Меню

Оренбургский платок история происхождения



Как зародился Оренбургский пуховый платок. История создания, настоящее и будущее пухового промысла.

Оренбургский пуховый платок уже не первый век является символом Оренбуржья и России. Его принято привозить в качестве памятного сувенира из нашего степного края, а также дарить гостям. Пуховый платок – это произведение народного искусства, в которого вложена душа и все мастерство, возможно еще и поэтому он такой теплый и ласковый. Хотите знать, как все начиналось? Как шли процессы зарождения, становления и развития пуховязального промысла? Каково положение дел в пуховязании сегодня? Мы с удовольствием поделимся с вами всей информацией!

Кто и когда придумал коз чесать и из их пуха вязать пуховые изделия?

А началось все более двух веков назад.

Есть несколько приданий на этот счет. Первое о том, что чабаны пасли свои отары коз, растили и кормили их ради молока, мяса и шерсти. О пухе ничего не знали. Казаки — переселенцы, общаясь с чабанами, вскользь заметили, что козы грязные и нечесаные. И предложили свою помощь. «Мы вам коз почешем, и даже все, что счешем с собой заберем». Чабаны подивились такой готовности помочь, и коз почесать дали. Но этот фокус сработал только один раз. В следующем году, весной, казаки уже были вынуждены менять счёсанный пух на продовольствие, потому как раскусили чабаны «бескорыстность» казаков. С тех пор чабаны стали чесать коз каждую весну и обменивать пух на деньги и продукты. А казаки завели своих коз.

По второму приданию прозорливые скотоводы сами догадались использовать пух коз. А казаки диву давались – как на таком лютом морозе не мерзнут калмыки и казахи, скачут на своих вороных, одеты легко. Потом присмотрелись к джигитам и поняли, что все дело в телогрейках и шарфах, которые те носили под верхней одеждой. Эти самые одеяния несли лишь одну функцию – сохранить тепло, согреть своего хозяина. Далеки они были от нынешних ажурных красивый платков. Грели суровых мужчин, а не украшали хрупкие женские плечи. Опять же казаки прознали, что пух используется козий, и развели своих коз в подсобных хозяйствах.

И уже казачки, не обремененные земледелием и особым подсобным хозяйством, из пуха коз стали вязать первые ажурные платки. Свойства пуха оренбургских коз натолкнули казачек на мысль о создании чисто женского элемента одежды. Ведь пух при прядении был невероятно тонким и мягким, ни в какое сравнение не шли с ним лен и шерсть. Также мягко, легко ложилась пуховая ниточка в узоры невероятной красоты.

Как зародился пуховый промысел?

Территориально местом зарождения пуховязального промысла является село Желтое, Саракташского района Оренбургской области. Именно там, впервые, из-под спиц казачек вышла первая ажурная паутинка!

На Южный же Урал казаков переселили для охраны государственной границы. А семьи – жены, дети, старики – были переселены вместе с ними. И пока казаки службу ратную несли, вся остальная семья на хозяйстве оставалась. К земледелию приучены не были. А рукоделием казачки владели, кружево и вышивание знали. Тогда и стали разводить тех самых коз, и из их пуха вязать платки. В основу узоров первых пуховых платков легли мотивы природы. Бескрайняя оренбургская степь, морозные узоры на окнах, гроздья рябины.

Зимними вечерами, сидя у лучины, вязали женщины платки потрясающей красоты. Сначала это был источник дополнительного заработка, а потом, когда платки стали востребованы, превратилось и в источник основного дохода.

Опыт первых пуховязальщиц передавался от дочери к матери. Мастерство оттачивалось и совершенствовалось. Знали ли они, что стоят у истоков легенды? Что платки будут блистать на выставках Парижа и Лондона? Что станут известны всему миру? Вряд ли, им просто надо было кормить своих детей, потому и вязали.

Пуховый платок покоряет мир

Посетивший в 60-х годах XVIII века Оренбургские земли, Петр Иванович Рычков – исследователь и открыватель Оренбуржья – первым обратил внимание на коз, на их пух, и его особенности. Петр Иванович в числе первых и козами заинтересовался которые «около Яика; а особливо на Заяицкой степи табунами случаются и так резвы, что никакой собаке угнать невозможно». Он пообщался с пастухами, образцы пуховых изделий оценил и пуховязальный промысел открыть предложил!

А жена Рычкова, Алёна Денисовна, так прониклась идей создания пуховязального промысла, что сама стала работать над этим вопросом. Многие казачки собирались именно в доме Рычковых, осваивали новое мастерство, оттачивали навыки. Однажды взяла с собой в столицу Алена Денисовна белый пуховый платок. И покорил он столицу. Пуховязальщицам Оренбургской губернии благодарность выписали, а Алёне Денисовне медаль дали.

Подбодрило такое положение дел казачек, стали они пуще прежнего мастерство постигать, да изобретать новые узоры и технику вязания.

В 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне состоялось первое знакомство европейцев с Оренбургскими пуховыми изделиями. Разумеется, платки были удостоены внимания и отмечены наградами.

Уже в начале 19 века французы – законодатели моды, объявили пуховую шаль модным аксессуаром, дополнением для наряда. В 1857 году на Парижской международной выставке всех поразили и восхитили Оренбургские пуховые платки.

В 1858 году Большой серебряной медалью поощрили оренбургских мастериц за платки на выставке в Брюсселе.

А в 1862 платки из Российской глубинки блистали на второй Всемирной выставке в Лондоне! Связанные казачкой Марией Николаевной Усковой, они завоевали сердца чопорных англичан и не только. Прошение Марии Николаевны об участии в выставке в Англии губернатор удовлетворил, и мастерица отправила на выставку шесть своих платков. Все они были моментально раскуплены, как только выставка закончилась. Мастерица же получила медаль «За шаль из козьего пуха», диплом и 125 серебряников!

Читайте также:  Платья с клиньевыми юбками

В 1897 году, на выставке в Чикаго, Оренбургские пуховые платки заработали заслуженные медали.

На московской выставке художественной промышленности в 1882 году также было представлено 6 платков из Оренбуржья. 2 из них были удостоены особым вниманием и денежным вознаграждением – платки Усковой М.Н. и Владимировой Н.Р. – по 100 рублей за каждый. Обычные платки тогда стоили от 18 до 35 рублей! Ни в какое сравнение с Оренбургскими платками не шли платки Пензенские, казалось бы, тоже козий пух, а вот мастерство исполнения не дотягивало.

Далее Оренбургские пуховые платки становятся постоянными участниками и фаворитами международных выставок: Всемирные выставки в Канаде в 1967году и в Японии в 1968 году, международные ярмарки в Алжире в 1969г., в Сирии в 1975г., в Греции в 1976г., во Франции в 1977 г., в Англии в 1979 г., в Испании в 1981 г., в Индии в 1982 г., в Германии в 1985 г.

Надо отметить, что ведущие мировые державы порой интересовали не пуховые платки, а сам козий пух. Пробовали предприимчивые американцы разводить у себя Оренбургских коз. Закупали их в Оренбургской губернии и везли к себе на родину в Англия, Австралидю, Францию, Эжную Америку. Но половина коз гибла в пути, а другая половина не давала в новых климатических условиях того ценного подшёрстка, ради которого их перевозили. Оказалось, что метеоусловия – решающий фактор в формировании козьего пуха с его уникальными свойствами.

Тогда англичане и французы решили сырье вывозить. В 1824 году Французская фирма «Бодиер» вязала шали с названием «каша». Английская фирма «Липнер и Кон» из Бирмингема на своем предприятии выпускали платки «имитация под Оренбург».

Но все же самые достойные и качественные платки вязались на Оренбургской земле. Да и сейчас вяжутся!

Оренбургская губерния – колыбель пуховязания

В 70-е годы 19 века пуховязанием занималось не больше 300 женщин. Но платок приобретал такую популярность, что не вязать его, умеючи, было глупо! Спрос рождает предложение, как говорится. И в 1900 году вязальщиц было уже 4000. В 1913-ом – 21000 мужчин и женщин вязали платки на продажу. В 1915 году появилась первая казачья пуховая артель!

Вторая половина 20-х годов 20 века ознаменована важным шагом для пуховязания – остро встала необходимость механизации труда пуховязальщиц. И в 1930-ом году, на окраине Оренбурга заработала первая в Союзе пуховязальная фабрика имени Первого мая! Создание фабрики, главным образом, должно было решить вопрос с удешевлением производимых платков. Потому как мягкость и пушистость изделий ручной работы невозможно было воссоздать никакими станками! Пух на фабрике по-прежнему чесали и пряли вручную, ажурную кайму тоже вязали мастерицы. Механизирована была вывязка середины платка. Каждый месяц фабрика давала стране 288 платков, 80 ажурных, остальные – теплые. Появился стандарт качества фабричного изделия – нитка пуховая должна быть одной толщины, цвет пуха должен быть однородным.

Однако механизация пуховязания состоялась не на базе этой фабрики. А на базе маленькой, но очень амбициозной «артели имени Парижской Коммуны». Именно из этой артели и выросла нынешняя Фабрика пуховых платков. Начинали девушки с вязания носков и варежек из отходов пуха. Перешли на платки. Освоили станки, придумали, как и кайму на них вязать. Словом, увеличили число выработки пуховых изделий в разы! Не остановилось пуховязание даже в годы Войны, посильный вклад вязальщиц в нашу победу также трудно переоценить. В 1955 году артель выпустила аж 20800 платков! Оренбургский пуховый платок стал непревзойденным произведением всероссийского значения! В 1960 году артель переименовали в Фабрику. Новое здание фабрики было отстроено в 1966 году, на этом месте, на улице Расковой, она до сих пор и находится.

Сегодня все процессы на фабрике автоматизированы. И если мастерица вяжет один платок вручную 250 часов, то на фабрике за одну смену их производят более 20 штук! В 2004 году был связан уже 50-ти миллионный платок

Безусловно, с появлением пуховязальных машин, пуховязальщиц стало меньше. Потому что машинное производство снизило стоимость изделий, и значительно. Пуховые изделия ручной работы и вязались дольше, и стоили дороже. Но как же красивы и хороши платки ручной работы, сколько любви и тепла в них вложено! Платки для настоящих ценителей и сегодня вяжутся только вручную.

Конечно же, не все так гладко в истории пуховязания. После колоссально взлета пуховой промышленности, в лихие 90-е начался ее спад, и даже кризис. Спрос на пуховые изделия упал. Однако, в последние годы Правительством Оренбургской области многое делается для возрождения многовековых традиций пуховязания! Созданы фонды, проводятся мероприятия, выделяются средства, ведется борьба с подделками.

Так, уже шесть лет, с 2009 года, в октябре принято праздновать «Дни Оренбургского пухового платка». Мероприятия, как правило, включают в себя выставки, флеш-мобы, праздничную и конкурсную программы.

Это праздник региональный, необходимость его проведения закреплена Губернаторским Указом. Цель фестиваля – возродить национальные традиции, поддержать оренбургских пуховяхальщиц и воспитать такую необходимую любовь к истории родного края у молодого поколения.

Самым красивым мероприятием является акция, проводимая в Покров День, она так и называется «В Покров День платок надень». В этот день мужчин призывают дарить, а женщин носить белоснежные платки.

Читайте также:  Платье с круглой кокеткой для девочки выкройка

13 октября 2013 года, в рамках фестиваля, был установлен мировой рекорд пуховязания– 699 вязальщиц (женщины, мужчины и даже дети) взялись за спицы одновременно. Съехавшиеся со всей области вязальщики, такие разные, но объединенные одной общей идей и любимым делом, 5 минут одновременно вязали каждый свое из козьего пуха!

12 ноября 2015 года состоялось тождественное открытие Центра народных художественных промыслов в Оренбурге. Это новый, ультрамодный дом Оренбургского пухового платка. Под одной крышей собрано все, что имеет отношение к пуховязанию – история и современность, технология производства, секреты мастериц, пряжа, узоры, сами пуховязльщицы, как опытные, так и начинающие, музеи и галереи на площади это 23 000 м²!

Появление и развитие интернет-магазинов, безусловно, вносит свою лепту в распространение, развитие Оренбургского пухового платка по всему миру, развитие и поддержку пуховязальщиц. Каждый день своей работой доказывая, что не перевелся промысел на Оренбургской земле, а платок год от года становится только краше!

Остается только выбрать – надежный интернет-магазин и изделие в нем! И стать обладателем платка родом действительно из Оренбурга, с превосходным качеством.

Источник

История оренбургского пухового платка

Оренбургский пуховый платок получил широкую известность из-за своих уникальных качеств. Это исконно русское изделие народного промысла, о котором знают не только в пределах нашей страны, но и за рубежом. Нигде в мире еще не изготовили такие изделия, которые смогли бы по своим свойствам сравниться с платками и шалями вязальщиц Оренбурга.

Считается, что оренбургский платок – это платок, связанный исключительно из местного козьего пуха. Уникален он тем, что очень тонок (тоньше в мире нет). Его толщина 16-18 микрон. Для примера — толщина ангорской шерсти или мохера составляет 22-24 микрон. Именно из-за такой тонкости пуха удается получать тонкие и легкие изделия, которые при этом очень теплые.

Но стоит заметить, что такой пух получают лишь с коз, разведением которых занимаются в Оренбургской области и нигде более. Считается, что «причина» уникальности пуха кроется в местном климате, а также особом питании. Жесткие погодные условия Оренбурга вынуждают местных коз приспосабливаться и вырабатывать теплый пух. Одно время французы пробовали заняться разведением оренбургских коз на своей территории, для чего была закуплена партия животных. Однако, оказавшись на территории с теплым климатом, козы превратились в «обычных», при этом пух, став толще, потерял свою особенность и уникальность.

История создания оренбургского пухового платка начинается в 1766 году. Именно тогда (после одной из экспедиций) Петр Рычков — географ и известный краевед того времени, рассказал об уникальных свойствах пуха оренбургских коз и сумел описать способы изготовления платков из него. Хотя их начали вязать гораздо раньше, ведь это было традиционное занятие местных жителей.

После того, как Москва, Санкт-Петербург, а после и вся Россия узнали о существовании уникальных оренбургских платков, спрос на них увеличился в сотни раз. Это способствовало хорошему экономическому развитию в данном регионе, так как такое производство давало возможность хорошо зарабатывать. Мировая слава настигла Оренбургский платок в середине XIX века. Признание и главные награды он получил сначала в 1857 году в Париже, и далее – в Лондоне на выставке в 1862 году. Десятки тысяч пудов козьего пуха, а также изделий из него были закуплены в России для Европы. В Англии даже был налажен выпуск пуховых платков-подделок. Изделия пользовались спросом, хотя производители не скрывали, что эти платки – «Имитация под Оренбург».

Произошедший развал и появление Советского Союза привело к прекращению крупных поставок оренбургских изделий из пуха. Нет, платки вязать не перестали, но выхода на мировой рынок не стало. На смену козьему пуху из Оренбуржья пришел пух кашмирский, который по своим свойствам несколько уступал российскому.

Пуховые платки в Оренбурге вяжут и по сей день. Но пух имеет одну особенность: ему противопоказана машинная вязка, во время которой теряется мягкость и снижается качество. Поэтому все изделия продолжают вязать вручную. В связи с этим и цены на них достаточно высокие, но оренбургский пуховый платок того стоит.

Источник

Оренбургский пуховый платок: история

Ручные промыслы на Руси испокон веков были очень развиты. Мастерицы сидели над работой с раннего утра до поздней ночи. Веками складывался неподражаемый стиль и качество. Оренбургский пуховый платок, история которого неразрывно связана с народным творчеством, является поистине уникальным явлением. Нигде в мире нет его аналогов.

Произведение ручной работы до такой степени тонкое и невесомое, что напоминает паутину. При этом, ничто так не греет, как правильно связанный кисейный платок. Он является не только показателем народного мастерства, но и его символом. О знаменитом платке поется даже в песне. Он был и остается прекрасным подарком для самого родного и любимого человека, которому хочется создать уют и доказать свои искренние чувства.

История названия и особенности изделия

История названия находится на поверхности. Впервые тонкая кисея нитей была сплетена мастерицами из Оренбурга. Бытует мнение, что только из шерсти определенной породы коз, может получиться нить необходимой толщины. А водятся такие чудесные животные только в этой местности.

Уникальные свойства оренбургского пуха заключаются в том, что он очень тонкий и составляет всего шестнадцать-восемнадцать микрон. Аналогов в мире не существует. Если сравнить его с ангорской шерстью или популярным во всех городах и весях мохером, то разница будет достигать шести микрон. Тонкость пуха и является причиной легкости и ажурности изделий. При этом они остаются очень теплыми, что вызывает удивление людей несведущих.

Читайте также:  С чем одевать платье крестьянку

Стоит немного узнать об уникальных козах. Почему именно они являются поставщиками чудодейственного пуха. Только из сырья, получаемого в Оренбурге, прядется тонкая нить. Знатоки утверждают, что все зависит от особенностей климата. На севере России очень холодно, а о силе морозов слагаются легенды. В этих условиях животные должны существовать комфортно. У них образуется очень тонкий и безмерно теплый пух, защищающий от ветров и низких температур.

Предприимчивые французы, устроители моды и разного рода новинок, решили перенять искусство получения тонкой нити у русских мастериц. К делу они подошли со всей основательностью и закупили целое стадо оренбургских коз. Попав в более теплый климат, животные стали меняться. Их шерсть стала значительно толще, и козы перешли в разряд обычных. Французский эксперимент потерпел фиаско, что никак не отразилось на качестве оренбургской продукции.

Как все начиналось?

О том, как появился оренбургский пуховый платок, история его изобретения и первые образцы канули в лету. Мастерицы с давних времен занимались этим нелегким делом, но их продукция не получала распространение. В 1766 году из экспедиции по региону вернулся известный краевед и географ – Петр Рычков. Он с восторгом рассказывал о неподражаемых и не имеющих аналогов свойствах эксклюзивного пуха, делился секретами производства изделий из него. Так слава об оренбургском платке разнеслась по всей стране, а затем и по миру.

Первыми покупателями чудесного произведения искусства стали москвичи и жители Петербурга. Изделия и козьего пуха носили все, не зависимо от социального положения. Модные барышни кутались в тонкую кисею, от чего становились еще краше. Из двух столиц мода на платки разошлась по всей стране.

Этот факт способствовал экономическому развитию региона. Стало выгодным выращивать коз и поставлять пух. Мастерицы вообще не знали отдыха от трудов праведных. С местных рынков товар перекочевал на торговые точки других городов. Купцы стали делать крупные заказы, которые расходились очень быстро. Основными покупателями были представители зажиточного класса, но и этого было достаточно, чтобы разрекламировать мастерство оренбургских вязальщиц на весь мир.

Мастера плагиата

Мировая известность к рукотворным изделиям пришла с того момента, как их лучшие образчики попали на международные выставки. Середина девятнадцатого века стала временем триумфа оренбургских мастеров. В 1857 году на международной выставке в столице Франции они получили всеобщее восхищение. И это произошло именно в столице моды. В 1862 году познакомиться с пуховыми изделиями посчастливилось жителям и гостям Лондона. Высокое одобрение и первые награды поспособствовали появлению ажиотажа на западных рынках.

Козий пух, перевозимый в страны Европы, насчитывал десятки тысяч пудов. Популярностью также пользовались и изделия из него. В казну России пошли прибыли, что не могло не радовать. Предприимчивости англичан можно слагать легенды. В XVIII-XIX веках они были текстильными монополистами и не могли допустить, чтобы пальма первенства перешла в другие руки. Так оренбургский пуховый платок, история его получили связь с плагиатом.

Англичанами было закуплено производство вещей из приобретенной в Оренбурге шерсти. В отличии от французов, они не стали разводить у себя уникальных коз, зная не самый лучший результат этого предприятия. Предпринимателям хватило честности не присваивать себе подлинность платков. При продаже они предупреждали, что это имитация под Оренбург. Изделия пользовались спросом и хорошо продавались, но мода очень быстротечна. Ажиотаж спал, и производство изжило себя. Чего нельзя сказать о подлинных товарах из Оренбурга.

Такому положению вещей способствовали, как это не удивительно, и политические процессы. В период Октябрьской революции взаимоотношения с Европой изменили свой характер. Торговля была разрушена, и козий пух перестал поступать в руки к политическим оппонентам. Выхода на мировой рынок у производителей не стало, что также повлияло на экономику региона.

Англичане заменили российское сырье аналогом из Кашмира. Да, изделия получались более толстыми и потеряли свою уникальность, но тоже неплохо продавались неискушенным покупателям.

Гарантии качества

Чтобы проверить подлинность оренбургского платка, его надо пропустить через обручальное кольцо. Изделие без труда проходит в небольшое отверстие, благодаря тонкой нити и совершенно особенному плетению. Традиции древних мастериц живы до настоящего времени. Из-под рук современных вязальщиц выходят не менее удивительные шедевры.

Особенностью нити является то, что она теряет свои качества от машинной вязки. Сминается пух, теряется мягкость, от чего страдает качество. Такое изделие нельзя назвать традиционным платком, из-за грубого нарушения процесса производства. В связи с такими особенностями нити весь процесс производится в ручную.

Мастерицы прядут из пуха нить, а затем вяжут из нее платок. Каждое изделие – это уникальный шедевр, поэтому трудно найти два одинаковых изделия. Модницы поймут, что стоимость эксклюзивной вещи не может быть низкой. Стать обладательницей единственного в своем роде платка для многих является мечтой. Ручная работа ценится дорого, но на это есть свои основания. Затраченный труд, эксклюзивность и уникальность — отличительные черты пуховых изделий. Каждая мастерица, годами изобретающая свои шедевры, может гарантировать высокое качество продукции.

Вместе с теплой эксклюзивной вещью модница может получить веру в то, что истинные мастера еще не перевелись на русской земле. Знаменитый оренбургский пуховый платок, история которого напрямую связана с традициями народных умельцев, будет еще долго согревать теплом любящих рук в зимние ненастья.

Источник