Меню

Маркиза де помпадур платья



Что рассказывают портреты о самой влиятельной королевской фаворитке XVIII века: Мадам Помпадур

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

О маркизе

Впоследствии эти навыки повлияли на то, что Антуанетта и сама стала художником. Она создавала великолепные гравюры и рисунки и даже пригласила в Версаль самого талантливого резчика, чтобы он научил ее обработке драгоценных камней. Резчик научил маркизу вырезать миниатюрные сюжеты и камеи из полудрагоценных камней для колец и браслетов, которые позже раздавала в качестве подарков.

Портреты мадам де Помпадур

Франсуа Буше — очень разносторонний французский художник. Основу его творчества составляют картины с мифическими и библейскими сценами. Буше написал несколько парадных портретов маркизы де Помпадур. На этой картине Буше изобразил ее в образе нимфы Тетии, приветствующей возвращающееся солнце, Людовика XV. Картины были показаны в Салоне в 1753 году и вызвали настоящий шум.

Этот шедевр создан по заказу самого известного и одаренного пастелиста того периода Мориса-Квентина де Ла Тура. У нее очень пышный наряд — эффектное платье во французском стиле, модное в 1750 годах. Наряд демонстрирует тенденцию к роскоши, в то время как отсутствие украшений и простота ее прически подчеркивают элегантность героини.

Она изображена как покровительница искусств в окружении атрибутов, символизирующих литературу, музыку, астрономию и гравюру. На столе рядом с ней в великолепном натюрморте расположены «Пастор Фидо» Гуарини, «Энциклопедия», «Дух любви» Монтескье, «Генриада» Вольтера, глобус и «Трава гравия Пьера-Жана Мариетта». Наконец, есть гравюра графа де Кайлюса, которую Делатур подписал «Pompadour sculpsit». Это авторский намек на любовь маркизы к гравировке. По-прежнему влюбленная в Людовика XV, она надеялась передать ему свои идеи.

Целью маркизы было знакомство с интеллектуальными достижениями, которые оживляли Париж в то время, но так и не достигли дворца. В то время двор все еще развивался в устаревших принципах и кодексах этикета. Несомненно, король видел этот портрет, но понял ли он глубокий посыл героини и художника? И главное, понял ли Людовик XV значение произведений, выбранных маркизой? Это загадка.

На всех своих портретах мадам де Помпадур изображена как эрудит, красивая и модная покровительница искусств. Она либо пишет, либо занята вышивкой, либо занимается культурной деятельностью. Характеристики картин и портретов под влиянием мадам де Помпадур внесли свой вклад в общий стиль французского рококо. Художники отдавали предпочтение светлым, пастельным тонам, причудливым сюжетам, заимствованным из классики и мифологии, волнообразным композициям и общей изысканности.

Де Помпадур была не просто героиней портрета, но и активным соучастником создания работ, которые она заказывала. Антуанетта принимала участие в обсуждении композиции и технических моментов картин. Это отличало ее от большинства покровителей того времени.

В то время как художники, которым покровительствовала мадам де Помпадур, стали очень популярными, стиль живописи рококо, которому она покровительствовала, подвергался жесткой и публичной критике со стороны ведущих интеллектуалов того времени. Они утверждали, что стиль был слишком «женским» и не мог восприниматься всерьез, поскольку ему не хватало исторической важности и достоинства. Однако, оглядываясь назад, эти замечания мало повлияли на то наследие, которое мадам де Помпадур создала для художников, и живопись рококо, которая с тех пор прославляется.

На этом ее последнем портрете она представлена респектабельной женщиной средних лет, уверенно смотрящей на зрителя. Она спокойна и уравновешенна. Антуанетта достигла всех поставленных целей и сейчас ей остается лишь довольствоваться своим положением.

Наследие мадам де Помпадур распространяется на все области искусства. Сочетание ее эрудиции, обаяния и остроумия привело к тому, что ее вкладом во французскую культуру и искусство восхищаются по сей день. Мадам де Помпадур — прекрасный пример женщины, которая преуспела благодаря своему интеллекту и талантам в обществе XVIII века, где доминировали мужчины.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Секреты успеха от маркзы де Помпадур

Маркиза де Помпадур (marquise de Pompadour),имя при рождении Жанна-Антуанетта Пуассон,(Jeanne-Antoinette Poisson) (1721 — 1764) легендарная официальная фаворитка (с 1745) французского короля Людовика XV.

Главным успехом и тайной Жанны Антуанетты Пуассон (29 декабря 1721 — 15 апреля 1764), которую король Франции Людовик XV сделал маркизой де Помпадур, стало ее удивительное и на первый взгляд необъяснимое “долголетие” при дворе. Ведь фаворитки век недолог — за стремительным взлетом обычно следовало столь же скорое забвение. А маркиза де Помпадур двадцать лет не покидала Версаля, до самой смерти оставаясь ближайшим другом и советчиком короля. Фаворитка Людовика XV вошла в историю как некоронованная королева Франции.

Маркиза де Помпадур по праву считается одной из самых известных женщин в истории. Что же удерживало непостоянного, ветреного Людовика возле этой женщины?

Уроки любви от маркизы де Помпадур

Верьте в мечту

Жанна с детства знала, что ее полюбит не кто-нибудь, а король Франции. Так предсказала ей гадалка. Что должна была подумать девочка, чьи родственники были всего лишь буржуа? С фамилией Poisson, что в переводе с французского означает «рыба», да еще и без заветной приставки «де», в королевском окружении делать было попросту нечего.

Но Жанна поверила в предсказание. Получив великолепное образование, научившись всем премудростям светского обращения и выйдя замуж за влюбленного в нее дворянина, мадам д’Этиоль была готова к покорению главной вершины в своей жизни.

Поэтому: верьте в свою звезду. Все в ваших руках, поэтому опускать их никак нельзя.

Первая скрипка

В Европе ни для кого не было секретом, что король Людовик глуповат. Жанна дЭтиоль, уже получившая титул маркизы де Помпадур, очень быстро поняла, что Людовик вовсе не прочь взвалить на нее ношу государственного управления. Он доверял своей любовнице больше, чем самому себе. При этом король был страшно самолюбив. Те министры, которые действовали в обход королевской «воли», быстро оказывались в опале. Помпадур это хорошо осознавала, поэтому, принимая свое решение, всегда озвучивала именно «волю короля». Ну и не забывала шепнуть Людовику, сколь он гениален и прозорлив.

Читайте также:  Чем красиво платье с принтом

Поэтому: даже если вы — великий стратег и Наполеон в юбке, не забудьте сказать мужчине, что именно он принял судьбоносное решение. Есть такая пословица «Мужчина — голова, а женщина — шея», поэтому вертеть головой следует с умом.

Шарм важнее красоты

Современники в один голос говорили, что наружность Жанны Помпадур — самая заурядная. Но Жанна с юных лет училась очаровывать. Она знала, как и что следует произносить, как преподнести себя в беседе, в танце, даже за обеденным столом. Она, как никто, умела подбирать ткани для платьев, банты, рюши и драгоценности для декорирования своей внешности. Она четко знала, что ей идет, а что — нет.

Поэтому: стоит тщательно изучить свои сильные и слабые стороны, чтобы замаскировать недостатки и подчеркнуть достоинства. Для этого нужно перестать льстить себе и себя успокаивать и попытаться быть объективной. Шарм неуловим, но он гораздо важнее красоты.

«Вас много — а Жанна одна»

Звучит парадоксально, но мадам де Помпадур не была страстной любовницей.
Видя, что Жанна не слишком горяча, Людовик не стал настаивать — она была дорога ему и без того. Правда, он принялся искать себе мимолетных любовниц — хорошеньких глупых женщин, задачей которых было развлекать монарха в постели, но не больше. Некоторые из них пытались вытеснить Жанну из королевского сердца, но не тут-то было.

Поэтому: есть вещи, которые не менее важны, чем сексуальная гармония. Доверие, дружба, простое человеческое общение и теплота в отношениях — именно это давала Жанна своему королю. Одна из любовниц Людовика однажды в разговоре с ним назвала Жанну «старухой». Король тут же отвернулся от нее: «Вас много, а Жанна — одна».

Будьте всегда разной!

Помпадур, зная, что ее друг подвержен меланхолии, старалась его развлечь — она каждый день рассказывала ему что-нибудь занимательное. Как правило, это были очередные парижские сплетни или «криминальная хроника». Она любила угощать его интересными блюдами — у Помпадур был самый искусный повар. Каждый раз, встречаясь с королем, она наряжалась в новый наряд один краше другого. Более того, она устраивала для Людовика настоящее «шоу одного актера»: пела, танцевала, декламировала стихи — лишь бы король не впал в тоску.

Ничто не убивает любовь так, как обыденность и монотонность Маркиза де Помпадур покровительствовала художникам, на равных общалась с Вольтером, вела важнейшие переговоры и фактически правила Францией на протяжении восемнадцати лет. Быть разной — значит быть многогранной. Меняйтесь, учитесь чему-то новому. Развивайтесь и будьте интересны прежде всего самой себе — и тогда вы совершенно точно никогда не останетесь в одиночестве.

Секрет ароматный. Во время свидания с Людовиком XV фирменные духи мадам Помпадур, приготовленные ею самою, делали свое дело. Она смешивала несколько капель пота короля со всевозможными ароматами цветов. Спустя много лет ученые доказали, что запах собственного тела самый приятный для человека.
Секрет кулинарный. Любовница короля изобрела рецепт риссолей — маленьких пирожков, жаренных во фритюре и похожих на пончики, с начинкой из сальпикона — фарша, нарезанного маленькими кусочками. Чтобы поддерживать любовный пыл короля, сама мадам Помпадур готовила ему напиток из шоколада с амброй, а для пробуждения фантазии — причудливые блюда из нежных прелестей барашка. А сама перед свиданием с Людовиком XV выпивала большую чашку шоколада с сельдереем.
Секрет стратегический. Любовные утехи короля с молоденькими, но обязательно глупенькими девушками она устраивала сама. Они были нужны на ночь, не больше, а удовлетворенный король возвращался вновь к мадам Помпадур. Только такая женщина могла говорить с ним и о самых незначительных делах, и давать дельные советы в самых сложных ситуациях.

Высказывания Маркизы де Помпадур

Любовь – это страсть мужчин…
Амбиции большинства женщин состоят в том, чтобы нравится…
Смерть одного человека часто меняет судьбу других…
Сердце мужчины имеет большие ресурсы…
После нас хоть потоп…
Нужно быть очень способной, чтобы суметь влюбить в себя…
Счастливы те, кто не любит…
Политика – не хороша для женщин, ибо умные мысли приходят лишь с возрастом…
Любовь – это удовольствие на один сезон, дружба – на всю жизнь…
Грусть утомляет и способствует старению…
Легче сделать вид, чем изменить свою суть…Красивая женщина боится окончания молодости больше, чем смерти…
Нужно самому иметь достоинства, чтобы разглядеть их в других…
Надо иметь ум, чтобы делать добро, дураки на это не способны…
Искусство политика состоит в том, чтобы соврать в подходящий момент…
Если Вы хотите иметь безукоризненных друзей, ищите их среди ангелов…
Ежь бы отказался от своих колючек, если бы у волка не стало зубов…
Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, когда солгать, и знать время, когда промолчать.…
Политика и война – это не для красивых женщин…
Даже женщины могут быть правы и давать хорошие советы…
Великие не должны совершать маленьких ошибок…
Не сожалейте о мертвых, сожалейте о тех, кто остался жив…
Смерть – это освобождение…

Помпадур умерла в 43 года. Однако остается только удивляться, что при такой тревожной жизни она протянула так долго. В ранней юности у нее нашли туберкулез легких.

. Когда похоронная процессия повернула по направлению к Парижу, Людовик, стоя на балконе дворца под проливным дождем, сказал: “Какую отвратительную погоду вы выбрали для последней прогулки, мадам!” За этой, казалось бы, совсем неуместной шуткой скрывалась истинная печаль.

Маркиза де Помпадур была похоронена в усыпальнице монастыря Капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.

Историк Анри Матрен назвал Помпадур “первой женщиной премьер-министром”.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • мода (1250)
  • история костюма (1207)
  • иконы стиля (575)
  • живопись (383)
  • кино (363)
  • фотография (344)
  • глянцевые журналы (257)
  • кутюрье (245)
  • декоративно-прикладное искусство (214)
  • балет (161)
  • Русские сезоны (132)
  • страны и города мира (87)
  • национальные костюмы (71)
  • Александр Васильев (60)
  • Романовы (45)
  • русский народный костюм (43)
  • фотошоп (20)
  • Черногория (9)
  • вязание (8)
  • вязание (0)
  • вязание (0)
Читайте также:  Черные пуховики со стразами

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Иконы стиля: маркиза де Помпадур

Понедельник, 09 Ноября 2009 г. 22:23 + в цитатник

История в художественных образах (маркиза де Помпадур)

Мировая история знает множество имен женщин, которые так или иначе изменяли ход истории или же становились легендами. Одна из таких женщин — Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур (marquise de Pompadour). Самая влиятельная королевская фаворитка, сделавшая немало за всю свою не очень длинную жизнь: она покровительствовала искусству — живописи и скульптуре, мебельному мастерству, выделке тканей и гобеленов и особенно изготовлению фарфора и фаянса. Благодаря ей появились и развивались фарфоровые мануфактуры в Венсенне и в Севре. Будучи покровительницей искусств, маркиза создала целый художественный стиль – рококо. Для нее был построен Малый Трианон, ансамбль площади Людовика ХV в Париже. Ей обязан своей славой Вольтер, с ней дружили Дюкло и Мармонтель, она помогала многим музыкантам и художникам. Последние любили маркизу и оставили миру множество полотен с ее изображениями.

Jean-Marc Nattier Jeanne-Antoinette Poisson, Marquise de Pompadour as Diana the Huntress
(Versailles, Musée national des châteaux de Versailles et de Trianon)

А начиналось все не так радужно и кто бы мог подумать, что простая девочка, не имеющая дворянского происхождения, поднимется до самых больших высот в управлении Францией и станет фавориткой короля. Жанна-Антуанетта Пуассон родилась в 1721 году в семье поставщика провиантского ведомства. Отец был не чист на руку и вскоре проворовавшись покинул семью, мать же стала содержанкой финансиста Нормана де Турнэма, который фактически и дал воспитание Жанне. Благодаря ему девочка научилась играть на фортепиано, читать, рисовать, получила хорошее образование и манеры.

Одна из легенд, связанных с детством Жанны, гласит, что в 9 лет, мать отвела ее к знаменитой гадалке того времени — госпоже Лебон. Гадалка посмотрела на хрупкую девочку и произнесла пророчество: “Эта малютка в один прекрасный день станет фавориткой короля!” Что ж может быть внешность девочки была тому причиной? “…Невысокого роста, стройная, с мягкими непринужденными манерами, элегантная. Лицо безукоризненной овальной формы. Прекрасные, с каштановым отливом волосы, довольно большие глаза неопределенного цвета, прекрасные длинные ресницы. Прямой, совершенной формы нос, чувственный рот, очень красивые зубы. Чарующий смех” — так описывал девушку обер-егермейстер лесов и парков Версаля Леруа.

Когда девушке исполнилось девятнадцать лет, де Турнэм решил устроить судьбу Жанны и дав большое приданное, выдал замуж за своего племянника Шарля Гильома ле Нормана д’Этиоля. Через год после свадьбы родился сын, проживший всего 2 месяца. А в 1744 году появилась дочка Александрина. Муж преклонялся перед Жанной и готов был исполнить любое ее желание. Она же говорила, что никогда его не оставит, разве только ради самого короля…

Franзois-Hubert Drouais Jeanne Antoinette Poisson, Marquise de Pompadour

Жанна умела подать себя в высшем свете, и скоро о ней заговорили. Она постаралась обратить на себя внимание короля. Девушка стала постоянно попадаться Людовику на глаза в Сенарском лесу, где он охотился: то в небесно-голубом платье и в розовом фаэтоне, то во всем розовом и в небесно-голубой карете — в конце концов, ей посчастливилось быть замеченной им.

25 февраля 1745 года в Версале состоялся грандиозный бал-маскарад в честь свадьбы наследника престола и испанской инфанты, вход на праздник для всех был свободным. Жанна оделась в костюм Дианы – алая накидка, обнажающая плечи и грудь, распущенные волосы, золотой лук со стрелами. Маска заинтриговала короля. По его просьбе незнакомка открыла лицо. Она намеренно уронила свой надушенный платок. Король тотчас бросился его поднимать, возвратил ей, и это было началом их любовной связи, которую они поддерживали через доверенного камердинера Людовика Бине.

Francois Boucher Marquise de Pompadour,1750

Через какое-то время Жанна сумела убедить Людовика оставить ее в Версале и сумела убрать из Парижа своего супруга: в качестве компаньона своего дяди он был направлен его представителем в провинцию.Король часто писал ей нежные письма, обычно заканчивавшиеся словами “Любящий и преданный”, и она отвечала в том же духе. Наконец, в одном из писем она прочитала: “Маркизе де Помпадур”. Людовик издал указ о присвоении ей этого титула, ранее принадлежавшего одному угасшему роду из Лимузена. Под этим именем она и была официально представлена ко двору 14 сентября 1745 года.

Carle van Loo Madame de Pompadour

И началсь сказка. Жанна переносила Людовика в мир великолепной архитектуры, причудливых дворцов. Маркиза вновь и вновь покоряла Людовика представая перед ним новой и неожиданной. В этом ей помогали изысканные макияжи и костюмы: она переодевалась в платье султанши с картин Ванлоо, то являлась в костюме крестьянки…Она пела и играла специально для короля или рассказывала со свойственной только ей пикантностью новые анекдоты. Она развлекала его концертами духовной музыки и литургиями, в которых участвовала сама.

Quentin De la Tour Portrait of the Marquise de Pompadour, 1755

Francois Boucher Madame de Pompadour, 1758
(Victoria and Albert Museum, London)

Она жила в Версале, в апартаментах, принадлежавших когда-то могущественной фаворитке Людовика XIV маркизе де Монтеспан. В комнате маркизы де Помпадур, где она принимала посетителей, было только одно кресло — все должны были стоять в присутствии сидящей фаворитки. Ее быт был обставлен с небывалой роскошью. В одном из своих домов Антуанетта специально велела построить лабораторию для изучения запахов и создания духов. Она владела огромным недвижимым имуществом, которым ни до нее, ни после нее во Франции не владела ни одна королевская фаворитка. Она купила поместье Кресси в Дре за 650 тысяч ливров, выстроила здесь роскошный замок. Увеселения, постройки, платья маркизы де Помпадур поглощали массу денег: 1 миллион 300 тыс. ливров стоили ее наряды, 3,5 млн. — косметика, 4 млн. — театр, 3 млн. — лошади, 2 млн. — драгоценности, около 1,5 млн. ливров — ее прислуга; 12 тыс. франков было ассигновано ею на книги. Жанна скупала живопись, гобелены, ковры и скульптуры, серебряную и золотую посуду и безделушки, создала целую коллекцию алмазов и лучших драгоценностей мира.

Читайте также:  Как нарисовать свой плащ для minecraft

Francois Boucher The Marquise de Pompadour,1755
(Portland Art Museum, Portland Oregon)

Francois Boucher Portrait of Marquise de Pompadour, 1759
(Wallace Collection, London)

Маркиза Помпадур изменила женскую моду – ввела собственный стиль – помпадур. Ввела каблуки для дам, их до того носили одни мужчины. Помпадур ввела и новые платья. Приказала отпороть громоздкие, неуклюжие фижмы, убрать неимоверное количество тяжелых складок и оборок и начала шить платья из легкого материла. Шампанское разливается теперь в узкие бокалы-тюльпаны, либо в конусообразные бокалы, появившиеся в эпоху правления Людовика XV — именно такой формы была грудь мадам де Помпадур. Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожи — тоже ее изобретение. Прекрасные нежные розы, ее любимый цветок, который маркиза сажала, где только могла, со временем были названы “розами Помпадур”.

Alexander Roslin Portrait of Madame Pompadour

M. V. de Parédès Mozart by Madame de Pompadour , «Monde illustré» 1857

Маркиза де Помпадур старалась окружить себя поэтами, учеными и философами. Вне конкуренции среди них был Вольтер, старый друг маркизы. Помпадур оказывала ему явное предпочтение, сделала его академиком, главным историком Франции, главным камергером. Она сделала немало и для Руссо, но он не воспринимал маркизу серьезно. Маркиза также помогла энциклопедистам — д’Аламберу и Дидро. Помпадур поиогла в открытии военной школы для сыновей ветеранов войны и обедневших дворян (октябре 1781 года в этой школе стал учиться Наполеон Бонапарт).

François-Hubert Drouais Madame de Pompadour 1764
(National Gallery, London)

Более двадцати лет маркиза была рядом с троном Франции, но всему приходит конец и 15 апреля 1764 года Жанна Антуанетта Пуассон, маркиза и герцогиня де Помпадур, скончалась на 43 году жизни то ли от чахотки, то ли от рака. Историк пишет: «Вечером того же дня во исполнение закона, запрещающего оставлять труп в королевском дворце, тело фаворитки на носилках перенесли в Эрмитаж. Двумя днями позже, когда останки мадам де Помпадур вывозили из Версаля в Париж, шел проливной дождь… Людовик XV не мог следовать за кортежем – он смотрел на процессию с балкона. В гробовом молчании он провожал взглядом похоронный кортеж, пока тот не скрылся из виду… Ненастья и завывания ветра он, казалось, не замечал. Потом вернулся в апартаменты. Две крупных слезы скатились по его щекам, и он произнес лишь одну фразу: – Это единственные почести, которые я смог ей оказать«. Маркиза де Помпадур была похоронена в усыпальнице монастыря Капуцинов. Теперь на месте ее захоронения находится улица де ла Пэ, проходящая по территории снесенного в начале XIX века монастыря.

Edith Davidson Madame de Pompadour as Diane

Ну и в заключении немного кулинарии, т.к. имя мадам де Помпадур осталось как память и в названиях многих блюд (где-то около 50) : это и рецепты, придуманные самой фавориткой и названные в ее честь — знаменитые фазаньи крокеты, турнедо из молодого барашка под соусом перигю, заливное из рубленой гусиной печенки, языков и трюфелей под соусом мадера . Сложноватые названья, но есть более простые и достпуные, некоторые из них приведены ниже.

Jean-Baptiste Pigalle Bust of Madame de Pompadour, 1751
(Metropolitan Museum of Art, Manhattan)

Салатные трубочки «Помпадур»

Корень сельдерея бланшировать, остудить и натереть на терке. 2 яблока очистить от кожуры и сердцевины и нарезать на маленькие кубики . Добавить мелко нарезанный красный сладкий перец и зелень (несколько веточек) петрушки и эстрагона. 2 желтка от сваренных вкрутую яиц растереть, добавить 3 столовые ложки майонеза и заправить приготовленную смесь.Листья салата промыть, обсушить, положить на них начинку и свернуть трубочкой, выложить на тарелку и немного охладить. Перед подачей украсить майонезом .

Куриная грудка а-ля Помпадур

Две куриные грудки отбить так, чтобы они имели ровную форму, посолить , поперчить. Каждый кусок обвалять в муке, обмакнуть во взбитое яйцо затем обвалятъ в рубленом миндале, слегка вдавливая в мясо кусочки орехов.иРастопить в сотейнике сливочное масло. Сложить туда мясо и жарить, постоянно поливая маслом с помощью ложки, до появления золотистой корочки. Подавать сразу после приготовления.

Бисквитный торт «Мадам де Помпадур»

Растереть 10 желтков с 2 стаканами сахара, добавить 2 стакана муки и 200 г измельченного миндаля. Хорошо перемешать, а затем добавить взбитые белки. Осторожно перемешать движениями снизу вверх.Разделить массу на три части и выпекать коржи в в разъемной форме, выстланной пергаментной бумагой, смазанной маслом и посыпанной мукой, в духовке, нагретой до 180 градусов. Готовые коржи смазать сливочным кремом, положить друг на друга. Весь торт аккуратно смазать кремом, сверху украсить с помощью кулинарного шприца розами. Хорошо охладить.

Приготовление крема. 0,5 стакана сахара растереть с 1 яйцом, добавить 1 стакан молока и держать на маленьком огне до закипания, непрерывно помешивая. Отдельно взбить 200 г масла добела и, продолжая взбивать, постепенно добавить в него охлажденную смесь, а затем влить 1 столовую ложку ликера.

Горячий шоколад а — ля Помпадур

3 яичных желтка растереть добела с 3 столовыми ложками сахарного песка, добавить 100 г натертого черного шоколада и развести 3 стаканами теплого молока. Поставить на небольшой огонь и держать, легко взбивая, пока смесь не загустеет. Довести почти до кипения и снять с огня. Разлить по чашкам и подавать с бисквитами. При желании украсить взбитыми сливками или мороженым.

Источник