Меню

Как чеченки завязывают платок косынку



Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

«Повернула платок на своей голове, и все мертвые ожили. «. О женском платке на Северном Кавказе.

О женском платке на Кавказе написано очень много — и академических исследований, и восторженных стихов, и нелепых журналистких статей, описывающих его чуть ли не как символ дикости и невежества. В традиционном женском костюме платок, конечно, имел не только прагматическое значение, но и был многозначным символом — манера завязывать платок выступала как региональный маркер, платок также маркировал статус женщины, как социальный, так и материальный. Как символ и знак женский платок присутствовал во многих важных ритуалах — от свадебного до похоронного.

Платок как женский головной убор является древним элементом костюма. Исследователь костюма народов Северного Кавказа Звездана Доде пишет, что самый ранний платок в северокавказских некрополях обнаружен в могильнике Амгата VII–IX вв. : «Это большая холщовая шаль, отделанная шелковой каймой, подобная византийским мафориям, которые изготавливались из однотонной ткани и украшались цветной каймой, обрамляющей лицо. В аланском костюме такой платок мог появиться в результате тесных контактов с Византией, как подражание оригинальным византийским облачениям, которые аланская знать получала от Константинопольского двора».

О том, как завязывали платок столетия назад, можно только предполагать. Исследования женского костюма, сделанные на Кавказе еще в период СССР, а также рисунки художников, побывавших в регионе в 1920-х -1960-х гг. , остаются неоценимым источником при реконструкции комплекса одежды на Северном Кавказе.

Платок (шаль) могли складывать углом и накрывали голову, все концы спускались на спину и висели свободно — так носили платки в Осетии, Чечне и Ингушетии.

В Черкесии и Кабарде платок (вернее, тонкую шаль) девушки носили поверх шапочки.

Платок также мог набрасываться на голову свободно. Именно различные способы повязывания платка отличали девушку от женщины.

Е.Н. Студенецкая, известный советский этнограф, писала, что разная манера повязывания платка в зависимости от возраста объясняется разным отношением в культуре к женским волосам. Для девушек показывать свои волосы было вполне допустимо, тогда как рожавшие женщины должны были их тщательно скрывать.

В Дагестане, как отмечает этнограф С.Ш. Гаджиева, “способы ношения платка имели некоторые возрастные особенности. Женщины и молодые девушки откидывали оба конца за одно плечо, пожилые один конец забрасывали за плечо, другим покрывали голову. Женщины Южного Дагестана – лезгинки, цахурки, табасаранки – конец платка обертывали вокруг головы таким образом, что он напоминал чалму. Пожилые лезгинки, накинув платок на голову и откинув его концы назад, перекрещивали их у затылка и завязывали узелком спереди, как пояс (лезгины)”.

З. Доде приводит сведения П. Прцжеславского, согласно которым «в середине XIX столетия в Дагестане девушки носили челку и по обеим сторонам лица оставляли довольно длинные локоны, а женщины тщательно убирали волосы в головной убор, но обрамляли лицо открытыми прядями волос».

Та же С.Ш. Гаджиева, собиравшая полевой материал среди кумыков, уточняет, что “в прошлом женщины выпускали на виски локоны, спускающиеся на грудь нередко до пояса. На семейных фотографиях начала ХХ в. еще можно увидеть обрамляющие лица длинные локоны, ниспадающие на грудь. Прятали локоны только во время траура”.

В Дагестане взрослые женщины надевали платок поверх чухты – специального головного убора, тщательно скрывавшего женские волосы.

При всех нюансах добротный, дорогой и красивый платок — обязательный элемент девичьего приданого. “Больному нужно бычье здоровье, девушке на выданье – шелковый платок”, — говорили балкарцы и карачаевцы.

Интересно, что при всем многообразии завязывания платков, он ни в коем случае не был элементом одежды, который абсолютно сковывал женское начало, словно ограничивая женскую красоту — у женщины оставались открытыми уши и шея, и часто изысканные серьги ручной работы, виднеющиеся из- под платка, дополняли изящество женского облика. Традиция полного укрытия волос приходит только с середины XIX в., в результате распространения исламской проповеди.

Платок на Северном Кавказе еще и символизировал женскую честь. Публичное срывание женского платка приравнивалось к публичным поцелуям или объятиям, считалось насильственным действием и влекло суровое наказание по адатам. Вспомним, что и в русской традиции “опростоволосить” женщину — значит, опозорить ее, оскорбить, задеть ее репутацию.

На Северном Кавказе, как известно, женщина публично могла снять платок только в одном случае — если была намерена помирить кровников или прекратить кровопролитие.

Интересно, что во многих исторических источниках и фольклорных текстах при описании такого рода эпизодов акцент делается не на снятии платка, а на обнажении женских волос. Например, З. Доде приводит слова подполковника русской армии, автора историко-этнографического описания горных районов Северного Кавказа второй половины XVIII в. Штедера: “. когда они (женщины) вмешиваются в кровавые схватки с криками и распущенными волосами, то все, пристыженные, вкладывают сабли в ножны и расходятся до более благоприятных обстоятельств”.

Звездана Доде считает, что дело совсем не в платке, который в данном случае выступает как граница между кровниками, а в том, что женщина обнажает свои волосы.

Северокавказский фольклор — эпос, сказки — содержит множество сюжетов, указывающих на то, что женшине, которая, обращаясь с просьбой, снимает свой платок, нельзя отказать. Такой отказ воспринимается как нарушение традиции.

Неслучайно платок в нартском эпосе и в сказках народов Северного Кавказа — предмет волшебный, способный оживлять мертвых или превращаться в другие предметы.

З. Доде приводит в подтверждение своей версии осетинские предания и черкесскую сказку: “Тебя выручил твой конь, среди них были юноши и получше тебя, и если [они] оживут, то не позволят тебе взять меня в жены”. – “Нельзя иначе, ты должна их оживить”, – сказал Амзор. Саумарок Бурдзабах повернула платок на своей голове вправо, и все мертвые ожили” (Нарты 1989 II: 375).

В черкесской сказке платок выручает свою хозяйку, помогая ей преодолеть пре-

пятствие: “Ну погоди же, я отомщу тебе за сыновей! – крикнула старуха-цеунеж и бросила свой платок на море. Платок обратился в медный мост. Старуха перешла по нему через море, а затем сняла с воды свой платок” (Сын медведя Батыр 1940: 84).

Известный современный исследователь женского пространства на Северном Кавказе Ю.Ю. Карпов проанализировал мотивацию закрытия женских волос, существующую у народов Северного Кавказа. Автор соглашается со своими коллегами, которые неоднократно говорили о связи женских волос с силами плодородия.

Но главной в ритуале обнажения или сокрытия женских волос Ю.Ю. Карпов считает связь женских волос с природными стихиями и демоническими силами. Контакт с женскими волосами опасен, а через сокрытие женских волос устанавливается контроль за теми силами, которые воплощает женская стихия.

Карпов обратил внимание на то, что в культурах многих народов Северного Кавказа существует обряд снимания покрывала с головы новобрачной, который осуществлялся при помощи орудия “покорения”, “обуздания” стихии – кинжала, сабли или стрелы.

З. Доде считает, что предположение о связи женских волос с природными стихиями можно применить к ситуации примирения кровников посредством женского платка. «В реальности не “волшебные” свойства последнего заставляли мужчин опустить оружие, а просьба прекратить кровопролитие, ассоциирующаяся с обнажением женщиной головы и магией ее волос. В этой связи уместно привести вайнахскую пословицу: “Когда обнажилось темя женщины, гром загремел”. Просьба не обязательно была вербальной, достаточно было жеста, понятного носителям традиции».

Читайте также:  Гелевые перчатки для ухода за кожей рук

Источник: Доде З.В. Платок и хиджаб. Папаха и чалма. О национальных и конфессиональных традициях в культуре народов Северного Кавказа // Этнографическое обозрение. 2013. №4. С. 129-153.

Источник

Как одеваются чеченки, живущие в Грозном: реальные фото с улиц чеченской столицы

До некоторых пор я была убеждена в том, что женщины, живущие в Чечне, ходят по улице исключительно в хиджабах, полностью скрывающих их тело. Каково было мое удивление, когда я увидела их истинные наряды. К слову сказать, некоторые из них показались мне даже очень стильными и красивыми.

В хиджабах тоже ходят

Первое, на что мне хотелось бы обратить внимание читателей, так это то, что в хиджабах чеченские девушки действительно ходят, но, как показывает практика, с годами его вид сильно изменился.

Носить хиджаб здесь никто никого не принуждает, даже несмотря на то, что это требование религии. Однако многие женщины предпочитают надевать его добровольно, выражая таким способом уважение к национальным традициям. Девушек, надевающих хиджаб, уважает общество — к ним относятся с особенным почтением.

Большинство женщин ходит в платках

На улицах Грозного можно встретить огромное количество женщин в платках, под которыми надежно спрятаны волосы. Их надевают даже те женщины, которые не носят хиджаб, но желают придерживаться национальных традиций и выглядеть скромно, неброско.

Юбки и длинные платья

Все чеченские женщины, без исключения, носят юбки и платья (в основном, в пол, но иногда встречаются модели ниже колена — это здесь воспринимается чуть ли не как мини).

Согласно чеченским традициям, у женщины должно быть прикрыто все, кроме кистей рук и лица. Правда, данные правила соблюдают далеко не все — видимо, на культуре уже сильно отразилось влияние русского мира (многие парни и девушки стараются выглядеть максимально современно).

Обувь

Большим удивлением для меня стало то, что очень многие чеченки предпочитают носить обувь на высоких каблуках. Вообще, хочу отметить, что местные женщины обожают следить за собой и демонстрировать свою женственность всеми доступными способами (оголяться нельзя, поэтому они то каблуки наденут, то платье выберут облегающее, но очень длинное — смотрится красиво).

Однако много на улицах Грозного и женщин, предпочитающих удобство и комфорт — их обувь на низком ходу, но она всегда элегантная и стильная (в кроссовках и кедах женщин видела очень редко, но они встречаются).

Меха повсюду

В холодное время года все женщины Грозного облачаются в шубы и верхнюю одежду с меховыми вставками. Удивительно, но кроме шубы у любой чеченской девушки обязательно должна быть сумка известного бренда (или, хотя бы, ее подделка).

Продавец одного из местных магазинов объяснила мне, что столь большая любовь к мехам объясняется тягой к демонстрации собственной роскоши и состоятельности мужчины. Она же рассказала мне, что местные дамы любят не только натуральные меха, но и верхнюю одежду из натуральной кожи змеи.

Что выделяет богатых женщин

Жены состоятельных мужчин сильно не выделяются из толпы, но бывают и исключения. На улицах Грозного можно встретить дам в ярких нарядах, сшитых из дорогих, натуральных тканей, с обилием украшений — это те самые женщины, которые обеспечивают комфортный быт состоятельных мужей.

Ходит ли кто-то в брюках?

Увидеть на улицах Грозного женщину в брюках — это большая редкость, но, тем не менее, и это возможно. В первый день своего пребывания в чеченской столице я прогуливалась по улице в джинсах и толстой спортивной кофте (было довольно прохладно). Честно говоря, уже спустя час прогулки я стала себя ощущать очень неловко: прохожие косились на меня, а двое парней даже подошли познакомиться, непрозрачно выражая свои намерения.

На фоне идущих мимо женщин я очень сильно выделялась: за несколько часов прогулки я видела еще двух девушек в брюках и одну в короткой юбке. Самое удивительное то, что они, как и я, имели славянскую внешность (видимо, тоже оделись, не подумав о местном менталитете и особенностях чеченских традиций).

Источник

Женский платок – символ нравственности чеченцев

761078 16.09.2010 Акция, организованная патриотическим клубом «Рамзан» при поддержке Исламского университета — «Как должна одеваться чеченская женщина» — в Грозном Саид Царнаев/РИА Новости

Зударийн йовлакх — божарийн мах. / Х-А. Кадыров /

— Женщина на Кавказе всегда являлась хранительницей общинных культурных традиций, а вместе с этим — традиционных форм одежды, текстильного ремесла и шитья, при этом, не выходя из замкнутого круга архаичной монокультуры, — отмечают многие авторы.

Чеченский традиционный костюм стал как бы зоной сохранения локальных этнических особенностей и оставался самобытным вплоть до XX в. Замкнутость быта горянки, внутриобщинные браки, суровые нравы и обычаи влияли на сохранение исконно национальных форм одежды. Комплекс женской одежды был закрыт для различных внешних влияний, а если даже что-то перенималось, то очень медленно и осторожно.

Более точно о характере женской одежды можно судить по сохранившимся вещественным образцам, относящимся в основном к XIX — нач.XX вв. Большинство артефактов находятся в музеях, у хранителей и в частных коллекциях.

Головной убор — один из интереснейших предметов в сложной системе компонентов, входящих в народный костюм чеченцев.

Костюм наряду с языком, мифом и обрядом чаще всего образует единую знаковую систему и представляет собой своеобразный социокод, фиксирующий определенные характеристики конкретной культуры. В знаковой системе традиционного костюма именно головной убор, кроме эстетического и практического назначения, несет, пожалуй, самую сложную смысловую нагрузку, являясь маркером половозрастной, социальной и этнической принадлежности человека.

Практически каждый головной убор несет также информацию о месте проживания владельца, его социальном статусе, профессии, а также времени создания вещи. В традиционной культуре чеченцев головной убор – своеобразный знак чести и достоинства у мужчин, а платок – знак чистоты, преданности, целомудрия у женщин. Подарить папаху приравнивалось к братанию, тогда как платок женщины имел еще большую сакральную силу.

В горах джигиты ссорились, бывало,

Но женщина спешила к ним и вдруг

Платок мужчинам под ноги бросала.

И падало оружие из рук.

О женщины, пока в смертельной злости,

Не подняли мечей материки,

Мужчинам под ноги скорее бросьте

Свои в слезах намокшие платки.

Р. Гамзатов

В традиционной культуре женщин-чеченок платки составляют неотделимую часть их национальной одежды.

Девичьи головные уборы. Женский головной убор представляет довольно сложный комплекс, несущий в себе значительную информацию. Он позволяет отличить девушку от замужней женщины, а иногда дает и более точные подробности (различались головные уборы просватанной девушки, вдовы, старухи и т.п.). В нем часто устойчиво сохранялись архаические черты, отдельные его элементы имели охранно-магические функции.

Читайте также:  Свадебное платье своими руками без машинки

Откровенно говоря, женщина с непокрытой головой у чеченцев издавна воспринималась как морально, так и нравственно неполноценной. По чеченскому менталитету платок всегда являлся символом нравственности, а его отсутствие – безнравственностью. Другое дело, что гласит по этому поводу официальный закон.

В данном случае правомерно поставить вопрос: является ли пропаганда нравственных и моральных устоев чеченского общества нарушением законов страны или нарушением каких-либо статей УК страны? Конечно, нет!

Тогда что же такого противозаконного высмотрели инициаторы обращения по поводу ношения платка и инициаторы этого ажиотажа вокруг платка. Может быть, им не нравится, что мы хотим сохранить свое лицо и вернуть прежний статус своим национальным обычаям? Меня все поддержат в том, что лучше ходить в платках, чем голыми врываться в Божий дом.

Почему даже в этом случае объектом нападок избрали нас? То лезгинка наша кому-то не нравится, то платок «вокруг горла обмотался». Неужели до сих пор не понятно, что чеченцы никогда не перестанут танцевать лезгинку, а чеченки – носить платки? Наверное, мы никогда не перестанем терпеливо разъяснять наше отношение к этой навязанной проблеме, а при необходимости давать и достойный отпор тем, кто пытается оторвать нас от наших национальных корней и традиций.

В данном конкретном случае речь идет о соблюдении традиции, связанной с формой одежды и узаконенной тысячелетним обычаем. Думаю, многие согласятся со мной в том, что ношение платка в определенном смысле является большим искусством. Красиво повязанный платок – это ухоженная голова девушки или женщины, что создает кроме всего и эстетический эффект в обществе. И это, в конце концов, информация к размышлению. Ибо пышная укладка волос, обрамленная волнами платка, это – своего рода таинство, игривая прическа школьницы, скрытая косынкой – немалая загадка для молодого человека, а подвязанный под подбородок платок – может свидетельствовать о трагическом периоде в жизни женщины.

А пропаганда ношения платка, кстати, ведется не в пику кому-либо или назло женщинам, а во избежание нравственной деградации общества и во имя сохранения национальной самобытности и культурной самодостаточности, отличавшей чеченский народ на протяжении его тысячелетней истории.

Между тем отмечу, что проблема духовно-нравственного возрождения населения стоит очень остро во всех регионах Российской Федерации. В этом процессе активно задействовано духовенство: в мусульманских регионах – работники муфтиятов и имамы на местах, в христианских – священники и предстоятели церквей и т.д. Особо отмечаем, что в Чеченской Республике работа по духовно-нравственному воспитанию населения, а особенно подрастающего поколения, ведется глубоко, всесторонне и эффективно. Эта работа может стать примером для других.

Как позитивный результат на общем фоне мы имеем колоссальное преимущество перед всеми остальными регионами России, которые буквально стонут от распущенности, алкоголизма, наркомании и криминала. И в достижении этого нравственного, морального, духовного преимущества, скажу без преувеличения, многое сделал Глава Чеченской Республики, Герой России Р.А. Кадыров, демонстрируя высокие качества своей души, похвальную во всех отношениях искреннюю приверженность к нашим народным обычаям и традициям.

Почему же злопыхатели, раздувающие клеветнические мифы с использованием провокационных идеологических штампов типа пресловутой «шариатизации Чечни», не говорят об этом? Ведь каждый шаг Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова направлен на усиление как самой России, так и на укрепление дружбы народов, её населяющих, и соответствует букве российских законов и нормам шариата.

Поэтому попытки как известных общественных деятелей России, так и их последователей, стремящихся дискредитировать идею духовно-нравственного воспитания населения Чечни, считаю недостойными как с моральной, так и с идеологической точки зрения.

В свое время в республике проводилась кампания под лозунгом «Долой косынки!». Не прошел партийный лозунг. Горцы знали, что женский платок приносит мир и согласие в их дома. Ношение платка с давних пор основывается на нормативной этике вайнахов. Во-первых, обычай ношения платка возник на определенном этапе развития общества и закреплял социальное и нравственное положение женщины. Любой обычай удовлетворяет определенные потребности людей. В данном случае платок на голове женщины, как обычай и традиция, появился как фактор, предающий гласности некоторые социально значимые качества женщины, а точнее – ее верность.

С точки зрения нормативной этики платок, его наличие или отсутствие являются показателем стойкости женщины, ее нравственной чистоты.

Необходимо знать, что платок – это фактор нравственного равновесия общества, фактор гармонизации взаимоотношений между женщинами и мужчинами даже старших и младших поколений.

Но, к большому сожалению, наши идеологические недруги не понимают, что женщина в чеченском обществе пользовалась прежде огромным уважением и почетом…

Повторимся, еще в недалеком прошлом женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставлял опускать занесенные кинжалы и ружья, направленные друг на друга в яростной схватке.

Почему же именно платок обладал столь магической силой? Есть следующие объяснения как версия.

В период матриархального строя у предков вайнахов возникли женские общества, которые в устном народном творчестве «дожили» до сегодняшнего дня.

Были у вайнахов три богини (три гурии) – Маьлха-Аьзни (богиня красоты), Дика (богиня добра), богиня Дари де Куока, или Маша бузу Куока (богиня мира), которая ткала «материю», т.е. мир.

Когда у богини Маша бузу Куоки обрывалась нить, то, по преданию, между народами начиналась война и продолжалась до тех пор, пока она не соединит нить. То есть, если богиня ткала, то народы жили в мире. Кусок материи (или женский платок), брошенный между людьми, народами, естественно, означал, что между ними встала богиня мира. Люди верили в волшебство женского платка, символизировавшего богиню мира и соответственно на него реагировали. Платок был необходимым звеном в регулировании взаимоотношений людей, это была последняя возможность потушить гнев и остановить смерть.

Этот прекрасный вайнахский обычай – использовать белый платок мира для примирения враждующих заимствовали все кавказские народы и умело его применяют. В последний раз, как фактор примирения, платок был брошен чеченками в один из напряженных дней 1994 года.

Одна из ироний современного мира – отношение к женскому головному убору в разных культурах. В одних случаях головной платок на голове у женщины почитается как знак святости, когда его надевают католические монахини, а в других – подвергается брани, как знак притеснения, когда его надевают мусульманские женщины из соображений скромности и благочестия.

Сегодня некоторые европейские страны прилагают значительные усилия, чтобы законодательно ввести запрет или ограничение на ношение головных платков (хиджабов) мусульманками. Такие законодательные акты подрывают основы терпимости и равенства в обществе, которое борется за плюрализм и свободу вероисповедания. В настоящее время Франция рассматривает возможность полного запрета на ношение платков (хиджабов) в школах. В двух землях Германии предложен законопроект, запрещающий ношение платков в общеобразовательных учреждениях.

Далее речь пойдет о хиджабе, благочестии покрытия головы мусульманскими женщинами, в сравнении с иудейско-христианской традицией ношения головных уборов женщинами.

Читайте также:  Как украсить мини платье

Хиджаб или платок?

Некоторые на Западе считают головной платок, который традиционно носят мусульманские женщины из соображений благочестия, величайшим символом притеснения и зависимости. Посмотрим, как же обстоит дело в иудейско-христианской традиции, и попытаемся установить историческую правду. Как пишет иудейский раввин Мэнхэйм М. Брэйер (профессор библейской литературы в университете Иисуса Навина) в своей книге «Еврейские женщины в раввинской литературе», выходя в люди, еврейские женщины по традиции покрывали голову, часто закрывая всё лицо и оставляя открытыми только глаза. Он цитирует некоторых знаменитых древних раввинов, которые говорили, что «не подобает дочерям израилевым ходить с непокрытой головой» и проклинали тех, «кто позволит жене своей ходить с непокрытой головой, …а женщина, которая откроет свою голову для украшения, да будет ввергнута в нищету». Иудейские законы запрещали испрашивание благодати для кого-то или чтение молитв в присутствии замужних женщин без платка, поскольку непокрытие женской головы рассматривалось как нагота.

Доктор Брэйер также упоминает о том, что «в эпоху танаим непокрытие головы иудейкой считалось верхом бесстыдства. Если её голова была непокрыта, она должна была заплатить за этот проступок 400 цузимов». Доктор Брэйер объясняет, что платки у иудеек не всегда считались только признаком благочестия. Иногда платок символизировал особое положение в обществе и богатства в большей степени, чем благочестие. Платок олицетворял достоинство и превосходство высокородной женщины. Он также олицетворял недоступность женщины, как священное владение её мужа. Платок подчеркивал женское чувство собственного достоинства и её социальный статус.

Женщины низшего уровня часто надевали платок, чтобы произвести впечатление принадлежности к более высокому классу. То, что платок был знаком благородного происхождения, было причиной того, что в древнееврейском обществе его запрещалось носить женщинам лёгкого поведения. Однако публичные женщины часто носили специальный головной шарф, чтобы выглядеть респектабельнее. Еврейские женщины, живущие в Европе, продолжали носить платки до XIX века, когда их жизнь стала более тесно ассоциироваться с окружающим светским окружением.

Внешнее давление европейского образа жизни в XIX веке заставляло многих из них выходить на улицу с непокрытой головой. Некоторые еврейские женщины посчитали более удобным для себя заменить традиционный платок на парик, как на другую форму головного покрова. Сегодня многие иудейки не покрывают голову, за исключением тех случаев, когда они идут в синагогу. Некоторые же из них, например, принадлежащие к секте хасидов, до сих пор пользуются париками.

Что можно рассказать о христианской традиции? Хорошо известно, что католические монахини покрывают свою голову платком уже на протяжении сотен лет, но это ещё не всё. Христианский апостол Павел в Новом Завете сделал несколько интересных замечаний о ношении платка женщинами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христосу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1 Коринф. 11:3-10).

Аргументация христианского апостола Павла в доказательство необходимости ношения платка женщинами заключается в том, что платок символизирует знак власти мужчины, который является образом и славой Бога над женщиной, которая была создана из и для мужчины. Св. Тертуллиан в своём знаменитом трактате «Об обязательности ношения платков для девственниц» писал: «молодые девушки, вы носите свои платки на улицах, следовательно, вы должны носить их в церкви, вы носите их перед чужаками, тогда почему бы вам не носить их перед вашими братьями…».

Среди канонических законов католической церкви есть закон, который требует от женщин, чтобы они прикрывали свои головы в церкви. Некоторые христианские конфессии, такие, например, как аманиты и менониты, заставляют своих женщин носить платок и по сей день. Причины, по которым надо носить платки в соответствии с высказыванием лидеров их церквей, заключаются в том, что «покрытие головы – это символ подчинения женщин мужчинам и Богу», что соответствует высказыванию христианского апостола Павла в Новом Завете. Из вышесказанного следует, что ношение головного убора женщиной не является признаком исключительно мусульманского вероисповедания.

Однако ислам вменил это ей в обязанность. Коран предписывает верующим мужчинам и женщинам опускать взоры земле и хранить скромность. Священный Коран вменяет верующим женщинам в обязанность закрывать голову, шею и грудь: «Скажи верующим, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от чувственных пожеланий: в этом для них наибольшая чистота. Бог ведает их дела. Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от половых пожеланий; показывали бы только те из своих нарядов, которые наружу, накладывали себе на грудь покрывала …» (Коран 24:30, 31). Священный Коран разъясняет, что платок – это неотъемлемая часть благопристойности: «Пророк! Скажи супругам твоим, дочерям твоим, жёнам верующих: плотнее опускали бы они на себя покрывала свои: при таком опускании они не будут узнаваемы, и потому не будут оскорбляемы. Бог – прощающий, милосерд» (Коран 33:59).

В этом вся суть. Благочестие предписывается женщине для ее же защиты от оскорблений, или, проще говоря, благочестие – это защита для женщины. Хиджаб, в отличие от платка в христианской традиции, это не знак власти мужчины над женщиной и не знак женского подчинения мужчине. Хиджаб, в отличие от платка в иудейской традиции, это не знак роскоши или отличия некоторых замужних женщин благородного происхождения. Хиджаб в исламе – это знак благочестия, которое подчеркивает цельность личности женщины.

Таким образом, традиционный народный костюм – это исторически сложившийся продукт национальной культуры, связанный с образом жизни, обычаями, климатическими условиями, историческими событиями, и особенно – внешним обликом человека. Традиционный женский костюм подчёркивает силуэт. При достаточной ширине одежды очертания женского тела будут скрыты. Такой ансамбль непременно дополняется головным убором и косой (косами) значительной длины. Следовательно, костюм можно назвать знаковой системой или языком культуры, где происходит накопление, оформление в текст и передача культурной информации.

Язык костюма, наряду с устной речью, расширял диапазон знаний и представлений общества и служил для передачи информации следующим поколениям. В традиционном народном костюме, как в символико-знаковой системе, зашифрован жизненный опыт множества поколений.

доктор исторических наук, профессор,

заведующий отделом этнологии

Института гуманитарных исследований Академии наук ЧР

Источник