Меню

Паранджа для женщин востока



Паранджа, хиджаб, никаб — мусульманская одежда или головной убор?

  • Из глубин веков: мусульманский головной убор

    Если видны только глаза — паранджа?

    Волшебные складки чадры и химара

    Подробнее о шейле и хиджабе

    Паранджа и хиджаб покоряют подиумы

    Образ восточной красавицы всегда был окутан тайнами и загадками. Идеально подведенные глаза, говорящий взгляд, взмах длинных ресниц из-под паранджи, которая ниспадает на девичьи плечи роскошными складками… А вот и нет! Это не паранджа. Тогда может никаб или шейла? Как видите, мусульманские головные уборы для женщин весьма разнообразны и с первого взгляда очень похожи. Давайте вместе разбираться, что как называется, и в чем разница. А заодно насладимся сказочно прекрасными образами Востока.

    Мусульманки все чаще отказываются от одежд и головных уборов черного цвета

    Из глубин веков: мусульманский головной убор

    Строгий дресс-код мусульманок прописан не только в Коране, он также регламентируется нормами шариата. Причем в разных странах по-разному: где-то жестче, где-то свободнее. Но в целом, мусульманский платок на голову означает, что женщина находится под покровительством Аллаха. Скрывая волосы и остальные части тела, кроме лица и кистей рук, она демонстрирует смирение и чистоту своей души. Покрывать голову женщины могут и вполне обычными шарфами и шалями, лишь бы скрыть все, кроме лица.

    Афганистан: головной убор обязателен в любом возрасте

    Но не только религия стала причиной возникновения строгих правил ношения мусульманских головных уборов. Во многом именно здравый смысл заставлял мужчин и женщин скрываться от палящих лучей солнца, песка и ветра под многочисленными складками ткани. В христианских странах мало кто разбирается в тонкостях восточного гардероба, поэтому мусульманские головные уборы привычно именуют паранджой. А ведь различий между видами мусульманских платков на голову немало.

    Женщины Востока используют макияж и украшения, чтобы подчеркнуть красоту

    Самый известный — «паранджа». Слово произошло от персидского «фараджи». Так называлась верхняя одежда для мужчин свободного кроя, которую позднее стали носить и женщины. Сегодня мусульманки носят не только паранджу, но и никаб, шейлу, чадру, химар и хиджаб. Современные дизайнеры с удовольствием развивают модную тему для девушек в парандже или хиджабе. Каждый год создаются как комфортные домашние, так и роскошные вечерние мусульманские головные уборы.

    Современная мусульманская одежда в исполнении дизайнеров весьма женственная

    Если видны только глаза — паранджа?

    Итак, рассмотрим такие разновидности мусульманских платков на голову, как никаб и паранджа. Их легко отличить, ведь паранджа (ее еще называют иногда буркой) — это достаточно большое покрывало, можно сказать, просторный халат с длинными ложными рукавами, легко драпирующий лицо и тело женщины. С обязательной прорезью для глаз, которую закрывает плотная сеточка (чачван). Чаще всего девушек в парандже можно встретить на Ближнем Востоке и Центральной Азии. Паранджа — это вид верхней одежды.

    Паранджа не мешает полицейским Кабула в работе Сеточка в парандже — даже глаза рассмотреть сложно

    Никаб — это головной убор преимущественно черного цвета, который скрывает лицо, но открывает глаза его хозяйки сквозь узкую прорезь. Обычно никаб небольшого размера, чаще всего встречается в Пакистане, Йемене и других странах Персидского залива. Чаще всего его носят в сочетании с абайей — длинным платьем без рукавов и пояса. Смотрится такой наряд завораживающе.

    Никакой никаб не скроет красоту В мусульманском мире есть свои модные дизайнеры

    Волшебные складки чадры и химара

    В Турции и на Ближнем Востоке часто можно встретить не только девушек в парандже, но и в химаре. Это ниспадающая накидка с прорезью для лица, под которой мусульманки скрывают волосы, уши и плечи. По длине она доходит до талии. Иногда под химарой виднеется сальмар-камиз.

    Мусульманская одежда ярких цветов уже не исключение

    И, конечно, у многих из нас на слуху — чадра (чаршаф). Она относится к верхней одежде, так как представляет собой длинное примитивное покрывало без украшений. Мусульманки укутываются в чадру с головы до пят. Даже застежек у нее нет, поэтому женщины придерживают ее руками. Лицо при этом остается открытым. Впрочем, если возникает необходимость, всегда можно прикрыть его свободным краем. Иранские женщины чаще всего носят чадру, а на голове никаб.

    Чадра при ходьбе придерживается руками. Но есть и модели на пуговицах

    Подробнее о шейле и хиджабе

    Если коротко, то шейла — это стандартный шарф прямоугольной формы. Его оборачивают вокруг головы, укладывая складками по плечам. Цвет шейлы может быть каким угодно.

    Шейла — самый свободный головной убор мусульманок

    На хиджабе остановимся подробнее. Важно развеять одно заблуждение: мусульманский хиджаб — это не просто мусульманский платок на голову. На востоке хиджабом называется любое одеяние, которое соответствует требованиям шариата. А в наших странах это почему-то считают исключительно головным убором, которое оставляет открытым лицо, но традиционно скрывает волосы, уши, шею и слегка плечи. Разновидность хиджаба с шапочкой и шарфом называется амира. Обычно в форме рукава и надевается на голову сверху, прикрывая плечи.

    Читайте также:  Виды тканей для легких платьев

    К качеству хиджабов спортсменок более высокие требования Новые веяния: хиджаб плюс защитная маска

    Паранджа и хиджаб покоряют подиумы

    Мусульманские модницы с удовольствием следят за новинками модных домов. Посещают недели моды в ОАЭ и Иордании. Не так давно D&G даже выпустили коллекцию хиджабов с мусульманскими принтами, декорированных кружевами и стразами. А Nike выпустили серию фирменных буркини — закрытых купальников для мусульманок. Невероятно популярна американская супермодель Халима Аден, которая всегда появляется на подиуме в хиджабе.

    Мусульманский купальник буркини Мусульманский платок может быть почти прозрачным Высокая мода: мусульманские нотки в образе от Givenchy Никаб в стиле кэжуал

    А с целью просвещения в мире уже который год 1 февраля проводится всемирный день хиджаба. И каждая желающая может примерить на себя этот необычный мусульманский платок на голову.

    Источник

    Такой разный хиджаб: платок в исламе и платок вне ислама

    Почему женщины покрывают голову не только в исламе и как хиджаб связан со эмансипацией

    Вопрос о хиджабе никогда не вызывал таких бурных дискуссий, как последние 200 лет. После развала Советского Союза религия стала активно возвращаться в публичное пространство, и вопрос женского платка снова оказался актуальным и политичным. В отличие от наших предшественников, для многих этических мусульман платок — это уже не одежда матери и бабушки. Это одежда, подразумевающая соблюдение и приверженность религии.

    Мы предлагаем посмотреть на феномен хиджаба с разных сторон. Мы покажем, что покрывало не является частью исключительно исламской культуры, но было распространено и до ислама. Кроме того, мы объясним, каким образом хиджаб утвердился как часть ислама и как хиджаб связан со свободой женщины и ее высоким статусом.

    Платок в культуре народов

    Вся палитра одежды, ассоциирующаяся сегодня с традиционным Каиром и Багдадом, от хиджаба, никаба, паранджи и открытых нарядов, существовала у арабов и до ислама. С другой стороны, это не сугубо арабская традиция. Так, подобные порядки существовали в античной Греции (Aphrodite’s Tortoise, The Veiled Woman of Ancient Greece), в Византии (Gabriel Radle, The Veiling of Women in Byzantium) или в Иудее. Верующие иудеи до сих пор закрывают волосы, но делают это при помощи шляпки или парика (хотя есть и носящие платок).

    «Покрытая танцовщица», Александрия, III—II век до н.э. Фото: metmuseum.org

    Покрывало в древнеперсидской, ассирийской и месопотамской культурах было показателем высокого статуса женщины. Ношение платка рабынями и проститутками было уголовно наказуемо. Позже, как мы покажем далее, это понимание перешло в ислам.

    Кроме того, покрытие головы являлось необходимым элементом отправления культа. В языческой культуре голову покрывали жрицы богини Весты. В Новом Завете строго сказано о том, что женщина должна покрывать свою голову в храме: «Но всякая женщина, которая молится или пророчествует с непокрытой головой, навлекает позор на свою голову. Она подобна женщине, которая обрила себе голову» (1-е Коринфянам 11:5). Понимание покрывала как части культа также вошло в ислам, где покрытие определенных частей тела является условием действительности молитвы.

    На протяжении тысячелетий покрывало было неотъемлемой частью как ближневосточной, так и европейской или даже индийской культур. Неприятие Запада закрытой одежды обострилось на фоне теракта 11 сентября 2001 года и войны в Афганистане, когда афганская паранджа — «бурка», закрывающая все тело вплоть до глаз, стала ассоциироваться с закрепощением и унижением женщины на Востоке. Все это соседствовало с необходимостью обоснования начавшейся контртеррористической войны и стало переломным моментом Новейшей истории. Изменился и образ Востока: если в колониальный период Восток больше ассоциировался с гедонизмом, удовольствием и таинственной мудростью, то теперь он стал ассоциироваться, наоборот, с ханжеством, невежеством и фанатизмом.

    Подобно другим практикам, например, паломничеству-хаджу, «запретным месяцам» и обрезанию, покрытие женщин существовало в арабском обществе и до ислама. С точки зрения мусульман, до пророка Мухаммада к арабам (как и к другим народам) приходили другие пророки и, вероятно, устанавливали эти практики. Тем не менее нельзя утверждать, что ислам «обязал» женщин носить покрывало, он лишь легитимировал уже имевшиеся в обществе обычаи.

    Одежда арабских женщин до ислама. Фото: siue.edu

    Хиджаб в исламе

    Интересна история ниспослания «аята о хиджабе», которая приводится в «Сахихе» Бухари, второй по важности книге в исламе после Корана. В соответствии с ней, интенция на введение хиджаба как религиозной обязанности была задана Умаром бин аль-Хаттабом, вторым праведным халифом. Кроме того, в этом предании используется само слово «хиджаб» в форме глагола повелительного наклонения «ухджуб».

    Читайте также:  Платье комбинезон модели вечерние

    «Что же касается ‘Умара, то он часто говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Покрывай (ухджуб) своих жён», однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого. Однажды вечером жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зам’а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а ‘Умар обратился к ней: «Мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это,) желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал аят. («Сахих» Бухари, 146)».

    Слово хиджаб с арабского переводится как «преграда» или «завеса». В самом Коране слово «хиджаб» не используется в том смысле, который нас интересует. Вместо этого использованы два других слова, родственные по смыслу, — «химар» и «джильбаб».

    «Пусть они не выставляют напоказ свою красоту, помимо того, что видно. И пусть прикрывают покрывалом (хумур, мн. ч. от «химар») вырез на груди (ан-Нур, 31)».

    Химар, если обращаться к арабским словарям, переводится как «кусок ткани, покрывающий голову». Это слово происходит от глагола «хамара», означающее «скрывать, покрывать». В одном из хадисов передается, что женщины города Медина, услышав этот стих, покрыли тканями свои волосы.

    «…О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих, чтобы они опускали свои покрывала» (джалябиб, мн.ч. от «джильбаб»; аль-Ахзаб, 59).

    Джильбаб — это слово, означающее свободную длинную одежду. Потому подразумевается, что одежда мусульман должна не только покрывать все тело, но и не быть обтягивающей и скрывать силуэт.

    Исламские богословы постановили, что авраты (части тела, которые подобает скрывать) включают в себя все тело, кроме лица, ступней и кистей. Часть теологов утверждает, что степень покрывала зависит от традиций и «испорченности общества». Считая, что в обществе начали распространяться пороки, некоторые теологи стали считать желательным или обязательным покрывать и лицо. В правовой школе шафиитов же и вовсе распространилось мнение, что хиджаб желательно носить и мужчинам, в особенности молодым и красивым, дабы не смущать женщин.

    У самого хиджаба есть лишь общие условия, но нет установленной формы. Хиджаб не обязательно должен быть черным, похожим на то, что носят женщины из Залива. Это вполне может быть европейская одежда, но соответствующая условиям покрытия «аврата».

    Костюм старообрядцев из Нижегородской губернии. Фото: ruvera.ru

    Древние тексты добавляли к этому, что эти ограничения касаются только свободных женщин, и не касаются рабынь. Все это писалось тогда, когда во всем мире процветало рабовладение. И в исламском обществе хиджаб являлся инструментом определения свободных женщин, субъектов общества. Хиджаб здесь выступал инструментом защиты женщины от посягательств на ее честь со стороны мужчины. В этом смысле исламская философия проста: мужчина есть мужчина и женщина есть женщина, мы не будем менять их природу. Вместо этого мы изменим среду.

    Хиджаб и объективация

    В Новое время эпоха рабовладельческих обществ начала сходить на нет. В сущности, в самом исламе существует интенция на освобождение рабов: это предписано за большое количество провинностей (например, пропуск поста) и считается благим делом. В то же время существовал только один способ закрепощения — военный поход. Сами рабы, таким образом, могут пониматься как военнопленные. Экономическое рабство в шариатском праве запрещено. Это также одна из причин запрета ростовщичества.

    Интересный взгляд на вопрос рабства предложил Джоннатан Браун, ученый-исламовед из Джорджтаунского университета, в своей книге «Рабство в исламе». Браун говорит, что «рабство» является словом, меняющим свое значение от общества к обществу. Запрещая «рабство», нужно конкретизировать, что именно имеется в виду. Рабы в исламском обществе были прежде всего военнопленными и их потомками, но также являлись предметом торга.

    Мы живем в капиталистическом обществе, где красоте и сексуальности уделено такое значение, которого не было никогда в истории. Феминистическая теория дала этому феномену определение «объективация», когда человек и его тело представляется лишь инструментом для удовлетворения собственных нужд, без учета его личности и чувств. Особенно подвержены объективации женщины.

    Фото: Олег Тихонов

    Критика объективации занимает важное место в современном левом (критика капитализма за овеществление тела) и феминистическом движениях. Удивительно, как перекликаются в этом левая и исламская повестка, при этом предлагая совсем разные решения. Ведь, в сущности, для исламской теологи фигура платка означает, что женщина не является товаром и частью рыночных отношений.

    Читайте также:  Секонд хенд пиджак женский

    Наличие платка не мешало женщине занимать видное положение в исламской среде и не умаляло значение женского образования. Мы можем найти великих женщин в разные периоды истории ислама: начиная от жен пророка Мухаммада, игравших значимое положение на ранних этапах развития исламского халифата, до царицы Сююмбике. Наконец, хочется упомянуть Фатиму аль-Фихри, построившую в марокканском Фесе старейший в мире университет аль-Карауин.

    Более того, в книгах по исламскому праву платок рассматривается как право и привилегия женщины. Андалузский теолог Ибн Хазм так описывал знатную девушку: «из благородной семьи, высокого положения, сокрытая за плотной завесой».

    Платок являлся инструментом для построения общества, которое, без изменения человеческого естества, образовало бы культуру, не зацикленную на сексуальности. К сожалению, такой смысл платка разделяется не всеми. Для многих мусульман и немусульман платок представляется символом закрепощения женщины и ее подчиненного положения. Просто одни преступно довольствуются этим, а другие, напротив, враждуют с любым проявлением религиозности.

    Хиджаб носили и татарки еще два века назад. Особо ценились роскошно расписанные покрывала. В сборнике «Народы России» 1878 года, изданном в Санкт-Петербурге, наряд татарок описывался так:

    «На голову бедныя повивают узорчатыя по концам полотенца, а богатыя надевают шелковыя, в виде повязки, с дорогою бахромою, позументами и драгоценными камнями, или же бархатныя шапочки, отороченныя соболем. Сверх всего они покрываются длинным вуалем из тюля… Поверх рубашки, как и мужчины, татарки носят два камзола, из коих нижний, зилян, без рукавов, из шелковой материи, обшитый по краям галуном и с карманом на боку. Верхний камзол делается из парчи, с очень длинными рукавами. Вместо камзола теперь, впрочем, чаще носят просто халат из парчи, шелковой материи или из китайки с длинными съуживающимися к концам рукавами, халат этот накидывается на голову и служит, таким образом, вместо чадры».

    Конечно, само ношение хиджаба не означает аскетизм и высокие моральные качества, как некоторые полагают. Ислам рассматривает это как один из божественных заветов. С другой стороны, покрывало занимает особое место во всей авраамической традиции — иудаизме, исламе и христианстве. Это неотъемлемая часть традиционных религий Российской Федерации.

    В светских демократиях религия не занимает положения источника государственного права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый имеет право выбирать для себя религию или не выбирать никакой. Там же есть важное уточнение: «и действовать в соответствии с ними (религиозными убеждениями)». Хиджаб является религиозным предписанием, тем самым «религиозным убеждением», но не только им. Хиджаб — это и часть мировой культуры, ее интенции на «скромность», которая проявлялась в разные исторические эпохи и в разных цивилизациях.

    Источник

    Как мусульманки оберегают свою красоту. Хиджаб и его разновидности

    Хиджаб вызывает огромное количество споров в современном западном мире. Количества вопросов по поводу хиджаба так же не меньше. Обязательно ли его носить? Это то же, что и паранджа? Зачем мусульманки это делают? Обо всём по порядку.

    «Хиджаб»

    Нужно сразу определить, что на арабском языке слово «хиджаб» означает «преграда», а не платок или шарф, как считают европейцы. По законам шариата хиджаб это одежда, обязательно непрозрачная и не облегающая фигуру, которая скрывает тело женщины. Открытыми могут оставаться лицо, кисти рук и лодыжки.

    Существует ещё и «внутренний хиджаб» — это набор душевных качеств, которыми должна обладать женщина, целомудрием например. Из-за того что «внутренний хиджаб» невозможно увидеть, мало кто о нем вообще слышал или знает.

    Почему его носят и обязательно ли это?

    В Коране сказано, что женщины соблюдают хиджаб чтобы не демонстрировать свою красоту посторонним. При близких людях, муже и родственниках, хиджаб не обязателен. Это те люди, за которых женщина не может выйти замуж.

    В Саудовской Аравии женщины обязаны носить паранджу, независимо от того, верующие они или нет. В стране установлены нормы шариатского права. А вот в Турции ситуация либеральнее и такого распоряжения нет. Всё зависит от сложного комплекса культуры и традиций, распространенных на Ближнем Востоке.

    Почему хиджаб черного цвета, и что это тогда за другие мусульманские платья?

    В Коране нет указаний какого цвета хиджаб должен быть, или какого фасона. Эти критерии варьировались от региона к региону.

    Почему так может быть, а ещё о некоторых стереотипах об исламе читайте здесь:

    Хиджаб (как платок, в нашем понимании), паранджа, никаб — это влияние местных традиций, которые сложились из-за неодинакового трактования Корана.

    Итак, давайте рассмотрим основные виды мусульманских одеяний:

    Источник