Меню

Платье для коронации александры федоровны



Церемониальные облачения российских императриц

Статья посвящена великолепным платьям императриц из драгоценных тканей, расшитым серебряными нитями и украшенным кружевами. Стоп! Вот кружев то на коронационных платьях и не сохранилось, или почти не сохранилось. В любом случае, эти прекрасные облачения куда красивее и интереснее нынешних образцов «Haute couture», не говоря уж о «Casual».

Императорские облачения хранятся в Оружейной палате, потому что первоначально это была мастерская, где изготавливались и хранились драгоценные предметы государева обихода.

Коронационные торжества всегда проходили в Москве, поэтому здесь и зародилась традиция передавать коронационные одеяния императоров в собрание Оружейной палаты. В Оружейной палате хранятся 17 костюмов, 10 из них – дамские. Уникальность московской коллекции состоит в том, что она достаточно полная и позволяет проследить смену традиций и моды.

КОРОНАЦИЯ ЕКАТЕРИНЫ I, коронация в 1724 году

Первая коронация императрицы в истории России состоялась в мае 1724 года. Именно с этой даты зародилась традиция передавать церемониальные облачения в Оружейную палату. Пётр решил короновать свою вторую супругу, Екатерину I. Сам он как император не короновался. Несомненно, к церемонии коронации готовились загодя. Пётр, путешествуя по Европе, наблюдал и изучал традиции коронации европейских монархов.
Специально к этому событию, в ноябре 1723 года Пётр издал высочайший манифест о коронации своей супруги.

Будущая российская императрица Марта Скавронская родилась в 1684 году. В 1708 году она приняла православие с именем Екатерина , а в 1712 году стала женой Петра. Несмотря на своё низкое происхождение, она заняла достаточно прочное положение при дворе благодаря своему уму, такту и весёлому нраву. Коронация была необходима по многим причинам. Таким образом повышался престиж русского двора, ведь в Европе неблагородное происхождение супруги русского царя не было секретом. Пётр задумывался о будущем своих дочерей Елизаветы и Анны. Для присвоения дочерям титула цесаревны необходимо, чтобы оба родителя были императорами.
Форму для императорской короны выбрали подобно тем, которыми короновали европейских государей. Два полушария означают церковную власть, они похожи на митру церковных иерархов. Приподнятая полоса между двумя полусферами означает власть светскую, которая возвышается над духовной и управляет государством.

Платье для императрицы заказали в Берлине. Берлин в ту пору был европейским центром вышивки. Платье расшили серебряной нитью с применением различных техник.
В Россию привезли не готовое платье, а «патрон». «Патрон» — это выкройка одежды, скреплённая швами лишь в нескольких местах. Обычно в виде «патронов» привозили мужскую одежду. Видимо, в Берлине очень боялись не угадать размер костюма, поэтому решили перестраховаться и не скреплять одежду швами, чтобы была возможность подогнать его по фигуре.

Платье Екатерины привезли за три дня до коронации и доделывали в спешном порядке. Действительно, немецкие портнихи сильно преувеличили размер русской императрицы, юбка оказалась слишком широкой. Русские придворные белошвейки так спешили, что складку позади юбки сделали очень неаккуратно. В результате карманы настолько сместились, что ими нельзя было пользоваться. А карманы в дамском туалете очень были нужны и функциональны.

Роба – так иностранный посланник при русском дворе называл наряд императрицы. «Она была в великолепной робе, малинового цвета, вышитой серебряной нитью», — писал он в отчёте.

Весь костюм состоит из нескольких частей – лиф, юбка и шлейф – это отдельные части костюма. Складки по низу лифа называются «пикадили» — их придумали портные для того, чтобы скрывать соединение юбки и лифа. Лиф жёсткий, весь простёганный китовым усом. Окружность талии императрицы составляет 97 см.

Миф о том, что корсет мог утянуть талию в два раза, не соответствует действительности. На самом деле, максимум, на который можно утянуться – это 5-6 см. Девочек приучали к корсетам сызмальства. Дышать в них было очень трудно, жёсткие корсеты сдавливали лёгкие и не давали вздохнуть полной грудью. Из-за застоя воздуха в лёгких (фактически из-за корсетов) дамы часто болели и умирали от туберкулёза.
Планшет –это передняя, треугольная пластина — накладка на лиф. Её делали отдельно, в то время эта деталь была очень модной.
Кружевная отделка на платье не сохранилась. Кружева украшали декольте и короткие рукава. Они были так дороги, что, скорее всего, их спороли, чтобы использовать повторно в других туалетах, ведь коронационное платье надевалось всего один раз в жизни.
Нижняя часть платья именуется «панье» – по французски буквально «корзина». Форма юбки держалась при помощи многочисленных нижних юбок, не дошедших до наших дней. Нынешняя форма юбки – это результат работы реставраторов.

Техника вышивки на юбке – вприкреп. На ткани делали эскиз. Этот эскиз обшивали нитями и только поверху вышивали серебряной нитью. Использовалась и техника аппликации – накладные вышитые короны. Они не соответствуют форме настоящего венца. Его форма держалась в строжайшей тайне, мастерицы не знали, какой будет корона и вышили её в соответствии со своей фантазией. Планшет вышит самой трудной техникой – по подложке или карте.

Под рисунок вышивки подкладывалась вата или ткань, и сверху вышивали серебром. Таким видом вышивки занимались мужчины. Ремесло вышивальщика очень ценилось в Европе, было престижным и мужчины им не гнушались.
Платье не очень длинное. Длина юбки была сделана с тем расчётом, чтобы при ходьбе показывалась ножка в туфельке с красивой лентой–бантом малинового цвета, завязанным вокруг лодыжки.

Во время коронации на Екатерину поверх платья была надета мантия, но она не сохранилась.
Концы мантии скрепляли бриллиантовой пряжкой. Она называется аграф. С аграфом, выполненным для коронации Екатерины I, связана настоящая детективная история.

Хороших ювелиров в ту пору было совсем немного. Один из них, по имени Рокентин, предполагал, что получит от царя коронационный заказ. Рокентин сделал превосходный аграф. Но работа так понравилась самому мастеру, что он не захотел с ней расстаться. Он подговорил лихих людей и инсценировал нападение и кражу, попросил даже оставить на теле синяки и ссадины. Аграф же спрятал. Пётр учинил расследование и обнаружил обман. По тем временам Рокентина наказали не очень строго: его не казнили, а всего лишь сослали в Сибирь.

ПЛАТЬЕ АННЫ ИОАННОВНЫ

Сшили в России из лионской парчи. Шил его портной, которого Анна привезла с собой.
Планшет на её платье не очень выделен, эта деталь начинает выходить из моды также, как и вышивка. Первоначально платье было очень красивого розово-терракотового цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем выцвело. Шлейф необычный, треугольной формы. Кружевная отделка на декольте и рукавах не сохранилась.

Читайте также:  Пуховик до колен 2021 женский

КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ.

Это платье — единственная вещь, напоминающая о событиях зимы 1741 года, ведь корона Елизаветы Петровны не дошла до наших дней. Платье сшили в России из русской парчи. Елизавета Петровна специально решила надеть платье из отечественной драгоценной ткани, чтобы поддержать русских промышленников. Государыня также приказала своим придворным дамам явиться на коронацию в платьях, сшитых из отечественной ткани.

Дамская мода к началу 40-х годов изменилась и юбка стала непомерно широкой. Это проявление господствовавшего в ту пору стиля рококо. Ширина фижм соответствовала придворному званию. Императрица лично следила, чтобы никто из придворных дам не надел фижмы шире положенного. Носить такие широкие юбки было крайне неудобно. В них невозможно было сесть в карету, а во дворцах пришлось специально расширять дверные проёмы. В них было невозможно даже сесть, поэтому дамы просто ложились на пол чтобы отдохнуть, а особая фрейлина, стоя у двери, охраняла их покой. Корсеты делали из разных материалов – металла, ивовых прутьев. Самые дорогие корсеты изготавливали из китового уса.
Придумали даже специальные рычажки, которые регулировали ширину юбки. Если дамы узнавали, что на балу будет присутствовать сама императрица, они могли рычажком опустить фижмы и убавить ширину юбки.

СВАДЕБНОЕ ПЛАТЬЕ БУДУЩЕЙ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II

Сшито из серебряной парчи. Серебро с годами сильно темнеет, а новая парча выглядит очень эффектно, переливаясь отражениями света свечей, бликами солнечных лучей. Казалось, что такие платья выковали из серебра, а не сшили иголками и нитками. Платье расшили серебряной нитью. Стежки вышивки положены под разными углами и при движении платье сияло подобно бриллиантам.

Свадебное платье Софии Фредерики Августы Ангальт-Цербстской находится в очень плохом состоянии. Парчу ткут на шёлковой основе, с серебряным утком. Шёлковые нити во многих местах разорвались и серебряные нити провисли.
Государь Павел Петрович передал платье в коллекцию Оружейной палаты по неизвестной причине, поскольку первоначально оно хранилось в столице. Платье было в распоротом виде, реставраторы сшили его вновь. В 1762 году состоялась коронация Екатерины II.

КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ ЕКАТЕРИНЫ II

Также представлено в Оружейной палате. Его отличают овальные фижмы. Кроме того это платье — единственное, на котором сохранились кружева. Платье украшено двуглавыми орлами, их около 300 по всему полю.

Видимо, таким зримым образом Екатерина хотела подчеркнуть законность восшествия на престол.

Императрицу отличала очень тонкая для её 33 лет талия окружностью всего лишь 62 см. В этом платье портные использовали новую конструктивную деталь – так называемый шниг. Предполагается, что он должен был зрительно сделать живот более плоским.

КОРОНАЦИОННОЕ ПЛАТЬЕ МАРИИ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Стилистически это платье можно отнести к национальному возрождению или «русскому стилю». Шили его в Петербурге. Впервые на коронационном платье появились рукава. Не сохранилась широкая планка, которая была пришита впереди платья и делала его похожим на сарафан. Планка была украшена алмазами, бриллиантами и другими драгоценными камнями, поэтому её спороли. К костюму прилагался и кокошник, тоже украшенный алмазами.

Последняя коронация состоялась в мае 1896 года. Короновался император Николай II с супругой Александрой Фёдоровной.

Николай был одет в форму полковника Преображенского полка. Генералом он не был, почему и постеснялся надеть генеральскую форму.

Платье Александры Фёдоровны шили в Санкт-Петербурге, в мастерской Ольги Бульбенниковой.

«Мадам ОльгА» — так на французский манер называлось её ателье. Вышивали платье в Москве, монахини Ивановского монастыря. Туфли для коронации выполнены из серебряной парчи.
Карнавальный костюм Николая II.

Инициатором карнавала 1903 года, который проходил в столице, была Александра Фёдоровна. Ей очень нравился традиционный русский костюм. Этот карнавал проходил под знаком XVII века, времен Алексея Михайловича. Все присутствующие были одеты в русское платье, соответствующее эпохе.

Статья написана по материалам кремлёвского лектория

Источник

История свадебного платья Александры Федоровны — последней российской императрицы

Урожденная Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская или Аликс (как близкие называли девочку) была внучкой английской королевы Виктории и познакомилась с будущим императором, когда ей было 12, а ему — 16 лет. Девочка впервые приехала в Петербург на свадьбу своей сестры и младшего брата российского императора Александра III, князя Сергея Александровича. Ники и Аликс сразу прониклись симпатией, правда, не успели провести много времени друг с другом. А спустя пять лет 17-летняя девушка приехала в Петербург вновь и провела в гостях у своей сестры полтора месяца. Тогда влюбленные виделись практически каждый день, еще больше укрепив связь.

Поначалу Александр III был против желания сына жениться на немецкой принцессе — император считал ее не самой выгодной кандидатурой для наследника престола. Правда, спустя время он тяжело заболел, а когда его состояние начало ухудшаться, он все же дал согласие на этот брак.

Венчание влюбленных происходило в атмосфере скорби. Через три дня после приезда Аликс в Россию умер император Александр III, и страна погрузилась в глубокий траур. Изначально пара планировала пожениться в день вступления Николая на престол, то есть спустя всего день после смерти отца. Но приближенные отговорили Николая и Александру, и свадьбы была перенесена на три недели. В итоге Николай женился на своей возлюбленной в день рождения своей матери, что делало траур чуть менее строгим (читайте также: Проклятие дома Романовых: как российская лже-царица предсказала страшный конец династии).

26 ноября 1894 года император Николай II и Аликс, получившая после коронации имя Александра Федоровна Романова, обвенчались в большой церкви Зимнего дворца. Наряд новоиспеченной супруги императора выглядел впечатляюще и был создан по всем главным правилам парадного дресс-кода для невест, который в Российской империи строго регламентирован. Свод правил издал еще Николай I в 1834 году, подробно прописав все требования к придворным платьям, нарядам новобрачных и гостей церемонии. Поскольку все будущие супруги императоров придерживались регламенту, образы всех избранниц императоров после выхода указа выглядели примерно одинаково. Разрабатывать подвенечный наряд не приходилось с нуля — необходимо было внести лишь небольшие корректировки в фасон, детали вышивки и отделку, чтобы создать по-настоящему уникальный образ.

Читайте также:  Как шьют платья оборками

Платье для будущей императрицы заказывали у Ольги Николаевны Бульбенковой, основательницы модного ателье в Петербурге. У нее же создавались роскошные наряды для Марии Александровны, жены Александра II, Марии Федоровны, супруги Александра III, и ей же выпала честь создавать подвенечный образ для будущей Александры Федоровны Романовой.

Наряд невесты состоял из трех частей — лифа, нижней и верхней юбок. Образ с длинным шлейфом был сшит из серебристо-серой парчи и имел длинные и широкие откидные рукава, декорированные белым пухом марабу, а также объемную цветочную вышивку с лилиями. Несмотря на то, что платье выглядит довольно пышным и воздушным, финальный образ весил почти 10 килограммов. К роскошному серебристому наряду также полагалась золотистая мантия весом 13 килограммов с отделкой горностаем, которая еще больше усложняла передвижения Александры Федоровны.

Завершали подвенечный наряд будущей императрицы роскошные украшения и кружевная вуаль, созданная ее дедом, принцем Альбертом, которую ранее надевали ее мать и сестры. Александра носила бриллиантовое ожерелье и серьги весом 475 карат, принадлежавшие Екатерине Великой. Звезду и пояс ордена Святого Андрея Александра надела поверх своего серебряного свадебного платья, а на голове у нее была алмазная тиара Марии Федоровны (с розовым бриллиантом), а также традиционная венчальная императорская корона Романовых, которые невеста носила вместе. Первой примерила корону Елизавета Федоровна, к свадьбе которой в 1884 году с Павлом Первым украшение и изготовлялась, после чего роскошная корона вошла в традиционный венчальный набор Романовых.

По словам Грега Кинга, автора книги «Последняя императрица: жизнь и времена Александры Федоровны, императрицы России», наряд невесты был «настолько сложным, что Александре потребовался почти час, чтобы одеться. На ней были кружевные чулки, а также расшитые и украшенные туфли. Она носила несколько слоев жестких нижних юбок. Широкая пышная юбка из серебряной парчи расходилась от талии, открывая вторую нижнюю юбку из серебристой ткани, отороченную мехом. Декольте имело глубокий вырез, чтобы открывать шею и плечи, а у платья были короткие рукава, которые переходили в откидные. Плотно прилегающий лиф на косточках был расшит бриллиантами, которые сверкали при каждом движении. Складки верхней юбки спадали, образуя шлейф, и отдельная широкая мантия из золотой ткани, окаймленная горностаем, спадала с ее плеч».

Источник

Свадебный наряд Александры Федоровны Романовой -последней российской императрицы.

Венчание Николая II и Александры Федоровны происходило 14 ноября 1894 года. Напомню, что после похорон Александра III прошло лишь только семь дней. В империи был траур по усопшему императору.

Ради дня рождения вдовствующей императрицы Марии Федоровны траур был ослаблен и поэтому венчание состоялась.

Хотя по-прежнему непонятна эта спешка. Некоторые исследователи считают, что таково было желание Алекс. И его можно понять.

А вот каково было страдающей императрице присутствовать на торжественном венчании, можно только догадываться. Но это уже совсем другая история.

Для Александры было сшито роскошное серебряное платье. Упоминается, что оно было сшито из парчи и расшито серебряной нитью.

На самом деле платье было сшито из серебряного глазета.

Глазе́т (фр. glacé — «блестящий») — разновидность парчи, ткань с шёлковой основой и металлическим утком серебряного цвета. Глазет ткали гладким и узорчатым, расшивали цветными шелками.

Платье выглядит так, словно оно отчеканено из серебра. Глазет достаточно плотный и тяжелый материал, а если его еще расшить серебром, то понятно, сколько будет весить такое платье!

Платье расшито разнообразными цветочными узорами. Были там и лилии — символы царской власти, и розы, и гвоздики. Цветам с помощью проволоки был придан объем, они словно возвышаются над платьем.

Разумеется, платье имело шлейф, составлявшим 340 см. Нельзя не обратить внимания на распашные рукава, отделанные пухом. Да не лебяжьим, а экзотической птицы марабу.

Вес платья императрицы составлял около 10 кг. Но помимо платья на Александре Федоровне была еще и мантия.

Если платье было из серебристого глазета, то мантия из золотистого. Ее дополнял, как это и положено, широкий воротник из горностая. Края мантии так же были отделаны мехом горностая. Примерный вес мантии 13 кг.

Голову Александры Федоровны украшали одновременно русская тиара-кокошник и венчальная корона .

Треугольная тиара (или диадема) была любимой у Александры Федоровны. К счастью, она сохранилась, находится в алмазном фонде.

Общий вес бриллиантов этой диадемы составляет около 1000 карат. По центру расположен крупный бриллиант розоватого оттенка.

Фата у Александры Федоровны была недлинной, в отличие, например, от Елизаветы II.

По примерным подсчетам вес одеяния императрицы Александры Федоровны составлял около 25 кг.

Тяжело, неудобно, жарко, но зато, как же это все красиво смотрится!

Платье императрицы сохранилось, его можно увидеть в Эрмитаже.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • МУЗЕИ МИРА (544)
  • НАПИТКИ (44)
  • ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ (155)
  • ПОЛЕЗНОЕ (16)
  • РЕТРО (1820)
  • Каталоги, альбомы (361)
  • СПОРТ (27)
  • CCCP (433)
  • АКТЕРЫ ТЕАТРА И КИНО (575)
  • ДЕТСКОЕ (909)
  • ДЛЯ МЕНЯ (67)
  • ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК (2689)
  • ЖИВОТНЫЙ МИР (318)
  • ИСТОРИЯ (1204)
  • ИСТОРИЯ РОССИИ (1948)
  • КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО (924)
  • МОДА (226)
  • МОСКВА (464)
  • ОДЕЖДА, ОБУВЬ и пр., и пр. (212)
  • ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА (23)
  • ПЕРСОНЫ (1544)
  • ПИСАТЕЛИ и ЛИТЕРАТУРА (935)
  • ПОЗИТИВ (98)
  • ПРО ЕДУ (134)
  • РАЗНОЕ (1053)
  • РЕЛИГИЯ (433)
  • РОМАНОВЫ (390)
  • СКАЗКИ О ХУДОЖНИКАХ (48)
  • СКАЗКИ, ЛЕГЕНДЫ ПРИТЧИ (381)
  • ТЕХНИКА (32)
  • ФОТОГРАФИЯ (2665)
  • «LiFE» — фотоархив (180)
  • Библиотека Конгресса США (179)
  • Редкие фото известных людей. (116)
  • ФОТОХУДОЖНИКИ (311)
  • ШЛЯПОМАНИЯ (147)
  • Звезды в шляпах (53)
  • ЭКСКУРСИИ ВИРТУАЛЬНЫЕ (2)
  • ЮНЕСКО (11)

Цитатник

Первоначально кажется, что это крыса царапае.

Иерусалим. Золотые ворота и Гефсиманский сад. Несколько фото с.

Иерусалим. Гробница Богородицы Гробница Богородицы — христианская святыня.

Поиск по дневнику

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Коронационные платья русских императриц

Bo4kaMeda

Коронация Екатерины II в Успенском соборе Кремля

Одним из ключевых моментов при монарших дворах во все времена считалась коронация. Особа, готовящаяся войти на престол, должна была предстать во всем своем блеске и величии. В этом обзоре представлены роскошные коронационные платья российских императриц.

Первой российской императрицей, вошедшей на престол и правившей самостоятельно, стала Екатерина I. Ее коронация состоялась 7 мая 1724 года. Т. к. вторая жена Петра I не была благородного происхождения, император пожелал короновать ее, заботясь о будущем своих дочерей (они получали титул цесаревен только в если оба родителя коронованы).

Читайте также:  Дети джинсы с пиджаком



Шелк, тафта, золотные нити; ткачество, шитье, аппликация

Платье было передано в Оружейную палату 23 мая 1724 г. «из комнат ее императорского величества через камердинера Козьму Спиридонова» в составе коронационного облачения императрицы Екатерины I. В комплект входили также «башмачки» из серебряной парчи, белые лайковые перчатки, чулки и подвязки пунцового цвета, вышитые серебром. Коронационное платье Екатерины I выполнено из малинового шелка репсовой выработки и украшено роскошной вышивкой. На купоне юбки шитые серебром фонтаны каскады чередуются с букетами, оплетенными кружевами, а в клеймах, образованных цветочными гирляндами, помещены аппликативные вышитые короны. Как отметил присутствовавший на коронации Ф.В. Берхгольц, платье Екатерины Алексеевны было сшито «по испанской моде». Судя по всему, подобное стилистическое решение коронационного костюма первой российской императрицы было заимствовано у западноевропейских монархов. Некоторые из них даже в XIX в. использовали в качестве коронационных костюмы в старинном испанском стиле.





Парча, шелк, кружево золотное; шитье.

Анна Иоанновна, вдовствующая герцогиня Курляндская и родная племянница Петра I, вступила на российский престол в 1730 году, после смерти Петра II. Ее коронационное платье было сшито из «новомодной» розовой узорной парчи, привезенной из Лиона — ведущего шелкоткацкого центра Франции. Цвет сохранился только в складках платья. Платье имеет плотно облегающий фигуру лиф, что было характерно для женского костюма на протяжении всего XVIII века, глубокое декольте, очень маленький короткий рукав, широкую юбку в форме колокола. Чтобы создать такой «колокол» в нижнюю юбку вшивали обручи из китового уса: юбка такой формы была в моде до 60-х годов XVIII века и носила название юбки на панье. Подол платья украшает роскошная кружевная сетка, сплетенная из золотных нитей. Особенно интересен шлейф, выполненный на подкладке из позолоченной парчи с муаровыми разводами. С помощью особой системы серебряных шнуров и кистей его можно было поднимать и драпировать. Есть основания полагать, что платье было сшито в России под руководством придворного портного, прибывшего из Курляндии вместе с Анной Иоанновной.



Серебряный глазет, шелк, золотный позумент, ткачество, шитье



Парча, шелк, нить шелковая; шитье, аппликация, вышивка.

Коронационное платье императрицы Екатерины II было сшито в России в 1762 году. Оно выполнено из серебряной парчи в стиле рококо и состоит из корсажа, юбки с окружностью более пяти метров и шлейфа длинной 3 с половиной метра. Декольте и рукава украшены тонким льняным «брабантским» кружевом. Это единственное коронационное платье, основным украшением которого стало изображение герба Российской империи.



Catherine II by Eriksen

Само платье Марии Федоровны не сохранилось, есть только корсаж со вставками коронационного платья. Зато сохранились ее туфельки.



Корсаж со вставкой от коронационного платья императрицы Марии Федоровны


Платье выполнено из серебряного глазета, вышито серебряными нитями и блестками. Декольте и рукава обшиты кружевом, верхняя распашная часть платья напоминает жилет, складки на талии расходятся к подолу и образуют небольшой шлейф фигурной формы. К плечевым швам распашной части платья пришиты двухслойные фигурные ленты (рудиментарные откидные рукава), которые, перекрещиваясь сзади, охватывают талию с боков и спереди завязываются как кушак.



Императрица Александра Федоровна присутствовала на коронации в платье из серебряной парчи, украшенном высокорельефной вышивкой серебряными нитями. Нижняя его часть представляет собой платье с укороченным лифом и расклешенной юбкой, сшитое в точном соответствии с европейской модой середины 1820-х гг. Короткие рукава с буфами, имитирующие разрезанные на полоски двухслойные рукава XVI столетия, свидетельствуют о романтической ностальгии, характерной для европейского костюма первой половины XIX в. Передняя часть лифа украшена драпировкой с перехватом, под ним пришит крючок, служивший для крепления креста ордена Святого Андрея Первозванного, в результате чего бриллиантовая цепь, на которой был подвешен крест, образовывала две провисающие гирлянды. Верхняя распашная часть коронационного платья представляет собой род жилета со шлейфом, края которого, как и подол нижнего платья, обшиты рулом. Рукава-ленты, вшитые под углом в плечевые швы, свидетельствуют о том, что это «русское» придворное платье в его новой модификации. Декольте обшито блондами, а к плечам пришиты петли из белой тафты, предназначавшиеся, вероятнее всего, для крепления коронационной мантии.



Парча, шелк, тафта, кружево, шелковые ленты, серебряные нити; ткачество, вышивка.



Глазет, серебряные нити, вышивка

С начала XIX в. коронационные платья российских императриц шили исключительно в национальном «русском» стиле. Подобного рода платья, введенные в 1834 г. при российском императорском дворе в качестве обязательной парадной униформы, называли «шлейфами», или «сарафанами», а напоминали они, как писал один из современников, «офранцуженный сарафан». Образцом коронационного «сарафана» является платье императрицы Марии Федоровны — супруги императора Александра III. Серебряная парча для платья императрицы была заказана в Москве в фирме Сапожниковых — одной из ведущих текстильных фирм России второй половины XIX — начала XX в. Это платье было сшито в модном доме «Izambard Chancean», а роскошная орнаментальная вышивка серебром, покрывающая почти всю поверхность, выполнена в золотошвейной мастерской «А. Ломан». После коронации в Оружейную палату вместе с платьем императрицы были переданы белые шелковые ажурные чулки с вышитыми инициалами Марии Федоровны, белые лайковые перчатки и туфли из серебряного глазета на фигурном каблуке, украшенные на подъеме кружевным бантом, на которых сохранилось клеймо фирмы: «Алексей Егоров. Москва».



Парча — Москва, фирма «А. и В. Сапожниковы»; крой, шитье — Санкт-Петербург, фирма «Izambard Chancean»; вышивка — Санкт-Петербург, золотошвейный магазин «А. Ломан».
Парча, шелк, шелковые ленты, газ, серебряная нить; ткачество, шитье.

Коронационное платье последней российской императрицы Александры Федоровны, было изготовлено фирмой «Мадам Ольга. Платья, мантильи и придворные шлейфы», владелица которой Ольга Николаевна Бульбенкова была официальным поставщиком двора. Рисунок для вышивки заказывали нескольким московским художникам, в том числе и Михаилу Врубелю, однако императрица выбрала анонимный эскиз, автором которого в действительности являлась её фрейлина. Работа над вышивкой платья серебром и жемчугом продолжалась около года и была признана шедевром рукоделия.



Коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны, 1896


Источник: Каталог «Церемониальный костюм Российского Императорского двора в собрании Музеев Московского Кремля»

Рубрики: ИСТОРИЯ РОССИИ
РОМАНОВЫ

Метки: россия императрица одежда платье история

Процитировано 3 раз
Понравилось: 12 пользователям

Источник