Меню

С какого возраста носят платки



Почему мусульманки носят платки?

Согласно священному Корану и Сунне Пророка ﷺ , женщина не должна демонстрировать посторонним свою красоту. В Коране сказано (смыл): «Пусть они (верующие женщины) не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны (т.е. овал лица и кистей рук), и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди . » (сура «ан-Нур» 31). Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала, что однажды Асма, дочь Абу Бакра, пришла к Посланнику Аллаха ﷺ в тонкой одежде. Пророк ﷺ отвернулся от неё и сказал: «О Асма! Женщина, которая достигла совершеннолетия, не должна открывать места, кроме этих мест», – показывая на лицо и кисти рук». Согласно этому мусульманкам предписано полностью покрывать свою голову вместе с шеей за исключениям лица. Всевышний создал мужчин и женщин влекущими к друг другу, а открытость женщины толкает мужчину на запретные действия приводящие к плохим последствиям. Одетая согласно предписанию девушка обережена от взора посторонних мужчин и подчеркивает своё целомудрие.

Платок – это и есть хиджаб?

Не всегда платок можно назвать хиджабом. Так как хиджаб означает скрыть всё женское тело кроме овала лица и кистей рук, одеждой не прозрачной не облегающей не привлекающий внимание противоположного пола. Если же одеть любой платок так чтобы закрывалась голова и шея кроме овала лица, то он тоже становиться частью её хиджаба. Иногда же платок не соответствует условиям хиджаба так как некоторые мусульманки завязывают его таким образом, что видна часть головы, волосы и шея. Это не соответствует канонам ислама и если её видят посторонние мужчины она попадает под грех.

Каким должен быть головной убор мусульманки?

Можно сказать, что ответ на этот вопрос уже стал ясным из предыдущих ответов. Однако хочу добавить, что надевая платок девушки должны понимать, что платок не должен быть из ярко выраженных цветов привлекающее внимание посторонних мужчин, как и её остальная одежда, из-под платка не должны просвечиваться её волосы или оголенные части тела. Мусульманка должна понимать, что платок покрывающий всю голову – это не только стиль её одежды, но и жизненная позиция, проявление её веры. Именно веры, так как девушка покрываясь выполняет то, что ей предписано Всевышним Аллахом. И многие девушки признают, что ношение хиджаба придаёт им чувство защищенности и уверенности, делает её красоту скромной и достойной, охраняя и оберегая её.

Всегда ли мусульманка должна покрывать голову?

Женщина обязана покрывать голову от посторонних мужчин не относящихся к категории «махрам». Она может не покрывать голову перед женщинами, близкими родственниками их числа мужчин (махрам) и мужем. Но если в гости придёт посторонний мужчина не относящихся к числу махрам, то даже в присутствии мужа, брата, или отца, она обязана покрыть свое тело кроме лица и кистей рук.

К мужчинам из числа махрам относятся те мужчины, которые не имеет права по Исламу вступить с ней в брак по следующим причинам:

1) Кровного родства, (отец, дед, сын, внук, правнук, дядя по отцовской и материнской линиям, ее родные братья и сыновья родных братьев и сестер).

2) Молочного родства ( молочный брат или муж ее молочной матери).

3) Брачного родства (тесть или отец тестя, муж её матери (отчим) или его отец, а также сын или внук ее мужа).

Когда мусульманка должна носить платок, хиджаб с детства?

Что касается конкретного возраста, с которого следует приучать девочку носить хиджаб, то учёные-богословы рекомендуют с семи лет, опираясь на хадис: «Велите вашим детям молиться, когда им исполнится семь лет, и наказывайте их, если они не делают этого, когда им исполниться десять лет. И разделяйте их в разных кроватях» (Абу Дауд). Сюда относятся все предписания Ислама, а не только совершение намаза.

В грех за не ношения хиджаба девочка попадает с совершеннолетия. К признакам совершеннолетия девушки относятся такие как: появление волос на половом органе, появление поллюций или первой крови (месячных).

Источник

Можно ли девочке быть в храме без косынки: традиции православия и других христианских религий

Взрослые, регулярно посещающие православные храмы, конечно, стараются брать с собой детей. Перед входом в церковь мужчины, как известно, снимают головные уборы, а женщины, наоборот, покрывают голову платком и затем уже заходят в храм. Но не все знают, можно ли зайти без косынки девушке или девочке, особенно если она ещё маленькая? Что говорят по этому поводу священники? Как решается этот вопрос в других христианских конфессиях?

Можно ли девочке заходить в православную церковь без косынки

Если обратиться к истории христианства, то можно узнать, что традиция покрывать голову женщинам перед порогом храма основывается на словах апостола Павла в его Послании к коринфянам.

«…Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

Апостол Павел «Послание к коринфянам» (1Кор.11.10)

Читайте также:  Пуловер ударение орфоэпический словарь

Традиция покрывать голову женщинам в храме связана со словами апостола Павла в его Послании к коринфянам

Таким образом, ученик Христа говорит о зависимости жены от мужа, её подчинённости ему. И покрытые волосы являются знаком, определяющим статус женщины.

Надевая платок, женщина показывает свою власть перед ангелами, которая у неё есть от мужа над нею. Что она замужняя женщина, и соответственно, это для неё честь.

Максим Каскун, священник

https://elitsy.ru/communities/31338/56858/

Между тем из послания не следует вывод о том, что и незамужние представительницы женского пола должны поступать таким же образом, то есть молиться в головном уборе. И в ранний период христианства незамужние девушки и маленькие девочки могли приходить в храм с непокрытой головой (естественно, сразу было понятно, кто замужем, а кто нет).

Но со временем христианская вера разделилась на разные религии. И в православии укоренилась традиция надевать платки всем женщинам, даже маленьким девочкам. Но следует сделать оговорку, что опять-таки это характерно не для всех стран.

Например, в православной Греции так не делают, поскольку за годы турецкого владычества мусульманское правительство принуждало христианок носить стиль одежды, диктуемый Кораном. Поэтому отказ от платка стал своего рода протестом. Но вот в Грузии (также православной стране) в храме редко встретишь девочку, а тем более женщину, без платка.

В русской же православной церкви женщины любого возраста приходят в храм с покрытой головой (здесь даже есть платочки на случай, если кто-то забыл их дома). Что касается маленьких девочек, то это может быть косынка, шапочка, чепчик. Но, как объясняют батюшки, это не необходимость, а именно традиция.

В русской православной церкви традиционно все женщины приходят в храм с покрытой головой

Платочек на службе помогает настроиться на определённый лад. Ребёнку же эта деталь одежды поможет осознать отличие пространства православного храма от пространства дома, улицы, подчеркнёт отличие времени общения с Богом от будничного времени.

Однако если девочка, подросток, да и взрослая женщина придёт в храм с непокрытой головой, её никто не вправе осуждать, а тем более открыто ругать. В этом нет ничего предосудительного.

Даже если девочка придёт в храм без платочка (равно как и её мама), в этом нет ничего предосудительного, окружающие не вправе её порицать

Возможно, человек заранее не собирался в храм, а зашёл туда после работы или учёбы, чтобы поставить свечу, постоять перед иконами, развеять мрачные мысли, сомнения. А досужие «правильные» бабульки, которые могут упрекнуть женщину или девочку, сами тем самым грешат.

Видео: можно ли женщинам не покрывать голову в храме (объясняет православный священник)

Батюшка объясняет, что нет строгой необходимости покрывать платок женщинам в церкви — это просто традиция. За две тысячи лет многое поменялось: ведь раньше, когда женщина стригла волосы, это считалось позором, а сейчас это вполне нормально, модно. И если женщина забыла платок дома, не нужно прибегать к крайностям, например, класть на голову носовой платок (это нелепо, лучше уж стоять с непокрытой головой).

Традиции в других христианских религиях

Интересно, что у представителей других направлений христианства (католики, протестанты, баптисты) нет традиции надевать женщинам в храм платок. Естественно, это относится и к девочкам.

В других христианских религиях женщины, заходя в храм, не покрывают голову платком, — здесь просто нет такой традиции

Вспомним, например, знаменитый мистический фильм «Константин». Главная героиня Анжела, считающая себя примерной католичкой, приходит в храм в брюках и с непокрытой головой, в таком виде спокойно беседует со священником.

Показательно, что в известном фильме «Константин» главная героиня Анжела приходит в католический храм в брюках и с непокрытой головой

Дело в том, что данные религии не трактуют Послание апостола Павла как прямое руководство к действию. Есть версия, что оно было адресовано конкретно коринфянам, то есть касается местного обычая. Жители этих мест отличались разгульным образом жизни (в Коринфе процветало пьянство, разврат, проституция). Поэтому апостол Павел и рекомендовал женщинам, приходящим на проповедь, покрывать голову платком, чтобы те не вызывали греховных желаний у мужчин.

В православный храм маленькие девочки, как взрослые женщины, традиционно приходят в платке. Однако это не обязательное требование, а именно традиция. Ведь гораздо важнее не внешние атрибуты, а стремление человека, пусть и совсем юного, к молитве, понимание таинства посещаемого места.

Источник

Такой разный хиджаб: платок в исламе и платок вне ислама

Почему женщины покрывают голову не только в исламе и как хиджаб связан со эмансипацией

Вопрос о хиджабе никогда не вызывал таких бурных дискуссий, как последние 200 лет. После развала Советского Союза религия стала активно возвращаться в публичное пространство, и вопрос женского платка снова оказался актуальным и политичным. В отличие от наших предшественников, для многих этических мусульман платок — это уже не одежда матери и бабушки. Это одежда, подразумевающая соблюдение и приверженность религии.

Читайте также:  Какого цвета это платье спор

Мы предлагаем посмотреть на феномен хиджаба с разных сторон. Мы покажем, что покрывало не является частью исключительно исламской культуры, но было распространено и до ислама. Кроме того, мы объясним, каким образом хиджаб утвердился как часть ислама и как хиджаб связан со свободой женщины и ее высоким статусом.

Платок в культуре народов

Вся палитра одежды, ассоциирующаяся сегодня с традиционным Каиром и Багдадом, от хиджаба, никаба, паранджи и открытых нарядов, существовала у арабов и до ислама. С другой стороны, это не сугубо арабская традиция. Так, подобные порядки существовали в античной Греции (Aphrodite’s Tortoise, The Veiled Woman of Ancient Greece), в Византии (Gabriel Radle, The Veiling of Women in Byzantium) или в Иудее. Верующие иудеи до сих пор закрывают волосы, но делают это при помощи шляпки или парика (хотя есть и носящие платок).

«Покрытая танцовщица», Александрия, III—II век до н.э. Фото: metmuseum.org

Покрывало в древнеперсидской, ассирийской и месопотамской культурах было показателем высокого статуса женщины. Ношение платка рабынями и проститутками было уголовно наказуемо. Позже, как мы покажем далее, это понимание перешло в ислам.

Кроме того, покрытие головы являлось необходимым элементом отправления культа. В языческой культуре голову покрывали жрицы богини Весты. В Новом Завете строго сказано о том, что женщина должна покрывать свою голову в храме: «Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову» (1-е Коринфянам 11:5). Понимание покрывала как части культа также вошло в ислам, где покрытие определенных частей тела является условием действительности молитвы.

На протяжении тысячелетий покрывало было неотъемлемой частью как ближневосточной, так и европейской или даже индийской культур. Неприятие Запада закрытой одежды обострилось на фоне теракта 11 сентября 2001 года и войны в Афганистане, когда афганская паранджа — «бурка», закрывающая все тело вплоть до глаз, стала ассоциироваться с закрепощением и унижением женщины на Востоке. Все это соседствовало с необходимостью обоснования начавшейся контртеррористической войны и стало переломным моментом Новейшей истории. Изменился и образ Востока: если в колониальный период Восток больше ассоциировался с гедонизмом, удовольствием и таинственной мудростью, то теперь он стал ассоциироваться, наоборот, с ханжеством, невежеством и фанатизмом.

Подобно другим практикам, например, паломничеству-хаджу, «запретным месяцам» и обрезанию, покрытие женщин существовало в арабском обществе и до ислама. С точки зрения мусульман, до пророка Мухаммада к арабам (как и к другим народам) приходили другие пророки и, вероятно, устанавливали эти практики. Тем не менее нельзя утверждать, что ислам «обязал» женщин носить покрывало, он лишь легитимировал уже имевшиеся в обществе обычаи.

Одежда арабских женщин до ислама. Фото: siue.edu

Хиджаб в исламе

Интересна история ниспослания «аята о хиджабе», которая приводится в «Сахихе» Бухари, второй по важности книге в исламе после Корана. В соответствии с ней, интенция на введение хиджаба как религиозной обязанности была задана Умаром бин аль-Хаттабом, вторым праведным халифом. Кроме того, в этом предании используется само слово «хиджаб» в форме глагола повелительного наклонения «ухджуб».

«Что же касается ‘Умара, то он часто говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Покрывай (ухджуб) своих жён», однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. Однажды вечером жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зам’а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а ‘Умар обратился к ней: «Мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это,) желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал аят. («Сахих» Бухари, 146)».

Слово хиджаб с арабского переводится как «преграда» или «завеса». В самом Коране слово «хиджаб» не используется в том смысле, который нас интересует. Вместо этого использованы два других слова, родственные по смыслу, — «химар» и «джильбаб».

«Пусть они не выставляют напоказ свою красоту, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом (хумур, мн. ч. от «химар») вырез на груди (ан-Нур, 31)».

Химар, если обращаться к арабским словарям, переводится как «кусок ткани, покрывающий голову». Это слово происходит от глагола «хамара», означающее «скрывать, покрывать». В одном из хадисов передается, что женщины города Медина, услышав этот стих, покрыли тканями свои волосы.

«…О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала» (джалябиб, мн.ч. от «джильбаб»; аль-Ахзаб, 59).

Джильбаб — это слово, означающее свободную длинную одежду. Потому подразумевается, что одежда мусульман должна не только покрывать все тело, но и не быть обтягивающей и скрывать силуэт.

Исламские богословы постановили, что авраты (части тела, которые подобает скрывать) включают в себя все тело, кроме лица, ступней и кистей. Часть теологов утверждает, что степень покрывала зависит от традиций и «испорченности общества». Считая, что в обществе начали распространяться пороки, некоторые теологи стали считать желательным или обязательным покрывать и лицо. В правовой школе шафиитов же и вовсе распространилось мнение, что хиджаб желательно носить и мужчинам, в особенности молодым и красивым, дабы не смущать женщин.

Читайте также:  Платья для полных девушек лето 2021

У самого хиджаба есть лишь общие условия, но нет установленной формы. Хиджаб не обязательно должен быть черным, похожим на то, что носят женщины из Залива. Это вполне может быть европейская одежда, но соответствующая условиям покрытия «аврата».

Костюм старообрядцев из Нижегородской губернии. Фото: ruvera.ru

Древние тексты добавляли к этому, что эти ограничения касаются только свободных женщин, и не касаются рабынь. Все это писалось тогда, когда во всем мире процветало рабовладение. И в исламском обществе хиджаб являлся инструментом определения свободных женщин, субъектов общества. Хиджаб здесь выступал инструментом защиты женщины от посягательств на ее честь со стороны мужчины. В этом смысле исламская философия проста: мужчина есть мужчина и женщина есть женщина, мы не будем менять их природу. Вместо этого мы изменим среду.

Хиджаб и объективация

В Новое время эпоха рабовладельческих обществ начала сходить на нет. В сущности, в самом исламе существует интенция на освобождение рабов: это предписано за большое количество провинностей (например, пропуск поста) и считается благим делом. В то же время существовал только один способ закрепощения — военный поход. Сами рабы, таким образом, могут пониматься как военнопленные. Экономическое рабство в шариатском праве запрещено. Это также одна из причин запрета ростовщичества.

Интересный взгляд на вопрос рабства предложил Джоннатан Браун, ученый-исламовед из Джорджтаунского университета, в своей книге «Рабство в исламе». Браун говорит, что «рабство» является словом, меняющим свое значение от общества к обществу. Запрещая «рабство», нужно конкретизировать, что именно имеется в виду. Рабы в исламском обществе были прежде всего военнопленными и их потомками, но также являлись предметом торга.

Мы живем в капиталистическом обществе, где красоте и сексуальности уделено такое значение, которого не было никогда в истории. Феминистическая теория дала этому феномену определение «объективация», когда человек и его тело представляется лишь инструментом для удовлетворения собственных нужд, без учета его личности и чувств. Особенно подвержены объективации женщины.

Фото: Олег Тихонов

Критика объективации занимает важное место в современном левом (критика капитализма за овеществление тела) и феминистическом движениях. Удивительно, как перекликаются в этом левая и исламская повестка, при этом предлагая совсем разные решения. Ведь, в сущности, для исламской теологи фигура платка означает, что женщина не является товаром и частью рыночных отношений.

Наличие платка не мешало женщине занимать видное положение в исламской среде и не умаляло значение женского образования. Мы можем найти великих женщин в разные периоды истории ислама: начиная от жен пророка Мухаммада, игравших значимое положение на ранних этапах развития исламского халифата, до царицы Сююмбике. Наконец, хочется упомянуть Фатиму аль-Фихри, построившую в марокканском Фесе старейший в мире университет аль-Карауин.

Более того, в книгах по исламскому праву платок рассматривается как право и привилегия женщины. Андалузский теолог Ибн Хазм так описывал знатную девушку: «из благородной семьи, высокого положения, сокрытая за плотной завесой».

Платок являлся инструментом для построения общества, которое, без изменения человеческого естества, образовало бы культуру, не зацикленную на сексуальности. К сожалению, такой смысл платка разделяется не всеми. Для многих мусульман и немусульман платок представляется символом закрепощения женщины и ее подчиненного положения. Просто одни преступно довольствуются этим, а другие, напротив, враждуют с любым проявлением религиозности.

Хиджаб носили и татарки еще два века назад. Особо ценились роскошно расписанные покрывала. В сборнике «Народы России» 1878 года, изданном в Санкт-Петербурге, наряд татарок описывался так:

«На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры».

Конечно, само ношение хиджаба не означает аскетизм и высокие моральные качества, как некоторые полагают. Ислам рассматривает это как один из божественных заветов. С другой стороны, покрывало занимает особое место во всей авраамической традиции — иудаизме, исламе и христианстве. Это неотъемлемая часть традиционных религий Российской Федерации.

В светских демократиях религия не занимает положения источника государственного права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право выбирать для себя религию или не выбирать никакой. Там же есть важное уточнение: «и действовать в соответствии с ними (религиозными убеждениями)». Хиджаб является религиозным предписанием, тем самым «религиозным убеждением», но не только им. Хиджаб — это и часть мировой культуры, ее интенции на «скромность», которая проявлялась в разные исторические эпохи и в разных цивилизациях.

Источник