Меню

Мне сказала мама надевай пальто



Надеть или одеть?

Русский язык, если не разбираться в его тонкостях, может стать регулярной головной болью не только при письме, но и при разговоре. Похожие по звучанию и одинаковые, на первый взгляд, по смыслу слова порой имеют различные назначения. Такие слова называются паронимами. Например, прилагательные «эффектный» и «эффективный» — звучат похоже, но это не одно и то же. Слова надеть и одеть тоже можно отнести к паронимам. Как правильно: надеть или одеть? Разбираемся.

Употребление слова надеть

Глаголы надеть и одеть к паронимам хотя и относятся, но всё же их можно выделить в отдельную категорию. Потому что «чистые» паронимы всё же имеют разные значения и не перекликаются. Сравните:

  • «отборный» (самый лучший) и «отборочный» (когда идёт отсев неподходящих кандидатов);
  • «практичный» (удобный, немаркий) и «практический» (применяемый на практике).

Того же нельзя сказать о глаголах надеть и одеть: оба они относятся к процессу одевания. Главное различие – каким образом идёт процесс.

Глагол надеть имеет корень «-де-» и приставку «на-»: все дело в приставке. Приставка «на-» означает, что какую-то вещь – обычно это относится к предметам одежды – «на-крывают», «на-тягивают», «на-пяливают» НА себя или НА кого-то другого.

Обратите внимание как раз на предлог НА: он подчёркивает отличие глагола надеть от глагола одеть. Надеть можно только НА кого-либо. Этот предлог с существительным или местоимением всегда либо звучит (или пишется), либо подразумевается:

  • «надеть шапку» – надеть шапку НА себя, НА голову;
  • «надеть перчатки» – надеть перчатки НА руки.

Чтобы точно отличить этот глагол, нужно подобрать к нему антоним. В данном случае это слово «снять». И слово надеть всегда относится к предмету одежды, а не к объекту одевания: «надеть одежду», «надеть рубашку»

Примеры предложений

  1. На улице второй день стояли трескучие морозы, поэтому Ольга решила надеть норковую шубу.
  2. — Надень куртку, — сказала мать, — за окном идёт проливной дождь.
  3. Ирина хотела надеть то платье цвета хаки, в котором они впервые встретились с Олегом.
  4. Петька ни в какую не желал надевать шапку, потому был уверен, что выглядит в ней смешно.
  5. Перед уборкой желательно всегда надевать на руки плотные резиновые перчатки, чтобы кожа рук не портилась под воздействием химикатов.

Употребление слова одеть

Этот глагол, как правило, употребляется гораздо чаще, в том числе и вместо глагола надеть: хотя смысл фразы обычно понятен, всё же это неверно.

Значение слова одеть несколько иное, оно означает процесс одевания кого-то другого. Либо можно «одеть себя» — «одеться». И хотя корень здесь тот же – «-де-» – приставка иная: «о-». Обратите на неё внимание: круглая О как бы «обволакивает», «оборачивает» что-то или кого-то. И такой глагол всегда ставится перед существительным в винительном падеже без предлога:

  • одеть (кого?) дочку в пижаму;
  • одеть (что?) куклу в комбинезон.

Слово одеть всегда относится к объекту одевания, а не к предмету одежды. «одеть Надежду», «одеть Наташку». Антоним к этому слову иной: «раздеть».

Примеры предложений

  1. Хотя у Ольги Никифоровны шкафы уже давно ломились от всевозможных нарядов, перед выходом из дома она всегда ворчала, что ей нечего надеть.
  2. Перед собранием Ирина велела мужу надеть серый костюм и бордовый галстук, чтобы выглядеть более представительным.
  3. Родив ребёнка, Галина поправилась, и ей было жаль кожаных сапог, которые она и надела-то всего два раза.
  4. Пальто всё лето висело в шифоньере и мечтало об осени, когда его достанут и, почистив, наденут.
  5. — Надень ту красную шляпу, — попросил Игорь, — она тебе так идёт!

Ошибочное употребление

Неправильно использовать слово одеть вместо надеть даже тогда, когда всё понятно: это свидетельствует о неграмотности говорящего. Всё же для каждого случая свой глагол и упрощать речь без нужды не стоит.

Заключение

Итак, чтобы не ошибиться, как правильно говорить или писать в том или ином случае, нужно, во-первых, обратить внимание на наличии приставки «на». Если она есть, то пишем надеть, если нет – одеть.

Во-вторых, нужно подобрать антоним к искомому глаголу: надеть – снять, одетьраздеть.

Ну и в-третьих, всегда можно воспользоваться мнемоническим стишком: «надеть одежду – одеть Надежду» или «надеть рубашку – одеть Наташку».
А теперь давайте закрепим полученные знания на практике — пройдём тест.

Читайте также:  Что одеть под боксерские перчатки

Источник

«Одеть» и «надеть» – как не путать эти слова

Глаголы «одеть» и «надеть» паронимы: слова, похожие по звучанию, но разные по значению. Они отличаются только приставкой, и эта, казалось бы, морфемная мелочь, вызывает у людей тааакую путаницу. Неправильное употребление глаголов занимает призовые места в рейтинге самых популярных ошибок.

Как просто запомнить и больше не путать эти паронимы? Давайте разбираться.

Когда говорить «одеть»

Глагол «одеть» используется, в основном, в отношении одушевленных существительных. Одеть можно кого-то :

Завтра утренник, и нужно решить, во что одеть ребенка в детский сад

На улице холодно, поэтому комнатную собачку хозяйка одела в комбинезон

У друга сломана рука, поэтому я помог ему одеться

Но иногда предложение несет смысл «облечь в одежду», хотя сам предмет «облекания» при этом – неодушевленный. Например, куклу барби и манекен в магазине мы тоже одеваем.

Когда говорить «надеть»

А вот «надеть» четко привязан к неодушевленным существительным, отвечающим на вопрос: « что? »

Чтобы не слышать людей, она всегда в электричке надевает наушники

Подул сильный ветер, поэтому пришлось надеть шапку

Парень сделал девушке предложение и надел на ее палец кольцо

Как быстро запомнить

Если вы сомневаетесь, какое слово употребить в конкретной ситуации, подберите к нему антоним . Выглядит ли он уместно для вашего случая?

Смотрите, как нелепо звучит «раздеть кофту» или «снять ребенка» . А вот если поменять глаголы местами, все сразу становится на свои места!

Ну и традиционную фразу «Надеть одежду, одеть Надежду» тоже никто не отменял 🙂

Поставьте, пожалуйста, «пальчик вверх» и подпишитесь на каналэто очень поможет развитию проекта.

С уважением, автор канала «Беречь речь» здесь пишут о русском языке с юмором и любовью.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Детская психология: от рождения до школы

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Борис Степанович Волков, Нина Вячеславовна Волкова

Детская психология: от рождения до школы

Психическое развитие детей от рождения до года

Знать особенности психического развития ребенка на первом году жизни необходимо, так как от того, как в этот период будет развиваться ребенок, зависит дальнейшее становление личности.

Для решения задач и выполнения упражнений этого пособия необходимо знать, что с самого рождения на развитие ребенка влияют безусловные и условные рефлексы, что первая социальная потребность ребенка проявляется в «комплексе оживления», что контакты малыша с окружающим миром осуществляются через взрослого, который является посредником между ребенком и предметным миром. Совместная их деятельность формирует у малыша потребность в общении, в ходе которого развивается его речь.

На протяжении первого года жизни (при соблюдении определенных условий) ребенок добивается больших успехов в психическом развитии, учится передвигаться в пространстве: держит голову, ползает, принимает вертикальное положение, делает первые шаги. Особое место занимает развитие движений рук: хватание, манипулирование предметами формируют двигательные навыки. С их помощью ребенок знакомится со свойствами вещей, что существенно изменяет характер его психической активности. Процесс манипулирования предметами, представляющий собой переход от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий, способствует развитию интеллекта ребенка.

К концу первого года жизни у малыша складываются первоначальные представления об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющие ориентироваться в окружающем мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта.

Теоретическое изучение этого пособия дает возможность научиться:

¦ определять уровень развития ребенка до 1 года;

¦ создавать условия для правильного развития ребенка;

¦ быть посредником между ребенком и окружающим миром.

1.1

Ситуация. Ученые утверждают, что новорожденный, находясь в состоянии голодного возбуждения, успокаивается, если слышит спокойное сердцебиение матери, записанное на магнитофон.

? Назовите причину данного явления.

Решение. Это явление связано с единством развития материнского организма и организма ребенка.

1.2

Ситуация. Обычно у новорожденного наблюдается многообразие движений ручками, ножками, головкой, всего тела.

? Объясните это явление.

? Как в этом случае должна мама одевать малыша?

Решение. Многообразие движений ребенка объясняется тем, что проводящие пути нервных клеток новорожденного еще не покрыты миелиновыми оболочками, играющими роль изолятора, поэтому возбуждение легко передается (иррадирует) на другие нервные пути, включая в процесс возбуждения большое количество мышечных групп.

Одевать ребенка надо так, чтобы не стеснять его двигательную активность, которая необходима малышу для его физического развития.

Читайте также:  Пуловер для детей до года спицами с описанием

1.3

Вопрос. В чем проявляется взаимосвязь функционирования органов чувств новорожденного и коры больших полушарий головного мозга? Наметьте пути, средства и условия воспитания младенца.

Ответ. Включение в функционирование органов чувств ребенка способствует развитию коры больших полушарий головного мозга, которая, в свою очередь, положительно влияет на развитие этих органов чувств.

Таким образом, осуществляется взаиморазвитие органов чувств и коры больших полушарий.

Для правильного психического развития новорожденного, в частности его органов чувств, необходимы упражнения на фиксированность взгляда младенца с помощью разнообразных громко звучащих погремушек яркого цвета относительно сложной формы. Такие упражнения вызывают ответные реакции ребенка и создают положительный эмоциональный фон.

1.4

Ситуация. Человечество за свою многовековую историю глобально изменило культурный мир. Изменились человеческие ценности. Но новорожденный ребенок по–прежнему снабжен лишь самыми элементарными врожденными механизмами для поддержания жизни.

? С чем связаны особенности новорожденного, самого беспомощного среди детенышей животного мира?

? Изменяется ли продолжительность периода детства от поколения к поколению?

Решение. Ребенок должен пройти большой путь развития. Чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство (до полной социальной и, следовательно, психической зрелости). Именно детство является периодом становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности.

1.5

Вопрос. Достоинством или недостатком развития ребенка является небольшое число врожденных форм поведения? Проанализируйте свои суждения.

Ответ. Небольшое число врожденных форм поведения является достоинством новорожденного, так как у него возникают безграничные возможности приобретения новых форм поведения.

1.6

Вопрос. Что такое первые условные рефлексы? С чем они связаны? Какие действия матери способствуют возникновению вредных привычек у ребенка?

Ответ. Первые условные рефлексы новорожденного связаны с созданием родителями определенных условий, которые сочетаются с врожденными реакциями ребенка и на основе последних закрепляются. Например, одним из первых условных рефлексов может быть рефлекс на расположение ребенка в пространстве: мама берет малыша

на руки, придавая ему определенную позу для кормления. Затем вырабатывается ориентировочный рефлекс, связанный со зрительным и слуховым сосредоточением, рефлекс на сон и бодрствование, рефлекс на взрослого и др.

Любые действия матери, которые подкрепляются врожденными рефлексами новорожденного (например, сосательным), ведут к появлению и закреплению у него условных рефлексов. Поэтому мать должна думать о том, какие ее действия могут привести к возникновению у ребенка вредных привычек, основанных на врожденных рефлексах (пользование пустышкой, укачивание перед сном и др.).

1.7

Ситуация. При сосании у малыша развиваются мышцы лица, укрепляются десны, что хорошо влияет на формирование зубов. Сосание для малыша – своеобразный способ утешения, нейтрализации негативных переживаний. Потребность в этом рефлексе появляется при дискомфорте по какому–либо поводу.

? Все ли равно для малыша, что он получит в ответ на призыв о помощи – грудь или соску?

Источник

Одеть или надеть: как правильно говорить?

Всем добрый день! Пришло время обсудить эти слова. Вроде самые обычные, ничем не примечательные, но как же часто в них ошибаются! Разберём по порядку, в чём причина этого недоразумения, когда и в каких ситуациях нужно говорить «надеть» и «одеть».

Желаю вам приятного чтения и понимания. 🙂

Чтобы раскрыть тему с разных сторон, статью поделил на несколько частей.

1. Что такое паронимы.
2. Что означают «надеть» и «одеть».
3. Как их отличать друг от друга.
4. Правда ли, что «надеть» может вообще исчезнуть из литературного языка?

Что такое паронимы?

«Одеть» и «надеть» — паронимы (греч. para, т. е. приставка со значением смежности, и onoma — «имя»). То есть слова, похожие по звучанию, но разные по значению.

Другие примеры: «различать» и «отличать», «экскаватор» и «эскалатор», «подпись» и «роспись».

«Одеть» и «надеть» — это, пожалуй, самые распространённые паронимы, которые смешивают в речи. Причём любопытно: по ошибке всегда говорят «одеть» вместо «надеть», но не наоборот!

И этому недоразумению более ста лет, на него с XIX в. обращают внимание лингвисты. Подробнее о лингвистической оценке скажу в конце статьи.

Что означают «надеть» и «одеть»

Одеть — кого-нибудь во что-нибудь. Одеть ребёнка в тёплую одежду. Или что-то во что-то. Например, можно одеть куклу в платье . Манекены тоже одевают во что-либо. На них НА ДЕВАЮТ модные вещи.

Читайте также:  Женские пуховики пух перо рейтинг

Ребёнок одет в тёплую одежду.

Надеть — что-нибудь на кого-нибудь. Надеть на себя рубашку. Надеть шапку. Надеть красивое платье, чтобы пойти на свидание. Надеть маску на лицо. Надеть наушники. Надеть очки.

Или что-нибудь на что-нибудь. Надеть модные вещи на манекен. Надеть чехол на телефон.

Костюм надет; маска надета, одежда надета. Платье надето. Охранник магазина одет в дорогой костюм.

📌 Надеть сапоги — обуться в сапоги. Да-да, обувь тоже надевают. Обуть можно кого-то во что-то: обуть ребёнка в тёплую обувь.

Если мы говорим «одеть сапоги» или «одеть футболку», это значит, что мы на сапоги или футболку надеваем какой-то предмет. Странно, не так ли? 🙂

Как их отличать друг от друга

Есть поговорка, мнемонический приём:

Одевают во что-либо Надежду, а надевают на себя одежду.

Обратим внимание, что у этих слов не только разные значения, но и антонимы.

А ещё смысл кроется в приставках. «О-» привносит значение «обволакивать, окружать вокруг». Поэтому «одеть кого-то; одеться во-что либо» — это буквально «окружить кого-то одеждой; окружить себя одеждой».

Тогда как у приставки «НА- » есть значение «поверх»: мы надеваем футболку на себя. Маски на лицо тоже надевают.

Правда ли, что «надеть» может вообще исчезнуть из литературного языка?

В разных научных статьях можно найти утверждение, что «надеть» в речевой практике практически вытесняется глаголом «одеть». В качестве примера приведу цитату (с некоторыми сокращениями) из монографии О. Б. Сиротининой «Русский язык: система, узус и создаваемые ими риски» 2013 года. Она посвящена «болевым» участкам системы русского языка начала XXI в.

Явное обеднение системы фактически состоялось из-за вытеснения в языковом сознании даже, казалось бы, высококультурных носителей русского языка глагола надеть . Видимо, ещё и потому, что одеть имеет более разветвленный ряд производных ( одеваться, одежда, одеяние, переодеться ).

Судя по данным НКРЯ, процесс этот начался ещё в XIX в., а в 2013 г. достиг своего апогея. Возможно, что сыграла роль и нечеткость словарных толкований их значений при отсутствии запрещающих помет на неправильное употребление типа «одел шляпу».

Следовательно, уже произошло и обеднение лексической системы языка.

По мнению лингвиста, вытеснение глагола «надеть» — это одно из негативных последствий двадцатилетней «свободы» русской речи, которая наблюдается с 90-х годов. Согласиться с этим можно, как и по поводу словарей. В толковых словарях я не нахожу примечаний о недопустимости фраз вроде «одеть рубашку».

Однако только от нас, носителей языка, зависит дальнейшее существование слова «надеть». 🙂 Если будем употреблять его там, где нужно, то и разговоры о его вытеснении, исчезновении прекратятся.

А как привыкли говорить вы? Как вы относитесь к употреблению «одеть» вместо «надеть» и какая, по-вашему, судьба у глагола «надеть»? Буду рад конструктивным комментариям.

Источник

Мне сказала мама надевай пальто

Мама песню напевала,
Одевала дочку.
Одевала — надевала
Белую сорочку.

Белая сорочка,
Тоненькая строчка.
Мама песенку тянула,
Обувала дочку.

По резинке пристегнула
К каждому чулочку.
Светлые чулочки
На ногах у дочки.

Мама песенку допела:
Мама девочку одела.
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.

Вот как мама угодила —
К маю дочку нарядила.
Вот какая мама —
Золотая прямо!

1 комментарий

Похожие цитаты

— Привет! Пожалуйста, не клади трубку!
— Что тебе нужно? У меня нет времени на твою болтовню, давай быстрее!
— Я сегодня была у врача…
— Ну и что он тебе сказал?
— Беременность подтвердилась, уже 4й месяц.
— А я тебе, чем могу помочь? Мне проблемы не нужны, избавляйся!
— Сказали поздно уже. Что мне делать?
— Забыть мой телефон!
— Как забыть? Ало — ало!
— Абонент находится в в не …
Прошло 3 месяца.
«- Привет малыш!» в ответ «-Привет, а ты кто?»
«- Я твой Ангел Хранитель.»
«- А от кого ты будешь…
… показать весь текст …

Мамочка, у тебя была мечта? — Была! — А сейчас? — А сейчас идет рядом и задает вопросы!

Ребёнок спит и… мама свободна. Хочешь стирай, хочешь убирай, хочешь у плиты парься. Отдыхай…не хочу!

Источник