Может ли платок помочь спасению?
Требования к внешнему виду в православном храме (отсутствие головного убора для мужчин, юбка и платок у женщин, скромный и опрятный вид для всех) в наши дни знает практически каждый. Нашим современникам они кажутся устаревшими, свидетельствующими о косном, нелиберальном церковном мышлении. «Ведь Бог же смотрит на сердце, а не на внешний вид человека!» – говорят они. Церковные аргументы им кажутся неубедительными.
Однако в духовной жизни христианина все имеет значение: и внешний вид, и поведение, и внутреннее устроение. А в наши дни требования к внешнему виду не только не потеряли своего значения, но и приобрели новое звучание.
Послушание Церкви
Фото с сайта Троицкого собора г. Саратова |
Человек, который только переступает порог храма, попадает в совершенно неведомый ему мир, живущий по своим, не всегда понятным правилам. В числе первых правил, с которыми он знакомится, – требование к внешнему виду. Реакция может быть разная. Он может остаться и смириться перед многовековой традицией, которая кажется непонятной, но достойной уважения. Может уйти, хлопнув дверью, оскорбившись только за то, что его кто-то вздумал учить. А может остаться и соблюдать требования Церкви по своему выбору и эстетическому вкусу (легендарные платки поверх брюк, изображающие юбку, или носовой платок на голове, изображающий головной убор).
Можно с уверенностью сказать, что любой выбранный вариант поведения в дальнейшем обязательно повлияет на духовную жизнь этого человека. Откуда, скажите мне, найдет он в себе силы и решимость (а главное, желание) отказаться от греховных привычек, порвать преступные связи, начать ограничивать себя в еде, если пустяковое требование надеть платок или снять шапку вызывает у него раздражение?
Конечно, ни юбка, ни платок не являются самоцелью. Если женщина случайно проходила мимо храма и захотела зайти помолиться, можно заходить и в брюках. Но в наши дни все чаще не считают обязательным проявлять уважение к христианской традиции, даже если специально идут на службу. С юбками сложнее, а вот платки висят практически в каждом храме – заходи и бери. Однако кто-то берет, а кто-то не считает это нужным.
Мы живем в эпоху «общества потребления», в котором человек воспринимает окружающий мир как большой магазин, где удовлетворяют его потребности. А Церкви в нем отводится место отдела, отвечающего за комфортное состояние души. И Бога здесь принимают ровно настолько, насколько Он решает «лично мои» проблемы. Поэтому любое церковное требование оскорбляет нашего современника.
Как сотруднику собора мне приходится общаться с людьми, которые звонят в храм. К сожалению, зачастую моих собеседников раздражают малейшие трудности, которые возникают в связи с церковными правилами (подготовка к Причастию, беседа со священником перед Крещением). «А нельзя ли попроще?» – спрашивают они.
Но как бы ни менялась идеология мира сего, Церковь остается местом, где человек служит Богу, а не наоборот. Христианство невозможно без жертвы. Если человек своим «я» дорожит больше, чем мнением Церкви, ему будет очень тяжело продолжить путь воцерковления.
Проповедь о Церкви
Часто, даже из уст церковных публицистов, звучит высказывание о том, что раньше платок символизировал именно семейный статус женщины. А в наши дни ничего не символизирует, и потому не обязательно его надевать в храме.
С этим сложно согласиться. Действительно, сейчас замужние женщины одеваются так же, как девицы, бабушки, как их внучки. К сожалению, утрачены национальные особенности повседневной одежды. Ни покрой, ни цена ничего не говорят об имущественном положении человека. Но зато очень часто одежда может свидетельствовать о мировоззрении ее владельца. Как кожаная куртка и железные наклепки выдают рокера, так и платок с длинной юбкой могут рассказать о церковности женщины. И в связи с этим возникает вопрос, а готова ли она молчаливо поведать о своей вере? Хотя гонений нет уже двадцать лет, стремление жить не как все по-прежнему вызывает вопросы и раздражение. Но, с другой стороны, даже один ее вид может напомнить согражданам, что церковные люди живут рядом с ними, а не только в телевизионных передачах и на страницах газет. Ведь мусульманские женщины не стесняются носить традиционную одежду, таким образом свидетельствуя о своих религиозных убеждениях.
Воспитание в Церкви
Одной из главных христианских добродетелей является целомудрие – способность мыслить цельно, трезво, вести себя в соответствии со своим полом и возрастом. Это особенно важно в наше время, когда женщины ведут себя, как мужчины, мужчины изнежены и не способны к принятию решений, как женщины, старики изо всех сил подражают молодым.
Скромная женская одежда приучает и вести себя, и чувствовать именно женщиной, а не героиней известного фильма, которая на вопрос: «Вы мужчина или женщина?» – отвечает: «Какая разница, товарищ!» Ведь такое нивелирование ничего, кроме боли, самой женщине не приносит.
Можно, конечно, думать, что так сильно изменились времена, что мы в любом виде можем чувствовать и вести себя благочестиво и благоговейно. Но недаром же писал прп. авва Дорофей: «Иное расположение души у человека, едущего на коне, иное у сидящего на престоле, и иное у сидящего на земле, иное у носящего красивую одежду, и иное у носящего худую». И не стоит полагать, что великий авва имел в виду всех, но только не нас с вами.
Источник
Платок в храм
Другие названия: головной покров, традиция покрытия головы, как одеваться в храм
Суть традиции. Почему нужно носить платок в церкви?
По традиции православные христианки, собираясь в храм, надевают платок. Этот обычай имеет основание в Священном Писании: в своем послании к жителям г. Коринф святой апостол Павел пишет, что женщина во время молитвы должна покрывать свою голову.
Для чего это нужно? И должна ли носить платок незамужняя девушка, у которой нет мужа, знаком «власти» которого является платок? Ходить ли в платке только в храме или везде? И, наконец, что делать, если как раз мужу-то Вы и нравитесь с непокрытой головой? Попробуем разобраться.
Обязательно ли православной христианке носить платок?
Для начала отметим, что к любому церковному правилу можно отнестись по всей строгости – это называется акривией, т.е. точным соблюдением закона, а можно – со снисхождением, что именуется икономией. В Церкви есть Заповеди, обязательные к исполнению, – нарушив их, мы совершаем тяжелый грех, то есть фактически отпадаем от Церкви и спасения, пока не покаемся. А есть правила, которые помогают в воспитании души, но не являющиеся условием, без соблюдения которого невозможно спастись. К таким правилам относится ношение женщиной платка.
Апостол Павел говорит, что женщина должна носить платок, «когда молится». Но молиться мы призваны постоянно, а не только во время богослужения. Соответственно, в идеале, голова у женщины должна быть покрыта всегда.
• Кто имеется в виду под словом «жена»: замужняя женщина или любое лицо женского пола?
Вероятно, речь идет обо всех женщинах и достаточно зрелых девушках. Во всяком случае, духовный писатель II века Тертуллиан в своем сочинении «О покрывале девственниц» уделяет внимание платкам, которые должны носить девы и призывает ходить с покрытой головой и девушек, готовящихся к замужеству, и тех, кто решил хранить девство ради Бога.
• В знак чьей власти мы носим платок?
Можно предположить, что речь здесь идет не только о муже, супруге, но и о послушании Богу, о признании своего места в обществе. Иначе что бы могли означать следующие слова – что головной покров жена надевает «для ангелов»? Вопрос, зачем ангелам нужно, чтобы христианка носила платок, излишен: мы слишком мало знаем о «психологии» Небесных сил, чтобы ответить на него.
С психологической точки зрения платок – это знак верности и скромности. В дискуссиях о том, носить ли его, часто звучит аргумент: «Зачем вообще обращать внимание на такие мелочи?» Но если ношение платка это мелочь, почему же так многие восстают против него и так мало женщин, носящих головной покров вне храма? Наш внешний вид сильно влияет на наше настроение, самоощущение, а соответственно – и на поведение, и в конечном итоге на характер. Выбирая из послушания Богу платок, верующая женщина укрепляет свою преданность Богу. И, конечно, платок приучает к скромности и целомудрию.
Стоит отметить, что апостол Павел, призывая женщину носить головной покров и указывая на ее подчиненное положение, вовсе не унижал ее. Ведь он говорил не только о молящейся, но и о пророчествующей жене. Признать за женщиной потенциальную возможность стать пророчицей – значит вознести ее на большую высоту. И, хотя в наше время, в отличие от первохристианского, благодатный дар пророчества почти не встречается, деталь эта важна для понимания текста.
Но, как мы уже говорили, ношение платка это действительно далеко не главное в вере. Если это вызывает конфликты в семье, неуместно на работе и т.п., «идти напролом», конечно, не стоит. Стоит упомянуть, что некоторые христианки, считающие для себя полезным ходить с покрытой головой, но не имеющие такой возможности, повязывают вокруг головы ленту или надевают ободок – как некую замену покрова.
Покрывать ли голову вне храма – личное дело каждой женщины. Идя же в церковь, из уважения к традиции стоит надеть платочек или любой другой головной убор. И, конечно, гораздо более важна, нежели ношение платка, заповедь о неосуждении. Женщина в платочке не должна превозноситься над не имеющей его, а той, в свою очередь, не следует обвинять сестру по вере, имеющую покрытую голову.
Носят ли платок в храм в Греции?
Традиция носить платок в храм сохранилась не во всех православных странах. Зайдя в церковь в Греции или Сербии, вы почти не встретите женщин в платочках. Это связано с печальной историей этих стран: турки, завоевавшие их, запрещали христианкам покрывать голову, чтобы таким образом унизить их и отличить от мусульманок. За столетия турецкого ига женщины привыкли ходить непокрытыми. Впрочем, святой Косьма Этолийский, радевший о просвещении греческого народа и возрождении его национального духа, призывал христианок молиться с покрытой головой и даже раздавал им платки.
Как завязать платок в храме и вне его?
Мы уже упоминали, что платок – не единственный вариант покрова на голову, рекомендованного святым апостолом Павлом. В храм можно надеть берет, шапку, шляпку и т.п. – даже кепку, лишь бы это выглядело уместно, не мешало богослужению и другим молящимся (к примеру, в шляпе с широкими полями неудобно подходить к Причастию, т.к. можно толкнуть Чашу).
Конечно, платок должен быть чистым и аккуратным – христианка своим внешним видом проповедует красоту веры, ее облик не должен отталкивать от Церкви.
Как правило, платок надевают таким образом, чтобы лоб был открыт – надетые «в нахмурку» черные покрывала это удел монастырских послушниц. Можно повязать платочек сзади, под подбородком, либо обернуть его вокруг шеи. Цвет платка может быть любым – хотя многие подбирают его в соответствии с отмечаемым Церковью праздником, по аналогии с облачениями священнослужителей (на Рождество белый, на Пасху красный, на Богородичные праздники голубой, Великим постом темный и т.п.)
В наши дни можно увидеть красивые дизайнерские платки в виде капюшона с пелериной, повойники, сшитые по мотивам русского народного костюма и т.п. Выбор модели – дело вкуса каждой женщины.
Источники
Апостол Павел писал:
«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов». (Кор., 11, 3-10)
Тертуллиан в своих трактатах писал:
«Люди, желающие чтобы девицы были с откровенною главою (1 Кор. 11.5), стараются доказать, что Апостол, повелевая женам покрываться, разумел тут не весь женский пол, но одних замужних женщин, и что, не наименовав при сем случае девиц, тем самым изъял их от такой обязанности. Они говорят, что Апостол не обинуясь мог бы прямо сказать: жены и девицы или весь женский пол.
Рассуждающие таким образом, должны бы припомнить, что в древнейших писаниях имя жены всегда означало весь женский пол, а не часть его. Бог назвал Еву женою, прежде даже, нежели познала она мужа, и чрез то ознаменовал пол ее в общем виде. А как Ева, прежде, нежели познала мужа или прежде замужества, названа женою, то имя сие, очевидно, приличествует и девицам. Апостол вдохновенный тем же Духом, каким исполнена книга «Бытие» и прочие Писания, должен был выражаться в том же смысле, и наименовал женами всех уподобляющихся Еве, когда она была еще девою». («О покрывале девственниц»).
Источник
Должна ли христианка носить платок вне храма?
Вопрос о том, обязуется ли христианка носить платок вне храма не теряет своей актуальности на протяжении многих веков. Все дело в том, что чёткого пояснения, кроме единственного упоминания в Священном Писании нет. Хотя в нём отмечено, что всякая жена, которая молится с открытою головой, постыжает свою голову. Жена согласно писанию, считалась во власти мужа, а он причислялся к образу, а также славе Бога, то жена не должна показываться на людях без накидки на голове в виде платка. Поэтому в Священном Писании прописано, что жена должна на голове иметь своей знак власти над ней, для Ангелов.
Нужно ли христианке носить платок вне храма
Издавна считалось, что христианка, вышедшая замуж обязательно должна была непременно носить на голове платок, тем самым символизируя верность и принадлежность своему мужу. Основываясь на таком высказывании, женщина не желающая или попросту отказывающаяся покрывать голову, считалась простоволосой, что приравнивалось к порочности. А это являлось неподобающим поведением для православной христианки, и её за это осуждали, так как она оскверняла своего мужа и Бога.
Справка! Девственницам в древности было разрешено не прятать волосы под платком и даже дозволялось причащаться без обозначенного головного убора. По сей день такое положение остаётся пока что неизменным.
Мнение церкви
Что касается мнения церкви, то оно однозначно, и священники призывают носить православным, замужним женщинам платки не только во время посещения церкви или храма, при обращении к Богу в молитвах, но и в повседневной жизни. Но в теперешнем обществе не всегда головной атрибут в виде платка будет гармонировать с дресс-кодом, установленный в компаниях для сотрудников. Поэтому строгих требований к ношению платков священнослужители не предъявляют, но и не одобряют такие поступки с точки зрения православной веры. Хотя не создают для людей препятствий, которые ещё не крепки в своей вере, но находятся на истинном пути.
Подводя итог, следует сказать, что православные женщины, которые действительно верны своей вере не только душой, придерживаются установленных канонов и стараются одеваться в сдержанной форме, дабы не искушать невоздержанные взгляды противоположного пола. Но восприятие установленных церковных канонов в нынешнее время может трактоваться людьми по-разному основываясь мерой своей испорченности.
Источник
Почему православные женщины обязаны носить платки
Нaвeрнякa вce знaют o тoм, чтo мужчины, зaхoдя в прaвocлaвный хрaм, в oбязaтeльнoм пoрядкe cнимaют гoлoвныe убoры, жeнщины жe, нaпрoтив, дoлжны пoкрывaть гoлoву. Oбычнo при пoceщeнии цeркви прихoжaнки пoльзуютcя плaткaми. A cущecтвуют ли кaкиe-тo прaвилa, coглacнo кoтoрым cлeдуeт пoвязывaть плaтoк?
Зaчeм нужeн плaтoк?
O тoм, чтo жeнщинe cлeдуeт пoкрывaть гoлoву, глacит eщe пeрвoe пocлaниe кoринфянaм: «… вcякaя жeнa, мoлящaяcя или прoрoчecтвующaя c oткрытoю гoлoвoю, пocтыжaeт cвoю гoлoву, ибo этo тo жe, кaк ecли бы oнa былa oбритaя» (1Кoр.11:4-5). В тo врeмя кoрoткaя причecкa у жeнщины cчитaлacь пocтыднoй, пoтoму в дaннoм рeлигиoзнoм тeкcтe и упoминaeтcя «oбритaя гoлoвa». Coглacнo хриcтиaнcкoму учeнию, oбнaжeннaя гoлoвa мужчины укaзывaeт нa eгo пoдчинeниe Бoгу, a пoкрытaя гoлoвa жeнщины – нa пoдчинeниe мужчинe. Aпocтoл Пaвeл пиcaл: «… вcякoму мужу глaвa Хриcтoc, жeнe глaвa — муж, a Хриcту глaвa – Бoг» (1Кoр.11:3).
Игумeн Нeктaрий (Мoрoзoв) пишeт o тoм, чтo издрeвлe плaтoк являлcя внeшним прoявлeниeм блaгoчecтия. Oднaкo, пo cлoвaм игумeнa, этo «внeшнee» нe cтoит cбрacывaть co cчeтoв, тaк кaк oнo нaпoлнeнo внутрeнним cмыcлoм, a в чacтнocти прoявлeниeм cмирeния, прeнeбрeжeниe кoтoрым ни к чeму хoрoшeму нe привeдeт.
Цвeт плaткa
Пo мнeнию бoльшинcтвa бoгocлoвoв и cвящeннocлужитeлeй, в цeркви нeумecтны вычурныe бaнты и яркиe риcунки. Cвятoй Aрceний, кoтoрый был oчeнь cтрoг в oтнoшeнии oдeжды, прeднaзнaчeннoй для хрaмa, нe eдинoжды прocил oдну жeнщину избaвитьcя oт излишнe пecтрoгo плaткa, нo тa eгo нe cлушaлa. Oднaжды cвятoй прeдрeк мoдницe, чтo у нee будут умирaть млaдeнцы, пoкa oнa нe cтaнeт нocить бoлee cкрoмный плaтoк. Кoгдa прoрoчecтвo иcпoлнилocь, жeнщинa нaкoнeц пoкaялacь и выбрocилa яркий гoлoвнoй убoр. Прeпoдoбный Eфрeм Cирин тaкжe призывaл вeрующих нocить cкрoмную oдeжду.
В coврeмeннoй цeркви cлoжилиcь oпрeдeлeнныe трaдиции, кacaющиecя цвeтoв гoлoвных убoрoв. Тaк, в тeчeниe Вeликoгo пocтa вeрующиe oбычнo нaдeвaют плaтки чeрнoгo цвeтa, в Пacху – крacнoгo, нa Трoицу – зeлeнoгo, a в Бoгoрoдичныe прaздники – гoлубoгo. В другиe дни прихoжaнки oбычнo пoвязывaют нa гoлoву бeлыe плaтки.
Cпocoбы нoшeния
Трaдициoннo в Рoccии жeнщины зaвязывaли кoнцы плaткa пoд пoдбoрoдкoм или зaкaлывaли их булaвкoй. Пocлeдний cпocoб иcтoрик Г. Мacлoвa в cвoeй книгe «Нaрoднaя oдeждa руccких, укрaинцeв и бeлoруcoв в XIX — нaчaлe XX вeкoв» нaзывaeт oдним из caмых дрeвних. Этo cвязaнo c тeм, чтo имeннo дaнный oбрaз oкaзывaлcя нaибoлee пoхoжим нa изoбрaжeниe нa икoнaх Бoгoрoдицы.
Oднaкo иeрoмoнaх Рoмaн (Крoпoтoв) нa caйтe Cвятo-Пaфнутьeвa мoнacтыря oтвeтил oднoй из прихoжaнoк, чтo, пo eгo мнeнию, плaтoк мoжнo нocить, кaк угoднo. Caм жe oн cчитaeт cтрaнным, кoгдa нeкoтoрыe cвящeнники утвeрждaют для гoлoвных убoрoв излишнe cтрoгиe прaвилa.
Источник
Нужно ли православной христианке постоянно носить платок?
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужно ли православной христианке носить постоянно платок? У меня много подруг мусульманок, и они ходят в хиджабах. Я знаю, что раньше и православные, особенно старообрядцы, носили платки. Но есть ли какое-либо конкретное основание носить христианам постоянно платки в Священном Писании? Есть ли там прямое, неоспоримое указание на это? И я слышала, что только замужние раньше носили платки, а что же девицы? Разве не все равны перед Господом? А если сейчас идет христианка по улице в платке, на нее косо смотрят и даже иногда осуждают? Осуждают за что? За благочестивый вид? Почему сейчас наше общество это так воспринимает? Спаси Христос!
Доброго здоровья! Да, нужно.
Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову: ибо это то же, как если бы она была обритая налысо; а если жене стыдно быть обритой, пусть покрывается (Послание ап. Павла к Коринфянам, 11, 5-11).
По поводу замужних женщин: им во время венчания священник благословляет повойник и возлагает на голову. Покрытая голова символизирует, что она замужняя, имеет верность своему мужу, повинуется и принадлежит ему, тем самым повинуясь и Богу. Если замужняя женщина ходит с непокрытой головой, то есть простоволосая — это символизирует о её порочности, то есть поведении, не соответствующем православной христианке.
По поводу того, кто как воспринимает христиан или за что-то осуждает. Тут каждый воспринимает в меру своей испорченности. Жизнь христиан нелегкая, во все времена к христианам относились и относятся по-разному. В любом случае — это не наша проблема. Кому мы хотим угодить, Богу или людям? Враг рода человеческого — дьявол, применяя разные уловки, сбивает христиан с доброго пути. И если мы христиане, то мы должны соответствовать этому высокому званию — и душой, и внешним поведением, наружным обликом. Нужно одеваться скромно, опрятно, не вызывающе: юбка или платье не выше колен, блузка не в обтяжку, чтобы не оказаться соблазном для невоздержанных взглядов. Девица, если она действительно девица, немного в другом положении: она имеет право не носить платок в обычной жизни. В древности девицы даже причащались без платка (как Христова невеста).
О разделе
Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.
Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!
Источник