Меню

Платье древнего китая рисунки



Китайская национальная одежда: какая эпоха самая модная?

Китайская национальная одежда, как ничто другое, наиболее полно отображает многовековую историю страны. На первый взгляд, кажется, что фасоны, крой не меняются с течением времени. Но фактически, было много вариантов кроя, тканей, орнаментов.

Например, для каждого региона они свои. Более того, от эпохи к эпохе стандарты, правила оформления одежды менялись, и они регламентировались императорской династией. Впрочем, как и любые другие правила.

Да, несмотря на десятки видов одежды, существовали определенные стандарты – для простолюдинов, чиновников, воинов, ученых. История китайской одежды также увлекательна и многообразна, как история страны. Поэтому стоит изучить ее подробнее.

Китайская национальная одежда: история появления

Известная нам история Китая начинается еще в бронзовом веке. Это время первой императорской династии Ся 夏朝, которая отдельными учеными и исследователями считается только легендой. Конечно же, одежда существовала и ранее, но мало кому известно, какой она была. Знаем только то, что первые ткани появились при второй династии.

Справка:
Династия Ся 夏朝 – 2070 г. до н. э. — 1600 г. до н. э.

Известно, что тип тканей, крой и стандартный набор предметов одежды зависел от региона проживания. Ведь Китай – это большая территория, с большой разницей в климате от региона к региону.

Например, на северо-востоке, северо-западе Китая, во Внутренней Монголии климат суровый. Поэтому люди там носили длинные халаты из плотных тканей. Была распространена одежда из рыбьей кожи (в приморских регионах или в районах около крупных рек, озер, где процветало рыболовство). Также одежду шили из луба, меха. В центральных и южных регионах теплее, поэтому здесь были распространены халаты из легкой пеньковой, конопляной или хлопковой ткани. Шелк же был доступен только знати.

Что касается декора, то на него оказывали влияние религиозные представления народности и ее предания. Например, для женской одежды народов цзинпо 景颇族, характерны украшения из дутого серебра, которые имитируют чешую дракона.

Истоки этого – в легенде о том, что прародительницей народности была женщина-дракон. В орнаментах и узорах народности мяо 苗族 легко угадать горные дороги – так из поколения в поколение передавались предания о глобальном переселении предков мяо. Развитие китайской одежды неразрывно связана с развитием, историей страны, ее отдельных провинций и народностей. Но, как уже было сказано выше, всегда существовали определенные стандарты и традиции облачения.

Традиционная одежда китайская мужская

Мужская китайская национальная одежда состоит из нескольких предметов:

  • Халат. Он покрывал всю фигуру, был длиной до щиколоток. Это тип верхней одежды, с цельнокроеными рукавами. Полы халата имеют разную конфигурацию (зависит от эпохи, статуса владельца). Но во всех халатах (как и в другой одежде с запа́хом) верхней полой была левая. Правая верхняя пола была только для погребальных комплектов или евнухов.
  • Куртка. Ее носили с юбкой или поверх халата. Куртка имеет большой запа́х и застежку под правой рукой. Использовались текстильные пуговицы – из шнура, завязанного узлом «обезьяний кулак». Также использовались медные пуговицы. Если же куртка была без пуговиц, применялись завязки.
  • Юбка или шан. Своеобразная юбка с запа́хом, которая закреплялась на талии завязками. На пояс вешали разные нужные предметы – нож, письменные принадлежности, печатку, прочее.
  • Тканый пояс или широкая лента, охватывающая талию.
  • Штаны (сяоику 下衣裤) – простого широкого кроя, без застежки, с низким шагом. У знатных людей штаны считались неприличной частью туалета, поэтому должны были полностью скрываться запашной юбкой или халатом.
  • Головной убор. Это могла быть шляпа из соломы, тростника или коры, конической формы. Также изготавливали легкие шапочки из шелка. Для торжественных случаев были головные уборы, по форме напоминающие крыши пагод (именно они фигурируют в исторических фильмах).
  • Также традиционная одежда китайская мужская, подразумевает ношение повязок, тюрбанов, колпаков из войлока. В любом случае голова совершеннолетнего мужчины должна была быть покрыта. Исключение – монахи.

Что касается обуви, то она тоже была разнообразна. Деревянные сандалии с матерчатыми или кожаными ремешками, сапоги из кожи или ткани, соломенные или плетеные туфли – для каждого региона и периода характерна своя обувь.

Китайская национальная одежда: от эпохи к эпохе

Китайская национальная одежда: династия Цинь – династия Сун

Эпохи в истории Китая привязаны к правящим династиям. Всего их было 13, и каждая оставила свой след не только в экономике, политике, но и культуре.

Если говорить о едином стиле костюмов, то он появился при династии Цинь秦朝 (четвертая династия, пришедшая на смену Чжоу 周朝). Так как смена власти произошла военным путем, усилия нового императора были направлены на победу над всем наследием предыдущих правителей. Это касалось даже цветов – если Чжоу предпочитали красный цвет огня, что Цинь выбрали противоположный – синий, цвет воды, которая потушила огонь.

Следующей династией была Хань 汉朝 – она оставила один из самых глубоких следов в культуре. На смену Хань пришла династия Цзинь 晋朝, которая снова вернулся красный цвет, но его носили правители. А в повседневности главенствовал фиолетовый оттенок. Обычные граждане носили белое.

Затем воцарилась династия Тан 唐朝. Период ее правления известен, как эпоха процветания. На смену Тан пришла династия Сун 宋朝. В эпоху ее правления возникло разделение одежды на три типа:

  1. Для императрицы, наложниц благородного происхождения и жен правительственных чиновников.
  2. Для обычных людей – формальный стиль.
  3. Повседневная.
Читайте также:  Юбка для платья пошить

В эту эпоху даже простолюдины одевались со вкусом, а одежда высокопоставленных чиновников и членов династии была чрезвычайно роскошной. Именно тогда, прически стали самыми затейливыми, а ткани – изящными.

Цинь 秦朝 – 246-207 гг. до н. э.

Хань 汉朝 – 206 гг. до н.э. — 220 гг. н.э.

Цзинь 晋朝 – 265-420 гг.

династия Тан 唐朝 – 618—907 гг. династия Сун 宋朝 – 960-1127 гг.

Китайская национальная одежда: династия Юань – династия Цин

Следующий период, оставившая след в китайской моде – эпоха династии Юань 元朝. В отличие от предыдущих, она была монгольской. Монголы ввели в обиход длинный кожаный халат без рукавов, который тоже носили все классы. Но одежда женщин-аристократок отличалась. Верхняя одежда была кожаная и меховая. Платья были длинные, со шлейфом, широкими рукавами и узкими манжетами, их шили из дорогой ткани – шелка, парчи.

Затем настало время династии Мин 明朝. При ней в женскую моду вошли юбки в складку из разноцветного атласа, с золотой вышивкой. Но были и юбки, сшитые из цельного куска атласа. Также в моду вошли узкие рукава и верхняя одежда с тремя воротниками. Женщины в то время носили особо красивый вид накидки, которую называли «облачная розовая накидка».

Мужская одежда состояла из штанов, куртки с круглым воротником и квадратными рукавами, свисающий черный пояс, черной накидки или широкого халата. Чиновники носили атласные длинные халаты с длинными широкими рукавами, которые спускались ниже рук.

Последняя императорская династия – Цин 清朝 – привнесла в моду маньчжурский стиль. Короткий узкий рукав, строго прямой крой, большой воротник – все это характерные черты данного стиля. Как и застежки-украшения, расположенные с правой стороны, обильная вышивка верхней одежды.

Женская одежда состояла из длинного халата с двумя разрезами и высоким воротником, короткой рубахи и штанов под ним. Все это украшалось вышивкой, инкрустацией. Стоит учитывать, что в каждую эпоху одежда разделялась на повседневную и обрядовую. И не только у аристократов, но и у среднего класса, крестьян, военных и иных сословий.

Юань 元朝 – 1280-1367 гг.

Мин 明朝 – 1368—1644 гг.

династия Цин 清朝 – 1644—1911 гг.

Традиционная одежда китайская женская

Во все эпохи крой и «состав» женской одежды был подобен мужскому. То есть, женщины носили халаты, кофты. Под халатом была юбка. Носили и широкие штаны, скрытые под юбкой. Что отличало женские костюмы – красота отделки. Это была вышивка – вышивали цветы, причем, каждый цветок олицетворял одно из времен года. Хризантемы означали осень, нарцисс и цветы сливы – зиму, пион – весну, а лотос – лето.

Также вышивали бабочек, уточек-мандаринок, которые олицетворяли семейное счастье. Была распространена и сюжетная вышивка – это могли быть иллюстрации к знаменитым произведениям, исторические или бытовые сцены. Как правило, все узоры заключались в круги ту-ань 图案.

Естественно, одежда аристократок отличалась от одежды простолюдинок, но – цветом, роскошью отделки, стоимостью тканей. Крой и общие принципы оставались теми же. Также, традиционная одежда китайская женская аристократических сословий, подразумевала отсутствие верхней одежды, так как предполагалось, что такие женщины не выходят из дома.

И если вспомнить «лотосовую ножку», это вполне объяснимо. Да и обувь аристократок не предполагала удобной ходьбы. Кроме того, образ аристократки дополняла сложная прическа с массой украшений, длинные ногти, на которые даже надевались серебряные футляры – такие можно увидеть и сегодня, в китайском танце «Тысячи рук», некоторых театральных постановок.

Китайская национальная одежда: эпоха Тан – расцвет Китая

Период правления династии Тан 唐朝считается «Золотым веком». Экономическое процветание, развитие науки, искусств, технологий, мир между землями – все это повлияло и на стиль одежды. Он стал более изящным, благородным, изысканным. В почете были тонкие яркие ткани.

Женская одежда представляла собой либо блузу с короткими рукавами и юбку, либо рубашку с длинными широкими рукавами, юбку и накидку. Волосы собирали в высокий пучок, который облегчал ношение соломенной или бамбуковой шляпы. Обувь плелась из соломы и пеньки или шилась из шелка, украшалась орнаментом.

При династии Тан в обиход вошли широкие мужские пояса, на которых носили разные предметы и украшения, но это строго регламентировалось правилами. Например, чиновник первого (низшего) разряда мог носить меч и нож, чиновник седьмого ранга мог носить серебряный пояс, а простолюдину позволялось иметь на поясе только небольшой нож из железа или бронзы. Это было удобно – достаточно взглянуть на пояс, чтобы понять, кто перед тобой. Нарушение же регламента каралось.

Китайская национальная одежда: эпоха Хань – развитие Китая

К особенностям стиля эпохи Хань 汉代 относят:

  • Красный цвет одежды;
  • Шляпы, напоминающие цикаду;
  • Вырезы в форме угла;
  • Рукава квадратной формы;
  • Нефритовые подвески в качестве украшений;
  • Красную обувь.

Основной моделью одежды выступало верхнее платье без подкладки. При этом облачение императора было черным, а жрецы во время проведения обрядов, надевали облачение с красной каймой.

В эпоху Хань красный цвет играл главную роль, он считался цветом почтения и показывал «достоинство огня» этой династии. Но во втором периоде династии к нему присоединился белый – на подкладке халатов для проведения обрядов.

Читайте также:  Как сшить русское народное платье для кукол

Также цвет одежды жрецов зависел от сезона – ранней весной главенствовал серый и зеленый, ранним летом – красный, осенью – желтый, зимой – черный цвет.

Если говорить о крое и других особенностях стиля для обычных жителей, то многое было унаследовано от предыдущей династии, Цинь. Например, разнообразные шляпы, которые отличались по форме, каждой профессии и статусу соответствовала своя шляпа. Женщины носили длинные юбки, короткие кофты и декоративные пояса. Мужчины носили кожаные штаны с короткой тканевой юбкой и короткой курткой.

Национальный костюм эпохи Шан 商朝

Большое внимание уделялось соответствию материалов костюмов сословию людей, их носивших. В то время мастера уже умели изготавливать тончайший шелк и парчу, наносить на ткани и выплетать из них сложные узоры и прочее. Для простого люда было характерно ношение одежд из неокрашенной конопли, толстой шерсти и грубого полотна, а для горожан и знати – из шелка, тонкой конопли, кожи и выделанных шкур.

Основой костюма были рубахи с воротником, запахом и узкими рукавами. Края ворота и манжет украшались тесьмой, талия стягивалась широким поясом с кожаными ножнами. Низ костюма состоял из юбки чан – длинной и узкой юбки до пят. В эту эпоху уже было разделение одежды на верхнюю и нижнюю, допускалось ношение брюк.

Особое внимание уделялось украшениям и головным уборам, указывающим на статус владельца. Заколки, ожерелья, серьги и украшения для рук изготавливались из кости, металлов, нефрита, драгоценных камней. Головные уборы были как небольшими круглыми, так и высокими, сложными, украшенными драгоценностями (у рабовладельцев и аристократов).

Национальный костюм эпохи Чжоу 周朝

Правила этикета ношения одежды ужесточались: облачение должно было соответствовать всем принятым нормам, являясь символом положения в обществе. Основными отличиями выступали ширина рукавов, длина юбки и украшения ткани. Различия в материалах и цветах также сохранялись. В зависимости от чина, люди могли носить одежды определенного цвета:

  • Императорская семья – желтый;
  • Воины – белый и красный;
  • Молодые воины – голубой;
  • Сановники – коричневый.

Основными предметами гардероба были короткие кофты с длинными юбками в пол, начинавшиеся над грудью (отдельные виды с приталивающим полотном-поясом), длинные кофты до поясницы с широкими или узкими юбками. Верхние кофты могли быть разного кроя, в зависимости от статуса и положения владельца.

Также известны длинные рубахи или майки-халаты с длинными узкими рукавами под названием «Пао» 袍. Для защиты от холода надевали шубы из козьего, обезьяньего, собачьего, соболиного или лисьего меха, а также шелковые расшитые халаты. На основе пао 袍 были созданы широкие платья, скрывавшие фигуру и оставляющие видимыми лишь ладони, голову и носы обуви. Современные китайские узкие платья с боковыми вырезами, открытыми руками и украшениями – прямые потомки именно этих моделей одежды.

Национальный костюм эпохи Цинь 清朝

Благодаря проведенным реформам было упразднено значительное количество традиций в ношении одежд, что привело к сокращению носимых нарядов до повседневных и праздничных.

Наплечные виды одежд были распашными – кофты, халаты, однобортными или двубортными. Отличительной особенностью выступали разрезы на подоле: по бокам, спереди и сзади, или же со всех сторон сразу.

Манчжурские костюмы данной эпохи отличались деталями: отсутствием фалд, наличием манжет, ассиметричного покроя со шнуровыми пуговицами. Отдельно можно отметить головные уборы с заостренным верхом, шариками-навершиями и обувь с загнутыми кверху носами. Для женщин отличием в платьях стало создание более узкого силуэта с приталиванием и сборкой в нижней части одеяния. Широкое распространение получили безрукавки.

Китайская национальная одежда XX века

В начале ХХ века наибольшую популярность обрели китайские френчи и брюки. Это вполне закономерный переход от классических национальных одеяний из штанов и рубах (все тех же однобортных или двубортных, с запахом и классической застежкой). Женское платье, тем временем, принимало все более современный вид за счет укорочения рукавов и длины подола, а также изменения силуэта. Все одежды продолжались шиться из традиционных материалов, с использованием национальных узоров и цветов. И лишь ближе к середине ХХ века жители Китая стали перенимать моду европейцев.

Тем не менее, торжества и праздники по-прежнему проводятся в национальных традиционных костюмах, как дань уважения к культуре и истории страны.

Подведем итог

Китайская история насчитывает больше 5000 лет. За это время сменилось 13 правящих династий, каждая из которых внесла вклад в развитие страны. Разные периоды были наполнены расцветами и упадками, развитием и междоусобными войнами, объединениями земель и их распадом. Каждая эпоха оставила свой след в культуре, в том числе, и в моде. Но наибольшие требования предъявлялись к парадным одеяниям. Это и понятно – в Китае цвет, форма, отделка и даже аксессуары всегда были глубоко символичны, отражали не только вкусы, но и мировоззрение, религиозные взгляды, даже политическую обстановку.

Профессиональный переводчик с китайского (2013-2021)
Обучение китайскому с нуля.
Основатель проекта ichinese8.ru

Моя специализация:
1) перевод технических документов;
2) перевод юридических документов;
3) перевод сайтов и локализация;
4) перевод финансовых документов;
5) перевод маркетинговых материалов.

Источник

Китайский национальный костюм

Особенностью каждого народа является традиционная одежда. Китай – одна из стран, с самым богатым, неординарным и колоритным национальным костюмом. Несмотря на то, что сейчас такой костюм вряд ли можно встретить в повседневной жизни, многие дизайнеры до сих пор прибегают к историческим элементам в одежде и пробуждают сказку к жизни.

Читайте также:  Галия лахав свадебные платья

История китайского костюма

История возникновения традиционного костюма Китая берет свое начало с XVII-XVIII веков. До того периода не было единого образа в одежде, только разномастные одеяния и дополнения.

Внешний вид жителя Китая зависел, прежде всего, от той династии, которая правила страной и диктовала свои условия. Каждая правящая семья вносила свои коррективы в фасон. В целом сама одежда оставалась привлекательной и яркой.

  • Одеяние династии Цинь и Хань характеризовал консерватизм.
  • В период династии Хань появился характерный китайский костюм «ханьфу» в качестве символа одежды аристократии.
  • Династии Тан, наоборот, характерна излишняя роскошность.
  • Костюм династии Мин и Сну отличался утонченностью и элегантностью.
  • При эпохе Цинь одежда была замысловатой и сказочной.
  • При династии Чжоу был строгий иерархический порядок, и одежда обозначала принадлежность человека к определенному сословию. Цвета также служили маркировкой: императорская семья – желтый, воины – белый и красный, служащие – коричневый.

В начале XX века произошли реформы, ознаменованные завершением правления династий. После Синьхайской революции население Китая стало отдавать предпочтение европейскому стилю, вместо традиционной одежды.

Традиционная одежда Китая

Исторически традиционный костюм состоял из длинного халата или рубашки с прямыми руками большой ширины. Под низ надевали широкие штаны или юбку, при этом половая принадлежность не имела значения.

Общий принцип пошива одежды был стандартным по всему Китаю, с учетом небольших различий в фурнитуре, узорах и украшениях. Необходимо отметить, что богатое сословие носило одежды из дорогого и качественного материала, в то время как бедная часть населения незамысловатые и непретенциозные костюмы.

Китайский национальный костюм женский

Платья имели свои отличия по знатному происхождению девушки.

Девушки умеренного состояния носили вещи из хлопчатобумажной ткани. Богатые женщины носили шелковые и дорогие платья с добавлением драгоценностей.

Национальное женское платье называется «ципао». Родина ципао – провинция Маньчжури.

Особенность платья заключается в облегающем фасоне и глубоких боковых разрезах. Верх платья заканчивается глухим воротом-стойкой. Покрой строгий и изящный. Изначально платье походило больше на балахон. Со временем платье стало сочетать в себе традиционные китайские и современные европейские элементы.

Другое традиционное платье «ченсам», наоборот, является просторным, скрывая фигуру девушки. На виду остаются руки, голова и ступни.

Чаще всего ципао шьют из натурального шелка, благодаря чему одежда не теряет своей формы и не растягивается.

Еще один традиционный элемент – юбка или плахта. Ранее такую юбку носили состоятельные женщины. Со временем плахта стала частью только торжественного костюма. Мужская плахта называется «шан». Юбка была простого прямого кроя, верх заканчивался поясом. Цвет ткани – красный или желтый.

Женские жакеты отличались простым кроем и прямыми рукавами. Воротник шел в виде стойки или вообще отсутствовал. Жакеты шили из тонкого и легкого материала, под низ подшивали подкладку.

Китайский национальный костюм мужской

Образ состоял из длинной рубашки и брюк «ку». Эти брюки служили нижней одеждой и были свободного кроя из простых материалов. Сверху шли вторые штаны, прикрепленные к поясу – «таоку». Цветовая гамма неяркая. Штаны мужчины всегда носили на талии. У простого населения длина штанов могла едва достигать колен.

«Танчжуан» – название традиционной рубашки мужчин. Три особенности одежды: стоящий воротник, однотонный или яркий цвет, застежки. Часто доминировали красные оттенки, как символ храбрости и мужественности. Летний вариант был просторным, полы рубашки шли сверху брюк.

Поверх накидывали длинный халат, с разрезами на уровне колен. Рукава были длинными и широкими. К демисезонному костюму добавлялась утепленная безрукавка или куртка. Зимняя куртка шла на ватной подкладке. Общий принцип кроя оставался без изменений.

К праздничному образу присоединялась короткая куртка. Она дополнялась длинным прямым разрезом спереди и короткими – по бокам, украшалась пуговицами.

Традиционные головные уборы

Мужчина должен был носить головной убор постоянно. До 20 лет молодой человек носил шапку-колпачку, затем уборы взрослого поколения – «гуаньли». Если мужчина происходил из знатного рода, то колпак украшали драгоценными камнями.

Простое население носило конусообразные шляпы, материалом которых мог служить тростник, рисовая солома или камыш. Зимой носили колпаки из войлока.

У женщин был свадебный убор на голове – «фэнгуань». Это сложно устроенный аксессуар, украшенный золотом и разными драгоценностями.

Головной национальный убор императора представлял собой многоуровневую сложную конструкцию под названием «мянь». Каждая деталь заключала в себе особый символ.

Современная китайская одежда

Простота и элегантность характеризуют одежду кэжуал. Качество определяется на уровне правительства, поэтому вся одежда изготавливается из качественного материала.

Многие модельеры берут за основу своих коллекций традиционные элементы китайской одежды. Особенно популярны простые рубахи у мужчин. Девушки отдают предпочтение ципао. Сейчас ципао существуют в разных фасонах и длине – от короткого до длинного. Из национальных элементов остались только боковые разрезы и высокий воротник. Ципао носят самостоятельно или под брюки. Подходит для повседневного стиля и парадного выхода. Еще один популярный элемент – пиджак или жакет. Не имеет половой принадлежности. Характерно оформление застежки в виде воздушных петель.

На сегодняшний день существует множество расцветок и моделей. Объединяет их элегантность в образе и простота в крое.

Источник