Меню

Платье для шааби балади



LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • ТАНЦКЛАСС (420)
  • ТРАЙБЛ (191)
  • танцевальные хроники с занятий (176)
  • танец живота (70)
  • Личное (269)
  • Найденные сокровища: цитаты, наблюдения (268)
  • размышлялки (239)
  • разное (222)
  • События (201)
  • психология, психоанализ, психотерапия (151)
  • Видео (109)
  • мужское и женское (97)
  • волшебная кладовка: (86)
  • астрология (11)
  • трансерфинг (8)
  • ТАРО (3)
  • Хиромантия (3)
  • Фото (64)
  • сундук Марьи-искуссницы (55)
  • рукоделие моё (5)
  • Юмор (44)
  • традиции предков (28)
  • Музыка (16)
  • скатерть-самобранка (15)
  • диалоги в лифте между мирами (7)
  • йога (7)
  • магическое пульсирование (1)

Музыка

Я — фотограф

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Невена Богачева про конкурсы, шааби, балади, костюмы

Пятница, 10 Февраля 2012 г. 10:11 + в цитатник

Невене я склона верить. Она жила в Египте несколько лет и в такой махровой «арабичной» обстановке, что нам никому и не снилось. Она изучает культуру, традиции, религию, сравнивает.

И при этом она не позиционирует себя как танцора, она преподаватель, учитель.

Круг её интересов разнообразен и разносторонен. Только из того, что называла она сама: астрология, кастанедовские учения, трансерфинг, история и религия, психология, психотерапия, восточный танец и, уверена, ещё бездна неизвестного нам. Это всё даёт ей то бесценное качество, которое называется ЗНАНИЕ предмета с разных сторон.

Интересы созвучны моим, может поэтому я так хорошо чувствую и понимаю Невену.

Так вот, после столь горячего признания в своих пламенных чувствах к Невене, перехожу к главному ))

К танцевальным конкурсам и всему тому, что там несуразного бывает.

Невена написала в обсуждениях:

» давайте поговорим про конкурсы. вот,девочка на фейсбуке спрашивает коллег:

» Хочу спросить у знатоков. Оставьте свои комментарии пожалуйста. Это так. для беледи костюм может быть более эстрадным,стилизованным,т.е. максимально походить на костюм для классики (иногда даже беледи и танцуется именно в костюме для классики),можно использовать блестящие ткани,придерживаться гламурной темы в костюме,использовать много камней,украшений,делать вырез глубокий на груди(открывающий лиф) и т.д. ну а для шааби желательно использовать более фольклорный вариант костюма,т.е. просту галабею,без излишеств (обычно она белого цвета из обычной ткани без всяких наворотов) с использованием вышивки с истинно фольклорными орнаментами,меньше камней и ращличных броских украшений — всего должно быть по-минимуму. тут главный девиз — простота!»

Невена отвечает:
«» мое мнение такое: сейчас как раз РАНДА И ДИНА, как и КАМЕЛИЯ с неоднозначной ДАЛИЛОЙ — примеры. Но,знаете , чего? ОНИ — примеры того, КАК СИЛЬНО изменился взгляд на сценический вариант костюма за последние 5 лет. Я все время сужу соревнования- и в Украине, и в Россиии.Из опыта моего и моих коллег: Давайте со второй части вашего вопроса — про шааби. Шааби уже давно не такое — как мы привыкли представлять.Шааби- это НЕ ФОЛЬК В СМЫСЛЕ ЧИСТОГО НАРОДНОГО ТАНЦА. Шааби- это городская культура, это URBAN FOLK. Любая городская танцевальная культура — это культура кафе, улиц, клубов, вечеринок. Иначе- где бы ей развиваться? А РАЗ ТАК,ТО ЭТО ЗНАЧИТ, что ЕДИНСТВЕННО ПРАВИЛЬНЫМ костюмом для шааби УЖЕ ПЕРЕСТАЛА БЫТЬ ИСКЛюЧИТЕЛЬНО ГАЛАБЕЯ. Улица и ночной клуб — требуют простоты, яркости и удоства. Уже давно мы используем в шааби- рваные джинсы, расшитые лифы и рубашки,повязанные сверху. Я — за еще более ПРИБЛИЖЕННЫЙ К ГОРОДСКОЙ МОДЕ ВАРИАНТ — но это отдельный разговор, танцевальная общественность еще не всполне готова это воспринимать. ТЕПЕРЬ БАЛАДИ. Вы сами знаете — что это уже настоящий ФОЛЬК ФОЛЬК)). Как раз СЮДА и хороша простая белая галабея без излишеств — и пример вам- Айда Нур, многократно эту тему с успехом эксплуатировавшая)).Все гламурные штуки в балади сразу говорят нам о СМЕНЕ СТИЛЯ: закрытое гламурное платье будет уже поводом думать о БАЛАДИ РАКС , А НЕ О балади как о настоящем искусстве древнего танца. Их можно отличить по музыке. Балади ракс всегда похоже на то, что пишет Марио Кирлис, а балади фольк всегда будет более теплым, а не электронно сыгранным, с циататми старых музыкальных тем, с сочной таблой, часто — с хорошим,настоящим — балади голосом.

Но — сказать еще больше: шааби и балади, как и примкнувший к ним саиди — ВЗАИМОПРОНИКАЮТ ДРУГ В ДРУГА.Чистоты стиля остается все меньше — хотя бы потому ,что сами египтяне о нем мало заботятся. Клубная культура модернового общества вытесняет громоздкие костюмы и миксует шааби с шагами из халиги и нубии, и даже из ираки. Балади переключается на саиди и обратно. То же в костюме- нет пафоса. Должна быть идея и четкое понимание- ЗАЧЕМ вы это делаете и что хотите сказать. и обязательно — В КАКУЮ МУЗЫКУ.и там и там- необходима ИДЕЯ. Если вы просто купили постановку и просто подбираете костюм- эти действия обречены на неудачу. выигрывает не тот, кто четко гламурный в концерте, а скромный в конкурсе. Выигрывает тот, у кого в основе ТАНЦА И КОСТЮМА С МУЗЫКОЙ — ЛЕЖИТ СВОЯ ИСТОРИЯ И ИДЕЯ. А идея — если она оригинальна и не банальна — всегда будет оценена судьями. «»

Источник

Платье для шааби балади

Итак, шааби — это музыка и голос простого трудящегося народа. Большинство из этих людей выходцы из сельской местности в первом и втором поколениях. Поэтому на музыку шааби огромное влияние оказла деревенская фольклорная музыка (балади) на традиционных инструментах. Городская среда изменила ее соединив с городской классической музыкой на современных западных инструментах. Музыка шааби лучше отражает египетский народ и культуру, чем модернизированная прозападная музыка и музыка элиты общества (последняя, по мнению некоторых исследователей, находилась под влиянием русских и европейский авторов).
Песню шааби можно узнать по характерному звучанию голоса — едкому, скрипучему, грубому. Постановка голоса непрофессиональная, что естественно, так как на певцов шааби не учатся, ими рождаются. Исполнение очень эмоциональное, почти до слез.

Многие песни начинаются с мауаля — вокальной импровизации без сопровождения ритма, хотя может подхватываться традиционным найем (арабо-иранская продольная флейта) или аккордеоном, саксофоном, синтезатором. Она может быть о любви, но часто выражает презрительное отношение к правительству, коррупции, или может быть о различных социальных проблемах. Мауаль рассказывает о верованиях и чувствах певца, устанавливает эмоциональную почву для песни. Признанными звездами мауаля считаются Ахмед Адавейя, Хасан аль Асмар и Шаабан. Многие из их импровизаций становились самостоятельными песнями.
После мауаля табла (барабан) начинает играть быстрый оптимистичный ритм, например, максум или саиди. За ним начинается сама песня, которая может оказаться очень короткой (даже короче мауаля) и может содержать много тем. Тексты песен, как правило, простые, содержат сленг или разговорную речь улиц, юмор, непочтительность и много жалоб на разные вещи. Например, речь может идти об алкоголе и наркотиках, нищете, работе и деньгах, любви и браке, еде (которая обычно используется как метафора для секса), безнадежности жизни и о жизни в целом. В песнях часто используются метафоры, чтобы скрыть истинный смысл послания. Экономическая нестабильность в стране вызывает еще большую депрессию, и во многих песнях народ обращается к высшей власти.

Песни шааби — своего рода движение сопротивления и часто подвергаются цензуре в государственных СМИ. Песни производятся кустарно, передаются от человека к человеку, к водителям такси и микроавтобусов, и так к общественности. Некоторые звезды шааби не возражают против пиратского копирования, потому что так они зарабатывают популярность, а деньги зарабатывают в переполненных концертных залах.
Многие авторы и исполнители шааби прозябают в неизвестности, утешая себя лишь тем, что несут высокую нравственную миссию. Но есть и такие, которые добились культового статуса. Люди слушают их диски, крутят кассеты в такси и автобусах, на уличных свадьбах, знают тексты песен наизусть.
Некоторые певцы считают себя последователями более ранних исполнителей эстрадной песни, таких как Сайед Дарвиш (великий певец и композитор начала 20 века). Дарвиш пел для всех слоев общества — богатых и бедных. У него были песни о наркотиках, которые он высмеивал, хотя, в целом, не осуждал их употребление.

Первым певцом шааби, получившим признание и любовь народа, стал Ахмед Адавэйя. Его называют «крестным отцом» музыки Шааби, а его творчество стало эталоном для многих других.
Он родился в середине 1940-х годов в приличной семье из рабочего класса (шааби) на окраине района Маади, в южной части Каира. Со временем он переехал на улицу Мохамед Али (также известной как Shariaa Аль Фэнн — улица художников). Сначала он работал официантом в кафе, но затем решил, что этот труд не для него. Так он стал петь народные песни и мауали.
С 14 лет он пел на религиозных праздниках, а к концу 1960-х годов уже выступал на высококлассных, дорогих свадьбах и в гостиницах. В начале 1970-х он регулярно работал в клубах на Шариа Аль Харам («путь к пирамидам»).
Ахмед Адавейя быстро обрел популярность. Имея народные корни, он писал и пел песни близкие и понятные простому народу. Яркие мауали, сатирические тексты, прокуренный голос и сочетание современных и традиционных инструментов — все это звучало по-новому и стало ключом к успеху.
В целом он отличался образом жизни и общей резкостью. Пение, да еще таких сомнительных песен, да к тому же в окружении девушек-танцовщиц было слишком неприличным в середине 20 века. И хотя даже семья от него отказалась (со слов Т.П.Дорош), он считал что такова его судьба и только так он чувствует себя счастливым.
(видео и музыку Ахмеда Адавейя можно найти на его канале youtube)
Другие известные представители музыки шааби: Абдель Басет-Хамуда, Шаабан Абдурахим, Хассан Ласмар,признанные звезды мауаля . Многие из их импровизаций становились самостоятельными песнями.
Более современные исполнители: Хаким и Саад. Кое-где их критикуют, а песни подвергают цензуре. Однако, не так давно общественность по-новому посмотрела на их творчество. Они влились в общемировую тенденцию популярной молодежной музыки, такой как регги или хип-хоп.
В музыке шааби неслучайно проскальзывает религиозная тема.
В 1980-х годах особенно были популярны «madih nabawi» — религиозный жанр, восхваляющий пророка. Музыкальное сопровождение использовалось в качестве фона, на котором певец показывал свою виртуозность. Благодаря этому жанру немало религиозных певцов стали популярными.
Махмуд аль-Лейти, певец шааби, объединяет религиозную традицию пения и романтику, индийскую музыку и алжирскую музыку рай. Так он пытается привлечь молодежь к учению «суффийской любви». Однако, некоторые его коллеги по музыкальному цеху насмехаются над этим, утверждая, что популярные и религиозные песни — это несовместимые вещи.

Современные музыканты шааби часто называют себя ди-джеями, например, DJ Mulid и DJ Sufi. Они делают танцевальные ремиксы для молодежи и часто берутся за песни соответствующие консервативному духу времени. Тематика песен: о любви, деньгах и об отсутствии того и другого, о социальной несправедливости и нищете, об алкоголе и наркотиках. Такая музыка состоит из без конечных повторов заклинаний и обращений к всевышнему, и может вводить в состояние транса. Сами ди-джеи пользуются спросом как на религиозных праздниках, так и на городских свадьбах, где полно молодых людей любящих потанцевать.

Читайте также:  Дневники вампира елена свадебном платье

Некоторые музыканты шааби, например Насер Сакр, делают ремиксы на старые песни таких икон египетской сцены как Умм Кальсум. Так они стремятся приблизить эти старые классические песни к современному слушателю. Правда, их тоже критикуют люди, считающие, что классику надо слушать в оригинале.
Помимо шааби, существует еще одно танцевальное и музыкальное направление — шиша. Скажем так, это шааби, в котором присутствует тема наркотического или алкогольного опьянения, ведь шиша по-арабски — «гашиш». Музыка для шиша отличается большей «кислотностью», а в танце может использоваться кальян как аксессуар.

Так на рубеже 20-го века улица Мухаммеда Али была главным Shaabi центром для всех городских baladi артистов — артистов, которые имели свои корни в деревне. Сегодня благодаря или нет строительству элитного жилья и процессу возрождения исторической части Каира и экономической необходимости переместить окраины Каира, такие улицы, как Фейсал и Дорога Пирамид (на юго-запад по направлению к пирамидам Гизы), в новый главный Шааби центр балади артистов – музыкантов и певцов – интернет. Шааби окрестности теперь связаны — почти как в виртуальном Шааби центре.

Можно различить и несколько вариантов стиля соответственно: более старый народный танец и городской шааби — уличный современный стиль, который очень популярен сегодня в Египте. Его всё чаще можно увидеть в клубах, а туда как известно в галабеях не ходят.Шааби — это состояние души и разума. Дух шааби это дискотека в 5 часов утра. Вы танцуете на танцплощадке «для себя». Вам весело, но вы танцевали всю ночь, курили «шишу» (кальян), может быть слегка выпили тонизирующего, т.е. вы расслаблены и слегка ленивы. Вам наплевать что вокруг. Главное, что вам хорошо! И в этом смысл! На дискотеке нет искусства или игры на зрителя. В шааби хорошо ВАМ! На каком-то куплете вы подходите к столику с друзьями и общаетесь с ними, потом опять танцуете, смеётесь, короче отрываетесь.
В шааби вы общаетесь с окружающими, обсуждаете песню, но не делаете сурдоперевод. Во-вторых, шааби можно сделать из всего. Главное, чтобы в вас было что-то «крэйзи», т.е. это дух сумасшествия. Если вы оденете галабею и подберёте пошленькую песню с хриплым голосом — это ещё не будет шааби. А вот любая попса с бешеной энергетикой и «расколбасом» — это уже ближе.
можно сравнить этот стиль с хип-хопом. Хип-хоп — танец улиц. Так же и шааби — дискотека, улица, а не балет или театр.
«Не надо Ракс Шарки. Надо крэйзи. Надо расслабиться и получать удовольствие.» Не важно в чём вы одеты. Разве вы переодеваетесь на вечеринке или на дискотеке? Танцуете в чём одеты. Хотите шааби, как в Египте — оденьтесь, как простая молодая девчонка. Джинсы, растянутая рубашка, солнечные очки… Но помните — одежда вообще не важна.

Сценический же костюм поставлен в жёсткие конкурсные рамки и предполагает различные варианты и интерпретации фольклорной галабеи (белого цвета). Шааби танцуют с покрытой головой босиком, платье поддерживает кушак.
Итак, более старый народный шааби ( Old shaabi) исполняют под старый арабский шансон в традиционном народном стиле, где мужской голос звучит с характерной хрипотцой, иногда особенным выговором, в традиционной одежде. Городской шааби ( Modern shaabi) — это уличный современный стиль под современные песни с использованием электронных инструментов в современной одежде.
Главное, создать и донести до зрителя особый настрой, задор и характер этого танца.

Отличия ШААБИ и БАЛАДИ

Балади — жанр асоциальный, тексты его обычно об общих человеческих ценностях — о природе, о стране, Т.е. это описание внутреннего мира и переживаний рассказчика. Шааби же — остросоциальный жанр, его тексты сиюминутны, на злобу дня, в основном, это смешные рассказы о конкретных ситуациях.

К примеру, в балади может быть так: «Ты — моя луна, глаза твои, как ночь в пустыне, улыбка — как солнечный луч, ты озаряешь мне жизнь светом своей любви и ура нашему счастью. «. В шааби: «Вчера, покупая персики на ярмарке, я встретил девушку-продавщицу, прекрасную, как солнце, и она обожгла меня знойным взглядом. Я, конечно, захотел с ней познакомиться и послал ей любовное письмо, но вот незадача — ее братья перехватили мое послание и побили меня палками».Вроде и там, и там о любви, но во втором случае — конкретный рассказ, обычно — комический.
В балади музыка достаточно ровная, приятная для слуха, может быть очень зажигательной, но все в пристойных рамках. В шааби всегда — яркое острое вступление, часто комичные, яркие смешные инструментальные проигрыши, в которых хочется похулиганить. В танцевании балади большее значение имеют движения, показывающие именно танцевальные возможности танцовщицы и красоту ее тела в первую очередь. В шааби же главное — лицо и руки, как главный инструмент актерской выразительности танцовщицы.

Музыка для балади бывает и без слов. Это может быть просто красивая инструментальная музыка. Шааби без слов никогда не бывает. Возможно поэтому в балади более важна музыка, а в шааби танец отталкивается от текста.
.

Слово «baladi» (читается «балади», «беледи», «беляди») в переводе с арабского означает «народ, страна, родина». В отношении музыки и танцев арабского востока это понятие подчеркивает их фольклорное происхождение.
Если мы говорим о фольклоре Египта, нужно помнить, что это страна одной реки. Великий Нил течет с юга на север. Издревле в его долинах было развито сельское хозяйство. Деревенские жители пели, играли на инструментах, танцевали — это и есть балади в широком смысле этого слова.
Деревенские женщины исполняли свои особые танцы, которые не предназначались взору мужчин. Они танцевали друг для друга на женских половинах домов по различным праздникам : свадьбы, рождение ребенка, окончание сельскохозяйственных работ и пр. Народный костюм женщин состоял из галабеи (крестьянского платья), на бедрах повязывался платок из грубой, тяжелой ткани. Иногда костюм состоял из приталенной кофты с длинным рукавом и широкой юбки. На голову надевалась косынка, а волосы заплетались в косы.
Так как танец женский и исполнялся только для женщин, то и тема танца была «о своем, о женском». Одни учили других как вести себя с мужчиной, как соблазнять, какие движения красивые. Снохи танцевали перед свекровями, показывая свою чувственность, страстность. Матери присматривали сыновьям жен. Взрослые женщины танцевали про любовь. Поэтому атмосфера танца пропитана чувственностью, любовью.
Как и другие аутентичные фольклорные танцы, балади не может быть сложным. Движения сосредоточены в области бедер и живота: удары, тряски, пластика. Руки и корпус малоподвижны. По характеру исполнения танец тяжеловесный, приземистый. Танец исполняется босиком. Вес тела полностью опирается на всю стопу. Так подчеркиваются деревенские корни танцовщицы, ее близость к земледелию, простой уклад жизни.

Постепенно арабский восток становился все более и более урбанизированным. Города росли, возникали новые города, порты, открывались новые торговые пути. Сельское население превращалось в городское. Новый ритм жизни, осовременивание бывших крестьян, западные тенденции на востоке оставили свой отпечаток на все фольклорные танцы.
То, что сейчас мы знаем как ракс балади является городским уличным танцем. Это «ачер балади» — импровизация под соло аккордеона со сложными ритмами. Исполнительницы ачер балади — жительницы городских окраин, переехавшие из сельской местности.

Музыка для ракс балади имеет свои законы:
В начале играет таксим (араб. «taks» — игра). Таксим — это соло одного инструмента без сопровождения ритма или со сложными перепадами ритмов. Он может исполняться любым арабским инструментом, но чаще всего его играет аккордеон, поэтому музыка балади ассоциируется именно с аккордеоном.
Затем начинается часть состоящая из 9-10 музыкальных тем, которые включают различные ритмы. Первым играет ритм балади. Ритмы меняются от части к части с более тяжелого, медленного исполнения к более быстрому. В конце можно услышать быстрые барабанные ритмы: табла соло (соло барабанов) или фалляхи.
Музыкальные инструменты перекликаются друг с другом, как будто ведут между собой диалог.
Музыку балади можно встретить в различных музыкальных жанрах:
Балади таксим (другое название «балади прогрессия»)
Балади тараб — лирическая эстрадная арабская песня на музыку построенную по законам балади. Тараб — это, как правило, известные песни, ставшие классикой. Они наполнены не только красивой музыкой, но тексты песен наполнены глубоким смыслом, о любви. Исполнители тараб Ум Кальсум, Варда, Абд эль-Халима Хафис, Фарид эль Атраш, Мухамед Абд эль Вахаб. Иногда понятие «тараб» относят и к некоторым современным певцам.
Балади шааби — народная песня на музыку, построенную по законам балади. В отличие от тараб, шааби имеет характерную ритмику, а голоса исполнителей — характерную простонародную окраску.

Профессиональные танцовщицы ракс шарки («Raks Sharki» — искусство профессионального исполнения женщинами восточного танца) включают ракс балади в свои шоу программы. В этом случае танец живет по законам сценического искусства. Он становится более сложным технически, более академичным, с элементами хореографии и актерского мастерства. Костюм может быть сценическим вариантом традиционной галабеи либо костюмом Ориенталь с привычными для нас богато украшенными лифом и юбкой с поясом.
Программа профессиональной танцовщицы длится около часа, а последним номером она может танцевать балади таксим. Это кульминация шоу и длится она около 10 минут.
Арабки редко танцуют постановочный балади таксим. Фишка в том, что танцовщица импровизирует, пока всех инструменты оркестра друг за другом играют сольные партии.
Во время таксима исполняется пластика или какие-то красивые движения. Танцовщица должна передать настроение, которое рождает в ней эта музыка, выражая тем самым свою индивидуальность.
Музыкальные инструменты, сменяя друг друга как бы ведут между собой диалог. Они задают тему, а танцовщица должна подхватить и станцевать, отвечая на их вызов. Ее мастерство проявляется в исполнении все более и более усложняющихся тем, умении услышать все нюансы музыки. Диалог, таким образом, идет не только между музыкантами, но и между танцовщицей и музыкантами.
Для ракс балади характерно прятать взгляд. Глаза не блуждают по сцене, не смотрят в глаза музыкантам или зрителям. Даже если танцовщица и смотрит, то только снизу вверх и только на мгновение. Одна рука располагается у лица, как бы прикрывая глаза. Эту особенность можно объяснить двумя причинами. Во-первых, диалоговая форма танца исполнительницы и музыкантов — это диалог женщины и мужчин. А по обычаям мусульманского мира женщина не имеет права поднимать глаза выше стоп мужчины. Во-вторых, ракс балади — это проявление интимных, чувственных сфер исполнительницы. Таким образом она обращается к своим внутренним ощущениям, к собственному переживанию музыки.
В конце шоу программы приходится экономно расходовать силы. Поэтому и танец получает мягким, спокойным. Протанцовываются не все тонкости ритма, а только последний удар.
Точно сказать, когда и как возник балади, довольно сложно. Считается, что это самый древний женский египетский танец, ведущий свою родословную от танцев времен правления фараонов. Как бы там ни было, балади очень похож на гхавази по движениям и духу — сам танец достаточно кокетлив и почти никогда не бывает серьезным. В балади женщина показывает свою натуру — соблазнительную (но не развратную), слегка капризную, ценящую себя и счастливую. Несмотря на то, что танец не бывает слишком серьезным или трагическим, он и не является слишком веселым и разухабистым, в отличие от того же саиди — просто танец, в котором нет места сильным переживаниям и эмоциям, а лишь наслаждение от самой себя. Многие современные танцовщицы забывают об этом, устраивая на сцене настоящие театрализованные представления с суровыми или страдающими лицами, со слезами на глазах и прочим. Традиционно исполнялся женщинами для женщин. Считается, что балади — это танец зрелой женщины, как говорят у нас, бальзаковского возраста.
Авади
1. Таксим
2. Sekkat
3. Magsoum медленный
4. Вопрос – ответ
5. Magsoum средний темп
6. Ingerara (magsoum saeria быстрый / fellahi) и точка либо +7 пункт
7. Fadi Drum solo – играет только табла и точка

Читайте также:  Когда чеченка одевает платок

Tet baladi
1. Taqsim
2. Amint billah
3. Hassan
4. Tet maqsoum
5. характерная концовка
перед балади может быть тахмила — песенка

Почему каждая известная танцовщица арабских танцев обязательно имеет в своем репертуаре танец Саиди?
Наверное потому, что этот танец завораживает зрителя своей необычностью.
С одной стороны — это низкие удары барабана, а с другой стороны чисто женская пластика, отливающие золотом обтягивающие наряды и изящная трость, которая то плавно очерчивает линии фигуры танцовщицы, то сверкает в быстром вращении, рассекая воздух
В Египте живет много народностей, но самые горячие и опасные люди Египта — это Народ Саиди. Название это происходит из региона Египта «El Saaid». Мужчины этой области Египта очень любят красивые усы. Они их специально выращивают и холят, потому что большие и длинные усы это признак благополучия и богатства, особенно если к усам прилагается оружие, золото и 4 жены. Есть поговорка, которая звучит так: Самый красивый (крутой) мужчина на свои усы может посадить Орла.
Есть три ключевых слова: Тахтиб, саиди, ракс-аль-ассайя. Сначала был ТАХТИБ, а уж потом – все остальное.
Слово «Тахтиб» обозначает танец танец с тростями и в действительности является битвой на тростях между мужчинами, чтобы показать свою силу. Тахтиб является старейшей формой египетского военного искусства. Танец Тахтиб является танцем военного искусства со времён фараонов. Фараоны изображали сцены овладения данным боевым искусством на стенах своих замков для того, чтобы их солдаты смогли таким образом, обучиться. Под Тахтибом, в то время, подразумевали боевое искусство. Древние Египтяне показывали фехтования палками или бой на палках в качестве дани уважения Фараону. Данный вид фехтования, возможно, был основан на реальной системе боевого искусства, которая использовалась в бою. Тахтиб это особая форма искусства, в котором объединены существующая техника ведения боя на палках, эстетическое искусство и принцип игры или шоу.
Тахтиб – один из любимых танцев на празднике, свадьбе, открытиях фестивалей, праздниках сбора урожая. Этим танцем мужчины увлекаются в качестве занятий для траты свободного времени, хобби или для приобретения навыков самообороны. Тахтиб претерпел много изменений за долгие годы, прежде чем он стал разновидностью танца с тростью. Трость в этом танце является символом мужества, а именно мужского начала. Танец изначально исполнялся только мужчинами, теперь его исполняют и женщины, одетые в мужскую одежду. Слово тахтиб означает танец с тростями, который происходит из самой природы столкновений между мужчинами с целью демонстрации своей силы и ловкости. Тахтиб – самое древнее из египетских боевых искусств, дожившее до наших дней. Танец тахтиб – это то, что осталось от боевого искусства как форма. Осталось со времен фараонов. В настенной росписи храмов мы видим в деталях изображения этих движений. В то далекое время тахтиб считался военной тренировкой. Древние египтяне говорили, что владение тростью или бой с тростью это акт, посвященный самому фараону. Владение тростью, вероятно на действительной в то время системе боя, где сражались со щитом и мечом, и правила щита и меча постепенно перешли в умение управляться с палкой. Боевая трость появляется вначале как оружие. В обучении работе с тростью были несомненные преимущества. Но главное достоинство этих занятий состояло в том, что солдаты египетских войск пребывали в постоянной тренировке военных навыков, а, значит, всегда были готовы к сражениям. И, поскольку тахтиб – занятие воинов, внутреннее содержание этих движений всегда наполнено достоинством, гордостью, сознанием собственной силы.

Со временем обнаруживается целая серия фольклорных танцев с тростью или тростями. Один из них – саиди. Настоящий фольклорный саиди – танец сильной половины. Трость – это символ власти и могущества, фаллический символ, заявляющий о мужской силе. Конечно, танцевали и женщины. Первоначально – без тростей и это было похоже на балади. Те, кто бывал на деревенских свадьбах в Египте, рассказывают, что там до сих пор женщины танцуют под музыку саиди очаровательный, сдержанный, полный достоинства танец. Мужчины в танце высоко прыгают, обязательно демонстрируя свою обувь конкурентам — ведь обувь в народной египетской культуре была — и остается — предметом гордости. А вот женщины, по словам Реды, в саиди не должны отрывать носки от земли и совершать мощные прыжки — они исполняют этот танец традиционно в более расслабленной и тяжелой манере, чем мужчины. Иными словами, они вместо прыжков используют акценты на пятки. Манера исполнения женского саиди игрива и весела, мужского — воинственна и собрана. В фольклорном саиди почти нет трясок. «шимми», как называет тряски Фарида Фахми, вообще в египетском фольклоре традиционно не используются — ведь фольклорные танцы это публичные танцы народных праздников, а на людях приличная женщина из народа никогда не станет трясти бедрами. Даже грудная тряска исполняется не грудью, а плечами, размеренно и без «колыхания».

Традиционная мужская одежда для исполнения саиди состоит из длинных брюк, часто вообще не заметных под очень длинной галабей с широкими рукавами, и длинного шарфа на голове. Женщины в этом фольклорном танце носят платья беледи с поясом и шарфом вокруг бедер. На голове – платок. В Египте всегда можно купить настоящие украшения для саиди — колье и серьги в виде перевернутого полумесяца.

Кабаре-стиль предыдущего столетия, как и вся массовая культура, многое упростил и создал ракс-аль-ассайя в том виде, в каком мы понимаем и видим его сейчас: женщина в беллиданс-костюме, часто с блестящей тростью. Трюки: самые эффектные моменты в ракс аль асайя — это балансировка трости на груди, голове, бедрах во время танца. Все балансировки тростью — на плече, голове, кисти — не являются исторически сложившимися элементами фольклорного саиди. Их, по словам Реды, изобрели уже эстрадные танцовщицы, поэтому он относит эти элементы к ракс аль асайя. В постановке сугубо традиционного саиди они нежелательны, поскольку вносят момент стилизации. Точно так же к эстрадному шоу, а не к фольклору, он относит танец мужчин с двумя тростями.

Для исполнения ракс-аль-асайя вы можете выбрать платье как облегающее, так и свободное, без рукавов, с короткими или длинными рукавами. Есть еще интересный вариант «прилагающихся» к платью рукавов: вы можете их одеть или снять. Рукава могут быть облегающие или наоборот пышные, в форме колокола. Разрезы на платье тоже традиционны по бокам до колена или чуть ниже бедра. Материал: от простого хлопка до люрекса, а вообще — ваша фантазия. Используют и бархат, и подобие атласной ткани, и бифлекс. На бедра платок или шарф (можно с монетами). На голову – платок.

Если у вас классическая постановка и в ней есть фрагмент саиди – вы танцуете всю постановку, и этот фрагмент тоже в костюме ракс. Тогда ваши инструменты – умение переключать состояние и внутренний темпоритм. Манера саиди все равно должна быть сразу заметна. Трость для танца саиди (asaia асайя асая) традиционно изготовлялась из бамбука с загнутым концом. Сейчас они часто бывают из пластика обернутого блестящим скотчем. Загнутый конец у тросточки должен быть обязательно – иначе затрудняется балансирование и вращение тростью. Длина трости должна быть примерно до пупка. Украшенные бисером и пайетками трости выглядят красивее, но при этом тот их кончик, за который вы будете вращать трость должен быть или просто отполирован, или обтянут мягкой тканью, так как пайетки могут серьезно ранить руку.

Музыка для саиди обычно играется на традиционных инструментах, таких как рабаба (Rababa) – «прабабушка» современной скрипки, мизмар (Mizmar) – своеобразный рог, испускающий длинные, жалобные звуки и разные перкуссионные инструменты, такие как думбек (dumbek) и табла беледи (tabla beledi). Музыка области Саид имеет особый ритм, размер которого – 4/4 и люди обычно называют Маклуб (Makloub).существует несколько вариаций этого ритма. К примеру, одна из версий – вместо одного дума вначале играется два.
Душу танца саиди определяет его ритм, один из разновидностей семейства максум с удвоенным средним DUM.

DUM — TAK -__ DUM — DUM -__ TAK -__| базовый
DUM — TAK -tak DUM — DUM -tak TAK -tak| наполненный

Из-за того, что глухих низких ударов ДУМ нем больше, чем звонких легких ТЕКов, ритм саиди кажется весомым, наполненным, мужским.
И это неслучайно — танец саиди, который еще называют — танец с тростью, произошел от мужского танца Тахтиб, имитирующего сражение на бамбуковых палках.
Родина этого танца Верхний Египт на юге страны.
Шаги в танце Саиди напоминают крадущуюся походку — отходя назад и подаваясь вперед, энергично при этом подпрыгивая. В первой части ритма Саиди звучит DUM-TAK, на которые приходится шаг вперед одной ногой, а вторая делает подпрыгивающее движение.
Вторая часть ритма тяжелее — на нее приходится два DUM это звучит как DUM-DUM TAK. В этой части — шаг назад и еще один прыжок.
Подпрыгивающие движения имитируют поступь арабских скакунов — на которых воины Эль Саида участвовали в битвах.
Трость для танца саиди (asaia асайя асая) традиционно изготовлялась из бамбука с загнутым концом.
Сейчас они часто бывают из пластика обернутого блестящим скотчем. Загнутый конец у тросточки должен быть обязательно — иначе затрудняется балансирование и вращение тростью.
Длина трости должна быть примерно до пупка. Украшенные бисером и пайетками трости выглядят красивее, но при этом тот их кончик, за который вы будете вращать трость должен быть или просто отполирован, или обтянут мягкой тканью, так как пайетки могут серьезно ранить руку.
Техника владения тростью имеет огромное значение для танца саиди — танцовщица танцует, удерживая трость на плече, груди, бедре, голове. Трость упирается в пол вертикально и девушка обходит, пританцовывая ее вокруг (ничего общего с шестом из стрип-бара).
Двумя руками удерживая трость горизонтально, танцовщица проводит ею вдоль тела вниз и вверх, как бы рисуя себя.
И, конечно, вращение тростью — при правильной технике выглядит завораживающе легко и в то же время всегда эффектно.
ЖЕНСКИЙ ТАНЕЦ С ПАЛКОЙ
Женский танец с палкой берет свое начало от мужского танца. Женщины в танце подражали
движениям мужчин, но в свойственной им более женственной манере.
Труппа Реды никогда не исполняла женский танец с тростью в своих постановках. Реда объяснял
это так: «Женский танец — это имитация мужского танца. В труппе Реда есть достаточное
количество мужчин, чтобы исполнить этот танец, так почему бы их не использовать?» Недавно в
труппе Реды все-таки стали исполнять и женский вариант танца с тростью, но только в тех
случаях, когда это требуется по сюжету. Например, Реда поставил хореографию, которая
начинается с того, что группа мужчин танцует с тростями. Потом на сцене появляются женщины и
отнимают трости у мужчин. Женщины кокетничают, танцуя с тростями, чтобы владельцы пытались
отобрать их обратно.

Читайте также:  Латекс медицинские перчатки состав

СОВЕТЫ ПО СОЗДАНИЮ СОБСТВЕННОГО ТАНЦА С ТРОСТЬЮ

Для мужского танца с тростью
-Мужчина-саид с тростью не танцует с женщиной.
-Обращайтесь с палкой как с партнером по танцу. Не стучите палкой по полу.
-Двигайтесь медленно, неторопливо.
-Некоторые мужчины танцуют с двумя тростями и даже с четырьмя. Реда предостерегает против
этого: «Это не танец, это акробатика и жонглирование. Это другое искусство, не танец. Трость
здесь не партнёр»

Для мужчин и женщин
-Выступление должно рассказывать о танце, не о трости.
-Не делайте танец похожим на цирк.

Для женщин
-Женский танец является подражанием мужчинам.
-Женщины используют меньшую палку.
-Если женщины используют трость в ориентале, они должны изменить костюм, сделав его более
фольклорным, прежде чем взять палку.
-Для женщин вращение трости — неотъемлемая часть танца.
-Балансирование трости на груди неприемлемо. Это унизительно.

Традиционный наряд для танца саиди — женское платье без пояса с рукавами колоколом, платок на бедра и вуаль или покрывало (платок) на голове.
Платье длинное из стрейч-бархата или трикотажа облегающее фигуру, внизу обычно прямое с разрезом. Рукава длинные, расширяющиеся от локтя. Густая расшивка пайетками подчеркивает восточную роскошь. Платок по линии лба обычно украшен монистами в тон расшивке. Его концы могут свисать вдоль тела, сочетаясь в танце с летящими рукавами.
Часто девушки танцуют в однотонном, обычно белом платье из трикотажа украшенным золотом и с глубоким вырезом спереди, в который виден золотой лиф. На бедрах — пояс с монистами .

Саид — это регион на юге Египта, который был известен еще во времена фараонов (и по сей день)
как Верхний Египет. Территория Саида простирается от юга Мемфиса до Асуана (на карте отмечена
точками). Эта область называется Верхним Египтом потому, что она находится выше о течению
Нила и, соответственно, находится ближе, чем Нижний Египет, к высокогорьям восточной Африки,
где берет свое начало Нил. Главные города саидов включают в себя Луксор и Асьют.

Объяснения Махмуда Реды на мастер-классе в Москве:

Все балансировки тростью — на плече, голове, кисти — не являются исторически сложившимися
элементами фольклорного саиди. Их, по словам Реды, изобрели уже эстрадные танцовщицы, поэтому
он относит эти элементы к ракс аль асайя. В постановке сугубо традиционного саиди они
нежелательны, поскольку вносят момент стилизации. Точно так же к эстрадному шоу, а не к
фольклору, он относит танец мужчин с двумя тростями.
Кроме того, мужчины в танце высоко прыгают, обязательно демонстрируя свою обувь конкурентам
ведь обувь в народной египетской культуре была и остается предметом гордости. А вот
женщины, по словам Реды, в саиди не должны отрывать носки от земли и совершать мощные прыжки
— они исполняют этот танец традиционно в более расслабленной и тяжелой манере, чем мужчины. Иными словами, прыгать им лениво , поэтому они вместо прыжков используют акценты на пятки.
Манера исполнения женского саиди игрива и весела, мужского — воинственна и собрана.
Мадам Фарида Фахми уделяла больше внимания обращению с тростью. По ее словам, любое
«елозенье» тростью по животу, груди, бокам воспринимается арабами как непристойность — асайя
в этом случае превращается в фаллический символ, а весь танец танцовщицы — фактически в
«имитацию полового акта» (слова мадам Фахми). В фольклоре это недопустимо. В принципе на
сцене тоже, но Фарида констатировала, что, к сожалению, сейчас танцовщицы ракс аль асайя
забывают о приличиях все чаще. Поэтому в фольклорном саиди никаких балансов на груди, на
бедре, на животе, между грудями (как это тоже можно видеть) нельзя допускать. Трость должна
быть на достойном расстоянии от тела.
Еще Фарида Фахми рассказала, что не стоит в дуэтах использовать популярный баланс «живот в
живот», когда трость упирается в животы танцовщиц, стоящих друг против друга — это
воспринимается в арабской культуре как порнография, а вовсе не как удачный трюк.
И еще Махмуд Реда и Фарида Фахми сказали, что самое срашное в танце — это уронить трость: это
все равно, что с танцора упали трусы . поэтому они посоветовали много репетировать, прежде
чем выходить на сцену с асайей.
если женщина берет для танца не асайю, а тахтиб — это уж точно сценическое шоу и к фольклору
не имеет отношения.
в фольклорном саиди почти нет трясок. «шимми», как называет тряски Фарида Фахми, вообще в
египетском фольклоре традиционно не используются — ведь фольклорные танцы это публичные танцы народных праздников, а на людях приличная женщина из народа никогда не станет трясти бедрами.
Даже грудная тряска исполняется не грудью, а плечами, размеренно и без «колыхания».
правда, в постановке, которую давал Махмуд Реда, была тряска, но очень короткая, всего на два
счета.
диафрагмальная тряска вообще не используется в саиди.
Вообще Фарида Фахми говорит, что в фольклоре следует избегать синтеза разных движений в
одном. Иными словами, будьте проще и в технике и в хореографии, без сценических наворотов —
тогда это будет фольклор. все движения шире и размереннее, чем в классическом ракс шарки,
больше на стопе, чем на полупальцах.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ТАНЕЦ ( ЭСКАНДАРАНИ )

Александрийский танец (Эскандерани)- это городской фольклор с интересной историей. Он берет своё начало в 20-х годах прошлого века. Александрия — египетский портовый город, в который приходили корабли со всего мира, привозя вместе с товарами и европейские свободные нравы. Город быстро прогрессировал и открывался миру, многое перенимая от иностранцев. Девушки-рыбачки выходили в порт, на улицы, в город, танцевали, привлекая внимание моряков и рыбаков. Постепенно сложился стиль танца Эскандерани — как танец молодых кокетливых девушек. По арабски он называется «Al Milaya al-Laff», в переводе «Шарф, обвивающий тебя». Непременным атрибутом танца является большое черное покрывало — меляйя. Изначально меляйя была шерстяной, это «верхняя одежда», в которой выходили из дому, полностью закутавшись в неё. Для танца она слишком тяжела, постепенно меляйя изменилась, став более легкой, атласной, шифоновой или трикотажной, украшенной большим количеством пайеток. Поскольку девушки были рыбачками, они имели обыкновение подтыкать подол платья сбоку за пояс, чтобы он не мешал при вытаскивании сетей — отсюда традиционный скошенный край платья.
Александрийский танец исполняется непременно в босоножках, туфлях. Самые бедные слои населения обувь не носили, и, если девушка обута — значит, у нее приличный уровень благосостояния, она может себе это позволить. Но это были своеобразные шлепанцы (их называли «Ship-ship», от звука, который они издавали при ходьбе) — отсюда и несколько неустойчивая, «разболтанная» походка в танце.Мусульманские женщины не появляться на улице без платка — и александрийские девушки танцуют с покрытой головой, украшая её дополнительно цветами или яркими помпонами. Египетская танцовщица Надья Хамди ввела моду на использование жвачки во время танца, как дополнительную краску в изображении девушки из народа.Иногда наблюдающие за девушками мужчины тоже выходили танцевать, поэтому возможен и совместный вариант танца. Мужской костюм для Эскандерани — костюм рыбака (черные штаны, цветной жилет, шляпа).
В песнях, под которые исполняется Александрийский танец, часто поется о том, что девушки собрались пообщаться, показать себя и найти женихов. Иногда в мелодию вплетаются пароходные гудки. Самые известные исполнители песен Эскандерани — это Ум Кальсум, Абдель Халим и Карим Махмуд — певец, у которого в репертуаре было большое количество александрийских песен.Как и в других народных танцах, в «Меляйе лафф» могут разыгрываться разные ситуации из жизни — встречи, ссоры, соревнования — кто кого перетанцует. Меляйя, как главный атрибут активно используется в танце — девушки заворачиваются, в нее, вращают концами шали, забрасывают за плечи различными способами и т. д. Большое количество оборок на платье предполагает горизонтальные движения бедрами и тряски плечами и грудью. Сценический костюм под воздействием моды стал гораздо короче народного платья.
Знаменитый египетский хореограф Махмуд Реда, исследуя в 60-х годах прошлого века народный египетский фольклор, наряду с другими приобретениями (хагала, шамадан, танец с палками), ставит для своей труппы Реда Данс и Александрийский танец, адаптируя его для сцены. Народное наследие он пропускает через призму своего таланта и создает известные на весь мир танцевальные спектакли. Зрители воспринимают его постановки, как истинно народные, несмотря на то, что это хореографическая фантазия мастера. Стиль Махмуда Реды в Александрийском танце узнаваем, его отличает от постановок других хореографов большое количество скрестных и пружинящих шагов и поворотов. Настоящий народный танец не слишком разнообразен и не сложен. Махмуд Реда на базе народного танца создал много ярких и интересных постановок. К ним в полной мере относится и Александрийский танец, и именно этому замечательному хореографу принадлежит право его открытия, как красочного и веселого сценического действа.

Источник