Меню

История создания носового платка



Изящный кусочек ткани или история носового платка

Изящный кусочек ткани
или история носового платка.

В трагедии Шекспира «Отелло» потерянный героиней платочек, а точнее маленький кусочек ткани с вышивкой, носивший декоративно – прикладной характер, служит поводом для завязки интриги, и какой!

Так откуда же пришел к нам изящный кусочек ткани способный вызвать в нас любовь и ненависть, служить модным аксессуаром, декоративным изделием, украшением к костюму, изысканным произведением искусства и иметь просто утилитарное назначение: вытирать нос и слезы.

Как модный аксессуар носовой платок впервые появился в Италии в период Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Испании и Германии. На протяжении ХVI –XVII столетий платки являлись декоративным дополнение к костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применяются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом необходимым всем.

Отделанные кружевом и вышивкой, платочки приобрели европейскую популярность – спрос на эти изысканные мелочи был очень высок. В контексте культуры XVII века надушенный кружевной платочек стал синонимом аристократизма, богатства и хорошего вкуса. А поскольку кружево чаще всего носили мужчины, то и платок во время празднеств и торжеств придворные франты держали в руках ничуть не реже, чем дамы. В XVIII столетии платки в соотвествии со стилем рококо начинают вышивать гладью.

Вышивали на тонких тканях: кисее, муслине, батисте, газе. До первой четверти XIX века основными мотивами узоров были изображения птиц и зверей, а также «китайские» и «восточные» мотивы оставались главными в узорах декоративных платочков.

На Руси носовые платки назывались ширинками. Время их появления XVI-XVII века. Ширинки шили из шелковой кремовой ткани, квадратными по форме и украшались вышивкой. Красивые орнаметальные полосы располагались по краям платка. Использовался разноцветный шелк, золотые и серебряные нити, жемчуг. Все контуры рисунка вышивали шелком коричневато — черных оттенков, а внутри цветы и листья расшивали яркими, насыщенными шелками лазоревого, малинового, зеленого цвета, мягко мерцающим золотым и серебряным отливом. Дополнительно весь орнамет украшался усиками – завитками.

Ширинка была декоративно – парадным изделием, украшением к княжескому и боярскому костюму XVI-XVII веков. На Руси в допетровское время (XVII век) одежда знатной девушки являла собой монументальное сооружение, напоминающее позолоченную статую. И неудивительно, ведь «…богатые и знатные женщины имели обыкновение носить по три платья, надевая одно на другое. Если бы, которая оделась в одно, то это приписали бы ее неблагопристойности и бесчестию». Медленные, величавые движения, плавные поклоны объяснялись не только сводом правил поведения, но и громоздкостью одежы. Обнаженными оставались только лицо и кисти рук
Девушка – боярышня, держа, в руках ширинку, квадрат материи (40х40 см) демонстрировала свое мастерство. Хлопковые ширинки из батиста, кисеи, газа привозили обычно из Индии и Турции, реже из Европы.

Решительная смена жизненного уклада, проведенная Петром I в начале XVIII века, европеизация дворянского быта, существенно изменили внешний облик людей. Костюмы, сшитые по европейской моде, принципиально отличались от древнерусской одежды. Новый образ жизни изменил назначение многих привычных вещей, и в частности, носовых платков.

Галантный XVIII век ввел моду на нюхательный табак. Из драгоценных маленьких коробочек – табакерок двумя пальцами брали щепотку специального табака и громко чихали. Многократное чихание оглашало великосветские гостиные. Табак нюхали и мужчины, и женщины. Тут – то и появилась нужда в настоящем большом платке, без всяких кружев и вышивок и желательно цветном. У платков даже изменилось название, их стали именовать карманными.
Богатые люди, имевшие обширный гардероб, обладали огромными запасами носовых платков. Вот какие данные приводит опись, составленная в самом начале XIX века: «…В гардеробе графа Н.П. Шереметьева (1751-1809) числится 381 носовой платок, их них: …батистовых с разноцветными каемками -112, батистовых маленьких -2 . полотняных больших без каемок -84, таких же поменьше – 112, таких же небольших с синими каемочками -24, с красными широкими каемками -8, с лиловыми – 6, с красными поуже – 18, с красными узкими -6, клетчатых -9». По свидельству современников появление носовых платков было связано с придворными балами. «… В царствование императрицы Анны праздники сделались пышные и получили европейский вид. Табачный дым, стук шашек не беспокоил уже танцующих. Обмахиваться или сморкаться в платок было обыкновенным делом».

К середине XIX столетия произошли значительные перемены не только в моде. Весь социальный строй общества, нравы, быт претерпевали огромные изменения. То, чем восхищались несколько лет назад, стало казаться вульгарным или смешным. В высшем свете установились свои правила приличия, где обращение с носовым или декоративным платком весьма отличалось от подобных норм в среде купечества или чиновников. Великосветские дамы и кавалеры счилали за норму прятать платок в карман, никогда не раскладывать его прилюдно. Декоративно вышитые и надушенные платочки можно было заправить за корсаж или манжету; демонстрируя дорогое кружево. Ну, а в мужской моде царило незыблемое правило: «…безупречная чистота – первое качество светского человека». Носовые платки следовало носить исключительно белые. Цветные носили только нюхающие табак. По манере держать, разворачивать или показывать носовой платок определялась сословная принадлежность, а по качеству ткани платка, по его свежести – материальное положение. Известный знаток истории костюма Р. Кирсанов пишет: « Большие мужские носовые платки носили таким образом, чтобы они были хорошо заметны — обычно они торчали из кармана, поскольку ткань и орнамент были предметом щегольства». Вытащить такой дорогой и модный платок, беззаботно выставленный на обозрение, не составляло никакого труда. После 1850 –х годов такие платки выходят из моды, освобождая место белоснежным платкам из батиста.

Читайте также:  Элегантное платье для взрослой женщины

До конца XIX века особых потрясений в платочной моде не было, к началу XX века кое-что стало меняться. Постепенно столь обязательная деталь, как монограмма и вензель исчезла. Основная масса горожан (купечество, чиновники, мещане, мастеровые) пользовалмсь простыми платками из бумажного полотна.

Крестьянство и городские низы вообще обходились без подобных излишеств. Декоративные дамские платочки окончательно перешли в разряд предметов роскоши, тщательно хранились и передавались по наследству.
Пройдя четырехсотлетний путь носовой платок, как и прежде, обладает притягательной силой, сохраняя для нас целый пласт истории культуры быта и традиций, ушедших эпох, как ностальгическая весточка прошедшего времени.

Источник

История носового платка

Во все времена такая мелочь, как носовой платок, отражала состояние общества, декоративного искусства и моды. Благодаря таланту и мастерству вышивальщиц, небольшой кусочек ткани часто становился изысканным произведением искусства.

Уже во II веке, в Древнем Риме, белые носовые платки использовались актёрами в комедиях и сатирах, зрители же махали ими, сидя на трибунах, во время игр.

В средние века дамы дарили мужчинам свои платочки в знак благосклонности. Они прикрепляли на копьё своего рыцаря платок, украшенный роскошной вышивкой и бахромой, как напоминание о победе в турнире в честь возлюбленной. Так же платки использовали при проведении церковных и коронационных церемоний.

Расцвет моды на носовые платки начинается в эпоху Возрождения.
В XVI веке носовые платки оставались роскошью и использовались исключительно знатными дамами — они украшались кружевом или вышивкой и пропитывались духами. Среди знати существовала целая система знаков для того, чтобы выразить то или иное желание. Одним из элементов этой системы был носовой платок.

Первоначально платки были различных форм: овальные, круглые, продолговатые. Пока в 1685 году король Людовик XIV не постановил, что «длина платка должна быть равна её ширине во всём королевстве». С тех пор маленький квадратный платок остаётся неизменным.

В Европе XVIII века носовые платки применялись в качестве гигиенической принадлежности. Эразм писал: «Вытирать нос об рукав невоспитанно». Носовые платочки быстро вошли в моду, как декоративное дополнение к костюму и стали не только модным аксессуаром, но и служили знаками любви.

Носовые платки были широко распространены в дворянской и купеческой среде благодаря моде на нюхание табака. Именно этот обычай превращает носовой платок из декоративного элемента в гигиеническую принадлежность.

Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого (45х45 см) до совсем маленького (18х18 см) Украшали их цветными каёмками, вышивкой и кружевом.

История носовых платков очень тесно связана с историей вышивки и кружева. Поэтому, когда в XVII веке в моду вошло коклюшечное кружево, платки стали всё чаще изготовлять из него. Это был более простой и дешёвый способ для его создания, а изделия получались ещё более элегантные. Тем не менее, этот аксессуар могла себе позволить только знать.

По требованиям моды и этикета XVIII века, дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в начале XIX века, в гардеробе графа Н.П. Шереметьева числился 381 носовой платок, из них:

«. батистовых с разноцветными каёмками – 112,
батистовых маленьких – 2,
полотняных больших, без каёмок – 84,
таких же, поменьше – 112,
полотняных с синими каёмочками – 24,
с красными широкими каёмочками – 8,
с лиловыми – 6,
с красными поуже – 18,
с красными узкими – 6,
клетчатых – 9».

В средневековой России было два типа носовых платков — утиральник и ширинка. Платки «ширинка» изготавливались из целого куска ткани, отрезанного по ширине, отсюда и произошло название. Ширинки шили из шёлковой ткани и украшали вышивкой, выполненной разноцветными шелковыми, золотыми и серебряными нитями, жемчугом.

Ширинка была парадно-декоративным изделием, украшением к княжескому или боярскому костюму. Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала своё мастерство.

В музейных коллекциях можно найти множество носовых платков XIX века; почти все они из белого тонкого полотна, украшены вышивкой, с повторяющимся узором. Орнамент в форме розочек, медальончиков, мелких цветочков и листочков.

Когда пришёл к власти Наполеон, Жозефина установила моду на носовые платки. Сплетники говорили, что во время беседы с нежеланными придворными, императрица держала у губ кружевной платок в знак своего неприятия. Французы считали ручную вышивку или кружевные оборки на платке важным элементом костюма каждой хорошо одетой женщины.

Читайте также:  Летний пуховик для мальчика

Во второй половине XIX века мода стала доступна для всех слоёв общества промышленность начала производить модные аксессуары и прочие мелочи. Выбор носовых платков стал огромен: разноцветные с цветной каймой, клетчатые, украшенные вышивкой и кружевом. На каждый день употреблялись однотонные платки, праздничные платки-аксессуары были иными. Мужские носовые платки стали более простыми и незаметными, примерно 40 см, белого льна с простой обмёткой по краю, иногда с вензелем в углу.

Интересно, что носовые платки достаточно своеобразно повлияли на возникновение. бюстгалтеров. Само их появление — было довольно затяжным процессом, но то, что он связан с платками — документально зафиксировано. История такова:

Американка Мэри Фелпс Джекобс, будучи ярой поклонницей Поля Пуарэ и его идей естественности в костюме — Пуарэ ратовал за отмену корсетов, за свободные, мягкие линии одежды — Мэри смастерила несколько бюстгалтеров из носовых платков и разослала своим знакомым. Изобретение имело такой успех, что вскоре предприимчивая леди продала свой патент корсетной фабрике за 15 тысяч долларов.

После своего изобретения Мэри в благодарность от признательных женщин, настрадавшиеся из-за корсета, получила прозвище «Блистательная Мэри».

С течением времени носовые платки становились всё проще. В XX веке, с переходом на готовую одежду, сохранилось деление носовых платков на мужские и женские: первые больше по размеру и менее изящны, чем вторые. Во второй половине XX столетия стали производиться одноразовые бумажные платки, что практически свело многовековую моду в небытие.

Источник

История носового платка

Носовой платок как модный аксессуар впервые появился в Италии в период Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. На протяжении XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем. На Руси носовые платки назывались ширинками. Время их возникновения не установлено. Самые ранние образцы хранящиеся в музейных коллекциях, относятся к XVI веку. В XVI-XVII веках ширинки шили из кремовой шелковой ткани полотняного переплетения, они были квадратными по форме и украшались вышивкой. Вышивка красивой орнаментальной полосой располагалась по краям платка, выполнялась она разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом. Все контуры рисунка вышивали шелком коричневато-черных оттенков, а внутри цветы и листья расшивали яркими, насыщенными шелками лазоревого, малинового, зеленого цвета, мягко мерцающими золотым и серебряным. Дополнительно весь орнамент украшался усиками-завитками.

Ширинка была парадно-декоративным изделием, украшением к княжескому и боярскому костюму XVI-XVII веков. Такой костюм шился из тяжелых узорных бархатов, парчи, атласов с крупными симметричными узорами. Он отличался единством объемов и малоподвижностью, поэтому ширинка с ее легкостью и воздушностью имела особое значение, дополняя образно-пластический строй древнерусской женской одежды. Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала свое мастерство. Характер узоров ширинок был созвучен стихии орнаментальной декоративности и жизнерадостности, присущей русской культуре XVII века.

Решительная смена жизненного уклада, проведенная Петром I в начале XVIII века, европеизация дворянского быта существенно изменили внешний облик людей. Костюмы, сшитые по европейской моде, принципиально отличались от древнерусской одежды. Новый образ жизни изменил назначение многих привычных вещей, и в частности, носовых платков.

В XVIII веке носовые платки широко рспространяются в дворянской и купеческой среде благодаря моде на нюхание табака. Именно этот обычай превращает носовой платок из декоративного элемента в гигиеническую принадлежность.

Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого (45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом.

По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в начале XIX века, в гардеробе графа Н. П. Шереметьева (1751-1809) числился 381 носовой платок, из них «. батистовых с разноцветными каемками – 112, батистовых маленьких – 2, полотняных больших без каемок – 84, таких же поменьше – 112, таких же небольших с синими каемочками – 24, с красными широкими каемочками – 8, с лиловыми – 6, с красными поуже – 18, с красными узкими – 6, клетчатых – 9».

Носовые платки иногда украшались в стиле рококо. Это проявлялось в извилистых стеблях лозы по краю платка, в в переплетающихся ветках и листочках, в аллегорическом изображении животных, птиц и других сюжетов, которые вышивальщицы копировали из книги «Символы и эмблемы», в восточных растительных мотивах. Орнамент легко и непринужденно скользил по поверхности ткани.

Перемены в социальной структуре в XIX веке определили новое направление в развитии искусства и моды. Для моды нового времени характерно частое чередование стилей – эклектизм. Мода стала доступна для всех слоев общества. Промышленность производила в огромных количествах модные предметы, дополнения, мелочи всякого рода.

Читайте также:  Как правильно определить размер нитриловых перчаток

Выбор носовых платков был огромен: были и разноцветные с цветной каймой, и и клетчатые, украшенные вышивкой и кружевом. На каждый день употреблялись однотонные платки или с узкой цветной каймой. Праздничные платки-аксессуары были иными.

В музейных коллекциях можно найти множество носовых платков XIX века

почти все они из белого тонкого полотна, украшены белой вышивкой. Узор основан на повторении мотивов, противопоставляемых друг другу. Орнамент ограничен, его элементы имеют форму закругленных розочек, медальончиков, скромных мелких цветочков и листочков. Композиция либо строго симметрична, либо статична, либо либо плавно скользит по поверхности ткани. Технических приемов немного, что характерно для толстой белой вышивки 10-20 годов и романтизма 20-30 годов XIX века.

XIX век возвращался к моде предшествующих эпох, перенимая чисто формальные признаки, а в основу вкладывал свое восприятие стиля. Мода середины XIX века, так называемое рококо, уже очень мало отвечала принципам стиля XVIII века. Моду этого периода характеризуют перегруженность и интерес к деталям. При изготовлении маленького носового платка использовались различные художественные композиции, богатство растительных орнаментов, всевозможные приемы белой вышивки с наполнением. Конечно, многое зависело от общественного положения и вкуса клиентки, от мастерства исполнительницы. Чрезмерность орнамента особенно заметна в украшении роскошных платков. Богатый бордюр сложного контура и геометрические цветы великолепием и статичностью соперничают с буйным движением букетов и гирлянд в главном узоре. В соединении этих орнаментов наблюдается некая механичность, в то же время такой платок удивляет богатой фантазией.

Вторая половина XIX века была периодом эклектизма. В вышивке платков этого периода мы встречаем самые различные композиции и орнаменты. Растительный орнамент занял ведущее место. На носовом платке из коллекции Эрмитажа мастерица вышила толстую ветку с узкими листами и богатыми цветами. Многопластовой узор разрывает плоскость платка.

Во все времена своего существования такая модная мелочь, как носовой платок, отражал состояние общества, декоративного искусства и моды. Благодаря таланту и мастерству вышивальщиц небольшой кусочек ткани часто становился изысканным произведением искусства

Источник

История носового платка: десятки названий и тысяча функций

Сегодня такой аксессуар, как носовой платок уже не является чем-то интимным. Он несёт только одну функцию — средство личной гигиены для носа. А когда-то платок являлся предметом роскоши и нес в себе глубокий символизм. Компания «Магром» предлагает вспомнить историю этого аксессуара.

Всегда ли носовой платок был носовым?

Носовой платок, его цвет и размер служил неким сообщением о статусе его владельца. Например, так было в древней Византии, где этот аксессуар был только у знатных дам. При помощи платков благородные дамы признавались в любви и дарили их рыцарям перед турнирами. Те, в свою очередь, прикрепляли платок любимой дамы к копью, чтобы свою победу посвятить любимой женщине. На Востоке носовой платок носили за поясом и могли выразить свое уважение человеку, бросив платок в его сторону. Эта традиция была в обиходе вплоть до 19 века.

На Кавказе, если женщина кидала этот аксессуар между дерущимися мужчинами враждующих кланов, то схватка прекращалась.

В Европе дамы платок использовали как символ принадлежности к знати, им освежали лицо и отгоняли мух. Мужские носовые платки появляются в эпоху Ренессанса, но служат все той же цели.

Как деталь для гигиены платок начал использоваться в 16 веке, этому поспособствовал голландский философ Эразм Роттердамский.

Хронология названия

Также из истории мы можем вспомнить и старые названия носовых платков.

Например, в 3 веке в Средиземноморье платок называли «сударий», и кстати нос им вытирать было нельзя — это было неприлично. А предназначен он был для удаления пота со лба из-за жаркого климата.

В Риме его называли «орием» и служил аксессуар для вытирания рта. В Италии его называли «фаццолетто».

Французское название носового платка звучало как «ле мушуар» — они были очень сильно надушены и предназначались для того, чтобы отгонять мух. В России их называли «ширинками» или «утирниками».

Из чего шьют носовые платки?

Платки шьются разные и по внешнему виду, и по составу материала, и по украшению. На одних рисунки и узоры набивают, на других вышивают. Их украшают лентами и кружевом.

Носовые платки шились и шьются как для прямого своего направления, так и как декоративные как аксессуар к мужскому костюму. И это прекрасный подарок при покупке костюма или только пиджака. Платок станет и дополнением к запонкам. Используйте этот аксессуар в допродажах — бонусы и подарки всегда ценятся покупателями и помогут завоевать их расположение к вашему магазину. В каталоге нашего интернет-магазина вы найдете десятки и других недорогих и красивых аксессуаров для мужчин и женщин, заходите!

Источник