Меню

Папаха с красным верхом кто носил



Казачьи шапки с Красным верхом

Каждая казачья община обладает своими родовыми обычаями, традициями. Особую роль играет одежда и головной убор. Уважение к своему роду, семье, традиционной одежде лежит в воспитании молодых казаков. Вне зависимости от того, какой головной убор носит казак: шапки, папахи, кубанки – все они для него предмет гордости.

История казачьей папахи, кубанки

Папаха – головной убор, который шьется из овчины, мутона или каракуля. Истоки возникновения ее в казачьем костюме связаны с Кавказом. Участие казачьих формирований в Кавказских войнах отразилось на их костюме. Казаки переняли теплую шапку горцев, сшитую из овчины с длинным мехом. Она согревала в холодные зимние месяцы, защищая от ветра, снега и была удобна летом, закрывая голову от солнца. Свое название «папаха» она получила в 19 веке. Это слово в переводе с азербайджанского (тюркского) означает «шапка». До этого шапки, которые носили в казачьих войсках, имели разные названия, и они отличались между собой. Наиболее часто казаки носили клобуки или трухменки.

Папахи носили казаки с достатком. Пластуны, пешие казаки носили уменьшенную в размерах шапку, называемую «кубанка». Такое название она получила из-за казаков с Кубани, носивших ее. Папаха была удобна для ношения в военных вылазках, длительных переходах на лошадях. А кубанки позже, распространились среди всего казачества.

Символическое значение казачьей шапки

С течением времени головные казачьи уборы: папаха, кубанка стали символом духа, воли, свободы казачества. Они олицетворяют мудрость, отвагу, защиту, с ними шли в бой, голосовали за вновь избранного атамана, создавали семью.

В традициях казачества недопустим выход из дома без шапки. Считалось, что потеря ее возможна только в случае смерти владельца. Сослуживцы погибшего с особой бережностью передавали головной убор родителям или вдове погибшего. Она хранилась на алтаре, защищая, таким образом, семью. В случае, если вдову с детьми брали замуж, то сватавшийся шел к родовой реке и пускал по воде кубанку, обещая заботиться о семье, детях, как бы прося благословения у погибшего и рода.

Другая казачья традиция со сватовством так же неразрывно связана с шапкой. Молодой казак, желая свататься к казачке, нередко перед проведением церемонии забрасывал свою кубанку во двор к молодой. Если возврата не следовало, то можно было смело отправлять сватов – отказа не будет.

Традиции пошива казачьих шапок с красным верхом

Казачьи шапки традиционно шились из овчины, обычной длинношерстной или стриженной, называемой – мутон и из каракуля. Черные, бурые, серые, белые – разные по цвету меха, они становились завершающим штрихом казачьей одежды. Папахи и кубанки имеют донце, сшитое из цветного сукна. Обязательным элементом казачьего головного убора является два скрещенных галуна (полоски), чаще серебряного цвета. Серебряные галлу использовался в царские времена. Позже нашивались золотые, черные в зависимости от чина казака.

Для казачьих головных уборов важен цвет донца. Исторически сложилось, что цвет (и другие элементы обмундирования) обозначал принадлежность к определенному казачьему войску, роду, месту, где находятся корни казака.

Красный цвет используется в традиционной одежде казаков с Дона, Кубани, также присутствуют на казачьих шапках Уральского, Енисейского, Сибирского казачества.

Купить казачью шапку с красным верхом

В магазине Нагайка.рф разнообразный выбор моделей кубанок, шапок, папах с красным верхом сшитых из овчины, мутона, каракуля.

Головные уборы, сшитые вручную мастерами в соответствии с традициями казачества, станут прекрасным дополнением традиционного казачьего костюма, подойдут для повседневного ношения.

Например, кубанка «Ворог» выполненная из серого каракуля с красным верхом и серебряными галунами или кубанка «Миринич» из черного каракуля с золотыми галунами оценят все ценители казачьей культуры. Их можно носить зимой, они будут удобны и как часть обмундирования в летний период.

Белые кубанки и папахи, например, кубанка «Теремец», сшитая из белого мутона с красным верхом, скрещенными серебряными галунами или папаха «Химич» из белой длинношерстной овчины с красным донцем и черными галунами – идеальны для торжеств и праздничных казачьих мероприятий.

Источник

Как шапка кубанка стала символом чести и доблести настоящего казака

Кубанка для казачьих войск не просто головной убор, а важный атрибут и символ казачьей культуры. Свое современное название она получила в годы первой мировой войны, так оно и осталось неизменным.

Особенности изготовления кубанки

Описание казачьей кубанки: это низкая папаха, которую шьют из разных видов выделанных шкурок ягнят. Традиционно используют смушки, мерлушки и каракуль.

  • Смушки – это шкурки новорожденных ягнят в основном от овец сокольской породы. Они отличаются красотой и разнообразным рисунком. Завитки шерсти разные по размеру и блеску;
  • Мерлушки – это шкурки молодых ягнят от грубошерстных овец. Имеют густой волнистый с крупными завитками мех;
  • Каракуль – это шкурки ягнят каракульской породы, традиционно черного цвета (из них шью кубанки черные), иногда серого, от очень светлого оттенка, практически белого (из таких шьют белые кубанки, белые казачьи папахи) до темно-серого. Завитки образуют различные рисунки из гривок, бобов и вальков. Это дорогие меха. Менее ценные с горошковидным, улиткообразным, кольчатым и штопорообразным рисунком.

Опытные мастера по пошиву кубанок отлично разбираются в различных рисунках каракуля. Каракуль еще называют черной розой, из-за сходства рисунка завитков с лепестками розы. Самые дорогие и почетные считаются каракулевые казачьи кубанки.

Донце кубанки шьют из цветного сукна, дополненного полосами, которые расположены крест на крест. Давно, когда военные действия были частью обыденной жизни, головные уборы шили из меха диких животных волка или медведя, иногда из шкуры барана. Считалось, что эти виды меха смягчают удар шашки и сабли. Так же папаху кубанку для прочности дополняли металлическим каркасом.

История появления казачьей папахи

Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.

Читайте также:  Черно желтый пуховик какая шапка

Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:

«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.

Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.

Значение креста на донце

Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.

Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.

Шапка для казака – символ чести

Наверно ни один головной убор не имел такого великого смысла. Ведь с кубанкой шли в бой, с ней решались важные судьбоносные вопросы. За отворот клали деньги, драгоценности и ценные бумаги, вшивались иконки, молитвы, написанные женами и детьми.

По внешнему виду– это шапки судили о социальном положении человека. Самые дорогие и почетные шились из особо ценного каракуля. Сбить казачью папаху с головы означало оскорбление. А если снимали ее и ударяли о землю означало, что казак готов идти до конца или биться насмерть.

Она играла важную роль в жизни казака. Если он собирался жениться, то забрасывал ее в окно любимой девушки. Это означало фактическое сватовство. Когда выбирали атамана, то он одевал шапку трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных кубанок. А остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.

Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины. Если же казак решался жениться на вдове, то он приносил шапку убитого мужа к родовой реке и пускал ее по воде, приговаривая о чистоте своих помыслов, и прося прощение.

Как носить кубанку – это отдельный вопрос. Специфика кроя шапки такова, что она не позволяет опустить или наклонить голову. Тем самым, одним своим присутствием на голове, она воспитывает гордость, достоинство, формирует щеголеватую осанку.

После революции эти шапки были под запретом. Их заменили на буденовки. Но несмотря на это, их по-прежнему любили и носили как в белой армии, так и в красной. Красноармейцы украшали кубанку красной лентой поперек. Об этом свидетельствуют старые фотографии, художественные и документальные киноленты тех времен. В 30-х годах их снова вернули в строй как элемент военной одежды. Но с обязательной красной звездой. Во время Великой Отечественной войны они были популярны у командного состава.

Сегодня традиционный головной убор перестал быть повседневным. Одевают его по праздникам и особым случаям. Но тем не менее, ничего не забыто, современники чтят традиции предков. У казаков эта шапка – знак отличия. Носить ее достоин лишь морально сильный, физически крепкий. Ради нее проходят испытания и демонстрируют свои возможности. Кубанка – это великая честь и ответственность перед общиной, семьей и страной.

Испытания на право ношения

Такие испытания-соревнования проводят во многих общинах. Они проходят в несколько этапов, и содержат как теоретические задания, так и практические, проверяют уровень физической подготовки и умение работать в команде. Одно из основных соревнований – командный марш-бросок на 5-7 км. Цель которого преодолеть все препятствия и дойти к финишу в полном составе.

Так же проводятся рукопашные бои, в которых важно показать не только навыки защиты, но и навыки активно вести бой. Проверяют знания по истории, ориентировки на местности, навыки владения оружием. По итогам опытные казаки решают кто из молодежи достоин носить кубанку. И в торжественной обстановке вручают головной убор победителю.

Где сегодня можно купить кубанку

Существуют казачьи центры во многих крупных городах России – в Москве, Петербурге, Новосибирске, которые поддерживают культуру, традиции казачества, ведут просветительскую работу среди молодежи. Обычно при таких центрах формируют магазины с самыми различными товарами для служилых и природных казаков, там можно купить казачью шапку или шашку. Там же можно заказать нужную вам модель на пошив.

В настоящее время много интернет-магазинов, продающих казачьи шапки.

Мы рекомендуем КавказСувенир.ру, в котором представлен самый большой выбор казачьих головных уборов. Они могут удовлетворить потребности любого покупателя, сшив по индивидуальным меркам. Доставляют в удобное время в любую точку мира. А также есть готовые экземпляры в наличии в шоу-руме в Москве на ул. Большая Семеновская д. 42, который работает без выходных.

Изначально шапка кубанка была атрибутом только мужского гардероба. Но женщины по достоинству оценили теплый и удобный головной убор. Взяв традиционный крой мужской кубанки, они усовершенствовали его, придав очаровательный вид. Поэтому шапки кубанки покупают и носят не только мужчины, но и женщины тоже.

Читайте также:  Self portrait платья 2020

Источник

Боевая кавказская папаха. Одухотворённый предмет

Возможно, кого-то это удивит, а быть может, даже несколько возмутит, но легендарная папаха своим культовым значением отчасти обязана именно Русской императорской армии. Дело в том, что на самом Кавказе количество головных уборов было весьма солидным. Носили и так называемые митрианские шапки, состоявшие из отдельных вертикальных долей, сходящихся к макушке, и скуфьи, и подобие ермолки, и тюбетейки, и войлочные шляпы для тёплого времени года. Встречался даже «привет» из Османской империи в виде тюрбанов. Их носили в основном черкесы, тесно общавшиеся с османами. На знаменитых миниатюрах князя Григория Гагарина можно обнаружить тюрбаны у убыхской знати и у натухайцев (все эти черкесские племена имели самые тесные контакты с Константинополем).

Из всего этого ассортимента именно папаха станет олицетворять Кавказ. И как раз благодаря России, а точнее, русским казакам. Генерал и историк Кавказской войны Василий Потто писал о казаках:

Папаха. Ассортимент невероятен

Несмотря на обилие других головных уборов, папаха всё же стояла особняком. Самих видов классификации папах множество. Можно классифицировать по материалу: мех молодых барашков (курпей), мех ягнят каракулевой породы (каракуль), мех коз ангорской породы, шкуры и мех взрослых баранов и т.д. Также можно классифицировать папахи по типу распространения и профессиональным аспектам – каракулевая (она же «бухарская», считалась праздничной из-за специфики меха и сложности выделки), чабанская (часто считается классической, изготавливалась из овечьего меха и была очень пышной, настолько, что чабаны на ней могли заснуть, как на подушке) и, конечно, казачья папаха, имеющая ряд особенностей.

Но всё это крайне приблизительно. Бытовали серые, чёрные, белые и коричневые папахи. Изготавливали даже папахи мездрой наружу, а мехом внутрь. Некоторые папахи были чрезвычайно высокими – до полуметра и более. Такие головные уборы были похожи на накренившиеся под собственной тяжестью боевые башни. Существовали папахи и совсем небольшие. И, как это ни странно, но этот элемент облика горца был крайне подвержен веяниям моды. Они то расширялись кверху, то сужались, то увеличивались в размерах, то становились более скромными.

В 19-м веке стали преобладать папахи целиком из овечьего меха, а вот в начале 20-го века мода сделала резкий разворот. Похожие на стог сена папахи были вытеснены своими каракулевыми (порой из курпея) невысокими собратьями. А так как для каждой папахи был свой уникальный способ изготовления, начиная с заготовки материала, то эту часть опустим.

Функциональная и социальная роль папахи на Кавказе

Несмотря на бытующую пословицу «папаха для чести, а не для тепла», функциональность папахи вполне очевидна. К примеру, чабанские («лохматые») папахи защищали человека от снега и дождя, а пастухи, которые в горах проводили порой и ночь, могли использовать их в качестве подушки. И, как это ни странно прозвучит, но эти папахи неплохо защищали владельца и от солнечного удара, особенно если были сделаны из белой овчины.

Но социальная роль всё же доминировала. Знатные и богатые люди владели 10, а то и 15 папахами — на все случаи жизни. По степени ухоженности можно было определить, насколько состоятелен тот или иной человек. Уважающие себя мужчины не появлялись без папахи на людях. Сбить с головы папаху – всё равно что бросить вызов. А взять чужую папаху, значило оскорбить человека.

Потеря папахи при любых обстоятельствах что у горцев, что у казаков была предвестием скорой гибели. Если же владелец сам срывал с себя папаху и ударял ею о землю, то это было равносильно заявлению «бьюсь до смерти». Такой знак бытовал среди казаков.

Среди горцев папаха даже служила средством… сватовства. Молодой человек, не желающий заявлять о своих чувствах публично, должен был поздним вечером прокрасться к дому девушки. Заняв удобную позицию, юный Ромео «открывал огонь» прямо в окно собственной папахой. Если столь важный головной убор мигом не вылетал обратно, то можно было рассчитывать на взаимность и засылать сватов.

Особое место папахе отводили и пословицы народа: не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи; если голова цела, на ней должна быть папаха; если тебе не с кем посоветоваться, спроси совета у папахи.

Папахи становились едва ли не главными героями сказок, легенд и тостов. А в 1990-м году Северо-Осетинское телевидение даже выпустило полнометражную картину под названием «Волшебная папаха». Фильм, снятый по мотивам осетинских народных сказок, повествовал о забавных приключениях горца-бедняка Уари, выступившего против трех абреков, со своей смекалкой и… папахой.

Папаха и её парад по войскам империи

Точно указать дату, когда папаха стала приживаться среди русских казаков не просто невозможно, этого, быть может, и не требуется, ибо её нет в природе. Во-первых, у казаков был свой прообраз папахи – крупная меховая шапка, схожая с чабанской. Во-вторых, барашковая шапка, почти не отличавшаяся от папахи, именовавшаяся клобук, была крайне распространена ещё в 16-м веке. В-третьих, в том же 16-м веке в Москве кавказские купцы начали торговать своими товарами. Особым спросом пользовались «чекмени черкесского покроя», т.е. знакомые нам черкески. Но не залёживались и папахи, хотя, конечно, до официального принятия этого головного убора в качестве уставного было ещё очень далеко.

Первые попытки полуофициального ношения папахи на службе относятся к концу 18-го и началу 19-го века. Так, генерал Пётр Гаврилович Лихачёв, попав на Кавказ, быстро осознал необходимость в корне изменить тактику и правила обучения бойцов. Не забывал он и о своеобразной акклиматизации, поэтому Лихачёв был одним из первых, кто решил отступить от форменной одежды. Именно тогда место тяжёлого и неудобного кивера заняла папаха.

Читайте также:  Подходит ли с белым платьем черные туфли

Своенравный и жадный до самостоятельности ради решения задач генерал Алексей Петрович Ермолов последовал примеру Лихачёва. Так, во время похода для основания крепости Грозная (будущий город Грозный) Ермолов ввиду лютой жары разрешил идти войскам в одних рубахах. Позже Ермолов негласно, так сказать, келейно проведёт реформу обмундирования своих войск, частью этой реформы станет и папаха.

В 1817-м году линейным казакам-артиллеристам полагалось носить черкеску тёмно-серого сукна с газырницами, а в качестве головного убора выступала шапка из сукна по образцу черкесской с чёрным барашковым околышем. По сути, эта шапка мало чем отличалась от папахи, но слово это обходили стороной.

Коренной официальный перелом во взглядах начальства на обмундирование частей, сражавшихся на Кавказе, произойдёт в 1840-м году. Изменения начались с обмундирования Черноморского казачьего войска. В войска начали поступать меховые папахи с суконным верхом, его порой именуют колпаком. Естественно, бойцы уже тогда принялись несколько модифицировать папаху. Несмотря на то, что папаха в редких случаях сама смягчала удар даже шашки, казаки подкладывали под суконный колпак ещё и небольшой кусок металла.

С тех пор папаха начала свой марш в войсках. В середине 19-го века полки Отдельного Кавказского корпуса получали папахи в качестве официального обмундирования. С начала второй половины 19-го века папаху начали официально носить в Оренбургском и Сибирском корпусах.

Наконец, 3 февраля 1859-го года в свет вышло по-военному подробное описание утверждённого головного убора. Была указана высота папахи (22 см), материал, форма колпака и его цвет в зависимости от звания, рода войск и места службы. До десятых указывались размеры и цвет галунов, которыми обкладывались швы папахи.

В 1875-м году папаха добралась и до Восточной и Западной Сибири. Старшие и нижние чины войск, расположенных в этом огромном регионе, обязаны были носить папахи по образцу казачьих частей. Конечно, столь широкий марш папахи по подразделениям армии вносил определённые коррективы в унификацию и удешевление производства этого головного убора. Так, в той же Сибири папахи изготовляли из мерлушки (шкура ягнёнка грубошёрстной породы овец). И хоть пышные чабанские папахи вносили определённый неповторимый кавказский колорит, в бою они демаскировали позиции, а длинная шерсть мешала прицеливанию. Таким образом, короткошёрстная мерлушка решила сразу несколько задач.

Наконец, после череды усовершенствований ради наибольшей функциональности в 1913-м году папаха была введена для всего личного состава сухопутных войск армии. Именно папаха довоенного образца и вошла в великий и страшный период революции. Несмотря на насаждение знаменитой будёновки в 1919-м году, папаха продолжала активно использоваться как красноармейцами, так и в рядах Белого движения. Лишь позже в 20-х годах в частях РККА начали изживать папаху, но и этот процесс не продлился долго.

«Красная» папаха

В 1936-м году ЦИК СССР издал постановление «О снятии с казачества ограничений по службе в РККА». Одновременно с этим постановлением встал вопрос и о форменной одежде казачьих подразделений. Конечно, учитывая современность, папаха стала частью именно парадного обмундирования кубанских, донских и терских казаков.

Папаха кубанских и терских казаков была невысокой. По сути, это была знакомая нам «кубанка», которую также именовали «осетинской» папахой. Изготовляли её из вышеуказанной мерлушки. При этом папаха кубанских казаков имела красный суконный верх, а терских казаков – синий. Папахи донских казаков были несколько выше.

Однако в 1941-м году папахи стали медленно изымать из снабжения армии. Функциональность этого легендарного головного убора в новых условиях была крайне низкой. И хоть в партизанских и кавалерийских формированиях папаха дожила вплоть до Парада Победы в 1945-м году, время её как части повседневного обмундирования ушло.

Согласно приказу НКО СССР 1940-го года вводилось «Положение о форме одежды генералов Красной Армии». Благодаря этому положению папаха сохранилась в армии, но исключительно в качестве зимнего головного убора для генералитета. Чуть позже, в 1943-м году, папаху ввели и для полковников всех родов войск.

Папаха дожила и до развала Советского Союза. Новая ельцинская власть, несмотря на открытое противопоставление себя советскому периоду, взялась за ликвидацию более чем столетней традиции папахи с куда большим энтузиазмом, нежели красные. В 1992-м году впервые встал вопрос об отмене папах для генералитета в принципе. Борис Николаевич всеми силами, вопреки даже здравому смыслу стремился к тому, чтобы «его» армия выглядела иначе, нежели армия советская… Итоги всем известны. Тогда же папахи начали заменять обычными шапками, а так как денег постоянно не хватало, то смена папах растянулась на долгие годы.

Наконец, в 2005-м году папахи «реабилитировали» для высших офицеров.

Современные смешные «вызовы» старым традициям

Бесспорно, папаха – предмет культовый, как для русского народа (особенно южан), так и для горских народов. Это и символ мужественности, и символ чести, и символ верности корням. Но часть современного «мимишного» общества, которая всеми клетками головного мозга загружена в глобальную сеть, этих корней не понимает, а посему на дух не переносит.

Известный спортсмен Хабиб Нурмагомедов на свои поединки выходит в простой чабанской овечьей папахе. Этим боец UFC демонстрирует свою любовь к традициям своих предков и обозначает свою малую Родину. Ему пришлось дать не один десяток интервью зарубежным журналистам, пока те не поняли, что это не парик, а головной убор и очень старинный. Вольно или невольно, этим жестом Хабиб умножил заказы кавказским мастерам-шапочникам. У них появились клиенты даже из США. Казалось бы, дело хорошее…

Но во время очередного интервью Хабиб заявил:

Не прошло и недели, как барышни, стремящиеся заработать немного дешёвой популярности в сети, возмутились и начали флешмоб, выкладывая в сеть свои фото в папахах. А так как кавказские феминистки (есть и такие), популяризируемые прозападными ресурсами, но проживающие подальше от Кавказа, мигом поддержали эту клоунаду, скандал разгорелся быстро.

К счастью, древняя традиция на то и древняя. Она и это переживёт.

Источник