Меню

Полька дот принт платья



Царь Горох: Как появился узор полька-дот и что с ним было дальше

Под polka dot, или по-русски просто «горошек», понимают симметричный узор из закрашенных кружков. И если вы считаете, что такой узор может присутствовать только на девичьих платьях или костюмных бабочках, то сильно ошибаетесь. С недавних пор горошек уютно обосновался в мужском гардеробе, покорив как подиумы, так и уличную моду.

Сегодня этот узор прибавляет любому предмету флер молодости, легкого шарма, игривости и элегантности. В современном контексте он может стать еще и вызовом, так как для многих он и по сей день остается исключительно женским принтом. Сегодня FURFUR разбирается с тем, как такой рисунок впервые обосновался на тканях и почему к нему вернулось внимание в последнее время.

История появления узора

Узор полька-дот в его классическом виде появился всего полтора столетия назад. Причина проста — до этого техника не позволяла создавать подобный текстиль, а наносить большее количество орнамента вручную не имело особого смысла.

Наиболее ранние формы полька-дот можно встретить в наскальных рисунках.

На картине, написанной в Средние века, горохом раскрашивали больного проказой.

В какой-то мере прототип полька-дот можно встретить на атласе султанского церемониального кафтана XVII века.

Самое старое упоминание слова «полька-дот» датируется 1854 годом — именно тогда оно появилось в американском литературном журнале Йеля. Несмотря на то, что название напрямую относится к одноименному танцу, никакой связи между ними нет. Просто тогда все сходили с ума от польки и лепили ее название к чему угодно, что сразу же поднимало продажи. В случае с узором это сработало, как пачка дрожжей: паттерн не просто стал хорошо продаваться, а стал одним из наиболее популярных узоров на одежде.

Самые ранние формы расцветки «в горох» можно найти еще на пещерных рисунках и керамике, возраст которых порой доходит до четырех тысяч лет. Как утверждают седобородые археологи-искусствоведы, принт этот использовался для обозначения животной тематики — именно в такой форме его использовали на Ближнем Востоке и в Индии.

И если в первой половине XX века узор полька-дот использовался, как правило, для танцевальной одежды и был насквозь пропитан идеологией радостного отдыха, то в 1950-х он стал частью диоровского new look и вырвался в массовую моду, воцарившись не только на платьях, но и на многочисленных аксессуарах, помогавших разнообразить однотонные аутфиты.

Вскоре горошек прорвался и в бизнес-круги. Если женщины могли позволить себе носить вещи, полностью усыпанные точками, то мужчины ограничивались галстуками, бабочками и карманными платками. Максимум, что позволял строгий дресс-код, — рубашка в мелкую крапинку. Все-таки в массовом сознании горошек стойко ассоциировался с танцами и красно-белыми платьями диснеевской Минни Маус. Стоит ли говорить, что одетый в ткань с таким узором мужчина вызывает (и часто вызывает до сих пор) неоднозначные эмоции.

Триумфальные для гороха 1960-е открылись хитом певца Брайана Хайланда с чудесно длинным названием «Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polka Dot Bikini» . Это

десятилетие сделает горох настоящим поп-культурным феноменом: вслед за платьем Минни он украшает костюм суперзлодея и врага Супермена, которого так и зовут — Человек-Полькадот. В то же время горошком «заливает» пустые пространства своих картин поп-арт-художник Рой Лихтенштейн, имитируя half-tone-печать комиксов, а только перебравшаяся в Нью-Йорк японская художница Яёи Кусама делает полька-дот символом авангарда.

Человек-Полькадот

Кстати, с одеждой в горох связана одна велотрадиция. На гонках Tour de France лидер горных этапов носит особенную белую майку в красный горошек (maillot à pois rouge, если говорить по-французски ). Впервые она была использована в 1975 году, а выбор именно такой расцветки пошел от корпоративного дизайна спонсоров Poulain. Эти легендарные французские кондитеры в то время продавали шоколад в белой упаковке с красными точками. Даже когда спонсор ушел, узор остался.

Возвращение узора

В современную моду узор полька-дот начал врываться благодаря стараниям таких подиумных монстров, как Марк Джейкобс и Стелла Маккартни. Ну а потом рисунок стал перебираться и на улицы, тихо развиваясь в тени повсеместно используемых камуфляжа и цветочных принтов.

На передний план узор стал выходить в первую очередь благодаря японцам, которые начали использовать его в коллаборациях. Наиболее известным примером явно может послужить совместная серия Supreme и Comme des Garcons. Впрочем, для последних расцветка «в горох» вообще всегда являлась собственным знаком отличия и используется даже в совсем уже недавней коллаборации с Hermes.


Лукбук японского интернет-магазина Strato

Месси в смокинге в горох

Дальше больше — Лионель Месси получает свой четвертый «Золотой мяч» в шикарном смокинге от Dolce & Gabbana, сплошь усеянном кружками. Дэмиен Херст тюнингует наградную статуэтку для Brit Awards — и тут разноцветная полька-дот. Узор начинает все чаще и чаще мелькать в стрит-блогах и разнообразных коллекциях и побывал уже, например, на одежде марок Obey и Billionaire Boys Club.

Читайте также:  Перчатки резиновые для вытяжных шкафов

Пока рисунок полька-дот не является излишне популярным в наших краях, предмет, раскрашенный в горох, может освежить внешний вид и прибавить неожиданный и интересный акцент. Как и в случае любого другого узора на ткани, главное — помнить о мере и не злоупотреблять навязчивой раскраской .

Источник

Что такое полька-дот?

Немцы сравнивают кружки на ткани с монетой талер и называют этот рисунок thalertupfen, испанцы — с маленькой луной, в Сербии это «туфне», что переводится как «пятно», в Швейцарии — «швейцарский горошек», у нас же его именуют просто «горох».

Появление такого узора связывают с созданием технологии набивного рисунка на ткани в конце XVIII века. Несмотря на простоту, узор практически никогда не выходил из моды.

В период 80-х годов XX века горох использовали в своих коллекциях многие знаменитые модельеры: Ив Сен Лоран, Карл Лагерфельд, Донна Каран и другие. О популярности принта свидетельствует всем известный фильм «Красотка», где главная героиня, которую играла Джулия Робертс, гуляла по аллее модных бутиков и выбрала дизайнерские вещи, среди которых было коричневое коктейльное платье в белый горох (которое, кстати, вполне можно надеть и сегодня — и чувствовать себя модной и элегантной).

Огромную популярность нарядам в горошек принесла принцесса Диана. В 1981 году, родив первенца, она показалась на публике в легком зеленом платье в белый горох. А в 2013 году Кейт Миддлтон, родив сына, также выбрала аналогичного кроя платье голубого цвета в белый горошек.

В 2017 году узор прозвали «модной ветрянкой», которая перешла и в нынешний год. Многие бренды, например, Valentino, MIU MIU, Zimmermann уже добавили горох в свои коллекции одежды на весну-лето 2018 года.

Фото: Cornel Cristian Petrus/REX/Shutterstock

Источник

Гороховое царство: история узора полька-дот от Наполеона до Яёи Кусамы

Обманчиво простой узор в горошек на протяжении нескольких столетий приводил в восторг не только модельеров и искушенных парижских придворных дам, но и музыкантов и художников. Ему посвятил одну из своих песен Фрэнк Синатра, а Яёи Кусама, буквально одержимая этим задорным орнаментом, разрисовывает им все, что попадается на глаза, — стены, полы, холсты и даже обнаженные тела участников ее перформансов.

Рассказываем о том, как неприхотливый и вместе с тем изысканный горошек стал частью высокой моды и массовой культуры.

Полька и промышленная революция

Официальной точкой отсчета истории ткани с узором в горошек принято считать 1857 год — в это время в одном из выпусков американского женского журнала Godey’s Lady’s Book появляется статья с рассказом о муслине для легкой летней одежды, украшенном вышитыми кружочками polka dot. В переводе с английского polka dot дословно означает «точки в польке». Конечно, ничего общего с чешским национальным танцем эти симметрично разбросанные по ткани кружочки не имеют, но тогда весь мир буквально сходил по нему с ума, «приклеивая» слово «полька» ко всему, что только возможно, — к блюдам, прическе, головным уборам и даже к названиям магазинов. Часто это делалось с корыстными интересами увеличить продажи, особенно в случае одежды в горошек — он стал одним из самых популярных узоров.

Но за сто лет до того, как ткань в горошек получила свое название, ее изготовлением занимались в текстильной столице Центральной Европы — швейцарском городе Санкт-Галлен. Причем наносили гороховый узор исключительно на тонкий изысканный белый батист, из которого шились потом свадебные костюмы. Имелось у него и свое местное название — swiss dot («швейцарская точка»). Так бы остался горошек в Швейцарии, больше приверженной старым добрым традициям, чем ветреной моде, если бы его не заприметили французские придворные модницы. Задорный орнамент прекрасно разбавлял их однотонные наряды, к тому же платья с завышенным лифом и ниспадающими мягкими и нежными складками из легкой ткани в крапинку как нельзя лучше подходили к стилю ампир, получившему распространение во времена Наполеона Бонапарта. Так, вместе с армией корсиканского завоевателя «швейцарская точка» начала свое победоносное шествие по Европе, заглянув также и в Россию.

Что примечательно, в каждой стране ткань в горошек именовали по-разному: в Германии — thalertupfen, что можно перевести как «след от талера» (талер — крупная серебряная монета, игравшая значительную роль в денежном обращении Европы и в международной торговле в XVI–XIX веках), в Сербии — «туфне», что означает «пунктир», в Испании же гороховый рисунок связан с культурой фламенко. Им украшены bata de cola — традиционные платья андалузских танцовщиц с оборками и воланами. Раньше к подобным нарядам пришивались в качестве оберега маленькие круглые зеркала, символизирующие полную луну. Давно уже этот обычай изжил себя, а одно из самых романтичных названий кружков величиною с горошину осталось — «маленькие луны». Однако все эти разновидности гороха — каждый народ использовал свои цвета, размеры и расстояния между кружками — не могут сравниться по популярности с узором полька-дот, который обязан своей известностью не только чешскому танцу, но и промышленной революции. Именно она позволила задорному орнаменту шагнуть в народ, поскольку появилась технология, позволяющая создавать ткань со множеством точек на одинаковом расстоянии друг от друга в огромных количествах. Так многогранный горошек перекочевал с дорогих нарядов на платья и юбки простого кроя, не обойдя стороной и купальные костюмы.

Читайте также:  Вязаное пальто для мальчиков с капюшоном спицами

Точечные картины Жоржа Сёра

К аккуратным небольшим точкам были неравнодушны не только ветреные модницы, но и вполне себе серьезные живописцы. Одним из них был французский художник-постимпрессионист Жорж Сёра, взявший точку за основу в своем творчестве. Созданное им стилистическое направление пуантилизм (от французского pointillisme — буквально «точечность»), или дивизионизм, как называл его Сёра, многие современные художники и критики восприняли в штыки. Его первое полотно «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт», написанное с помощью мазков контрастного цвета, которые были настолько малы, что человеческий взгляд был не в состоянии их увидеть, но зато мог воспринимать всю картину как единое произведение, была представлена на выставке импрессионистов в 1886 году в Париже. Нарочито упрощенные фигуры парижан на картине, больше напоминающие древние фрески, а не жизнерадостных французов на фоне красочной утопающей в зелени природы, вызвали шквал критики. «Воскресную прогулку на острове Гранд-Жатт» назвали слишком научной и шаблонной, лишенной естественности и живых чувств. Особенно сильно на Сёра ополчились художники-импрессионисты. В том числе американский художник Теодор Робинсон, окрестивший его неординарную манеру «мушиным пометом».

Полька-дот в массовой культуре и высокой моде

Посодействовали популяризации узора полька-дот и появившиеся в начале XX века короткометражные мультфильмы, а точнее один из персонажей — очаровательная модница Минни Маус, щеголявшая в мини-юбке в крапинку. Благодаря ей рисунок в горошек стал частью поп-культуры. В 40-е годы певец Фрэнк Синатра посвящает ему одну из своих песен Polka Dots and Moonbeams («Платье в горошек и лунные лучи»), а в 60-е годы на всех американских радиостанциях можно было услышать задорную песенку шестнадцатилетнего Брайана Хайленда с названием, которое по звучанию больше напоминало детскую считалку, — Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polka Dot Bikini («Крохотное бикини в желтый горошек»). Что интересно, сочинить текст для этого музыкального произведения поэта-песенника Пола Ванса сподвигла его маленькая дочь Паула, которая стеснялась появляться на общественном пляже в своем бикини в желтый горошек.

Задорный орнамент очаровал великих кутюрье Ива Сен-Лорана и Кристиана Диора, которых в середине прошлого столетия прозвали королями платьев в горох. По вкусу полька-дот пришлась таким иконам стиля, как Мэрилин Монро, Одри Хепбёрн, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Софи Лорен. Не стали исключением и члены английской королевской семьи — принцесса Диана и королева Елизавета II. Довольно часто носит платья в горошек Кейт Миддлтон. А изысканное шелковое платье шоколадного цвета с крупными горошинами от дизайнера-модельера Нино Черрути, в которое была одета Джулия Робертс в фильме «Красотка», давно уже стало классикой.

Точки Бен-Дея в работах Роя Лихтенштейна

Спустя семьдесят лет после смерти Жоржа Сёра его точечные картины заинтересовали художника поп-арта Роя Лихтенштейна. Правда, они в его интерпретации получились несколько иными — художник намеренно писал свои полотна так, чтобы они выглядели, словно вышедшими из дешевой офсетной печати. Если рассматривать его работы через увеличительное стекло, то можно заметить сетку из точек четырех цветов — голубого, пурпурного, желтого и черного. Лихтенштейн использовал технику издателя и иллюстратора Бенджамина Генри Дея, которая заключалась в том, что точки на поверхности должны располагаться в определенном порядке — стоять плотными рядами, или же, наоборот, находиться далеко друг от друга, либо вообще скрещиваться между собой. С помощью таких манипуляций с ними можно создавать различные оптические иллюзии и визуальные эффекты.

Психоделический горошек Яёи Кусамы

С десятилетнего возраста привычный мир японской девочки Яёи Кусамы начинает меняться — стены, пол, потолок и вся мебель в комнате «обрастают» красным горошком. Вездесущие кружочки проникают даже на тело Яёи, бесконечно мельтеша перед глазами. По совету психиатра Нисимару Сихо, Кусама начинает рисовать, в скором времени это занятие увлекает ее. Свои галлюцинации она переносит на холсты и мягкие скульптуры. Этим дело не ограничивается — навязчивые точки появляются в инсталляциях и коллажах художницы, им она посвящает перформансы и даже организовывает в их честь церковь, провозглашая себя жрицей горошка.

В 28 лет Яёи Кусама, по рекомендации лечащего врача и из стремления уйти из-под контроля деспотичной матери, которая была очень недовольна тем, что дочь стала художницей, переезжает в Нью-Йорк. Эпатажная Яёи, открыто заявляющая о своем психическом состоянии, привлекла внимание публики. Одни из самых известных ее произведений — комната Polka Dot Love Room («Комната любви в горошек»), впервые представленная публике в 1967 году, и Mirror Room (Pumpkin) («Зеркальная комната (Тыква)»), которую Яёи создала значительно позднее, в 1991-м. Они представляют собой инсталляции, в которых Кусама материализовывает свои фобии. Проникая в помещение со множеством мерцающих лампочек, сплошь усеянное горошинами, зритель как будто попадает в другое измерение, в котором теряет не только связь со временем, но и как будто свою физическую оболочку, полностью растворяясь в пространстве. Теперь и он может видеть то, что раньше существовало только в больном сознании Кусамы.

Читайте также:  Платья спицами узором жгут

Славу сумасбродной художницы Яёи Кусаме принесли ее публичные перформансы 1967–1969 годов. Например, в Скульптурном саду Музея современного искусства в Нью-Йорке она организовала представление Grand Orgy to Awaken the Dead («Великая оргия для пробуждения мертвых»), в котором догола раздетых людей покрывали рисунком в горошек.

С середины 1970-х годов художница, которой сейчас 89 лет, живет и работает в психиатрической больнице в Токио, а ее выставки проходят по всему миру. Осенью 2017 года в токийском районе Синдзюку открылся музей в честь Яёи Кусамы, в котором периодически можно видеть ее работы.

Источник

Полька-дот: как королевские особы носят трендовый «горох»

Самые простые и выигрышные способы стилизовать трендовый горох, который с легкой руки королевских трендсеттеров стал еще более популярным.

Несмотря на свою геометричность, полька-дот — один из самых женственных принтов. Поэтому не случайно королевские особы нередко обращают внимание именно на этот орнамент — одновременно яркий и сдержанный, он вписывается в протокол, которому все же периодически стоит следовать даже Меган Маркл, и при этом позволяет экспериментировать с тканями, драпировками и асимметричным кроем.

Герцогини Британской королевской семьи тенденции часто задают сами, однако на этот раз у модных домов и британских трендсеттеров получилось настоящее единение: принт полька-дот вновь был провозглашен одним из ключевых направлений в моде еще в прошлым летом, а в новом осенне-зимнем сезоне только укрепил свои позиции.

В течение недели сразу две королевские особы примерили женственные платья с принтом горох: Кейт Миддлтон выбрала наряд от Whistles для приема в Кенсингтонском дворце, а Меган Маркл захватила аналогичное платье длины миди от бренда & Other Store в тур по Австралии. В нем она появилась в Квинсленде во время путешествия на остров Фрейзер. Наряд герцогини Сассекской крайне вызвал оживленное обсуждение: среди вещей необъятного гардероба Меган Маркл это платье было одним из самых бюджетных — стоило оно $163. Образ Кейт Миддлтон стоил чуть дороже, около $200. По традиции оба платья, которые оказались крайне похожи, были раскуплены за считанные минуты.

Для герцогини Кембриджской горох вообще составляет едва ли не базу для выходов — белая и черная, для дневных мероприятий или для вечерних приемов — в арсенале Миддлтон есть полька-дот на любые случаи жизни. Многие наряды называют реверансами в сторону принцессы Дианы, которая также была любительницей женственного принта. Так, в 1987 году леди Ди выбрала приталенное платье от Victor Edelstein для матча поло, а спустя 30 лет, в 2017 году, герцогиня Кембриджская появилась на Уимблдоне в похожем наряде, только уже от Dolce & Gabbana.

Принт горох с завидным постоянством появляется каждый сезон, иногда опережая в популярности даже своего главного конкурента — флоральный орнамент. Летом, как правило, в цене черный горошек на белом платье, зимой дизайнеры смещают векторы и отдают предпочтение белому гороху на черном фоне. Однако четких установок в новом сезоне нет: принт настолько универсален, что будет сочетаться как с себе подобным, так и с другими орнаментами. Самые женственные и нейтральные образы — конечно, у особ королевской семьи: они делают польку-дот ключевым в образе, дополняя лишь акессуарами и изящной обувью, которые точно не выбиваются из канвы.

Для вдохновения предлагаем несколько образов в горошек от первых королевских трендсеттеров Великобритании

Фото: Getty Images, архив пресс-служб

Текст: Marie Claire Editorial · 22 октября 2018

Материалы по теме

Сегодня читают

Интерактивная версия журнала MarieClaire

Журнал MarieClaire

Ваш любимый журнал в обычном и travel-форматах

Marieclaire.ru – женский онлайн журнал о том, что волнует стильную, современную женщину с собственным мнением и активной жизненной позицией. Ежедневные обновления из мира моды, красоты, гастрономии, путешествий делают Marieclaire.ru самым разносторонним женским журналом. Карьера, отношения и семья также занимают важную позицию в нашем женском журнале. Здесь вы найдете экспертные советы, консультации специалистов и личный опыт успешных личностей. Marieclaire.ru – женский журнал, который актуален и полезен всегда!

Copyright (с) ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг», 2021.

Владелец Marieclaire.ru ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Россия, Москва, 115114

ул. Дербеневская, д. 15Б.

Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается. 16+

Источник