Меню

Промысел вязание пуховых платков



Левушкин узор

Пуховязальный промысел всегда считался исключительно женским занятием. Однако без участия мужчин в этом нелегком ремесле не обошлось. Безусловно, изготовлением и затачиванием спиц, гребенок и веретен занимаются исключительно мужчины. Для этого им требуется достаточно большое количество навыков и умений. К слову сказать, что хорошие мастера по изготовлению инструментов для пуховязального промысла всегда были на вес золота. Такие умельцы заслуженно пользуются почетом и уважением среди пуховязальщиц.

Удивительно, но в историю вязания оренбургских пуховых изделий мужчины также внесли огромный вклад. Среди прославившихся мастеров следует отметить Ивана Владимировича Шевцова из села Черкассы Сараштанского района, а также жителя села Красногор Константина Петровича Тошерева, который был инвалидом и вязал всю свою жизнь до самой смерти. По словам старожилов, в селах были семьи, в которых вязали исключительно мужчины, ведь даже не каждой женщине удавалось освоить мастерство пуховязания.

Легендарные имена Леонтия Никифоровича Максимова и Ермолая Степановича Федорова, проживающих в селе Желтом Сараштанского района в начале ХХ века, и подавно известны очень многим. Но, обо всем по порядку. Леонтия Никифоровича звали в селе просто Левушкой. По словам старожилов села, сам Леонтий был из очень бедной семьи, а затем женился на богатой девушке. Чтобы хоть как-то прокормить свою семью и детишек, занялся вязанием вместе с женой. В то время в села приезжали купцы и покупали пуховые изделия у местных мастериц. Одна из таких купчих предложила Леонтию покупать для нее пуховые платки и вести учет. Ведь он был не только непревзойденным мастером пуховязания, но и знал всех в округе. Возможно, купчиха пожалела Леонтия из-за бедности и большой многодетной семьи. Об этом история умалчивает. Умелец исправно нес службу. За его труды купчиха купила ему дом, и он с женой и детишками зажил достойно. В период раскулачивания Леонтий был объявлен спекулянтом, наживающем на чужом добре, и заключен под стражу. Находясь в тюрьме, умелец скучал по своему любимому ремеслу, поэтому попросил передать ему инструменты и сырье для вязания. Связав платок невиданной красоты своими золотыми руками, умелец недоумевал: за что же его посадили в заточение? Именно этот платок по легенде был передан самому Сталину, а вскоре умельца выпустили. Он вернулся в свое родное село, где и прожил до самой смерти, творя все новые и новые шедевры. Именно он первый связал платок по так называемому «блинному» узору, которые старожилы называют «левушкиным». Этот узор до сих пор считается одним из красивейших и уникальнейших ажурных вязок.

Ермолай Степанович Федоров известен как автор самого большого оренбургского платка. Он был регентом при церкви в селе Желтом. Обладая поистине великолепным голосом и слухом, прославился он также и в пуховязальном мастерстве. Из-за мизерного церковного жалования в 1927 году Ермолай Федорович вступил в пухоартель. Вязал умелец днем, а утром и вечером пел в церковном хоре. Его творение – великолепный « бисерный» платок на 1000 петель был увезен в Оренбург и признан одним из самых больших оренбургских пуховых изделий.

В 1930 году Ермолаю Петровичу поступило предложение о работе в театре музыкальной комедии. Из-за нежелания умельца бросить церковный хор он был арестован НКВД и заключен под стражу. Ровно через год после ареста родные получили известие из Кемерово о его смерти. Только в 1964 году дело было закрыто, а Ермолаю Петровичу возвращено его честное имя.

Оренбургские умельцы пуховязального промысла прославляют свой край и в наши дни. Оренбургский музей изобразительных искусств гордится наличием связанного мужскими руками оренбургского платка. А связал его молодой юноша в возрасте 14 лет – Роман Гумеров – сын знаменитой мастерицы по вязанию Розы Сахабовны Гумеровой. Она пыталась приучить к промыслу своего старшего сына, а маленький Рома еще в восьмилетнем возрасте, подражая старшему брату, сел за вязание. С тех пор это стало его увлечением. Хотя сейчас Роман — специалист в области электроники и отлично разбирается в компьютерах, ремесло не бросает.

Как видим, без мужских рук пуховязальный промысел не обходился никогда, мужчины всегда помогали женщинам в вычесывании пуха и изготовлении инструментов. Лишь единицы преуспели в искусстве вязания. Их имена утонченным узором навсегда вплетены в захватывающую и увлекательную историю вязания оренбургских пуховых платков.

Источник

Приемы мастериц при создании пуховых шедевров

Знаменитый оренбургский пуховый платок. Как только произносишь это словосочетание, сразу становится теплее. Пуховязание как ремесло зародилось больше двух веков назад, и до сих пор эти нежнейшие творения оренбургских мастериц не перестают удивлять нас своей красотой и уникальностью узоров.

Вязание пухового платка уже давно является семейным делом во многих домах Оренбуржья. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение. С детства девочек обучают этому волшебному мастерству. Уникальность оренбургских платков заключается не только в тончайшем пухе оренбургских козочек, но и в оригинальности и неповторимости ажурных узоров. У мастериц Оренбургского края есть свои приемы по созданию пуховых шедевров. В чем же они заключаются?

Как известно, простой пуховой платок – это теплое и толстое изделие, как правило, серого цвета. Отличается он плотной вязкой, и только кайма, проходящая по всему периметру платка, вывязывается ажурным узором. Готовые пуховые платки вяжут квадратной формы, они могут иметь разные по длине стороны: от 110 до 150 см.

Как правило, на изготовление одного пухового платка уходит 310-450г пуха-сырца. Перед тем, как начать вязание, обязательно нужно подготовить пух. Его тщательно перебирают, очищают от пыли и мусора, удаляют жесткие волоски, вычесывают гребнем. Если пух грязный, то его рекомендуется постирать в теплом мыльном растворе, после чего хорошо высушивают.

После того, как пух готов, приступают к прядению. Для этого используют либо веретено, либо электрическую прялку. Чтобы готовое изделие не было жестким, необходимо следить за тем, чтобы нить при прядении не перекручивалась.

Для того, чтобы пуховое изделие прослужило вам долгое время, пуховую нить соединяют с нитью-основой. Для тонкой паутинки и палантина в качестве основы используют шелковую нить, в редких случаях – вискозную либо хлопчатобумажную. Для вязки паутинок мастерицы используют 2/3 пуха и 1/3 шелка.

Платок получается хорошим, если вязать его вручную из сученой пряжи. Для этого вязальщица прядет плотную нить из пуха козы, а потом напрядает эту нить на шелковую либо хлопчатобумажную нить. Мастерицы в работе используют металлические спицы № 1,5 и 2. Как правило, они отдают предпочтение коротким спицам.

В качестве узора для своих изделий многие вязальщицы используют природные мотивы: снежинки, колоски, листики, ягодки, соты и другие. Нет похожих узоров, поэтому найти одинаковые творения оренбургских мастериц просто невозможно. Одни узоры могут хорошо читаться и с лицевой стороны, и с изнанки. Другие платки – только с лицевой стороны. Для получения замысловатого узора вязальщица по-разному может комбинировать мелкие элементы.

В последнее время, помимо платков, оренбургские мастерицы вяжут и другие изделия из пуха: варежки, шарфы, шапки, жилеты… Появилась тенденция украшать пуховые изделия вышивкой, бисером. Это еще больше придает изысканности и оригинальности ручному творению. В Оренбуржье наряду с ручной вязкой применяют и машинную, но если вы ценитель русских традиций, то стоит выбирать изделия, созданные волшебными руками оренбургских вязальщиц.

Источник

Готовь платок летом

Оренбургский промысел поднимает уровень жизни на селе

Знаменитый пуховый платок любят и ценят во всём мире. Однако истинную цену платку знает лишь тот, кто приложил к нему свои умелые руки. В нашей области есть сёла, где народный промысел кормит всю семью уже несколько поколений.

Всем сёлам по ажуру

Специализация по видам вязания в традиционном промысле Оренбуржья складывалась годами. Село Жёлтое Саракташского района всегда славилось ажурными тонкими паутинками. А жительницы Пречистинки Оренбургского района вязали тёплые шали. Секреты передавались от бабушки внучке, от матери дочери. Есть в каждом оренбургском селении своя песня о платке: семейные реликвии, авторские рисунки, известные династии.

– Признанного мастера и сегодня легко отличить по собственному почерку, – рассказывает руководитель Саракташского отделения предприятия «Оренбургшаль» Ирина Болотова. – В каждом поселении, где вяжут платки, можно найти и хороший ажур, и качественную шаль.

Бывший преподаватель Ирина Болотова тоже увлекалась вязанием пуховых платков до тех пор, пока оренбургский промысел не стал её основным видом работы. Одно из частных предприятий Оренбурга предложило ей создать в Саракташе производственный участок по обработке сырья и пуховязанию.

Пять лет назад в команде Ирины Михайловны была одна вязальщица, сегодня их более ста. География тоже растёт: большие и малые сёла Жёлтое, Изяк-Никитино, Никитино, Фёдоровка, Кульчугай, Чёрный Отрог, Биктимирово, Карагузино, Сунарчи.

– Когда познакомилась с мастерицами, удивилась, что многим из них по 80 лет, а они запоминают сложные схемы рисунка и мыслят творчески. Работать для заработка на автоматизме им не интересно. Для красоты в изделия кое-кто добавляет свои «комплименты», хотя эти элементы вовсе не вписываются в геометрию оренбургского платка, – сетует Ирина Болотова.

Мелкая моторика продлевает жизнь. Фото Валерия Гунькова

С козы только пуха клок

В деревне Татарский Саракташ все местные жительницы вяжут платки. Некоторые до сих пор в хозяйстве держат коз. Местный пух стоит дороже волгоградского в два раза – от 300 рублей за 100 граммов, в отличие от привозного сырья по 150 – 180 рублей.

Местная коза даёт при чёске по 700 – 800 граммов пуха, в среднем с животного начёсывают по 400 – 500 граммов. Из этого пуха можно связать три-четыре паутинки. Выходит, опытной пуховнице на собственном подворье нужно иметь не менее десятка коз.

Не секрет, что в Оренбургской области очень мало промысловых коз, потому что на рынке не востребован местный пух. С волгоградским легче работать, его проще обрабатывать. Зато наш пух нежнее и теплее.

Восстановление в регионе небольших частных производств по обработке местного пуха отчасти решает проблему подготовки качественной пуховой нити для вязальщиц. Однако в отрасли по-прежнему ощущается острая нехватка местного пуха. Засилье привозного контрафакта губит промысел, которому и так нелегко выживать в современных условиях.

Меняется климат, структура пуха, процесс подготовки сырья. Многие мастера идут по пути упрощения и ориентируются на конъюнктуру рынка. Серединки шали давно уже вяжут на машинке. Для привлечения неискушённого покупателя в традиционные узоры добавляют «бубышки», ландыши, павлиньи хвосты, накладные углы. Такой платок привлекает внимание, но быстро изнашивается и теряет форму.

Опытные вязальщицы говорят, что чуждые нашему платку нововведения больше пяти лет не задерживаются. Постепенно народный промысел возвращается к истокам. И вновь становится востребованным платок ручной работы, связанный по канонам. Правда, и себестоимость его при этом составляет в среднем 3 – 5 тысяч рублей, размером более метра по краю – около 8 – 10 тысяч, а тёплые большие платки со сложным рисунком продаются не менее чем за 15 тысяч рублей.

Оренбургский пуховый платок стоит того, считают его поклонники. Справедливости ради надо сказать, что покупателями изделий в интернет-магазине того же предприятия «Оренбургшаль» являются жители Москвы, Санкт-Петербурга и других городов-миллионников. В Оренбурге эксклюзивный товар не востребован, авторские работы у нас приобретают в подарок на юбилейные даты.

Моторика долголетия

В селе Карагузино Саракташского района в каждой семье не по одному платку. В этом году селу исполнилось 215 лет. На территории Карагузинского сельсовета постоянно проживает 270 человек, в школе учится 16 детей, в саду 9 воспитанников. Женщины среднего и старшего возраста вяжут в свободное время: во дворе, за телевизором, присматривая за детьми. В маленьком селе, если не держать скотину, живые деньги можно заработать только вязанием.

Читайте также:  Пуховик стирка сколько градусов

– В доме Лидии Ижбульдиной за работой и разговорами каждый день встречаются несколько вязальщиц. Заводила и труженица, она уже полвека живёт в этом селе. Вышла замуж за местного фельдшера, работала бухгалтером, надомницей в пухартели, санитаркой на дому. Вяжет платки всю жизнь, сама прядёт пуховую нитку исключительно по бабушкиной технологии. Самым трудоёмким процессом вязальщица считает подготовку пуха.

С помощью нехитрых приспособлений Лидия Ахатовна показывает, как она готовит сырьё для маленького цеха надомниц:

– Сначала прядём пуховую нитку, потом сращиваем её с хлопчатобумажной и перематываем в клубок. Хороший платок не вяжется запрядной нитью, когда на основную – хлопчатобумажную или шёлковую – пух слегка «напудривается». Запрядная нитка вскоре вылезет, платок быстро износится.

В компании с Лидией Ахатовной вяжут её подружки Нурьямал Мавлютова, Муслима Тазетдинова и Галия Мавлютова – им уже за 80. Их свела давняя дружба и работа в пухартели. Вяжут женщины с 7 лет.

Словно песня задушевная, пряжа тонкая, волшебная. Фото Валерия Гунькова

В тёплое время на Лесной улице в Карагузине часто проходят посиделки. Сами вязальщицы мучаются вопросом, как заинтересовать платками детей, племянниц. Уроки вязания в школе есть, но там учат владеть крючком. Дома родителям некогда учить малышей держать спицы в руках: много времени отнимают гуси, утки, крупный рогатый скот, огород. Дети идут к бабушкам – те рады вниманию и готовы поделиться своими секретами.

– У пожилых вязальщиц хорошая память и острый ум. Мелкая моторика развивает мышление, сложный рисунок заставляет считать и держать сложные схемы в уме. Каждая из наших мастериц имеет свой почерк, особый знак качества. Самое время вернуть престиж профессии вязальщицы, – уверена специалист Карагузинского сельсовета Эльвира Садыкова, которая вяжет по вечерам.

Картина платка

Спрос на платок диктует мода. Вернуть его в наш обиход может только последовательная система обучения этому искусству. Начинать нужно с детства, чтобы ребёнок видел, как обрабатывается пух, сам пробовал связать зубчики. Причём юных вязальщиц важно заинтересовать материально, дать им возможность испытывать гордость за то, что они владеют тонким ремеслом.

Выставки изделий на массовых праздниках, показательные уроки, мастер-классы подогревают интерес к пуховязанию среди детей и подростков. При современных средствах коммуникации у молодёжи есть реальная возможность привлечь внимание к ручному вязанию. Тем не менее на практике приобщить к промыслу молодых практически невозможно.

– В саракташском районном Доме культуры планируется организовать кружок пуховязания. Такой же нужен и в Фёдоровке, где платки вяжут все, и в Васильевке, где вязальщиц единицы, – считает Ирина Болотова. – Пока живы примеры для подражания, нужно создавать отделения пуховязания в детских школах искусств по всей области.

Есть у Ирины Михайловны ещё одна заветная мечта – открыть в Саракташе пансионат для людей «золотого» возраста, которые вяжут пуховые платки. Человек в старости хочет быть востребованным: если бы вязальщица занималась привычным ремеслом и могла передать ценный опыт молодым, картина оренбургского промысла выглядела бы более оптимистично.

В старые времена оренбургские казачки вязали мужьям в военные походы маленькие платочки-обереги. Свои шали бабушки дарили дочерям и внучкам, хранили один платок всю жизнь, передавая по наследству из поколения в поколение.

Фото Валерия Гунькова

Современные бабушки, считая петли на каёмке, по зубчику, по ромбику вывязывают наизусть знакомые узоры. Вряд ли они думают о том, что в будущем оренбургские платки станут предметом роскоши из-за дефицита умелых рук, создающих пуховые шедевры. На летних вечёрках в ожидании холодных зим они желают процветания промыслу, который кормит их круглый год.

Источник

О платках

Распространенное заблуждение: оренбургский пуховый платок — «бабушкин» аксессуар

Вот оно: оренбургский пуховый платок – это «бабушкин» аксессуар. Молодым людям и девушкам он не подходит совершенно. Ведь это пережиток прошлого и максимум музейный экспонат. Что ж, будем наглядно развенчивать и этот миф. Для начала давайте вспомним, что оренбургский пуховый платок – собирательное понятие и сегодня фактически полноправный бренд. Бренд, объединяющий.

Исторический альманах об оренбургском пуховом платке: летопись села Желтое

Большинство традиций, ровно, как и сама история промысла, передается из уст в уста, из поколения в поколение. К сожалению, сегодня в среде молодых людей и девушек наблюдается падение интереса к главному оренбургскому промыслу. Смеем надеяться, что явление временное, однако в любом случае историческое и культурное состояние Края должно быть сохранено, причем в задокументированном виде. С.

Дизайнерские изделия на основе оренбургского пухового платка

В некотором смысле это был ответный визит, последовавший сразу за большим мероприятием «Оренбургские платки от Прато до Урала», в свою очередь проводившемся в итальянской Тоскане. Фактически же, события второй половины 2018 можно назвать двусторонним обменом опытом, конечной целью которого была интеграция классических традиций легендарного пуховязального ремесла во вполне современные модные.

Чем отличаются ручные пуховые платки от фабричных изделий

Источник

Оренбургский пуховый платок. История и современность.

Оренбургский Пуховый платок является одним из тех изделий народного промысла, которые считаются исконно русскими и ценятся далеко за пределами нашей страны. Изучить историю возникновения и современного развития промысла по изготовлению Оренбургского пухового платка. Воспитать любовь и уважение к культуре своего народа, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества. Воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, его традиции, обычаи, историю и культуру и желающего принять активное участие в его развитии. Привлечение школьников к изучению истории и технологии создания культурных ценностей народного художественного творчества.

Скачать:

Вложение Размер
proekt.docx 538.65 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

Автор : Муромцева Каролина учащаяся 8-Б класса

Руководитель : Черненко Г.Р., у читель истории и обществознания

  1. История возникновения Оренбургского пухового платка, его виды и уникальность.
  1. История возникновения народного промысла «Оренбургский пуховый платок».
  2. Уникальность Оренбургских пуховых платков.
  3. Виды Оренбургских пуховых платков.
  4. Производство оренбургских платков вчера и сегодня.
  1. Оренбургский пуховый платок на современном этапе развития.
  1. Знакомство и изучение основных элементов пуховязания.
  2. Путешествие по Фабрике Оренбургских пуховых платков.
  3. Беседа с мастерами завода.
  4. Посещение музея оренбургского пухового платка.
  5. Создание альбома «Оренбургский пуховый платок. История и современность».
  6. Создание видеофильма «Оренбургский пуховый платок сегодня»

Список использованной литературы

1. Фотографии с экскурсии на Фабрику Оренбургских пуховых платков.

2. Фотографии из Музея оренбургского пухового платка.

3. Альбом «Оренбургский пуховый платок. История и современность»

4. Видеофильм «Оренбургский пуховый платок сегодня»

Оренбургский Пуховый платок является одним из тех изделий народного промысла, которые считаются исконно русскими и ценятся далеко за пределами нашей страны.

В чем индивидуальность Оренбургского платка? Знает ли о нем, как уникальной культурной ценности России подрастающее поколение?

Изучить историю возникновения и современного развития промысла по изготовлению Оренбургского пухового платка. Воспитать любовь и уважение к культуре своего народа, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества. Воспитать гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, его традиции, обычаи, историю и культуру и желающего принять активное участие в его развитии. Привлечение школьников к изучению истории и технологии создания культурных ценностей народного художественного творчества.

1. Познакомиться с историей возникновения Оренбургского пухового платка.

2. Выяснить в чем его уникальность и почему он является одним из символов России.

3. Изучить схемы и узоры Оренбургского платка.

4. Изучить и описать опыт работы мастериц на фабрике Оренбургский пуховый платок.

Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования

1. Теоретический анализ литературы по данному вопросу;

2. Экскурсия по Фабрике Оренбургский пуховый платок»;

3. Беседа с мастерами фабрики Оренбургских пуховых платков;

Предмет: изучение народного промысла «Оренбургский пуховый платок».

Объект исследования: формирование знаний об истории возникновения народного промысла «Оренбургский пуховый платок» и его развития с момента появления до сегодняшнего дня.

Гипотеза: мы предполагаем, что изучение истории народных промыслов играет важную роль в системе эстетического воспитания подрастающего поколения, формирует уважение к культуре своего народа, своей страны. Знание истории и технологии создания культурных ценностей формирует интерес к народному творчеству, способствует передаче особенностей народного творчества из поколения в поколения, что является залогом сохранения и развития культуры России.

Для написания данной работы была использована следующая литература:

«Так вяжут платки в Оренбурге», Федорова О.А;

«Оренбургский пуховый платок», И.В. Бушухина.

Продуктом проекта является альбом « Оренбургский пуховый платок. История и современность» и видеофильм «Оренбургский пуховый платок сегодня».

Идея создания альбома и видеофильма родилась сразу, как только была выбрана тема «Оренбургский пуховый платок» и известие о том, как мало о нем знает подрастающее поколение. Данный альбом познакомит с историей возникновения промысла «Оренбургский пуховый платок», позволит узнать о его видах, уникальности, а также о производстве на современном этапе развития. Данный альбом может быть использован для проведения внеклассных уроков учащихся начальных классов для знакомства с народными промыслами, а также может быть интересен гостям нашей страны. Ведь оренбургский пуховый платок является неотъемлемой частью отечественной культуры, символом России наряду с такими народными промыслами как Семеновские матрешки, Гжель, Хохломская роспись, Вологодские кружева и др.

Народные художественные промыслы называют , как правило , по месту их рождения ( гжельская посуда , вологодские кружева , жостовские подносы ). Так родился и наш Оренбургский пуховый платок . Пуховые платки , конечно , вяжут и в Пензе , и в Воронеже , но никто до сих пор не может затмить славу и величие оренбургского пухового платка !

Оренбургский пуховый платок – название собирательное. Это теплый тяжелый платок-шаль и тонкий легкий, ажурный платок – «паутинка». В удивительном согласии соединились в них уникальные особенности пуха местной породы коз и народное понимание красоты, гармонии и порядка.

Оренбургский пуховый платок является одним из тех изделий народного промысла, которые считаются исконно русскими и ценятся далеко за пределами нашей страны. До сих пор нигде в мире не удалось получить изделия, которые бы смогли сравниться по своим свойствам с теми платками и шалями, которые вяжут в Оренбурге. Оренбургские пуховые платки экспонировались на Всемирных выставках в Канаде и Японии, на международных ярмарках в Алжире, Сирии, Греции, Франции, Англии, Австрии, Испании, Индии, Германии, Швейцарии.

Оренбургский пуховый платок окутывает плечи женщин уже более 200 лет и за эти долгие годы он служил и украшал их не только в реальной жизни, но и выступал как образ вещного мира в литературе XIX-XX веков. В него кутались героини Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Толстого, З. Гипиус, О. Мандельштама, М. Булгакова, А. Аверченко, Н. Теффи, Б. Зайцева, его носили в романах и рассказах А. Фадеева, К. Симонова, В. Распутина и многих других. Особую гордость вызывает нахождение пухового платка у героинь в произведениях М. Шолохова, что является подтверждением любви донских и оренбургских казачек к классическому женскому атрибуту.

Оренбургский пуховый платок является одним из символов России, визитной карточкой города Оренбурга, Оренбургской области. Однако в настоящее время большинство школьников вряд ли ответит на вопрос, где находится город Оренбург, а об Оренбургском пуховом платке наслышаны лишь по одноименной известной песне в исполнении Людмилы Зыкиной.

Искусство пуховязания- традиционный народный художественный промысел. Как и любое произведение народного искусства ОПП отражает культуру народа, его душу, является ярким свидетелем меняющихся времен и эпох, исторических традиций. История Оренбургского пуховязального промысла и история Оренбургского края – единое и неделимое целое. Именно пуховый платок определяет неповторимое своеобразие региона и как часть общероссийского культурного наследия в первую очередь связан с Оренбуржьем.

В XXI веке, когда современные материалы и аксессуары практически вытеснили изделия народных промыслов, пуховый платок также утрачивает свою актуальность, а вместе с ним обесценивается и само мастерство пуховязания. Оренбургский пуховый платок может кануть в Лету, а ведь этот вязаный квадрат нечто большее, чем деталь гардероба советских женщин.

В проекте описывается история возникновения, становления и развитие пуховязального народного промысла в наши дни, рассказывается о традициях использования оренбургского пухового плата в народном и городском женском костюме, приведены схемы вязания пухового платка.

1. История возникновения Оренбургского пухового платка, его виды и уникальность.

1.1. История возникновения народного промысла «Оренбургский пуховый платок».

По одному из преданий первые прибывшие на Урал русские переселенцы были удивлены легкому облачению калмыкских и казахских джигитов, скачущих по бескрайним степям бывшей Киргиз-Кайсацкой Орды. Секрет противостояния лютым уральским морозам оказался необычен: в качестве подкладки под свои легкие одежды они использовали платки, сшитые из козьего пуха. Платки были сшиты без каких-либо узоров, выполняя лишь утилитарную функцию: сохранить тепло своему хозяину. Такой подход к вязанию пуховых платков изменился, когда за дело взялись русские казачки, начавшие наносить узоры на пуховые изделия. Достаточно быстро такое новшество становилось все более распространенным, и оренбургские пуховые платки становились известными уже и за пределами региона.

По воинскому долгу казакам часто приходилось оставлять свой дом и заботы о ведении хозяйства на плечи своих жен. Женщинам и старикам было не под силу заниматься пахотными работами, да и казачьи поселения к востоку от Оренбурга находились на скудных и порой не возможных для земледелиях землях. И у женщин было достаточно времени для занятия рукоделием. Именно здесь на восточных землях, в поселениях и станицах, расположенных меж Губерлинских гор, и возникло оренбургское пуховязание. Женщины, умеющие вязать из шерсти и знакомые с кружевоплетением, нашли здесь прекрасное сырье для нового рукоделия – уникальный оренбургский пух местной породы коз. Особенность этого пуха позволили спрясть из него тончайшую нить и связать необычный платок – полупрозрачный, воздушный с ажурными узорами, словно паутинка, прилетевшая из бабьего лета. Так платок в Оренбургском крае стал называться «паутинкой». Овечья шерсть, лен, конопля никогда не обладали подобной податливостью и нежностью при традиционной обработки, как козий пух.

В те времена из года в год численность женского населения превышало мужское , и большая часть вязальщиц были казачьими вдовы в возрасте 30-35 лет . И женщины для обеспечения себя и своих детей , чтобы не допустив нищеты , брали в руки спицы , пух и вязали пуховые платки для продажи .

Из поколения в поколения женщины накапливали опыт пуховязания , осваивали новые способы прядения и вязания оренбургского пухового платка ; и вскоре пуховязание оказалось настолько выгодным и востребованным , что стало доходным делом , кормившее семью . В результате сложилась технология и приемы вязания , которые и составили основу оренбургского пухового платка . Возможно «паутинка» и не так грела , как связанный из толстой шерсти платок , но она была модна в те времена , как и кашмирский платок .

Необычайный пух оренбургских коз вместе с изумительными узорами завоевывали новых почитателей. Настоящая слава к оренбургскому пуховому платку пришла в XIX веке. Деревенские рукодельницы стали получать международные награды. Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха». В 1862 году на выставке в Лондоне международная комиссия присяжных присудила лучшей мастерице — оренбургской казачке Марии Николаевне Усковой медаль «За шали из козьего пуха» . Оренбургские платки , представленные на этой выставке , были раскуплены в несколько дней .

В 1882 году на всероссийской выставке художественной промышленности в Москве экспонировалось 6 оренбургских платков . В отчетах экспертной комиссии о них сказано : «В Оренбургской коллекции конкурируют два выдающихся платка высокого качества , оценены оба по 100 рублей , работы Н . Р . Владимировой и М . Н . Усковой из гор . Оренбурга . » Средняя стоимость обычного платка в ту пору была 18 – 35 рублей .

На той же выставке были представлены и пензенские пуховые изделия , в том числе и пуховые платки , по поводу которых в отчете экспертной комиссии записано : «Для местного потребления платки эти вполне подходящие , но на внешних рынках пензенские изделия с оренбургскими пока конкурировать не могут» .

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г . На этом заседании А . Д . Рычкова была награждена золотой медалью «в знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха» . В 1862 году на II Всемирной выставке в Лондоне и 1897 году в Чикаго оренбургские платки были отмечены медалями . В 1958 году в Брюсселе платки оренбургских мастериц получили Большую серебряную медаль . Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи . В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург» . Но и в наше время , за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ , но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий .

1.3. Уникальность Оренбургских пуховых платков.

Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире : толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм , ангорских коз ( мохер ) — 22-24 мкм . Самое удивительное , что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области . Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались : тонкий пух козам нужен для сохранения тепла , а мягкий климат Франции этому не способствовал . Оренбургские козы во Франции выродились , превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом . В XVIII — XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха , который ценился выше кашмирского . Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха .

Первый , кто обратил внимание на особую ценность козьего пуха и на необходимость разведения специальной породы пухоносных коз , был Петр Иванович Рычков (1712 – 1777) — первый член — корреспондент Академии наук , историк Оренбургского края . Свои наблюдения и результаты проделанного им опыта по очистке и обработке пуха он опубликовал в 1765 году в «Трудах Вольного Экономического общества» . Поднятый П . И . Рычковым вопрос о применении козьей шерсти для производства пуховых изделий вызвал живой интерес . В 1770 году «Вольное Экономическое общество» наградило жену П . И . Рычкова Елену Денисовну золотой медалью за отличное исполнение пуховых изделий.

Чем оренбургский пуховый платок отличается от всех остальных

1. География. Легендарные оренбургские пуховые изделия вяжутся по всей Оренбургской области, насчитывающей 35 районов и 12 городов. Этим обусловлено разнообразие оренбургских платков: «Желтинцы «ландышей” не вяжут”, — авторитетно может заявить вязальщица из села Желтое Оренбургской области. Различия в узорах, в тонкости изделий, в используемом пухе — не то, что каждый район, а каждое село может иметь свои традиции: желтинские платки неизменно покоряют выставки, а, скажем, никитинские по толщине и ажурности по праву считаются «исключением из всех пуховязальных правил”…

2. Узоры. Казалось бы, зачем было в XVIII веке тратить время на узоры при вязании в глухой российской провинции? Но русские казачки решили иначе и явили миру рождение знаменитого оренбургского платка. С тех пор узоры на платках — фирменная марка Оренбургского региона. Веками выработаны классические узоры, приводящие в изумление иногородних гостей.

3. Тонкость. Оренбургские платки различаются по тонкости: есть как толстые чрезвычайно теплые изделия, так и восхитительно легкие и тонкие. За свою изумительную тонкость ажурный платок получил название «паутинка”. Иной раз, боязно до нее дотронуться — кажется, вот-вот порвется. Но тем и славны оренбургские платки и паутинки: это не столько сувениры, сколько практичные изделия, готовые служить десятилетиями для своей хозяйки.

4. Пух. Такого пуха нет нигде. Ни в Ирландии, ни в Тибете, ни в Южной Америке. Знаменитый оренбургский пух. Именно за ним еще век назад приезжали иностранцы в далекие оренбургские земли. Коз вывезти не получалось: и в Европе, и в Южной Америке они быстро теряли все пуховые свойства. Оставался единственно возможный выбор: либо закупать пух, либо покупать готовые изделия. Оренбургский пух достаточно капризен и требует тщательного перебора. На вид кажется, что из такого пуха никогда не может получиться и подобия оренбургского платка. Но в умелых оренбургских руках неказистый на вид пух преобразовывается в изумительное изделие. Нежность, тонкость, легкость — недаром оренбуржцы считают пух своих коз лучшим в мире. Сейчас оренбургские мастерицы используют и другие виды пуха (волгоградский и ангорский) — в умелых руках и этот пух преобразовывается в истинное оренбургское изделие. И все же именно платки и паутинки из классического оренбургского пуха — неизменные эталоны высшего качества.

5. История. Более двух веков насчитывает история оренбургского платка. Сложно найти регион, где пуховязальные традиции были настолько велики. Благодаря русским казачкам платок обрел главные свои свойства: легкость и тонкость. За счет же усилий вязальщиц татарских районов Оренбургской области изделие вознеслось до еще больших высот, обретая новые очертания. Так, казалось бы недавно, всего полвека назад, связанные зубчики стали уже обязательным атрибутом для всех изделий ручной работы. Оренбургский регион, находясь на стыке культур, дал возможность промыслу вобрать в себя знания и умения разных народов.

6. Награды. Есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Как ни странно, именно оренбургский промысел является таковым. Еще 1-2 века назад оренбургские изделия удостаивались не только высоких российских, но и международных наград, что и по тем временам казалось из ряда вон выходящим явлением.

7. Orenburg Lace Shawl. Оренбургские изделия — фактически единственный российский промысел, который известен широкому кругу вязальщиц за рубежом. Orenburg Lace Shawl — платок пробуют вязать и в Австралии, и в США, и во многих других странах. Это классика. Во всем мире встречаются книги по вязанию, где даны схемы вязания оренбургского платка. И иной раз совершенно удивительно увидеть где-нибудь в Мельбурне связанный платок с до боли знакомым узором. Слава оренбургского платка была огромной еще в царские времена. Что говорить, если в Англии выпускали платки с пометкой «Имитация под Оренбург”…

8. Известность в России. Оренбургский платок — единственное изделие российских промыслов, упомянутое в песне, ставшей широко известной. Конечно написать стихи к песне их автор, Виктор Боков, мог только в Оренбурге и только после покупки настоящего оренбургского платка. И до сих пор оренбургские платки приводят в восторг: Валерия сравнивает их с лучшими марками одежды, Fergie визжит от восторга, даже Дима Билан с удовольствием гладит легендарные изделия. Старшее поколение ценит тепло, молодое же изумляется, что «старый советский” бренд изумительно красив и моден. 9. Фабричные изделия. Редкий промысел доходит до фабричного уровня. Это признак класса. Более 70 лет работает Оренбургская фабрика над вязанием пуховых изделий. Их изделия с удовольствием покупают как в Оренбурге, так и далеко за его пределами. Так, интернет-магазин оренбургских пуховых изделий Palantin.ru, как ни странно, свою деятельность начинал именно с фабричного производства. И лишь не так давно крупнейший оренбургский интернет-магазин стал предлагать россиянам настоящую ручную работу. Фабричные изделия покупают и знаменитости, и администрация Оренбурга для подарков высоким гостям. 10. Подделки. Как ни странно, это лишь очередное доказательство известности и высочайшего класса. На плохой неизвестный товар подделки делать бессмысленно. Поэтому наличие подделок даже делает честь оренбургскому промыслу. Такие изделия продаются по всей России и даже далеко за ее пределами. Ну как может быть «настоящим оренбургским платком” изделие за 20 долларов, продаваемое в США уже с наценкой за транспортную перевозку, растаможивание, накладные расходы, налоги и прибыль посредника? И тем не менее даже нам раз пришло письмо из Нидерландов, в котором говорилось, что в США оренбургские платки покупать дешевле, чем в Оренбурге. Самое печальное, что именно там иностранцы и собрались закупаться. Слава оренбургского платка быстро испарится с таким подходом. Конечно, всегда есть возможность купить настоящие изделия — можно приехать в Оренбург или, скажем, купить через Palantin.ru, или, быть может, найти магазин с оригинальной продукцией. И все же: подделки — показатель класса. Подделки могут быть на Rolex, Parker и Orenburg Lace Shawl! На плохой товар подделок не бывает.

1.2. Виды Оренбургских пуховых платков.

Оренбургские платки бывают нескольких видов (Таблица 1):

Простой пуховый платок ( шаль ) — серые ( редко белые ) толстые теплые пуховые платки . Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел . Наиболее теплый вид платка . Такие платки используются для повседневной носки .

Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка . Не используются для повседневной носки . Используется в торжественных , праздничных случаях , так как схемы и приемы вязания намного сложнее , чем простого пухового платка . Обычно используется более чистая и мягкая шерсть , что удорожает изделие .

Палантин — тонкий шарф / накидка , по способу вязанию и применению аналогичен паутинке .

Паутинка и палантин — это очень тонкие , как паутина , платки . Тонкие паутинки имеют , как правило , сложный узор и используются как украшение . Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района . Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона . Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам : проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце . Впрочем , не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям , так как каждая мастерица прядет нить разной толщины , иной раз предпочитая более толстую нить тонкой . В качестве основы для паутинок используют шёлковую ( реже — вискозную или хлопчатобумажную ) нить , для шалей используют хлопчатобумажную ( реже — лавсанную ) нить . В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка .

1.4. Производство оренбургских платков вчера и сегодня.

Три тысячи платков в год — это достаточно выразительная цифра , чтобы судить о размерах пуховязального производства в Оренбургской губернии в середине XIX века .

Под влиянием высоких цен и все возрастающего спроса производство пуховых платков в конце XIX века начинает развиваться очень быстро , главным образом на территории современных Саракташского , Оренбургского , Кувандыкского , Орского и ряда других районов .

Известная в дореволюционное время исследовательница пуховязального промысла в Оренбуржье С . А . Давыдова в «Очерках пуховязального промысла в России» сообщала , что в конце прошлого столетия в Оренбургской губернии насчитывалось 4000 вязальщиц . В 1908 году на территории Оренбургского казачьего войска этим промыслом было занято более 12000 казачек , изготовлявших ежегодно свыше 35 000 пуховых платков . А через два года , в 1910 году , общее число пуховязальщиц — казачек и крестьянок составляло 20 568 человек .

Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива . Чтобы изготовить платок ручным способом , необходимо проделать ряд последовательных операций : очистить пух от волос , три раза прочесать его на гребнях , выпрясть на веретене нитку , стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка , смотать в клубки , связать и , наконец , очистить готовый платок .

При обработке пуха , начиная с очистки его от грязи и кончая сматыванием ниток в клубки , употребляют , во — первых , особого устройства гребень , затем обычную прялку , или так называемый «чигирь» — особого устройства прялку , заимствованную оренбуржцами у пензенцев , или вместо него — веретено и , наконец , моталку .

Приступая к обработке пуха , мастерица прежде всего очищает его от грязи и волос . Для этого пух перебирается руками до трех и более раз . Очищенный от грязи пух прочесывают на гребне . Последний состоит из двух досок , скрепленных под косым углом в виде козел . В том месте , где доски сходятся , прикреплен ряд острых толстых игл . Пух продергивают через гребень несколько раз , пока он не приобретет вид тонкой ваты .

По внешнему впечатлению прядение ниток из пуха как будто не представляется чем — то неудобным или затруднительным . На самом же деле труд пряхи — пуховницы тоже далеко не легкий .

Вязка платка в дореволюционное время от начала и до конца производилась на стальных спицах , похожих на те , посредством которых обычно вяжут чулки , только более длинных . На одном конце спиц насаживается шарик из сургуча , чтобы петли не спускались .

Чистка готового платка — ответственная операция . Дело с том , что платок до чистки имеет очень неприглядный вид : он грязный , на ощупь липкий , маслянистый . Чтобы очистить от грязи , от жира , его кладут в таз с теплой мыльной водой , причем не трут между рук , как это делается во время стирки белья , а только полощут и очень осторожно выжимают .

Если мастерица вязала платок по заказу скупщика , то она чисткой платка не занималась . Для этого существовали специальные мастерские , куда скупщики сдавали большими партиями скупленные платки . Обычно такого рода мастерские существовали при женских монастырях .

После стирки платок , или одновременно несколько платков , натягивали на специально приспособленную раму и просушивали в натопленном помещении .

Талантливые оренбургские вязальщицы , как правило , сами были авторами рисунков , которыми украшается платок . Иногда они копировали для этой цели морозные узоры окон . Эта оригинальность рисунка составляет отличительную черту самобытности оренбургского пуховязального мастерства . Узоры весьма разнообразны и , как правило , носят народные названия : «кошачьи лапки» , «паутинка» , «елочка» , «шашечки» , «цепочки» , «тройная ягодка» , «круглая малинка» , «пшенка» , «змейка» , «змейка с отростками» и другие .

Пуховязальщицы полностью зависели от скупщиков , которые снабжали их — под будущую продукцию — пухом , шелком , хлопчатобумажной нитью . Цены диктовались скупщиками . Лишь немногие мастерицы получали часть потребного им пуха от своих коз .

Материальная зависимость вязальщиц от скупщиков очень вредно отражалась на качестве изделий . Мастерица старалась «гнать» работу , стремилась сделать больше , не особенно заботясь о качестве , а скупщики заинтересованы были скупить больше и дешевле . Вот почему с появлением посредников — скупщиков в конце XIX века качество платков заметно ухудшилось .

В послевоенный период производство платков неуклонно возрастало . В 1955 году их было сделано 99 тысяч , в 1958 году — 196 тысяч , в 1960 году — 225 тысяч штук . Столь быстрый рост производства платков происходил за счет организации новых артелей и роста числа надомников .

В октябре 1960 года образован комбинат оренбургских пуховых платков . В ведение комбината передано 30 бывших периферийных пуховязальных артелей . Артель имени Парижской Коммуны была преобразована в фабрику оренбургских пуховых платков .

Рост производства платков происходил также и за счет повышения производительности труда , за счет совершенствования технологии и механизации наиболее трудоемких процессов .

Передовые пуховязальщицы давно занимаются вопросами механизации производства пуховых платков .

Мастер артели имени 1 Мая X. А . Галиулина в 1952 году первая применила способ изготовления художественной каймы платка при помощи оборотной машины . При этом производительность труда резко возросла . Вместо 200 – 270 часов , ранее затрачивавшихся на вязку одного платка , X. А . Галиулина и ее ученицы стали затрачивать на это от 59 до 69 часов .

Некоторое время спустя работница артели имени Парижской Коммуны Е . И . Кургина превзошла X. А . Галиулину . По методу Е . И . Кургиной на производство пухового платка при помощи оборотной машины требуется лишь 15 часов . Производительность труда возросла в 4 раза , а по сравнению с ручной вязкой — почти в 18 раз .

Следует заметить , что в настоящее время производство платка ручным способом неизмеримо легче прежнего , когда мастерица вынуждена была все операции , от первой до последней , проделывать сама . Теперь благодаря специализации труда работница выполняет большей частью только одну из операций , например , вязальщица только вяжет . Все работы , предшествующие вязке , выполняются другими работницами .

Переход на машинное производство не снижает специфических качеств , присущих оренбургским платкам , но делает их еще более совершенными , а вместе с тем и более дешевыми , доступными для широких кругов населения .

Качество платка зависит прежде всего от качества пуха : длины волокна и наличия в нем посторонней примеси ( волоса , очеса ). А качество пуха зависит , в свою очередь , от качества коз — от их породы , упитанности , от ухода за ними . Шерстный покров пуховых коз , состоящий из ости и пуха , вычесывают дважды в год . Первый раз обычно в конце февраля — начале марта ; вторично — через 20 – 25 дней после первой чески .

Пух первой чески считается наиболее ценным . Пух второй чески содержит значительное количество примесей .

Для чески необходимо чистое , светлое помещение . Если в помещении нет полов , то устраивают дощатые настилы . Чешут щетками . Начес пуха с одного животного — от 200 до 400 граммов . На один теплый серый платок стандартного размера (110 ´ 110 см ) требуется 180 граммов чистого пуха .

Вычесывание пуха вручную очень трудоемко . Самые опытные чесальщицы за семичасовой рабочий день обрабатывают по 17 – 20 коз , средняя же чесальщица — 8 – 10 коз . Очень важное значение для развития козоводства будет иметь переход к механическому вычесыванию пуха .

В настоящее время в ряде колхозов и совхозов Оренбургской области разводят специальную породу пухоносных коз . Правда , таких колхозов и совхозов пока еще очень немного , но количество их увеличивается . Пока что местного пуха хватает лишь на покрытие 10 – 12 процентов общей потребности пуховязальных предприятий области . Пухом высшего качества считается оренбургский .

Механизация производства пуховых платков открывает широкие перспективы развития промысла . Увеличивая из года в год количество продукции , пуховязальщицы Оренбуржья вместе с тем ведут настойчивую борьбу за дальнейшее улучшение качества своих изделий .

За последние годы оренбургские платки неоднократно демонстрировались на международных выставках как уникальные художественные изделия . В 1956 году они экспонировались на международных выставках и ярмарках в Буэнос — Айресе . Лейпциге , Шанхае , Дели , Вене , Стокгольме , Познани . Всюду они получили высокую оценку . «Очень хороши тонкие пуховые платки» , — так записано в книге отзывов одним из посетителей международной выставки.

Путешествие по фабрике Оренбургских пуховых платков

Для того чтобы выяснить, как развивается пуховязание сейчас, мы отправились в г. Оренбург, чтобы встретиться с мастерами и воочию увидеть технологию производства оренбургских пуховых платков.

ДАЛЕЕ ОПИСЫВАЕМ ТО, КАК ПОСЕТИЛИ ФАБРИКУ. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦЕХАМ, ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА, СНИМАЕМ НА ВИДЕО, ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ .

Мы посетили музей оренбургского пухового платка «Гильдия Пуховниц» — первый частный музей, в котором наряду с большой коллекцией эксклюзивных изделий из козьего пуха представлена перед посетителями сама история возникновения и существования оренбургского пухового промысла. Его по праву можно считать визитной карточкой ремесла пуховязания Оренбургского края, где зарождалось и по сей день сохранилось «чудо земли Оренбургской — оренбургский пуховый платок» .

ДЕЛАЕМ ФОТОГРАФИИ, СНИМАЕМ ВИДЕО, ЗАДАЕМ ВОПРОСЫ.

По истории развития также составлю таблицу для презентации.

По уникальности и отличию от др платков тоже составлю таблицу (слайд).

По продукту: с целью ознакомления подрастающего поколения альбом и видеофильм о современном производстве, музее.

Источник