Меню

Платок как головной убор русской женщины



История обычая покрывать голову на Руси и способы ношения платка в зависимости от статуса и положения

Откуда на Руси появилась традиция носить платки? Головные уборы в старину имели практическое назначение. Они защищали от холода и жары. К тому же, они многое могли поведать о своей хозяйке. Например, по ним можно было судить о статусе женщины, о семейном положении и ее семье. Молодые незамужние девушки обычно носили головные уборы, которые не покрывали волосы. После замужества женщина должна была покрывать голову. Ее волосы мог видеть только супруг.

Появление платков

В разных регионах Руси носили совершенно разные головые уборы. Некоторые из них имели сложную конструкцию и состояли из нескольких деталей. Чем состоятельнее была семья женщины, тем более роскошным был ее головной убор. Примерно в семнадцатом веке все чаще представительницы прекрасного пола стали носить платки, которые постепенно становились все более популярны.

Как их носили?

Платки не только защищали от солнца и дождя, но и украшали владелицу. Именно по этой причине женщины делали вышивки на ткани. Такие платки называли «убрус» и завязывали под подбородком.

Также их носили внакидку. В этом случае косынку набрасывали на голову, но не завязывали концы. Таким образом носили платочки горожанки в семнадцатом веке. Позднее таким же способом носили толстые теплые шали на плечах в зимнее время.

В некоторых регионах косынки носили «на покромку». В этом случае их закалывали булавкой под подбородком. Такой вариант ношения был характерен для женщин из старообрядческих семей Владимирской, Архангельской, Нижегородской и Костромской областей.

Вспомним картину «Купчиха за чаем» знаменитого русского художника Кустодиева. На ней изображена красавица, на голове которой красуется косынка. Кончики платка кокетливо завязаны надо лбом. Так носили косынки женщины из купеческих семей.

Молодые девушки на выданье чаще всего носили платки, завязав узлом под подбородком. По мнению историков, такой вариант ношения пришел нам от немцев через поляков.

Замужние женщины носили платки по-бабьи. Они скрещивали кончики под подбородком, после чего связывали их сзади на шее.

Совсем иначе носили платки дворянки. Женщины из высшего общества копировали модниц и Западной Европы. Следуя рекомендациям модных французских журналов, дамы носили кружевные и ажурные платки-накидки и дорогие шали.

В двадцатом веке косынки стали носить колхозницы и работницы фабрик. Одни платками защищали себя от ветра и солнца, а другие использовали их для безопасности.

С древних времен

По мнению ученых, ношение женщинами платков позволяло уберечься от простуд. С давних времен наши предки считали, что вся женская сила кроется в волосах. Поэтому еще в Древней Руси полагали, что женщина с непокрытой головой – это ведьма. Простоволосых баб очень боялись, ведь они могли навести порчу и сглаз. К тому же, считалось, что колдуньи воздействуют на женщин через волосы. Именно по этой причине локоны прятали под косынками и другими головными уборами. Ничего не изменилось в этом отношении и с приходом христианства. Согласно новым канонам, женщинам нельзя было заходить в храм, не порыв голову платком.

Современные представительницы прекрасного пола не так часто используют косынки. Чаще всего их носят лишь в качестве модного аксессуара, который дополняет стильный образ.

Источник

5 русских способов носить платок красиво

Русский платок — это яркий и теплый аксессуар, который подойдет и для классического наряда, и образа в стиле этно, и бохо, и добавит женственности спортивному стилю. В Россию они пришли с востока в 17 веке и стали очень популярными у девушек (до того носили что-то вроде вышитых льняных шарфов поверх шапочки). Головные уборы нужно было носить обязательно: считалось, что с непокрытой головой женщину могли видеть только близкие родственники, к тому же, без платка нельзя было ходить в церковь. Зимой же платки и шали защищали и от морозов, и от ветров.

Как правило, русские платки делают из натуральных материалов с добавлением шерсти или шелка и расписывают затейливыми узорами. Встречаются и турецкие орнаменты («огурцы» и «бобы»), и цветочные рисунки, и набивные узоры. Самые узнаваемые русские платки с узорами с конца 18 века производят в Павловском Посаде в Московской области, а «зимние» вязаные из пуха шали делают мастера в Оренбурге.

Читайте также:  Пух серой утки пуховик

В разных регионах России существовали свои способы завязывания платка. А кроме того, они отличались в зависимости от статуса (замужняя или свободная) и цели выхода из дома (в церковь, на на праздник и т.д.). Некоторые из них можно и сегодня взять на модное вооружение.

1. Узел под подбородком

Платок, повязанный как у девочки с обертки шоколада «Аленка», носят обычно молодые девушки. Лучше всего так повязывать платок из тонких тканей весной или осенью — зимой будет прохладно, но от ветра голова будет спасена! Историки считают, что этот способ пришел из Германии, однако так «русифицировался», что теперь считается эталонно русским. В советские годы повязанный таким способом платок был, фактически, частью униформ работниц фабрик, колхозов и совхозов. Дело в том, что по технике безопасности волосы должны были быть убраны, а такой узел, к тому же, защищал шею от ветра. Кстати, именно к такому образу отлично подойдут любые прически с косами.

2. Концы назад

Этот способ, который в народе называют «внакидку», был популярен у жительниц городов еще в 17 веке. Платок набрасывается на голову, а концы не завязываются узлом, а просто скрещиваются и перебрасываются назад, чтобы зафиксировать головной убор.

3. Вокруг шеи

Раньше так носили платки замужние женщины, чтобы подчеркнуть свой статус. А вот сейчас это один из самых популярных способов в России носить платок зимой с классической шубой или дубленкой. Накидываем платок на голову, концы скрещиваем, обматываем вокруг шеи, завязываем и убираем под воротник.

Многие девушки носят так платок поверх обычной шерстяной шапки, чтобы было теплее и не продувало.

Этот способ ношения платка наиболее часто девушки выбирают и для походов в церковь, но не завязывают тугие узлы.

4. Узел наверх

Помните картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем»?

Обратите внимание, как повязан у этой русской красавицы платок — концы убраны в аккуратный узелок спереди и подняты наверх. И сам узелок выглядит, как лепестки цветов. Так на самом деле носили платки представительницы этого сословия, а потому такой способ и называется «по-купечески».

А сегодня этот головной убор дополнит образы в стиле «пин-ап» и «спорт-шик». Ну, или защитит голову от яркого солнца на природе.

5. Узел назад

Такой способ ношения платка считается традиционным для жительниц южных регионов России. Сегодня так удобно носить платки с высокими гладкими прическами.

Источник

История русского платка

История русского платка начинается с XII века. Головное полотенце, убрус, или полотно из куска ткани женщины набрасывали поверх головного убора. О русских платках и шалях знали даже за рубежом. Павлопосадский платок, например, стал обязательным элементом русского костюма. Он привлекает своей декоративностью, колористикой. Крупные цветы, растительные узоры, контрастный фон – как символ слияния человека с природой. Слава павлопосадских платков не меркнет до сих пор. А в Павлово-Посаде существует Музей истории русского платка и шали. Многие современные модельеры использовали тему павлопосадских платков в своих коллекциях. Андрей Шаров на неделе высокой моды в Москве (1999 год) в коллекции «Это все для тебя» представил юбки, брюки, корсеты, бейсболки и топы, «цветущие» павлопосадскими рисунками.

Каждый такой платок становился настоящим произведением искусства, и был не просто головным убором, а настоящим полотном художника, на котором расцветали невиданные узоры. Вот почему к середине XIX века платки производства Павловопосадской и Барановской мануфактур практически вытеснили из гардероба женщин другие головные уборы. Все, начиная от простых крестьянок, заканчивая царскими особами, стремились приобрести себе такое украшение.

Платок смело можно назвать наиболее устоявшимся элементом русского народного костюма, что в принципе вполне объяснимо, ведь платок универсален, он не только служил своей хозяйке в качестве головного убора, но и являлся главным украшением, способным дополнить не только праздничный, но и повседневный наряд.

Кстати сказать, вид платка , а также способ его ношения в то время не только создавал определенный образ, но и отражал строгие традиции того времени. Так, например, согласно обычаям, замужней русской женщине полагалось обязательно прятать волосы под головным убором, поверх которого надевался платок. Незамужние же барышни надевали платок непосредственно на голову. И конечно, чем больше был достаток семьи, тем богаче и ярче выглядели платки. Таким образом, платок был своего рода индикатором статуса женщины.

Читайте также:  Красивые платья 2021 года модами

Однако прошли века, и платки могли бы уступить место новым головным уборам, но разве могут такие шедевры как русские платки поддаться натиску моды и кануть в лету? Конечно, нет.Русские красавицы и в сегодняшние времена

любят украшать себя платками и выглядят при этом бесподобно и очень женственно. Заходите в мой магазин и подбирайте себе любимый платок..

Источник

«По-бабьи», «по-купечески» и «по-дворянски»: как русские женщины повязывали платок

Платки не выходят из моды, просто иногда оказываются на ее пике. Их надо уметь носить, это целая наука. В этой статье мы говорим не просто об аксессуарах и общих правилах модного этикета, а именно о русских платках: традициях и тенденциях, узорах и сезонах. Научим вас повязывать платок «по-бабьи», «по-купечески» и «по-дворянски».

Повод для гордости

Английские резиновые сапоги с павлопосадским принтом, каблуки в форме куполов, яркий цветастый или объемный пуховый платок на голове — так еще совсем недавно мода а-ля рус вернулась на подиумы. И не только на подиумы: в объективы модных фотографов, охотников за свежими образами, попали ньюйорские и лондонские модницы в оренбургских и павлопосадских платках. Подумайте сами: есть ли в России промысел, который бы приносил международные награды простым деревенским жителям? Который так массово подделывают вероятно китайские мануфактуры?

Выбираем платок

Кажется, еще со времен царя Гороха девушки носят павлопосадские платки. Они выглядят настолько исконно-русскими и самобытными, что их происхождение не вызывает сомнений! На самом деле эти яркие цветастые платки появились намного позже: на логотипе павлопосадской мануфактуры обозначен 1795 год. Именно тогда трудолюбивый крестьянин-предприниматель Иваном Лабзиным организовал маленькую платочную фабрику.

Белые ажурные «паутинки» оренбургского платка, которые умещаются в скорлупе гусиного яйца и проходят через обручальное кольцо, действительно восхищают. Впервые об этих изделиях узнали в конце XVII века, когда закрепившиеся на Урале русские, вступили в торговые отношения с местным населением. Но настоящую известность пуховязальный промысел получил в Лондоне после всемирной выставки в 1862 году: в знаменитом «хрустальном дворце» среди многих сотен экспонатов впервые были представлены оренбургские пуховые платки.

Павлопосадский платок . Для любительниц прыгать через костер и искать цветущие папоротники в ночь на Ивана-Купалу.

Оренбургский платок . Для тех, кто любит тепло укататься перед удалой прогулкой на Тройке и жечь Масленицу.

Традиции и тенденции

Женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой: семейное положение, сословие хозяйки, достаток семьи обо всем этом можно было узнать, только взглянув на платок.

Так, например, замужние крестьянки завязывали платок под подбородком, «по-бабьи» — концами назад, а дамы высшего света предпочитали воздушные платки-накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам.

Кстати, мода носить платки, завязав большой узел под подбородком, пришла в Россию из Германии в ХVІІІ веке., а образ «Алёнушки в платочке», завязанном таким образом, сформировался уже в XX веке.

Вообще платок, как ни странно, появляется в гардеробе русской женщины лишь в XVII веке. Предшественником его был убрус — полотняный для крестьянок, шелковый для знатных особ, кусок расшитой материи. Им покрывали голову, скалывая под подбородком.

Узоры и сезоны

«Русский платок» — это кропотливый труд талантливых художников, мастеров по ткацкому и красильному делу. В красочных композициях платков можно разглядеть традиции народного искусства: резные узоры наличников домов, вышивки на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон.

Среди простого сословия были популярны холщовые платки с тканым узором по краям, платки, обшитые кумачом и бархатом из шерсти, платки из набивного ситца.

Состоятельными дамами ценилось отсутствие изнаночной стороны(платки одинаково красивы с двух сторон), виртуозность выработки и дорогие материалы.

Изумительной тонкость работы, богатством орнамента и цветовых решений славились елисеевские шали и платки из Воронежской губернии. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков был Владимир.

Интересные факты

Выражение «опростоволоситься» имеет давние корние и обозначает: “опозориться, оказаться в невыгодном, неудобном положении”. Еще бы, ведь предстать женщине с неприбранными волосами перед кем-то посторонним считалось не вполне приличным, а сорвать убор с ее головы (оставить ее простоволой) было страшным оскорблением. На Руси уществовала традиция “развязывание ума», когда маленькой девочке дарили юбку и платок. Носить его до определенного возраста было не обязательно, но первый свой платочек из рук отца девочка уже получала.В старину платок был самым желанным подарком. Парень, ухаживающий за девушкой, муж-крестьянин, возвращающийся с городского базара, крестины, назначенные в дворянской семье — гостинец в виде платочка, был знаком любви, заботы, уважения.По старинному поверью свадебный платок обладал особой магической силой. Он состоял из двух цветов — красного (цвет мужчины) и белый (цвет женщины). Это сочетание означало брак.

Читайте также:  Живительный воздух эффективное платье

Источник

История русских платков

Русский народный платок — это произведение искусства, которое имеет богатую историю. Незамысловатый женский головной убор плотно вошел в обиход уже в конце XII века. За сотни лет он трансформировался, стал ярче, но уникальные узоры, орнаменты до сих пор волнуют модниц.

История русских платков — первые модели

Традиция покрывать волосы родилась давно. Прародитель современного шарфа — убрус или головное полотенце. Это кусок полотна, который надевали сверху основного головного убора замужние дамы. Его богато украшали вышивкой, укладывали вокруг головы, обвязывая мягкую шапочку. Концы завязывали узлом или крепили булавками. Разновидности:

  • Из белой, красной парчи или атласа — носили богатые женщины.
  • Белое или с вышивкой льняное полотно — вариант для обычных крестьянок.
  • Любая плотная ткань, чаще лен с декором крупной каймой.

Незамужние девушки надевали русский платок на голову, но без подбрусника, непосредственно на волосы.

Обязательный предмет

В XIX веке предмет женского гардероба распространился по всей территории государства, а слава о его великолепии дошла до Европы. Носили красивый, яркий аксессуар дамы всех возрастов — от маленьких девочек, до пожилых женщин. Трансформация стиля ношения:

  • Изначально повязывали поверх кички-шапочки.
  • Затем полотно завязывали на голову разными способами — узел назад, наверх.
  • Узел под подбородком — вариация, позаимствованная в немецкой культуре, очень быстро прижилась.

Национальный аксессуар стал не просто дополнением к гардеробу, а самостоятельным украшением, повседневным убором, торжественным нарядом. Огромное влияние на популярность аксессуара в русском народном стиле оказала православная вера, потому что женщинам полагалось покрывать волосы.

История русских платков и шалей — начало производства

До XIX века все аксессуары оставались безымянными, их изготавливали домашние мастера. Первый известный автор — Д. Родионов.

В начале столетия стали изготавливать первые шали. До нас дошли сведения о крепостных фабриках:

  • Помещицы Елисеевой (Воронеж).
  • Колокольцовские шали — помещик Д. Колокольцов (Воронеж).
  • Помещица Мерлина — изделия были популярны за счет высокого качества, долговечности.

Колыбель русских платков с узорами — Павловский Посад, который уже в середине XIX века процветал, производил уникальные модели со сложными орнаментами. Была создана фабрика по производству набивных моделей из шелка, других тканей.

В 1865 г. открыто производство аналогов из набивного ситца и шерсти. Только после начала применения анилиновых красителей (80-е годы XIX века) — рождается неповторимый образ Павловской «драгоценности». Теперь модели приобрели выразительные, яркие оттенки, которых было трудно добиться при помощи природных красителей.

Традиция моды

В XXI веке русские платки с узорами не утратили актуальность. Они пребывают на пике популярности. Секрет в неповторимых орнаментах, декорировании, которые с веками только совершенствуются:

  • Традиционный турецкий узор — это замысловатые «огурцы» и «бобы», которые обрамляют растительные формы в виде веток, листочков.
  • Цветочные мотивы — яркие картины завораживают разнообразием, уточненными формами и богатой палитрой полутонов.

В начале XX века образ роскошного Павловского «украшения» был полностью сформирован. На цветном полотне, чаще насыщенно кремовом, красном или черном, набивали узор, который включал:

  • Изображение цветов, собранных в большие букеты.
  • Гирлянды из более мелких цветов, разбросанных по полотну.
  • Растительный фон — орнамент в виде изгибающихся полосок, завитков, листиков.

Особенность — русские платки на голову украшались с учетом безупречного подбора оттенков, полутонов и декора.

Хотите удивлять и притягивать восхищенные взгляды? Достаточно заказать русские платки , которые до сих пор создаются с учетом традиций известных мастеров.

Источник