Меню

Старинные рисунки павлопосадских платков



Старинные рисунки павлопосадских платков

Художественные особенности павловопосадского стиля

Павловские платки периода 1860-1870-х годов стилистически мало отличались от платков московских мануфактур, которые преимущественно декорировались так называемым «турецким» узором, стилистика которого восходит к тканым восточным шалям. Этот узор наиболее характерен для русских тканых и набивных платков 1-ой половины XIX века. Он предполагает использование определенных орнаментальных мотивов в виде «боба» или «огурца», геометризированных растительных форм. В России интерес к искусству Востока был достаточно устойчив на протяжении всего XIX в. Хотя некоторые исследователи ошибочно связывают с павловским платком исключительно цветочную орнаментацию, но, тем не менее, павловские шали с «турецким» узором также были довольно разнообразны.

Позднее платки с «турецким» узором также входили в ассортимент Павловопосадской платочной фабрики, хотя их выпускали значительно меньше, чем платков с цветочным орнаментом. Линия оформления шалей и платков цветочными мотивами получает большое развитие в 1870-х годах. Изображение цветов можно встретить и на тканых шелковых и набивных ситцевых платках , произведенных в 1-ой половине XIXвека на других российских фабриках, но, пожалуй. в лабзинских шалях впервые этот декор стал применяться столь мощно и разнообразно.

Во 2-ой половине XIX в. изображение цветов, причем в несколько натуралистической трактовке, было очень модным. Вероятно, это было обусловлено свойственными всей эпохе историзма романтическими тенденциями связи человека с живой природой. Предпочтение цветочным мотивам отдавалось в вышивке, кружеве, тканях. Букетами цветов декорировали фарфор, жостовские подносы, их изображения стали появляться в росписи интерьеров. Так что в украшении шалей цветами проявилось стремление павловских мастеров сделать модный товар, который будет пользоваться спросом у покупателей.

Рисунки шалей 1870-х — 1880-х годов очень разнообразны и говорят о высоком профессионализме художников фабрики. Композиции платков тех лет решались пышно, торжественно, или, напротив, легко и изящно. В их декоре, наряду с цветочными, использовались орнаментальные мотивы стилей предшествующих эпох: стилизованные ветви, завитки, условно решенные вазоны, фестончатые ленты в сложных разворотах. В изображении цветов предпочтение отдавалось садовым, в первую очередь, розам и георгинам.

В рисовальной мастерской фабрики в 1871 г. работало уже 7 рисовальщиков: Степан Васильевич Постигов, Иван Иванович Иванов, Михаил Ильич Судьин (Судин), Аким Васильев, Павел Захарович Невесткин, Борис Ефремович Красильников, Захар Андреевич Проханов. К концу века их число достигло одиннадцати. Труд художников высоко ценили: жалованье самого высокооплачиваемого из них Степана Постигова составляло в то время 45 рублей, что почти в 2 раза превышало зарплату резчика и в несколько раз заработок рабочих других специальностей.

Для того, чтобы сделать ассортимент платков более разнообразным, закупали рисунки для них у московских художников и так называемые «образцовые платки» других мануфактур. Для использования своими рисовальщиками приобретали также репродуцированные изображения различных цветов, выполненные французскими и немецкими художниками. Конец XIX — начало XX в. можно рассматривать как время окончательного сложения стиля павловского платка. Особой популярностью в эти годы пользовались шали двух типов. К первому относятся шали из тонкой полупрозрачной шерсти с шелковыми просновками или без них. Узор таких шалей набивался на кремовом или цветных грунтах, чаще всего черном или красном. Орнамент включал объемное изображение цветов, собранных в букеты, гирлянды или разбросанных по полю платка. Иногда цветы дополняли тонкими орнаментальными полосками или небольшими элементами стилизованных растительных форм. Отличительной особенностью павловских платков была безупречная гармония в подборе цветовых сочетаний и отдельных элементов декора. Не случайно предприятие получает в 1896 г. высшую награду промышленной выставки в Нижнем Новгороде: право изображения Государственного герба на вывесках и этикетках.

Второй тип павловской шали, сложившийся в то время — это шали из плотной шерстяной ткани. Их отличает характер набойки, колорит, построенный на сочетании немногочисленных ярких красок с преобладанием красного цвета, и, конечно, рисунок. Букеты цветов на таких платках, как правило, заключены в различной формы медальоны из вытянутых «огурцов» или тактично дополнены вписанными в композицию платка геометрическими фигурами из орнаментальных полос или цветочных гирлянд. Композиционно акцент делается на угол платка, узор заполняет почти всю поверхность ткани, оставляя свободной в центре небольшую фигуру средника.

Читайте также:  Резиновые перчатки для механика

С середины 1920-х годов традиционный цветочный орнамент получает несколько иную трактовку. Цветочные формы в эти годы укрупняются, обретая порой почти осязаемую объемность. Колорит платков строится на ярких контрастирующих сочетаниях красных, зеленых, синих и желтых красок.

Рисункам послевоенного периода свойственна декоративная насыщенность, более плотная скомпонованость цветочного узора. Цветовая и композиционная наполненость рисунка со сложными светотеневыми разработками соответствовала общей тенденцией развития прикладного искусства тех лет.

В последнее десятилетие проводится работа по восстановлению рисунков старых павловских шалей. Создание новых рисунков ведется в двух направлениях. Наряду с развитием классической линии появились новые, современные рисунки, учитывающие общеевропейские тенденции развития платка. В соответствии с модой и стилем времени меняется цветовой строй изделий. Колористическая гамма строится на гармоничном сочетании сближенных тонов с преобладанием бежевых, охристых, коричневых и зеленоватых.

Источник

Павловопосадские Узоры

Категория: Традиционная одежда

| Опубликовал: ЛеснаЯ, посмотрело: 20 968, фото: 6

Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле. Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси.

В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов – бобов и пейсли (или восточный огурец).

История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков, но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики. На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.

Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова» крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных платков, на котором работало более 2000 работников.

После революции 1917 года предприятие было национализировано и преобразовано в Старо-Павловскую фабрику. На протяжении советского периода фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и изделия с «современной» тематикой (портреты вождей революции, индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные узоры.

Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.

В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.

Читайте также:  Платье кокон спицами для женщин

За более чем двух вековое существование, Павловопосадская платочная мануфактура прошла огромный путь своего развития от крестьянской светлицы до современного конкурентоспособного производства, отвечающего всем мировым стандартам. Ее достижения неоднократно были отмечены на различных выставках, начиная от Малой Серебряной Медали на Московской выставке российских мануфактурных произведений, до Большой Золотой Медали на Всемирной выставке в столице Бельгии в Брюсселе.

Основные элементы декора павловопосадских платков – обвязку, как и два века назад делают вручную. На вязку бахромы одного платка у мастерицы уходит два часа – это семейная традиция, ее вяжут и мамы и бабушки и дети.

До того, как павлово-посадские платки стали неотъемлемой частью народного костюма крестьянства и купеческого сословия, они долгое время оставались модным аксессуаром дам благородных сословий. В начале 19 века этот элемент женского гардероба был настолько популярен, что существовал даже танец с шалью, в котором дамы могли демонстрировать свою благородную осанку. Платки того времени обычно декорировались турецкими орнаментами, чуть позднее в моду вошли так же и цветочные орнаменты. Их создание – особое искусство, бережно и ревностно хранимое художниками и мастерами набойного дела павловопосадской платочной мануфактуры.

Сегодня многие дизайнеры обращаются к национальному стилю вообще и к павловопосадским узорам в частности. Секрет такой популярности в том, что эти платки передают особенности национального русского характера, напоминая о свойственной ему духовности.

Спустя столько лет павловопосадский платок продолжает жить и развиваться: восстанавливаются старинные узоры, заимствуются орнаменты других народов и культур. К примеру, в настоящее время пользуются популярностью платки и шали с «турецкими огурцами» и «бобами», позаимствованные у знаменитых индийских кашемировых шалей.

Это неудивительно, потому что настоящие, традиционные, качественные вещи найдут своих ценителей в любые времена, и павлово-посадские платки тому подтверждение.

Источник

О платках. и не только

Форум Павловопосадской платочной мануфактуры

БС Восстановленные, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

БС Восстановленные, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 22 окт 2014, 22:02

Несколько слов об используемых словососчетаниях, чтобы лучше друг друга понимать.

ВОССТАНОВЛЕННЫЙ старинный рисунок —
современное издание ППМ точных копий платков или шалей по старинным оригинальным образцам.

Рисунок «по мотивам» —
современное издание ППМ платков или шалей, в которых сохранены композиция или использованы элементы старинного оригинального рисунка, но изменены пропорции, масштаб или несущественные детали.

ВОЗОБНОВЛЁННЫЙ рисунок —
современное издание платков или шалей, ранее снятых с производства ППМ.

Авторы оригинальных рисунков могут быть точно не установлены, а могут быть известны.
Место производства старинных оригиналов может быть любым, в том числе и г. Павловский Посад.

ОБЩИЙ СПИСОК готовился с использованием другого известного списка:

Следовательно, кликнув на изображение или рядом с ним, можно попасть в наш АРХИВ .

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки ППМ

Сообщение eleka » 22 окт 2014, 22:19

Без номера. БУКЕТ С ГЕРАНЬЮ. Автор рисунка «по мотивам» Екатерина Регунова
Рисунок печатался в семидесятые на шерсти и хлопке (1976 г.) в размере 150х150
_БС: ППГ_63

Без номера. ТОРЖОК. Автор рисунка С. Постигов. Рисунок восстановила в 1975 г. Ирина Дадонова.
_БС: ППГ_91
Без номера. ИНЕЙ. Автор рисунка «по мотивам» Ирина Дадонова. Выпуск 1992 год
_БС: ППД_88
Без номера. Автор рисунка ППГ_46 «по мотивам» Ирина Дадонова.
ППГ_46 _ППГ_249

7. ПАСТОРАЛЬ. Автор рисунка «по мотивам» Галина Сотскова.
Платок шерстяной 125х125 (снят с производства)

16. ВОСТОЧНЫЕ НАПЕВЫ. Автор Клара Зиновьева. Платок шерстяной 125х125 (снят с производства)
_ППО_147

203. БАЛАГАНЧИК. Автор рисунка «по мотивам» Клара Зиновьева.
Платок шерстяной 89Х89

235. ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Автор Екатерина Регунова.
Шаль шерстяная уплотнённая148х148 (рисунок 1975 г. снят с производства и возобновлён в 2018 г.)

Читайте также:  Гипюр кружево выпускное платье

258. ГАЛИНА. Автор Екатерина Регунова — 1978 г. Печать рисунка возобновлёна в 2014 г.
Шаль шерстяная уплотнённая148х148 (рисунок снят с производства)

322. ЛАРИСА. Автор Екатерина Регунова -1990 г. Печать рисунка возобновлена в 2012 г.
Платок шерстяной 146х146

325. РУССКАЯ КРАСАВИЦА. Автор Ирина Дадонова — 1985 г. Печать рисунка возобновлена в 2011 г.
Платок шерстяной 146х146

327. ТУРЕЦКИЙ. Автор рисунка «по мотивам» Любовь Савельева — 1988 г.
Платок шерстяной 146х146 (снят с производства)

334. БОЯРЫНЯ. Автор Ирина Дадонова.
Шаль шерстяная уплотнённая 148х148 (рисунок возобновлён в 2019 г.)

353. МОЛИТВА. Автор рисунка «по мотивам» Галина Сотскова — 1992 год, переработанный рис. 30-х годов шали «Круг», К. Аболихин.
Платок шерстяной 146х146

355. . Восстановленный старинный рисунок из КАТАЛОГА «Цветы РОССИИ на ваших плечах»
Шаль шерстяная уплотнённая 148х148 (рисунок снят с производства)

356. ПЕЧАТНЫЙ ПРЯНИК. Автор Елена Жукова.
Шаль шерстяная уплотнённая148х148 (рисунок снят с производства). Возобновлён в 2018 г.

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки ППМ

Сообщение eleka » 22 окт 2014, 22:43

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки ППМ

Сообщение eleka » 22 окт 2014, 22:55

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 22 окт 2014, 23:18

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 22 окт 2014, 23:34

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 22 окт 2014, 23:44

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 23 окт 2014, 00:00

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 23 окт 2014, 00:07

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 23 окт 2014, 00:13

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 23 окт 2014, 00:29

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 23 окт 2014, 00:34

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 23 окт 2014, 00:42

1447. ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. Рисунок восстановил Виктор Зубрицкий.
Шерстяной платок с просновками 146х146. Выпуск 2012 г.

1456. РОЗОВЫЙ ВЕЧЕР. По старинному рисунку восстановил (?) Виктор Зубрицкий.
Шаль шерстяная уплотнённая 148х148. Выпуск 2013г.

1458. ЦВЕТОЧНАЯ СКАЗКА. Автор Надежда Слащева. По авторскому рис. 70-х гг. возобновлён в 2011г.
Платок шерстяной 146х146.

1564. ТАТЬЯНА. Старинный рисунок восст. Татьяна Сухаревская.
Шерстяной платок 89х89. Выпуск 2013г.

1699. ЦВЕТОЧНЫЙ ВЕЕР. Старинный рисунок восст. Наталья Белокур. Платок шерстяной 110х110. Выпуск 2016

1832. СИРЕНЕВЫЙ ВЕЧЕР. Восстановила Татьяна Сухаревская. Платок шерстяной 89х89. Выпуск 2018

1833. СОЛНЕЧНОЕ УТРО. Восстановила Татьяна Сухаревская. Платок шерстяной 89х89. Выпуск 2018

ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 23 окт 2014, 00:56

1781. БОГАТАЯ НЕВЕСТА. Автор Елена Жукова. Уплотнённая шаль 148х148. Выпуск 2017

1815. СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ. Автор Елена Жукова. Уплотнённая шаль 148х148. Выпуск 2018

1900. РОДНОЙ НАПЕВ. Восстановила Татьяна Сухаревская. Платок шерстяной 89х89. Выпуск 2020

1901. РОЗОВЫЙ САД. Восстановила Татьяна Сухаревская. Платок шерстяной с шелковой бахромой 125×125. Выпуск 2020

Re: ВОССТАНОВЛЕННЫЕ, «по мотивам» и возобновлённые рисунки

Сообщение eleka » 23 окт 2014, 01:00

Номера рисунков неизвестны

Всего получилось в общем списке 109 рисунков, номера которых мы знаем, два рисунка «без номера»

Прибавила ещё 7 рисунков, номера которых неизвестны. Итого 116 рисунков в списке. Это только то, что показано и можно найти на форуме. Кликните на изображение или рядом с ним и попадёте в АРХИВ. Да-да!

Я не думаю, что это всё, что восстановила или возобновила ППМ с конца 90-х годов

Тему я открыла .
Можно будет здесь же обсудить выложенные рисунки. Если что-то потеряла — пишите в своих сообщениях именно в этой теме, добавлю, исправлю, скопирую.

Источник