Меню

Как сшить удмуртское платье своими руками



Краеведение на тему «Костюм северных и южных удмуртов»

Женский костюм

Женская одежда различалась по нескольким признакам:

  • место жительства (северные, южные);
  • возраст обладательницы;
  • семейный статус.

Северные удмуртки переняли одежду пермских народов. Основой костюма северной удмуртки был дэрем – длинная туникоподобная рубаха. Поверх нее одевался кабачи – прямоугольный нагрудник с национальной вышивкой, шортдэрем – халат, и азькышет – передник без верха, крепящийся на поясе, и плетеный пояс или пояс с вышивкой.

Кабачи был элементом одежды замужних женщин, на смену им появились аппликационные мусарезь – нагрудники из кусков ткани с вышивкой, украшенные пуговицами и монетами.

Зимой грел кильымо шортдэрем – кафтан поверх рубахи и шубы из овчины красного или черного цвета.

Головной убор сочетал в себе несколько элементов: шапка, покрывало, налобная повязка. Основой была такья – шапочка, украшенная монетками. Для девочек была низкая котрес такья, а вот для девушек старше она была уже выше – кузялэс такья. Также носили повязки, украшенные лентами и вышивкой, а замужние женщины носили йыр котыр или весяк кышет – расшитые платки.

Южные представительницы Республики Удмуртия выделялись пестрыми тканями. Одежда их близка к татарам и башкирам.

Основа костюма – шортдэрем – трапециевидное платье с зауженным рукавом. Край его украшали лентами и оборками. На груди красовался кыкрак – нагрудникв форме полумесяца с монетками. Поверх одевали айшет – фартук с закрытой грудью. Саестэм – кафтан без рукавов и зыбын – кафтан согревали в прохладу, а зимой носили пась – шубу из овчины.

Если обыденная одежда была яркой и пестрой, то свадебный наряд имел цвета преимущественно белые.

Краеведение на тему «Костюм северных и южных удмуртов»

Тема: Костюм северных и южных удмуртов.

— Здравствуйте, дети. Сегодня мы продолжаем изучать национальный костюм удмуртов, а именно рассмотрим, как одевались южные и северные удмурты, выясним, есть ли в их одежде сходства и различия.

На предыдущих уроках мы говорили, что в одежде удмуртов выделяются два основных варианта — северный

(собственно южный, бавлинский, арский).

Женский костюм северной удмуртки

представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов. Как вы думаете, почему? (Для ответа на этот вопрос внимательно рассмотрите карту, обратите внимание на расположение соседних регионов относительно Удмуртии).

По крою, способу оформления, одежда северных удмуртов делится на две группы: верхнечепецкую и нижнечепецкую (слободской и косинский вариант).

Летняя одежда северных удмурток состоит из:

  • распашного кафтана (шортдэрем),
  • рубахи (дэрем).
  • фартук без грудки (азькышет)
  • аппликативный нагрудник (муресазь).

Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов — Глазовский и частично Сарапульскийуезды Вятской губернии, нынеЯрский, Глазовский, Балезинский,Игринский, Красногорский,Юкаменский,

Дебесский районы УР.

Летняя одежда состоит из распашного кафтана и рубахи, дополняют их фартук без грудки и аппликативный нагрудник.

Нижнечепецкий костюмный комплекс

Манера ношения своеобразна — с большим напуском. Поверх рубахи повязывают пояс, делая напуск, затем надевают распашной кафтан и пояс и снова — напуск.

Комплекс одежды Слободского района Кировской области

состоит из
распашного кафтана
и
рубахи
. Дополняют нательную одежду вышитый съемный нагрудник, фартук, пояс, головное полотенце, шелковый платок, красный небольшой платок, белый цветной платок. Носят одежду без напуска.

Верхнюю женскую одежду, как и мужскую, шили из белого или цветного холста, шерстяных тканей и сукна домашнего изготовления. Летним выходным платьем удмуртки в северных районах был надеваемый поверх рубахи шортдэрем — длинная белая распашная одежда типа халата, с короткими рукавами, украшенная вышивкой и полосками кумача.

Одежда южных удмуртов

В южных районах рубаху шили из домотканой цветной пестряди (алача);

по покрою она отличалась от северных районов. Здесь
рубаха
была значительно шире в подоле. Рукава — прямые, длинные. Под рукавами вшивали квадратные ластовицы. Воротник — стоячий, застегивался на пуговицу или на крючок. Нагрудный разрез обшивали полосками цветного ситца, тесьмой или кружевами. Под рубахой женщина носила
нагрудник (кыкрак),
сшитый из кусков разноцветного ситца или бархата. Подол рубахи заканчивался одной или двумя оборками. Такие рубахи-платья, сшитые из фабричной ткани, носят и теперь. Молодые удмуртки шьют платья из ситца и сатина, сохраняя старые традиции в отделке, применяя много цветных нашивок, лент, оборок.

Под рубахой удмуртки южных районов носили штаны

, по покрою аналогичные мужскому варианту. На севере удмуртские женщины штанов не носили. В настоящее время повсеместное распространение получило мужское и женское нижнее белье, которого раньше у удмуртов не было.

Читайте также:  Черное шифоновое платье с шлейфом

Поверх рубахи или платья женщины надевали цветной передник
(айшет, азъкышет).
У южных удмурток верхней одеждой служил кафтан
(зыбын)
из цветной, обычно красной, шерстяной ткани, длиной до колен, сшитый в талию со сборами.

Более теплой верхней одеждой был суконный кафтан (сукман или дукес), по покрою аналогичный мужскому. Зимой носили шубу
(пасъ)
из дубленых овчин.

Прочитайте внимательно текст и рассмотрите иллюстрации и фото северных и южных удмуртов.

Устно определите, в чём их сходство и различие.

На листах раскраски (см. ниже) рассмотрите костюмы, выберите нужные цвета и аккуратно раскрасьте их.

На обратной стороне каждого листа раскраски дайте небольшой комментарий о костюме.

История и особенности

Костюм удмуртов – это оберег и защита от нечисти. Как удмурты делятся на северных и южных, так и их костюмы отличаются по цветовой гамме, элементам и материалам.

Первой одеждой для ребенка была рубаха матери для дочери, и отца – для сына. До трех лет дети донашивали одежду старших. Это было не столько экономией, сколько обеспечение комфорта ребенка, ведь ношеная и застиранная одежда становилась мягкой и новое грубое волокно не натирало нежную кожу.

Раньше это была простая рубаха. Северные удмурты использовали для ее изготовления лен, а южные – коноплю. Овчину, холст и сукно также использовали и изготавливали дома. К холодам использовали шерстяные нити. Из них ткали шортдэрем, который надевался поверх рубахи.

Со временем стали использоваться и шелк, и атлас. Такую ткань использовали для нарядов праздничных.

В послевоенное время, с появлением фабричного ткачества, национальный костюм стал отходить на второй план. Ручная работа перестала цениться и в оборот вошли деньги.

Интересная особенность костюмов – когда мастерица заканчивала работу, то делала свою отметку из связки ниток (чук). Это была своеобразная торговая марка, бренд. Копировать такой костюм не позволялось.

Сегодня домотканые полотна снова востребованы и ценны, история восстанавливается. Сейчас каждая удмуртская модница имеет свой осовремененный вариант удмуртского национального костюма с присущей цветовой гаммой и декором.

Источник

Изготовление костюма северной удмуртки. Оформление

Самотканой тесьмой оформляем манжеты рукава, горловину и подол платья (фото №24), затем оформляем тесьмой и приглаживаем все гелем для волос (фото №25).

фото №24 фото №25

Чтобы оформить пройму будущего кафтана, используем самотканую клетку, которую крепим к окату рукава платья (фото №26).

фото №26 фото №27

Для изготовления самого кафтана прошиваем по середине пучок льноволокна (фото №27), крепим его на плече куклы (фото №28), подвязываем по талии льняной ниткой (фото №29).

фото №28 фото №29

Красным ситцем оформляем горловину кафтана (фото №30). Из того же ситца собираем оборку (фото №31) и прикрепляем ее к подолу кафтана.

фото №30 фото №31

Поверх оборки наклеиваем тесьму «зигзаг», чтобы спрятать шов (фото №32). При помощи геля для волос делаем на подоле кафтана «волны» (фото №33).

фото №32 фото №33

Собираем лоскутный нагрудник («муресазь») по старинным экспонатам из фондов Игринского центра ремесел (фото №34). Приклеиваем его на грудь под кафтан (фото №35).

фото №34 фото №35

Для изготовления налобной повязки используем льняную ткань, на которую нашиваем самотканую тесьму с орнаментом и монеты достоинством 1 копейка «орлом» кверху (фото №36). Оформляем ее на голове в виде шапочки для создания дополнительного объема под платком (фото №37). (добавить описание + фото изготовления повязки, сам процесс изготовления)

фото №36 фото №37

Собираем нагрудное бусы из ракушек и монет (фото №38) (добавить описание + фото, процесс изготовления). Надеваем бусы поверх кафтана (фото №39).

фото №38 фото №39

Собираем аппликативный головной платок северных удмуртов по подобию старинного (фото №40). (. процесс изготовления платка — пошагово описать + фото) Из самотканой клетки и широкой орнаментированной тесьмы шьем фартук (. Процесс изготовления фартука – пошагово описать +фото) (фото №41).

фото №40 фото №41

Одеваем куклу: повязываем платок, надеваем фартук (фото №42).

Заключение

Куклы, сделанные своими руками, даже если их авторам не хватает мастерства, все равно могут быть любимее фабричных игрушек, потому что при их изготовлении каждая мастерица вкладывала в них частичку души. Куклу полагалось делать только с добрыми мыслями, чтобы она приносила в дом добро, радость, достаток, охраняла от нечистой силы. В старину игрушки несли более утилитарный характер, а современники смотрят на такие изделия как на сувенир.

Читайте также:  Ткани градиент для платьев

Современная кукла выполнена по старинному образцу. В куклах-сувенирах присутствуют все основные элементы одежды присущие той или иной группе удмуртов. Куклы в национальных костюмах северных и южных удмуртов всегда радуют покупателя.

Литература

1. С.Х. Лебедева. Удмурт калык диськут = Удмуртская народная одежда = Udmurt Folk Costume / Пер. на удм. яз. Л. Айтугановой; пер. на англ. яз. Д. Четвертных. – Ижевск: Удмуртия, 2008 с.: ил. (На удм., рус и англ. яз.)

2. Л.Н. Соловьева. «Игрушка». М: Интербук-бизнес, 2002

3. Г.Л. Дайн «Игрушечных дел мастер» — книга для учащихся. М: Просвещение, 1994

4. Б.А. Дижур. «Куклы…куклы…куклы…/Уральский следопыт №6», 1974

5. М.М. Павлова. «Кукольное Царство: методическое пособие по народной текстильной кукле», Изд-во: Уральский центр народных промыслов и ремесел, 2004

Источник

«Вытащить из сундуков»: в чем современность традиционного удмуртского костюма

Найти удмуртский костюм, будь то женский или мужской, в наше время не так уж сложно. Пошивом шикарных праздничных и сценических вариантов занимаются в Домах ремесел практически каждого района республики, а также в Национальном центре искусства и ремесел в Ижевске. Однако для повседневной носки такие вещи вряд ли подходят: они непрактичные и дорогие.

В то же время в Удмуртии есть дизайнеры, которые адаптируют модели старинной одежды под современные требования. ИА «Удмуртия» решило поговорить с модельерами и сравнить два основных подхода к этническому костюму.

Главное — традиции

В студии Татьяны Москвиной, на втором этаже небольшого кирпичного здания в центре Малой Пурги, уютно. Каждый, кто приходит сюда, прежде всего гость, а не покупатель. Татьяна Никитична чутко относится к каждому, расспрашивает, где человек родился и вырос, замужем ли (или женат), для чего хочет купить то или иное изделие; внимательно выслушивает, задает уточняющие вопросы. И это нельзя назвать официальным словом «клиентоориентированность». Скорее — желание помочь человеку выбрать ту самую вещь. А еще — уважение к традициям. Потому что, по словам Москвиной, неправильно, когда девочка, пусть даже на сцене, надевает йыркерттэт — нарядную шапочку из холста для женщин. И немного противоестественно, если жительница Алнашского района полностью игнорирует платье алнашского кроя.

«Мне говорят: ой, удмуртское мне не надо, вот ты так стилизуй, вот тут сократи выше колен, потом тут открой, рукав таким сделай. Я отвечаю, что такое шить не буду, потому что это не удмуртское платье. Не обижайтесь, но то, что вы хотите, по вашему заказу может создать любая другая швея», — рассказывает Москвина.

Традиционный удмуртский костюм Татьяны Москвиной

Татьяна Никитична закончила худграф УдГУ, затем проходила стажировку в центре (тогда — НИИ реставрации) имени Игоря Грабаря в Москве. Именно отсюда ее бережное отношение к старине и всему подлинному. Она не понаслышке знает, что аутентичная одежда — самая красивая и самая практичная. Каждая деталь старинного изделия выполняет функцию, и в домотканых платьях и рубахах нет абсолютно ничего лишнего.

«Размеры одежды выходят из ширины ткани, а ширина полотна удмуртского ткацкого станка — 38–42 см. От этого и исходят конструкция, рисунок и крой платья. Швея никогда не позволяла себе отрезать полотно, как ей вздумается. Ткань нельзя обижать, ведь в нее вложено столько труда! Посеяно, сжато, побито, всколочено, соткано, выбелено, выбито в проруби… Женщина относится к полотну с благоговением и сочиняет платье таким образом, чтобы ни одна ниточка не выбросилась, чтобы все лоскутки нашли в изделии свое место. Все остатки ткани необходимо пристроить, чтобы не дай бог на них порчу не навели. Поэтому в старинных платьях вы всегда увидите большое количество кусков разных тканей», — поясняет реставратор.

Кроме того, сам принцип создания платья служил оберегом для его будущей носительницы — оно напоминало крест, древний языческий символ, используемый удмуртами еще в середине позапрошлого тысячелетия.

Одежда служила годами. Ее шили свободной, чтобы со временем она легко трансформировалось под размеры хозяйки, а также была способна скрывать беременность, даже восьмимесячную.

Это — главные принципы народной одежды, и именно на них строится вся концепция изделий Татьяны Москвиной. Она не изменяет традициям, однако актуализирует вещи с помощью различных тканей и рисунков на них. Кроме натуральных льна и хлопка, это сатин, шелк, крепдешин, штапель…

Читайте также:  Вязанное пальто вяжем сами

В студии Татьяны Москвиной

«Когда я вижу дукесы (женский суконный кафтан — прим.авт.) на показах „Dolce & Gabbana“, мне хочется сказать: „Да это мы крутые!“ Но такая одежда лежит у нас в сундуках. И моя миссия — вот это показать, вытащить из сундуков», — заключает Москвина.

Второе дыхание для удмуртских мотивов

Шоурум Polina Kubista находится в центре Ижевска. В светлой, залитой солнцем комнате выставлены одежда и аксессуары этого бренда, а также изделия ручной работы других удмуртских дизайнеров.

Эта одежда известна не только в Удмуртии, но и далеко за ее пределами уже в течение нескольких лет. А как дизайнер Полина Кубиста заявила о себе еще в 2008 году.

Продюсер Павел Поздеев предложил мне сшить сценические костюмы для девочек из группы „Малпан“. Меня это сотрудничество очень вдохновило. Люди познакомились с моим творчеством, и именно тогда во мне появилась уверенность в собственном дизайне, в том, что это нужно, прежде всего, для молодежи. Одежда, что называется, и в пир, и в мир

Главная особенность изделий бренда — использование элементов традиционного удмуртского костюма: это может быть старинный крой или рисунок на ткани; преобладание натуральных тканей (хлопка, шерсти, льна) над искусственными; глубокие, сложные и как будто благородно состаренные оттенки…

Удмуртские мотивы в одежде Полины Кубиста

«Я думаю, что, скорее всего, мои изделия можно назвать стилизацией. Это современная одежда, но с тонкими элементами удмуртского костюма. По идее — она интернациональна, не предполагает жесткой привязанности к национальности, традициям, ее могут носить в разных странах», — говорит дизайнер.

Например, один из последних интересных заказов (на платье свободного кроя изо льна) поступил в Ижевск из Саудовской Аравии…

«Я хочу создать образ с намеком на традиционный удмуртский костюм. Вот эти ткани больше ассоциируются с пестрядью, — Полина снимает с вешалки платье в клетку, — то есть это не просто рисунок на одной стороне ткани — он и внутри такой же, а полотно похоже на домотканое. Если мы наденем поверх платья жилетку саестэм („без рукавов“), то уже можно уловить этническое. Сюда же могут пойти воротнички мониста… Получилось, что платье у нас современного кроя, ткань старинная, украшение — тоже. Сочетание этих вещей читается как традиционный костюм, а если, например, оставить одно только платье, оно выступит самодостаточным предметом гардероба».

Вещи бренда Polina Kubista, как говорит дизайнер, прежде всего, для молодых романтичных натур, не лишенных смелости носить подобную одежду.

Шоурум Полины Кубиста

Одежда на каждый день

Татьяна Москвина и Полина Кубиста — это два ярчайших и в то же время сильно отличающихся друг от друга представителя удмуртской моды. В основе творчества Татьяны Москвиной — следование традициям и стремление показать всю прелесть одежды, придуманной предками, и фасонов, служивших веками. Изобретая новые составляющие костюма, модельер делает это аккуратно, помня о том, что главное придумано уже давно.

В изделиях Полины Кубиста все прямо противоположно. Основываясь на современной моде, дизайнер вплетает в свои изделия этнические составляющие, тем самым как будто давая им вторую жизнь.

«В Удмуртии этническую моду продвигают давно. Из маститых дизайнеров это Людмила Молчанова, Александр Пилин, Зоя Лебедева, Татьяна Москвина. Из молодых — Полина Кубиста, другие выпускники Института искусств и дизайна УдГУ, например, Любовь Суднева. Стоит упомянуть Monami и „Намер“: если первые активно разрабатывают линейку удмуртских футболок и украшений, вторые на пути к этому», — рассказывает модельер, создатель «Дарали дэрем» (Darali dress) и основатель первого удмуртского модельного агентства Mademoiselle Oudmourte Дарали Лели.

По ее мнению, традиционная одежда может быть «не сильно этничной», то есть не претендовать на стилизованный сценический образ, а вписываться в урбанистическую среду — «от офиса до светского раута».

«Я шью в первую очередь для того, чтобы удмуртское платье стало частью повседневного гардероба», — отмечает Дарали.

… Удмуртские платья, рубашки, дукесы, саестэмы, словом, традиционная одежда, которая зачастую пылится и тихо стареет, как это ни парадоксально, еще способна напомнить о себе и задать направление мировой моде. Так, может быть, стоит все же вытащить ее из бабушкиного сундука?

Источник