Меню

Папаха терского казачьего войска



О ФОРМАХ ОБМУНДИРОВАНИЯ ТЕРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА

Формы одежды Терских казаков неоднократно изменялись в истории казачества, но к началу ХХ века они приняли более или менее упорядоченный вид, что явилось результатом многочисленных приказов по Военному ведомству /ВВ/ и по Главному управлению казачьих войск.

Основным отличием обмундирования терских и кубанских казаков от других казачьих войск России было то, что только два этих войска носили форму кавказского образца без лампасов: черкесску с бешметом присвоенного войску цвета, папаху бурку и т.д.

Черкесска по Пр.ВВ № 330 от 1905г. и № 788 от 1904г. была у офицеров и казаков черного цвета. В ходе первой мировой войны цвет черкесски менялся в сторону защитных оттенков: она могла быть коричневой, коричнево — серой /табачного цвета/, сине-серой и даже цвета хакки. На черкесске полагалось иметь, соглассно циркуляру Главного штаба № 223 от 1896 г. газыри из серебра /белого металла/, хотя допускалось ношение газырей и из других металлов, из белой кости, с разнообразной гравировкой или без нее. Количество газырей на одной стороне груди доходило до 9, но только в нечетном исчислении. Газыри никакими галунами и т.п. не обшивались. Галунные украшения были в форме одежды Конвоя императора. Разреза сзади черкесска не имела Как и не имела цветных окантовок и обшлагов. Белые черкесски носились только вне строя офицерами или стариками. газыри при этом могли быть черные.

Бешмет был светло- голубой. Стоячий воротник бешмета высотой 44мм/ 1 вершок/ у офицеров и урядников обшивался соответственно чину серебрянным галуном /белой тесьмой/. Застегивался на крючки или обшитые голубым пуговицы до пояса, но был длиной до половины бедра и расстегнутым ниже пояса. Материал был блестящим /шелк саржа и т.п./ Галун от воротника шел до половины груди. Бешмет мог иметь нагрудные карманы.

Шаровары офицеров и нижних чинов представляли собой прямые брюки, заправляемые в сапоги. Брюки никогда не носились на выпуск, как не носилось и галифе. Папаха соглассно приказу ВВ № 380 от 1871г. была черной из смушки или мерлушки /шкура ягненка/ высотой от 15 до 25 см. Носились и так называемые «трухменки»- мохнатые папахи туркменского образца, принятые в Сибирском и Оренбургском войсках. Выпуклое, выступающее несколько выше меха верха папахи донце, было из светло- голубого сукна с крестообразно пришитой серебрянной или белой лентой, которая проходила и по окружности папахи. Кокарда носилась по центру передней части папахи, или не носилась вовсе если казак находился на льготе. Вне строя на молебне папаху следовало держать в левой руке, донышком от себя и кокардой вверх, положив большой палец в сторону кокарды, а остальные внутрь папахи /Пр.ВВ № 191 от 1910 г./. Вне строя могли носиться белые и серые папахи. Кокарда была металлической или фарфоровой георгиевских цветов, т.е. с черным центром и черным овалом через оранжевый овал. Наружний овал был у урядников серебристым, у рядовых казаков — белым. Офицерская кокарда имела наружний гофрированный овал. Цвета кокарды были общевойсковыми для всех родов войск. Во время первой мировой войны кокарды могли закрашиваться в защитный цвет. Фуражка первоначально относилась только к офицерскому обмундированию и имела общевойсковой покрой, но с голубым околышем и голубым кантом /выпушкой/ на тулье. Тулья была не широкой, в отличие от современных армейских фуражек. Носилась первоначально без подбородочного ремешка , который появился лишь перед мировой войной. Плетеных ремешков казаки никогда не носили, так как парадным головным убором являлась папаха. На молебне фуражку держали в свободно опущенной левой руке кокардой вперед, тульей от себя за верхний край тульи.

В годы первой мировой и гражданской войны офицеры имели право носить обмундирование общеармейского образца, полевого фасона. Однако нижние чины носили и дальше шаровары, а не галифе или бриджи, а офицеры — брюки суженки, т.е. зауженные бриджи полевого покроя.

Казаки-терцы гимнастёрку черного или защитного цвета никогда галунами и выпушками не украшали. Гимнастерка имела стоячий воротник высотой 44мм с двумя пуговицами на нем и двумя или тремя на планке. Застегивалась или справа налево, или слева на право. Нагрудные карманы были прорезные или накладные с одной пуговицей на клапане. Две пуговицы на клапане имели грузинские рубашки. В годы мировой и гражданской войны офицеры часто носили френчи или кители со стоячим или отложным воротником. На отложном воротнике носились петлицы с серебрянной окантовкой и погонной пуговицей в верхней части петлицы.

Казачья шинель была серой и по покрою схожей с современной армейской. Пуговицы серебрянные с орлом, на разрезе сзади пять пуговиц гимнастёрочного размера. Пуговицы с орлом были серебрянными /белыми/ соглассно Пр.ВВ № 518 от 1904 г. золотые пуговицы в казачьих войсках не носились. В военных условиях пуговицы могли быть защитного цвета.

Погоны офицерские были серебрянные, как и во всех казачьих войсках, но терцы имели голубые просветы и голубой подбой. Звездочки на погонах были золотые одинакового размера для всех офицеров от хорунжего до генерала, но больше размером , чем в современной армии у младшего офицерского состава. Погонная пуговица была около 18 мм в диаметре.

Читайте также:  Пальто необычное женское демисезонное

На полевой форме носились погоны защитного цвета с голубыми просветами, но можно было носить и с просветами из желтой шелковой тесьмы. Последней оформлялись и «зигзаги» на погонах генералов. Полевые звездочки могли быть защитного цвета. Казачьи войска никаких эмблем /кроме артилерийских/ не носили, как и не носили никаких орлов и т.п. В 1914 г. были отменены носившиеся ранее на погонах номера и шифры полков, сотен, батарей и т.п. Шифрами Волгских полков были Вг 1, Вг 2, Вг 3. Погоны на шинелях были пришивными, на черкессках и гимнастёрках пристяжными.

Ни до первой мировой войны, ни во время гражданской, казаки-терцы трехцветных треугольников на рукавах не носили, т.к. последние были отличительным знаком Добровольнической армии генерала Деникина, в которую терцы ни когда не входили. Черкесски и гимнастерки перепоясывались узким кавказским наборным поясом черного или белого цвета. Офицеры носили на форменной одежде или кавказский пояс или офицерский полевой ремень шириной до 60 мм образца 1912 года, имевший два плечевых ремня, перекрещивающихся на спине. Пояс имел сзади кожанную муфту с двумя кольцами, за которые крепились плечевые ремни, что предотвращало их сползание и соединение вместе. На поясе слева имелась муфта длиной 10 см, для ношения на двух пассовых ремешках шашки.

Нижние чины плечевых ремней не носили. Шашка носилась в этом случае на узком плечевом ремне, утвержденном приказом по ВВ.

Офицеры и нижние чины могли носить шашку и на кавказском поясе, имевшем узкие пассовые ремешки с креплениями для шашки.

При ношении офицером шашки на плечевом ремне вне строя, поясной ремень мог и не одеваться. Только к походно караульной форме одежды относился башлык из голубого сукна, обшитый накрест от лобовой части белой тесьмой, При отсутствии зимней формы одежды башлык не надевался. Существовали определённые /неписаные/ правила ношения и заправки концов башлыка старослужащими и молодыми казаками.

Бурки черного цвета носились казаками как во время службы, так и при нахождении на льготе, но преимущественно в соответствующее времени года состояние погоды. Деталью формы одежды терского казака являлся утвержденный в 1912 году нагрудный знак Терского войска. Все без исключения казачьи войска получили в этом году нагрудные знаки, которые носились на всех видах формы на левой стороне груди ниже государственных и других наград, под карманом гимнастерки или же под газырями, Учрежденный 18.2.1912 г. этот знак приурочивался к трехсотлетнему юбилею войска. состоял из изображения орла, герба Терской области, Кавказского креста и казачьей атрибутики в виде булавы и шашки. Указан год основания войска 1557. Принадлежностью казачьей формы были и темляки на шашках. Офицерский темляк состоял из черной ленты с прошитыми серебром краями и серебрянной кистью с — жолудем. Были еще и анненский и георгиевский темляки на лентах соответствующих орденов, носившихся на эфесе холодного оружия. Темляки нижних чинов были из кожи и имели кожаную кисть определенной формы на конце.

Все казаки имели как принадлежность формы плетку /нагайку/ из сыромятной кожи и сплетенную определенным способом. Плетка имела деревянную рукоять с петлей для ношения на кисти руки или на эфесе шашки. За голенищем сапога казак плетку не носил.

Рисунок плетки терского казака, именуемый в Приказе ВВ «плеткой горского казака» отличался от рисунка плетки «степового казака». Чертежи плетки со всеми размерами имеются в приложении к приказа ВВ о казачьем конском снаряжении. Холодное оружие терского казака состояло из шашки и кинжала. До 1904 г. оружие это было произвольных образцов. С этого же года были приняты на вооружение шашки и кинжалы ККВ- Кавказского казачьего войска. Изготавлялись в Златоусте, имели клеймо ККВ и год выпуска. С 1913 г. разрешено было императором пользоваться любым, даже «дедовским» холодным оружием.

Источник

Боевая кавказская папаха. Одухотворённый предмет

Возможно, кого-то это удивит, а быть может, даже несколько возмутит, но легендарная папаха своим культовым значением отчасти обязана именно Русской императорской армии. Дело в том, что на самом Кавказе количество головных уборов было весьма солидным. Носили и так называемые митрианские шапки, состоявшие из отдельных вертикальных долей, сходящихся к макушке, и скуфьи, и подобие ермолки, и тюбетейки, и войлочные шляпы для тёплого времени года. Встречался даже «привет» из Османской империи в виде тюрбанов. Их носили в основном черкесы, тесно общавшиеся с османами. На знаменитых миниатюрах князя Григория Гагарина можно обнаружить тюрбаны у убыхской знати и у натухайцев (все эти черкесские племена имели самые тесные контакты с Константинополем).

Из всего этого ассортимента именно папаха станет олицетворять Кавказ. И как раз благодаря России, а точнее, русским казакам. Генерал и историк Кавказской войны Василий Потто писал о казаках:

Папаха. Ассортимент невероятен

Несмотря на обилие других головных уборов, папаха всё же стояла особняком. Самих видов классификации папах множество. Можно классифицировать по материалу: мех молодых барашков (курпей), мех ягнят каракулевой породы (каракуль), мех коз ангорской породы, шкуры и мех взрослых баранов и т.д. Также можно классифицировать папахи по типу распространения и профессиональным аспектам – каракулевая (она же «бухарская», считалась праздничной из-за специфики меха и сложности выделки), чабанская (часто считается классической, изготавливалась из овечьего меха и была очень пышной, настолько, что чабаны на ней могли заснуть, как на подушке) и, конечно, казачья папаха, имеющая ряд особенностей.

Читайте также:  Покажите новогодние платья для

Но всё это крайне приблизительно. Бытовали серые, чёрные, белые и коричневые папахи. Изготавливали даже папахи мездрой наружу, а мехом внутрь. Некоторые папахи были чрезвычайно высокими – до полуметра и более. Такие головные уборы были похожи на накренившиеся под собственной тяжестью боевые башни. Существовали папахи и совсем небольшие. И, как это ни странно, но этот элемент облика горца был крайне подвержен веяниям моды. Они то расширялись кверху, то сужались, то увеличивались в размерах, то становились более скромными.

В 19-м веке стали преобладать папахи целиком из овечьего меха, а вот в начале 20-го века мода сделала резкий разворот. Похожие на стог сена папахи были вытеснены своими каракулевыми (порой из курпея) невысокими собратьями. А так как для каждой папахи был свой уникальный способ изготовления, начиная с заготовки материала, то эту часть опустим.

Функциональная и социальная роль папахи на Кавказе

Несмотря на бытующую пословицу «папаха для чести, а не для тепла», функциональность папахи вполне очевидна. К примеру, чабанские («лохматые») папахи защищали человека от снега и дождя, а пастухи, которые в горах проводили порой и ночь, могли использовать их в качестве подушки. И, как это ни странно прозвучит, но эти папахи неплохо защищали владельца и от солнечного удара, особенно если были сделаны из белой овчины.

Но социальная роль всё же доминировала. Знатные и богатые люди владели 10, а то и 15 папахами — на все случаи жизни. По степени ухоженности можно было определить, насколько состоятелен тот или иной человек. Уважающие себя мужчины не появлялись без папахи на людях. Сбить с головы папаху – всё равно что бросить вызов. А взять чужую папаху, значило оскорбить человека.

Потеря папахи при любых обстоятельствах что у горцев, что у казаков была предвестием скорой гибели. Если же владелец сам срывал с себя папаху и ударял ею о землю, то это было равносильно заявлению «бьюсь до смерти». Такой знак бытовал среди казаков.

Среди горцев папаха даже служила средством… сватовства. Молодой человек, не желающий заявлять о своих чувствах публично, должен был поздним вечером прокрасться к дому девушки. Заняв удобную позицию, юный Ромео «открывал огонь» прямо в окно собственной папахой. Если столь важный головной убор мигом не вылетал обратно, то можно было рассчитывать на взаимность и засылать сватов.

Особое место папахе отводили и пословицы народа: не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи; если голова цела, на ней должна быть папаха; если тебе не с кем посоветоваться, спроси совета у папахи.

Папахи становились едва ли не главными героями сказок, легенд и тостов. А в 1990-м году Северо-Осетинское телевидение даже выпустило полнометражную картину под названием «Волшебная папаха». Фильм, снятый по мотивам осетинских народных сказок, повествовал о забавных приключениях горца-бедняка Уари, выступившего против трех абреков, со своей смекалкой и… папахой.

Папаха и её парад по войскам империи

Точно указать дату, когда папаха стала приживаться среди русских казаков не просто невозможно, этого, быть может, и не требуется, ибо её нет в природе. Во-первых, у казаков был свой прообраз папахи – крупная меховая шапка, схожая с чабанской. Во-вторых, барашковая шапка, почти не отличавшаяся от папахи, именовавшаяся клобук, была крайне распространена ещё в 16-м веке. В-третьих, в том же 16-м веке в Москве кавказские купцы начали торговать своими товарами. Особым спросом пользовались «чекмени черкесского покроя», т.е. знакомые нам черкески. Но не залёживались и папахи, хотя, конечно, до официального принятия этого головного убора в качестве уставного было ещё очень далеко.

Первые попытки полуофициального ношения папахи на службе относятся к концу 18-го и началу 19-го века. Так, генерал Пётр Гаврилович Лихачёв, попав на Кавказ, быстро осознал необходимость в корне изменить тактику и правила обучения бойцов. Не забывал он и о своеобразной акклиматизации, поэтому Лихачёв был одним из первых, кто решил отступить от форменной одежды. Именно тогда место тяжёлого и неудобного кивера заняла папаха.

Своенравный и жадный до самостоятельности ради решения задач генерал Алексей Петрович Ермолов последовал примеру Лихачёва. Так, во время похода для основания крепости Грозная (будущий город Грозный) Ермолов ввиду лютой жары разрешил идти войскам в одних рубахах. Позже Ермолов негласно, так сказать, келейно проведёт реформу обмундирования своих войск, частью этой реформы станет и папаха.

В 1817-м году линейным казакам-артиллеристам полагалось носить черкеску тёмно-серого сукна с газырницами, а в качестве головного убора выступала шапка из сукна по образцу черкесской с чёрным барашковым околышем. По сути, эта шапка мало чем отличалась от папахи, но слово это обходили стороной.

Коренной официальный перелом во взглядах начальства на обмундирование частей, сражавшихся на Кавказе, произойдёт в 1840-м году. Изменения начались с обмундирования Черноморского казачьего войска. В войска начали поступать меховые папахи с суконным верхом, его порой именуют колпаком. Естественно, бойцы уже тогда принялись несколько модифицировать папаху. Несмотря на то, что папаха в редких случаях сама смягчала удар даже шашки, казаки подкладывали под суконный колпак ещё и небольшой кусок металла.

Читайте также:  Составы пальто какие бывают

С тех пор папаха начала свой марш в войсках. В середине 19-го века полки Отдельного Кавказского корпуса получали папахи в качестве официального обмундирования. С начала второй половины 19-го века папаху начали официально носить в Оренбургском и Сибирском корпусах.

Наконец, 3 февраля 1859-го года в свет вышло по-военному подробное описание утверждённого головного убора. Была указана высота папахи (22 см), материал, форма колпака и его цвет в зависимости от звания, рода войск и места службы. До десятых указывались размеры и цвет галунов, которыми обкладывались швы папахи.

В 1875-м году папаха добралась и до Восточной и Западной Сибири. Старшие и нижние чины войск, расположенных в этом огромном регионе, обязаны были носить папахи по образцу казачьих частей. Конечно, столь широкий марш папахи по подразделениям армии вносил определённые коррективы в унификацию и удешевление производства этого головного убора. Так, в той же Сибири папахи изготовляли из мерлушки (шкура ягнёнка грубошёрстной породы овец). И хоть пышные чабанские папахи вносили определённый неповторимый кавказский колорит, в бою они демаскировали позиции, а длинная шерсть мешала прицеливанию. Таким образом, короткошёрстная мерлушка решила сразу несколько задач.

Наконец, после череды усовершенствований ради наибольшей функциональности в 1913-м году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск армии. Именно папаха довоенного образца и вошла в великий и страшный период революции. Несмотря на насаждение знаменитой будёновки в 1919-м году, папаха продолжала активно использоваться как красноармейцами, так и в рядах Белого движения. Лишь позже в 20-х годах в частях РККА начали изживать папаху, но и этот процесс не продлился долго.

«Красная» папаха

В 1936-м году ЦИК СССР издал постановление «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА». Одновременно с этим постановлением встал вопрос и о форменной одежде казачьих подразделений. Конечно, учитывая современность, папаха стала частью именно парадного обмундирования кубанских, донских и терских казаков.

Папаха кубанских и терских казаков была невысокой. По сути, это была знакомая нам «кубанка», которую также именовали «осетинской» папахой. Изготовляли её из вышеуказанной мерлушки. При этом папаха кубанских казаков имела красный суконный верх, а терских казаков – синий. Папахи донских казаков были несколько выше.

Однако в 1941-м году папахи стали медленно изымать из снабжения армии. Функциональность этого легендарного головного убора в новых условиях была крайне низкой. И хоть в партизанских и кавалерийских формированиях папаха дожила вплоть до Парада Победы в 1945-м году, время её как части повседневного обмундирования ушло.

Согласно приказу НКО СССР 1940-го года вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии». Благодаря этому положению папаха сохранилась в армии, но исключительно в качестве зимнего головного убора для генералитета. Чуть позже, в 1943-м году, папаху ввели и для полковников всех родов войск.

Папаха дожила и до развала Советского Союза. Новая ельцинская власть, несмотря на открытое противопоставление себя советскому периоду, взялась за ликвидацию более чем столетней традиции папахи с куда большим энтузиазмом, нежели красные. В 1992-м году впервые встал вопрос об отмене папах для генералитета в принципе. Борис Николаевич всеми силами, вопреки даже здравому смыслу стремился к тому, чтобы «его» армия выглядела иначе, нежели армия советская… Итоги всем известны. Тогда же папахи начали заменять обычными шапками, а так как денег постоянно не хватало, то смена папах растянулась на долгие годы.

Наконец, в 2005-м году папахи «реабилитировали» для высших офицеров.

Современные смешные «вызовы» старым традициям

Бесспорно, папаха – предмет культовый, как для русского народа (особенно южан), так и для горских народов. Это и символ мужественности, и символ чести, и символ верности корням. Но часть современного «мимишного» общества, которая всеми клетками головного мозга загружена в глобальную сеть, этих корней не понимает, а посему на дух не переносит.

Известный спортсмен Хабиб Нурмагомедов на свои поединки выходит в простой чабанской овечьей папахе. Этим боец UFC демонстрирует свою любовь к традициям своих предков и обозначает свою малую Родину. Ему пришлось дать не один десяток интервью зарубежным журналистам, пока те не поняли, что это не парик, а головной убор и очень старинный. Вольно или невольно, этим жестом Хабиб умножил заказы кавказским мастерам-шапочникам. У них появились клиенты даже из США. Казалось бы, дело хорошее…

Но во время очередного интервью Хабиб заявил:

Не прошло и недели, как барышни, стремящиеся заработать немного дешёвой популярности в сети, возмутились и начали флешмоб, выкладывая в сеть свои фото в папахах. А так как кавказские феминистки (есть и такие), популяризируемые прозападными ресурсами, но проживающие подальше от Кавказа, мигом поддержали эту клоунаду, скандал разгорелся быстро.

К счастью, древняя традиция на то и древняя. Она и это переживёт.

Источник