Меню

Как носят платки старообрядцы



Как носят платки старообрядцы

Казахстан, безпоповцы (стариковцы), самое необычное фото,нетипичное

В наш век платок закалывают булавкой, а вот интересно, чем же закалывали в давние времена в отдалённых поселениях, где не было металла и которые не имели связи с внешним миром?

В наш век платок закалывают булавкой

По разному, некоторые просто подвязывают узлом.
Наталия пишет:

чем же закалывали в давние времена в отдалённых поселениях, где не было металла и которые не имели связи с внешним миром?

По местному обычаю, кто как, тут Алеко как-то приводил вообще экзотическую фоту из музея, когда платок в роспуск подвязывали под подбородком веревочкой.

интересно, чем же закалывали в давние времена в отдалённых поселениях,

Прошу прощения, какие иенно времена Вас интересуют, и сколь отдалённые селения?

Фибулы. из кости, рога и дерева. но железо было и в отдаленных деревнях и в древние века.


Очень удобное фото , чтобы разглядеть, что при всей простоте процесса,платок лежит у всех девушек чуть по-разному,как оно обычно и бывает в жизни.
Когда вы прочитаете тему до конца,то сами сможете увидеть какие погрешности допущены каждой из участниц фото .

РДЦ, п.Урск.


Безпоповцы (либо поморцы , либо феодосеевцы)

Два основных принципа повязывания платка : на угол и на кромку .
Обычай закалывать платок под подбородком булавкой распространен среди всех старообрядческих согласий. Однако на юге, в частности в приходах некрасовцев, платок завязывают на узел, что напоминает обычай новообрядческих прихожанок. Осмысливая это различие, некоторые старообрядки трактуют обычай завязывать платок на узел, как знак иудиной удавки, символ христоотступничества, что не имеет основания в церковных преданиях, но характерно для народного толкования.

В небрачных безпоповских согласиях по тому, как надет платок, можно отличить девственниц. Они носят платок так, что на спине он лежит кромкой, а прочие жены надевают платок «на угол».
Далее расскажу каких ошибок надо постараться избежать
покрывая голову платком.

Просто боярыня. Девица , наверно .

Может не так уж и неправы те ,кто говорит что платок на кромку символ девства. Вот и у католиков очень похожее облачение имеется и у никониян.

Сестры милосердия марфо-мариинской обители.

Как бы вы не повязывали платок, главное не выглядеть небрежно. Поэтому делайте это до выхода из дому перед зеркалом, а не на ходу перед входом в храм.
Если вы покрываетесь » на угол» потяните за уголки ,проверьте чтобы оба конца спереди были одинаковой длины и только потом подкалывайте булавку.
Еще один маленький но важный момент. Как бы вы не старались сложить плат ровно по диагонали , все-таки одна сторона получается чуть больше другой. Это нормально,однако следите только чтобы меньшая сторона не оказалась поверх большей и чтобы разница между большей и меньшей сторонами не была слишком велика.

Следующий момент , который нигде не записан, но который негласно соблюдается это ношение платка поверх зимней верхней одежды. Смысл этого правила в том , что если вы сначала одели платок , а потом шубу или пальто, то вытащите все концы из под пальто и аккуратно расправьте. После этого можно выходить из дома.

На примере этой фотографии разберем еще пару моментов.

  • Вы видите, концы платка расположены внахлест, что конечно же не является грубым нарушением , но выглядит все-таки небрежно. Лучше этого избегать.
  • Волосы выглядывают из-под платка, что тоже конечно терпимое нарушение , но в идеале волосы должны быть спрятаны. Если из-под платка торчит челка,используйте обруч для волос , чтобы поднять челку а после одеть платок. Выглядеть будет гораздо аккуратнее.

    Совершенно очаровательное создание
    Говоря же о платке, плохо , когда концы оказываются слишком внахлест, но плохо и когда слишком далеко отстоят друг от друга и не образуют совершенный треугольник.
    Еще раз повторюсь, что на все эти мелочи нет никаких специальных правил. Все это неписаные правила , которые диктуюся желанием выглядеть аккуратно, собранно и красиво.

    Художник изобразил платок безупречно, что радует 🙂

    Почему одни согласия носят платки преимущественно черные, другие преимущественно белые, одни с рисунком , другие однотонные?
    Оставлю ответ на этот вопрос людям более сведущим. Скажу лишь для новичков, что белые платки чаще всего в поповских общинах , а черные в беспоповских.
    И как всегда в жизни бывают исключения. Например община брачных поморцев в Москве носят белые платки.
    А здесь фото женского облачения староверов поповцев
    из музея г Городец.

    Вот спасибо большое за такую нужную тему! У меня только бабушка была верующая, и я так и не выучилась носить платок красиво. А какую булавку лучше выбрать — которая закалывается. или с шариком, чтобы держалась лучше?

    Катеринушка ,шарик это неважно ,и так и так хорошо держится. И вообще булавка имеет дурную привычку теряться, потому со временем у Вас войдет в привычку покупать их много и про запас и прикалывать их ко всякому платью и сумочке , просто чтоб была :). Опять же со временем Вы сами заметите , какому платку какая булавка лучше подходит.Если платок тонкий шелковый или наоборот плотный шерстяной, то и булавку подбираем соответственно. Единственно что могу посоветовать, быть осторожной с дешевыми китайскими булавками. Во первых, они плохо прокалывают ткань, проще говоря тупые.
    Во вторых , имеют на себе какие то зазубрины и тем портят платок ,оставляют на нем затяжки . В третьих, просто быстро ломаются, отваливается головка.
    Ну вот вроде про булавку все.

    Спасибо, что подсказали. Я теперь поищу хорошие. Потому как в наших краях именно китайских валом, и я знаю, что они ткань портят, думала что может какие меньше ее портят, поэтому и спросила.

    где же купить качественных булавок.

    Совершенно очаровательное создание

    Девочки! А для чего этому очаровательному созданию платок . Дите ведь . К тому же белый (который на упокойниц одевают) Спаси Вас Христос!

    Источник

    Женщины-старообрядки: самые шокирующие факты

    Многие писатели, общавшиеся с сибирскими женщинами-старообрядками, пишут, что нигде больше не видели таких женщин и старух, полных собственного достоинства, ума и необыкновенной духовной силы. Основываясь на этом, можно решить, что женщина в старообрядчестве занимает какое-то особое место, не такое подчиненное как у православных, но это не так. Старообрядческая женщина находится в таком же полном подчинении от мужа. Но есть и различия.

    Женщина – нечиста от рождения

    Женщина у старообрядцев считается с рождения «нечистой», оскверненной собственной телесной природой. С этим даже связаны суеверия староверов. Например, закапризничавшего за столом младенца-мальчика могут передать матери через стол. Девочку же положено передавать по кругу.

    Если в колодец упало животное – мышь или кошка, и колодец осквернился, то его можно очистить, слив сорок ведер на землю и прочитав молитву. Если же в колодец упала девочка, то старообрядцы Дальнего Востока колодец засыпают или заколачивают на нём крышку и больше им никто не пользуется, копают новый, – об этом пишет в своей статье «Духовные обряды староверов» сотрудник музея Комсомольска-на-Амуре Любовь Васильевна Ковалева.

    Сама виновата

    Большим горем в семье считается бесплодная женщина. Причем, никто не будет разбираться, кто на самом деле виноват в том, что у супругов нет детей: женщина виновата априори. Ее бесплодие – единственный повод для официального развода.

    При этом к беременным у старообрядцам отношение бережное, если не сказать – трепетное,а пол ребенка не важен – его дает Бог и роптать нельзя.

    Если у женщины произошел выкидыш, то виноватой считается она и поэтому должна «нести правило» – много дней подряд читать молитвы.

    Муж – глава и муж – посредник

    Жениха девушке выбирает отец. Он может руководствоваться её чувствами, а может – собственными соображениями. Но его слово – последнее.

    Религиозное сознание раскольников ждет от женщины, что она будет верной помощницей мужу, кроткой и трудолюбивой. Муж для женщины является посредником между ней и Богом. Он отвечает за себя и за нее пред Господом, а она должна быть ему во всем послушной. При этом мужчина обязан заботиться о воспитании сыновей. Воспитание дочерей целиком ложится на плечи женщины.

    Читайте также:  Шерстяное платье для девочки 6 лет

    Женщина – духовный лидер

    Однако при этом именно женщины у староверов часто бывают духовными лидерами, что само по себе странно. В конце XIX века российские власти даже были вынуждены принять закон, которым деятельность женщин-староверок ограничивалась.

    Произошел этот переворот в религиозной жизни постепенно: сначала у старообрядцев во главе общин стояли пастыри-мужчины, которые следили за соблюдением обрядности.

    Но постепенно место стали занимать женщины, которые хранили традиции, воспитывали детей в нетерпимости православия.

    Например, в Астраханской области примером женского лидерства может стать начетчица беспоповской общины (село Раздор) Евгения (Явления), жившая в конце XIX века. По свидетельствам очевидцев, это была тридцатилетняя, высокая, крепкая «дева» с зычным голосом. Сначала она была помощником пастыря Максима Григорьева, но постепенно сумела добиться выполнения большинства из его обязанностей.

    Это раздражало Григорьева и его родню, так как читала Евгения лучше, платили ей больше. Дело закончилось конфликтом накануне Пасхи, Евгения уехала в Астрахань, бросив односельчан, и те в наказание остались без праздничной службы, так как Григорьев ее вести не мог.

    Кроме семейных старообрядок в некоторых общинах и сейчас можно встретить монашеские женские поселения, скиты, в которых живут не только взрослые женщины, но и девочки, девушки.

    Живут в блуде

    Поскольку венчание по православным канонам для староверов стало недопустим, одни общины стали жить безбрачно, как монахи, готовясь к Пришествию. Так поступили поморцы, у которых даже венчанные супруги становились монахами, или федосеевцы.

    Собор старообрядцев в Новгороде в 1694 году вообще отверг все браки, не получившие освящения в храмах. Подтверждение этому произошло и на соборе в Москве в 1883 году.

    После чего в среде старообрядцев получило распространение блудное сожительство, которое приводило к разврату и никак не защищало женщину.

    В XVIII веке старообрядцы пошли на компромисс: заново создали «чины для благословение новобрачных». Практиковалось и венчание в православной церкви.

    Одеваются в старинные одежды

    Одежда женщин- старообрядок не претерпела изменений – они по-прежнему носят сорочки, сарафаны, платки и повойники, чулки, сапоги без каблуков.

    Замужние староверки носят многослойный головной убор — шашмуру и надевают платье особого покроя — «талечку». Запрещается использование духов или косметики. Стричь волосы или носить гребни тоже запрещено.

    В молельный дом женщины надевают сарафаны с ткаными или плетеными поясами, которые повязывают высоко под грудью.

    Женщины-беспоповки на молитву надевают нижнюю рубаху, сарафан темного цвета в складку и два платка – нижний – тонкий, и верхний – толстый. Количество пуговиц на сарафане строго регламентировано – их может быть 30, 33, 38 или 40. Длина сарафана должны быть до земли, а спереди – скрывать носки обуви. Сарафаны федосеевцев черного цвета. Их хранят в храмах и надевают поверх обычной одежды на молитву.

    В праздники женщины надевали белые платки, а под сарафаны – белые рубахи.

    Но в некоторых селах Курской области в сундуках все же хранятся такие старорусские одежды, как как бархатные и парчовые кокошники, шелковые летники с золотой бахромой, шелковые холодайки, обтегайки, душегрейки, серьги из янтаря – «желудки», меховые накидки «жарелки», – об этом пишет в статье «Место женщины в старообрядческой традиции» этнограф Валентина Лаврентьевна Колесникова.

    Однако нет никаких данных о том, чтобы все это носилось женщинами-старообрядческих общин.

    Источник

    История обычая покрывать голову на Руси и способы ношения платка в зависимости от статуса и положения

    Откуда на Руси появилась традиция носить платки? Головные уборы в старину имели практическое назначение. Они защищали от холода и жары. К тому же, они многое могли поведать о своей хозяйке. Например, по ним можно было судить о статусе женщины, о семейном положении и ее семье. Молодые незамужние девушки обычно носили головные уборы, которые не покрывали волосы. После замужества женщина должна была покрывать голову. Ее волосы мог видеть только супруг.

    Появление платков

    В разных регионах Руси носили совершенно разные головые уборы. Некоторые из них имели сложную конструкцию и состояли из нескольких деталей. Чем состоятельнее была семья женщины, тем более роскошным был ее головной убор. Примерно в семнадцатом веке все чаще представительницы прекрасного пола стали носить платки, которые постепенно становились все более популярны.

    Как их носили?

    Платки не только защищали от солнца и дождя, но и украшали владелицу. Именно по этой причине женщины делали вышивки на ткани. Такие платки называли «убрус» и завязывали под подбородком.

    Также их носили внакидку. В этом случае косынку набрасывали на голову, но не завязывали концы. Таким образом носили платочки горожанки в семнадцатом веке. Позднее таким же способом носили толстые теплые шали на плечах в зимнее время.

    В некоторых регионах косынки носили «на покромку». В этом случае их закалывали булавкой под подбородком. Такой вариант ношения был характерен для женщин из старообрядческих семей Владимирской, Архангельской, Нижегородской и Костромской областей.

    Вспомним картину «Купчиха за чаем» знаменитого русского художника Кустодиева. На ней изображена красавица, на голове которой красуется косынка. Кончики платка кокетливо завязаны надо лбом. Так носили косынки женщины из купеческих семей.

    Молодые девушки на выданье чаще всего носили платки, завязав узлом под подбородком. По мнению историков, такой вариант ношения пришел нам от немцев через поляков.

    Замужние женщины носили платки по-бабьи. Они скрещивали кончики под подбородком, после чего связывали их сзади на шее.

    Совсем иначе носили платки дворянки. Женщины из высшего общества копировали модниц и Западной Европы. Следуя рекомендациям модных французских журналов, дамы носили кружевные и ажурные платки-накидки и дорогие шали.

    В двадцатом веке косынки стали носить колхозницы и работницы фабрик. Одни платками защищали себя от ветра и солнца, а другие использовали их для безопасности.

    С древних времен

    По мнению ученых, ношение женщинами платков позволяло уберечься от простуд. С давних времен наши предки считали, что вся женская сила кроется в волосах. Поэтому еще в Древней Руси полагали, что женщина с непокрытой головой – это ведьма. Простоволосых баб очень боялись, ведь они могли навести порчу и сглаз. К тому же, считалось, что колдуньи воздействуют на женщин через волосы. Именно по этой причине локоны прятали под косынками и другими головными уборами. Ничего не изменилось в этом отношении и с приходом христианства. Согласно новым канонам, женщинам нельзя было заходить в храм, не порыв голову платком.

    Современные представительницы прекрасного пола не так часто используют косынки. Чаще всего их носят лишь в качестве модного аксессуара, который дополняет стильный образ.

    Источник

    Традиционная народная одежда староверов

    Традиционная одежда для старообрядцев имеет исключительное значение. Это связано с тем, что старообрядцы используют ее для богослужений. Именно обрядовой функцией традиционной одежды обусловлена ее сохранность в старообрядческой среде.

    Еще одним важным фактором формирования комплекса традиционного костюма и представлений о нем в старообрядческой среде является религиозность. Традиционная одежда старообрядцев является внешним выражением религиозных принципов.

    Вопрос о сравнении традиционной одежды территорий, из которых переселялись старообрядцы, с тем, как эволюционировала одежда после переселения в места современного проживания, остается открытым, так как на данный момент отсутствует фундаментальное исследование, посвященное традиционному костюму старообрядцев.

    Содержание:

    Общие сведения об одежде: материалы, моленная одежда

    Традиционная одежда, использующаяся для моления, называется моленной или молельной. Вообще же традиционная одежда, используемая и при повседневном ношении, именуется християнской (так как официальное, закрепленное во внутренних документах самоназвание старообрядцев — християне), носить которую православно. В настоящий момент подавляющее большинство старообрядцев не носит традиционную одежду в повседневности. Однако предпринимались попытки на нескольких соборах ввести за правило носить в быту традиционную одежду.

    Отношение к ношению традиционной одежды в современности тоже положительное. Исключение составляют американские группы часовенных, а также часть общин Сибири, использующих мирскую (то есть обычную современную одежду) в качестве рабочей. Многие вспоминают старшее поколение, которое имело такую привычку: «Ну это крутые бабки были, они в косоклинниках всегда ходили». Моленная одежда имеет более высокое положение, чем любая другая. Ее стирают отдельно и всегда в начале стирки. Если до стирки там было стирано поганое, то сосуд, где стирали (либо стиральную машину), полагается «исправить» (совершить определенный чин окропления святой водой). Моленная одежда хранится отдельно от другой, не смешивается. Есть сведения, что в более ранний период моленную одежду хранили в моленной избе или часовне.

    Читайте также:  С чем носить бархатное платье днем

    Моленную одежду изготавливали самостоятельно либо заказывали у специальных людей: благословленных портных или жителей скитов. Есть сведения, что в монастырях (скитах) Южного Урала жили портные-мужчины. Вообще монастыри и скиты являлись центрами по изготовлению вещей повышенного качества. Сарафаны, пояса, кафтаны, головные уборы и золотошвейные вещи — это то, что миряне покупали у иноков. Изготовленные в скитах вещи отличались тонкостью работы и пользовались спросом.

    Условно старообрядчество можно поделить на более либеральное городское и более радикальное «сельское». Отличия между ними имели место и в одежде. Среди «сельского» крыла более распространены были вещи из домотканого материала, который назывался «своедельщина». Бытовую, повседневную мирскую одежду шили сами, как правило из своедельщины. Крой повседневной и моленной одежды никак не различался и зависел от особенностей местности. Для моленной одежды старались использовать покупные дорогие праздничные ткани.

    Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Шугай, юбка, кокошник, платок

    К XX веку сложились определенные традиции в подборе тканей, цветов и т.д. Градация ткани: самыми «низкими» считались хлопок, лен (за исключением чесычи — особо тонкого льна из тонко спряденных нитей, она приравнивалась к шелку), ситцы, крашенина (кубовина), затем шла шерсть, кашемир, сатин, затем шелк и парча. Использование разных по происхождению материалов в одном комплексе старались не допускать. Но зачастую данное правило было сложноисполнимо в связи с дефицитом тканей в СССР. Смесовые ткани (шерсть/лен и т.д.) считаются нежелательными для ношения (исключение составляет лишь когда шелк смешан с нитями растительного происхождения).

    В старообрядческом селе Чернуха Арзамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством и обилием золотной вышивки

    Существует также и разделение одежды по цвету. Для каждого церковного праздника избирается определенная цветовая гамма. Для господских (посвященных Христу, например, Пасха или Преображение Господне) праздников — белый, красный, черный (различают до 7 оттенков), фиолетовый (цвет царского пурпура). Для богородичных (посвященных Богородице, например, Покров или Благовещение) — голубой, светло-фиолетовый (цвет чинов ангельских), розовый. Для апостольских (праздников, посвященных апостолам, например, на Иоанна Богослова или Петра и Павла) — красный, для святых (посвященных святым, например, Николе Чудотворцу) — синий, для пророческих (посвященных ветхозаветным пророкам, например, Илие) — зеленый.

    Придя на молитву, християнин обязан надеть вещь, соответствующую цвету праздника. Чаще всего у мужчин это рубахи (т.к. кафтан всегда однотонный) либо пояса, у женщин — шали либо сарафаны и рубахи (в последнее время в связи с отсутствием материала чаще всего только шали). Во время Великого поста одежды должны быть темных тонов: черные, темно-синие, коричневые, темно-фиолетовые.

    Надо отметить, что в более ранние периоды и в средневековье такой привязки по цвету не существовало. Возобладала религиозная символика, выражавшаяся в деталях одежды. Например, при отделке косоклинных сарафанов использовалось определенное количество пуговиц, чаще всего 17 и 22: число 17 связано с 17-ю ветхозаветными пророчествами о Христе; 22 — количество книг Ветхого Завета. Большинство исследованных нами сарафанов, хранящихся в фондах музеев, имеют по 22 пуговицы. Аналогичным образом могло регулироваться и количество пуговиц на мужских рубахах: 3 (число Троицы), 5 (Троица и двойственная природа Христа), 7 (число Таинств, Вселенских Соборов, а также количество молитв начала). На женском головном уборе шашмуре присутствовали вышитые вертикальные полосы по 9 стежков каждая. Символизируют они покровительство Бога (Троица) — 9 стежков по количеству чинов ангельских. Вышивать их необходимо при чтении молитвы «Богородице дево, радуися» на каждый стежок. Сам женский головной убор также состоит из трех частей — шашмура, сорока (см. фото 3–6) и платок, что аналогично символизирует Троицу.

    Среди используемых техник вышивки преобладали поздние швы — тамбур и крест, сохранились и образцы рубах с применением техники заполнения тамбурной вышивки ковровым швом. В качестве украшения женских рубах, в подавляющем большинстве исследованных нами образцов, применялись кружева, но встречаются и поликовые рубахи с вышивкой.

    Детали отделки одежды также имели свое значение. Для некоторых общин важным было, чтобы косоворотка была подрублена, то есть с внутренней стороны по подолу и манжетам рукавов должна быть пришита полоса ткани — подштаферка. Аналогично и на подоле косоклинного сарафана. Однако в обязательном порядке, помимо подштаферки, должна была присутствовать щетка. Эта деталь фактически используется для того, чтобы предохранять ткань от истирания при ношении.

    Пояса в подавляющем большинстве тканые на топках выкладные с текстами молитв и псалмов. Различия в цвете и форме поясов для мужчин и женщин не существовало.

    Тканый пояс с надписью

    Завязывается пояс на молитву путем складывания его пополам и повязывания передвижной петли. При вседневном ношении таких требований к поясу не предъявлялось. Виды узлов и обычай ношения с той или иной стороны концов пояса, ширина, цветность и изобразительные мотивы разнятся и зависят от конкретной местности. Так же как и составляющие комплексов одежды напрямую зависят от местности проживания и исторически сложившегося там костюма.

    Мужская одежда

    Мужская мода в старообрядческом мире подлежала строгой религиозной регламентации. Статьи уложений соборов XVIII-XIX вв. содержат подробные указания о том, какая одежда и какого кроя является допустимой как для ношения во время служб, так и для повседневной носки. 6 и 9 статьи Тюменского собора 1840 года содержит следующее указание: «Християном … одежду необычную христианам не носити — мужскому полу и женскому»; «Христианом главы своея не украшати, но очищати, сверху постригати, брады не брити».

    Традиционный мужской комплекс старообрядцев состоит из рубахи, портов (брюк в более позднее время), головного убора и кафтана. Тельная одежда представляет собой классические общерусские образцы — туникообразные рубахи, рубахи на кокетке и рубахи позднего сорочечного покроя (две полочки и втачные рукава). В обязательном порядке на рубахе должен присутствовать ворот-стойка и ширинка (так называли планку на груди).

    Повседневная пестрядиная рубаха туникообразного покроя, начало XX века. Режевской исторический музей

    Вседневные рубахи могли быть кубовыми (сделанными из крашенины) и из другой своедельщины. Для вседневных рубах не было особых предписаний. Моленная рубаха должна была быть праздничной, то есть иметь вышивку или быть сделанной из богатой ткани (шелк, кашемир), допускались также ткани с набоем — рисунком. Интересно, что в фондах музеев среди рубах, атрибутированных как старообрядческие, встречаются шелковые рубахи с кармашком под часы.

    Порты присутствуют только в качестве воспоминания при демонстрации информантам образцов. В с. Нижнеиргинское Красноуфимского района Свердловской области старожилы вспоминают: «Брюки шили из плисового шавиота… мода была на портянки»; «Носили простые однотонные суконные шаровары, покупные… вправляли в сапоги… дома молились в брюках на роспуск [то есть штанина поверх сапог]».

    Из головных уборов предпочитали носить шляпы. Эта тенденция прослеживается и по фотографиям начала XX века. Однако эта традиция берет начало от обычая носить валяные шапки. В XVII-XVIII веках староверы продолжали носить средневековые своедельные колпаки, меховые шапки, крытые сукном или более дорогой тканью, и валяные шапки. С середины XIX века в моду входят картузы — «фуражки». В этой связи отличительной чертой староверов оставалось ношение валяных шапок, центрами изготовления которых были Поволжье, центральная Россия и Урал. В обиход староверов картузы входят только в самом конце XIX века.

    Невьянский двубортный кафтан

    Едва ли не самой важной частью мужского гардероба является кафтан. Кафтан-поддевка (отрезной и приталенный) вошел в моленный комплекс старообрядцев и благодаря этому сохранился до наших дней в использовании.

    Среди указаний соборов встречаются указания на то, какими должны быть моленные кафтаны и какая верхняя одежда допустима к ношению в повседневности.

    Среди образцов старинных кафтанов, хранящихся в часовнях, по домам, а также в фондах музеев встречаются самые разнообразные крои кафтанов: отрезные по талии со сборкой сзади (так называемые «подевки»), с восьмью встречными и очень глубокими складками, с восьмью борами (по четыре на каждой стороне). Цвет кафтана должен быть однотонный. Ткани с рисунком (набивом) не допускались для пошива кафтана. Чаще всего кафтаны шьются из тонкой шерсти синего, темно-синего, оливкового, коричневого, серого или черного цвета.

    Читайте также:  Панталоны с подтяжками для чулок

    Кафтан-поддевка из Режевского музея

    Кафтан на молитве подпоясывать не полагалось. Однако в повседневной носке поверх кафтана надевалась какая-либо разновидность верхней одежды. В летнее время — армяки, азямы, сермяги. В зимнее — шубы и полушубки, крытые сукном.

    В качестве обуви в повседневности носили лапти, обутки и поршни — кожаная обувь, а также сапоги.

    Женская одежда

    Женский комплекс имеет гораздо большее разнообразие, чем мужской. Состоит из рукавов (самое распространенное название женской рубахи), сарафана, головного убора, платка и пояса.

    Рубахи-рукава. «Рукава» чаще всего шились из богатой ткани (в настоящее время любят использовать шитье, среди образцов более ранней одежды встречаются рукава из шелка, кашемира и т.д.). В фондах музеев имеются образцы рукавов разнообразного покроя: поликовые, бесполиковые, с рукавом-«окороком». Более поздний крой, распространившийся в XX веке, — крестообразный. Ткань складывается прямоугольником и делается небольшой подрез. Затем посередине прорезается горловина, а ниже пришивают станушку из любой более дешевой ткани.

    Большинство встречающихся нам женских рубах имеют ворот-стойку, застегивающуюся либо на пуговицу, либо застежки-схватцы, либо на запонки или завязки. Однако встречаются и рубахи с открытым широким воротом. В качестве украшения на праздничных женских рубахах применялись в основном купленные у скитников либо на ярмарках кружева.

    Есть сведения, что у нательной праздничной рубашки были вязаные кружева и кокетка. Рубахи же у богатых были «с кружевами и узкими внизу рукавами» — это так называемый крой-окорок, при котором рукав сильно заужается к концу.

    Женский праздничный костюм. Конец ХVIII — начало ХIХ века. Сарафан, рубаха, повойник, фата. Крой сарафана: три прямых полотнища, соединенных на спине

    Сарафаны. Сарафан имеет особое значение для традиционной одежды старообрядцев Урала. Н.Н. Покровский отмечает казусный случай середины XVIII века: «Известен случай 1748 года, когда старовер Иван Резанов, «бивши жену свою, приговаривал, чтоб не носила юбок и рубах с манжетами, а носила б сарофаны, ибо они, раскольники, обычне в новом платье новую веру, а в сарофанах старую полагают веру» [Н.Н. Покровский]. Именно в связи с тем, что для старообрядцев форма является неотъемлемой частью содержания, староверы и «в сарофанах старую полагают веру». Связано это с тем, что сарафан играет первостепенную роль в моленном комплексе каждой старообрядки.

    Выше мы уже показали, насколько разнообразными могли быть цвета сарафанов. При этом черному цвету придавалось особое значение. Встречаются упоминания о том, что на моление женщины надевали темные сарафаны.

    На старообрядческих соборах вопрос о сарафанах также поднимался не раз, иногда с подробными предписаниями. В более поздних соборах вопрос об одежде настолько подробно не поднимался. Даются лишь указания на то, что християнин обязан отличаться внешним видом от неверных, особое внимание было уделено осуждению завивки волос, модных женских шляпок и причесок и т.д.

    Слева: женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок. Справа: сарафан, конец ХVIII века. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой»

    Исследователи выделяют несколько видов сарафанов. Самые архаичные напоминают средневековую верхнюю одежду. В музеях и в этнографических экспедициях встречаются косоклинные и прямоклинные сарафаны с ложными рукавами. Самым архаичным видом исследователи считают прямые и прямоклинные сарафаны, сарафаны-ферязи, отличительной чертой которых является полностью закрытая спинка. Отголоски таких сарафанов встречаются у уральских казаков-староверов, а также у части старообрядцев центральной России и Урала. Затем появляются косоклинные сарафаны, отличающиеся наличием более узких лямок, и более узкой спинкой, которая постепенно превращается в «лапушку»/«лягушку». И самыми поздними видами сарафанов является так называемый «круглый» или «московский» сарафан, который состоял из нескольких полотнищ, сосборенных по верху, и распространенный у староверов тип сарафана «горбача» и «тельмошника» — разновидности сарафанов на кокетке, силуэтом напоминающие косоклинные. И позднее всех появляются полуплатья и сарафаны на лифе, сформированные под влиянием города.

    Для молитвы использовали только косоклинные сарафаны на 2, 4, 6 и 12 клинов. Отделывались они позументом по обе стороны переднего шва. Большинство сарафанов являются не распашными. Однако более старые сарафаны (середины XIX в.) являются полностью распашными. Среди более поздних сарафанов, в связи с малодоступностью позумента, швеи заменяли его вырезанной зубчиком позолоченной тканью либо более современной тесьмой. Нередко в моленных сарафанах делался особый карман под лестовку (вид старообрядческих четок) и «подрушник».

    На Урале косоклинный сарафан в повседневности и на праздники мог носиться с запоном, крепящемся выше груди.

    Косоклинный распашной сарафан

    Зачастую косоклинные сарафаны употреблялись только на молении, для гуляний существовали отдельные «гульбошные» сарафаны.

    Головной убор. Одной из самых сложных значимых и разнообразных деталей традиционного женского костюма старообрядцев является головной убор. Именно по нему определялся семейный статус женщины.

    Девичий головной убор состоял из одной косы, заплетенной до конца косоплеткой (особой веревочкой, зачастую у девушки не до конца заплетенная коса воспринималась как знак сиротства), девичей повязки и платка. Принципиальное отличие девичьего головного убора от женского — это открытость теменной части, из-под которой выпущена коса. Женщина плетет две косы, убирая волосы полностью под головной убор. Это общерусская черта, сохранившаяся в среде староверов.

    Женский головной убор был трехчастным и надевался на основу из двух кос, заплетенных косоплеткой, уложенных особым образом на макушке. Косы либо продевались в основания друг друга и укладывались вокруг образовавшейся «корзинки» или «куфты», либо равномерно обвивались вокруг макушки головы. Сверху на данную конструкцию надевалась уже упоминаемая нами в первом разделе шашмура (волосник), поверх которой надевался повойник (иногда его называли шамшуркой, шашмурой) или сорока (функционально то же, что и повойник, но отличало ее наличие «хвоста»), поверх которой надевался платок.

    Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния

    Платок у старообрядок в ситуации богослужения надевался в роспуск, закалываясь на булавку. Причем по манере надевания платка также можно было определить семейный статус женщины. Девицы и молодухи надевали платок на кромку, родившие женщины-бабы и старухи надевали платок на уголок. Если женщина была замужем, но по каким-то причинам мужа нет и она намерена вступать в новый брак, то она носит платок на уголок, при этом заплетая одну косу, если же не намерена — продолжает носить трехчастный женский головной убор, надевая платок на кромку. И девицы, и женщины надевали платок так, чтобы он полностью скрывал линию волос. Стоит заметить, что описанные выше обычаи не являются универсальными во всех общинах. Зачастую манера надевания платка зависит от местной традиции, которая может отличаться от традиции соседней общины.

    Более ранние источники упоминают среди головных уборов старообрядцев кокошник. Это высокий архаичный женский головной убор, к которому крепилась длинная фата. Такой убор был распространен до конца XIX века в центральной России, русском Севере, Нижегородчине, на Урале и в Сибири. XX век связан с выходом кокошников из употребления и отсутствием упоминаний о них у носителей традиции. Женские головные уборы юга России имели более разнообразную типологию.

    Слева: женский праздничный костюм, конец ХVIII — начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата. Справа. Женский праздничный костюм, ХIХ век

    Женщины и мужчины носили схожую по крою верхнюю одежду, отличие заключалось лишь в богатстве и испещренности отделки и праздничности тканей. Поверх сарафанов надевались епанички-душегреи — безрукавная одежда для верхней части тела. Душегреей или полукафтанчиком могли называть и одежду с рукавами, скроенной как кафтан, но укороченной. Встречаются образцы, выполненные из парчи, подклад которых утеплен ватой, паклей или куделей. Сверху могли надевать шубы и полушубки.

    В качестве обуви в повседневности носили лапти и обутки, в праздники надевали особую обувь. В XIX веке очевидцы упоминают даже золотошвейные женские туфли. С середины XIX века их заменяют полусапожки и ботинки на каблучке, в конце XIX века в качестве праздничной обуви использовали туфли с пряжкой на каблуке. Стоит также отметить, что никогда обувь не надевалась на босу ногу.

    Источник