Меню

По платью встречают по уму провожают синтаксический разбор



презентация «Синтаксический разбор односоставного предложения»
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

«Синтаксический разбор односоставного предложения»

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya.ppt 1.19 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Стихотворения, в которых есть односоставные предложения Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. (А.Блок) Сижу за решеткой в темнице сырой Вскормленный в неволе орел молодой. Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный . Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид (А.С.Пушкин) Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф.Тютчев)

Ночная тень над городом. Звёзды в вышине. Определите тип предложений. — Назывное. — Назывное.

Не решишь ли эту задачу? Эту задачу не решишь. Определите тип предложений. — Определённо-личное. — Обобщённо-личное.

Сегодня у нас встречают почётных гостей. По платью встречают, по уму провожают. Определите тип предложений. — Неопределённо-личное. — Обобщённо-личное.

Не могу достать щура. Замечательная птица! Определите тип предложений. — Безличное. — Неполное двусоставное.

Грустно нам слушать осеннюю вьюгу. Купаться в этом месте опасно. Определите тип предложений. — Безличное. — Полное двусоставное.

Поробуйте разгадать кроссенс

«СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ОДНОСОСТАВНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ» Тема урока:

Цели урока: Обобщить изученный материал по теме …. 2. Уметь находить в тексте …. 3. Учится выполнять …… ……….. предложения и строить …..

Проверь себя: Двусоставное предложение: 3, 6, 8, Определённо–личное предложение 1, 2, 5 Неопределённо-личное предложение 9 Безличное предложение 4, 7, 10

Ответы к тесту по теме «Односоставные предложения» Вариант № 1 1) в; 2) а, в, г, д; 3) 1 – г; 2 – д; 3 – в; 4 – а; 5 – б; 4) а, б, д; 5) б. Вариант № 2 1) в; 2) б, в, д; 3) 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б; 4) а, б, г; 6) в.

Домашнее задание: Подобрать по два примера на каждый вид односоставного предложения. (Выполнить синтаксический разбор одного предложения). 2. Составить сочинение-миниатюру на тему: «Зима в России», используя только односоставные предложения. (Выполнить синтаксический разбор одного предложения).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка предназначена для учащихся 8-ых классов.

Конспект урока составлен с использованием блочно- модульной технологии,которая т помогает учителю научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты.

Презентация к уроку русского языка в 8 классе «Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях. Определенно-личные предложения».

Данный материал предназначен для проверки знаний учащихся 8 (9) классов по теме: «Односоставные предложения, их виды».

Учащиеся знакомятся с понятием «односоставное предложение», с видами односоставных предложений на основе технологии развития критического мышления.

В схематичном сжатом виде таблица представляет алгоритм определения вида односоставного предложения, что значительно облегчает работу учащихся по усвоению данного теоретического материала, очень.

Конспект урока по русскому языку для 8 класса.

Источник

Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Глагол в личной форме
  • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ТЕКСТ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ПОЛ
  • Все характеристики

    Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Наречие
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 2:
  • Часть речи: Предлог
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 3:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ВЫША
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Инфинитив
  • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Прилагательное
  • Начальная форма: синтаксический
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: РАЗБОР
  • Все характеристики

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Источник

    Синтаксический разбор предложения в школе: пошаговая инструкция

    Синтаксический разбор предложения вызывает затруднение у многих школьников. Справедливости ради нужно сказать, что в школе эту тему учат долго и понятия вводят постепенно. Я покажу, как делать полный синтаксический разбор предложения.

    Синтаксический разбор предложения

    Шаг 1

    Определите вид предложения по цели высказывания.

    По цели высказывания предложение может быть:

    1. повествовательным: Я иду .
    2. вопросительным: Ты идёшь?
    3. побудительным: Иди!

    Шаг 2

    Определите эмоциональную окраску предложения.

    По эмоциональной окраске предложение может быть:

    1. невосклицательным: Урок окончен.
    2. восклицательным: Перемена началась!

    Шаг 3

    Определите: простое предложение или сложное.

    Это зависит от количества грамматических основ в предложении. Одна мысль — одна основа. Обычно основа состоит из подлежащего и сказуемого.

    1. Птичка села на ветку дерева. Грамматическая основа одна. Предложение простое.
    2. Птичка села на ветку дерева, кошка устроилась под деревом. Две грамматические основы, предложение сложное.
    3. Птичка села на ветку дерева, кошка устроилась под деревом, а собака ушла в конуру. Три грамматические основы, предложение сложное.

    Далее — разбор для ПРОСТОГО предложения

    Шаг 4

    Определите: предложение односоставное или двусоставное.

    • В двусоставном предложении есть и подлежащее и сказуемое.
    • В односоставном предложении есть только один главный член: подлежащее или сказуемое.

    Мы бежали очень быстро. Есть подлежащее и сказуемое. Предложение двусоставное.

    Бежали очень быстро. Есть только сказуемое, подлежащее опущено. Предложение односоставное.

    Шаг 5

    Определите: предложение распространённое или нераспространённое.

    • В нераспространённом предложении есть только грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).
    • В распространённом предложении есть второстепенные члены.

    Я заболел. В предложении есть только грамматическая основа. Предложение нераспространённое.

    Я сильно заболел гнойной ангиной. В предложении есть второстепенные члены. Предложение распространённое.

    Шаг 6

    Определите: предложение осложнённое или неосложнённое.

    В осложнённом предложении имеются:

    • однородные члены;
    • причастный или деепричастный оборот.

    В неосложнённом предложении ничего этого нет.

    • Иди кушать! Неосложнённое предложение.
    • Вася , иди кушать! Предложение осложнено обращением.

    Шаг 7

    Подчеркните все члены предложения, надпишите — какими частями речи они выражены.

    • подлежащее (одной чертой);
    • сказуемое (двумя чертами);
    • дополнение (пунктирной линией);
    • определение (волнистой линией);
    • обстоятельство (точка-тире-точка).
    • имя существительное;
    • имя прилагательное;
    • имя числительное;
    • глагол;
    • наречие;
    • причастие/деепричастие;
    • местоимение.

    Шаг 6

    Составьте графическую схему предложения.

    Если предложение СЛОЖНОЕ

    Шаг А

    Определите связь частей в предложении: союзная или бессоюзная?
    Если части предложения соединяют союзы — связь союзная, а если союзов нет — бессоюзная.

    Шаг Б

    Определите вид связи частей предложения.

    Связь бывает подчинительной, сочинительной и интонационной.

    Шаг В

    Определите тип сложного предложения.

    Типы предложений бывают:

    • сложноподчинёнными;
    • сложносочинёнными;
    • бессоюзными.

    Шаг Г

    Разберите каждую часть сложного предложения по схеме разбора для простого (выполните шаги 4, 5, 6, 7).

    Примеры разбора предложений

    Маша и Саша ели яблоки.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: Маша и Саша ели. Предложение распространённое. Оно осложнено однородными подлежащими.

    Маша и Саша ели яблоки, которые дала мама.

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Связь союзная. Части предложения связываются подчинительным союзом «которые», значит предложение сложноподчинённое.

    Первое простое предложение двусоставное. Грамматическая основа: Маша и Саша ели. Предложение распространённое. Оно осложнено однородными подлежащими.

    Второе простое предложение двусоставное. Грамматическая основа: мама дала. Предложение нераспространённое, не осложнено.

    Источник

    Синтаксический разбор предложения

    Просто о синтаксическом разборе предложения

    1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
    2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
    3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
    4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

    Если простое:

    5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).

    6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.

    7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.

    8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

    9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

    Если сложное:

    5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.

    6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.

    7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

    8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.

    9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.

    10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

    Пример синтаксического разбора простого предложения


    Устный разбор:

    Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

    Письменный:

    Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

    Пример разбора сложного предложения


    Устный разбор:

    Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

    Письменный:

    Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

    1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

    2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

    Пример схемы (предложение, после него схема)

    Другой вариант синтаксического разбора

    Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

    В словосочетаниях:

    1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
    2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
    3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

    В простом предложении:

    1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
    2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
    3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
      • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
      • Распространённое или нераспространённое
      • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
    4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
    5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора. Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.
    6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

    Сказуемое

    1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
    2. Указать, чем выражено сказуемое:
      • простое — какой формой глагола;
      • составное глагольное — из чего оно состоит;
      • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.
  • В предложении, имеющем однородные члены.

    Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

    В предложениях с обособленными членами:

    Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

    В предложениях с обособленными членами речи:

    Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

    В сложносочиненном предложении:

    Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

    Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные. Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания. Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

    В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

    Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

    Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

    Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

    В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

    Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания. И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

    В сложном бессоюзном предложении:

    Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение. Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями. Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

    Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

    Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

    В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи.

    Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи. Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

    По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

    Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

    Если страница помогла, сохраните её и поделитесь ссылкой с друзьями:

    Источник

    Читайте также:  Кевларовые перчатки для рабочих