Меню

Мне будет довольно того что гвоздь остался после плаща



Мне будет довольно того что гвоздь остался после плаща

«Любви моей ты боялся зря…»

В 1964-м Hовелла Матвеева написала самую знаменитую свою песню — «Девушка из харчевни». Её слова «Любви моей ты боялся зря, не так я страшно люблю…» знают даже те, кто не знает автора.

Три варианта авторского исполнения песни: первый, второй, третий.

Девушка из харчевни

Часто возле названия этой песни пишут — «Стилизация под шотландскую песню». Но однажды я слушала так называемую «христианскую музыку», без указания авторов и исполнителей. Одна из песен, исполняемых на английском языке, очень напоминала мелодию «Девушки из харчевни» — именно её начало — «Любви моей ты боялся зря».

Так что, может, не стилизована, а написана по мотивам старинной шотландской песни?

Новелла Матвеева родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе. Её муж — талантливый поэт Иван Киуру (1934-1992) — был из семьи репрессированных советских финнов.

Они познакомились, когда Киуру окончил Литинститут, и издательство «Художественная литература» пригласило его составлять сборник финской поэтессы Катри Вала.

Наиболее известными и популярными её песнями стали: «Песня погонщика мула» («Ах, как долго, долго едем…»), «Ветер» («Какой большой ветер…»), «Девушка из харчевни» («Любви моей ты боялся зря…»), «Окраина» («Летняя ночь была…»).

Первая её пластинка (и первая в СССР — с авторскими песнями) появилась в 1966 году. На этой пластинке была и «Девушка из харчевни».

Новелле Матвеевой в 1998 году была присуждена Пушкинская премия, а в 2003-м — Государственная.

О Новелле Матвеевой говорят:

«… Откуда же это околдовывающее нас обаяние… это завораживающее нас пение — тоненькая колыбельная. » (Лев Аннинский) .

Корней Чуковский называл её «уходящая».

«Если Окуджава — благодатный дождь, то Новелла Матвеева — удивительный остров» (Зиновий Паперный) .

«Помню, в начале шестидесятых, когда я впервые услышал её солнечные, сказочные песни, я почему-то решил, что такие песни может писать только очень счастливый человек… Попав в первый раз в дом к Новелле Матвеевой и увидев чудовищный быт её огромной неприютной коммуналки на Беговой улице, я был потрясён. Каким могучим воображением художника, каким мужеством и оптимизмом должен обладать автор, придумавший свой сказочный мир в такой обстановке. » (Александр Городницкий) .

«Матвееву по-прежнему не с кем сравнить, она — отдельная. Её не представить выступающей на стадионе. В ней есть загадка. И остался без ответа старый вопрос: откуда она?».

«Новелла Матвеева умеет жить в обществе, будучи свободной от него. За что принудительно выселена в прошлое».

«Её тоненький голосок на серебряных подковках, вправленных в звуки гитары, пролетел, прошелестел лёгким и тёплым ветром над затурканной, зачумлённой эпохой».

«Как в старых андерсеновских сказках, волшебный дар был тайно вручён болезненной девочке, замкнутой, испуганной и, казалось, вечно заплаканной. Кто мог представить, что её песни станут отрадой и утешением нескольких поколений?».

«Интровертность (таково истинное имя матвеевской «дикости») нередко свойственна творцам, они платят ею за мощь и живость воображения».

Новелла Матвеева о себе:

«Нас ласточка петь научила, и полно о том толковать!».

«Как сейчас помню, меня в детской спальне оставляли на ночь одну. И тогда мне в голову начинали приходить вопросы, по-видимому, философской важности. Например, была ли я давно? Была ли я… много, много, много раньше? И где находится это «раньше». ».

«От трусости, наверное, от страха», — говорит сегодня Новелла Николаевна о своей тяге к уединению, появившейся ещё в детстве. — «Я — человек дикий, вести себя не умею. Мне очень легко выглядеть смешной. Поэтому я стараюсь быть как-то отдельно…».

«Тишина. Лишь только песню о любви поёт погонщик…»

— Сколько вы прожили вместе?

— 29 лет. С 1963 года до 1992-го. Иван Семёнович Киуру был замечательнейший, тонкий поэт. Это я говорю не потому, что он мой муж. Я действительно очень ценю и люблю его стихи. И не только я, а многие настоящие поэты и ценители поэзии. Просто он был не из тех, кто прокладывает себе дорогу локтями… (из интервью) .

От рождения его звали Хейно Йоханнес…

Во всех новых книжках их стихи и проза — вместе, под одной обложкой. Но большинство поклонников так и не разделило её восхищения творчеством мужа: поэт Иван Киуру остался в тени поэта Новеллы Матвеевой. «Когда муж талантливее жены, она вообще перестаёт писать… либо перестает быть женой».

60-е и 70-е годы были для Новеллы Николаевны и Ивана Семеновича просто катастрофически бедными, когда заработок зависел от крайне редких публикаций и случайных заказов на поэтические переводы. И при этом они во время прогулки могли приостановиться внезапно на дороге, уступая путь бегущему муравью или неторопливому жуку: «Пусть парень пройдёт»…

Читайте также:  Исламские закрытые свадебные платья

Они всегда и везде были «отдельными», обособленными — в дачном посёлке их (а потом и уже одну Новеллу Матвееву) предпочитали не замечать. И хорошо бы только обитатели посёлка. Говорят, что когда Иван Семёнович тяжело заболел, точно так же его «не замечали» врачи ни Московской «скорой помощи», ни поселковые.

«Воображённый мир, где я жила…»

В этой женщине, чьё физическое присутствие не ощущалось, а литературное — почти не замечалось, заключён целый мир — со своими звуками, запахами, оттенками, с невиданными островами, птицами, животными и растениями. И она вправе была утверждать в одном из стихотворений, что её придуманный слон одним ударом хвоста перешибёт слона реального.

Ей не нужно было видеть другие страны, если она придумала Дельфинию. Ей не нужно было любить многих мужчин, если для одного-единственного, но бесконечно любимого, была написана песня «о гвозде».

Мне кажется, что они все прожитые вместе 29 лет держали друг друга за руки. Иван Киуру писал в стихотворении, посвящённом Новелле Матвеевой: «…На миг потерял я тебя…». Страшно было потерять на миг, а пришлось навсегда.

Немногие воспоминания людей, близко знавших Матвееву и Киуру (хотя те и перед ними особенно не раскрывались), свидетельствуют, что эта пара чем-то необъяснимо раздражала окружающих. То ли пренебрежением к «быту», то ли преданностью друг другу, то ли тем, что не давали информационных поводов, отгородившись невидимой стеной от внешнего мира.

Они были самодостаточны — создав свою Вселенную для двоих, никого туда не допускали, а вдохновение черпали из окружающей природы и из своего внутреннего мира.

Недаром в одном из своих стихотворений Новелла Матвеева писала:

В её воображении «было волшебно всё: даже бумажный сор», так неужели она не могла придумать, прочувствовать, прожить историю «Девушки из харчевни»?

Конечно, песня не об Иване Киуру, а для него, он-то как раз понимал её хорошо.

У Ги де Мoпассана есть новелла «Счастье». В Интернете её можно прочитать, например, вот здесь.

— Можно ли любить в течение многих лет?

— Да, — настаивали одни.

— Нет, — утверждали другие.

«Миловидная, богатая девушка Сюзанна де Сирмон бежала с унтер-офицером, служившим в гусарском полку, которым командовал её отец. Отслужив свой срок, солдат однажды вечером исчез вместе с нею. Их разыскивали, но не нашли. Она ни разу не подала о себе вести, и её считали умершей».

Целых 50 лет прожили они на Корсике, оторванные от внешнего мира.

«Она никогда не думала ни о чём, кроме него! Ей ничего не нужно было — только он; лишь бы он был подле неё, она ничего больше не желала. Она отказалась от привычной жизни совсем ещё юная, отказалась от света, от тех, кто её любил, вырастил. Она ушла с ним одна в это глухое ущелье. И он был для неё всем — всем, чего желаешь, о чём грезишь, тем, чего беспрестанно ждёшь, на что бесконечно надеешься. Всю свою жизнь с ним она была счастливейшей из женщин».

Когда я думаю о Новелле Матвеевой и Иване Киуру, я вспоминаю эту новеллу.

В августе 1992-го года Новелла Матвеева написала балладу «Двое» — по мотивам любви и смерти П. Б. Шелли, английского поэта-романтика 19 века. Шелли погиб молодым — в бурю утонул в озере.

Мери Шелли и Перси Биш Шелли — Новелла Матвеева и Иван Киуру, умерший 17 февраля 1992 года…

«Я знаю, что есть у меня цвет неба ВЧЕРАШНЕГО дня!»

Источник

Не так я страшно люблю

Любви моей ты боялся зря —
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.

И если ты уходил к другой
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.

Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.

Теченье дней, шелестенье лет,
Туман, ветер и дождь.
А в доме событье — страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.

Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.

Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.

Любви моей ты боялся зря.
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.

И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь…
А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.04.2017. До сих пор, спустя много лет
  • 29.04.2017. Это был ритм молодости, надежд на счастье
  • 28.04.2017. Трындычиха с красной лейкой
  • 27.04.2017. Не думал, что она обманет
  • 26.04.2017. Душно в доме
  • 25.04.2017. Я был счастлив здесь, и уже не буду
  • 24.04.2017. Все было встарь, все повторится снова
  • 23.04.2017. Записки соседа
  • 22.04.2017. В счастливом предвкушенье пенья
  • 21.04.2017. Вот мой Восток — мой сад, где я скрываюсь
  • 20.04.2017. Когда наши дачи окутает сумрак
  • 19.04.2017. Больная девушка
  • 18.04.2017. Незабвенная
  • 17.04.2017. Подождём!
  • 16.04.2017. Дом, который тебе дали в награду
  • 15.04.2017. Я знаю, на что иду
  • 14.04.2017. Я подожду
  • 13.04.2017. Мне страшно по ночам
  • 12.04.2017. Пора меж волка и собаки
  • 11.04.2017. Я в каждой ноте
  • 10.04.2017. Как чудно жить
  • 09.04.2017. Заплачешь в надежде на счастье
  • 08.04.2017. Все нормально, все хорошо
  • 07.04.2017. Не так я страшно люблю
  • 06.04.2017. Еще один урок
  • 05.04.2017. Оперевшись ладонью о стол
  • 04.04.2017. Женский мир состоял из похихишниц и жописов
  • 03.04.2017. Вместо письма
  • 02.04.2017. Память коварна, время линейно.
  • 01.04.2017. Поэт Евгений Евтушенко умер от рака
Читайте также:  Сочетание цветов с золотым платьем

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Новелла Матвеева. Девушка из харчевни

Любви моей ты боялся зря,
не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
встречать улыбку твою.

А если ты уходил к другой,
или просто был неизвестно где,
мне было довольно того, что твой
плащ висит на гвозде.

Когда же, наш беспокойный гость,
ты умчался, новой судьбы ища,
мне было довольно того, что гвоздь
остался после плаща.

Теченье лет, шелестенье дней,
и снег, и ветер, и дождь.
А в доме события нет страшней:
из стенки вынули гвоздь.

И снег, и ветер, и шум дождя,
теченье дней, шелестенье лет.
Мне было довольно, что от гвоздя
остался маленький след.

Когда же и след от гвоздя исчез
под кистью старого маляра,
мне было довольно того, что след
гвоздя был виден вчера.

Любви моей ты боялся зря:
не так я страшно люблю,
мне было довольно видеть тебя,
встречать улыбку твою.

И в тёплом ветре ловить опять
то скрипок плач, то литавров медь.
А что я с этого буду иметь —
того тебе не понять!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.06.2019. Николай Гумилёв. Есть Бог, есть мир.
  • 29.06.2019. Владимир Семёнович Высоцкий. Люблю тебя сейчас
  • 28.06.2019. Орлов Сергей Сергеевич. Уходит женщина, уходит
  • 27.06.2019. Николай Доризо. Опять
  • 26.06.2019. Борис Акунин. Старые сапоги. Фронтовая зарисовка
  • 25.06.2019. Ната Лесная. Плохая птичка
  • 24.06.2019. Николай Аникеев. Я мог бы Вам сказать
  • 23.06.2019. Натали Гаванская. Но жила в нём такая нежность.
  • 22.06.2019. Юрий Левитанский. Каждый выбирает по себе
  • 21.06.2019. Александр Твардовский. Невесте
  • 20.06.2019. Анна Ахматова. Какая есть. Желаю Вам другую.
  • 18.06.2019. Александр Кочетков. Баллада о прокуренном вагоне
  • 17.06.2019. Булат Окуджава. Эта женщина! Увижу и немею.
  • 16.06.2019. Удивительное радостное Письмо из блокадного города
  • 15.06.2019. Екатерина Горбовская. А я была мила.
  • 14.06.2019. Николай Зиновьев. Лучшее
  • 13.06.2019. Светлана Черкашина. Ёжик в тумане
  • 12.06.2019. Новелла Матвеева. Девушка из харчевни
  • 11.06.2019. Анна Рубинштейн — стипломное
  • 10.06.2019. Светлана Черкашина. Трогательное
  • 09.06.2019. Ольга Григорьева. Задержитесь в объятьях
  • 08.06.2019. Светлана Черкашина. Озлобленные
  • 07.06.2019. Александр Пушкин. Если жизнь тебя обманет
  • 06.06.2019. Александр Блок. Девушка пела в церковном хоре
  • 05.06.2019. Марина Цветаева. Откуда такая нежность
  • 04.06.2019. Что день грядущий? Не спрошу.
  • 02.06.2019. Леонид Либкинд. Какие рёбра, таковы и Евы.
  • 01.06.2019. Николай Зиновьев. А я скажу вам есть оно!

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Читайте также:  Выкройки платьев через шею

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

40 лет назад казалось, что эта песня про любовь и романтику. Почему сейчас так не кажется?

Замечательная поэтесса и автор-исполнитель песен Новелла Матвеева была хорошо известна в Советском Союзе. Ее песни про страну Дельфинию, солнечного зайчика, большой ветер и кораблик «из газеты вчерашней» знали почти все. Грустные, мечтательные, одинокие и романтично настроенные девушки 60-х – 70-х – 80-х годов прошлого века с особым воодушевлением распевали в своих девичьих компаниях «Девушку из харчевни»:

«Любви моей ты боялся зря –

Не так я страшно люблю.

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

И если ты уходил к другой,

Или просто был неизвестно где,

Мне было довольно того, что твой

Плащ висел на гвозде.

Когда же, наш мимолетный гость,

Ты умчался, новой судьбы ища,

Мне было довольно того, что гвоздь

Теченье дней, шелестенье лет,

Туман, и ветер, и дождь.

А в доме событье – страшнее нет:

Из стенки вынули гвоздь.

Туман, и ветер, и шум дождя,

Теченье дней, шелестенье лет,

Мне было довольно, что от гвоздя

Остался маленький след.

Когда же и след от гвоздя исчез

Под кистью старого маляра,

Мне было довольно того, что след

В стене был виден вчера.

Любви моей ты боялся зря.

Не так я страшно люблю.

Мне было довольно видеть тебя,

Встречать улыбку твою.

И в теплом ветре ловить опять

То скрипок плач, то литавров медь…

А что я с этого буду иметь,

Можно себе представить, какие диагнозы были бы поставлены героине песни в наши дни. Застревание в прошлом, заниженная самооценка, бегство от реальных отношений, недолюбленность в детстве, инфантилизм, недостаток ума и много всего такого. Да и в самом деле, в наше время девушек учат совсем другому – будь уверена в себе, забей на того, кому ты не нужна, нечего страдать по всяким там, надо полюбить себя и счастливо жить дальше!

И все же… Да, песня про то, как глупая девушка влюбилась в недосягаемую мечту и сгубила свою жизнь. Да, песня про одиночество. Но какое одиночество! Сколько в нем глубины и наполненности. И какой высокий полет души. И какая интенсивная и яркая внутренняя жизнь. Из такого одиночества рождается способность ценить в жизни все, каждую мелочь, пусть даже вчерашний след от гвоздя. Из такого одиночества рождаются стихи и музыка.

Или нам в наш прагматичный век уже совершенно невозможно понять – а что она, в самом деле, с этого будет иметь?

Источник

Любви моей ты боялся зря (дуэт В. Пеньковой и Е. Никитина)

ПЕСНЯ Новеллы Матвеевой

ДЕВУШКА ИЗ ХАРЧЕВНИ

исп. Вера Пенькова и Евгений Никитин

на основе записи Веры Пеньковой
https://www.chitalnya.ru/work/402370/

Любви моей ты боялся зря, —
Не так я страшно люблю!
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.
И если ты уходил к другой
Или просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.
Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.

Теченье дней, шелестенье лет, —
Туман, ветер и дождь…
А в доме событье – страшнее нет:
Из стенки вырвали гвоздь!
Туман, и ветер, и шум дождя…
Теченье дней, шелестенье лет…
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.
Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра, —
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден – вчера.

Любви моей ты боялся зря
Не так я страшно люблю!
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою!
И в теплом ветре ловить опять –
То скрипок плач, то литавров медь…
А что я с этого буду иметь?
Того тебе – не понять.

Рейтинг работы: 52
Количество отзывов: 4
Количество сообщений: 5
Количество просмотров: 890
Добавили MP3 в избранное: 2
Добавили в избранное: 1
© 04.09.2011г. Евгений Никитин Бард
Свидетельство о публикации: izba-2011-407103

Алла Веретина 25.02.2021 22:25:04
Отзыв: положительный
Прекрасный дуэт.
Хорошая песня и исполнение.

Николай Стах 05.09.2011 20:57:59
Отзыв: положительный
Восхитительно и очаровательно!
Спето задушевно и с любовью!
Дуэт получился превосходен,Евгений!
Браво, соавторы.

Источник