Меню

Как правильно разложить ткань для выкройки платья



Раскладка лекал на ткани

Раскладку лекал на ткани следует начинать с крупных деталей: спинки, полочек, рукавов, выкройки деталей юбки. Все мелкие лекала (воротник, подборта, манжеты, обтачки, карманы и др.) размещают в промежутках между крупными частями выкройки.

Важно соблюдать направление долевой нити ткани, при этом, желательно стрелочкой на каждом лекале указать это направление. Отклонение от долевой нити лекала не должно превышать 1см на 1 метр длины ткани.
Кроме того, при индивидуальном пошиве одежды лекала основных деталей выкройки делаются без припусков на швы, раскладку их нужно делать с учетом величины припусков. Для каждой детали имеются свои минимальные значения допустимых припусков. См. схему ниже.

Правила раскладки лекал с учетом рисунка и качества ткани

Нет необходимости приводить экономичную схему раскладки юбки, брюк, платья и другой одежды отдельно. Достаточно знать основные правила размещения деталей на ткани, чтобы правильно и экономно уложить все части выкройки любой одежды. Вот некоторые из них.

1. Раскладку лекал выполняют на ткани с изнаночной стороны.

2. Сложив ткань пополам лицевой стороной внутрь, ее кромку нужно сколоть булавками. В таком случае во время работы (обмеловки, раскроя) ткань не будет смещаться.

3. Если рисунок ткани в полоску или в клетку, рисунок совмещают также и по краям (поперечным) и закалывают булавками. По линиям боковых и центральных швов нужно добиться совпадения клеток, полос и иного рисунка. Рисунок на рукавах размещают также с учетом симметричного его расположения на обеих руках, спинки и полочки.
При раскладке выкроек на ткани в крупную симметричную полоску или клетку, середину каждой детали совмещают с центром рисунка полоски или клетки, совмещая по контрольным линиям бокового шва юбки, брюк, платья и другой одежды.
На ткани с асимметричным рисунком полосок или клеток, центром рисунка следует считать самую ярко выраженную полоску или клетку. Если рисунок сложный, например, крупная несимметричная клетка, композиция из различных полос, то подгонку его на деталях кроя нужно проводить особенно тщательно.

4. Раскраивая парные симметричные детали, вырежьте сначала одну деталь и воспользуйтесь ей как выкройкой для другой детали. Наложите вырезанную деталь на ткань лицом к лицу, совмещая рисунок, сколите по контурам булавками и выкраивайте другую деталь.

5. Таким способом удобно пользоваться, если детали выкройки нужно кроить по косой. В этих случаях особенно важно совпадение рисунка по линии шва, так как расположение его на изделии является декоративным и композиционным элементом костюма.

6. На тканях с односторонним рисунком, ворсовых тканях с ассиметричной клеткой, с начесом — лекала располагают в одном направлении.

7. Кроить ворсовые ткани нужно таким образом, чтобы ворс на изделии лежал сверху вниз.

8. На вельвете и бархате ворс должен быть направлен снизу вверх на каждой детали для сохранения матового оттенка ткани.

9. При раскрое гладкого однотонного или с мелким и разносторонним рисунком материала лекала можно располагать в противоположных направлениях.

Раскладка лекал деталей выкройки на ткани

1. Спинку изделия располагают по сгибу ткани. Полочку, если она имеет застежку, располагают к кромке. Если застежка по спинке и спинка имеет шов по средней линии, то к кромке располагают середину спинки.

2. Рукава выкраивают в развернутом виде (оба вместе) по долевой нити. Иногда ( по модели) рукава выкраивают «по косой» (45 градусов к долевой нити).

3. Если по ширине ткани не хватает на целый рукав, то надставки добавляют к задней части рукава. Ширина надставки не должна быть более 12см.

4. Пояс и манжеты выкраивают по долевой нити. Воротник выкраивают по поперечной нити, причем средняя линия воротника располагается строго по долевой нити.

5. Раскладку ассиметричных деталей производят на ткани в развернутом виде.

Величина припусков на швы

Величина припусков на швы зависит от вида ткани и способа обработки срезов. На сыпучих тканях припуски на швы увеличивают на 0,5-1см. Излишки срезают при обметывании.

1. На закрытых срезах (горловина, проймы, линия талии юбки под пояс, низа рукава манжеты, срезы воротника и т.п.) припуски равны 0,7 -1см. На открытых срезах (плечевые, боковые, рельефные швы, швы кокеток и т.п.) — 1,5-2,5см.
Припуск по лини талии платья равен 2-4см.
Припуск на подгиб низа рукава — 3-4см.
Припуск на подгиб низа юбки зависит от ее формы: для прямой юбки — 4-5см; расширенной — 3-4см; клеш — 1-1.5см.

В детских изделиях припуски по длине (на линии талии, низа юбки, рукавов) делаются больше, чем для взрослых на 1-2см.

Разметка лекал на ткани

1. Обводят лекала мелом или тонким кусочком высококачественного мыла. На светлых тканях можно пользоваться карандашом, но линии нужно проводить тонкие, почти незаметные.

Читайте также:  Вечерние платья трапеция для полных женщин

2. Существуют еще и специальные фломастеры, от которых цветной след на ткани держится лишь определенное время (от нескольких часов до нескольких дней), а затем исчезает. Ошибочно проведенную линию можно убрать нейтрализующим составом, который находится с обратной стороны фломастера.

3. Кроме общего контура должны быть намечены вытачки, места расположения карманов, линии середины деталей, линии перегиба лацканов, положение первой петли и контрольные точки для правильного соединения деталей на швейной машине.

4. Контрольные точки должны быть отмечены в следующих местах: на спинке и полочке по лини талии; на припусках бокового шва и рельефов; по окату рукава (верхние точки и в точках переднего и локтевого перегибов); по проймам спинки и полочки.

При раскладке лекал выкройки ассиметричных деталей ткань раскладывают в разворот.

Другие статьи:

Как рассчитать расход ткани
Расход ткани на платье или юбку можно рассчитать с помощью типовых норм для пошива одежды. В основном, если это мужской или женский костюм, то к длине пиджака прибавляют длину рукава с припусками на подгибку низа. Также рассчитывается расход и на рубашку. Для брюк измеряется длина до талии, плюс 15 — 25 см.

Раскладка кроя брюк и расход ткани
Брюки можно выкроить из 120-130см ткани, шириной 150см. Однако для кроя брюк свободного покроя эта норма может увеличиться ровно вдвое.

Как правильно снять мерки для платья
При построении выкройки платья необходимо снимать много дополнительных мерок. Перечень мерок для построения выкройки платья.

Шьем трикотаж без пропусков и петляния
Многие, кто пытался шить трикотаж на обычной швейной машинке, замечали, что часто машинка отказывается делать красивую и ровную строчку. В трикотажной строчке образуются пропуски, нижняя нитка петляет, а иногда и обрывается. Почему так происходит и как можно это исправить?

Декоративная строчка на сложном участке
Иногда требуется сделать идеально ровную декоративную строчку на изделии, но рисовать линию мелом нельзя — останутся следы, а строчить «на глаз» не хватает опыта. Простые советы, как делать строчки на «сложных» участках.

Как правильно утюжить швы
Тем, кто много шьет своими руками, обязательно нужен мощный паровой утюг с терморегулятором, несколько проутюжильников. Проутюжильник — это кусок ткани, через которую утюжат изделие.

Прибавки на свободное облегание
Таблица прибавок на свободное облегание в зависимости от силуэта женской одежды.

Источник

Как правильно разложить ткань для выкройки платья

Народная мудрость гласит «Семь раз отмерь, один раз отрежь» — и это правило в своем буквальном смысле становится главным для каждой мастерицы, занимающейся шитьем. Неправильный раскрой ткани в лучшем случае приведет к тому, что работу придется начать заново, а в худшем – безвозвратно испортит подготовленное полотно. Чтобы этого не произошло, нужно знать основные правила подготовки материала к шитью и технологию правильного раскроя.

Подготовительные мероприятия

Подготовка ткани к раскрою проходит в несколько этапов, каждый из которых важен, поэтому их нельзя пропускать.

Этап 1. Декатирование

Это процедура, которая проводит предварительную усадку ткани. Декатирование помогает избежать значительных изменений размеров при стирке или носке готового изделия.

Процедура применяется только для натуральных материалов, таких как хлопок, шерсть или лен. Синтетика не склонна к значительной деформации, поэтому проведение декатирования такого полотна бессмысленно. Так же нужно знать, что методика неприменима для шелка, поскольку деликатная ткань не любит влагу и высокие температуры.

Чтобы проверить материал на изменение размеров, его необходимо сначала пропарить, затем просушить и прогладить – проведение такого комплекса мер достаточно для того, чтобы ткань села перед шитьем и не деформировалась сильно в уже готовом изделии.

Этап 2. Проверка на дефекты

Просветив полотно через лампу, можно заметить все ткацкие несовершенства, которые были допущены при его создании – дырочки, пятна, изменение толщины волокна, разная интенсивность окрашивания. В процессе проверки такие дефекты выделяют мелом, чтобы исключить их при раскрое или использовать там, где они будут наименее заметны.

Этап 3. Определить лицо и изнанку

Как ни странно, начинающие рукодельницы чаще всего допускают именно эту ошибку – раскрой с неправильной стороны. Все пометки и швы делаются с изнанки. Если об этом забыть, в результате красивая сторона ткани окажется внутри изделия, поэтому лицевую сторону замечают еще на этапе подготовки и отмечают мелом или стикером.

Этап 4. Выделение долевой нити

Нити основы в выкройке располагают по длине изделия – так готовый шедевр меньше деформируется в процессе эксплуатации. Иногда на рулонах с полотном есть аббревиатура ДН, что в расшифровке значит «долевая нить» — это значительно упрощает задачу определения линии длины и ширины изделия. Другая небольшая хитрость поиска ДН – обратить внимание на рулон ткани. Основа всегда располагается вдоль него.

Читайте также:  Нужно ли стирать боксерские перчатки

Этап 5. Кромка

Некоторые материалы продаются с готовой кромкой, которая бережет ткань от осыпания в процессе транспортировки. Иногда качество стежков хорошее, а порой они стягивают полотно. В последнем случае кромку придется обрезать до начала раскроя, чтобы исключить возможные ошибки.

Работа с рисунком

Чтобы полностью подготовить ткань к раскрою, нужно обратить внимание на рисунок.

  • Явный декор всегда усложняет задачу. Строгие симметричные детали должны совпадать при сшивании отдельных элементов изделия.
  • Если речь идет о крупных принтах, то их основная часть должна располагаться по центру отдельных деталей, чтобы формировался красивый рисунок.
  • Когда на полотне есть направленное изображение, важно проследить за тем, чтобы на отдельных элементах все картинки смотрели в одну сторону.
  • При работе с ворсом нужно брать во внимание направленность пушистых частичек – все они располагаются сверху вниз, чтобы изделие выглядело аккуратно.

Также особое внимание уделяют атласу. Раскрой выполняют в одном направлении, иначе отдельные элементы будут иметь разные оттенки и несуразно смотреться в тандеме.

Настил

Правильно раскроить ткань можно при выкладке в сгиб или в разворот. В домашних условиях лучше всего применять первый вариант, особенно когда в изделии присутствуют симметричные детали. Такой подход позволит создавать зеркальные половинки с идеально совпадающим рисунком.

Разворот используют в том случае, когда речь идет об ассиметричных выкройках и нескольких небольших отрезах. Опытные мастерицы при наличии отдельных полотен небольшого размера и необходимости создания зеркальных элементов прибегают к хитрости – накладывают один кусок материала на другой лицевыми сторонами вовнутрь и проводят работы в таком положении.

Два способа настила

Но где можно раскроить ткань в домашних условиях? Для этих целей подойдет большой стол или кухонная столешница. Если нет других вариантов, можно разложить материал на полу – главное, чтобы поверхность была твердой и ровной. Когда найдено место для размещения ткани, можно выполнить выравнивание по торцу с помощью треугольника – все углы должны быть прямыми.

Размещение выкроек

Это самый важный этап, на котором нельзя забывать о пословице «Семь раз отмерь». Раскладка выкроек подчиняется своду правил, точное следование которым позволит провести верный раскрой.

Правило 1. Соответствие параллелей

Прямой угол выкройки должен соответствовать угловому срезу ткани. От края необходимо отступить не менее 3-5 см – эта часть полотна пойдет на припуск, швы и подгиб.

Привило 2. Сначала – крупные детали

На полотне раскладывают выкройки по уменьшению их площади. Например, при шитье рубашки сначала размещают спину, затем полочки и рукава. Воротник, манжеты и карманы укладывают в последнюю очередь в образовавшиеся промежутки.

Правило 3. Совпадение по ДН

При создании выкройки обязательно указывается расположение долевой нити. Она должна совпадать на схеме и на ткани, иначе внешний вид готового изделия будет далек от желаемого результата.

Независимо от того, что именно необходимо сшить – фартук, платье, блузу или постельное белье, подготовку ткани к раскрою проводят обязательно. Это помогает устранить несовершенства полотна и обеспечить правильную раскройку без усадки и других неприятных «сюрпризов».

Подробнее о хитростях раскроя ткани можно узнать в следующем видео.

Источник

Раскладка выкройки на ткани: полное руководство

Раскладка деталей будущего изделия на ткани — тонкое искусство, которым может овладеть любой желающий. Наше руководство поможет вам справиться с самыми сложными аспектами!

Подготовка к раскрою

Прежде чем приступать к раскладке выкройки на ткани, следует провести влажно-тепловую обработку материала. Если ВТО не проводить, в дальнейшем готовое изделие может преподнести ряд неприятных сюрпризов — например, усесть, поэтому этот шаг нельзя пропускать.

Долевая нить

Для правильной раскладки направление долевой нити имеет важнейшее значение. Долевая (или нить основы) всегда параллельна кромке, однако бывают случаи, когда кромка уже отрезана, и определить направление долевой можно лишь по косвенным признакам.

На выкройках Burda всегда указано направление долевой нити, но если вдруг вы шьете по выкройке, где направление нити основы не отмечено, имейте в виду: долевая нить ткани при раскладке должна быть строго параллельна позвоночнику — если только ваша модель не предполагает крой по косой. В этом случае мы раскладываем детали так, чтобы они шли под углом 45 градусов к долевой нити.

Основные правила раскладки выкройки на ткани

Самый главный принцип — раскладка выкройки на ткани должна быть рациональной.

Сначала раскладываются крупные детали, после чего детали пояса, кокеток, обтачки, клапаны и т. д. раскладывают в промежутках между основными деталями, соблюдая направление долевой нити. Вы можете менять расположение деталей в зависимости от размера конкретного отреза ткани.

Следующий важный этап — анализ материала, на котором будут раскладываться детали. Для нас будут иметь ключевой значение: наличие рисунка, раппорт, ворс, оттеночность в разном направлении.

Читайте также:  Белое кружевное платье черные сапоги

Однотонные ткани

Если материал однотонный и не имеет ни ворса, ни оттеночности, выкройки можно располагать как угодно, главное соблюсти направление нити основы, указанное на выкройке, не забывая о главном принципе рациональности.

Ткани с рисунком

Если рисунок имеется, его также необходимо проанализировать. Рисунок может быть направленным или ненаправленным.

Если рисунок ненаправленный и ткань не имеет ворса и оттеночности, вы можете смело раскладывать детали как в одном направлении, так и в другом, а также для экономии материала валетом.

Если рисунок направленный, нужно во‑первых, сразу решить, куда будет направлен узор, например, к плечевому шву или к низу изделия, и, во‑вторых, соблюдать этот выбор при раскладке.

Мы также анализируем крупность рисунка. Если он мелкий, скорее всего, нет необходимости стыковать детали, но если рисунок крупный, вам нужно подумать о грамотном совмещении деталей, к примеру, если вы хотите, чтобы цветы шли строго по линии талии. Расход ткани в этом случае по естественным причинам увеличивается. Лучше всего, если вы сможете взять выкройку с собой в магазин, и на месте до покупки ткани прикинуть раскладку.

Ткани в полоску

Полоска может быть продольной (то есть идти вдоль долевой кромки) или поперечной. В первом случае раскраивать детали нужно, ни в коем случае не отклоняясь от направления нити основы, иначе на выходе вы получите брак. В этом случае вам также следует подумать будете ли вы стыковать полоску по плечевому шву. Раскрой с учетом совмещения увеличит расход ткани.

Если полоска идет поперек нити основы, раскладку и раскрой деталей необходимо выполнять с учетом совмещения полосок в боковых и средних швах спинки и полочки.

Ткани в клетку

Зачастую совмещение мелкой клетки оказывается нерационально сложным, но с некоторыми видами клетки это все-таки возможно. Если клетка на вашем материале четкая и хорошо видна, то ее нужно совмещать.

Несмотря на кажущуюся простоту, клетка может быть очень непростым узором для раскроя.

Ткани с ворсом

При разном направлении ворса один и тот же материал может выглядеть очень по‑разному! При раскрое бархата или вельвета детали выкладывают таким образом, чтобы ворс шел снизу вверх. Допустимо и обратное направление ворса, но этот вопрос следует решать в частном порядке в зависимости от качества материала и длины ворса: приложите ткань к себе и, глядя в зеркало, оцените, как выглядит ворс в том или ином направлении.

Во всех остальных материалах костюмной и пальтовой группы, которые имеют ворс, детали раскладываются таким образом, чтобы ворс шел от плечевого среза в направлении низа изделия.

Основные виды раскладок выкройки на ткани

Проанализировав материал, приступаем к непосредственной раскладке. Решая, как разложить ткань при раскрое, учтите, что выбор варианта раскладки определяется, исходя из рациональности и экономичности в каждом конкретном случае.

Продольный сгиб

В этом случае ткань складывается кромка к кромке, по долевой нити, лицевыми сторонами внутрь.

Поперечный сгиб

Ткань складывается поперек долевой линии, срез к срезу, лицевыми сторонами внутрь.

Частичный сгиб

Ткань складывается лишь с одной стороны по долевой, лицевыми сторонами внутрь. Этот способ позволяет максимально рационально использовать ткань для любой ширины.

В два сгиба

В таком варианте края ткани укладываются по нити основы к середине полотна, лицевыми сторонами внутрь.

В разворот

Ткань раскладывается в один слой, без сгибов, лицевой или изнаночной стороной вверх. Такой вариант подходит, если вы кроите по косой, а также если ваша ткань имеет рисунок или узор, который необходимо совместить. Этот способ удобен для тонких тканей (например, для шифона) и объемных, толстых. В этом случае детали выкройки раскладывают в зеркальном отображении, если они сшивные, или в разворот, если цельнокроеные.

Выбрав способ раскладки, укладываем детали на материал, оставляя свободное пространство для припусков на обработку. Не следует сразу же намелять — ищите наиболее рациональную раскладку до тех пор, пока не убедитесь, что потери ткани будут минимальными!

После окончательной раскладки на ткани всех деталей приколите их булавками и обведите по контуру портновским мелком или специальным маркером.

Далее нанесите припуски на обработку — по 1,5 см, по низу деталей — 3−4 см и отметьте все контрольные линии.

Ответить на вопрос, как правильно разложить выкройку на ткани, не так уж и сложно — куда сложнее разобраться в каждом конкретном случае с учетом особенностей вашей ткани. Но это умение приходит с опытом!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник