Меню

Панталоны женские советского времени



Рейтузы, гамаши, панталоны | Что мы носили в советские годы на самом деле

«Ты рейтузы надела?!», — эту грозную контролирующую фразу слышали советские школьницы от своих матерей, когда утром собирались выходить из дому. Самые недоверчивые мамы бесцеремонно задирали подолы и проверяли наличие рейтуз. «Попробуй только снять!», — слышали вслед девочки-подростки, сбегая по ступенькам к выходу.

Ненавистные рейтузы

Но, несмотря на угрозы и строгий контроль, школьницы избавлялись от рейтуз, гамаш и панталон при первой возможности: в подъезде, спустившись на этаж или два ниже собственной квартиры, в школьном туалете и даже в раздевалке, пользуясь суматохой. Современным школьницам, которые имеют не одну пару эластичных колготок, этого не понять. В советские годы девочки носили «хэбэшные» колготки в рубчик (ещё они назывались «в лапшу»), которые обязательно собирались складками на щиколотках и морщили под коленями. Эти колготки приходилось подворачивать на талии, подпоясывать дополнительной бельевой резинкой, так как они свободно доставали до подмышек.

С началом осенних холодов поверх хлопчатобумажных колготок полагалось носить утепляющие штанишки — те самые рейтузы, гамаши, панталончики. Лишь в преддверии 90-х в СССР начали появляться лосины, а до этого времени лосинами называли исключительно мужские брюки из шкуры лося, которые носили преимущественно кавалеристы.

Белые лосины Дениса Давыдова

Женские облегающие штанишки носили для тепла, а не для удобства, красоты или моды. Трикотаж часто был грубым, колючая шерсть чувствовалась даже через толстые хлопчатобумажные колготки. Варианты панталон с начёсом не кололи кожу, но полнили, и, что самое важно, их могли увидеть одноклассники. Так что же такое на самом деле представляли панталоны, гамаши и рейтузы советских школьниц?

Советские панталоны

Советские панталоны для рабочего класса были грубыми, неизящными. Оттенки этого предмета белья — «поросячьи», телесные и голубые — не радовали глаз. Но других в магазинах не продавалось, а утепляться было необходимо.

Сотней лет раньше женщины носили не только нижнее, но также верхнее и среднее бельё. Длинные юбки скрывали всю подноготную, и никакие панталоны ни при каких условиях не могли стать достоянием чужих глаз. В советские годы юбки укоротились и достигли предела мини. Благодаря мини были свержены со своего пьедестала чулки и настала эпоха колготок. Панталоны чудом выжили и нагло выглядывали из-под юбок и платьев.

Панталоны представляли собой подобие шорт, сшитых из толстого трикотажного полотна. Трикотаж мог быть как хлопковым, так шерстяным и полусинтетическим.

На внутренней стороне имелся начёс.

Низ панталон заканчивался манжетами или кулиской со вставленной бельевой резинкой.

На прилавки магазинов попадали товары зарубежных производителей из стран соцлагеря. Иногда эти изделия выглядели изящнее произведённых в СССР, но зачастую отличались мало. Другое дело — панталоны в странах капитализма, которые могли совмещать в себе корректирующие функции и пояс для чулок.

Но «буржуйские» панталоны не были рассчитаны на русскую зиму.

Советские рейтузы

Настоящие рейтузы — это удобные штанишки со штрипками, предназначенные для верховой езды. Термин «reithosen» был заимствован из немецкого языка и, попросту говоря, представляет собой транслитерацию.

Reithosen должны были обеспечивать свободу движения всадника или всадницы во время взбирания на лошадь и обратного спуска, лошадь не должна была испытывать неудобство, поэтому внутреннего бокового шва не предполагалось.

Советские рейтузы в отличие от reithosen кроились проще: брючины обычно имели внутренний шаговый шов, и других боковых швов не было. Ластовица делала эти узкие брючки более свободными, хотя назвать их облегающими сложно.

Но рейтузами в советское время называли не только тёплые трикотажные брючки со штрипками, но также и панталоны.

Советские гамаши

До революции 1917-го года, когда слои общества активно смешивались, в ходу были резиновые галоши и гамаши. И то, и другое предназначалось для защиты кожаной обуви от внешних воздействий — слякоти, грязи, влаги. Обувь покупалась не на один сезон, стоила дорого, а потому её берегли.

Галоши защищали обувь снизу и фактически выполняли роль дополнительной (внешней) пары обуви. Зайдя в помещение, галоши снимали, оставаясь в обуви. Сейчас галоши практически не носят, предпочитая сменную обувь.

Гамаши дополняли галоши, защищая обувь сверху, а также оберегая низ брючин от грязных брызг, если были надеты поверх. Гамаши представляли собой шитые из ткани или кожи, или вязаные изделия, напоминающие гетры. Главное внешнее отличие от гетр — наличие застёжки, позволяющей их снимать и надевать.

Гамаши часто снабжались штрипками — перепонками-петлями, за которые удерживались каблуком.

Гамаши носили и мужчины, и женщины.

В советские годы гамашами стали называть узкие трикотажные штанишки со штрипками.

У них, как и у колготок, имелась ластовица.

Сейчас уже сложно определить, что именно из этих трёх утепляющих аксессуаров вызывало наибольшую ненависть советских школьниц. Однозначно лишь то, что сейчас от тёплого белья отказались, но как это отражается на здоровье.

Автор: Rina Salauskas

«…Самая лёгкая, самая тонкая и гладкая вещь, как кожа, которую он защищает, женский чулок — символ самого сверхъестественного творения, потому что в нем нет швов как и в тунике святых»

Источник

Кошмары нижнего белья в СССР: панталоны с начесом, трусы-парашюты и как советские манекенщицы чуть не опозорились

Панталоны с начесом

В конце 20-х годов трусы и майки для советских граждан шил трест «Мосбелье» и похожие на него фабрики. Глядя сейчас на их массовую продукцию, можно подумать, что трудовой народ, долгие годы создававший для аристократов шикарные пеньюары и шелковые чулки, вмиг разучился делать хоть что-то более-менее приличное.

Читайте также:  Перчатки химически стойкие с нитриловым покрытием

Кошмарные бесформенные панталоны до колен, особенно популярные у дам с пышными формами, придавали своим обладательницам просто монументальные объемы. Выглядели эти изделия так, словно их вырезали из двух квадратов 1,5х1,5 м, а затем пристрочили с обоих концов резинки.

Легендарные советские панталоны «с начесом» шили из толстой байки, с изнаночной стороны которой был мягкий ворс. Они даже не облегали, как следует, бедра, а просто топорщились и пузырились во всех мыслимых и немыслимых местах. Самыми популярными цветами — по мнению производителей — были вылинявший голубой и грязно-серый.

Зимой в эдаких труселях было тепло, но ужасно не сексуально. Ходить на свидания в панталонах решались немногие. Особенно страдали в этом плане лица с тонкой душевной организацией, люди искусства. Некоторые мужчины зимой вообще переставали ухаживать за девушками, боясь увидеть на них в момент интимной близости чудовищные панталоны с начесом.

Трусы-парашюты

Летние сатиновые трусы для женщин и детей шили на манер мужских семейных. Только в области бедер к ним пришивали резинки. В результате получались абсолютно асексуальные трусы-фонарики, сильно напоминающие не до конца раскрывшийся парашют. В 20—30-х годах в шортах подобного кроя шагали по главным улицам городов целые колонны советских физкультурников.

Эта простота и аскеза возникли в Стране Советов не на пустом месте. Сам Сталин носил обычные солдатские кальсоны. Ни о каких шелках он даже не думал и у народа подобные порывы не поощрял. Когда «вождь народов» умер, оказалось, что у него нет ни одной приличной пары белья, в которой по старинному русскому обычаю надлежало бы хоронить усопшего.

Буржуазные замашки

При жизни Сталина его аскетизм стал предметом подражания. Почти все члены политбюро носили такие же, как у вождя, заношенные френчи и не менее простое нижнее белье. Однако были в этой стае убого одетых людей и свои исключения. Одно из них — нарком Лев Мехлис, известный как «сталинская секира».

Этого крайне сдержанного, хладнокровного человека все боялись. Внешне он полностью сливался с толпой сталинских приспешников. Но под военной формой Мехлиса скрывались тонкие и очень деликатные шелковые кальсоны цвета свежей лососины. Этикетки с них были предусмотрительно срезаны. Судя по тому, что в СССР мужское белье такого качества вообще не производилось, кальсоны Мехлису привозили из-за границы.

Импортное — особенно французское — шелковое белье очень любили и некоторые жены наркомов. Известна этим и супруга маршала Тухачевского. Нина Евгеньевна была настоящей красавицей. Такая яркая, эффектная и безгранично сексуальная дама просто не могла носить ужасное советское белье из сатина и байки.

Пользуясь властью мужа, Нина Тухачевская заказывала себе пеньюары и трусики в самом Париже. Это было шикарное, очень сексуальное белье из натурального шелка. Косой крой, ручная вышивка, атласные ленты и другие модные в то время элементы на нем просто «кричали» о сытой заграничной жизни.

Когда в 1937-ом Нину Евгеньевну пришли арестовывать, она сложила в небольшой чемоданчик расшитую ночную сорочку, комбинацию с брюссельским кружевом и невероятной красоты шелковые трусы. С таким багажом Тухачевская отправилась в тюрьму, твердо уверенная в том, что все происходящее с ее семьей — какая-то ошибка.

На следующий день чемоданчик с нетронутым содержимым передали родственникам Нины Евгеньевны. Сама женщина после продолжительных допросов попала в Бутырку, а затем отправилась в ссылку в Астрахань. В 1941-ом Тухачевская была расстреляна. Ее легендарный чемоданчик с французским кружевным бельем каким-то чудом уцелел и сейчас хранится в коллекции театрального художника Виктории Севрюковой (Москва).

Самодельные бюстгальтеры

Если с трусами в СССР была беда, то с лифчиками — настоящая катастрофа. Советские фабрики предлагали гражданкам всего 2 вида бюстгальтеров: с выточками и без. Их шили из обычного сатина, который совершенно не тянулся и не ложился нормально по фигуре. Бретельки у советских лифчиков никак не регулировались, поэтому женщинам приходилось «подгонять» их самостоятельно.

Носить такие бюстгальтеры были ужасно неудобно, но освоить пошив трикотажных лифчиков с чашечками советское производство не могло многие десятилетия. Да и таких кошмарных сатиновых лифчиков для всех не хватало. Журналы типа «Работницы» предлагали женщинам самим шить для себя белье и даже прикладывали к этим советам выкройки.

В 40—50 годах редкая дама не умела сшить себе дома лифчик. Швейная машинка была практически у каждой советской гражданки. Катастрофическую ситуацию с бельем попыталась решить министр культуры Екатерина Фурцева. По ее почину в московских Черемушках была открыта огромная текстильная фабрика. Наконец-то в Советском Союзе появилось такое нужное, хоть и незамысловатое белье.

Международный конфуз

Несмотря на все попытки советского производства «догнать и перегнать загнивающий Запад», тягаться с импортными аналогами отечественным товарам было не под силу. Вершиной советского текстильного производства были так называемые «грации». Они совмещали в себе лифчик, корсет и трусики. Шили грации в ателье за огромные по тем временам деньги — 35 рублей — из очень плотного атласа или сатина.

Одна такая грация представляла собой достаточно жесткую конструкцию. Она утягивала фигуру женщины так, что дышать становилось трудно. За это грацию в народе с юмором называли «панцирем», но и ее гражданки порой мечтали заполучить.

Первый громкий скандал, связанный с советским бельем, случился после приезда в Москву Ива Монтана, известного французского певца-шансонье. Возвращаясь на родину, любимец публики прихватил с собой несколько особенно выразительных образчиков советских трусов и лифчиков. В Париже Монтан устроил выставку этого белья. После такого позора советские власти чуть не объявили певца персоной нон-грата.

Читайте также:  Какую шапку носить с пальто темно синего цвета

Блеск и нищета советских манекенщиц

Позорные панталоны, самодельные сатиновые лифчики, грации-панцири — вот в чем приходилось ходить дамам в СССР. И не только обычным гражданкам, но и звездам кино, и даже первым советским манекенщицам. В связи с этим однажды чуть не разразился еще один международный скандал на почве нижнего белья.

В 1967 году в Москве проходил Международный фестиваль моды. На него съехались модели и кутюрье чуть ли не со всего мира. В столице СССР высадился десант великолепно одетых французов, итальянцев, американцев. Вот тут русские манекенщицы и начали возмущаться, что у них нет приличного нижнего белья.

В том, что носили в то время советские девушки, появляться перед зарубежными моделями за кулисами показов было просто невозможно. У иностранок был бы шок. И опять — скандал. Тогда по просьбе ведущих работниц Московского дома моды для них открыли знаменитую сотую секцию ГУМа, где всегда продавался разный дефицит.

Девушки бесплатно получили хорошее белье, и международного конфуза не случилось. Остальные женщины Советского Союза долгие годы умудрялись обходиться тем, что предлагало отечественное массовое производство. Только после Перестройки 80-х в Россию хлынули потоки импортных товаров. Бывшие советские гражданки смогли наконец удовлетворить свой «бельевой голод».

Источник

Женское белье в СССР: что носили дамы самой счастливой страны планеты

Те, кто застал советскую эпоху, хорошо помнят, что советское белье как женское, так и мужское, было однотипным и невероятно уродливым. Особенно это было заметно по продукции для прекрасной половины населения СССР – женщина в стране победившего социализма была рабочим, служащим, хозяйкой, матерью и даже спортсменкой, но никак не заслуживающим уважения потребителем и уж тем более не сексуальным объектом. Несмотря на это, история убогого и однотипного советского женского белья, на удивление насыщена. Давайте разберемся, как в стране, где все было для людей, докатились до такого безобразия.

Истоки негативного отношения к женской сексуальности стоит искать на заре основания советского государства. В 1926 году Арон Борисович Залкинд, педагог, сексолог, психолог и прочее, издал замечательную брошюру «Половой вопрос в условиях советской общественности» и «12 половых заповедей революционного пролетариата», ставшие основой отношения к женщине и ее сексуальности в СССР.

В трудах товарища Залкинда были выведены 12 сексуальных заповедей строителя коммунизма. Все они отрицали такое явление как женственность, три из них клеймили «дополнительные стимулы в половом влечении», а в одной утверждалось, что пристрастие к красивому женскому белью – это сексуальное извращение.

Как мы видим, ученый считал, что голая чувственность и желание разнообразить сексуальную жизнь – это признаки патологии. Залкинд утверждал, что в 1917 году половой вопрос, наконец, был решен, поскольку государство, наконец, получило возможность вмешиваться в личную жизнь граждан.

Одним из инструментов «приведения в порядок» сексуальной жизни советских людей, стала государственная монополия на создание нижнего белья. Носить можно было только то, что не идет вразрез с идеологией партии – иного выбора у жителей «1/6 части суши» просто не было.

Никаких двусмысленностей и нездорового смакования темы секса не могло быть вообще. Нечего было стесняться соседей, друзей и даже детей – одинаково уродливое, однотонное и однотипное белье, застиранное и заношенное, многократно штопанное, висело на веревках в кухнях коммуналок и общих дворах спальных районов от Калининграда до Владивостока.

Удивительно, но даже из производства этого форменного ГОСТовского безобразия в СССР умудрялись делать тайну. Словно боясь, что враг похитит изысканные фасоны, на фабриках запрещали фотографировать эскизы, выкройки и сигнальные образцы продукции!

Бельевая отрасль до революции

Трудно поверить в то, что до Октябрьской революции Россия была одним из мировых лидеров в производстве качественного и красивого белья. В империи царил настоящий культ нижнего платья – на улицах больших и малых городов блистали витрины магазинов и лавок, предлагавших самые разные модели «от кутюр» из Парижа, Лондона, Берлина, Москвы и Петербурга.

Белье было кружевным и изящным, а все его виды перечислить невероятно сложно. Корсеты, лифы, нижние юбки и блузы, трусики и панталоны, подвязки и пояса – все это охотно покупалось не только «столичными штучками», но и обычными россиянками, даже в глубокой провинции.

Изящное белье было неотъемлемой частью приданого невесты и его почти всегда дарили в качестве свадебного подарка молодоженам. В большой моде было белье ручной работы, которое заказывали у белошвеек. Большая часть женского и значительная часть мужского белья российского производства, шилась именно на заказ – это считалось признаком хорошего тона как у дворян, так и в мещанских и купеческих семьях.

Львиная доля продукции производилась небольшими частными фирмами. Серийно шили белье на фабриках только для армии, флота, инженерных частей и заключенных – все это осуществлялось в рамках госзаказа, и такое белье называлось «казенным».

На рубеже 19 и 20 столетия в России появилось множество модных журналов с образцами белья, пользовавшихся большим спросом у дам из самых разных сословий. Издатели соревновались в качестве фотографий и иллюстраций и подробности описаний, так как конкуренция на этом рынке была высокой.

Мертворожденная бельевая индустрия

Все это великолепие после революции 1917 года было признано большевиками буржуазными излишествами. Большие и малые предприятия легкой промышленности были экспроприированы у частного капитала и разграблены или перешли на выпуск жизненно важной для молодой страны продукции – солдатских кальсон. Промышленность на 80% была ориентирована на военные заказы и отрасли это явно не пошло на пользу.

Читайте также:  Основная выкройка платья для 46 размера

Из четырех основных видов мужских кальсон, выпускаемых фабриками СССР в 30‑х годах, только один имел статус гражданского. Разумеется, при выпуске женского белья не могло быть и речи о таких деталях, как кружева – гражданки Союза могли приобрести 2–3 вида трусов и панталон и пару моделей бюстгальтеров, невыносимо убогих и неудобных.

В особую категорию белья СССР можно было включить форму для физкультурников. Это были сатиновые трусы и майки фасона, который сегодня бы назвали «унисекс» – различие между женскими и мужскими образцами, чаще всего, ограничивались разницей в размерном ряде. Это был тоже «оборонный» заказ , ведь парады физкультурников в безликих бельевых костюмах должны были демонстрировать мощь советского государства и физическую подготовку его граждан, всегда готовых встать в боевой строй.

Несмотря на это, спрос на изящные, красивые вещи остался. Женщины заказывали качественное белье у мастериц-надомниц, а некоторые, владевшие навыками шиться, справлялись самостоятельно. Конечно же, любые «изыски» не поощрялись и пристрастие к красивым предметам интимного гардероба считалось мещанством и пережитком буржуазного прошлого.

В середине 20‑х годов в СССР внезапно заговорили о моде. Акцентировал внимание на одежде советских граждан нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Он считал, что в стране должны выпускаться модные, красивые вещи, но они должны быть идеологически верными и служить народу и партии.

За работу взялись советские модельеры, дизайнеры и художники. Результатом их порыва, вдохновленного коммунистической идеологией, стали удивительные «актуальные» вещи из текстиля. На сарафанах и блузах изображались звезды, трактора, аэропланы и дирижабли. Рисунки в виде тракторов, серпов-молотов и шарикоподшипников оказались и на некоторых образцах белья.

По мнению дизайнеров, в одежде советского гражданина ничего не должно отвлекать от строительства светлого будущего, а сами вещи должны быть максимально простыми и универсальными. Так появились абсолютно уникальные образцы одежды-трансформера, которую, дополняя теми или иными элементами, например, накидками или воротниками, можно было превращать в праздничное платье или, наоборот, в рабочую одежду.

С введением «новой экономической политики» (НЭПа), появились сдвиги и в бельевой отрасли. «Мосбелье» и «Ленбелье» – два крупнейших треста страны, наладили производство вполне сносных моделей. К сожалению, попадали к потребителю они, в основном, в рамках «распределительной системы» и человеку, не имевшему отношения к «номенклатуре», доступ к этим радостям был сильно ограничен.

Вплоть до конца 30‑х годов красивое женское белье фабричного производства было доступно избранным и наиболее расторопным жительницам Москвы и Ленинграда. Кроме этого, в столице работало элитное ателье, называемое в народе «Смерть мужьям», дорого, но качественно обшивавшее советскую элиту. С началом Второй мировой войны этому великолепию в стране был положен конец и все силы производства были направлены на военную отрасль.

В послевоенные голодные годы всем было не до красивых трусов и лифчиков – страна восстанавливалась из руин. Но зато в Союзе появилось огромное количество трофейного немецкого белья, высокого качества и очень привлекательного. Этой малознакомой нашим гражданам продукцией нередко возникали казусы – бывало, что счастливые обладательницы немецких комбинаций и пеньюаров принимали их за вечерние наряды и выходили в них в свет.

С 50‑х годов до 80‑х: женщина, как рабочая единица

В 50‑х годах взор партии снова обратился на бельевую отрасль. В СССР культивировался образ новой женщины – статной созидательницы с лопатой или гаечным ключом в руках, крутобедрой и плечистой. ГОСТ тут же отреагировал на это и на свет появились незабвенные несколькими поколениями «совковые» 42 размеры с объемом торса в 110 сантиметров. Белье опять стало безвозрастным, безразмерным, безликим.

Из важных вех бельевой истории этого периода стоит упомянуть плоды дружбы с китайским народом, начавшейся в 1949 году. Тогда братский народ Китая осчастливил наших дам безобразными байковыми панталонами с начесом, которые пользовались неизменным спросом как товар импортный и практичный. Важным плюсом этого бельевого уродства были «девчачьи» цвета, например, розовый и бирюзовый и непривычная для наших дам мягкость и шелковистость материала.

Хрущевская «оттепель», наступившая после смерти Сталина, только отчасти оправдала надежды женщин на улучшение в сфере нижнего белья. Лозунг министра культуры СССР Екатерины Фурцевой «Каждая советская женщина имеет право на красивый бюст!», родившийся в 1957 году, вылился в появление в Подмосковье единственно фабрики белья «Черемушки», где выпускался один вид бюстгальтеров размеров «первый», «второй» и «третий», по лекалам, полученным из ГДР.

Чтобы носить это безобразие, не учитывающее ни физиологических, ни анатомических особенностей женщин, его приходилось перешивать. Но даже такая бельевая продукция была для многих советских женщин недоступным дефицитом. В 70‑х и 80‑х в продаже стали появляться менее безобразные внешне и более качественные образцы продукции из ГДР, Польши, Венгрии и Югославии, а счастливчики, имевшие родственников-моряков, могли замахнуться и на белье западных брендов.

Потом была эпоха фарцовщиков, цеховиков и кооперативов, когда те немногие, у кого были деньги, могли себе позволить что угодно. А к середине 90‑х годов история советской бельевой индустрии полностью завершилась – Россия полностью ушла от советских клише в производстве белья и начала ориентироваться на модные тенденции, популярные во всем мире.

А еще в СССР были собственные парфюмы, которые отлично дополняли образ советской женщины в «изысканном» белье фабрики «Черемушки».

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Источник