Меню

Как правильно одеть папаху



Папаха кавказская: обычаи и традиции

Ещё относительно недавно папаху принято было считать неотъемлемым аксессуаром гордых горцев. По этому поводу даже говорили, будто этот головной убор должен находиться на голове, пока она находится на плечах. Кавказцы вкладывают в данное понятие гораздо большее содержание, чем привычная шапка, даже сравнивают её с мудрым советчиком. Папаха кавказская имеет свою историю.

Кто носит папаху?

Теперь редко кто из представителей современной молодежи Кавказа появляется в обществе в папахе. А ведь ещё каких-то несколько десятков лет до этого кавказская папаха ассоциировалась с мужеством, достоинством и честью. Прийти с непокрытой головой на кавказскую свадьбу в качестве приглашенного – это расценивалось как оскорбительное отношение к гостям торжества.

Когда-то кавказскую папаху любили и уважали все – и стар, и млад. Нередко можно было обнаружить целый арсенал папах, как говорится, на все случаи жизни: например, одни – для повседневного ношения, другие – свадебный вариант, третьи – на случай траура. В итоге гардероб насчитывал не меньше десяти разных шапок. Выкройка кавказской папахи была у жены каждого настоящего горца.

Военный головной убор

Кроме джигитов, папаху носили также казаки. У военнослужащих русской армии папаха был одним из атрибутов военной формы некоторых родов войск. Она отличалась от той, которую носили кавказцы – низкая меховая шапка, внутри которой имелась подкладка из ткани. В 1913 году невысокая папаха кавказская стала головным убором во всей царской армии.

В советской армии папаху, согласно уставу, положено было носить только полковникам, генералам и маршалам.

Обычаи кавказского народа

Было бы наивным думать, что папаха кавказская в том виде, в котором её все привыкли видеть, не изменялась в течение веков. В действительности пик её развития и наибольшего распространения приходится на окончание 19-го – начало 20-го веков. До указанного периода головы кавказцев покрывали тканевые шапки. Вообще, различали несколько видов головных уборов, которые изготовляли из следующих материалов:

Малоизвестным является тот факт, что в 18-м веке некоторое время представители обеих полов носили почти одинаковые головные уборы. Папаха казачья, папаха кавказская – эти головные уборы ценились и занимали почетное место в гардеробе мужчин.

Шапки из меха постепенно начинают доминировать, приходя на смену остальным видам этого предмета одежды. Адыги, они же черкесы, до начала 19-го века ходили в шапках из войлока. Кроме того, распространенными были остроконечные башлыки из сукна. Турецкие тюрбаны тоже со временем видоизменились – теперь уже меховые шапки обматывались белыми узкими отрезками ткани.

Аксакалы трепетно относились к своим папахам, содержали почти в стерильных условиях, каждую из них специально укутывали чистой тканью.

Традиции, связанные с этим головным убором

Обычаи народов кавказского региона обязывали каждого мужчину знать, как правильно носить папаху, в каких случаях надевать ту или иную из них. Можно привести немало примеров взаимосвязи кавказской папахи и народных традиций:

  1. Проверка того, действительно ли девушка любит парня: надо было постараться закинуть свою папаху ей в окно. Способом выражения искренних чувств по отношению к представительнице прекрасного пола служили также кавказские танцы.
  2. Романтика заканчивалась тогда, когда кто-то кому-то сбивал папаху. Такой поступок принято считать оскорбительным, он мог спровоцировать серьезный инцидент с очень неприятными для кого-то последствиями. Папаха кавказская уважалась, и ее нельзя было просто так срывать с головы.
  3. Человек мог оставить где-нибудь по забывчивости свою шапку, но не дай Бог кто-то её тронет!
  4. Во время спора темпераментный кавказец снимал папаху со своей головы, и разгорячено бросал её возле себя на землю. Это могло означать только то, что мужчина убежден в своей правоте и готов ответить за свои слова!
  5. Чуть ли не единственный и очень действенный поступок, который способен остановить кровопролитное сражение горячих джигитов – это брошенный у их ног платок какой-нибудь красавицы.
  6. О чём бы ни просил мужчина, ничто не должно вынудить к тому, чтобы снять свою папаху. Исключительный случай – простить кровную месть.

Кавказская папаха в наши дни

Традиция носить кавказскую папаху с годами отходит в небытие. Теперь придется отправиться в какое-нибудь горное село, чтобы убедиться, что она всё-таки окончательно не забыта. Может, и повезёт увидеть её на голове местного молодого человека, который решил пощеголять.

И в среде советской интеллигенции встречались представители кавказских народов, которые чтили традиции и обычаи своих отцов и дедов. Ярким примером может служить чеченец Махмуд Эсамбаев – народный артист СССР, знаменитый балетмейстер, хореограф и актер. Где бы он ни был, даже на приёмах у руководителей страны гордого кавказца видели в его папахе-короне. Существует не то быль, не то легенда, якобы Генеральный секретарь Л. И. Брежнев начинал заседание Верховного Совета СССР только лишь после того, как среди делегатов находил глазами папаху Махмуда.

Можно по-разному относиться к ношению кавказской папахи. Но, вне всяких сомнений, должна оставаться незыблемой следующая истина. Этот головной убор народов тесно связан с историей гордых кавказцев, традициями и обычаями дедов-прадедов, которые каждый современник должен свято чтить и уважать! Кавказская папаха на Кавказе — больше чем головный убор!

Читайте также:  Перчатки для снегохода ski doo

Источник

Как шапка кубанка стала символом чести и доблести настоящего казака

Кубанка для казачьих войск не просто головной убор, а важный атрибут и символ казачьей культуры. Свое современное название она получила в годы первой мировой войны, так оно и осталось неизменным.

Особенности изготовления кубанки

Описание казачьей кубанки: это низкая папаха, которую шьют из разных видов выделанных шкурок ягнят. Традиционно используют смушки, мерлушки и каракуль.

  • Смушки – это шкурки новорожденных ягнят в основном от овец сокольской породы. Они отличаются красотой и разнообразным рисунком. Завитки шерсти разные по размеру и блеску;
  • Мерлушки – это шкурки молодых ягнят от грубошерстных овец. Имеют густой волнистый с крупными завитками мех;
  • Каракуль – это шкурки ягнят каракульской породы, традиционно черного цвета (из них шью кубанки черные), иногда серого, от очень светлого оттенка, практически белого (из таких шьют белые кубанки, белые казачьи папахи) до темно-серого. Завитки образуют различные рисунки из гривок, бобов и вальков. Это дорогие меха. Менее ценные с горошковидным, улиткообразным, кольчатым и штопорообразным рисунком.

Опытные мастера по пошиву кубанок отлично разбираются в различных рисунках каракуля. Каракуль еще называют черной розой, из-за сходства рисунка завитков с лепестками розы. Самые дорогие и почетные считаются каракулевые казачьи кубанки.

Донце кубанки шьют из цветного сукна, дополненного полосами, которые расположены крест на крест. Давно, когда военные действия были частью обыденной жизни, головные уборы шили из меха диких животных волка или медведя, иногда из шкуры барана. Считалось, что эти виды меха смягчают удар шашки и сабли. Так же папаху кубанку для прочности дополняли металлическим каркасом.

История появления казачьей папахи

Уже XV-XVI вв. на Кавказе были популярны лохматые папахи. Как правило они были высотой в две головы. У них не было днища, и они использовались для праздничного убранства. Исторически кавказсие папахи имели разнообразную форму, размеры и шились из различного материала. Каждый народ имел свой вид такого головного убора и привносил в нее свои изменения. Позже они перекочевали к казакам. Так появились казачьи папахи.

Это произошло из-за многолетнего соседства. Так часто происходит, когда народы живут долгое время бок о бок. Казаки многому учились и заимствовали у народов, с кем им приходилось жить рядом и сражаться. У Льва Толстого есть повесть «Казаки» о гребенском казачестве:

«Живя между чеченцами, казаки перероднились с ними и усвоили себе обычаи, образ жизни и нравы горцев», «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу», «Одежа его была небогатая, но она сидела на нем с тою особою казацкою щеголеватостью, которая состоит в подражании чеченским джигитам». Папаха – пример удачного заимствования.

Но кавказская шапка претерпела изменения. Она стала меньше и короче. Какое-то время ее звали кабардинкой или кабардинской папахой. Некоторые источники называют ее осетинкой. Но позже за ней прочно закрепилось название кубанка. Эти изменения произошли вовсе не от того, что казаки хотели провести отличия между папахой и кубанкой. В высокой шапке было нелегко продираться сквозь заросли, и тем более быстро скакать на лошади.

Значение креста на донце

Большинство историков утверждают, что крест на головном уборе символизирует православную веру. Но, есть и те, кто считает, что нет какого-либо сакрального смысла в этом. Якобы, изначально донце шапки сшивалось из четырех частей, через швы проходил галун – золотая или серебряная тесьма. Традиция жива и до сих пор. Ведь казачья шапка без полос – это уже не кубанка.

Большое значение имеет цвет донца. У терских казаков – синего цвета. У кубанских – красного. У астраханских – ярко-желтого. Сейчас на территории современной России насчитывается около двух десятков казачьих войск, объединенных в союз казаков РФ. И каждое войско имеет свои форменные отличия.

Шапка для казака – символ чести

Наверно ни один головной убор не имел такого великого смысла. Ведь с кубанкой шли в бой, с ней решались важные судьбоносные вопросы. За отворот клали деньги, драгоценности и ценные бумаги, вшивались иконки, молитвы, написанные женами и детьми.

По внешнему виду– это шапки судили о социальном положении человека. Самые дорогие и почетные шились из особо ценного каракуля. Сбить казачью папаху с головы означало оскорбление. А если снимали ее и ударяли о землю означало, что казак готов идти до конца или биться насмерть.

Она играла важную роль в жизни казака. Если он собирался жениться, то забрасывал ее в окно любимой девушки. Это означало фактическое сватовство. Когда выбирали атамана, то он одевал шапку трухменку, которая отличалась по внешнему виду от обычных кубанок. А остальные снимали свои головные уборы в знак уважения.

Вернувшись с войны, они забрасывали свои шапки в родовые реки – в знак благодарности за победы, что вернулись домой живыми. Кубанку убитого казака привозили домой и клали перед иконой в доме семьи. Это означало, что с этих пор эта семья находится под покровительством Бога и казачьей общины. Если же казак решался жениться на вдове, то он приносил шапку убитого мужа к родовой реке и пускал ее по воде, приговаривая о чистоте своих помыслов, и прося прощение.

Читайте также:  Самые красивые платья великолепного века империя кесем

Как носить кубанку – это отдельный вопрос. Специфика кроя шапки такова, что она не позволяет опустить или наклонить голову. Тем самым, одним своим присутствием на голове, она воспитывает гордость, достоинство, формирует щеголеватую осанку.

После революции эти шапки были под запретом. Их заменили на буденовки. Но несмотря на это, их по-прежнему любили и носили как в белой армии, так и в красной. Красноармейцы украшали кубанку красной лентой поперек. Об этом свидетельствуют старые фотографии, художественные и документальные киноленты тех времен. В 30-х годах их снова вернули в строй как элемент военной одежды. Но с обязательной красной звездой. Во время Великой Отечественной войны они были популярны у командного состава.

Сегодня традиционный головной убор перестал быть повседневным. Одевают его по праздникам и особым случаям. Но тем не менее, ничего не забыто, современники чтят традиции предков. У казаков эта шапка – знак отличия. Носить ее достоин лишь морально сильный, физически крепкий. Ради нее проходят испытания и демонстрируют свои возможности. Кубанка – это великая честь и ответственность перед общиной, семьей и страной.

Испытания на право ношения

Такие испытания-соревнования проводят во многих общинах. Они проходят в несколько этапов, и содержат как теоретические задания, так и практические, проверяют уровень физической подготовки и умение работать в команде. Одно из основных соревнований – командный марш-бросок на 5-7 км. Цель которого преодолеть все препятствия и дойти к финишу в полном составе.

Так же проводятся рукопашные бои, в которых важно показать не только навыки защиты, но и навыки активно вести бой. Проверяют знания по истории, ориентировки на местности, навыки владения оружием. По итогам опытные казаки решают кто из молодежи достоин носить кубанку. И в торжественной обстановке вручают головной убор победителю.

Где сегодня можно купить кубанку

Существуют казачьи центры во многих крупных городах России – в Москве, Петербурге, Новосибирске, которые поддерживают культуру, традиции казачества, ведут просветительскую работу среди молодежи. Обычно при таких центрах формируют магазины с самыми различными товарами для служилых и природных казаков, там можно купить казачью шапку или шашку. Там же можно заказать нужную вам модель на пошив.

В настоящее время много интернет-магазинов, продающих казачьи шапки.

Мы рекомендуем КавказСувенир.ру, в котором представлен самый большой выбор казачьих головных уборов. Они могут удовлетворить потребности любого покупателя, сшив по индивидуальным меркам. Доставляют в удобное время в любую точку мира. А также есть готовые экземпляры в наличии в шоу-руме в Москве на ул. Большая Семеновская д. 42, который работает без выходных.

Изначально шапка кубанка была атрибутом только мужского гардероба. Но женщины по достоинству оценили теплый и удобный головной убор. Взяв традиционный крой мужской кубанки, они усовершенствовали его, придав очаровательный вид. Поэтому шапки кубанки покупают и носят не только мужчины, но и женщины тоже.

Источник

Кавказские папахи. Виды, особенности и как правильно их выбрать.

Посоветуйся с папахой

Папаха – это национальный головной убор, который был широко распространён у народов Кавказа, а также казаков в Средней Азии.

Именно про этот головной убор жителями гор придуманы поговорки вроде «Папаха – не для тепла, а для чести», «Если не с кем посоветоваться — посоветуйся с папахой» и т. д. Эта шапка для горцев всегда имела, и имеет по сей день, подчёркнутую важность. Широкое распространение среди нардов Кавказа папаха получила в конце XIX – начале ХХ веков. У знатного человека в арсенале должно было иметься несколько разных папах. Их тщательно берегли от разных вредителей, и осторожно за ними ухаживали. Каждый зрелый кавказский мужчина имел в своем гардеробе минимум три папахи – одну для повседневного пользования, вторую – для свадеб, третью – для траурных мероприятий.

Особые породы коз и овец

Чаще всего, для изготовления этих шапок использовали овечью шерсть, реже – шерсть особых пород коз. У нас в магазине вы можете купить папаху из козьей или овечьей шерсти. Наиболее популярными были длинношерстные папахи, из шкур особых баранов, которые давали длинное, мягкое и шелковистое волокно. Пастухи, носившие такие папахи, могли использовать их в качестве подушек, так как на них было комфортно спать. Эти шапки считались повседневным головным убором. Парадными же были длинношерстные папахи, сделанные из шерсти коз крайне дорогой ангорской породы, которая на шапки шла довольно редко.

Однако, бессменной классикой и роскошью считались, и считаются до сих пор, каракулевые папахи, которые делаются из шкур молодых ягнят. Также эти шапки называются «бухарскими». В отличие от папах с длинным ворсом, которые по большей части так и остались атрибутом горцев, каракулевые прочно вошли в обиход казаков из разных войск. Впрочем, многие из них делались из иного материала, схожего по виду с каракулем, но отличным по своему составу и происхождению. Кстати, настоящую каракулевую папаху видно сразу – шерсть на ней долго не портится если правильно за ней ухаживать, а все завитки остаются на месте, даже если очень сильно сминать и трепать шапку. При прямых солнечных лучах, шерсть на каракулевой папахе переливается и сияет, а на ощупь она мягкая, как шёлк.

Предмет особой гордости

Суть папахи в том, чтобы увеличить рост человека, сделать его стан более гордым и мужественным. Для народов Кавказа эта шапка была значительным предметом гордости. Размеры их нередко варьировались в зависимости от того, насколько желал выделятся среди окружающих её обладатель. А потому, кавказские горцы, часто пытались перещеголять друг друга высотой папах.

Сбить шапку с головы считалось невиданным оскорблением, которое могло окончиться кровопролитием. Папаху вообще редко снимали, только в особых случаях. Если человек, к примеру, что-то просил, он не оголял голову, это делалось лишь в том случае, если речь шла о прощении кровной мести. Например, Махмуд Эсамбаев был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось находиться в папахе во время заседаний.

Кстати, у дагестанцев папаха некоторое время служила средством объяснения с любимой. Строгие порядки гор запрещали молодым людям встречаться открыто. Идти свататься «без предупреждения» многие молодые люди боялись – вдруг откажут. Поэтому, чтобы понять, интересен ли юноша своей возлюбленной, он незаметно подкрадывался к окну или балкону девушки и забрасывал туда папаху, как говорили, «в разведку». Если дама сердца оставляла её у себя, то можно было с полной уверенностью отправлять сватов к будущей невесте, а если головной убор отвергался и выбрасывался обратно владельцу, то ему приходилось искать счастья в других окнах.

Казачьи папахи

От кавказских горцев папаху переняли и казаки. Эти шапки в Донском, Астраханском, Оренбургском, Семиреченском и Сибирском казачьих войсках служили обязательным предметом обмундирования. Их главная цель была в том, чтобы защитить бойца во время сражения. Папахи шили из меха медведя, барана и волка, а кроме того, внутрь вставляли металлические проволоки, что существенно смягчало удары сабель, секир и прочего холодного оружия. Кстати, в некоторых войсках, солдаты вкладывали металлические пластины в шапки непосредственно перед боем. Казачья папаха при этом становилась довольно тяжелой, так что носить её в мирное время было крайне неудобно.

Технически к шапке прикреплялся особый колпак, в который был вложен стальной каркас. эта конструкция называлась «тумак». Многие филологи связывают выражение «надавать тумаков» с этим видом папах. «Надавать тумаков» – значит, побить шапкой. Дело в том, что папаха с тумаком служила не только защитой, но и оружием: ею можно было отбиваться, и серьёзно ранить неприятеля, когда дело доходило до рукопашной схватки.

Цвета казацких папах в дореволюционное время могли быть разных оттенков, за исключением белого, а в период военных действий – черного цветов. Также запрещалось носить папахи ярких оттенков. По большому счёту, вид и форма папах была практически одинаковой во всех войсках – они были чаще всего цилиндрической формы, реже конусообразные. Отличался только верх – «крышка» папахи.

Она могла быть разного цвета, в зависимости от войска и военного чина. Например, вахмистрам, урядникам и юнкерам верх папах расшивали крестообразной тесьмой белого цвета, а на офицерские, кроме тесьмы, нашивали ещё и галун по прибору. У Донских казаков папахи имели красный верх, на котором обязательно вышивался крест, как знак православной веры, Кубанские казаки расшивали верх папахи также красным цветом, но без креста, а, к примеру, Терские казаки – синим. Забайкальские Уссурийские, Уральские, Амурские Красноярские и Иркутские военные части обязывали солдат носить папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, и обязательно с длинным ворсом.

После революции

Долгое время папахи были важным элементом одежды и униформой. Но после революции, чтобы уничтожить любые связи с царской Россией, казачьи войска заставили сменить папахи на будёновки. Правда, долго навязанная мода не продержалась, и к 1936 году папахи снова вернулись – казаки стали носить невысокие, как прежде, и исключительно чёрные головные уборы.

Что же до народов Кавказа, то у них папаха претерпевала крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было практически невозможно. Сегодня на Кавказе в большой чести мастера, шьющие традиционный головной убор. Дело прадедов продолжают многие умельцы, и большинство из них c удовольствием отмечают, что молодёжь стала всё больше тянуться к своей истории и обзаводиться, по крайней мере, одной традиционной папахой.

Выбрать и купить настоящую кавказскую папаху вы можете в магазине «Этно-Шоп». На нашем сайте представлен широкий ассортимент папах высочайшего качества по доступным ценам – горские папахи, казацкие папахи, папахи из каракуля, папахи из козьей и овечьей шерсти.

Источник

Платье, пальто и другая одежда © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.