Меню

Синий плащ у блока символ чего



Стихотворение А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. » (Восприятие, истолкование, оценка)

Скачать сочинение
Тип: Анализ стихотворения

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» было написано Блоком 30 декабря 1908 года. В основе его лежит реальная биографическая основа: в 1908 году жена поэта Л. Д. Менделеева покидает его, поступает на сцену театра Мейерхольда и уезжает с труппой на гастроли.

Стихотворение входит в цикл «Возмездие» (1908 – 1913), название которого уже говорит о главной теме цикла – наказании, итоге человеческой судьбы.

Поэзия Блока чрезвычайно автобиографична. Лирический герой часто совпадает с личностью автора. Чувства героя очень реальны: это и есть сам Блок и его душа.

По сюжету поэт раскрывает нам только один реальный факт – уход женщины из его жизни. Фабульным стержнем являются рассказ лирического героя о страдании от потери любви. Перед нами не просто стихотворение. Перед нами исповедь героя.

Первое четверостишие относит нас в прошлое, когда еще ничего не предвещало трагедии:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

В двух последних строчках поэт использует метонимию. Он не говорит прямо о женщине, а лишь о ее фотографии. Мы узнаем, что возлюбленная покидает героя, в начальной строчке второго четверостишия: «Но час настал, и ты ушла из дому». По внутреннему действию сюжет развивается следующим образом: от лирического героя уходит любимая женщина, он сердится и обижается («Я бросил в ночь заветное кольцо», «…я забыл прекрасное лицо»), но чувства не дают ему покоя («И вспомнил я тебя пред аналоем», «я звал тебя», «я слезы лил»). Наконец, герой прощает женщину, он называет ее «милой» и «нежной». И сам принимает решение отпустить свою любовь в душе:

Твое лицо в простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Таким образом, стихотворение делится на три больших части («я забывал» – « и вспомнил я» – убрал я со стола»). Это деление создает кольцевую композицию во внутренней структуре произведения. И соотносится с тремя пластами времени: прошлым, настоящим и будущим. Композиция замыкается в круг и при помощи повторения рифмы в первом и последнем стихе, с помощью рефренов, повторов, своеобразных припевов. К примеру, предложение «Ты ушла из дому» во втором стихе зеркально отражается в четвертом – «Ты из дому ушла» – и в пятом – «Ты в сырую ночь ушла».

Для того, чтобы точнее понять основную мысль стихотворения, надо обратить внимание на время глаголов. Все глаголы употреблены в прошедшем времени. Это заставляет предположить, что герой не страдает в настоящую минуту. Он рассказывает нам о страданиях, которые уже испытал. А прошедшее время в последних строчках – «Твое лицо в его простой оправе / рукой убрал я со стола» – указывает на отдаленность этих событий. Только в одной строчке стихотворения есть глагол в настоящем времени: «Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий..» Эта строчка переворачивает все стихотворение и делает его светлым, исполненным тихой грусти, а не страданий. Герой любил, но теперь он «крепко спит», а, значит, душа его успокоилась.

Стихотворение написано пятистопным ямбом. Чередуются мужские и женские клаузулы. Рифма в произведении точная («славе – «оправе»), богатая ( «гордыне» – «синий»), перекрестная.

Интересно в стихотворении раскрыт женский образ. Всего по нескольким штрихам мы можем определить, какова эта женщина. Во-первых, ее лицо прекрасно. Она независима («ты ушла из дому», «ты отдала свою судьбу другому»), то есть она сама вправе распоряжаться своей судьбой. Она бесстрашна (« В сырую ночь ты из дому ушла») и горделива («…где приют своей гордыне…нашла…») Вместе с тем, лирическая героиня нежна.
Поражает отношение поэта к этой женщине: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Действительно, в стихотворении нет физического описания этой женщины. Поэт говорит не о лице, а лишь о фотографии, как об иконе, которая сияла на столе. И даже в снах ему видится не лицо, а «плащ … синий».

Символичность – определяющая черта в лирике Блока. Вот и это стихотворение чрезвычайно богато на символы. «Заветное кольцо», которое лирический герой «бросил в ночь», символизирует, с одной стороны, узы брака, а с другой – любовный обет, данный друг другу. «Аналой», пред которым поэт вспомнил лицо своей любимой, символизирует покаяние, мольбу о прощении. Наконец, символ «синего плаща» появляется в стихотворении дважды. Блок очень активно использовал цветопись в своей лирике. Синий цвет для Блока символизирует, в первую очередь, возвышенность, романтичность, принадлежность чему-то неземному. Может он означать и нереальность явления. В сочетании со словом «плащ», который однозначно символизирует дорогу, «синий» может означать цвет разлуки, печали, тревоги, одиночества.

Символичность произведения поддерживается всеми художественными средствами: эпитетами («горестной земле», «заветное кольцо», «сырую ночь»), метафорами («летели дни», «лицо сияло», «бросил в ночь», «вино и страсть терзали жизнь мою») и перифразом («крутясь проклятым роем»).

Интонация стихотворения чрезвычайно интересна. Чередование инверсии и обычного порядка слов создают ощущение сбивчивости, повышенной эмоциональности героя. А фигура эллипса и многоточия создают ощущение недосказанности, специального умалчивания. Стихотворение очень динамично благодаря большому количеству глаголов.

«О доблестях, о подвигах, о славе» – первые строки, вынесенные в заглавие, — подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому – жизнь. Но для этой борьбы необходимо созидательное начало – любовь. С ее потерей мечтания о подвигах и славе становятся бессмысленными.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Стихотворение А. А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе. » (Восприятие, истолкование, оценка)

Смотрите также по разным произведениям Блока :

Источник

Александр Блок — О доблестях, о подвигах, о славе: Стих

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока

Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» относится к любовной лирике поэта. Оно посвящено реальному событию в жизни. Блок написал его в 1908 г., сразу же после того, как его покинула жена. Следует заметить, что их отношения были очень странными. Супруга поэта, Л. Менделеева, была актрисой, что накладывало очень большой отпечаток на ее жизнь. Между творческими людьми редко складываются прочные семейные отношения. Бурная жизнь постоянно толкает их на поиски новых сильных впечатлений. Так и произошло в семье Блока. Менделеева покинула его ради другого поэта – А. Белого. Блок тяжело переживал измену жены, которая долгое время была для него творческой музой.

В стихотворении чувствуется глубокое личное переживание автора. Он не использует сложную символику, присущую его раннему творчеству. За каждой строчкой ощущается боль обманутого человека. Образ «лица в простой оправе» — портрет жены, который постоянно находился на рабочем столе поэта. В нем он находил источник своего вдохновения.

Первое время после измены жены автор был во власти охватившей его злобы и непонимания. Он выбрасывает «заветное кольцо» и уверяет себя, что навсегда забыл о неблагодарной женщине. Лирический герой ищет выхода в «вине и страсти». Но постепенно его захлестывают воспоминания о счастливом прошлом. Брак был заключен в раннем возрасте, поэтому измена жены ассоциируется у Блока с потерей молодости.

Читайте также:  Синее коктейльное платье пышное

Поэт пытается вернуть любимую. Но его мольбы и слезы остается без ответа. Здесь появляется еще один символ произведения – «синий плащ», в котором жена ушла из дома. В душе Блока уже нет злобы, он обращается к бывшей супруге с ласковыми словами: «милая, нежная». Даже во сне его постоянно преследует образ «синего плаща», который в одну ночь переломил надвое всю жизнь поэта.
Стихотворение завершается признанием того, что и молодость и любовь безвозвратно прошли. Беззаботные мечты навсегда покинули поэта. Символическим прощальным действием становится очищение стола от «лица в простой оправе».

Произведение все же не стало финальной точкой. Поддавшись на мольбы Блока, жена вернулась к нему, но вновь ушла через какое-то время. До самой смерти поэта продолжались эти загадочные отношения. Он сам, разуверившись в чистой любви, заводил кратковременные романы. Но первая жена навсегда осталась для него символом первой непорочной любви.

Источник

☝️ О доблестях, о подвигах, о славе

Значительный пласт поэзии в творчестве Александра Блока занимает любовная лирика, дополнительной таинственности которой добавляет стильный блоковский символизм. Чаще всего строки поэта обращены к таинственной Незнакомке, но стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе» стоит особняком, так как оно посвящено одному из этапов отношений Блока со своей женой, Любовью Менделеевой. Анализ поможет понять подтекст строк, что позволит сопереживать герою и по достоинству оценить стих.

Александр и Любовь

Обыватели сегодняшнего дня назвали бы отношения Александра Блока и Любови Менделеевой, отчасти, свободными. Супруги могли надолго расходиться и иметь связи на стороне, после чего снова соединялись для попытки найти счастье, но каждый видел его по-своему. Стихотворение имеет прямое отношение к трём людям:

  1. Александру Блоку.
  2. Любови Менделеевой.
  3. Андрею Белому.

Именно к поэту Белому через 5 лет после замужества с Блоком уходит Любовь. Новый роман супруги не сложился и вскоре она вернулась в слезах и попросила прощения, но это был не единственный длительный флирт Менделеевой, поэтому степень прощения Блоком её грехов под вопросом. Строки «О доблестях, о подвигах…» посвящены именно тому периоду жизни, когда супруга ушла к Белому.

По словам очевидцев того времени, Блок был сильно влюблён в Любовь, но это была более не плотское чувство мужчины к женщины, а отношение поэта к Музе. Даже после венчания они не сразу стали делить супружеское ложе, так как автор бессмертных строк боялся нарушить духовную гармонию отношений (в первую брачную ночь муж поцеловал жену и отправился спать в другую комнату). Тем не менее, Александру было больно от измены, которая предвещала долгую разлуку.

Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Конечно, лицо не забыто, а игла в сердце вызывает боль, тем не менее, автор строк пытается забыть супругу, что показывает символизм в виде брошенного в ночь кольца.

Когда пропадает Муза

Пусть у супругов и был и абсолютно разный темперамент, но они были прочно связаны узами церкви и дружескими отношениями с детства. В момент, когда ушла Любовь у Блока было несколько романтических отношений, но было скорее поиск новой Музы, чем желание сексуальных утех.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…

Блок пишет о страсти, которая его терзает в этот период жизни, но это скорее желание страсти, чем её прямое проявление. Обычный момент для мужчины, который начинает сильнее желать женщину, когда её теряет. Александр пытался вернуть отношения, что видно и без анализа из строк:

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.

Но разлука продолжала пиршествовать и синий плащ супруги все удалялся и постепенно растворялся в тумане жизни. При всей боли утраты, Блок сохраняет к Менделеевой искренние чувство, он не изливает гнев и не шлёт проклятия, а пишет:

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Ждёт ли более возвращения жены или Музы – это вопрос, но на сердце поэта тяжёлый груз, который приводит к развенчанию мечты о долгой и славной жизни. Фото Менделеевой убирается со стола, что означает желание поскорее забыть лицо, которой вдохновляло его на творческие подвиги и саму жизнь.

Справедливости ради отметим, что временный разрыв отношений не был простой изменой Менделеевой, так как в этот момент жизни слишком ярко проявилось различие темпераментов супругов. После воссоединения брак продолжился не без размолвок и временных расставаний, но достаточно прочно для посторонних. Любовь ещё ни раз была замечена на стороне, Александр не во все моменты был свят, но сохранял юношеские чувства к «Любаше». Супруга на 18 лет пережила мужа и последние слова умирающей были: «Сашенька», что говорит о многом.

Текст

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Слушаем стих

Стихотворение читает Николай Чиндяйкин.

Источник

«О доблестях, о подвигах, о славе…», анализ стихотворения Блока

В раннем творчестве Александра Александровича Блока тема любви была одной из центральных и животрепещущих тем. Однако в более позднем периоде она уступила место разочарованию и тоске по утраченным идеалам. Подобное настроение поэта особенно остро чувствуется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе…», вошедшим в цикл «Возмездие». Приводим краткий анализ «О доблестях, о подвигах, о славе…» по плану, который будет полезен при подготовке учащихся к уроку литературы в 11 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О доблестях, о подвигах, о славе.
История создания – Стихотворение было написано в 1908 году, и вошло в цикл под названием «Возмездие».

Тема стихотворения – Разочарование в любви.

Композиция – Кольцевая композиция.

Жанр – Любовное послание.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «когда твое лицо в простой оправе», «ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо».

Эпитеты – «горестная», «сырая», «проклятый».

Олицетворения – «летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою».

Сравнения – «И звал тебя, как молодость свою».

Инверсия – «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла».

Архаизмы – «гордыня», «аналой».

Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Это – стихотворение из сборника «Возмездие» (1908-1913). Лей и одноименного сборника стало «неминуемое ожидание фатального и стихийного возмездия «исторической юности», «нового варварства».

В феврале1908 г. Любовь Дмитриевна Блок, жена Александра Александровича, решила «поступить на сцену», покинуть дом и Петербург. Причиной этому стало желание «по-своему подвести итоги и разрубить гордиевы узлы мучительно сложных и болезненных семейных отношений 1904-1907 гг.» Тогда же, в составе труппы, собранной В. Э. Мейерхольдом для игры в провинции, Л. Д. Блок уехала на гастроли, на юг России.

В этом стихотворении поэт, смотря на портрет любимой женщины, размышляет о своих взаимоотношениях с ней. Слова «твое лицо в простой оправе // Передо мной сияло на столе» подчеркивают особые чувства, которые испытывает к ней поэт. Он пишет, что настало время, и они расстались.

Читайте также:  Летнее платье связанное крючком описание схемы

«Я бросил в ночь заветное кольцо» — эти слова говорят нам, что Блок поначалу не сожалел о случившемся, вскоре забыв ее «прекрасное лицо». Через некоторое время былые чувства дали о себе знать:

Летели дни, крутясь проклятым роем…

Вино и страсть терзали жизнь мою…

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…

Почему в этом четверостишии столько многоточий? Блоку трудно подбирать правильные слова, он задыхается от нахлынувших воспоминаний. Очевидно, Любовь Дмитриевна действительно была тем человеком, ради которого даже после столь холодной разлуки и трех лет раздора, поэт готов был идти даже в ад. Блок вспоминает, как они венчались в церкви – «по свидетельствам современников, венчание А. А. Блока и Л. Д. Блок произвело на всех свидетелей исключительно сильное и светлое впечатление: все чувствовали себя «участниками мистерии». В момент поэтической кульминации, в момент наивысшего напряжения, Блок отдельным четверостишием вспомнил небольшой момент. Это был момент их расставания. Хотя, как сказать… Скорее Любовь Дмитриевна бросила его. Ведь, как он сам пишет, «я звал тебя, но ты не оглянулась, // Я слезы лил, но ты не снизошла».

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла…

Здесь можно обратиться к письмам Блока. Например, 4 апреля1908 г. он пишет своей возлюбленной: «Я совершенно не знаю ваших маршрутов и не имею понятия, куда писать. Это письмо пишу наугад. …Ты пишешь, что я могу спрашивать. Я спрашиваю, прежде всего, представляется ли тебе все будущее совершенно вне меня, или ты просто можешь судить теперь только о близком будущем?» Блок приходит к выводу, что «все миновалось», ни к чему эти воспоминания и мечты, и, вытерев слезы, пишет громовыми, торжественными словами:

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

История создания

Главной женщиной в жизни молодого поэта была Любовь Дмитриевна Менделеева, в которой он видел воплощение женского идеала. В течение шести лет он посвятил ей почти семь сотен лирических стихотворений, написанных с большой любовью.

Неудивительно, что серьезным ударом для Блока стала измена любимой женщины, с которой он к тому времени обвенчался. Любовь Дмитриевна покинула поэта ради его близкого друга, поэта Андрея Белого. Уход супруги, которую он с таким трепетом боготворил все это время, опустошила Александра Александровича. Утратив иллюзии и былые идеалы, он был морально уничтожен, и долго не мог оправиться после предательства. Впоследствии Любовь Дмитриевна вернулась к супругу, но былого чувства он уже не испытывал к ней.

Глубокое эмоциональное потрясение стало причиной создания цикла «Возмездие». Однако, несмотря на красноречивое название, в нем автор не пытался расквитаться с изменницей за причиненную душевную боль. В цикл вошло и стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», проникнутое душевными терзаниями и изнеможением поэта.

Истинная любовь

В лирике Александра Блока любовь всегда занимала основополагающее место. Для него это были радость и печаль одновременно. Честь и мужество героя бледнели перед образом прекрасной дамы, являющейся воплощением неземного идеала. Для поэта таким ангелом стала Любовь Дмитриевна Менделеева. Именно этой женщине, своей будущей жене, он посвятил целый цикл произведений, объединенный под названием «Стихи о Прекрасной Даме».

По сути, это повесть о восторженной любви юноши к прекрасной соседке. Невозможность обретения гармонии терзает героя, и только любовь приносит умиротворённость, без которой просто нельзя жить.

Своей любимой поэт посвятил 687 стихотворений. Но после венчания лирический дневник прекратился, ему на смену пришел цикл «Возмездие».

Стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе», опубликованное в 1908 году, стало знаменитым после публикации третьего тома цикла. Перед читателем предстает уже другая картинка. На смену воспеванию любви приходит чувство утраты чего-то действительно важного. Возможно, автор понял, что идеал оказался простой земной женщиной, и был этим разочарован. Это нужно понимать при написании сочинения или подготовке проекта на тему любви в творчестве Блока.

Главная тема произведения – разочарование в любви. Измена и уход некогда столь любимой женщины оставляют глубокую рану в душе поэта. Он не готов простить предательство и принимает для себя решение навсегда вычеркнуть из памяти образ возлюбленной.

В попытке избавиться от душевных терзаний, лирический герой пускается во все тяжкие. Однако ни вино, ни другие женщины не в состоянии залатать ту брешь, которую оставил после себя уход любимой. Все стихотворение пронизано унынием, тоской и горьким послевкусием измены.

Герой видит смысл жизни лишь в любви, и никакие земные радости не способны заменить прелести жизни духовной. Однако сильная любовь не проявляется в полумерах – она либо окрыляет и возносит до небес, либо полностью уничтожает.

«Анализ стихотворения А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» (адресовано жене)»

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в «страшном мире». Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, открывшую ему высокий смысл жизни. Большое количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них — «О доблестях, о подвигах, о славе…». Это произведение было написано в 1908 году. Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее. Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:

И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою… Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся «проклятым роем». Образ «страшного мира» символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с «синим плащом» прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет — измена):

Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла…

Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. У Пушкина:

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты.

«И я забыл прекрасное лицо» — «и я забыл твой голос нежный»; «летели дни» — «шли годы» и др. Но, несмотря на столь похожий сценарий, финалы у произведений совершенно противоположные: у Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь и отчаяние (герой не вернул любимой). В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.

Средства выразительности

Для придания большей выразительности автор использовал в своем произведении много символов, среди которых встречается и традиционная христианская символика. Так, «заветное кольцо» – это символ верности, аналой – символ любви и верности, ночь олицетворяет собой тьму и неизвестность, а синий цвет плаща – измену.

При помощи ярких эпитетов («горестная», «проклятый»), олицетворений («летели дни», «вино и страсть терзали жизнь мою») и метафор («ты отдала свою судьбу другому», «я бросил в ночь заветное кольцо») поэт описывал переживания лирического героя, потерявшего смысл жизни. Любовь же он сравнивал с безвозвратно ушедшей молодостью («И звал тебя, как молодость свою»).

Каждая фраза наполнена глубоким смыслом и символами, скрывающими страдание, печаль и отчаяние лирического героя.

Краткий анализ стихотворения

Александр Александрович слукавил и обманул ожидания читателя, написав первую строку. Ведь Блок о подвигах в этом стихотворении вовсе не пишет. Речь о любовных переживаниях, а вовсе не о гражданском долге. Именно любовное послание является жанром стихотворения. В нем лирический герой говорит со своей возлюбленной, покинувшей его ради другого мужчины. Он надеется быть услышанным. Герой в отчаянии, он даже выбрасывает «заветное кольцо» — символ верности. Символом неизвестности выступает ночь. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе» посвятил впервые за пять лет своей жене. Закончив шестилетний цикл любовной лирики «Стихи о Прекрасной Даме», он прекратил делать ей посвящения. Тогда Любовь Дмитриевна стала его женой. Однако стоило ей уйти, посвящения ей возобновились. Эпитетами поэт описал потерю смысла жизни: «крутясь проклятым роем», а также «в сырую ночь ты из дому ушла». А слова о том, как герой звал лирическую героиню «как молодость свою», безусловно, говорят о том, что ушедшая возлюбленная для него очень много значила. Духовная жизнь закончилась с уходом любимой, теперь он живет вином и страстью, которые его терзают. А его Прекрасная Дама превратилась в разрушительницу. Неспроста появляется в стихотворении синий цвет – он в средневековые времена обозначал измену.

Читайте также:  Как связать пальто спицами видеоурок


Смотреть галерею

Блок «О доблестях, о подвигах, о славе» заключил в кольцевую композицию, написал пятистопным ямбом и использовал перекрестную рифму. В конце произведения герой все же принял решение, убрав портрет со стола.

Текст

О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо. Ты отдала свою судьбу другому, И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне Ты, милая, ты, нежная, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Блок: стихи о любви

Поэт о любви писал много, с особой грустью. Это важная тема его творчества, одна из главных. «Стихи о Прекрасной Даме» Александр Александрович писал под впечатлением от влюбленности в Менделееву – свою будущую жену. Земное создание он наделял неземными качествами, видя в ней тот женский идеал, который сам себе придумал.

Любови Дмитриевне было посвящено 687 стихотворений. После их венчания поэт переключается на другие темы – гражданские. Это были циклы «Ямбы» и «Страшный мир», а также «Возмездие», в который опять прорвалась любовная лирика. Блок «О доблестях, о подвигах, о славе» включил именно в этот цикл. Александр Александрович всегда верил в светлую силу любви и отдавался ей полностью. Однако любовь его была не только романтической. Он любил также всей душой Россию, родину.

Анализ стихотворения Блока “О доблестях, о подвигах, о славе…” (1)

Александр Александрович Блок жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в “страшном мире”. Не чувствовал он ее и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворенность, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них – “О доблестях,

о подвигах, о славе…” .

Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний стихотворений поэта. Цикл “Возмездия”, к которому относится стихотворение, продолжает тему “страшного мира”. Слово “возмездие” понимают обычно как наказание за некое преступление. Причем наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, – это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствием этому – расплата: душевная

опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла “Возмездие”.

Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:

О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… Уж не мечтать о нежности, о славе, Все миновалось, молодость прошла! Твое лицо в его простой оправе Своей рукой убрал я со стола.

Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, но он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.

Жанр стихотворения – любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад. Это желание передано в стихотворении при помощи анафор и синтаксического параллелизма:

И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою… Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встретил он больше и настоящей любви, на жизненном пути ему встречалась лишь страсть:

Летели дни, крутясь проклятым роем… Вино и страсть терзали жизнь мою… И вспомнил я тебя пред аналоем, И звал тебя, как молодость свою…

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет – измена):

Ты в синий плащ печально завернулась, В сырую ночь ты из дому ушла. Не знаю, где приют своей гордыне Ты, нежная, ты, милая, нашла… Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, В котором ты в сырую ночь ушла. Дни подобны ночи, жизнь кажется сном (“я крепко сплю”).

В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “сырая ночь”. Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою”, отражена в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твое лицо в простой оправе”, “передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”, “я крепко сплю”.

Если внимательно читать Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” , то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” .

Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе… У Пушкина мы видим сходные строчки: Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты.

“И я забыл прекрасное лицо” – “И я забыл твой голос нежный”. “Летели дни” – “шли годы”. Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у А. С. Пушкина к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока же мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).

В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к Родине… Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его стихотворениях на всем протяжении творчества великого поэта, именем которого его мать, Россия, гордится и поныне.

Источник