Меню

Перчатка которая бьет током



История человека, которого вообще не бьет током

Деда Сашу током не бьет вообще. Скорее наоборот, 72-летний пенсионер бьет все рекорды в области общения людей со всевозможными физическими явлениями. Житель одного из сел Лебедянского района Липецкой области Александр Иванович ИГНАТОВ (между прочим, профессиональный столяр) обходится с электроприборами на зависть любому электрику.

Его супруга Александра Матвеевна, с которой он прожил 43 года, до сих пор побаивается возможностей своего супруга:

— Он как чинит что-нибудь по электричеству, так меня зовет, мол, иди сюда, мать, не бойся. А как мне не бояться? Я всегда в другую комнату уйду и смотрю оттуда, как старый телевизор или настольную лампу чинит.

Свои феноменальные способности молодой столяр Игнатов открыл еще в Москве в 50-х годах, когда работал на стройке:

— Мы сидели во время перекура рядом с оголенными проводами с напряжением в 5 тысяч вольт. Захотелось взяться, рука сама потянулась, схватился — ничего.

Так и пошло-поехало. Сторож насобачился общаться на «ты» с электричеством, причем менять профессию не собирался. До сих пор дед на бис показывает фокусы: вставит в розетку вилку удлинителя, в него втыкает два гвоздя, к которым пальцами присоединяет оголенные провода, идущие к настольной лампе.

Лампа светит, дед держится за провода под током да еще и шуточки отпускает:

— Ох, что-то горячо сегодня, аж жар по телу пошел.

Тот же фокус повторяет он и с кипятильником. Причем ток, проходящий по проводам, которые держат дедовы пальцы, Александр Иванович считает особым, целебным.

— Вода, вскипяченная таким образом, получает особый заряд — это я знаю точно. Она становится целебной, такую воду можно пить от всех болезней, ведь я подарил ей свое собственное биополе.

За целебной водой, заряженной таким необычным образом, люди едут из всех окрестных сел. Многим, говорят, помогает. Сам целитель считает, что его биополе избавляет от многих болезней. Это, конечно же, проверить невозможно. Ну а то, что дед запросто общается с проводами под током, мы видели собственными глазами.

В случае каких-то аварий на близлежащих заводах Александра Ивановича зовут помогать: кто еще безбоязненно может взяться за провода под током?

— Меня ток убить не может, — хвастается пенсионер, держа руки на проводах и гудя при этом, как трансформатор.

Мы замерили специальным прибором-тестером сопротивление дедова организма, потом свое. Получились почти одинаковые результаты — около 350 — 340 килоом. Только вот опыт его повторить не решились.

— Не вздумайте, — отсоветовал хозяин. — Многие пытались, да после ударов током разлетались в разные углы.

Даже и пытаться не стали. Попили заряженной водички и пошли, почесывая в затылках, восвояси. А пенсионер, так и не ставший электриком, смотрел вслед, слегка потирая пальцы, только что державшие оголенные провода.

За комментарием по поводу феномена мы обратились к специалистам. Главный врач областного ожогового центра Константин ЛОКАТОШ был обескуражен:

— А вы сами все это видели? Ах, видели. Человек является своеобразным конденсатором, в организме которого проходят процессы, связанные с электрохимическими явлениями. Но в чем дело в этом случае — сказать не могу. Хотя у нас в ожоговом центре лечится много людей с электротравмами. Ток очень опасен для организма.

Доцент кафедры нормальной физиологии воронежской медакадемии Анатолий СЕРГИЕНКО объяснил это явление так:

— Случай этот, конечно, редкий, но не уникальный. Все дело в коже этого человека. Видимо, у него она очень сухая, поэтому обладает каким-то особым повышенным сопротивлением. Таково строение эпидермиса — верхнего слоя кожи этого человека. Он берется за оголенные провода как бы в резиновых перчатках, функции которых выполняет его специфическая кожа. Но даже она способна выдерживать не всякое напряжение.

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Оперативники дали совет по выбору перчаток, основываясь на опыте воров-домушников

Чаще всего преступники пользуются резиновыми изделиями медицинского назначения

Рейтинг перчаток, которыми чаще всего пользуются преступники, составили московские оперативники. Оказалось, что домушники и другие злоумышленники в этом плане довольно консервативны.

Напомним, что с 12 мая ношение маски и перчаток в общественном месте в стало обязательным требованием. Причем, пассажиры используются самые разные виды аксессуаров для защиты рук. Между тем, у представителей криминалитета на этот счет ужа давно сложилось более или менее единое мнение.

Так, лидирующую позицию занимают самые обычные медицинские резиновые перчатки, которые можно всегда было без проблем приобрести в любой аптеке. Это, если можно так выразиться, проверенная временем воровская классика. Они максимально комфортны, так как плотно прилегают к коже и не сковывают мелкую моторику. Их часто используют «медвежатники», которые с трудом могут вскрыть замок в толстых тканевых или кожаных перчатках. Самым большим минусом резиновых перчаток, по признанию воров, является то, что они легко рвутся. И вот тогда повышается вероятность, что на месте преступления останется биологический материал злодея. Это может быть как волос с поверхности руки, так и пото-жировые следы. Но несмотря ни на что, «профессионалы» в большинстве случаев предпочитают работать именно в них.

— Второе место можно отдать перчаткам из тонкой хорошо прилегающей к руке натуральной коже, — говорит наш собеседник, оперативник уголовного розыска в звании майора. — Они гораздо прочнее резиновых. Однако в них преступникам все же не так удобно, особенно если речь идет о необходимости «работать» с мелкими деталями. Еще одним минусом является риск все же оставить «следы». Если перчатки уже неоднократно использовались, то тонкая кожа может пропитаться биологической жидкостью с рук владельца.

Реже встречаются преступники в тканевых перчатках, хозяйственных или строительных. Их, скорее, надевают, чтобы не поранить руки, а не с целью скрыть отпечатки. Они неудобны, легко могут слезть с руки. И опять же ткань хорошо впитывает в себя биологические выделения.

Ну и совсем уж редко используются при совершении противоправных деяний хозяйственные латексные перчатки. Представители криминального мира считают, что она непрактичны.

— Раньше в перчатках работали только профессионалы, заранее планирующие преступления. Приносили их с собой и надевали непосредственно на месте. Сейчас человек в перчатках легко может находиться в толпе, абсолютно не привлекая к себе внимания , — поделился собеседник. – И это отчасти осложняется нам работу.

Источник

Перчатки резиновые + ток

Здравствуйте, такой вопрос: обычные желтые резиновые перчатки для мытья посуды — проводят электрический ток? Я, конечно, понимаю, что для этого дела проще купить специальные перчатки. Просто стало интересно именно про эти.

смотря какое напряжение подать 🙂

Если чистые то не проводят. Но не проще ли пробки вывернуть?

ТС собрался залезть на столб с 10кВ и быстро срубить бабла?

большая опасность в том, что такие перчатки очень легко повредить. Так же любой тоненький проводок их проколет с неизбежным профитом.

сматри не купи с дырочками, и да учти что в них руки потеют (ну как минимум влажные)

Они тонкие -> будут работать как диэлектрик в конденсаторе -> слабый ток все равно будет течь, хоть и не «шарахнет», но все-таки.

И да, если жилка провода проткнет эту тонюсенькую перчаточку, будет ой как нехорошо.

пробки выверни. ток они не проводят, но по технике безопасности работать с электроустановками в них нельзя

Народ, вы в каком веке живете? Какие пробки? Сейчас у всех автоматы стоят, пробки только в сверхстарых хрущевках, где ремонт уже 100 лет никто не делал.

>Народ, вы в каком веке живете? Какие пробки? Сейчас у всех автоматы стоят, пробки только в сверхстарых хрущевках, где ремонт уже 100 лет никто не делал.

живу в дойчляндии. Стоят пробки с плавкими предохранителями у половины моих знакомых. Так что ты бы не спешил.

У меня, у меня пробки. Хозяйка квартиры сказала, что пять лет назад автоматы заискрили, пришёл монтёр взял себе автоматы, а поставил пробочки тёплые ламповые. Говорил что автоматы говно, а пробки рулят. 🙂

Для 220V пойдёт, для 380V уже не решился бы.

А изоляционная лента (название, какбе намекает, да). Она тонкая — 1 слой не будет проводить те же 220?
И вообще, как-нибудь на коленке, без приборов можно узнать, проводит данный материал ток или нет?

У меня стоят пробки. Дефлотсити-2, дом

Батарейка — 1 шт
Лампочка — 1 шт
Провод — 1 м

Замкни, замерь напряжение и ток, . профит.

На скорую руку приходилось в них работать с переменным током

110 В. Все нормально, но лучше действительно обесточить.

Ну, вроде, получил ответ на свой вопрос. Всем спасибо 🙂

>Народ, вы в каком веке живете? Какие пробки? Сейчас у всех автоматы стоят, пробки только в сверхстарых хрущевках, где ремонт уже 100 лет никто не делал.

да-да, и на жигулях никто не ездит. а у нас в Сибири борщ из шишек варят

Просто я первый раз в жизни видел пробки у бабушки, когда был совсем маленьким. Второй раз — в старючей хрущевке, где снимал квартиру.

Я и не думал, что народ до сих пор добровольно в своих квартирах это использует.

>Я и не думал, что народ до сих пор добровольно в своих квартирах это использует.

а что в них плохого?

От напряжения зависит. От 200 киловольт тебя и профессиональные не спасут.

>а что в них плохого?

То что когда они перегорают то обыватели не найдя на замену ничего ставят «жучки» которые приводят к пожарам. Да и автоматы с комбинированными расцепителями защищают и от перегрузки и от КЗ а дифференциальные еще и от поражения током.

недавно в смотровых перчатках (типа хирургических) брался за паяльник для выжигания рогов у телят- проверить начал ли нагреваться- проверил, нормально, паяльником ткнул в телёнка- он сдох, а врача, который его фиксировал нехило так шандарахнуло. так что даже совсем тонкие не проводят ток в 220.

>>а что в них плохого?

То что когда они перегорают то обыватели не найдя на замену ничего ставят «жучки» которые приводят к пожарам. Да и автоматы с

комбинированными расцепителями защищают и от перегрузки и от КЗ а дифференциальные еще и от поражения током.

наличие пробок никак не отменяет наличия дифференциального предохранителя.

А от перегрузки и от КЗ отлично защищают плавкие предохранители.

>А от перегрузки и от КЗ отлично защищают плавкие предохранители.

Предохранители не защищают от перегрузки например асинхронные двигатели — пусковой ток у них в 5-10 раз превышает номинальный. В результате по время-токовой характеристике нужно ставить предохранитель номинальный ток которого уже будет нечувствителен к перегрузке, меньше ставить нельзя — его просто выжгет при первом же пуске двигателя.

>пробки
сколько, оказывается, тут олдскульных ССЗБ :3

>>А от перегрузки и от КЗ отлично защищают плавкие предохранители.

Предохранители не защищают от перегрузки например асинхронные двигатели — пусковой ток у них в 5-10 раз превышает номинальный. В

=> такие двигатели нельзя подключать к бытовой электросети.

Читайте также:  Пиджак под джинсы для мальчика 15 лет

>такие двигатели нельзя подключать к бытовой электросети.

у меня частный дом и 3ф ввод — все можно.

Во-первых, они неудобные в эксплуатации, во-вторых, не уверен, что больше 16А их цоколь выдержит. А в квартиру надо вводить ампер 40-50, а потом уже ставить распределительные автоматы по комнатам, ампер на 25 на розетки и ампер на 10 на свет.

>>такие двигатели нельзя подключать к бытовой электросети.

у меня частный дом и 3ф ввод — все можно.

>Во-первых, они неудобные в эксплуатации, во-вторых, не уверен, что

больше 16А их цоколь выдержит. А в квартиру надо вводить ампер 40-50,

а потом уже ставить распределительные автоматы по комнатам, ампер на 25 на розетки и ампер на 10 на свет.

Есессно, что пробки стоят не на общий ввод, а на каждую комнату/комплекс комнат отдельные пробки.

>по комнатам, ампер на 25 на розетки и ампер на 10 на свет.

Хренасе — у тебя 2,2 кВт светильники ?

А там без разницы — хоть на 5А, хоть на 10.

По нормам хрущевок, больше чем по 16А на свет и розетки нельзя. На плиту и то 25А.

Хотя в сумме и получилось 40-50А :D.

> обычные желтые резиновые перчатки для мытья посуды — проводят электрический ток?

Нет. Но ля прочности я б еще пальцы изолентой обмотал

А зачем в каждую комнату, помоему достаточно (свет) / (розетки) / (плита чайник водонагреватель стир. машинка (медь естественно))

Когда-то холодильник в семье был один и дохлый, телевизора могло и не быть, компьютеров, пылесосов, микроволновок, стиралок и т.п. как бы и не было.

У пробок есть только один плюс — когда их убираешь есть видимый разрыв, так что даже без индикатора не страшно лазить.

> паяльник для выжигания рогов у телят

Брр, вечно у тебя жесть какая-то.

Нужно вам, допустим, только в одной комнате свет отключить (розетку поменять, скажем) — не гасить же все! Это удобно. Можно освещение и розетки на общий автомат вешать, но желательно, чтобы все-таки квартира (даже однокомнатная) была хотя бы на две зоны поделена с автономным отключением.

Вот у тебя он есть дома, у меня есть, это значит он у каждого, включая топикстартера, есть?

и туалетной бумагой. ну так, чисто поржать.

это значит он у каждого, включая топикстартера, есть?

у каждого кто лазит в розетку должен быть мультиметр 🙂

и IV группа по э/безопасности, ага

ты прикалываешься? Он стоит меньше 200руб(вместе с батарейкой) и такой же инструмент как отвёртка, плоскогубцы, изолента итп.

Источник

Тренд: браслет, который бьет током за дурные привычки

Я думаю многие слышали про браслет, который бьет током чтобы отучиться от плохих привычек. Не знаете ли какие нибудь дешевые аналоги? и как ваше мнение, помогает ли он избавиться от вредного?

Мотивирующий браслет-электрошокер для самодисциплины назвали в честь первого русского нобелевского лауреата — Ивана Петровича Павлова, и нетрудно догадаться, почему.

С помощью браслета Pavlok у человека вырабатывается условный рефлекс на определенные раздражители, как у собачки, которая помогла физиологу понять сущность нервной деятельности.

Хозяин браслета приучается к хорошим привычкам (например, вставать в нужное время) и избавляется от дурных (грызть ногти, курить, переедать и т. д.). Устройство можно настроить с помощью смартфона. Оно муштрует человека тремя способами: звонком, вибрацией или слабым разрядом тока, сродни покалыванию от акрилового свитера.

Браслет изобрел выпускник Стэнфорда, программист Маниш Сети. Молодой разработчик прославился в интернете тем, что однажды нанял помощницу, которая давала ему пощечину всякий раз, как он отвлекался от работы. Маниш похвастался в блоге, что его производительность подскочила с 38 до 98 %.

Дубликаты не найдены

А как он определяет, когда человек матерится?

Браслет отучит меня от онанизма. правой рукой

Я недавно сравнивал интим товары немецкого производства с ценником от 20к и алиэпресс от 5к ))) разница колососальная, но в итоге я купил красный шарик на черном ремешке (как из криминального чтива) за 500 рублей и повесил на зеркало в машине 😀

Ну. я бы постеснялся агрессировать на владельца машины, где висят висят бдсм приблуды, мало ли как именно ебанулся этот человек и что еще у него там может быть.

Какое-то наедалово. Как этот браслет поймет что я грызу ногти, курю, переедаю и т. д?

А мне вообще кажется что это рекламный пост, правда тоже не понимаю как он определит что ты куришь или матюкаешся, разве что как будильник, или как человек который говорит пора идти на работу харэ дома чай пить и тд

Кажется, пост написан опытным батей.

Набухался и подрался с браслетом.

Автор изобретения — птица гордая. Пока током не херакнешь — не полетит.

Не знаете ли какие нибудь дешевые аналоги?

Честно говоря среднестатистического-нормального человека, этот браслет убил бы током к концу 1 дня. я думаю)

сделать в форме ошейника и вешать всем власть имущим с соответствующими настройками.

жаль что если и будут кому вешать, то простым работягам )))

Взгляд из детства

Меня иногда спрашивают:

– Зачем на консультациях ты обсуждаешь с человеком его детство?

Вот, что я отвечаю:

– Чтобы показать, что привычки тревожиться, ревновать, прятать свои эмоции – это не его привычки. Это привычки маленького ребёнка, который оказался в среде, где эти привычки в нём воспитали. Чтобы напомнить – ты больше не ребёнок. И когда этот иррациональный малыш встретится со взрослой личностью, произойдёт конфликт. Они поспорят. Поспорят о том, кто должен диктовать условия. Если верх возьмёт ребёнок, привычки сохранятся. Если взрослый, есть шанс всё изменить.

Выжить

Я люблю повторять, что единственная мотивация нашего организма – выжить. Из этого вытекают чуть более сложные мотивации – размножаться, создать безопасное убежище, не умереть от голода. А оттуда уже и совсем сложные, вроде получить повышение, сделать ремонт, купить пива по акции.

Но вот о чём я упоминаю редко – такой же мотивацией выживания обладают все «плохие» психологические механизмы: тревога, ревность, перфекционизм. Тревога пытается уберечь нас от опасности (пусть часто и надуманной), ревность пытается увеличить шансы на размножение, перфекционизм – избавить от непредвиденного хаоса.

Иронично, но мозг всегда на нашей стороне.

К сожалению, он до сих пор думает, что мы застряли в древнем мире, который хочет нас сожрать. Так что да, наша психика делает всё правильно, но с учётом координат, которые устарели несколько тысяч лет назад.

Ну или мы с прогрессом просто немного забежали вперёд.

Место привычки

Переделать себя очень трудно. Если быть точным, трудно создать новую привычку. Причём в детстве это давалось нам гораздо проще. Если мы не росли в семье гиперконтролирующих родителей, мы спокойно пробовали новое, гоняли мяч, садились на велик, учились плавать. К сожалению, статистика показывает, что чем мы старше, тем консервативнее.

Почему так происходит?

Есть несколько биологических причин. Например, у ребёнка количество синапсов (связей между клетками мозга) гораздо больше, чем у взрослого человека, поэтому ребёнок быстро впитывает примеры и хаотично соединяет нейроны в ответ на любую внешнюю реакцию.

У взрослого человека синапсов становится меньше, но проблема даже не в этом. Проблема в силе существующих привычек. С детства мы безостановочно создаём в буквально «чистом» мозгу огромное количество нейронных связей на основе примеров извне. Не все эти примеры хорошие, но мозгу всё равно, он ведь пустой, главное чем-то заполнить пространство. И вот получается:

– Если я вижу, как родители (тёти, дяди) объедаются, я считаю, что порции по полкило – это нормально, и формирую привычку неправильного питания.

– Если я вижу, как отец изменяет матери, а она терпит, то принимаю, что такая система нормальна и нет необходимости строить доверительные отношения, а лучше заниматься сексом со всем, что движется.

– Если я вижу, как родители пропадали на работе или хвалили меня только за пятёрки, я считаю, что единственный способ почувствовать себя любимым – это «быть успешным», и становлюсь карьеристом.

Было бы круто взрослым впервые попробовать салатик, который покажется лучшей едой на свете, и начать исключительно правильно питаться. Но это так не работает. Сейчас место для этой привычки в мозге занято другой нейронной связью, которая реагирует на жареную курицу и сладкий пирожок. То же самое касается психологических привычек.

Если сейчас мы пытаемся перестать сравнивать себя с другими или меньше катастрофизировать, в голове первым делом срабатывают нейроны, которые отвечают за старую привычку сравнения и тревоги. Что происходит, когда мы хотим действовать противоположным образом? Мозг воспринимает это, как угрозу своему выживанию. Он как бы говорит:

– Мы что, в опасности? Зачем ты действуешь не по старой схеме? Это какие-то новые, непредсказуемые условия? Ты что, вообще офонарел?!

Конечно, на самом деле рационально мы понимаем, для чего это делаем. Мы бросаем объедаться, чтобы перестать испытывать одышку, мы не хотим спать со всеми подряд, потому что хотим почувствовать настоящую привязанность, мы не хотим быть трудоголиком, чтобы получать удовольствие от жизни. Единственная проблема – это всё отложенный результат. Инстинктивная часть мозга не рассматривает такие категории. Она училась выживать здесь и сейчас. Потому что, если ты не выжил сейчас, не будет никакого потом.

Из этого следует одно из самых важных правил перемен. А возможно, и самое важное – нужно научиться ничего не предпринимать тогда, когда поднявшийся в вашем мозгу уровень кортизола (гормона стресса) создает ощущение угрозы. Не предпринимать ничего идет вразрез с глубинными инстинктами, но позволяет вам вносить изменения в свою жизнь. Пока вы ничего не предпринимаете, у вас есть время подумать над альтернативными вариантами действий вместо того, чтобы просто сбежать.

– Вы нервничаете в процессе общения? Позвольте себе это делать, но не избегайте людей.

– Вы пытаетесь всё контролировать? Позвольте внести немного хаоса в свою жизнь.

– Вам хочется полностью раствориться в другом человеке? Хоть ненадолго останьтесь в тревожном одиночестве.

Как я сказал, переделать себя трудно. И трудно не потому, что перемены слишком сложные, а потому, что место для этих перемен внутри нас уже занято. Его нельзя просто освободить. Его можно только забрать. Силой.

Какая болезнь заставляет танцевать?

Впервые я узнал об этом заболевании,когда читал книгу(трехтомник) «Биология» под авторством Тейлора, Грина и Стаута. Пособие английское,но переведено на русский язык. Именно там я увидел заголовок: «Хорея Гентингтона». Тогда еще подумал: «Что за название странное такое?» Но потом все прояснилось.

Слово «Хорея «,как оказалось, переводится с греческого как «танец»(с чем это связано я скажу чуть позже), а часть «Гентингтон» в названии объясняется еще банальней, дело в том,что так звали ученого, по сути открывшего данное заболевание.

А теперь неожиданно мы переместимся в далекий 1872 год. 8-летний Джордж Гентингтон стал свидетелем страшной картины: «Две женщины,мать и дочь,обе высокие,худые,смертельно бледные,дергались,извивались и гримасничали». Вся эта ситуация напоминала танец,странный,никому неизвестный танец,отсюда и название(хорея).

Читайте также:  Бурда выкройки платьев для начинающих простые выкройки

С чем же связано такое поведение больных? На картинке вы видите 4-ю хромосому. Также я вставил картинку по строению хромосомы. Так вот, посмотрим на 4-ю хромосому,на её короткое плечо,там мы видим участок,называемый 4p16.3. В данном участке и расположен ген HTT(Гентингтон), экспансия которого и вызывает хорею. Что такое экспансия? Данный термин означает многократный повтор. В случае хореи таких повторов гена HTT должно быть больше 36, если же повторов(CAG-повторы) меньше,например, 30,то хорея не развивается. Итак,почему возникает болезнь Гентингтона теперь понятно,осталось прояснить конкретные проявления данного заболевания и механизм передачи следующему поколению.

Хорея Гентингтона очень тяжелое заболевание. Оно течет довольно медленно,но при этом неуклонно прогрессирует. В прогрессивной форме заболевания наблюдается гиперкинезия(насильственные,неконтролируемые движения) и деменция. В основном это связано с тем,что поражаются клетки головного мозга( клетки подкорковых(базальных) ядер).

У хореи есть две особенности,о которых стоит сказать. Во-первых,чаще всего симптомы болезни Гентингтона проявляются в среднем возрасте,когда у многих людей уже имеются дети, и с этим обстоятельством связана следующая особенность. Ген,кодирующий хорею,является доминантным,то есть при поражении одного родителя вероятность рождения больного ребенка будет составлять 50%. Еще одной особенностью является то,что пока науке достоверно неизвестно какую функцию имеет белок,кодируемый нормальным геном HTT.

Как видите(картинка), в России распространенность имеет довольно большой разброс,в среднем же распространенность определяется на уровне 1,93 на 100 000 человек.

Мотивация дофамином

Предлагаю поговорить про мотивацию. Сначала про биологическую, а потом про психологическую.

С точки зрения биологии, больше всего на перемены нас мотивирует гормон счастья дофамин, его ещё иногда называют «гормоном прогресса». Напомню, мозг вырабатывает дофамин в двух случаях.

Первый – когда мы предвкушаем желаемое (видим в журнале крутую тачку). Причём, когда мы начинаем копить деньги на машину, когда рассказываем друзьям о будущей покупке, мозг тоже кормит нас дофамином, потому что всё это часть предвкушения.

Второй – когда мы получаем желаемое (покупаем крутую тачку). Тут мы получаем большую дозу дофамина за то, что хорошо поработали, чтобы получить желаемое.

Логично, что без предвкушения мозг не будет давать дофамин за получение чего-либо. Простыми словами, чтобы получить удовольствие от покупки машины, мы должны хотеть эту машину. Но как мозг выбирает, за что мотивировать нас дофамином, а за что нет? Например, если я предложу вам попробовать стать пловцом и завоевать олимпийскую медаль, у вас вряд ли так сразу возникнет желание проводить по 50 часов в неделю в бассейне.

Теперь самое важное.

Наш мозг использует дофамин как меру оценки того, стоит ли ввязываться во что-то ради достижения желаемого. Если предвкушение описано перспективно, дофамина вырабатывается больше. Если же дело кажется мозгу крайне утомительным и сложным, дофамина мы получаем меньше. Например, если мы видим на весах трёхзначную цифру, завалиться на диван кажется проще, чем пойти в спортзал. Мозг скорее подумает:

– Игра не стоит свеч.

Я не фитнес-тренер, поэтому меня больше интересует, как дофамин мотивирует нас на психологические перемены. Принцип работы здесь такой же: если мозг создаёт достаточно сильное ожидание от потенциального результата, он будет кормить нас дофамином ради дополнительных усилий. Эти ожидания в отношении психологических перемен обычно создают три вещи:

Коротко обо всём.

С примерами всё просто – если вы считаете свои отношения неудачными и видите знакомых, у которых этих отношения развиваются очень хорошо, вам тоже хочется таких отношений. Если вы страдаете от тревоги и находите уверенного в себе друга, вы тоже хотите разобраться со своими проблемами.

Год назад ко мне обратилась девушка с проблемой самооценки. Она написала мне после того, как встретила молодого человека, который влюбился в неё и не пытался переделать. В этот момент она поняла, что большую часть жизни прожила в окружении, которое не принимало её и подарило множество тревожных ожиданий, которые могу разрушить счастливые отношения.

С опытом ещё проще. Например, вы боитесь говорить «нет», но однажды собираетесь с силами делаете это в первый раз и получаете положительный результат. Мозг начинает подбадривать вас, чтобы вы вернулись к приятному опыту и продолжали пробовать. В контексте терапии – это путь маленьких шагов, когда терапевт (или психолог) предлагает человеку пробовать что-то новое, чтобы понемногу преодолевать тревогу.

Со знаниями сложнее. В данном случае речь о знаниях, которые помогают нам понять, что наши усилия действительно приведут к переменам. Об этом можно прочитать в книгах по психологии или в хорошей литературе по саморазвитию. Самый лучший вариант – это психолог, потому что в его задачи изначально входит объяснить человеку, что перемены в психике стоят прилагаемых усилий.

Если вы хотите сделать первый шаг к любым переменам – создавайте предвкушение. Это надёжный механизм мотивации, который биологически заложен внутри всех нас. Окружайте себя людьми, на которых можно равняться, погружайтесь в новый опыт хотя бы в мелочах и открывайте для себя знания о том, куда приводят психологические перемены.

Надеюсь, с последним пунктом вам помогают и мои тексты.

Сила внимания

Если бы вы попросили меня назвать самый важный навык для развития здоровой психики, я бы ответил:

Этот навык лежит в основе буквально всех психологических привычек: контроля эмоций, следования желаниям, развития социальных навыков, эмпатии и т. д. Сегодня я хочу подробнее рассказать о том, как работает наше внимание и почему оно так важно для безтревожной жизни.

Если говорить просто, то управлять вниманием – значит быть внимательным. Внимательным к своим эмоциям (отмечать моменты их появления), внимательным к другим людям (вовремя замечать чужие реакции) и т. д. И раз управление вниманием я назвал самым важным навыком здоровой психики, а я люблю повторять, что психологические проблемы есть у всех, значит, начать стоит с того, почему мы так невнимательны к себе и окружающим.

Биологически (и немного условно) мозг можно разделить на две части: новый мозг и старый. Старая часть мозга – это «рептильный мозг» плюс «мозг млекопитающего». Они отвечают за наши инстинкты и эмоциональные реакции. Именно благодаря старому мозгу, когда на нас бежит бешеная собака, в кровь автоматически выбрасывается адреналин, зрение становится острее, а мышцы напрягаются. Новый мозг – это кора, или неокортекс, он отвечает за интеллект и нашу «рациональность». Именно он помогает нам переключить внимание с десятого кусочка торта на своё здоровье и остановить чревоугодие.

Как вы догадались, именно старый мозг отвечает за первоначальные реакции внимания. Когда мы смотрим, как маленького Немо забирают рыбаки, именно из-за старого мозга глаза против воли увлажняются. Ремарка: старый мозг можно назвать старым, потому что эволюционно он сформировался раньше коры и большинство реакций там уже давно стали автоматическими. Когда мы ссоримся и начинаем кричать друг на друга, работает как раз старый мозг, он защищает наше самоуважение и чувство собственного достоинства. Когда же мы остываем и начинаем включать рациональность, к делу подключается кора.

Теперь к выводам:

– Эмоциональное внимание (древнего мозга) инстинктивно.

– Контроль внимания (из коры) нужно осуществлять вручную.

И вот этому ручному управлению нас никто не обучал. Нам не объясняли ни принципов работы мозга, ни принципов появления эмоций, поэтому часто наши реакции остаются инстинктивными. Ребёнок нашкодил – нужно орать, толкнули в метро – нужно орать, увидел вкусняшку – нужно орать. Точно так же мы не замечаем чужих эмоций и переживаний, потому что находимся под контролем инстинктивного, а не рационального внимания.

Как следствие, если мы учимся сознательно (!) быть внимательными к своим реакциям и замечать их появление, то мы можем взять их под контроль.

Как же этому научиться?

На самом деле просто (в теории). Достаточно начать обращать внимание на свои эмоции. Тут вы можете возразить:

– Но я ведь обращаю внимание на свои эмоции! Вот когда мы последний раз ссорились, разнесли половину квартиры, сели в разных комнатах все в слезах и не разговаривали, я сразу обратил внимание, что злюсь.

В этом и проблема. Мы слишком поздно подключаем рациональность. Как-то на консультации ко мне обратилась молодая мама, которой было тяжело сдерживать эмоции, когда сын начинал плохо себя вести. Причём после того, как она начинала кричать на него, она сильно жалела, но не могла ничего поделать. Поэтому я предложил следующие пару недель следовать двум правилам:

1. Стараться как можно раньше отмечать, когда ты начинаешь поддаваться эмоциям.

2. Не пытаться контролировать эмоции, не злиться на себя, если ты не сдержался, а просто обратить (!) на них внимание.

Второе правило очень важно, чтобы не создавать завышенных ожиданий. Первое время очень сложно вовремя обратить внимание на свои реакции. И если в этот момент начать ругать себя, мозгу захочется всё бросить. И да, это не быстрый процесс. На это требуются месяцы рационального внимания. С другой стороны, и требуется от вас немного – просто замечать (!) свои реакции, а уже через пару недель вы поймёте, что начали раньше реагировать на порывы и теперь действуете по-другому, ведь у вас появляется время подумать.

Повторюсь, управление вниманием важно везде.

Раньше замечаете изменение своих эмоций – быстрее берёте их под контроль.

Раньше замечаете импульсивное желание – быстрее решаете, следовать ему или нет.

Раньше замечаете чужие эмоции – быстрее можете рационально среагировать.

Мы плохо контролируем своё внимание, потому что нашим предкам оно было нужно в первую очередь, чтобы реагировать на тигров в кустах, а не на кричащих детей, оскорбительные комментарии или чужие переживания. Но мы можем научиться лучшему контролю и, как следствие, более продуктивным реакциям. Мы можем научиться не поддаваться инстинктам. И всё, что для этого нужно – стать чуточку внимательнее к себе.

Даниэль Амен про сканирование мозга

Есть такой товарищ Даниэль Амен. И он сильно агитирует за применение сканирования мозга для постановки психиатрических диагнозов.

Большинство психиатров/психотерапевтов/психологов ставят диагноз своим пациентам исключительно по личным беседам, наблюдениям и тестам. При этом отрицают методы изучения мозга, отдавая это на откуп научным исследованиям и неврологии. И в результате назначают терапию просто методом тыка: не подошло это, попробуйте другое.

Дело в том, что одна и та же проблема, например, депрессия, у разных людей может быть вызвана разными причинами, и сканы мозга могут показать это:

Вот аналогия: в XXI веке не делать сканы мозга – это все равно, что не делать рентген при переломе ноги или отказаться от УЗИ и КТ.

Психиатры – до сих пор единственные врачи, которые не видят орган, который лечат. © Даниэль Амен

P.S. К чести российских медиков в некоторых наших псих. центрах есть услуги исследования мозга, но обычный психолог вряд ли предложит вам подобное.

Привычки и убеждения

Психологические перемены состоят из привычек и убеждений.

Хороший психолог сначала помогает разобраться с убеждениями, а потом переходит к привычкам. Разобраться с убеждениями – значит объяснить человеку, как он оказался там, где оказался, и определить, куда человек хочет попасть. Для этого психолог помогает понять, какие убеждения у человека сформировало его окружение (особенно в детстве), например:

Читайте также:  Технология изготовления изделия платья

– Я жертвую своими желаниями ради других, чтобы никого не обидеть и чтобы ко мне относились хорошо.

После этого психолог помогает понять убеждения, к которым человек хочет прийти. Как вариант:

– Я чувствую себя счастливым, следуя своим желаниям. Я окружаю себя только теми людьми, которые принимают меня с моими недостатками и не пытаются переделать.

Лично я стараюсь на первой консультации разобраться с первой частью, то есть чётко понять, от чего человек пытается уйти, а на второй – поговорить о том, к чему человек хочет прийти на основе его истории. И только после этого мы начинаем обсуждать, что нужно делать, чтобы приблизить это здоровое представление о себе. Другими словами, до момента обсуждения действий проходит минимум неделя, пока человек живёт с осознанием проблемы и её обоснованием.

Распространённая ошибка «жизненных» психологических советов в том, что нам сразу говорят, что делать. Правда в том, что большинство и так это понимает. Большинство понимает, чтобы не лениться, нужно получать новый опыт, чтобы развить уверенность, нужно уметь говорить «нет» и т. д. Только действие само по себе не даёт ответа. Именно по этой причине мне не нравятся психологические статьи-инструкции: «10 способов поднять самооценку» или «8 советов, как наладить отношения».

Человек и так знает большинство этих рекомендаций. Можете открыть любую такую статью и проверить, сколько нового вы оттуда подчерпнёте, а главное – сколько используете. На практике нам нужно понимание того, почему у нас вообще возникли проблемы с самооценкой и отношениями.

Зачем нам это понимание?

Потому что оно усиливает мотивацию для перемен. Обсуждение источника проблем, негативных примеров и старых убеждений отвечает на вопросы:

– Каким я не хочу быть? Чего хочу избежать?

Обсуждение нового здорового убеждения отвечает на вопросы:

– Каким я хочу стать? К чему я стремлюсь?

Без обратной связи мы обычно формулируем свою проблему вроде:

– Хочу исправить самооценку.

И в этом нет ничего страшного. Нас не учили копаться в себе и рефлексировать, но ради подобного ответа не хочется предпринимать усилия. И мы не предпринимаем. Мне тоже изначально пишут именно с такими запросами и спрашивают, как этого достичь, но пока мы вместе не разобрались в причинах, я не дам человеку инструменты. Он, может, только за, но просто не будет их использовать.

Понять, какие привычки нужны для счастливых отношений и здоровой самооценки, можно в гугле за 2-3 минуты, об этом написаны тысячи текстов и сотни книг. Понять, какие убеждения не позволяют нам следовать этим привычкам, можно только рефлексируя, отвечая на вопросы психологу или самому себе. Не знаю, сколько времени потребуется, чтобы найти причины своих убеждений. Но вы по крайней мере можете начать их искать вместо того, чтобы биться над вопросом: «Какая привычка изменит мою жизнь?».

Было с вами?

Детское сознание и психология развития

Дорогой читатель, ты можешь ненавидеть психологию развития, ты можешь ненавидеть детей, они — страшные, тупые, вечно орут, ты чайлдфри – ок, это твоё право. Но эта наука помогает понять нас, взрослых людей. Если вдруг ты захочешь узнать, какого цвета зебра: белая в чёрную полоску или чёрная в белую, то ты не найдёшь ответа, тупо наблюдая за ней часами. Чтобы дать ответ на этот глупый вопрос, тебе придётся изучить развитие зебры (к слову, она черная в белую полоску). Однако, здравствуйте.

Итак, что нам известно о детях? 1. Они – маленькие учёные, которые активно познают мир (активнее взрослых) и которые постоянно выдвигают теории относительно этого мира.

3. Они – гораздо умнее, чем мы считаем.

Что нам нужно, чтобы их исследовать? Надо быть умнее их и немного умнее обычного взрослого, потому что у ребёнка нельзя спросить, о чём он думает или что чувствует, надо постоянно изобретать хитрые методы. Первый метод – посмотреть на мозговые волны. Например, можно построить специальную соску, которая будет играть музыку, когда дети её сосут. И смотреть, как влияет музыка на ярость сосания соски и на мозговую активность.

Второй метод – это взгляд ребёнка. Тем самым мы обращаем внимание на предпочтение ребёнка. Скажем, ты, любимый читатель, хочешь знать, умеют ли дети отличать страшные лица от красивых? Тебе надо взять фото страшного человека и себя, красивого. Смотрим, куда дольше глядит ребёнок, — Profit. Мы также можем обращать внимание на удивление ребёнка. Например, умеют ли дети различать цвета? Показываем ребёнку постоянно синие игрушки, ему становится неинтересно, потому что мозг уже понял, что это за игра. А потом показываем зелёную игрушку. Если ребёнок заметит разницу, он будет смотреть дольше. Как кто-то заметил в комментариях к прошлому посту, полугодовалые дети уже удивляются, когда видят парящий объект, который нарушает законы гравитации.

Как дети приходят к пониманию вещей в мире, когда ничего не знают? Во-первых, из-за взросления нейронов и роста мозга. Б0льшая часто нейронов в твоей голове, читатель, сейчас – те же самые, которые были у тебя ещё в утробе матери. Однако с взрослением нейроны с бешеной скоростью объединяются в сложные сети, эти сети состоят в других сетях, мозг постепенно обучается их «архивировать», запускать не полную программу, а частичную (вам не надо вспоминать, что лев – это дикое животное, семейство кошачих, проживающий на территории Африки и т.д. Мозг просто врубает адреналин на полную и запускает программу «бей или беги»). Во-вторых, из-за процесса миелинизации. Но этот процесс достаточно долгий. Даже тинейджеры до конца не миелинизированны. Их префронтальная лобная часть, например, вообще без миелина (забавно, что эта часть мозга, которая отвечает за всё рациональное, взвешенное и прогнозное, созревает у нас в самом конце годам к 20-21. Вспомните себя в молодости. Украсть дорожный знак! Запросто. Выпить залпом бутылку водки? Пф, подержи-ка моё пиво. Перебежать МКАД с завязанными глазами? Звучит небезопасно, но, чёртов сукин сын, я в деле!).

Проблема детского мозга

Естественно, у детского мозга много проблем, иначе бы они были разумными уже с рождения. Но мы с вами разберём самые занимательные.

Торможение (1-2 года). Лучше всего проиллюстрирует эту проблему тест под названием «А не Б». Для теста вам понадобится: 9-месячный ребёнок, карандаш и две кружки. Берём карандаш и кладём в кружку №1. Ребёнок тянется к карандашу в кружке №1. Повторяем. Повторяем. Повторяем. Хоба! Теперь кладём карандаш в кружу №2 – ребёнок всё равно тянется к кружке №1. Раньше считалось, что ребёнок не в курсе, куда делся объект, но со временем стали замечать, что малыш, хоть и тянется к кружке №1, всё равно смотрит на кружку №2, где лежит карандаш. Бедняга всё понимает, но у него ещё не развилась та часть мозга, которая отвечает за контроль такого поведения. Он знает, где находится карандаш, просто не может остановиться.

Эгоцентричность (3 года). Как я уже писал ранее, дети не могут понять, что другие люди воспринимают мир по-другому. Как мы с тобой, читатель, сможем это проверить? Всё верно, с помощью опыта «Три горы». Детям показывают 3 горы и просят нарисовать их. Вроде изян. А потом их просят нарисовать эти же горы, но с другой стороны, как если бы на эти горы смотрел плюшевый медвежонок. Вот тут-то дети и впадают в ступор.

Сохранение пропорций (5 лет). Тут всё просто для нас (но экстремально сложно для ребёнка). Если перелить воду из стакана в другой, который выше, но тоньше, объём не изменится (я, надеюсь, вы это знаете). Если взять карандаши и сложить их не бок к боку, а конец к концу, их количество не увеличится, хотя фигура станет длиннее. Дети этого не знают, потому что у них ещё нет таких концептов в голове. Собственно, вот ещё один пример: есть кольцевая труба, по ней кидают шарик. Какая траектория будет у шарика: А или Б? Как ни странно, многие взрослые люди ошибаются. Однако, если у них спросить тот же вопрос, но шарик заменить водой, все дают правильный ответ (потому что с водой у них есть прошлый опыт: шланг, душ и т.д.).

Что ещё интересного я могу тебе рассказать, дорогой читатель? Дети, даже новорождённые, уже социализированы. Кстати, ты обязательно должен попробовать этот опыт, если найдёшь новорождённого. Итак, подходишь к малышу, привлекаешь его внимание, наклоняешься и высовываешь язык. В большинстве случаев, ребёнок повторит эту мимику, поддерживая социальную связь (только не забудь предупредить родителей о своём опыте. У молодых родителей меняется химия, они становятся чуточку агрессивнее и могут неправильно вас понять).

Добавлю ещё кое-что. Есть теория, по которой дети не развиваются в контексте единой истории, у них модулярное обучение. Их мозг уже запрограммирован на некоторые знания (которые передаются генами: бойся пауков и змей, не забывай дышать и сосать), но есть и те, которые надо приобрести. Откуда такая теория пошла? Есть определённые нарушения мозга, которые влияют на одну систему, но не на другую. Например, аутизм – это самый яркий пример, как социальная часть мозга отделена от других частей мозга.

Это заболевание есть у 1 из 1.000 человек, в основном у мальчиков. Нехватка социальной привязанности, проблемы с языком, проблема отношений с людьми и, самое главное, «Умственная слепота», как её описал Саймон Барон-Коэн (кстати, это ведущий учёный по аутизму, брат того самого актёра из Бората). На фото Саймон слева.

Аутисты не проявляют никаких нарушений взаимодействуя с физическим миром, они умеют сами кушать, строят конструктор, рисуют, собирают пазлы и т.д.. Но у них есть проблема с людьми. Многие такие дети не умеют разговаривать. Но даже те, кто умеет, имеют нарушения в общении.

У Саймона есть знаменитый тест «Ложных ожиданий». Салли заходит в комнату, кладёт в чёрную коробку жемчужину и уходит из комнаты. Анна вытаскивает жемчужину из чёрной коробки и кладёт её в белую коробку. Когда Салли зайдёт в комнату, в какой коробку она будет искать жемчужину?

Надеюсь, ты правильно решил этот тест, любимый читатель. Вопрос «Где на самом деле мяч?» — это вопрос физического мира, на который все могут ответить. Но вопрос Саймона сложнее. Ответ – в чёрной коробке, даже если жемчужина не там, потому что у Салли ложные ожидания. Для 2-3 лет это сложная задача. Для 4-5 лет – уже решаемая. А для аутистов — нерешаемая. Саймон считает, что разные модули мозга по-разному изолированы у мужчин и женщин. Социальная часть более женская, чем мужская. Он даже шутил, что быть мужчиной – это страдать от лёгкой степени аутизма. Но на самом деле он имел в виду, что аутисты страдают от экстремально мужских мозгов, поэтому аутистов больше среди мужчин.

И да, к сожалению, очень малое число аутистов имеют экстраординарные способности, которые компенсируют их недостатки. Большинство таких случаев просто раздуваются СМИ.

Источник