Меню

Почему казашки носят платки



Почему казашки носят платки

Нужно ли современным казашкам носить хиджаб?

В казахстанском обществе разгорелся очередной спор по поводу ношения женщинами хиджаба. Одни предлагают запретить законом ношение такой одежды, другие возмущаются подобным предложением. В Духовном управлении мусульман Казахстана женщин призывают носить одежду, соответствующую казахским традициям.

19-летняя Айганым два года назад начала пять раз в день читать намаз и недавно стала носить хиджаб, но родители алматинской студенты противятся этому. Поэтому молодая девушка в замешательстве.

«Они стыдятся выходить со мной на улицу, моя сестра иногда носит мои платки. Они боятся, что я вовлечена в какую-то секту. Поэтому не знаю, как им объяснить, и вообще правильно ли ходить закрытой?», — говорит молодая девушка.

Вопрос этот волнует и нынешнее казахстанское общество. Одни предлагают на законном уровне запретить ношение хиджаба, другие возмущаются появлению таких предложений. Не первый год об этом говорят и не первый год об этом спорят. Известный казахстанский культуролог Ауэзхан Кодар уверен, что современным казахским женщинам нет необходимости носить такую одежду и ходить закрытой.

«Я считаю, это неправильно, особенно в наше время, когда у нас свобода выбора. Если бы мы жили, действительно в такой замусульманенной стране, когда у нас строго соблюдались бы религиозные запреты, мы вообще в прошлом атеистическая страна. И тут вызывает удивление, почему вдруг всех потянуло к хиджабам, к этим исламским запретам, к показному благочестию. Считаю, главное в женщине, в девушке – это не хиджаб, а ее собственная душа, ее нравственная сущность. Тем более раз сам Бог отпустил женщине такие вещи, как красота, обаяние, шарм женский. Зачем лишать всего этого насильственным образом? Причем непонятно, кто это вводит. Мы же по Конституции не исламская страна, мы демократическое государство. Поэтому я считаю, что это необоснованно», — считает Ауэзхан Кодар.

В Духовном управлении мусульман Казахстана женщин страны призывают одеваться согласно традициям казахского народа. Не стоит носить вызывающую одежду, но и закрываться полностью тоже не стоит.

«Конечно, неправильно показывать свои природные достоинства и ходить в коротких шортиках. Это ни к чему хорошему не приведет, даже в брюках ходить не стоит. Неправильно и вредно носить в обтяжку, надевать кофточки, которые не закрывают пуповину молодых девушек. От такой одежды нет пользы, а вреда достаточно, даже медики это доказывают, потому что неправильно подобранная одежда современной молодежи вредна для здоровья и приводит к бесплодию. Но во всем черном ходить и все закрывать тоже не стоит. Потому что это не соответствует казахским традициям. Можно прикрытым ходить в обычных наших одеждах, не обязательно носить хиджаб. У нас в традициях не было такого, чтобы женщина прикрывала свое лицо», — говорит представитель ДУМК Онгар кажи Омирбек.

Источник

Казахские девушки никогда не носили хиджаб

Казахские девушки и женщины не носили никогда хиджаб.

Более того, в силу различных факторов, они не носили одежду, стесняющую движения, говорят эксперты.

Как известно, о казахском национальном костюме сказано и написано немало. Долгие годы исследователи, историки, археологи, искусствоведы изучают историю казахского национального костюма. Особо актуальной данная тематика стала в последние годы, когда в обществе появились разные мнения о том, как же все-таки одевалась и должна одеваться казахская женщина.

Мы знаем из истории, что казахская народность, сложившаяся в конце XV — начале XVI веков, стала преемницей материальной и духовной культуры племён, когда-то обитавших на территории Казахстана. Это, конечно же, отразилось и на национальном костюме, в котором до наших дней сохранились элементы «звериного стиля» и прочих деталей культуры предков нынешних казахов.

«Вообще, костюм — это в первую очередь защита человеческого тела от внешних физических воздействий. Естественно, по мере развития общества костюм начал приобретать массу духовных, идеологических, социальных смысловых нагрузок. Костюмом определялась роль и место человека в обществе, его конфессиональная, возрастная принадлежность.

Казахский женский костюм — это продукт синтетический, связанный с окружающей средой, деятельностью, духовными и физическими запросами. В формировании именно казахского костюма большую роль сыграли резко-континентальный климат и кочевой образ жизни. Поэтому национальное одеяние казахов отличалось особым прагматизмом, как по применяемым материалам, так и по фасонам. Основная нагрузка по хозяйственной деятельности ложилась на женские плечи. Об этом пишут все исследователи казахского народа, естественно, при таком образе жизни невозможно было поддерживать канонические требования ислама. Казахские женщины и девушки не носили чадру, хиджаб и другие виды одежды, характерные для исламских стран. Одеяния женщин всегда были украшены традиционными узорами и камнями. Камзолы и платья были слегка приталены», — отмечает первый заместитель директора Центрального Государственного музея РК Бейбиткали Какабаев.

Он также подчеркнул, что из всего этого напрашивается вывод, что традиционно в казахском обществе женщина не носила предметы одежды, стесняющие движения и закрывающие лицо.

Специалист более подробно рассказал и об особенностях нарядов казахских женщин разного возраста и социального статуса.

«Девочки и мальчики до определенного возраста не сильно отличаются, а уже с 5-6 лет девочки одевали уже более девчачьи наряды. Затем, по мере взросления, женский костюм только усложнялся. Молодые девушки носили платья с оборками (қосетек) и шалбары (штаны). На голову одевали маленькую шапочку — такия, а более богатые могли себе позволить головной убор бөрік, который зачастую имел отделку из меха. Когда девушка выходила замуж, надевала особый головной убор — саукеле, который богато украшался камнями, металлическими вставками. После замужеста почти год молодая женщина носила жаулык и только после рождения детей она стала носить платки и кимешек, который повязывала сверху шылауышом», — рассказывает Б. Какабаев.

По его словам, девушка до замужества не носила кимешек и одевалась довольно-таки свободно.

«Опять же, она ведь занималась хозяйством, и потому нужно было думать о практичности. Обувь в соответствии с эстетическими запросами была более изящной. Применялись ювелирные вставки даже в обуви, не говоря уже о всевозможных браслетах, украшения на голову — шолпы, шашбау. В ювелирные изделия кроме эстетического смысла, закладывался и оберегательный. В разных регионах Казахстана по-разному украшали тот же самый саукеле, кимешек. До присоединения к России ткани закупались в Бухаре, привозились из Китая и Восточного Туркестана. Затем уже стали шить из российских тканей, как более доступных и дешевых», — заключил первый заместитель директора ЦГМ РК.

Рисунки А. Галимбаевой из книги «Казахский народный костюм» Алма-Ата 1958 год.

Источник

Полет платка на высоте закона.

Про хиджаб уже столько написано и сказано, что, казалось бы, ничего нового уже не добавишь. Но а споры по этой теме до сих пор не утихают. В основном — это мнения высокопоставленных лиц, людей, как правило, считающих себя мусульманами в глубине души. И, к сожалению, никто не задумывается над тем, что же служит основанием для ношения данного вида одежды? Почему женщины-мусульманки так настойчиво, несмотря на все запреты и гонения, не хотят снять свои платки?

А, что такое хиджаб вообще? В переводе с арабского языка это означает покрывало. В Исламе под хиджабом могут подразумевать любую одежду, однако в западном мире под ним понимают традиционный исламский женский платок. Как известно, ношение женщиной платка является одним из основных положений исламского законоположения — Шариата.

В Священном Коране сказано: «О Пророк! Скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милосердный». (Сура «Аль-Ахзаб», аят 59).

В книге «40 хадисов имама ан-Навави» говорится: «Женщина-мусульманка украшает себя стыдливостью и вместе с мужчиной участвует в обустройстве земли и воспитании молодого поколения, в чем свою роль играет чистота ее здравой женской природы. Что же касается женщины, которую в прошлом характеризовали как ловкое существо, способное выйти «сухим из воды», и женщины, о которой сегодня говорят, что она ведет себя как мужчина: ходит без покрывала, выставляет себя напоказ и общается с посторонними мужчинами в тех случаях, когда в этом нет необходимости с точки зрения шариата, то о таких можно сказать, что они не получили воспитания в школе Корана и Ислама и променяли стыд и покорность Аллаху Всевышнему на бесстыдство, ослушание и порочность, совершив то, к чему ее подталкивали враги Аллаха, и придя к гибели в обоих мирах. ».

В таком случае, что можно посоветовать сестрам-мусульманкам, хорошо понимающим все вышесказанное, но которых за ношение платка преследует чрезмерно рьяный работодатель или руководитель учебного заведения? В первую очередь женщины имеют полное право обратиться в суд со своим иском о возмещении нанесенного морального вреда. Если такой руководитель не боится даже Аллаха, то реальная перспектива быть «наказанным рублем» для него уж точно будет страшнее «Божьей кары».

По данному вопросу в пользу мусульманок существует успешная мировая практика споров, к примеру:

* Федеральный суд США в ноябре 2001 года обязал компанию Alamo Rent A Car, занимающуюся предоставлением машин напрокат, выплатить своей сотруднице мусульманке Билан Нур 287,6 тысяч долларов в качестве компенсации за увольнение по причине отказа снять хиджаб во время Рамадана. Суд счел, что девушка стала жертвой религиозной дискриминации после нападения исламских террористов в США в сентябре 2001 года.

* В ноябре 2010 года школьницам германской земли Саксония-Ангальт разрешили носить платок по религиозным убеждениям. Разрешение ношения платков в школах направлено на обеспечение конституционного права свободы вероисповедания, заявили в министерстве образования Саксонии-Ангальт. (Islanmnews).

* С 1 сентября 2011 года Турецкие университеты впервые за 14 лет откроют двери для студенток в хиджабе. Как пишет газета «Йени Шафаг», учащиеся и студенты, исключенные из школ и университетов из-за ношения хиджаба, в этом году впервые получат возможность продолжить образование. Таким образом, снят многолетний запрет на ношение хиджаба в средних и высших образовательных заведениях Турции, сообщает ИА REGNUМ.

Отмена запрета на ношение хиджаба в учебных заведениях Турции была мотивирована «необходимостью соблюдать права и свободы граждан», так как более двух третей женщин в этой стране носят покрывала. Многие турецкие женщины не могли получить высшее образование из-за того, что в университетах они были вынуждены ходить с непокрытой головой. (ZMAN.com и caucaseby). И такой перечень примеров можно приводить бесконечно.

В Казахстане права верующих женщин защищают, прежде всего, Основной закон, то есть Конституция страны и нормативные правовые акты. В Конституции имеются следующие статьи: 1, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 34, 39. Положим, в соответствии с п. 1 ст. 39 Конституции РК «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения». Эту же статью дублирует ст. 1 Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях».

Само собой разумеется, что женщина, которая носит платок, одним лишь этим фактом не нарушает ни конституционного строя, ни общественного порядка, а также прав и свобод других людей, не причиняет ущерба здоровью и нравственности населения.

В Законе РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» предусмотрены статьи: 1, 3, 5. Согласно ст. 5 данного Закона «Государственная система образования и воспитания в республике отделена от религиозных объединений и носит светский характер». А в редакции п. 2 ст. 3 Закона РК «Об образовании» говорится: «Запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений) в организациях образования». В обоих законах речь идет о запрете на создание и деятельность религиозных структур в организациях образования. Однако, это не значит, что чиновники от образования должны превышать свои полномочия и считать девочку-подростка или женщину, надевшую платок в школу или на работу, тем самым экстремистским элементом, «создающим религиозную организацию»!

Нашим гражданам надо уяснить, что ни в Конституции Казахстана, ни в других законах прямого запрета на ношение платка (кимешека или хиджаба) как в государственных органах, так и в негосударственных организациях, и даже в средних учебных заведениях, не имеется. А скорее наоборот, законодательство запрещает всякое ограничение прав и дискриминацию граждан по этому вопросу.
Законодательство нашего государства, практически, не вступает в противоречие с законами Аллаха и наоборот. Оба закона защищают права женщин и уважительно относятся к традиционным потребностям.

Сколько молодых девушек и женщин о хиджабе говорят: «Мне не нравятся те, кто так одевается» или высказывают расхожую фразу, что «казашки раньше не носили платок. ». Прежде чем так говорить надо, наверное, знать истинную историю своего народа, и не оставаться под влиянием сомнительных представлений и атеистических стереотипов советского прошлого, когда были уничтожены и национальная культура, и религия, и язык, и многовековая память народа, да и сам цвет народа был стерт и обескровлен. Надо вспомнить, что предки казахов начали исповедовать Ислам 12 веков назад, предки нашего народа были основой (ядром) многих империй, последняя из которых называлась «Золотой ордой» или по-другому — «Кыпчакским ханством».

Источник

Казахская национальная одежда: во что одевались казахи

Казахская национальная одежда: UGC

Казахская национальная одежда — неотъемлемая часть многовековой культуры народа. Ранее предметы гардероба позволяли узнать примерный возраст, сословие и статус человека, который был в них облачен. Разберемся подробнее, какие же существовали казахские национальные головные уборы, платья и костюмы.

Казахская национальная одежда для женщин

О национальных одеяниях казахов можно рассказать очень много. Вот самые интересные факты о женском гардеробе:

Казахские национальные платья

Традиционное облачение для женщин включало свободно скроенное платье, на которое сверху надевали камзол (приталенный пиджак, длина которого доходила до колен). Преимущественно костюмы шили из ситца или тонкого войлока. Состоятельным же женщинам были доступны бархат и шелк.

Первоначально все платья имели закрытый крой. XIX же век подарил казашкам отрезной фасон. Юбку и верхнюю часть платья шили отдельно, а затем соединяли.

Казахские национальные украшения: названия, история

Когда на улице холодало, дамы щеголяли в шубах. Традиционно их кроили из шкур ягнят и меха лисицы. Носили также шапан — халат с высоким воротом и подкладкой из шерсти.

Казахские национальные платья, халаты и камзолы выполнялись из ярких материалов. Женщины носили предметы гардероба таких оттенков:

Традиционные головные уборы

Дополнение к образу — головной убор казахов, который, как и у многих народов, рассказывал о семейном положении. Невесты и замужние женщины носили высокую шапку в форме конуса — саукеле. Ее надевали только в первое время после замужества, а затем украшали голову лишь во время больших праздников.

Каркас головного убора выполняли из твердого белого войлока, а сверху обтягивали шелком или велюром. Для бедных был более простой вариант — сатин и сукно. Саукеле обшивали золотыми монетами и кораллами.

Существует ли Баба-яга на самом деле?

Вверху головного убора располагался пучок из перьев филина, а края шапки отделывали мехом. Для этих целей использовали лисицу, соболя и норку. В дополнение к шапке надевали длинные подвески под названием «жактау», которые располагались по бокам. Сверху на саукеле могли надевать платки из бархата или шелка. Их украшали, например, вышивкой в виде сетки.

Спустя год после замужества и после рождения первенца женщины начинали носить более удобный головной убор — кимешек. Он представлял собой белый платок с вырезом для лица, закрывающий голову и верхнюю часть тела. На нем было принято делать вышивку, украшать бисером, серебряными бляшками, жемчугом. Сверху на кимешек надевали белый высокий тюрбан.

Терракотовый цвет в одежде: сочетание и с чем носить

Существовали и универсальные казахские головные уборы, которые носили и женщины, и мужчины. К таким предметам гардероба относятся тюбетейка и борик. Их носили девушки, которые еще не успели вступить в брак. Традиционно тюбетейку шили из разных тканей — плотных хлопчатобумажных или мягких и дорогих, например сукна или бархата.

Девушки предпочитали тюбетейки, вышитые серебряной или золотой канителью. Вверху часто можно было увидели перья филина, края же инкрустировали камнями.

Казахская одежда: женская обувь

Национальная одежда казахов включает в себя и обувь. Ее внешний вид — отражение кочевой жизни народа. Поскольку казахам часто приходилось менять места обитания, они предпочитали высокие сапоги. Обувь также отличается широким голенищем.

6 товаров, без которых зима будет не в радость

Если сапоги предназначались для летнего периода, их могли сделать на каблуке. Носки традиционно шили загнутыми. Женщины предпочитали обувь с вышивками и аппликациями.

Мужская казахская национальная одежда

Национальная казахская одежда для мужчин состояла из таких предметов, как:

Нательная рубаха

Первоначально рубахи были распашными, однако после на смену им пришли нераспашные, по крою напоминающие туники. Рубахи выполнялись из легких тканей, например шелка.

Штаны

Брюки были свободными, со вставками из кожи на внутренней поверхности бедра, что позволяло с комфортом ездить на лошади. Штаны шили из плотных хлопчатобумажных материалов или сукна.

Халат

Этот предмет гардероба — самый важный в мужском костюме. Он указывал на статус обладателя. Принято было шить шапан из однотонных и плотных материалов.

Как ухаживать за собой мужчине: советы

Преимущественно халаты делали темными, например бордовыми или синими. Праздничные халаты украшали золотой или серебряной контрастной вышивкой.

Верхняя одежда кочевников

Мужчины облачались в шубы или тулупы, созданные с использованием овчины и верблюжьей шерсти. Верхняя одежда часто была яркой.

Казахская шапка

Летом представители сильного пола носили конусообразный колпак, который шили из войлока преимущественно белого цвета. Зажиточные мужчины предпочитали колпаки с яркой или золотой вышивкой.

Носили казахи круглые шапки, по краям украшенные опушкой из меха. Они имели название «борик». Головной убор подходил как для лета, так и для зимы. Шапка создавалась из плотных материалов, например плюша и атласа. Для меховой опушки брали лису, волка, куницу.

Как красиво накрыть стол по-казахски

Когда наступала суровая зима, мужчины надевали теплую шапку — тымак. Он состоял из четырех частей, две из которых прикрывали уши, одна — шею и затылок, а последняя напоминала козырек. Чтобы защита от холода и ветра была максимальной, края шапки обшивали мехом.

Обувь

Обувь у мужчин почти не отличалась от женской. Они также ходили в высоких сапогах. Иногда поверх них надевали калоши из кожи, не забывая снимать при входе в жилище.

Менее богатые мужчины довольствовались сапогами, выполненными из войлока, которые имели кожаную подошву. Совсем же малоимущие ходили в обуви, которая напоминала сандалии. У нее была подошва из кожи, крепящаяся с помощью ремешков.

Локоны на короткие волосы в домашних условиях

Казахская одежда славилась удобством, при этом внешний вид практически каждого костюма впечатлял. Ныне же национальная одежда уже не пользуется таким спросом, встретить ее можно на торжествах или в закромах у старшего поколения.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Читайте также:  Сиреневое платье для девочки 4 года

Платье, пальто и другая одежда © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.