Меню

Отрежь кусочек ткани для плаща



Из истории вещей: Возникновение и развитие одежды, часть 1

Сейчас невозможно себе представить, как бы жили люди, если бы не изобрели одежду. Но этого не могло бы случиться. Ведь сначала одежда выполняла только практическую функцию – она защищала тело человека от холода или жары, снега, дождя и ветра, а намного позднее одежда стала ещё и украшать людей.

Археологические находки позволяют историкам утверждать, что одежда появилась на очень ранних этапах существования человеческого общества, где-то 40-25 тысяч лет тому назад. Данные археологической науки свидетельствуют о том, что сшитая одежда появилась уже в эпоху позднего палеолита (35-8 тыс. лет до н. э).

Археологам удалось реконструировать одежду, найденных мумифицированных трупов древних людей. Значение таких находок трудно переоценить. Ведь они помогли учёным получить представление о гардеробе человека тех древних времён. В руки исследователей попал полный комплект одежды человека эпохи неолита, отражающей потребности, вкусы и привычки людей конца каменного века. Так мы узнали, что в эпоху неолита люди научился прясть, ткать и вязать. В этот период они располагали уже целым набором различных предметов одежды, сделанных как из шкур животных, так и из разных тканей.

А самыми древними видами «одежды» считается раскраска и татуировки, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, закрывающая тело. Ведь раскраска и татуировка до сих пор распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды. Это говорит о том, окраска тела и татуировки были прямыми предшественниками одежды. Однако и с появлением одежды из волокнистых материалов они продолжали оставаться в костюме, выполняя разные функции. Узоры татуировки позже стали переносились на ткань. Так, например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани.

Первые примитивные виды одежды всегда была приспособлены к климатическим условиям местности. У жителей тропиков была набедренная повязка, передник или накидка на плечи.

А в холодных арктических областях — меховая одежда, закрывающая все тело. Для защиты от холода люди сначала шкурами обматывали отдельные части тела и обвязывали веревкой, а позже научились скреплять отдельные части одежды ниткой из жил или растительных волокон в одно целое. Главным инструментом для шитья тогда стала острая кость, т. е. рыбья игла. Позднее человек научился делать пряжу из льна и хлопка, шерсти и изготовлять ткань.

Так сначала появилась одежда, которая состояла из шкур животных, волокон и листьев растений. По времени это продолжалось где-то до 5 тысячелетия до н. э.

Одежда людей Древнего Египта также относится к древнейшей. О ней, её основных типах и формах, мы узнали из рельефных изображений и фресок, а также скульптур этой древней цивилизации. Так, одеждой мужчин Древнего Египта всех сословий был драпированный передник треугольной или прямоугольной формы — схенти.

Женщины в Древнем Египте носили калазирис – прямую рубаху на бретелях, которая состояла из прямоугольного куска материи, обернутого вокруг фигуры и закрывающего тело от груди до щиколоток.

Одежда древних жителей Арабского Востока отличалась от египетской. В жаркой и сухой Аравийской пустыне бедуины укрывались от зноя и песка покрывалом. Это был четырехугольный кусок ткани белого или голубого цвета, украшенный по краю каймой или бахромой. И мужчины, и женщины укутывались таким покрывалом, прикрепляя его на лбу тесьмой и перекидывая через голову назад, закрывая спину, плечи, а при необходимости и все тело.

Самая древняя греческая одежда появилась под египетским влиянием, она тоже состояла из тяжелой драпировки, скрывающей тело человека – пеплос. Он представлял собой кусок ткани, сколотый на плечах, который подпоясывался под грудью, а иногда еще по талии или по бедрам, образовывая напуск. По канонам того времени одежду не кроили. Кроеной одежды, как мы её понимаем, у древних греков не было. Основой античного костюма был прямоугольный кусок ткани, задрапированный и закрепленный на плече фибулой. Основным сырьём для изготовления такой одежды служили лён и овечья шерсть.

Позже появился другой вид мужской и женской одежды — хитон, вытеснивший пеплос. Поверх хитона надевали гиматий — как бы плащ, он представлял собой кусок шерстяной ткани 1,7 метра в ширину и 4 метров в длину, задрапированный вокруг фигуры.

Мужской хитон изготавливали из 1 куска: вырезали по поперечному сгибу ткани отверстие для головы, а боковые стороны сшивали, оставляя отверстия для рук. Хитон подвязывали поясом, делая напуск, равномерно распределялся складки вокруг торса. Женская одежда у древних греков по форме была похожей на мужскую: женщины носили те же хитон и гиматий.

У древних греков также был ещё один вид одежды — хламида. Она тоже изготовлялась из прямоугольного куска ткани, но была меньшей длины, чем гиматий, и скреплялась пряжкой на одном плече. Ее края украшали полосками с орнаментом. Свободные концы хламиды ниспадали красивыми складками — фалдами, при этом одна рука оставалась открытой. Хламиду юноши-спартанцы надевали прямо на тело, ею прикрывались воины в походах.

Читайте также:  Латные перчатки максимилиана 1

Римскую тунику носили и мужчины, и женщины. Туника — это рубаха с короткими, иногда длинными рукавами, круглым или квадратным вырезом горловины. Эта одежда древних римлян, как и греков, представляла собой драпировки из шерстяной ткани или льняного полотна.

Поверх туники мужчины надевали верхнюю одежду — тогу, которая стала национальной одеждой римлян. Тога состояла из куска ткани, вырезанного в виде полукруга или эллипса, и сложно драпировалась, как бы окутывая фигуру. Тога стала официальной одеждой, её носить надо было обязательно. Тога являлась символом зрелости и принадлежности к римской империи. Иностранцы и рабы не имели права носить тогу.

Знатные римлянки поверх туники носили столу из тонкого полотна, она была похожа на широкую юбку, а сверху — плащ, который напоминал мужскую тогу.

Верхней одеждой у древних римлян, которая защищала их от холода и дождя, обычно во время путешествий, служила пенула. Она собой представляла плащ без рукавов, который носили вместо тоги поверх туники. Пенулу носили также и рабы, которые, благодаря этому, легче выносили удары.

В византийской одежде наблюдались все основные предметы римской одежды — тога, пенула, туника, стола и прочее, изменились только названия. Эти виды одежды у византийцев мало отличались от римской, но она уже немного преобразилась: исчезли мягкие античные драпировки, одежда стала жесткой, цилиндрической формы. Это произошло потому, что византийцы изготавливали одежду, используя жесткие парчовые ткани и многочисленную вышивку.

Драпированная одежда из целого куска ткани, укрепляемого на фигуре, существовала до 9 века н. э.

В одежде периода раннего Средневековья лежит стиль, доставшийся европейцам от великого переселения народов. Это кожаные и меховые плащи, кожаные и костяные элементы защитной одежды. Тогда длинные и короткие туники, надевались одна поверх другой. Верхняя, длинная и широкая, была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом, нижняя — с длинными рукавами, которые выпускались в прорези верхней одежды. Плащи изготовляли из шкур или сшитых кусков ткани. Они могли быть и сколотыми, связанными, прошнурованными, с отделкой и без неё. Такой плащ выкраивался в виде полукруга, а с помощью шнура, продернутого в специальные дискообразные пластины, он удерживался на плечах. Штаны в то время были короткие, до колен, или длинные, прикрепленные обмотками к икрам и заправленные в кожаные чулки или обувь – постолы.

Таким образом, в период раннего Средневековья появляется кроеная одежда из прямоугольного куска ткани, это 9-11 века н. э. Но, вплоть до 10-11 веков для одежды был характерен примитивный крой и возникновение одежды двух типов: накладной — без застежки, надеваемой через голову, и распашной — имеющей спереди разрез сверху донизу.

Так одежда, возникшая первоначально только для защиты человеческого тела от неблагоприятных климатических воздействий, под влиянием различных исторических, социальных и экономических условий, национальных особенностей, постепенно развивалась и изменялась. В ранние исторические эпохи долгое время в одежде существовало одно стилевое направление.

В следующей части рассмотрим дальнейшее развитие и совершенствование одежды в разных странах.

Источник

А вы знали, почему мужчины XVI — XVII века носили плащи только на одном плече?

Если вы хотя бы немного увлекаетесь историей, то, вероятнее всего, вы не раз могли видеть в исторических фильмах, сериалах, компьютерных играх то, что европейские мужчины в XVII веке носили подобие плаща, но только на одном плече.

Для чего им это было нужно? И почему мужчины носили такие плащи?

Подробнее расскажем в нашей новой статье:

Небольшой экскурс в историю появления плащей

C тех самых пор, как человек впервые стал носить шкуры животных, накидка стала незаменимым элементом гардероба мужчин. На протяжении веков, обычный кусок ткани, большой или маленький, использовался в качестве одеяла или покрывала в ночное и прохладное время суток, причем его размер и материал менялся только в зависимости от климата, в котором человек жил.

Самые ранние плащи представляли собой простые меховые шкуры, прикрепляемые к телу кожаными ремешками, закрепляемые шипом или грубой булавкой на одном плече. Позже плащ превратился в верхнюю одежду, которую римляне носили поверх туники, которая называлась тогой и носилась одним концов перекидываясь через левое плечо уважаемыми гражданами Рима, притом, что разный цвет тоги указывал на социальный класс определенных граждан, например, высшие должностные лица носили белые тоги, императоры только пурпурные и т.Д.

Римские солдаты использовали свои обычные плащи с целью защиты от дождя и ветра, ровно, как и шотландцы, которые закутывались в плед на ночь, а днем ​​складывали его и обматывали огромный плед вокруг себя то, что в будущем превратится в знаменитый шотландский килт. На Ближнем Востоке, арабский бурнус тоже служил мужчинам для защиты от холодных ночей в пустыне. Кстати, именно от арабов широкий плащ бурнус попал в Европу после Крестовых походов в период XI века.

Читайте также:  Платье черное с белыми квадратами

Плащи в средневековой Европе

В раннем средневековье мантии для знати и более состоятельных классов часто были очень длинными и объемными. Такие мантии были длиной до щиколотки или до пола и чаще использовались монахами. Именно в это время появляются более короткие походные средневековые плащи с капюшонами, у которых появляется свое собственное английское название. Такие плащи помогали защитить всадника от грязи, спрятать его от ненужных глаз, а также выручали от дождей и ветров.

Английское слово «плащ» происходит от средневекового латинского слова «cloca», означающего простую накидку на плечи, а также от старофранцузского слова «cloche», означающего колокол. Вы можете спросить, причём здесь колокол? А притом, что наиболее распространенной формой плаща в первые века нашей эры, была простая форма колокола без застежки, которая была сделана из круглого куска материала с одним простым отверстием для головы.

В более позднем средневековье, начиная с XIV века, мужчины стали носить плащи реже, за исключением случаев, когда это было необходимо для тепла во время путешествий и верховой езды. Это случилось из-за того, что плащи стали менее необходимыми из-за введения отдельного капюшона с прикрепленным плечевым плащом, а также появления разнообразного дизайна сюркота, поверх которого надевались более роскошные плащи, украшенные мехами и скалывавшиеся на груди пряжкой, веревками или и вовсе надевались через голову.

Почему мужчины стали носить плащи на одном плече?

Как мы сказали выше, после XIV века плащ с капюшоном активно выходил из моды и его носили только бедняки или мелкие разбойники. Плащ изредка носили зимой, чтобы можно было согреться или использовали для путешествий. Иногда плащ использовался солдатами для защиты от дождя, но так или иначе, его популярность в Европе вплоть до XVI века была на очень низком уровне.

Всё изменилось, когда примерно в период с 1550 по 1560 года у испанских мужчин плащ вернулся в моду, как роскошный элемент мужского гардероба. Испанская мода на ношение плащей стала очень разнообразной, плащи стали носить по-разному, они были различной длины, за счет добавления свисающих или открытых рукавов, а также за счет использования широкого воротника. Способ ношения также отличался, поскольку одежду можно было носить на обоих плечах или только на одном, или можно было просто накинуть на руку или перекинуть вокруг тела. Испанский плащ был красиво скроен и сшит, обычно используемые материалы были богатыми и тяжелыми; подкладки контрастировали, а края и воротники особенно роскошно декорировались.

Именно в это время плащи на одном плече становятся очень популярными, особенно среди различных высокопоставленных европейских гвардейцев или опытных наемников, которые с помощью такого плаща могли маскировать шпагу или оружие на поясе, при этом подчеркивая свой роскошный внешний вид.

Практическое применение таких плащей у гвардейцев или наемников

Мужчина мог застегнуть плащ на левом плече, чтобы правая рука могла обнажить меч или колесцовый пистолет перед ничего не подозревающим противником. Также, судя по старинным техникам фехтования можно предположить, что плащ мог использоваться для различных техник во время боя, например, для того, чтобы намотать его на кисть левой руки, использовать для отвлечения внимания или для попытки схватить вражеский клинок, чтобы успеть нанести контратаку своим оружием. Разных техник было очень много.

Альтернативой плащу было большое пальто (garde-corps или herygourd), доходившее до голеней или щиколоток и имевшее широкие рукава, присборенные на плече. И плащи, и пальто могли иметь капюшон, который застегивался на пуговицу. В частности, в 1630-х и 1640-х годах плащ чаще всего носился только на одном плече или был подвешен вокруг спины на шнурках не только у европейских солдат, но и у обычных обеспеченных мужчин, поскольку тогда это был самый элегантный способ ношения богато украшенного плаща.

Плащ на одном плече продолжал оставаться модным элементом и при этом играл «боевую и маскировочную» функцию для шпаг, колесцовых пистолетов и ножей, вплоть до момента начала Французской революции, пока форма различных европейских армий не превратилась в мундиры, а повседневная одежда мужчин не превратилась в то, что сегодня мы называем деловыми костюмами.

Источник

л о с к у т

обрезок ткани после раскройки

• Кусочек ткани, кожи

• Оторванный или отрезанный кусок ткани, кожи

• Остатки, отходы в текстильном производстве

• кусок «мозаичного» одеяла

• кусок для латки

• кусок материи для латки

• кусок ткани на заплатку

Читайте также:  Пуховик стираем с отжимом или без

• кусок ткани после раскройки

• кусочек ткани после шитья

• м. -ток, -точек, лоскутик; -тишка; лоскутина, -тища, отрывок, отрезок ткани, кожи; лафтак. Одеяльце набрано из лоскутьев. Лоскут земли, клок, клин, полоса, участок. Лоскутье ср. собират. Одежа в лоскутьях, изорвана в мохры. Лоскут на ворот, о раскольниках при Петре Не робки отрепки, не бойся лоскутков! Заплаточки с лоскуточками беседуют. Запили, загуляли лоскутки! Лоскутный, лоскуточный, к лоскутьям относящ. Лоскутный ряд, толчок, где торгуют лоскутьем, остатками, обрезками и ветошью. Лоскутный цвет, растен. синюха, василек, Сеntaurea cyanus. Лоскутних м. -ница ж. кто торгует лоскутьями, собирает их, одевается ими; оборванец, заплатник. Лоскутник, растен. Lobariа. Лоскутница, растен. Сеntaurеа, особ. союз суаnus, василек, волошки, черлок, синовница, синецветка, синюха. Лоскутчатое одеяло, из лоскутьев состоящее. Лоскутник м. лес или иные угодья в клочках, разбитые на одиночные лоскутья

• небольшой кусок ткани

• небольшой остаток ткани

• оторванный или отрезанный кусок материи, ткани, кожи

• отходы швейного производства

• рваный фрагмент материи

• участок земли без определенной меры (устар.)

Источник

кусок (отрез) ткани

1 tela

2 tela

tela abrasiva, tela de esmeril — наждачная бумага

sin tela ni contienda de juicio loc. adv. юр. — не соблюдая формальностей, быстро, поспешно

llegarle una cosa a uno a las telas del corazón — задеть до глубины души, поразить в самое сердце

3 estraza

4 terna

5 estracilla

6 estraza

7 axo

8 estraza

9 terna

10 кусок

11 отрез

12 barra

13 lienza

14 paño

15 poyal

16 retazo

17 corte

18 sarape

19 corte

20 capote

capote de paseo — пара́дный плащ

tb capote abrigo — дли́нное широ́кое пальто́; шине́ль

См. также в других словарях:

ОТРЕЗ — ОТРЕЗ, отреза, муж. 1. только ед. Действие по гл. отрезать в 1 и 2 знач. отрезать (спец.). Место, линия отреза (Место, линия, по которым данный документ: квитанция, билет и т.п. должен быть отрезан). 2. Кусок отрезанной ткани (торг.). Купить… … Толковый словарь Ушакова

Кусок — I м. 1. Отделенная, отломленная, отбитая и т.п. часть чего либо. отт. разг. Часть, порция чего либо съестного. отт. перен. разг. Средства к существованию; пропитание. отт. перен. разг. Часть или доля состояния, дохода. 2. разг. Вообще часть чего… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

кусок — Кус, кусочек, часть, обломок, обрубок, отрывок, отрезок, клин; ломоть, горбушка, краюха (хлеба); глыба, ком, груда, масса; лоскут. Кусочек сукна, бумаги, железа, дерева суконка, бумажка, железка (железце), деревяшка. Фрагмент сочинения. См. часть … Словарь синонимов

ОТРЕЗ — ОТРЕЗ, а, муж. 1. см. отрезать. 2. Кусок ткани, отрезанный для шитья чего н. О. на пальто. 3. Место, по к рому отрезано что н. Ширина доски в отрезе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

кусок — ска/; м. см. тж. кусочек, кусковой 1) а) Отделённая, отломанная, отбитая и т.п. часть чего л. Развалиться на куски. Разорвать в куски. Глиняный горшок упал на пол и разбился на куски. б) отт … Словарь многих выражений

отрез — а; м. 1. к Отрезать отрезать. Дать голову на отрез (ручаться, быть уверенным в чём л.). 2. Кусок ткани, предназначенный для шитья. О. на пальто, на платье, на костюм. Купить два отреза. 3. Место, по которому отрезано что л.; срез. Ширина доски в… … Энциклопедический словарь

отрез — а; м. см. тж. отрезной 1) к отрезать отрезать. Дать голову на отрез (ручаться, быть уверенным в чём л.) 2) Кусок ткани, предназначенный для шитья. Отре/з на пальто, на платье, на костюм … Словарь многих выражений

Отрез — м. 1. процесс действия по гл. отрезать I, отрезать I 1. 2. Результат такого действия; кусок ткани, отрезанной для шитья чего либо. 3. Место, по которому что либо отрезано; сечение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Отрез — (разг.) кусок ткани, отрезанный для пошива костюма, пальто, платья и т. д. (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996) … Энциклопедия моды и одежды

кусок — ска; м. 1. Отделённая, отломанная, отбитая и т.п. часть чего л. Развалиться на куски. Разорвать в куски. Глиняный горшок упал на пол и разбился на куски. // Часть, порция чего л. съестного. К. сыра. К. жаркого. К. мяса. Подкладывать лучший к. //… … Энциклопедический словарь

ПОЛОТНИЩЕ — ПОЛОТНИЩЕ, полотнища, ср. 1. Кусок, отрез ткани в натуральную ширину (как соткано). Парус в 4 полотнища. || Большой широкий кусок материи, бумаги. Колыхались полотнища флагов. 2. Плоская тонкая часть какого нибудь инструмента, орудия (спец.).… … Толковый словарь Ушакова

Источник