Меню

Папаха чья национальная шапка



Что такое папаха?

Каждая этно-социальная группа обладает своими обычаями, традициями, образом жизни, мировоззрением. Особую роль играет одежда.

Она узнаваема, практична, согревает зимой и комфортна летом. Но что мы знаем о разных видах папах?

В статье пойдет речь о традиционном головной уборе казаков – папахе (фото).

История и определение папахи

Папаха — это головной убор, сшитый из овчины, каракуля. Его возникновение связывают с элементом военной формы народов Кавказа.

Мужской головной убор присутствует в гардеробе народов тюркских корней.

В русской армии его носили с 1881 года по приказам военных ведомств:

  • в казачьих войсках;
  • в конвое Александра I;
  • степные войска на Урале, в Забайкалье;
  • кавказские войска Дагестана и Осетины;
  • конный дивизион Туркмении;
  • сибирские войска.

В 1992 году папаха как головной убор военнослужащих сил была отменена. Вновь ввели ее в ряды армии только в 2005 году. Носить шапку имеют право генералы, полковники Вооруженных Сил РФ.

До 1812 года головной убор шили из шкур медведей, баранов, волков. Человек показывал свои способности к охоте. А шапки отличались повышенной прочностью, способностью сгладить удар шашкой.

Папахи для парадного выхода обшивались галуном серебряного цвета, шириной 1 – 2 сантиметра.

В начале ХХ вв. донские, астраханские, оренбургские, сибирские, семиреченские казаки носили головные уборы только серого цвета. В период войн их сменяли черные. Папахи шили конусообразные с коротким мехом. Яркие цвета были под запретом.

Каждый мужчина имел три папахи: для свадьбы, повседневной носки и траурную.

Виды папах

Типы головных уборов различаются высотой меха, материалом, вышивкой донца.

Они именовались по названию и в зависимости от территориальной принадлежности народов: папагов, трухменов, кабардинцев.

Справка! Донцем называют верхнюю часть головного убора.

Кубанка, клобук и трухменка

Разберём, как выглядят разные виды папах:

Кубанка происходит от казаков Кубани. Она невысокая, изготовленная из шкур каракуля, смушки (шкур ягненка возрастом до трех дней), мерлушки (шкуры 14 – 30 дневных ягнят). Донце шапки – цветное, сшитое из сукна или натуральной кожи.

Справка! В регионах севера в качестве материала популярностью пользовались шкуры волков. Их не носили на охоту: волчий запах отпугивал добычу.

Две полосы сверху в виде креста скрывают швы: шапка сшита из четырех частей. Эта нашивка называется галун.

Цвет верха определяет принадлежность к месту службы войска:

  • синий у терских казаков;
  • красный – у донских;
  • желтый – у астраханцев.

Важно! Получить кубанку может только человек с высокими моральными ценностями.

На Руси до XIX в. папаху называли клобуками. Ее шили из шкур барашков, верх отделывали сукном. Во время Кавказких войн произошло заимствование слова «папаха».

Трухменкой называли ее донские войска в 16 – 18 в. На Дону каракулевых пород ягнят не было. Поэтому такой головной убор был редкостью и ценным боевым трофеем.

Его носили атаманы, казаки с хорошим финансовым достатком. Шили шапки из шкур с длинным мехом.

Справка! У атамана шапка отличалась серым цветом с красным тумаком. Ее шили из смушки баранов.

Форма менялась в зависимости от моды. Появились кабарбинки с расширенным или кубанки с плоским верхом.

Папаха с тумаком

Пословица «надавать тумаков» происходит от вида этой шапки. Тумак — это пришитый колпак в виде клина.

В него вкладывали металлические пластины, чтобы уберечься во время сражения.

Справка! Обезоруженный войн мог биться шапкой с тумаками.

Из каракуля

У кавказца папаха – это предмет гордости. Ее снимают в особом случае – просьбе в прощении кровной мести. Категорически запрещено находиться без головного убора в моменты остальных обращений.

Головной убор призван воспитывать гордость и характер хозяина, выработать привычку держать спину ровно.

Шапка имеет и свои традиции. Стеснительный юноша может предложить девушке выйти за него замуж, закинув шапку в окно. Если папаху не возвращали долгое время, предложение принято.

Мастера шили головной убор из шкур молодых ягнят каракулевой породы. Самая ценная шкура снималась с ягнят 1 -3 дней жизни. Мех отличался блеском, отчетливым рисунком. Эти шапки предназначались для высших военных чинов – генералов. Завитки, выстроенные в ряд – признак высокого качества.

Несколько дополнительных видов

Кабардинка – отличается высотой. Она пригодна для теплого времени года. Представляет собой шапку из сукна с узкой меховой опушкой. Сверху украшена галуном золотистого цвета и пуговицей посередине.

Папаха «воронье гнездо» имеет черный цвет и высокий мех.

Возвращение папахи после революции

Революция 1917 года ознаменовалась не только переворотом власти, но и сменой национальной одежды. Казакам запретили носить привычные папахи, заменив их буденовками.

Разрешение на ношение традиционного головного убора войска получили в 1936 году. Шапки были черными, невысокими с нашивками в форме креста. Золотые цвета полос были у офицеров, черные – у рядовых. Спереди шапку украшал знак армии – красная звезда. Спустя четыре года папаху сделали головным убором высшего офицерского состава, а после смерти В. Г. Сталина ее было принято носить и у членов политбюро.

Для казака папаха – это символ гордости. С ней связано много поверий, обычаев. Потерять ее допускалось только в случае смерти. Сейчас традиции остались в прошлом. Головной убор надевают на службу, праздники, но трепетное отношение и уважение остаются.

Читайте также:  Ярко синие женские пиджаки

Источник

ПАПАХА — ЭТО НЕ ПРОСТО ШАПКА.

И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка
Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины».

В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный лезгинский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.
Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».

Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка.
Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Источник

Зачем на голове папаха

И для горца, и для казака папаха — это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Не просто шапка

Папаха — это не просто шапка. Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: «Если голова цела, на ней должна быть папаха», «Папаху носят не для тепла, а для чести», «Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой». У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха.

Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе — практически никогда. Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение — когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама «воспитывает» человека, заставляя его «не гнуть спины».
В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Читайте также:  Что надевают под боксерские перчатки

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой. Именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: Известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе. Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: «Махмуд на месте, можем начинать».

Виды папах

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах.
До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар..
Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий — черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов. У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору.

Донские папахи — с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Кубанка, клобук, трухменка

Сама слово папаха тюркского происхождения, в словаре Фасмера уточняется, что азербайджанского. Дословный перевод — шапка. На Руси слово папаха прижилось только в XIX веке, до этого шапки подобного кроя назывались клобуками. В период Кавказских войн в русский язык перекочевало и слово папаха, но в то же время по отношению к высокой меховой шапке также использовались и другие названия, образованные от этнонимов. Кабардинка (кабардинская папаха) впоследствии стала кубанкой (её отличие от папахи, прежде всего, в высоте). В донских войсках папаху долгое время называли трухменкой.

Папаха с тумаком

Все мы знаем выражение: «Надавать тумаков». Тумаком назывался пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак было принято вкладывать металлические пластины, которые защищали казака от шашечных ударов. В пылу схватки, когда дело доходило до рукопашной, папахой с тумаком вполне можно было и отбиться, «надавать тумаков» неприятелю.

Каракуль

Самыми дорогими и почетными папахами считаются каракулевые папахи, которые также называют «бухарскими». Слово каракуль произошло от названия одного из оазисов, расположенных на реке Зерашван, протекающей в Узбекистане. Каракулем было принято называть шкурки ягнят каракульской породы, снятые через несколько дней после рождения ягненка.
Генеральские папахи делались исключительно из каракуля.

Возвращение папахи

После революции для казаков ввели ограничения в ношении национальной одежды. Папахи заменили буденовки, однако уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент одежды. Казакам было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. На сукне в виде креста нашивалсись две полосы, у офицеров золотого цвета, у рядовых казаков — черного. Спереди папах, конечно, нашивалась красная звезда.
Терские, кубанские и донские казаки получили право служить в Красной армии, и на параде в 1937 году были и казачьи войска. С 1940 года папаха и вовсе стала атрибутом военной формы всего высшего командного состава РККА, а после смерти Сталина папахи вошли в моду у членов Политбюро.

Источник

Папаха. Традиционный головной убор народов Кавказа

Папаха — традиционный головной убор горских народов Кавказа, некоторых народов Средней Азии и казаков всей России. Сразу нужно отметить, что папаха никогда не являлась простым головным убором.

Именно про папаху жителями гор придуманы поговорки типа: «Папаха – не для тепла, а для чести», «Если не с кем посоветоваться — посоветуйся с папахой», «Если голова цела, на ней должна быть папаха» и т. д. У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи — это шашка и папаха.

Например, знаменитый советский, чеченский танцор Махмуд Эсамбаев никогда не снимал свою папаху. Он был единственным человеком в СССР, которому разрешили сфотографироваться на паспорт в головном уборе.

Читайте также:  Что за платье у водяновой

Как для горца, так и для для казака папаха – всегда была символом гордости. С ней связано много поверий, обычаев. Потерять ее допускалось только в случае смерти. Сейчас традиции остались в прошлом. Головной убор надевают на службу, праздники, но трепетное отношение к нему остаётся.

По версии Большой Советской энциклопедии, слово папаха имеет тюркскую этимологию (от тюркского папах). Форма и высота папахи разнообразная: цилиндрическая, полусферическая, с плоским дном и другие.

Возможно, кого-то это удивит, а быть может, даже несколько возмутит, но легендарная папаха своим культовым значением отчасти обязана именно Русской императорской армии. Дело в том, что на самом Кавказе количество головных уборов было весьма солидным. Носили и так называемые митрианские шапки, состоявшие из отдельных вертикальных долей, сходящихся к макушке, и скуфьи, и подобие ермолки, и тюбетейки, и войлочные шляпы для тёплого времени года, и даже тюрбаны. Их носили в основном черкесы, тесно общавшиеся с османами.

Из всего этого ассортимента именно папаха станет олицетворять Кавказ. И как раз благодаря России, а точнее, русским казакам, которые с самого своего появления на Кавказе начали заимствовать большое количество культурных и бытовых элементов жизни горцев. В том числе включив в свой гардероб этот головной убор.

Переняв у горных народов их национальный головной убор, казаки по достоинству оценили все его преимущества. Папаха изготавливалась из овечьего меха и качественно защищала солдата от холода и жары. Не зря горные воины не снимали папаху даже во время ужасной жары – она прекрасно спасала от зноя. И что самое важное для солдата – в бою паха смягчала удар шашкой, а этот факт не раз спасал воинам жизнь. В разный временной период папахи имели различную высоту, изготавливались из разных материалов и имели разные цвета. Каждый народ, использовавший этот головной убор, дополнял и изменял его, создавая тем самым уникальную национальную шапку. Самый известный пример – кабардинские папахи, боле всего напоминающие современные. Они были скопированы казаками, и с течением времени превратились в известные — кубанки.

Русские солдаты стали носить папахи во время службы на Кавказе и Средней Азии примерно с 1817 года. Этот головной убор быстро завоевал популярность, благодаря своим выдающимся характеристикам и в первую очередь – удобству. Впрочем, тогда об официальном понятии папахи, как предмета воинской экипировки не шло. Случилось это только в 1855 году.

В русской армии его носили с 1881 года по приказам военных ведомств: в казачьих войсках, в конвое Александра I, степные войска на Урале и в Забайкалье, кавказские войска Дагестана и Осетины, конный дивизион Туркмении, сибирские войска.

В 1913 году в Российской Империи было принято положение, которое учреждало папаху в качестве головного убора всех сухопутных войск страны. Однако уже совсем скоро, после революции, в хождение был запущен шлем суконный, более известный как «буденовка». Одним из заметных элементов стал остроконечный головной убор, внешним видом напоминающий древнерусский богатырский шлем «ерихонку».

Тем не менее, даже революционеры папаху очень любили, и в качестве знака отличия пришивали к ней красную ленту. В ходе Гражданской войны папахи использовались буквально всеми: красными, белыми, зелеными. Носили, как имперские шапки образца 1910 года, так и традиционные кавказские головные уборы.

В 1922 году папаха была выведена из массового употребления. Однако, уже в 1936 году, приказом НКО СССР номер 67 от 23 апреля вновь вернулась. Согласно приказу, папаху могли использовать в качестве выходной формы одежды бойцы казачьих формирований в составе РККА. Так, кавказские казаки носили папахи-осетинки («кубанки»), а донские казаки предпочитали традиционную высокую папаху. В 1940 году вышел приказ, который разрешил использовать папаху в качестве зимнего головного убора генералам и маршалам Советского Союза. А спустя еще некоторое время, папаху разрешили носить и полковникам всех родов войск, вместо шапки-ушанки (подробнее — https://novate.ru/blogs/221219/52818/ ).

После развала Советского Союза в 1995 году головной убор был запрещен к использованию в армии. Но спустя 10 лет, в 2005 году указом президента РФ от 08.05.2005 г. № 531 папаха в очередной раз вернулась в войска. Сегодня он полагается генералам и полковникам, как и во времена СССР.

Сегодня папахи классифицируются на следующие виды:

1. Каракулевая – считается самым ценным видом. Хотя, и здесь есть очень много подводных камней. Найти папаху из настоящего каракуля – занятие не из легких. Очень многие продают под видом высококачественного каракуля подделки.

2. Классическая (чабанская) – самый распространенный вид головного убора на Кавказе, особенно в горной части. Часто этот головной убор называют «народная шапка» в силу того, что не очень сложна в изготовлении.

3. Казачья папаха – еще один вид, который получил широкое распространение на Кавказе, за исключением национальных республик. Этот головной убор пользуется особой популярностью у Терских и Кубанских казаков.

Источник