Меню

Разновидность верхней одежды плащ без рукавов украшенный мехом пряжками драгоценными камнями



Тест по истории Повседневная жизнь населения 6 класс

Тест по истории Повседневная жизнь населения для учащихся 6 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом по 10 заданий.

1 вариант

1. Выберите из списка три позиции, которые характеризуют положение семьи в Древнерусском государстве. Запи­шите цифры, под которыми они указаны.

1) большое количество членов семьи
2) главенствующее положение отца семейства
3) освобождение детей от всякого труда
4) сохранение в быту языческих обычаев
5) решение всех вопросов сообща, с учётом мнения всех членов семьи
6) соблюдение исключительно христианских традиций

2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Жилище крестьян, срубленное из дерева, — это __________.

3. Установите соответствие между термином и его значением.

А) понёва
Б) чепец женщины
В) онучи
Г) кожух

1) украшение на голову у замужней женщины
2) традиционная одежда из шкуры, шуба
3) домотканая шерстяная юбка
4) ткань для обёртывания ног под лапти

4. Выберите из списка товары, которые привозили в древнерусский город иностранные купцы (три наименова­ния). Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пряности
2) шкурки
3) ткани
4) ювелирные украшения
5) плуг
6) борона

5. В Древнерусском государстве иконописцы брали за образ­цы творения греческих мастеров. Греками в Древней Руси называли жителей

1) Италии
2) Германии
3) Византии
4) Арабского халифата

6. Выберите из списка три термина, которые означали раз­личные части дома богатого человека в Древней Руси. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) терем
2) сарай
3) клети
4) горница
5) погреб
6) ледник

7. Как назывался старинный музыкальный щипковый инструмент, игрой на котором развлекали гостей на пирах?

1) барабан
2) гусли
3) орган
4) губная гармошка

8. Выберите правильный ответ об образе жизни верхов общества и основной части населения.

1) одежда была примерно одинаковой по фасону, но знать использовала более дорогие ткани и материалы
2) фасоны одежды принципиально различались у знати и основной массы населения
3) народ никогда не участвовал в массовых гуляниях, ор­ганизованных знатью
4) знать строго регламентировала все народные праздники

9. Как назывался вид верхней одежды — плащ без рукавов, украшенный мехом, пряжками, драгоценными камнями?

1) шуба
2) зипун
3) кожух
4) епанча

10. Ремесленник, изготавливающий керамическую посуду, это

1) гончар
2) кожевник
3) ювелир
4) кузнец

2 вариант

1. Выберите из списка три черты, которые характеризуют положение семьи в Древнерусском государстве. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) обязательное получение образования всеми членами семьи
2) совместный труд всех членов семьи
3) главенствующее положение матери семейства
4) сохранение языческих обычаев в быту
5) небольшой состав семьи
6) приучение к труду с раннего детства

2. Запишите термин, о котором идёт речь.

Тонкая щепка дерева, которая использовалась для освещения жилища, — это __________.

3. Установите соответствие между термином и его значением.

А) зипун
Б) понёва
В) порты
Г) онучи

1) мужские штаны, сужающиеся книзу
2) ткань для обёртывания ног под лапти
3) кафтан с длинными узкими ру­кавами
4) домотканая шерстяная юбка

4. Выберите из списка три вида гончарных изделий, которые могли продаваться в древнерусском городе. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) пряности
2) амфоры
3) кувшины
4) кожухи
5) посуда
6) чепцы

5. Какая школа иконописи из перечисленных принималась за образец у древнерусских мастеров?

1) латинская
2) итальянская
3) греческая
4) испанская

6. Выберите из списка три хозяйственных помещения при жилище богатого человека в Древней Руси. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) амбар
2) ледник
3) терем
4) горница
5) погреб
6) клети

7. Как назывались певцы и музыканты, которые развлека­ли гостей на пирах?

1) староверы
2) скоморохи
3) пажи
4) шутники

8. Выберите правильный ответ об образе жизни верхов об­щества и основной части населения.

1) быт был примерно одинаков у всего общества
2) быт верхов общества отличался от быта основной части населения:
3) знать регламентировала детали быта всего населения:
4) основная часть населения никогда не присутствовала на праздниках, организованных знатью

9. Как назывался женский головной убор, обычно обтяну­тый золотой тканью и украшенный жемчугом?

1) корона
2) кокошник
3) папаха
4) епанча

10. Ремесленник, изготавливающий украшения для жен­щин: серьги, браслеты, цепочки, — это

1) гончар
2) ювелир
3) кузнец
4) кожевник

Ответы на тест по истории Повседневная жизнь населения
1 вариант
1-124
2-изба
3-3142
4-134
5-3
6-134
7-2
8-1
9-4
10-1
2 вариант
1-246
2-лучина
3-3412
4-235
5-3
6-125
7-2
8-2
9-2
10-2

Источник

е п а н ч а

старинная русская одежда в виде широкого плаща без рукавов

• круглый в крое плащ из сукна или войлока без рукавов, с конца XVII века в России — с длинными прямыми рукавами

• в Русском государстве XII—XIX вв. — предмет мужского костюма в виде круглого в крое плаща с двумя воротниками

• длинный и широкий плащ, старинная верхняя одежда зажиточных людей в России

• длинный и широкий старинный плащ (позднее: теплая женская накидка)

• женская короткая шуба-накидка в XIX веке

• нарядная бархатная, парчовая и т. п. женская шубка — накидка без рукавов (устаревшее)

• старинная одежда, длинный широкий парадный или дорожный плащ

• длинный широкий плащ

• старинный русский плащ

• теплая женская накидка

• дорожный плащ (устар.)

• старинный русский дорожный плащ

• аналог плащпалатки на Руси

• старинный русский длинный плащ

• русское манто XIX века

• род старинного плаща

• длинный плащ русича

• старинная женская одежда подбитая мехом парчовая безрукавка

• старинный плащ, в рифму к каланче

• старинная русская одежда

• русское манто 19-го века

• Длинный и широкий старинный плащ (позднее — тёплая женская накидка)

• ж. широкий безрукавый плащ, круглый плащ, бурка. Женская епанча, епанечка, короткая, бористая, безрукавая шубейка; накидочка. Нашего сукна епанча, наш брат. Это епанча на оба плеча, неправдив. Выбирай епанчу по плечу. ведро епанчу возят, а в дождь и сама едет. Не по плечам епанча! Не по плечику епанечка. Не к роже рогожа, не к лицу епанча! Жучки в епанечках, девицы. Пчелы по овце, крылья по епанче, с поносу летят, заборы трещат! о хвастуне. Епанча слизней, морщиноватое покрывало в раковинах. Печная епанча, на заводах, хожух, верхний свес, колпак, свод. Крыша епанча, епанчей, по епанечнему, на четыре ската. Кошма епанча, тамб. войлок из поярка; а полсть валяется из осенины. Епанча слизней, род плащика, обнимающего все тело. Растен. епанча, епанечник, Asarum europaeum, см. копытень. Епанечный, к епанче относящ. Епанечные вишни, порода темных вишень, с малыми косточками, Епанчеобразный, лучше епанчевый, епанчистый, подобный епанче, облегающий предмет как епанча

Источник

Виды женских плащей

Женские плащи – неотъемлемая вещь в гардеробе любой девушки, ведь он отличается редким удобством и практичностью – он защитит вас от ветра и дождя, кроме того, он компактен и его легко носить с собой. И самое главное – конечно же, этот вид одежды, модный элемент гардероба составляет важную стилевую деталь в общем облике женщины весной или осенью. Некоторая часть фасонов и моделей явно перекликается с идентичными видами женских пальто, и это не удивительно, ведь развитие происходило в одно и то же время практически параллельно.

Тренч (тренчкот) — модный вид легкой верхней одежды

В каталоге интернет магазина «ПокупкаЛюкс» представлены различные варианты модели женских плащей. И, пожалуй, тренч или, в полном варианте, тренчкот – это один из наиболее распространенных фасонов и особенно популярных видов легкой верхней одежды в нашем интернет-магазине. Уже много десятков лет этот вид остается неизменно востребованным и стильным, в том числе и среди весенних видов одежды – лишь редко и незначительно варьируются материалы, из которых шьют тренчи, цветовые гаммы и аксессуары. Еще реже меняется привычная для этого вида длина – как правило, эта модель чуть выше колена. Как мы уже не раз упоминали, он изначально пришел в моду из мира военной формы. Поэтому его отличительными особенностями являются такие характерные для стиля милитари черты, как отложной воротник, двубортность, пояс, украшенный пряжкой и шлица на спине. Редкий женский тренч обходится без пряжек на рукавах в качестве отделки и небольших погонов на плечах, пришедших также из времен мировых войн. Он очень элегантен, но его сложно отнести к определенному стилю – он сочетается абсолютно с любой одеждой, от спортивной до вечерней. Поэтому не вызовет диссонанса с большинством вариаций базового гардероба.

Английский плащ

Еще один легкий вид верхней одежды: английский плащ — изделие традиционного классического прямого силуэта, он не должен быть узким, часто имеет скрытую застежку – пуговицы остаются между двумя маскирующими планками. Кроме того, частый спутник этого вида – геометрической формы воротник-сойка. Карманы таких моделей в английском стиле – прорезные, нередко с листочками или клапанами, на рукавах часто встречается аксессуар в виде ремешка из ткани, замши или кожи, застегивающегося на пряжку или пуговицу. Наличие пояса для этого вида необязательно. Больше всего английский фасон нравится женщинам строгого, консервативного стиля одежды – он образует органичные ансамбли с деловыми костюмами и офисными юбками. А так же женские плащи для полных часто бывают именно в классическом стиле – это выбор настоящих модниц.

Читайте также:  Арабские платья больших размеров

Летний плащ

Название это вида говорит само за себя. Летний плащ — одежда созданная специально для прохладных летних дней. Но не будем забывать, что лето – это все же теплое время года и все что вам нужно, это всего лишь обеспечить себе комфорт в короткий период похолодания. Поэтому эти изделия намного легче осенних или зимних: они шьются из легких и влагоустойчивых материалов, они намного компактнее – такую вещь удобно положить в сумочку и носить с собой на случай дождя или перемены погоды. Объем у таких летних плащей уменьшен – они созданы для того, чтобы накидывать их на футболку, а не на теплый свитер, поэтому их силуэт намного аккуратнее. Цветовая гамма намного шире – здесь часто попадаются яркие и солнечные цвета, часто встречается укороченный рукав. На сегодняшний день летний плащ – скорее фэшн-аксессуар, нежели привычная и повседневная вещь и окружающие могут воспринять ее наличие как прихоть, каприз нежели как обязательный атрибут гардероба. Именно поэтому к его выбору следует подходить с особой тщательностью: вас будут рассматривать намного пристальнее, чем если бы вы были в легкой куртке-ветровке.

Плащ дождевик — не прихоть, а необходимость!

Плащ дождевик — вид верхней одежды, которая обычно сшита из высокотехнологичных синтетических материалов, самое главное для которых – абсолютно не пропускать воду. Фактура этих тканей обычно гладкая, блестящая, клеенчатая – вода с него стекает очень быстро не оставляя следов, разводов. Плащ дождевик имеет основной плюс – даже при отсутствии зонта вы будете надежно защищены от воды – поэтому такой вид пользуется огромной популярностью при вылазках на природу или на загородный участок. Но у дождевиков есть так же и много недостатков: они неудобны и вместе с водой не пропускают и воздух, что мешает коже дышать. Кроме того, обычно ткани, из которых изготавливают этот вид, сложно назвать модными или вообще пригодными для красивой одежды. Но многие дизайнеры пошли дальше – и сейчас вместе с модой на резиновые сапоги мы можем заметить и возвращение на улицы и полки магазинов дождевиков – свои новейшие модели непромокаемой верхней одежды, выполненной очень стильно, на последний показах уже предложили многие известные бренды.

Длинный плащ

Длинный плащ — одежда, которая пришла к нам из 17 века – тогда они были необходимы путникам для надежной защиты от непогоды, дождя и ветра. Говорят, что появился он именно так. Конечно, нам сейчас приходится легче, чем всадникам тех столетий — от непогоды мы страдаем намного меньше, однако длинные плащи иногда встречаются на улицах. Длинным изделиям отдают предпочтение мужчины, считая их единственным вариантом, который совместим в деловым костюмом. Кстати, очень популярен длинный плащ был в Советском Союзе. Сегодня этот вид встречается намного реже – длина не дает необходимого для современной жизни удобства, однако иногда на подиумах можно увидеть очень оригинальные творения дизайнеров.

Короткий плащ

Короткие плащи из болоньи, такой вид легкой верхней одежды был достаточно распространен в 60-х годах – однако их чаще носили просто в пасмурную погоду, от дождя они защищали несколько хуже. Сейчас они снова вошли в моду. Короткий плащ — это изделие равное по длине, он смотрятся намного элегантнее и стильнее, кроме того, он легче многих курток. Короткие модели очень удобны для девушек, которые водят автомобиль или в целом много двигаются в течение дня.

Зимний плащ

Принято считать, что такой вид одежды может быть только демисезонным. Но в наше время возможно все и дизайнеры в который раз это подтверждают. Зимний плащ – это вещь, которая может быть в гардеробе каждой модницы. В какой-то степени зимний плащ может заменить вам пуховик или пальто, но все-таки при условии, что температура воздуха не очень низкая. Зимние плащи должны быть многослойными, из качественных тканей со специальной пропиткой для обеспечения удержания тепла.

Интернет магазин «ПокупкаЛюкс» сейчас имеет богатый ассортимент моделей и наш каталог различных видов женских плащей постоянно расширяется.

Источник

Разновидность верхней одежды плащ без рукавов украшенный мехом пряжками драгоценными камнями

Если попробовать описать этот предмет одежды – боюсь, сведения мы получим самые противоречивые, а подчас и прямо противоположные. Эта вещь – самая женственная в современном гардеробе и необычайно мужественная на протяжении столетий. Самая легкомысленная и фривольная по крою – самая строгая и официальная по назначению. Самая модная в последнем сезоне – и самая древняя в истории человечества.
Это все – накидка.

История накидки – это, собственно, наша с вами история, homo sapiens’ов. Название этого предмета отражает его суть: самый простой способ согреться – накинуть на себя что-нибудь теплое и тепло же сохраняющее. Непродуваемое. И желательно – непромокаемое. И, конечно же, красивое? А почему бы и нет 😉

…Сначала накидка была просто куском меховой шкуры дикого зверя, позже ее стали делать из плотной ткани. Но когда первые потребности удовлетворены, душа просит красоты и изящества – и вот уже накидка меняет форму, материал, украшается всевозможными способами, какие только в состоянии придумать человеческий разум. Чтоб приятно было и самому носить, и перед людьми похвастаться.
Но не будем забегать вперед: даже самые древние и мрачные времена не обошлись без прекрасных накидок, на которые стоит взглянуть хотя бы одним глазком.

Пожалуй, наиболее знаменитая накидка – пелерина из Молда (бронзовый век, ІІ тысячелетие до н. э.) – представляет собой ювелирное изделие из листового золота. Обнаружена она была в г. Молд, в северном Уэльсе, в 1833 году в могильном кургане на пустыре под названием Bryn yr Ellyllon, «холм сказочных существ». Вместе с пелериной были найдены остатки грубой ткани и 16 фрагментов листовой бронзы, которые, по-видимому, представляли собой основание пелерины: местами золотые листы были прикреплены к бронзе заклёпками. Ширина пелерины составляет 458 мм. Предполагают, что хозяйкой пелерины с большой вероятностью была женщина – жрица древнего культа, а сама пелерина являлась частью церемониального облачения. В настоящее время эта реликвия частично восстановлена и хранится в Британском музее.

Древних греков мы привыкли представлять в туниках и пеплосах – а то и вовсе без одежды, благо, мягкий климат и открытые нравы этому способствовали. Между тем даже в древние времена на Балканах не всегда было настолько тепло, чтобы круглый год щеголять в тонкой хламиде. Что защитит от холода? Конечно же, накидка.
Греческая накидка называлась гиматион. Носили ее и мужчины, и женщины. Женский вариант нам понятнее и ближе – тонкую длинную ткань набрасывали на плечи и даже покрывали голову, образуя капюшон. Такая накидка закрывала почти всю фигуру. А вот мужчины предпочитали практичности красоту – они эдак художественно перебрасывали гиматион через левое плечо и придерживали спереди рукой, правое же плечо оставалось свободным. Более того, в углах накидки подвешивали небольшие гирьки, чтобы данная деталь туалета (и ее владелец, разумеется) выглядели достойно – и присутствуя на представлении в театре, и заседая среди равных в ареопаге, а хоть бы и торгуясь на приморском рынке за свежую кефаль…
Но один-единственный гиматион – это же скучно, не так ли? Никакого полета фантазии, и самое страшное – у соседки такой же… Допустить этого никак нельзя! И греки, как могли, разнообразили свой костюм – складками, расшитыми каймой краями, выбором ткани, а то и кроем или цветом. Например, если покрасить гиматион в пурпурный, получится фарос. Но пурпурная краска дорогая – что делать? Можно накидку не красить, а обрезать – тогда получим хламис, короткий вариант гиматиона. Его носили прежде всего юноши, всадники, солдаты и путешественники. А также их покровитель – бог Гермес.

Римляне от греков не так чтобы сильно отстали, поверх тоги они надевали лацерну – накидку с капюшоном, предохраняющую от дождя. А полководцы и прочая знать – пурпурный плащ полудаментум. А зимой пенулу – округлую или эллипсовидную накидку без рукавов из грубой овечьей шерсти или кожи. Спереди разреза не было, имелось только отверстие для головы и, обычно, капюшон.
А если уж совсем холодало, на плечи ложился диплакс – сложенный вдвое гиматион-полудаментум.

Средеземноморский тип накидки (который фактически представлял собой большой отрез ткани) вернулся в повседневную жизнь в ХІХ веке вместе с ампиром и модой на античность — надо же было как-то сохранять от холода хрупкие женские плечики. В те времена накидка, как и полагалось, закрывала почти всю фигуру. Но ничто не вечно в этом мире — особенно если неудобно таскать в руках 3-4 и больше метров ткани. И с течением времени накидка превратилась в привычную для прохладной поры деталь современного гардероба – шелковую или кружевную шаль.

Читайте также:  Ткань для пуховиков металлик

Но если римляне и греки даже зимой могли обойтись относительно легкой накидкой, то в Европе этого было недостаточно. Древние германцы накидки делают из шерсти и кожи – им ни холод, ни снег или дождь не помеха. Такая одежда называется кукулус и представляет собой удлиненный наплечный капюшон. Он закрывает голову и плечи, оставляя телу возможность свободно двигаться. А остроконечная форма не дает снегу падать за шиворот и предохраняет горло от ветра.
(фото кукулуса – отсюда: http://celticreconstruction.blogspot.com/2011/09/2.html)
Если же нужно было закрыть все тело, надевали клок – длинный плащ. Или глоке (колокол) – круглую накидку с отверстием для головы. Глоке, кстати, до сих пор сохранилась как вариант спортивной одежды – так называют накидку из неваляного сукна.

Средние века подарили нам несколько видов интересных и привлекательных накидок.
Прежде всего изменился крой. Если в античные времена накидка представляла собой длинный кусок ткани, заматываемый вокруг фигуры, позже – укороченный плащ, скрепленный на плечах, то теперь в основе кроя накидки – прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Накидка становится не широкой, а длинной – до колен, а то и до щиколоток. И даже сшивается по бокам. Почти платье))
Но все-таки она остается накидкой – верхней одеждой, сохраняющей от холода. Средневековая накидка становится модной и красивой частью повседневного и праздничного туалета. Накидки шьются из дорогих привозных тканей, украшаются богатой отделкой мех ом, полудрагоценными и драгоценными камнями, смальтой и шитьем.
Мы знаем несколько основных разновидностей такой накидки.

Сюрко (фр. surcot, нем. Uberrock) – женская верхняя одежда позднего средневековья (XII-XIV века), похожа на элегантный жакет. Сюрко носили женщины высшего света. Делался он из дорогих материалов, часто из меха или на меховой подкладке, без рукавов, с глубокими овальными проймами ниже пояса, через которые видна нижняя одежда. Часто перетягивался узорчатым поясом, причем иногда пояс пропускался под задней частью накидки – таким образом спинка оставалась свободной, а спереди пояс стягивал ткань в мягкие складки, подчеркивая хрупкость и прелесть женской фигуры.
Накидка-сюрко просуществовала несколько веков, а затем к ней пришили рукава — и получили верхнее платье-роб (еще на несколько веков). Позже, укоротив верхнее платье, получили жакет. Современные же дизайнеры, кажется, не против вернуться в Средние века: уж очень привлекательным оказался образ, который создают мягкая линия плеча, небрежные складки и приталенный силуэт. А также весьма практичным по ветреной погоде – затянутый пояс не только подчеркнет талию, но и сохранит тепло.

Опелянд (фр. houppelande) – длинная, широкая верхняя накидка. От сюрко опелянд отличался прежде всего большой шириной – широкое одеяние собиралось на плечах в мягкие складки, внизу боковые швы соединялись, образуя рукава. Сначала это была мужская, а затем и женская церемониальная одежда, типичная для французско-бургундской моды XIV века. В Германии этот вид одежды получил название тапперт. Будучи придворным туалетом, он оторачивался мехом, снабжался шлейфом и зачастую имел по краям модные разрезы. Позднее начали носить короткий тапперт с герольдическим гербом хозяина В народной одежде тапперт сохранился до начала XV века.

Гойке – клетевая накидка без рукавов, распространенная с начала XIV века во Франции, Италии, Фландрии сначала в мужской моде, а позднее и в женской. Мужчины носили ее на плечах, женщины позднее на голове. Иногда женская гойке сажалась в верхней части на проволочный каркас, и таким образом на голове возникало нечто вроде гнезда. же она заканчивалась на голове округлой шапочкой. Этим же словом называлась не только накидка-гойке, но и шапочка – обструганный круглый остроконечный кусок дерева, на который крепилась накидка. Шапочка-гойке часто украшалась шерстяным помпоном. В некоторых народных костюмах накидка-гойке удержалась вплоть до XVIII века.

В эпоху Ренессанса костюм значительно усложняется, его крой становится более разнообразным, и как следствие, социально дифференцированным. А накидка начинает передавать род занятий своего хозяина.
Например, ганзейскому торговому люду очень кстати пришелся короткий испанский плащ – настолько, что образ прочно вошел в культуру под именем «нюрнбергский купец». И сегодня сложно не узнать ренессансного купца в коротком, подбитом мехом плаще, с меховым же стоячим воротником, лихой цилиндровидной шапке и коротких штанах – на полотнах художников, изображающих бытовую жизнь, обязательно отыщется такой персонаж.

Или другой городской сюжет – площадь, подмостки, бродячие комедианты, натянутая веревка, жонглер, канатоходец… Последний скорее всего в накидке – распущенной или закинутой на одно плечо. Эти накидки-балаганки, конечно же, не для тепла – для красоты, для привлечения внимания публики, поэтому они яркие и сделаны из легкого драпирующегося материала.

Священнический богослужебный костюм тоже не обошелся без накидки. Тут она символизирует багряницу, в которую одели Христа на суде у Понтия Пилата. У католиков это казула или орнат – кусок ткани с прорезью для головы, который одевался поверх другого облачения.

У православного священника накидка именуется фелонь и выглядит иначе: с XVI века их стали делать из тяжёлой жесткой парчи, так чтобы верх возвышался конусом над плечами. Сегодня для фелони могут использовать и более мягкие ткани – тогда верхнюю часть накидки укрепляют дополнительной тканью, чтобы сохранить нужную форму.

Военные всегда оказывали значительное влияние не только на историю государств, но и на историю костюма. Сегодня мы знаем казакин как короткий приталенный кафтан с галунами и нашивками. Однако мало кто помнит, что его прообразом была не только одежда казаков, но и накидки, которые носили военные. Эти накидки выполняли прежде всего утилитарную функцию – они предохраняли доспехи от лишней сырости, а кроме того, на них имелись нашивки, указывающие род войск и чин владельца.
Идеалом мужчины не всегда был брутальный мачо, принципиально отвергающий всякие излишества – в конце концов, мужчины тоже люди, им тоже хочется нравиться, шиковать и производить впечатление. Причем не только мобильниками или пистолетами – закинутый на одно плечо плащ прекрасно подходит для этой цели! Особенно этот вид одежды полюбили мушкетеры, лейб-гвардейцы и кавалерия – ну а где вы еще найдете столь страстных и вдохновенных воинов, поэтов и любовников?
Отличительным знаком мушкетёров была короткая лазоревая накидка, с прорезями для рук, с серебряными галунами и нашитыми спереди, сзади и на боковых лопастях белыми крестами. И только много позже она трансформировалась в приталенный жакет-казакин.

Прообразом упомянутой выше накидки «нюрнбергский купец» был короткий испанский плащ – боэмио, или мантлик. В нем испанцы отвоевывали свои земли у арабов во времена Реконкисты, в нем шли покорять неизведанные просторы Нового Света… Он и сегодня сохранился в традиционном испанском костюме. А мы наверняка помним его в завораживающем танце матадора перед быком – в руках у тореро не просто кусок алой ткани, а именно короткий плащ-боэмио 🙂
В отличие от мужской испанской накидки, которая гордо шествовала по Старому и Новому Свету, женская испанская накидка-мантилья осталась верна своим владелицам. Первоначально это был кусок шелка, который крепился к высокому головному убору. Однако испанки пошли дальше – вместо шелка они взяли тончайшей работы кружевное полотно, и не просто цепляли его к гребню-пейнете, но закрывали плечи и грудь. И скромно, и соблазнительно… О да, испанки знали толк в соблазнах! Позже, в ХХ веке, когда пейнеты практически вышли из моды, испанки от накидок не отказались – такую красоту грех прятать в бабушкином сундуке. Да и зачем? Ведь красота мантильи – так же, как и красота испанских женщин – вне времени.

С каждым веком время текло все быстрее и быстрее. В древние времена могло пройти несколько столетий, практически не оставив следа ни в сознании людей, ни в их костюме. Но чем дальше, тем быстрее меняется жизнь и властно требует не только нового мировоззрения, но и нового платья. Удобного? Разумеется, но не только. Стремление к красоте – вот что в первую очередь отличает человека от дикого зверя, а отнюдь не умение пользоваться вилкой и шпагой. ХІХ век открывает новые территории не в дальних странах, а в душах, властно перемешивая далекое и близкое, экзотическое и обыденное. Не случайно именно этот век подарил нам огромное количество разновидностей накидок – пожалуй, даже больше, чем все предыдущие столетия.

Но об этом – в следующей статье… ))

Ах этот ХІХ век. Полупрозрачный тюль, нежнейший батист, загадочный муар… И кружева, и рюши, и драпировки… И меняющийся силуэт дамских нарядов – высокая грудь, узкая талия, там бальная туфелька из-под юбки, а там – веер, привезенный из далекого Китая или черепаховый гребень, доставленный из Африки через Атлантику. Бал, бал…
Ну а начинался бальный сезон в середине осени. И к прекрасному туалету обязательно добавлялась одна крайне необходимая по осенней сырости деталь – верхняя одежда. И разумеется, это не просто привычное нам черное или коричневое пальто на все случаи жизни, ведь бал – случай исключительный, это праздник, а праздник никто не желает испортить затрапезным видом.
Накидка для такого случая – вещь незаменимая. Она и от холода укроет, и при этом не превратит барышню в пыльный мешок – наоборот, подчеркнет и красоту платья, и изящество фигуры.

Читайте также:  Выкройка рукава фонарик для платья 44 размера

Впрочем, кто сказал, что накидка приемлема лишь для бала? Костюм ХІХ века со множеством пышных нижних юбок надежно предохранял от холода нижнюю часть тела даже зимой, а вот о верхней этого не скажешь: корсет да блузка, порой с весьма обширным декольте – и что толку прикрывать плечи и грудь нежнейшей шелковой или батистовой косынкой, от холода она не спасет. Поэтому накидка оказалась весьма актуальной деталью дамского туалета – и гостей принимать, и путешествовать в ней очень удобно. А уж флиртовать!

…Вечер, огни бального зала, кони и кареты, широкая лестница, зеркала и свечи, юная девушка, трепещущая от восторга и смущения в предвкушении своего первого вальса – ее плечики вздрагивают в волнении под нежнейшим вышитым шелком накидки. И опытная красавица, легко впорхнувшая в залу и эффектным жестом сбросившая кружевную накидку с дивных плеч – прямо на руки кавалеру. До конца вечера накидка ей больше не понадобится.
Итак, прошу любить и жаловать – сорти-де-баль, или накидка для бала, а по-нашему – сартинка. Действительно предмет роскоши и удовольствия: сорти-де-баль нужна была лишь для того, чтобы дама могла дойти от кареты до вестибюля бального зала или фойе театра.

Кто сегодня согласится надеть салоп? Он стал воплощением провинциальности и дурного вкуса. Однако было время, когда салоп был модной европейской новинкой, барышни и дамы в очередь выстраивались к модисткам и портнихам.
По всей вероятности, к началу ХIХ века в Европе сильно похолодало – иначе с чего бы женщины стали носить длинную, почти до пят, свободного кроя накидку, полностью скрывающую и фигуру, и платье? Вот уж действительно мешок… Впрочем, если этот мешок сделать из дорогого сукна или шелка, с широким бархатным воротником, обшить кружевом и лентами, сделать прорези для рук (или даже небольшие рукава) – скрепить разрезы лентами и их тоже украсить, разумеется… Можно даже чуть приталить и сильно расширить книзу – чтобы подчеркнуть изгибы фигуры. Поставить меховую подкладку – такую мягкую, такую нежную… Ни одна женщина не откажется от этой роскоши.

Несколько позже к салопу стали пришивать рукава – практически, он был предшественником пальто, но в отличие от последнего, боковые швы салопа ниже рукава не зашивали, а зашнуровывали, распуская шнуровку на нужный объём юбки.
Название этой накидки образовано от английского слова slop, обозначающего свободное просторное платье, но мы давно забыли источник и воспринимаем салоп как название исконно русской одежды.
В Европе салоп быстро сменился другими типами накидки, а в России задержался практически до конца ХIХ века – и неудивительно, ведь зима здесь гораздо холоднее европейской. Однако 100 лет салопа – даже для приверженцев традиции оказалось многовато, и в высшем свете его надолго заклеймили как образчик редкостной безвкусицы. Реабилитировали же эту накидку лишь в ХХI веке: оказывается, городская мода никак не может обойтись без столь простой и универсальной вещи.

ХІХ век не скупился на яркие события и не менее ярких личностей, вошедших в историю не только своим талантом, но и любимыми вещами.
Например, Франсуа-Жозеф Тальма, знаменитый французский актер эпохи якобинской революции и наполеоновских войн, стал создателем и нового стиля актерской игры – и нового модного туалета. Тальма первым ввел на сцену исторический костюм (до того актеры играли в тех же нарядах, что были в моде в их время). Актер часто играл тиранов и монархов, и его амплуа требовало широких трагических жестов – а что может сильнее выразить чувства, чем смятый в руке текучий шелк?
Мужчины практически сразу же подхватили новую моду – уж очень удобной оказалась накидка-тальма, закрывающая плечи и грудь, но не стесняющая порывистых движений и не мешающая выхватить пистолет. Позже к ним присоединились и дамы – но стали делать эти накидки из кружев.
А имя актера стало нарицательным, превратившись в название одежды.

Еще одну разновидность накидки подарили нам французы, точнее – Алжир и Тунис, которые долгое время были французскими колониями. Франция набирала из местных жителей Иностранный легион – и вместе с алжирцами и тунисцами в Европу приникала восточная культура и элементы восточного костюма. Так здесь появился и бурнус.
Изначально бурнус – нешитая одежда, подобно римской тоге. Позднее шитая, с длинными рукавами и капюшоном. Эти накидки Европа увидела еще во времена Крестовых походов, но в моду они вошли лишь в ХIХ веке – вместе с эпохой романтизма, страстью ко всему этническому и экзотическому. Отличительной чертой европейского бурнуса стали две детали – во-первых, тут обязательной деталью была отделка в виде нашитой по подолу длинной бахромы, а во-вторых, накидка имела декоративный капюшон с острым уголком, который украшался шелковой кистью. Полы бурнуса откидывались и крепились к плечам. В эпоху бидермейер бурнус стал образцом для мужского модного плаща, но особенно эта накидка полюбилась женщинам, и более всего француженкам – еще бы, и согревает, и позволяет практически полностью продемонстрировать прекрасный туалет!

У итальянок был другой взгляд на то, что женщина должна показывать, а что скрывать. Чем больше тайны – тем больше соблазна. Широкая длинная, до щиколоток, накидка со стоячим воротником – что лучше может укрыть женские секреты от недобрых глаз.
Накидка-ротонда была названа по типу архитектурного сооружения – такого же круглого, как и силуэт длинной накидки, и такого же романтичного, словно самим творцом придуманного для нежных встреч.
Часто ротонды делали двойными, верхняя, конечно же, короче – примерно до талии или середины бедер. А со временем от длинного варианта отказались, а верхняя часть стала делаться все короче и короче – чуть ли не до размеров пелерины. Но главный признак такой накидки сохранился – на фигуре она напоминает круглую башню, по имени которой и названа, а линия подола параллельна земле.

При слове «манто» сегодня мы представляем нежнейшей выделки меховую шкурку, широкий шарфик, если можно так сказать, небрежно обернутый вокруг шеи и свободно ниспадающий, желательно ниже пояса. Однако дамы ХІХ века, боюсь, нас бы не поняли. Манто той поры – скорее косынка, но о-о-очень больших размеров, и зачастую отделанная рюшами, кружевом, лентами еtс. Ну и конечно, голову этим «платочком» не покрывали – для головы предусмотрены шляпки и капоры, а использовали именно как накидку: манто закрывало плечи, руки и часть фигуры почти до бедер. Вместе с широченной юбкой манто образовывало плавный мягкий силуэт – не авантюристка, но хранительница домашнего очага, ежевечернего чая, булочек с ванильным кремом и начищенного до блеска столового серебра.

Накидки длинные, накидки не очень длинные… А если совсем короткие? Да так, что трудно сказать, что это – то ли очень короткая накидка, то ли слишком широкий воротник… Речь пойдет о пелерине – среди всяческих накидок, у нее, пожалуй, самая долгая история и наибольшее количество вариантов.
Конечно, пелерина – отнюдь не для защиты от холода или пыли, а просто потому, что красиво. И очень, очень соблазнительно… Настолько, что даже мужчины ввели ее в свой гардероб – ну а кто сказал, что лишь женщина может быть сексуальной?
Первоначально накидки-пелерины без рукавов носили паломники (собственно, от них и пошло название: из франц. pelerin – странник, соотв. из латинского peregrinus – чужестранец).

Второе рождение пелерина получает в эпоху бидермейер, демонстрируя все новые и новые вариации модных форм. У мужчин она является элегантным дополнением к рединготу, у женщин – принадлежностью выходного туалета. Дамы экспериментируют с воротником, длинной, отделкой, кроем… Пелерины варьируются от очень коротких до длинных, отделываются мехом, кружевами, вышивкой, сочетаются со шляпками различных фасонов, а те в свою очередь украшаются перьями, лентами и даже живыми цветами…

Пелерина оказалась настолько удобной, что стала частью других разновидностей верхней одежды – например, плащей и пальто.
Так, мантия – разновидность плаща – очень часто имеет широкий воротник-пелерину, отделанный драгоценным мехом горностая или соболя.
А в первой половине ХІХ века популярностью пользовался гавелок – плащ без рукавов с пелериной, названный по имени английского генерала Генри Гавелока. Мужской гавелок имел тот же фасон, что и женский, но длина его была короче. Зачастую гавелок делался на атласной подкладке. Также мог иметь меховой воротник.

Одной, двумя, а то и тремя пелеринами часто разнообразили крой различных сюртуков, плащей и пальто: модный силуэт требовал подчеркнуть линию плеча – и сделать ее мягкой, текучей, романтической… Пелерина прекрасно справлялась с этой задачей и в XIX веке, и в ХХ, когда наравне со шлицами, ремнями и двубортными застежками стала неотъемлемой деталью военного кроя и стиля милитари (иногда укорачиваясь до совсем крохотной накладки на одном плече).

Источник