Меню

Как работать с куклой перчаткой



Секреты кукловода

Цикл занятий с перчаточной куклой для дошкольников от пяти лет

Заочные курсы повышения квалификации, организованные Издательским домом «Первое сентября», год от года пользуются все большим успехом у педагогов. Но есть предметы, которые лучше осваивать в непосредственном общении с преподавателем. Например, искусство кукольного театра, требующее знакомства не только с теоретическим материалом, но и овладения практическими приемами кукловождения. Без них методика занятий с детьми повисает в воздухе. В этом случае, как никогда, справедливы слова: «Лучше один раз увидеть!» Поэтому мы решили предоставить возможность всем желающим с октября 2007 года посещать очно-заочные курсы повышения квалификации под названием «Кукольный театр как средство развития дошкольников. Основы кукловождения и методика организации занятий». Курсы по этой теме будет вести Инна ЯРОСЛАВЦЕВА, педагог дополнительного образования, лауреат Всероссийского конкурса детских кукольных театров, проводившегося Государственным театром кукол им. С.Образцова. Постоянные читатели газеты знают о ее работе по публикациям в «Дошкольном образовании», а участники марафона имели возможность посетить специальный мастер-класс.
Однако возможность записаться на занятия имеют лишь те, для кого столица находится в пределах досягаемости.
Для тех, кто такой возможности лишен, мы открываем серию публикаций по материалам И.Ярославцевой «Секреты кукловода» и расскажем о методах и приемах работы с перчаточной куклой.
Многие из описываемых упражнений можно использовать не только для обучения детей кукловождению, но и на занятиях по изобразительному искусству, по музыке и развитию речи, так как в основе их — образ и движение.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РУКУ К ЗАНЯТИЯМ С КУКЛОЙ

Перчаточная кукла — одна из самых известных «актеров» среди других видов театральных кукол. Ее также называют ручной, петрушечной, пальцевой или куклой бибабо. Происхождение названия «перчаточная» понятно: «скелет» куклы — перчатка, надевающаяся на руку. Отсюда же и названия «ручная» и «пальцевая»: чтобы заставить куклу шевелиться, «работать», актер шевелит пальцами и кистью руки. Название «петрушечная» в отличие от первых трех связано не с принципами работы куклы, а с историей. Первой перчаточной куклой был Петрушка, ведущий свое происхождение от искусства скоморохов, а кукловоды, участвующие в ярмарках и потешающие зрителей прямо под открытым небом, назывались петрушечниками.
У перчаточной куклы есть одна важная с точки зрения педагогики особенность: из-за того, что она надевается на руку, ребенок словно срастается с ней, ощущает куклу своей частью. Из всех видов театральных кукол она наиболее близка ребенку, но открывает возможность для перевоплощения в персонажа. Кроме того, перчаточная кукла заставляет интенсивно работать пальцы, что очень важно для развития речи.

Основное положение руки с надетой на нее перчаточной куклой

Рука поднята вверх и слегка полусогнута в локте. Большой, указательный и средний пальцы выпрямлены и широко расставлены в разные стороны, мизинец и безымянный палец поджаты в кулак. Указательный палец управляет головой, большой и средний пальцы управляют ручками куклы. То есть во время движения задействованы три пальца кисти, а также сама кисть и вся рука.
Имитация движения куклы по поверхности осуществляется за счет движений всей рукой.

Исходная позиция куклы

Как в танце или в спорте существует исходная позиция, так же существует исходная позиция перчаточной куклы, из которой она начинает все свои разнообразные движения: кукла повернута спиной к ребенку, ее голова не запрокидывается назад, кукольные ручки сложены вместе.

Такое положение ребенок должен научиться придавать кукле, независимо от того, в каком положении находится он сам — стоит, сидит, лежит. Занимая разные позиции, ребенок учится водить куклу — имитировать ее хождение по воображаемой поверхности (по воображаемому «полу»).

Отсутствие ширмы

Занятия по кукловождению проходят без использования ширмы. Во-первых, ширма препятствует общению педагога с детьми. Во-вторых, не позволяет детям контролировать положение куклы.
В-третьих, не дает им менять положение тела. Даже для взрослых кукольников-профессионалов вождение перчаточных кукол над ширмой — психологически утомительная и физически сложная задача. На начальной стадии занятий детям такие перегрузки ни к чему.

Упражнения для развития мышц рук

Зато в каждое занятие включаются упражнения на тренировку мускулатуры руки. Кукловождение действительно стимулирует развитие пальцев. Но существует и обратная связь: ребенок со слабо развитой рукой и плохой моторикой не сможет управлять куклой.
Упражнения на укрепление мышц руки занимают 7–10 минут от общей продолжительности занятия. Кроме традиционной пальчиковой гимнастики, позволяющей размять кисть, в нее нужно включать упражнения на двигательную импровизацию и создание пластических образов с помощью пальцев и кисти. Вот примеры таких заданий.

Зарядка для пальцев и кистей рук

Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках. По желанию в середину выходит ребенок, который показывает движения для разминки пальцев и рук. Остальные повторяют эти движения.
Конечно, дети в большинстве своем используют набор движений, знакомых им по пальчиковым играм. Но если педагог поощряет их придумывать нечто новое, дети могут показать неожиданные двигательные упражнения.

Образные движения

Педагог предлагает представить детям, что их руки отправляются на бал (на веселую кукольную свадьбу, на день рождения, на какой-нибудь праздник и т.п.), где им предстоит танцевать. Нужно придумать танец для рук (для пальчиков, для кистей рук).
Звучит музыка. В зависимости от ее характера дети придумывают танец.
Задание могут выполнять все дети. Можно вызвать кого-то одного в центр круга, тогда остальные должны будут повторять придуманный им танец.
Кроме танца рук, существует еще одно упражнение на создание образного движения. Педагог предлагает детям представить, что руки пошли погулять. Но по дороге с ними случаются чудесные превращения: то руки чувствуют себя легкими-легкими, почти воздушными, то они стали деревянными, потом пластилиновыми, стеклянными, железными и т.п. В зависимости от заданного характера детям нужно менять характер движения под музыку, ведь «воздушная» рука движется иначе, чем деревянная.

Читайте также:  Нарядные платья для праздника для женщин

Упражнения с шариком

Каждому ребенку выдается теннисный шарик. Сначала шарик кладут на полусжатую ладонь, и педагог предлагает каждому пальчику этой руки «поздороваться» с шариком — дотянуться до него. Затем шарик катают между ладонями, по столу каждой рукой по очереди. После этого шарик предлагается спрятать в ладони, прятать поочередно то в левом, то в правом кулаке.
На первом этапе упражнения можно проводить в вольном, индивидуальном ритме. Со временем дети будут способны выполнять их под музыку, подчиняясь общему темпу и ритму.

Источник

Методы и приемы работы с перчаточными куклами в речевом развитии дошкольников

Татьяна
Методы и приемы работы с перчаточными куклами в речевом развитии дошкольников

Развитие речи — это важный аспект в работе с любой возрастной группой, но наиболее актуально этот вопрос стоит именно в младшем дошкольном возрасте. Почему использование в работе перчаточных кукол удобно и результативно? Потому что именно театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра — главная деятельность малыша.Для ребенка театр — это всегда праздник: сказочные атрибуты, яркие огни, аплодисменты, а то, что радостно и весело воспринимается всегда лучше и легче запомнить.

Театрализованная деятельность имеет определенные особенности в пределах каждого возрастного периода. Это связано с уровнем развития речи, игровой деятельности, театральных действий, восприятия литературных произведений.

Воспитатель рассказывает малышам знакомые и новые художественные произведения с помощью различных видов театров, привлекает их к инсценировки знакомых стихов, рассказов, сказок.

В кукольный театр невозможно играть молча, ведь ребенок становится и актером, и режиссером, и сценаристом своего спектакля, он придумывает реплики героев и озвучивает их, таким образом, игра-драматизация оказывает очень большое влияние на развитие речи ребенка.

Методы развития речи:

Касательно перчаточной куклы, мы используем наглядные методы работы, а именно опосредованные, когда объекты недоступны для наблюдения, мы знакомим детей с ними через кукол. Так же опосредованные методы в работе используются для закрепления знаний, обучения связной речи. Для последнего можно использовать не театр в целом, а какую-то одну сцену, чтобы дети объяснили, что происходит в этот момент на так называемой сцене.

Приемы развития речи:

Прием является основным элементом метода. Для развития речи активнее всего используются словесные приемы,такие как: речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, словесное упражнение, оценка детской речи и вопрос.

Немного скажу о наиболее актуальных приемах.

Речевой образец — правильная, заранее отработанная речевая деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми.

Повторное проговаривание — преднамеренное и многократное повторение одного и того же речевого элемента с целью запоминания. Практикуется в повторении совместно с воспитателем

Словесное упражнение — многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков.

Оценка детской речи — развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка, раскрывающее степень усвоения знаний и речевых умений. Оценка должна иметь не констатирующий характер, но и обучающий. Оценка чаще всего касается положительных сторон речи, если же были отмечены недостатки, можно предложить ребенку «подучиться».

Так же к этим приемам мы добавляем наглядные- показываем как раз нашу куклу, несколько кукол, которые «помогают» воспитателю вести занятие.

Итак, театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников, через занятия

дети получают образцы правильного, красивого, эмоционально окрашенного связной речи, насыщенной меткими образными выражениями, фразеологизмами;

дети употребляют разные типы речи и формы связных высказываний для решения конкретных игровых

коммуникативных ситуаций (рассуждение, объяснение, воспроизведение сказочных диалогов)

воспитанники упражняются в риторике, их речь становится более понятной, выразительной, грамматически оформленной;

Еще несколько слов о значении театрализованной деятельности:

помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств

совершенствует артикуляционный аппарат

дети получают эмоциональный подъём

способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса

позволяет формировать опыт социального поведения

стимулирует активную речь

Немного об истории перчаточных кукол: первые перчаточные куклы появились ещё в глубокой древности и были известны как на Востоке (больше в Китае, так и на Западе (в Европе). В начале 16 века, в Италии придумали Маккус-куклу, которую назвали Пульчинеллой, что значит «петушок». И теперь он надолго поселяется на городских улицах и ярмарочных площадях. А следом появляются Полишинель во Франции и чуть позднее Петрушка в России. Большеголовый, с крючковатым носом, с одним или двумя горбами – спереди и сзади. Это были самые первые куклы.

Презентация «Игровые методы и приемы В. В. Воскобовича в развитии математических способностей детей» Образовательная область «Познание» Тема: «В царстве у госпожи «Математики». Цель: Показать возможности применения игровой технологии В. В.

Методы и приемы формирования и поддержания дисциплины у дошкольников Дисциплинированность — это обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Условием.

Методы и приемы приобщения дошкольников к мордовской национальной культуре Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы в речевом развитии» Консультация для воспитателей «Методы и приёмы в речевом развитии» В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на.

Читайте также:  Простой узор спицами для начинающих для платья

Метод синквейн в речевом развитии дошкольников Проблема развития речи дошкольников в современном обществе становится всё более актуальной. Психологи и педагоги отмечают, что у старших.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы и приемы обучения дошкольников Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных.

Методы, приемы и технологии развития речи дошкольников МКДОУ Владимирский детский сад «Ручеек» Развитие речи дошкольников (подготовила старший воспитатель Гусева Н. В.) Цель: активизировать знания.

Методы и приемы работы с книжными иллюстрациями с детьми раннего возраста Методы и приемы работы с книжными иллюстрациями с детьми раннего возраста Объект исследования: [/b]развитие речи детей раннего возраста.

Опыт работы на тему «Использование фольклорных произведений в речевом развитии дошкольников» Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребёнка. К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет.

Источник

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»

Инна Михайловна Козлова
Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»

Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то, что куклы оживают и начинают разговаривать — это настоящее волшебство.

Куклы вообще играют огромную роль в жизни малыша. Именно они становятся первыми друзьями, с которыми начинает общаться ребенок. Движение любимого

» друга» приносит радость малышу и обычный день для него становится праздником.

Но подобные представления — это не просто развлечение. С помощью кукольного театра происходят воспитательные и познавательные процессы.

В ДОУ чаще всего используется пальчиковый театр, который называется » Би- Ба-Бо».

«Би-Ба-Бо» – это кукла–рукавичка, которая состоит из твердой головы, а от нее отходит платье в виде перчатки (оно приклеено к голове). Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а в платье входит большой и средний пальцы, они служат для движения руками кукол.

Такая кукла определила судьбу Сергея Образцова, который в своих воспоминаниях пишет: «Мама подарила мне маленькую, смешную куклу. Называлась эта кукла Бибабо и состояла из целлулоидной головки и синего халатика, надевающегося на руку, как перчатка… Все, что ни делал Бибабо, было смешно и немного трогательно. Я его и любил, и жалел, как любят и жалеют дети маленьких котят. Даже гулять я его брал с собой и он торчал в рукаве моего полушубка, рассматривал прохожих, городового, детей на Чистопрудном бульваре или витрину магазина…»

Особенности перчаточной куклы:

Классическая перчаточная кукла не может поворачивать голову

в стороны. Размер головы не может быть меньше пальца, на который она

одета и не может увеличиваться до размеров, при котором палец

не сможет удержать ее вес (это очень важно).

Ручки куклы можно удлинить за счет длинны патронок на пальцах

рук. Ладошки с пальчиками, как и головка, могут быть разного

размера (в пределах функциональности).

Отдельно хочется отметить ДВУЛИКУЮ ПЕРЧАТОЧНУЮ КУКЛУ – два лица, два настроения. Ее лучше использовать для игры детям с неустойчивым эмоциональным фоном. Играя, ребенок может забыть обо всем, о реальном мире, в котором он живет. Он будет жить в мире фантазии и сказки, тем самым он весь раскрывается. Куклы помогают детям перевоплощаться: застенчивый малыш может взять на себя роль задиры и забияки, а агрессивный малыш возьмет роль нерешительного трусишки и почувствует на себе агрессию. Такие игрушки используются часто в психиатрии для выражения противоположных чувств.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «БИ-БА-БО»:

Сейчас невозможно сказать точно, когда появилась первая кукла в мире. Из археологических раскопок и дошедших до нас исторических источников можно сделать вывод, что во все времена куклы были неизменными спутниками человека. Есть одна легенда о том, как родился кукольный театр. В Китае во время междоусобных войн в одном городе люди потеряли надежду на победу и собирались сдаться. К императору пришел мудрец и сказал: «Сделайте кукол в виде красивых девушек и выставьте их на крепостной стене. «Император приказал сделать так, как сказал мудрец. Через день враги отступили. Император спросил у мудреца, как он додумался до этого. Он ответил, что послал разведчика, который узнал, что жена вражеского императора очень ревнива и когда она увидела красивых девушек, приказала мужу, чтобы он отступил. Так куклы спасли город.

Ещё одна легенда возникновения » Би-ба-бо»:

Древние народы верили, что на небе и на земле живут разные Боги. Чтобы молиться этим Богам, люди делали их изображение: большие и маленькие куклы и устраивали около них пляски. Постепенно такие зрелища стали походить на театральные представления.

Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и петрушек (перчаточных кукол). До 19 века предпочтение отдавалось Петрушке, к концу века — марионеткам, т. к. петрушечники объединились с шарманщиками. Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал он сам, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. Комедия с Петрушкой разыгрывалась на ярмарках и в балаганах. Из некоторых воспоминаний и дневников 1840-х годов следует, что у Петрушки было полное имя — его называли Петром Ивановичем Уксусовым или Ванькой Рататуем.

Читайте также:  С чем носить длинное вязаное платье зимой

Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста. Ни у одного персонажа русского театра не было популярности, равной Петрушке.

Петрушке позволялось то, что было запрещено людям: критика начальства и духовенства в выражениях самых резких и часто мало приличных, пошловатые соленые шуточки. Петрушка был «рупором и глашатаем народных масс». Многовековая безнаказанность Петрушки объяснялась именно древним отношением к куклам, как к существам живущим собственной, отдельной от людей жизнью.

Куклы-перчатки способствуют развитию у детей таких основных психических свойств, как:

Внимание. Яркие краски, движение, «ожившие» животные привлекут и заинтересуют ребенка.

Зрительное и слуховое восприятие. Как известно, развитие малыша начинается с самостоятельного им определения звуковых и зрительных паттернов. Малышу будет интересно наблюдать за приятными, красочными зверушками и слушать их.

Память. Расскажите сказку, сопровождаемую небольшим спектаклем и Вы удивитесь, насколько быстро дети запомнят сюжет и перескажут его самостоятельно. Да и объяснить что-то намного легче, если есть возможность наглядной демонстрации.

Эмоции. Эмоциональная сфера- самая сложная сфера по своему становлению в психике человека. Би-ба-бо станут отличными помощниками в объяснении широкой гаммы эмоционального восприятия.

Речь ребёнка. Когда ребенок только начинает разговаривать,то почаще беседуйте с ним с помощью мишек, зайчиков, коров, лягушек. Им ребёнок ответит охотнее. Сначала от своего имени (у вас на руке игрушка и ребенок с ней разговаривает, потом через игрушку Би-ба-бо (у вас на руке Лягушонок, а у ребенка — Слоненок). А там глядишь и обе руки в ход пойдут (на левой руке — Зайка, на правой — Собачка и они ведут беседу). Дети обожают такие игры, такие разговоры!

Кстати, менять голос тоже очень полезно с логопедический точки зрения: ребенок — Утенок говорит “ утиным голоском”, а Медвежонок — “медвежим басом”. Даже если у вашего малыша нет никаких проблем с развитием речи, такие игрушечные беседы будут очень приятны и полезны.

Для того чтобы ребенок научился управлять куклой «би-ба-бо» в полном объеме, используются упражнения с перчаткой: на указательный палец фиксируется голова куклы, остальные пальцы изображают руки (лапы) персонажа. Такой прием позволяет ребенку научиться владеть куклой «изнутри», а впоследствии легко применить полученные навыки в игре с куклой «би-ба-бо». На втором этапе работы куклы театра «би-ба-бо» усложняются: основа вождения куклы остается та же, а подвижной частью становится рот, который приводится в действие при помощи лески.

Общие правила кукловождения:

1. Куклу следует держать на определенном уровне по отношению к ширме. Кукла, поставленная вплотную к краю ширмы, должна возвышаться на 3\4 своей высоты.

2. Когда кукла выполняет движения, ее руки должны быть прижаты к туловищу.

3. Держать куклу следует прямо. Наклон куклы осуществляется наклоном кисти руки. Талия куклы приходится как раз на запястье руки.

4. Отводя куклу на второй план, надо поднимать ее выше.

5. Чтобы посадить куклу, нужно сначала наклонить ее, согнув в запястье, потом опереть запястье на то место, куда сажается кукла. Когда сидевшая ранее кукла встает, она сначала наклоняется вперед, выпрямляется и одновременно приподнимается до выпрямленного положения.

6. Движения куклы и слова должны быть обращены к определенному объекту внимания.

7. Говорящая кукла должна подчеркивать наиболее важные слова движениями головы или рук.

8. Когда одна кукла говорит, остальные должны быть неподвижны: иначе непонятно, кому принадлежат слова.

Консультация для педагогов «Что такое сотрудничество» Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Сотрудничество создает условия для позитивного.

Консультация для педагогов «Цифровая гигиена» Проблема: насколько нужны нашим детям гаджеты Думаю, ни у кого сейчас уже не вызовет удивления такая картинка: сидящий в коляске малыш сосредоточенно.

Консультация для педагогов ДОУ «Что такое логоритмика» ЛОГОРИТМИКА В ДЕТСКОМ САДУ Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и.

Консультация для педагогов ДОУ «Вальдорфский детский сад» На днях я записалась на вебинар на тему «Особенности музыкального воспитания в вальдорфском детском году» (а их появилось в Москве немало).

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов «Куклы на гапите» Штоковые или куклы на гапите Куколку с первого изображения я срисовала в своё время для консультации со студентами. Вы, конечно, уже догадались,.

Консультация для педагогов «Музыка и праздник» Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций.

Консультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для педагогов «Русская матрёшка» Цель: познакомить с историей возникновения, видами, особенностями росписи русской матрёшки. История матрёшки Хотя матрёшка и завоевала давно.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Источник