Меню

Как назывался плащ у древнерусского воина



Как назывался плащ у древнерусского воина

В современной жизни плащ давно уже превратился в обычное лёгкое пальто для прохладной погоды, часто непромокаемое. Плащ в виде широкого полотнища за плечами сразу наводит на мысли о «романтическом» средневековье. Между тем для наших далёких предков он был самой привычной, каждодневной одеждой. Действительно, добротный, плотный плащ был очень хорош в непогоду, а при нужде служил одеялом или даже палаткой.

Воин, намотав его на руку, мог использовать как своеобразный щит. Входил плащ и в состав «официального» княжеского костюма. Наконец, хорошо сшитый он попросту очень наряден. Вот почему плащи всевозможного покроя, из разного материала носили в будни и праздники решительно все: женщины и мужчины, знатные и незнатные, старые и молодые. Правда, некоторое время назад археологи полагали, что плащ был характерной приметой знати и воинов. Это потому, что в соответствующих погребениях находили застёжки ювелирной работы, явно предназначенные для плащей, а в могилах простых людей их не было. Однако потом появились новые данные, показавшие, что плащи носили все слои населения. Просто те, у кого не было драгоценных застёжек, пользовались шнурком. А слово «плащ» – исконно славянское, языковеды сближают его с «платком», «полотном» и прилагательным «плоский».

Учёные пишут, что древние славяне носили плащи самых различных фасонов.

Слово «вотола», как и многие другие наименования видов одежды, первоначально имело значение «вид ткани». В данном случае подразумевалась толстая, плотная, грубая ткань растительного происхождения – льняная или посконная (из волокон конопли). Существовало и прилагательное «вотоляный» – «сделанный из подобной материи».


Подковообразные спиралеконические фибулы и фибулы с утолщенными концами.
X–XII века

Как именно выглядела одежда, в конце концов названная нашими предками «вотолой», – единого мнения у историков нет. Некоторые полагают, что это была «запашная» одежда с рукавами. Другие настаивают, что это был плащ-полотнище, скреплявшийся у шеи пряжкой, пуговицей или шнурком, длиной до колен или до икр, без рукавов, но зато, возможно, с капюшоном. Старинная рукопись рассказывает о воре, который полез в чужой сад за яблоками и свалился с обломившейся ветки, но зацепился вотолой за сучок – да так и погиб, «удавившись ожерельем». Думается, к этому рассказу больше подходит всё-таки плащ.

Иногда пишут, что вотолы были одеждой только простого народа, землепашцев. Однако авторитетные учёные считают, что князья и бояре далеко не всегда ходили такими нарядными, как это изображено на сохранившихся миниатюрах и фресках – своего рода парадных портретах тех лет. На охоте, в поездке, в дозоре в качестве повседневной одежды вотола хороша была и для князя.

Другой разновидностью плаща был «мятель» («мятль»). Языковеды возводят это слово (возможно, через германские языки) к латинскому «мантеллум» – «покрывало», «покров». Как выглядел мятель, в точности пока не известно. Во всяком случае, это была гораздо более нарядная и дорогая одежда, нежели вотола: за «роздрание» мятля во время ссоры древнерусское законодательство спрашивало строго, налагая на виновного изрядный денежный штраф. Возможно, мятли делались из плотной шерстяной материи – сукна, зачастую привозного. Эпизод летописи рисует одетыми в чёрные мятли княжеских воинов и самого князя. Сохранился рассказ о доблестном воине, который сумел оборониться от наседавших врагов с помощью короткого метательного копья-сулицы, будучи без щита и доспехов, «за единым мятлем». Впрочем, это не даёт оснований считать мятель чем-то вроде элемента воинской формы. В дальнейшем в мятли нередко одевались монахи, а «мятельником» стал называться княжеский слуга, ведавший платьем. От названия древнего плаща происходит русская фамилия Мятлев. Проникло слово «мятль» и в латышский язык, дав современное «метелис» – «пальто»…

Существовал и третий вид плаща – «корзно» («корозно», «корознь»). Если мятель и вотола, в общем, мало что говорят об общественном положении их владельца, то корзно, судя по всему, было знаком высокого княжеского достоинства. Во всяком случае, летописцы «одевают» в корзно только членов княжеского рода (сохранилось и изображение девушки-княжны в корзне), а также иностранных монархов. А летописный эпизод из ХII века рассказывает, как князь, пытаясь спасти человека от расправы, спрыгнул с коня и «покрыл» обречённого своим корзном: у него, видимо, были серьёзные причины надеяться, что это остановит убийц, что они не посмеют поднять руку на знак княжеской власти. В другом летописном сказании, отдавая последнюю почесть погибшему князю, его мёртвое тело обёртывают корзном.

Корзно во всех отношениях соответствовало своему назначению – быть парадной княжеской одеждой, зримо свидетельствовать о власти, богатстве, силе и славе. Делали его нередко из дорогих византийских материй: плотного шёлка, яркого узорчатого бархата, золотой парчи, иногда снабжая меховой опушкой (о мифологическом смысле меха рассказано в предыдущей главе). Впрочем, не надо думать, будто наряды древнерусских князей отличались безвкусной «варварской» роскошью. Когда рассматриваешь древние миниатюры, обращает на себя внимание умелый подбор цветовых сочетаний, точное использование узора. Например, византийские оксамиты (род бархата) отличались крупным рисунком, часто изображавшим животных. Русский князь ХII века выбрал для своего корзна ткань с царственной птицей – орлом, и его плащ сшит так, чтобы орёл оказался как раз на плече.

Плащ-корзно был распространён по всему славянскому миру. О происхождении этого слова у лингвистов нет единого мнения. Некоторые считают его «германизмом», то есть заимствованием из германских языков. Их оппоненты (и эта точка зрения, пожалуй, более основательна) выводят его с Востока, где похожее название было у меховой одежды – такое значение, кстати, сохранили близкие «корзну» слова в языках зарубежных славян. И слово, и покрой, утверждают эти учёные, уже от западных славян перешло к немцам, которые называли подобный плащ «кюрзен», а также – сообразно происхождению – «славоника». Есть и такие, кто полагает, что «славоникой» у немцев именовалось вовсе не корзно, а иной вид плаща – «киса», или «коц» (об этом плаще, кроме названия, ничего больше не известно). На что сторонники восточного происхождения корзна указывают, что именно «коц» был заимствован из германских языков, а значит, «славоникой» никак являться не мог…


Корзно – парадная княжеская одежда.
Князь Всеволод Мстиславич с миниатюры рукописи "Слова Ипполита об Антихристе" (XII век) и князь Ярослав Владимирович с фрески церкви Спаса-Нередицы (XII век). Приглядевшись к корзно князя Ярослава, можно увидеть, что голова орла на рисунке ткани оказалась как раз на княжеском плече

Другая разновидность плаща, о которой нельзя сказать почти ничего определённого, – это «луда». Летопись рассказывает о варяжском предводителе Якуне, потерявшем на поле проигранного боя затканную золотом луду. Вообще, надо заметить, что яркие дорогие одежды, в которые знатные воины часто облачались перед сражением, говорят не просто о тщеславии, как порой представляется современному человеку. Учёные пишут, что богатый наряд был ценной и желанной добычей, а значит, своего рода дополнительным вызовом, который доблестный воин не боялся бросить врагу: «А ну, попробуй-ка, отними. »

Читайте также:  Прическа для красивого платья девочки

Источник

Воин Древней Руси — разбираем на детали: что надевал и как выглядел

Княжеский полк состоял из старшей и младшей княжеской дружин. Он был необходим для сбора податей и конечно, защиты границ. Так и возникла дружина гридней, лично преданная князю

Численность не была большой: от 300 мечей в небольшом удельном и до 1000 мечей в большом княжестве. Но вместе с ополчением гражданских численности хватало чтобы гонять всякую нечисть.

Высокие личные навыки рукопашного боя сочетались в дружиннике Руси продуманным комплектом амуниции и вооружения. Дружинник (гридень) княжеского полка Руси был русской машиной смерти. Рассмотрим основные элементы воина князя.

Меч в Древней Руси был оружием знати и подчеркивал высокий статус владельца. Эту особенность не знают современные горе-мультипликаторы и режиссеров фильмов, поголовно вкладывая в руки русских крестьян и дружинников мечи. Иначе и быть не могло — культуры производства меча на Руси не было. А железо в кузницах стоило немало денег.

Баснословно дорогие, мечи до вплоть до X века импортировались русскими из Германии (бассейн Нижнего Рейна). А затем кузнечное производство появляется в Новгороде и Киеве. Кроме князей в их дружинах мечами вооружались старшие дружинники — самые опытные и богатые ветераны правителей княжеств русских.

Культура щита на Русь обогатилась пришествием викингов Рюрика. Большие круглые пехотные щиты Скандинавии выполняли из дерева. В профессиональных княжеских дружинах гридни оковывали щиты железом за свой счет.

Украшали символикой князя, рунами и тотемами священных животных и птиц. Например, черным вороном, что принесли на Русь викинги. Ворон- птица бога Одина, верховного бога и повелителя миров.

Доспехи

В X веке меховой и доспех из стеганой ткани на Руси в княжеских дружинах заменяет кольчуга. Из тысяч скрепленных колец такие кольчуги выдерживали серьезный рубящий удар или пущенную стрелу. При тщательном уходе и ремонте, такие кольчуги служили не одному поколению дружинников.

Ведь, как и в Европе, воин дружины зачастую был потомственной должностью и передавался от отца к сыну вместе с навыками и вооружением.

Более дорогим вариантом защиты княжеского дружинника был пластинчатый доспех. Он представлял собой сшитые вместе пластинки железа и нашитые на мех (ткань, кольчугу). В таком виде доспех назывался ламмилярным, а если сшивались чешуйки железа — чешуйчатым.

Борода

Борода княжеского дружинника или ополченца конечно от стрел и клинков не защищала. Зато пугала и разгоняла врагов одним своим волосатым видом (шучу). На самом деле борода была символом зрелости и мужества, необходимым атрибутом любого православного мужчины.

За повреждение чужой бороды взымался штраф. «Если кто вырвет у кого клок бороды и знак (след вырывания) останется, то взыскать с виновного 12 гривен».( Русская Правда XI век).

Сейчас как Вы знаете, борода вновь популярна у молодых. Однако возвращаются бороды не православные , а кавказские аля певец Тимати. Именно арабские исламские бороды в его стиле очень стали популярны в России. И даже возродили пропавшее ремесло Руси по стрижке бород — «брадобреев», в модной версии: » барбер-шопы» .

Наборный пояс

Пояс дружинника был атрибутом его богатства и успеха. Чем больше бляшек, тем краше и богаче. Металл конечно не был драгоценным, но обработанное железо, латунь и бронза давали впечатляющий эффект. Блестели пояса русских дружинников издалека!

Шаровары

Гридни княжеской дружины носили широкие шаровары, они же штаны. На них уходило аж 100 локтей материи. Такое обилие материалы делали их свободными як паруса, многогранными и красивыми. В бою важно чтобы штаны не натирали не мешали маневрам и ничего смешного в том нет.

Попробуйте сами побегать в узких джинсах от вопящей стаи монголов. Они лопнут между ног через пару минуток. А шаровары позволяли бежать далеко. Надевая шаровары воины собирали их у колен, и перевязывали веревкой. Получались такие длинные веревочные носки от ступней до колена.

Красный или синий плащ был отличительным элементом княжеской дружины Руси. Это типа формы полиции сегодня или формы десантника. Все должны знать с кем имеют дело! Цвет красный был княжеским цветом, смердам носить оный запрещено.

Археологические раскопки показывают что плащи застегивали не на груди, а сбоку под рукой. Так удобней укрываться при непогоде, а в бою в плащах не воевали.

Хотя в фильмах и картинках мы видим наоборот — князь и его люди красиво махаются с нехристями в развивающихся красных плащах. Конечно нет, в плаще русский воин запутался бы и упал аки опарыш. Потому плащи сбрасывали перед боем, аккуратно пакуя в подорожную суму на седле.

Таким был воин княжеской дружины Древней Руси.

Источник

Русские дружины в бою. Часть 5

Все доспехи, шлемы, наручи, поножи, щиты обозначаются общим термином «защитное вооружение». Защитное вооружение было известно людям с глубокой древности. По примерам, первобытных племен, которые смогли просуществовать до 20 и даже начала 21 столетий, мы знаем, что древним людям было известно защитное вооружение. Это и простейшие деревянные щиты, и первые доспехи, сделанные из кожи, деревянных или костяных пластинок. Как только человек ознакомился с металлом, из нового материала стали изготавливать не только наступательное, но и защитное оружие.

В IX – X вв. полный комплект железного защитного вооружения был делом дорогим и редким. Позднее, по мере развития ремесленного производства, доспех стал более массовым явлением. Однако и тогда полноценное защитное вооружение оставалось главным образом принадлежностью воинской элиты – князей, бояр и их дружинников. Основным же видом защитного вооружения простого ополченца оставался деревянный щит. Но по мере роста ремесленного производства в городах, процент тяжеловооруженных воинов в русской войске постоянно рос.

Кольчуга. Этот вид защитного вооружения появился ещё в 1 тыс. до н. э. и был известен на Ближнем Востоке и в Римской империи. Довольно долгое время считалось, что с падением Рима кольчуга в Западной Европе была забыта и её заново освоили только во времена крестовых походов, когда рыцари увидели её преимущества во время войн с мусульманами. Однако затем выяснилось, что это мнение ошибочно. Кольчатый доспех был широко известен в раннее средневековье на территории Великой Скифии – Сарматии, от Карпат до Северного Кавказа, Прикамья и Приуралья. Кольчуги были распространены и в «варварской» Европе, включая Скандинавию.

Ранняя кольчуга имела вид короткой рубашки с рукавами (до 70 см длиной), которые обычно доходили до локтей. Разрез ворота располагался посередине шеи или был сдвинут в сторону, воротник достигал 10 см. Внешний диаметр её колец доходил до 10-11 мм. Преимуществом древнерусской кольчуги была её относительная легкость и гибкость. Она не стесняла движений воина, при этом являлась хорошей защитой. Средний вес русской короткой кольчуги X – XIII вв. составлял около 6-7 кг.

1. Русские кольчуги. IX–XIII века. 2. Элементы плетения из одного склепанного и четырех сварных колец. Источник: Мы — славяне! Энциклопедия.

Читайте также:  Туфли под белое платье короткое

Восточные славяне в VIII – X вв. сами производили кольчуги. Видимо, став наследниками традиций сармато-аланской эпохи. Кольчуги, изготовленные русскими мастерами X века, через Волжскую Булгарию попадали в далекий Хорезм. Спустя некоторое время русские кольчуги получили признание и в Западной Европе. На территории Руси археологи нашли более сотни кольчуг IX – XIII вв. из них около 40 целых. «Брони кольчатые» (слово «кольчуга» впервые зафиксировано в письменных источниках XVI века) мастера составляли из примерно 20 тыс. колец 6 – 13 в поперечнике, при толщине проволоки 0,8 – 2 мм. Для изготовления всего одной такой «рубашки» требовалось около 600 м проволоки. При применении другой технологии кольца делали не из проволоки, а вырубались из листа железа особым штампом. Кольца были обычно одинакового диаметра. Но в более поздние времена стали сочетать кольца разной величины, закрывая наиболее важные места тела мелким плетением. Некоторые кольца были заварены наглухо. Каждые четыре таких кольца соединялись одним разомкнутым, которое потом заклепывалось. Перед Батыевым нашествием на Руси появились кольчуги из уплощённых звеньев – «байданы» и кольчужные чулки – «нагавицы».

1. Кольца кольчуг. VIII–XIII века. 2. Плетение из сварных и склепанных колец.

Панцирь (пластинчатый доспех). Долгое время считалось, что с пластинчатыми доспехами – «бронями дощатыми», русские познакомились не ранее XII века. Однако изобразительные источники донесли до нас изображения доспехов, которые, как правило, показаны в виде чешуи. Да и в летописном рассказе о том, как в 968 году печенеги впервые пришли на Русскую землю сообщается, что воевода Претич обменялся подарками с печенежским князем и среди русских даров был доспех. В 1948 году в Новгороде, в слое 11 века были найдены стальные пластинки. Это были фрагменты пластинчатого доспеха. Вскоре подобные находки были сделаны и в других древнерусских городах. В IX – XII кольчуга преобладала в защитном снаряжении русских воинов. Примерно на каждые четыре найденные кольчуги, приходятся фрагменты всего одного панциря. В XII – XIII вв. с развитием наступательного и защитного оружия, кольчуги начинают уступать место пластинчатым доспехам. Так, в том же Великом Новгороде в слоях XIV – XV вв. уже на девять остатков пластинчатой брони приходится один обрывок кольчуги. Надо отметить, что «монгольские» завоеватели пользовались такими же пластинчатыми доспехами.

Пластинчатый доспех, как и кольчуга, наследие более древней эпохи. Он был известен на Ближнем Востоке ещё во 2 тыс. до н. э. и доспехи этого типа были широко распространены по всей территории Евразии, включая скифосибирский мир и Дальний Восток. На Руси «брони дощатые» известны с периода образования державы Рюриковичей и являются ещё одним наследием Скифии.

I. Воины в пластинчатом и чешуйчатом панцирях. С клейм житийной иконы «Святой Георгий». Начало XIV века.
II. Детали защитной одежды (VIII–XIV века): 1 – детали пластинчатых доспехов, 2 – скрепление частей пластинчатого доспеха, 3 – скрепление чешуйчатого доспеха, 4 – детали чешуйчатых доспехов.

Панцирь — это доспех собранный из небольших пластинок (его ещё называют ламеллярным). Пластины доспеха связывали между собой ремешками, пропущенными через небольшие отверстия по краям пластин. Пластины заходили одна за другую, поэтому создавалось впечатление чешуи, а в местах наложения пластинок, защита была двойной. К тому же пластины делали изогнутыми, что должно было лучше отводить или смягчать удары.

Наиболее древняя система, которая очень долго продержалась на территории Руси, не требовала кожаной основы. Удлиненные прямоугольные металлические пластинки размером 8 (10) х 1,5 (3,5) см связывались с помощью ремешков. Судя по изобразительным источникам, такой панцирь достигал бедер и делился по высоте на горизонтальные ряды тесно сжатых пластин.

Другим видом доспеха была чешуйчатая броня. Пластины были почти квадратными – 6 х 4 (6) см, и пришнуровывались к кожаной или плотной матерчатой основе. Пластины надвигались друг на друга. В таком панцире было 600 – 650 пластин. Чтобы пластины не топорщились от удара или при резком движении, не отходили от основы, их ещё скрепляли с основой ещё одной – двумя центральными заклепками. Такой панцирь, в отличие от системы «ременного плетения», был более пластичным. Пластины чешуйчатых панцирей найдены в слоях XIII – XIV столетий. На рисунках чешуйчатые доспехи встречаются с XI века.

Кроме того, на Руси существовали комбинированные доспехи. К примеру, кольчужные на груди, и чешуйчатые на рукавах и подоле. Очень рано на Руси появились и другие защитные элементы – наручи, налокотники и поножи. Наручи защищали руку воина от кисти до локтя. Один такой наруч был найден при раскопках южнорусского городища Сахновка. Наруч из Сахновки двустворчатый – длинная закругленная створка прикрывала руку воина снаружи, короткая прямоугольная защищала запястье. Наруч крепился на руке с помощью ремешков.

Воин в комбинированном доспехе.

Шлем. Шлемов VI – VIII вв. на территории Восточной Европы археологами пока не обнаружено. Один из древнейших – шлем конической формы был найден в кургане X века. Древний кузнец отковал его из двух частей и соединил полосой с двойным рядом заклепок. Нижний край был обтянут обручем, на котором имелись петли для бармицы – кольчужной сетки, прикрывавшей шею и голову сзади и по бокам. Учёный мир 19 столетия поспешил назвать шлём скандинавским («норманнским»). Вскоре выяснилось, что подобные шлемы имели распространение на большой территории. Скандинавы пользовались иными типами шлемов. Конические же шлемы были восточного происхождения.

Однако конические шлемы на Руси не получили массового распространения. X веком датируются и сферо-конические шлемы, которые лучше отводили удары. Эти шлемы обычно делали из нескольких, чаще всего четырех пластин толщиной 1,2—1,7 мм, которые находили друг на друга и соединялись заклепками. Внизу шлема с помощью прутка, который вставляли в петельки, крепили бармицу. Большинство шлемов этого типа явно принадлежали не простым воинам. Железные пластины фигурно вырезаны, покрыты позолотой и серебром. Вытянутое навершие шлема иногда оканчивалось втулкой для султанчика для перьев или крашенного конского волоса.

Конические, сферо-конические и куполовидные шлемы X–XIII века.

Ещё один тип шлема, который был распространен на Руси в XI – XIII вв. – это высокие «колоколовидные» сферо-конические шлемы с выкружками для глаз и наносниками. Этот шлем весьма популярен у художников, изображающих древнерусских воинов. Кроме того, в землях «чёрных клобуков» носили четырёхгранные шлемы с наличниками – масками, которые закрывали всё лицо. Такие шлемы появились в 12 столетии.

Шлем с полумаской, наносником и кружками для глаз. XII–XIII века.

Сферо-конические шлемы Древнерусского государства породили позднейший московский «шишак». На рубеже 12-13 столетий был выработан тип крутобокого куполовидного шлема с полумаской – кружками для глаз и наносником. Нельзя забывать некоторые важные детали древнерусских шлемов. Это мягкая подкладка, её обычно делали из меха, она нужна была для удобства – не очень-то приятно надевать железный предмет непосредственно на голову, и для смягчения ударов противника. Шлёмы снабжались ремнями для застёгивания под подбородком. Иначе шлем мог просто слететь с головы от резкого движения, не говоря уж про удар в сражении.

Читайте также:  Перчатки для фитнеса натуральная кожа

Русский шелом XVI века.

Щит. Славянских воинов любят изображать вооружёнными миндалевидными щитами. Однако это ошибка. Данные археологии свидетельствуют, что в VIII – X вв. у русов, как и их соседей, щиты были круглые, обычно метр в поперечнике. Археологи установили, что древнейшие щиты были плоскими и состояли из нескольких деревянных дощечек – около 1,5 см толщиной, которые были соединены вместе, обтянуты кожей и скреплены заклепками. По внешней поверхности щита, особенно по краю, располагались железные оковки. Посередине щита было отверстие, которое закрывало выпуклая металлическая бляха, которой отражали удар («умбон»). Умбоны имели полушаровидную и сферо-коническую форму.

На внутренней стороне щита крепили ремни, в которые воин продевал руку. Там также имела прочная деревянная рейка, служившая рукоятью. Существовал ремень и через плечо, он был нужен для того чтобы воин мог закинуть щит за спину, во время похода, или когда надо было действовать двумя руками.

Круглый щит с умбоном и основные формы умбонов. IX–X века.

В XI веке щиты становятся выпуклыми. В это же время массово распространяются миндалевидными щитами. Но и круглые щиты не сдают своих позиций. Миндалевидные щиты были массово распространены по всей Европе. Видимо, это было связано с усилением роли конницы. Миндалевидный щит прикрывал конного воина от плеча до колена и был удобнее для него, нежели круглый. Высота миндалевидного щита составляла от трети до половины человеческого роста. Эти щиты были плоскими или немного изогнутыми по продольной оси. Соотношение высоты и ширины было 2:1. Миндалевидные щиты, как и круглые, делали из дерева и кожи, оковывались по краям и имели умбон.

Щиты обычно разрисовывали и украшали. В XII столетии это были эмблемы и символы княжеских родов. На изображениях святых воинах щиты были украшены крестами. В более раннюю эпоху щиты, видимо, украшали священными символами, знаками рода, племени. Фон щита окрашивался. Известно, что русские предпочитали красный цвет.

В Древней Руси щит являлся престижным видом вооружения. Ранние источники упоминают щит на третьем месте, сразу после меча и копья. Достаточно вспомнить, что у славян-язычников само Солнце (Даждьбог Сварожич) представляло собой огненно-золотой щит. Свой щит в знак покровительства Вещий Олег повесил на врата Царьграда. Щитами русы клялись, скрепляли договоры. Достоинство щита оберегалось Русской Правдой – человек, который осмеливался украсть щит, испортить его, должен был выплатить значительный штраф. Потеря щита в бою была символом полного разгрома и поражения.

Миндалевидный щит и вид его сбоку. XI – начало XIII века

Ткань и кожа в земле сохраняются плохо, для этого нужны особые условия, вроде болот Новгородской земли, которые законсервировали много предметов древнерусского быта. Изображений древних русов также немного. Лучше сохранились металлические предметы – оружие, некоторые детали одежды, вроде пряжек, пуговиц и фибул (застежек плащей и рубашек). По некоторым таким деталям учёные восстанавливают общий вид одежды. Кроме того, исследователи, из-за недостатка источников, часто обращаются к материалам соседних народов – жителей Скандинавии или Степи. Привлекают и более поздние русские этнографические материалы – 18 – начала 20 столетий, благо традиции в одежде сохранились до этого времени.

Комплекс мужской одежды включал в себя рубаху, штаны и плащ. На ногах носили кожаную обувь, на голове полусферические шапки с меховыми околышами. Одежду шили из льна и шерсти. Кроме того, в дружинной среде был популярен дорогой иностранный шелк.

Русский князь с дружиной. Первая половина XI века. По материалам археологических находок Киева, Чернигова и Воронежской обл. Источник: Воины эпохи Древней Руси X — XI веков на рисунках-реконструкциях Олега Федорова.

Обязательной деталью древнерусского костюма был кожаный пояс с металлическими деталями. Пояса, которые украшались бляхами, археологи называют наборными. Расцвет русских наборных поясов наступил в X веке. Однако и позже они не вышли из употребления. В частности, пояса с драгоценными металлами упоминаются в княжеских духовных грамотах (завещаниях) XIV – XV вв. Такой пояс был символом высокого положения воина в обществе. Иногда в погребениях встречаются сложные пояса, с несколькими видами бляшек, общее число которых может доходить до нескольких десятков. Бляшки поясов самой различной формы и имеют разный орнамент: трилистники, крины-лилии, геометрические фигуры, растительные завитушки и пр. К поясу подвешивали ножи, небольшие сумочки, украшенные бляхами или чеканными пластинами. Обычно такие сумочки были небольшими – 12 – 14 см в длину и ширину.

Штаны были типа шаровар. О ношении славянами таких шаровар — широких, собранных в сборку у колена, — упоминает, восточный ученый начала X века Ибн Русте. Такие широкие штаны были удобны для верховой езды.

Данных об обуви практически нет. Видимо, русские воины носили типичные для той эпохи кожаные ботинки-полусапоги и сапоги. В ненастную погоду и зимой на обуви носили подковки в виде обувных шипов. Ранние сапоги имели невысокое прямое голенище из двух половинок – передней и задней. Позднее появились более сложные сапоги – с голенищем, которое расширялось вверх, и было скроено из нескольких частей. Носок заострился, а подошву делали многослойной. В 14 столетии у сапога появился небольшой каблук.

На голове носили «русскую меховую шапку», известную по скандинавским сагам. Возможно, она имела колпакообразную форму с меховой оторочкой, такие шапки были широко распространены в степной зоне. Видимо, эту шапку описывают восточные авторы: «Они (русы — автор) имеют обыкновение носить шерстяные шапки со свесившимся хвостом по затылку». А Ибн Фаблан упоминает парчовую шапку, отороченную соболем.

Немного известно о древнерусских плащах, верхней одежде, которая защищала человека от непогоды. Форму плаща восстанавливают по дошедшим изображениям князей на книжных миниатюрах, монетах, печатях. Она была близкой к полукругу, или сектору круга примерно в 140-160 градусов. Возможно, с одно стороны делалась подкройка (небольшой треугольный участок ткани вырезали, а затем края разреза сшивались), благодаря этому плащ плотно облегал плечи. Плащ застегивался с помощью специальной застежки – фибулы, которая располагалась на груди или на боку, под правой рукой.

В костюм русского дружинника входил кафтан. Эта распашная одежда, удобная для конника, была с древнейших времен распространена от Ближнего Востока до степной зоны Евразии. Кафтаны на Руси в 10 столетии встречаются именно в памятниках русской дружинной культуры – курганах Гнёздова, Тимерева, могильниках под Черниговом. Ближайшие родственники русских кафтанов – это кафтаны алан. Кафтаны алан, в зависимости от достатка хозяина, были сделаны из шелка или льна. Некоторые кафтаны подбивались мехом. Русские кафтаны, учитывая более суровые климатические условия, видимо, изготавливались из шерсти. Это подтверждает находка в одном из курганах Гнёздова – верх кафтана был шерстяным, а подкладка – кожаной.

Древнерусский дружинник в распашном кафтане из ткани с набойкой. Вторая половина X века. По материалам Т.А.Пушкиной, Смоленская обл., Гнездовский археологический комплекс, погребение Дн-4.

Источник