в центре Великого Новгорода. За обеденным столом он редактирует староверческий узор в фотошопе. Перерисовывает орнаменты из старинных книг. У Алексея небольшое издательство, на свои средства он издает староверческую литературу. Обрабатывает фотографии, делает орнаменты, отправляет книги в типографию и заказчику. Пока в новой квартире идет ремонт, Алексей с супругой Натальей и четырьмя детьми живут на съемной.

    Когда Алексей сделал Наталье предложение, та, к радости жениха, сказала, что хочет выйти замуж в сарафане. Жених на брачный молебен надел косоворотку. Большинство причетников венчаются в традиционной одежде. После свадьбы Безгодовы стали жить в Новгороде, родном городе Натальи. Гражданская регистрация брака для староверов не очень важна: Алексей и Наталья официально оформили отношения через полгода после венчания, а, к примеру, дед и бабушка Алексея и вовсе обошлись без ЗАГСа. Старшая дочь Безгодовых Ульяна — первоклассница. 5-летний Гурий с сестренкой Павлой ходят в садик. А младшая, Кира, пока дома — ей всего годик. Дети посещают обычный сад, школу, ходят в кружки. Ульяна занимается фольклором, Гурий рисует. Дети в семье Безгодовых впитывают правила поведения взрослых. В обычной жизни нарядами они ничем не отличаются от сверстников. В храм Гурия одевают как отца, девочек — как мать.

    Алексей носит и косоворотки, и обычные рубахи с футболками. На богослужение, как и положено, надевает азям. В Москве мужик в косоворотке не диво, но в других местах происходили курьезы. В Новгороде и небольших городах Алексей Безгодов не раз слышал в свой адрес: «­ZZ-top», «Дед Мороз», «бен ­Ладен». ­Бывало, с кулаками нападали. На Безгодова нередко хотели посмотреть как на оживший «фольклорный элемент». Алексей с христианской кротостью терпел людское любопытство и во внимании не отказывал.

    Кириллу Кожурину амплуа «фольклорного элемента» тоже знакомо и неприятно. Его возмущает стереотип далеких от старой веры людей: якобы старовер должен ходить в азямах и зипунах, хотя апостолы их точно не носили. У Кожурина, философа и писателя, любовь к прекрасному отражается в гардеробных экспериментах. Шелковые рубашки, бархатные пиджаки, атласные жилеты и, естественно, нарядные косоворотки… Стиль «денди-христианина» сочетает в себе тоску по роскоши и блеску XIX века, традиционное русское платье и богемный шик. К выбору наряда он подходит трепетно, гламурно смыкая прошлое с настоящим. Для церковных мероприятий — косоворотки, для театров (правила осуждают зрелища, но разве может философ без оперы?) — френчи…

    Моленная одежда

    На богослужение старовер надевает соответствующую одежду — моленную, но, выйдя в общество, ассимилируется. Староверка, поющая на клиросе в сарафане, может выбрать брюки в обычной жизни. Сегодня появление в чужой среде в сарафанах и косоворотках скорее исключение, чем правило. Лет тридцать назад требования к одежде постоянных прихожан были строже: все мужчины стояли на службе в «полуазямах» — длинных черных халатах, а женщины — в сарафанах. Хранили богослужебную одежду в храме. Черные сарафаны и платки у причетниц — наследие федосеевской традиции. В Московской общине беспоповцев у женщин голубые сарафаны и белые платки. Обычно дресс-правила распространяются только на участвующих в богослужении, остальные одеваются более свободно. Моленную одежду причетники заказывают сами, соблюдая принятые требования конкретной общины, но бывает, община закупает одежду сообща ради единообразия.

    Надо полагать, в XIX веке окончательно формируется важнейшая часть мужского староверческого гардероба — азям, обязательный атрибут моленной одежды, — объясняет Дмитрий Урушев. — Его также называют кафтаном, поддевкой, армяком, халатом и хитоном, шабуром, понитком. Длинный кафтан из черного сукна на манер великосветского фрака эффектно смотрелся с начищенными до блеска сапогами «гармошкой» или «бутылками».

    Название «азям» происходит от арабского слова «аджем», означающего любую чуждую нацию. Сегодня черный азям — обязательная одежда духовного наставника и причетников. Прообраз современного азяма — подрясник. Добротный шерстяной азям Алексея Безгодова — московского типа: отрезной по талии с многочисленными сборками. Застежка, как и положено, на левую сторону, на крючки, хотя бывают и на пуговицах.

    …Голос у 55-летнего Владимира Шамарина молодой и сильный, «тренированный». И это неудивительно: Владимир на клиросе с 16 лет. Он наставник Поморской общины в Санкт-Петербурге. Наставник — это, скорее, старший брат, но не посредник между ­Богом и человеком. Невская обитель находится на территории Казанского кладбища, на котором когда-то хоронили и староверов. Современное «административное» здание, напоминающее замок, видно с улицы, а старый храм спрятан от посторонних глаз за могилами. Мы сидим в келье, в которой совершаются заказные службы, у входа висят азямы. В детстве Владимир ходил в обычной мирской одежде. В школе веру не афишировал, хотя близкие друзья знали. Окончил ИНЖЭКОН, работал в конструкторском бюро.

    — Если я сниму азям, вы увидите, что на мне яркая бирюзовая косоворотка, — смеется Шамарин. — Азямы бывают разных фасонов. Сегодня традиции смешались. Раньше по крою можно было понять социальное положение человека: например, азямы со сборками на поясе носили женатые. Тот, что на мне — с двумя клиньями на талии, традиционно носили небрачные или вдовцы. Потому в питерской общине клирошане носят азямы такого покроя. А в нашей мос­ковской общине азямы немного другие. У меня азям холостого мужчины, хотя я женат. Это наследие федосеевской традиции. Более строго традиции соблюдаются не только в богослужебной, но и в похоронной одежде.

    Исстари моленный костюм женщины у беспоповцев — это нижняя рубаха с поясом, сарафан, два платка — нижний и верхний. Моленный сарафан отличали три пары встречных складок, заложенных от ворота до середины лопаток и простроченных на спинке. Спереди сарафан застегивался на пуговицы с накидными петлями. Причем количество пуговиц должно быть кратно символическим для христиан цифрам: 30, 33, 38, 40 (правда, сарафаны с пуговицами были приняты не везде). Подол сарафана сзади должен лежать на земле, а его передняя часть не должна прикрывать носки обу­ви. Обычно моленные сарафаны шили из ткани темно-синего, темно-коричневого или черного цвета. Красный считался нескромным, для богослужений не подходил. Об этом сказано в Уставе федосеевцев 1809 года. Кирилл Кожурин неприятие красного объясняет так:

    — Во-первых, федосеевцы придерживаются монашеского стиля в одеяниях, поэтому у них до сих пор преобладают темные цвета, а, во-вторых, красный цвет, по крайней мере на Севере, мог ассоциироваться со свадебным нарядом. А федосеевцы — безбрачники.

    В храм сарафаны прихожанки у федосеевцев не опоясывают. Фигура молящейся должна быть скрыта. Именно по этой причине федосеевский Собор 1751 года запретил подпоясывать сарафан. А староверки других согласий носят пояс поверх сарафана. В Поморской общине женщины приходят на службу в черных сарафанах — их надевают поверх обычной одежды и хранят в храме. На Урале носят синие — настоящие поморские. В дни церковных праздников в Поморской общине прихожанки темные платки меняют на белые и под сарафан надевают белые кофты. В некоторых регионах у женщин есть аналог азяма. В Удмуртии его называют летником, а в Пермской ­области — дубасом.

    Пояс и платок

    Нательный пояс — тоненький шнурок, который надевается ребенку с момента крещения и никогда не снимается. На поясах нередко выплетены слова молитвы, по узору можно определить, из какого он региона. Разделения на мужские, женские и детские пояса нет. Пояса бывают и тканые, и крученые; нательные (на сорочку) и надеваемые поверх косоворотки. Но это новшество. Раньше пояс носили один — поверх косоворотки или сарафана. Женщины повязывают пояс высоко, почти под грудью, мужчины — низко, на бедрах.

    Читайте также:  Плащ божья коровка для девочки

    Яркими змейками пояса разложены на диване в квартире Безгодовых — длинные и короткие, широкие и узкие, яркие и скромные, с кистями и без. Они привезены из разных точек земного шара — от Перми до Уругвая. Пояс из Верхокамья отличается традиционными пермскими ромбами, плести которые очень непросто. Алексей говорит, что на Урале многие староверы умеют плести пояса. Завязывать узел можно на любую сторону, в каждом регионе свои традиции. Алексей завязывает на левую сторону, на московский манер, хотя на Урале носили на правую. В крестьянской одежде нет деления на мужское и женское — запáх всегда налево: сторона ангела (правая) должна покрывать левую.

    — Помимо постоянного ношения нательного креста, христи­анин должен быть подпоясан, — объясняет Кирилл Кожурин. — Для христиан пояс — вещь с глубоким символическим смыслом. Это и разделение «плотского» низа и «духовного» верха, и готовность к служению Богу. Без пояса нельзя ни молиться, ни отходить ко сну. Отсюда распространенное выражение, сохранившееся в современном языке: «распоясаться», то есть «стать распущенным, несдержанным». В древности считалось крайне неприличным находиться на людях без пояса.

    Плести пояс можно на дощечках и бёрдо. Алексей и Наталья ткут пояса на дощечках (­топках). Это приспособление, состоящее из полутора десятков небольших дощечек с четырьмя дырочками по углам для нитей. Наталью научил плести пояса муж, а потом она совершенствовалась на курсах. Помимо поясов Наталья плетет лестовки из бисера. Пояса, лестовки, подручники — своеобразные старообрядческие богослужебные аксессуары, которыми можно пощеголять. Лестовки на мужские и женские не разделяются, обычно их шьют из темной ткани, кожи, плетут из бисера.

    Пока заваривался чай, Наталья продемонстрировала два варианта ношения платка — на кромку и на уголок. На кромку (в роспуск): большой платок скалывается под подбородком и лежит на спине покрывалом. Помните героинь Нестерова, Сури­кова? В Москве и Новгороде у староверов-беспоповцев принято носить платок на угол (под подбородком скалывается булавкой, правый конец идет внахлест левому, на спине лежит треугольником). Сейчас все прихожанки поморцев носят платок на уголок. А в Поволжье, на Урале, в Сибири носят только на кромку. В Петербурге на кромку платок повязывают клирошанки.

    В древности по тому, как покрыта голова женщины, можно было судить о ее социальном статусе. Девицы заплетали косу и покрывали голову платком на кромку либо носили налобные повязки и накосники. Молодухи завязывали платок на кромку на повойник или нижний платок. Бабы заплетали две косы, носили повойник или нижний платок, но верхний платок покрывали на уголок. Старицы носили платок на уголок. Вдовица, не собирающаяся замуж, надевала повойник и платок на уголок. Вдовица, готовая выйти замуж, заплетала косу и покрывала голову платком на уголок. Считалось, что до брачного возраста (15 лет) девочки могли ходить без платков, а в храм надевать платок требовалось с 7 лет. Сегодня в некоторых общинах платки надевают девочкам с младенчества.

    «Протопоп Аввакум» и «боярыня Морозова»

    — Мне котика покормить надо, — смущенно улыбается Алексей, прерывая беседу, и открывает айпад — «покормить» виртуального зверька. После чего продолжает: — Не стоит воспринимать всех староверов как единую субстанцию или «солдат корейской армии». Несмотря на общность веры, староверы — люди с разными взглядами, воспитанием. В каждом регионе свои правила в одежде, приветствии и так далее. Видите иконы в красном углу? А в некоторых регионах их от «внешних» (иноверцев — прим. ред.) шторкой закрывают, чтобы не замирщили. Строгости обусловлены не столько церковными канонами, сколько местными традициями. Дело не в замкнутости на себя, а в культурной памяти. Помимо гонений со времен Никона староверы пережили советский период с притеснением любой веры. Страх жив в культурной памяти старшего поколения и передался детям. Репрессии создали систему самосохранения. Практика молиться по домам ночами выработала традицию и установку: благочестиво молиться именно ночами, однако канонами это не требуется. Или, например, запрет фотографирования, хотя сохранилось множество дореволюционных снимков староверов. Но этот запрет — от страха публичности. Так и появляются мифы. Закрытость староверам изначально не свойственна.

    Если до раскола была настороженность и страх к «внешним» (нерусским), то потом староверы эту настороженность перенесли на людей чужой веры. Профессор университета представил меня, старовера, как «генетическую селекцию русского человека». Я бы назвал упрямство характерным положительным и отрицательным качеством староверов. Есть и поговорка: «Что ни женщина — боярыня Морозова, что ни мужчина — протопоп Аввакум». Современный «канон» упирается в незнание обычаев соседей: так делали деды, значит, правильно молиться, поститься, повязывать платок только так. Фигура зажиточного купца и успешного банкира, патриарха-трезвенника стала стереотипным образом. Сегодня староверие упорно превращают в «религиозный заповедник»…

    Наталье Безгодовой 31 год, работает акушеркой. Вкус к староверию девушке привила ее бабушка-староверка, она же научила молитвам. Строго соблюдать правила стала за несколько лет до замужества. Наталья всегда одевалась скромно, постепенно отказалась от брюк и декоративной косметики, однако духами пользуется. На пляже Наталья бикини наденет, в ее гардеробе есть и мини-юбки, и открытые сарафаны. Дома, как правило, ходит в платке, на улице голову не покрывает. Для богослужений свой дресс-код. Как замужняя, Наталья должна носить две косы, однако столь буквально к традициям предков сегодня не подходят.

    Тем не менее семья Безгодовых — удачный пример гармоничного патриархата. Кстати, Алексей запросто может заменить супругу на кухне, помочь по хозяйству. Для старовера семья и вера — главное в жизни. Было бы неверно воспринимать жизнь современных староверов клюквенным «Домостроем». Муж не диктует выбор наряда супруги, хотя брюки не приветствует.

    «Калиточка», борода и картуз

    — Предполагается, что женщина не должна носить украшений, пользоваться косметикой и стричь волосы, — объясняет Дмитрий Урушев. — Но жизнь вносит свои поправки в строгий христианский дресс-код. Не все старообрядки соблюдают его вне церковных стен. То же можно сказать и о мужчинах. По правилам старовер не должен стричь или брить бороду и усы. Но ныне даже в храмах можно увидеть старообрядцев, не соблюдающих это ветхозаветное предписание. Впрочем, ослабление староверческих правил началось не сегодня. Уже на фотографиях конца XIX века можно видеть старообрядцев в костюмах-тройках и котелках, с аккуратно подстриженными бородами, а их жен — в модных ­платьях и шляпках.

    — Вообще-то стрижка регламентируется, — говорит Владимир Шамарин. — Но теперь разве что строгие федосеевцы подстригают власы «кружком», на затылке выстригают несколько волос — символ «гуменьца», в древности обязательного для церковнослужителей. А посередине челки также выстригают несколько волосков — «калиточку». Раньше меня стригла парикмахер-прихожанка, но она умерла. Теперь у меня естественное «гуменьцо» — лысина, так что выстригать нечего. По православному учению брадобритие — серьезный грех, поскольку бреющий бороду выражает недовольство своей внешностью, данной ему Творцом. Наставники часто расчесывались на прямой пробор. А вот распространившаяся ныне даже у наставников «скобка», зачес назад, считалась нехристианской. Считалось, что и на теле волосы не подлежат стрижке, но в письменных источниках об этом указаний нет.

    Алексей Безгодов, как и Кирилл Кожурин, стрижется в обычной парикмахерской, помня о правиле: мужчине прилично носить короткие волосы и не брить бороду, женщине — отпускать волосы. Также в федосеевском Уставе порицаются картузы, кепки, береты. Однако в XX веке картузы и фуражки прочно вошли в обиход староверов…

    В обществе о старообрядцах больше мифов, чем верных сведений, а бородачи в косоворотках кажутся этнографической экзотикой. Отчасти поэтому они опасаются публичности. Время стирает многое, но не культурный код и ментальные черты предков. Потому, уверены мои собеседники, староверы не исчезнут, пока живы их дети и внуки.

    Источник: russkiymir.ru
    Фото: Андрей Чепакин
    Текст: Мария Башмакова

    Понравился материал?

    Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

    Источник