Меню

Грузинские платья национальные для девушек



Грузинская национальная одежда

Костюмы разных стран всегда связаны с историей и легендами. Они несут в себе богатство традиций и память о давно ушедших в небытие временах. Грузинский национальный костюм не ограничивается определенными критериями. Ведь в разных регионах Грузии есть свои особенности и нюансы, применяемые к одежде. Есть повседневные и праздничные, женские, мужские и детские наряды.

Женщины

Грузинский женский костюм отличается особой женственностью и грациозностью, уникальными деталями. Грузинские платья длинные, нарочито подчеркивающие талию, руками мастериц были отделаны золотистой тесьмой, бисером, жемчугом, вышивкой. Лиф плотно облегал. А неизменный атрибут – пояс выполнялся из бархата или шелка, концы вышивались золотом и легкими лентами ниспадали по всей длине юбки.

На фото древних времен в Тбилиси радужных расцветок не рассмотришь. Но на самом деле они были разными. От скромных и вполне классических белого и черного, до ярких – синего, зеленого, желтого, красного. Верхняя одежда грузинских женщин – катиби шилась из шелка или бархата. А подкладку из войлока утепляли стеганой ватой или мехом.

Мужчины

Любой человек, даже не имеющий понятия о культуре Грузии и Кавказа ассоциирует этот народ с черкеской, еще она носит название грузинская чоха. В классических нарядах черного цвета часто выступают участники народных грузинских ансамблей. Танец непревзойденно демонстрирует всю красоту и княжеское величие убранства.


Это приталенный, верхний элемент одежды со свободным подолом. Не в пол, а чуть ниже колена. Сверху, до талии он плотно застегивается. Костюм грузина декорируется на груди вставками – газырницами, специальными отделениями для газырей (пороховых зарядов).

Воротник в основном отсутствует. Но некоторые модели могут быть с аккуратной стойкой. Тбилисские князья украшали чоху вышитым фамильным гербом и могли в них даже танцевать.

На кожаном поясе верхней одежды обязательно должен быть булат для кинжала или сабли и серебряные украшения. Женщины также могут иметь в гардеробе такое одеяние как чоха. Даже сегодня в нее облачаются на свадьбу или для официальных мероприятий.

Еще одна разновидность верхней одежды, для которой использовали бархат и украшали мехом называется куладжа. Ее надевали представители знатных родов для особых случаев. С ней гармонично сочеталась папаха на голову. В холода грузины одевали шубу, вышитую золотом либо серебром ее называют пабади или курка.

Грузинский мужской национальный костюм представляет собой ансамбль из нескольких элементов. На верхнюю часть тела мужчины руками надевали нижнюю рубаху из ситца, холста. Далее – нижние и верхние штаны (шарвали), которые обычно шились из сукна. Часто вся одежда отшивалась из прочных материалов, что позволяло носить ее годами. А она на протяжении долгого срока эксплуатации не теряла свой внешний вид и практичность.

Сверху одеваются архалук, а затем уже черкеска или другое верхнее платье. Грузинские дворяне носили шелковую кабу. Отличительной чертой которой является украшение черным шнурком из шелка. Из него же делались пуговицы на манжеты и грудь.

Воинственный гордый народ был обязан носить при себе оружие дабы суметь в любой момент защитить честь и достоинство. Даже небогатые старались приобрести кинжал, который был гордостью грузина. Более знатные дворяне в особенных случаях надевали на пояс саблю и пистолет.

Когда девочке исполнялось семь лет, у нее уже должен был быть грузинский костюм для девочки. Он походил на женский наряд, украшался орнаментом и вышивками. Но без чрезмерной пышности. С учетом активной подвижности детей, платье приобретает укороченную длину, что делает его удобнее. Рукава открывают ладони. Выполнялось оно в красочных цветах, чем более целомудренные платья для взрослых.

Головные уборы

Самый известный головной убор Кавказа – это папаха – объемная шапка из шерсти каракуля или овчины. Придает образу мужчины гордость и честь, никогда не позволит опустить головы. Ее положено было снимать лишь в отдельных случаях. Ни в коем случае не позволялось терять ее. Говорили, что если потерять папаху, значит вместе с головой. В них часто носили драгоценности и золото.

В Грузии костюмы и аксессуары в разных краях носят отличные от других. Головной убор имеет разное предназначение, орнамент, форму, цвет. Самые распространенные из них:

  • Хевсурская шапка. Вяжется из полушерстяной пряжи. Украшается вышивкой с крестами.
  • Сванская шапка. Делается из войлока и обшивается тесьмой. Зимой греет, а летом защищает от палящего солнца.
  • Кабалахи. Особый мегрельский головной убор. Он выполняется в форме конуса из тонкой шерсти с длинными концами, которые прикрывают шею. Отличается кистью на капюшоне.
  • Папанаки. Носят имеретинцы. Войлочная шапка может быть круглой или четырехугольной формы. Декорируется тесьмой или вышивкой.
  • Кахури. Кахетинская шапка из шерсти белого либо черного цвета.
  • Чихтикопи. Женская шапочка-ободок расшивалась бисером и украшалась фатой или вуалью. Из-под легкой материи обязательно должны быть видны косы.
Читайте также:  Как правильно сшить ткань платья

Вуаль называется лечаки. Специальным ободком копи она крепилась на голове, а поверх одеваются темные косынки багдади либо чадри, которые прикрывали лицо, оставляя открытыми лишь глаза.

Одежда Грузии выглядит элегантно, подчеркивая широкие плечи грузинского мужчины. Интересен и рационален аджарский костюм. В нем нет лишних деталей, он не сковывает движений и очень практичен. Он состоит из рубахи, уникально скроенных штанов.

Узкий низ брюк и широкий верх способствовал спокойному и уверенному ходу. На рубаху надевали однотонную с штанами жилетку, а потом чоху. В финале подпоясывались кушаком. Надевали шапочку из овчины или другого материала, соответствующую народному стилю.

Женщины наряжались в длинную, почти в пол красную или синюю рубаху и шаровары. Сверху надевалось оранжевое ситцевое платье. Которое при грациозных движениях распахивалось. А спереди завязывался передник из шерсти. Голова украшалась ситцевым платком, угол которого прикрывал шею. Начиная с двенадцати лет девочка надевала белую чадру, что прикрывала лицо.

Свадебный наряд

Грузинская национальная одежда для торжества в мужском варианте представляет собой белую льняную рубашку, брюки и черкеску. На рубаху надевался расшитый золотом плащ. Штаны отшивались из кашемира или дубль-сатина. Черкеска делалась из приборного сукна или шерсти. Пояс украшался серебром и обязательным кольцом для кинжала. А рукоятка оружия была отделана под слоновую кость. Данный акцент подчеркивает особую мужественность грузина.

Женское платье для бракосочетания шилось из шёлка или атласа. Сейчас цветовая палитра не ограничивается белым цветом, в отличие от древних времен. Популярные расцветки широкого спектра, но мягких тонов – голубых или розовых. Рукава широкие, двойные. Данный элемент мог подчеркнуть плавность движений главной героини праздника.

На талию грузинки шился роскошный пояс с рисунком, орнаментом, но обязательно однотонный с платьем. Нижние рукава и грудь вышивались шелком, бисером и золотом. Открытые рукава и концы пояса отделывали серебром.

По крою свадебные платья были многим похожи на повседневные. Богатое убранство и отделка, вот то, что отличало праздничный наряд. Фата у кавказских девушек необычная. На голову невесты надевали бархатную шапочку, а под низ легкий ажурный платок, который прикрывал лицо. Он обрамлялся изящным кружевом. Ободок расшивали мелким жемчугом, шелком, золотом.

Свадебный танец искусно подчеркивал тонкость линий фигуры невесты, оправдывая самую дорогую покупку. Ведь даже не богатые семьи старались выдавать замуж дочерей в сказочно красивых платьях.

Обувь

Каламани – комфортные, кожаные, но довольно простые лапти, для небогатых девушек. В них было удобно даже танцевать. Они отличались прочностью, их надевали с толстыми носками из войлока. Более богатые женщины в Тбилиси носили на ногах остроносые туфли с загнутыми носками и без задников коши.

Сапоги из мягкой кожи, украшенные драгоценностями подходили и для мужчин. Каблук – неизменный атрибут зажиточного рода.

Грузинский стиль сочетает в себе строгую эстетику и достоинство. Отличительные черты: практичность, изящество, лаконичность. Традиционное одеяние многослойное, состоит из отдельных элементов, имеющих особое предназначение и всегда выполнено со вкусом. Некоторые части наряда изначально кажутся незаметными.

Но остановив на них взор становится понятно, что в каждую деталь туалета вложено немало труда и смысла. Особо приятно, что в городах и деревнях в последнее время все чаще обращаются к народным традициям и воссоздают фольклорные костюмы для особых торжеств и памятных фото.

Источник

Гордость Грузии – грузинский национальный костюм – мужcкая и женская традиционная одежда

У национального костюма любой страны есть своя история. Грузия — не исключение. Такая одежда может передавать традиции народа, хранить частичку памяти о предках. Что касается грузинского костюма, описать его кратко не получится. Ведь у разных областей этой страны традиции имеют свои особенности. Так же и с одеждой. Кроме того, даже в одном регионе праздничный наряд может сильно отличаться от повседневного. Попробуем разобраться?

Женская

Костюм для девушек подчеркивает женственность, и добавляет грациозности. Неотъемлемый атрибут — внимание к деталям. Платья обычно украшаются вышивкой, золотой окантовкой, жемчужными бусинами, бисером. Акцент силуэта — на талии, а длина юбки достигает пола. Женственный крой подчеркивается с помощью бархатного или шелкового пояса, который также украшают золотой вышивкой или лентами. Какие особенности существуют в разных регионах?

В Аджарии женские традиционные вещи декорировали ручной вышивкой на нагрудной вставке и широким длинным поясом с узорами и кисточками.

В Мохеви украшениями служили золотая тесьма и вышивка, а также серебряный кушак. На голове женщины носили белую кружевную вуаль — мандили.

Для мегрельского наряда характерны рукава из бархата с разрезами и серебряные застежки.

Осетинские платья имели бархатную черную окантовку. Характерные детали: длинная белая сорочка, отложной ворот и золотой пояс.

Читайте также:  Платье самое модное для девушки

Тушинские девушки носили чоху — приталенную удлиненную верхнюю одежду без ворота. Ее украшали серебряные застежки и расшитая нагрудная вставка. К рукавам была пришита яркая тесьма. Наряд дополнялся черной вуалью на голове и вязаными сапогами на плоской подошве.

Дворянское одеяние состояло из шелкового или атласного платья с расширяющимися книзу рукавами, накидки из бархата, белого длинного пояса — кушака. Голову городских дворянок украшали головные уборы с ручной золотой вышивкой.

Городские женщины одевались в сорочку из гипюра, отделанную бархатом и синюю вышитую вручную накидку. Образ дополнял кушак, бисерный чихти и поясная бархатная сумка — киса.

Общегрузинский костюм для женщин состоял из сорочки с пуговицами, укороченной накидки с разрезными рукавами и кушака с вышитыми традиционными узорами. Обязательным дополнением служили серебряные украшения и головной убор — полупрозрачная мандили, а сверху чихти-копи из бархата.

Свадебный наряд шился из атласной ткани. Вставка на груди украшалась узорами, рукава были разрезными. Кушак изготавливался из розового бархата. На голове невесты была прозрачная газовая накидка белого цвета. В качестве украшений использовали жемчуг: он был на кушаке, в виде нитей на лбу и на шее.

Сванские красавицы носили платье из атласа с высоким воротом. Талию подчеркивал поясок с национальным орнаментом. Сверху надевалась шерстяная чоха со вставками бархата. На голове — традиционная вуаль.

Абхазский костюм был со шлейфом и серебряной фурнитурой. Вниз надевалась ахалухи из шифона с лацканами. Обязательной составляющей образа были белоснежный мандили и серебряный венец.

Рачинский наряд отличался красной блузкой, из под которой была видна узорчатая сорочка. Рукава были короткие и объемные, юбка декорирована традиционными узорами и окантовкой. В качестве верхней одежды служила накидка без рукавов со сборками. Мандили украшалась красным кантом и орнаментом. На ноги надевали кожаные или замшевые полусапоги, напоминающие современные угги.

Зимнее мохевское одеяние включало в себя вышитую верхнюю одежду, шерстяные перчатки и платок. Ахалухи (рубашка) подпоясывалась черным бархатным кушаком.

Еще один вариант женского сванского туалета: яркое платье со сборками. Красный шерстяной верх дополняла серебряная фурнитура и вставка на груди с узорами. На голове небольшая черная шапочка и традиционная легкая накидка.

Мужская

Первая ассоциация, приходящая в голову любому при упоминании грузинской народной одежды, — черкеска. Ее еще называют чохой. Засела в массовом сознании она еще потому, что ее обычно надевают на выступления грузинские народные коллективы. В танце особенно подчеркивается статность и элегантность костюма.

Чоха — один из самых сложных предметов национальной костюмной атрибутики в мире. Его особенность заключается в количестве деталей, которых насчитывается не менее тринадцати. Соперников по этому параметру скорее всего не найдется ни в одной другой культуре земного шара. И уж точно это можно сказать о повседневных предметах гардероба, в качестве которого и носили чоху. Эта сложносоставность и обилие деталей придает ей ту самую неповторимость и красоту.

А теперь поговорим о мужском традиционном облике в разных регионах Грузии.

В Кахетии и Картли дворянский кафтан расшивался золотыми нитями. Под него надевалась белая рубашка с высоким воротом. К серебряному ремню крепился кинжал. В качестве обуви носили сапоги из кожи военного типа.

Общегрузинский дворянский костюм состоял из красного бархатного верха, черной шелковой сорочки с кантом, пояса и кожаных сапог. Верхняя одежда украшалась тесьмой золотистого цвета и черной окантовкой.

В Самегрело и Абхазети чоха была приталенной и удлиненной. На груди пришивались гнезда для патронов. Под нею была шелковая рубашка с воротником-стойкой. На плече крепилась папанаки — традиционная шапка. Сапоги были стандартные — мхедрули из кожи.

В зимнее время в Тушети мужчины носили шерстяное пальто с высоким воротом, отделанным каракулем. Чоху украшала двойная витая тесьма, пуговицы были на петлях. Сорочка с закрытым воротником шилась из шелка. Важные атрибуты — кушак с серебряной фурнитурой и военные сапоги.

Гурийские и аджарские мужчины носили “чакуру” — предмет верхнего гардероба из бархата, декорированный золотыми нитями и лентами по краям. Папанки также украшались позолотой. За расписанный узорами пояс крепились кинжалы и другое оружие, а также пороховница и кошелек из кожи. Штаны заправлялись в обувь.

На свадьбу было принято наряжаться в белую сорочку из шелковой ткани с высоким воротом. Женихи надевали чоху из белой шерсти с подкладкой из атласа. Оружие за ремень не помещали. Сапоги выбирали из черной кожи.

Традиционным для всех мужчин являлся такой набор: чоха из шерсти с закрытым воротом и карманами на груди, сверху кабалахи — шерстяной украшенный орнаментом платок. Как правило, им покрывали плечи. Также накидка могла использоваться в качестве головного убора.

Читайте также:  Ярмарка мастеров платья ирландским кружевом

Другая вариация гурийско-аджарского костюма — чакура, отличающаяся от предыдущей цветом и длинной мхедрули.

Обувь

Девушки из небогатых семей носили каламани — лапти из кожи. Они отлично подходили для повседневной жизни, т. к. даже танцевать в них было комфортно. Для них была характерна высокая прочность. Носилась такая обувь с плотными носками из шерсти. Грузинки побогаче могли позволить себе коши — туфли с вздернутым мысом.

Где приобрести?

Чтобы любой желающий мог приобщиться к традициям грузинского народа, в Тбилиси существует мастерская по пошиву национальных вещей “Самосели Пирвели”. Инициативу возродить кусочек родной культуры проявили Луарсаб Тогонидзе и Леван Васадзе. Клиентами заведения являются путешественники, которые желают оставить такой сувенир на память о поездке, и сами жители, любящие культуру своей родины.

Заключение

Изучение традиций и особенностей народа невозможно без знакомства с национальной одеждой. В ней отражен тот образ жизни, которым жили предки на протяжении тысячи веков, их обычаи, идеалы и представления о красоте. Только одна ткань могла рассказать о местожительстве человека, не говоря уже о деталях и других атрибутах. Но есть кое-что общее для всех нарядов разных регионов Грузии: все мужчины старались одеваться строго и мужественно, а женщины – сдержанно и вместе с тем роскошно. Смотря на фотографии национальных образов, сразу становится понятно, что чувство вкуса и стиля было присуще грузинской нации испокон веков.

Источник

Из истории грузинского костюма

Цветовая гамма грузинского костюма
Для начала нужно оговориться, что грузинский этнос крайне неоднороден, если не сказать больше, что как такового грузинского народа вообще не существует, и все это — целый конгломерат субэтносов. Точно так же нельзя говорить о «грузинском костюме», поскольку существуют аджарский, имеретинский, кахетинский и другие разновидности того самого грузинского костюма, получившие названия по тому, в какой части Грузии они распространены. С мужским костюмом (что неудивительно) все обстоит более или менее однозначно (в смысле основных элементов костюма), но женщин всегда отличало стремление выделиться и отличиться от других, показать себя (согласны?), поэтому грузинское национальное платье ну очень различается от региона к региону.
Тем не менее, что касается цветовой гаммы, то и здесь можно выделить общие тенденции даже в женском костюме: предпочтение в отношении повседневного гардероба отдавалось черному и белому цветам: достаточно сдержанно и, как считали грузинки, весьма благородно. Эта деталь отличает грузинское мышление от мышления их южнокавказских соседей — азербайджанцев и армян, которые, напротив, в повседневной одежде пользуются гораздо более широкой цветовой гаммой, а черный цвет и вовсе считают цветом траура. Однако это вовсе не означает, что грузинки останавливались на монохромности: элементов в виде ярких вышитых жемчугом и позолотой поясов и другой отделки они не гнушались. К примеру, приведен образец платья городских грузинок:

Элементы костюма

Помимо непосредственно платья, важным элементом грузинского женского костюма было нательное белье, а именно перанги (от груз. рубашка) и штаны, что роднит его с костюмом соседних народов. Перанги представлял собой длинную рубаху, которую состоятельные дамы шили из шелка и батиста, а женщины с более скромным достатком — из холста. И те, и другие активно прибегали к вышивке нательной одежды растительными узорами, с тем чтобы как можно больше украсить свой образ даже там, что скрыто под основным платьем.

Платье женщин равнинной Грузии, особенно горожанок, имело довольно глубокий вырез, и чтобы акцентировать внимание на этой части платья еще больше, сам вырез обшивался тесьмой, бисером. Под лиф платья женщины надевали вставку гулиспири (от груз. «лицо сердца», если вдруг кому-то интересно), часто контрастирующую с цветом платья. Что касается тканей, для состоятельных грузинок шили из привозного атласа, шелка, а обычные горожанки и селянки использовали лен, сукно.

Рукава платья могли быть как цельными, так и иметь разрезы. В таком случае женщины непременно поддевали внутренний рукав, его можно разглядеть на этой фотографии:

Костюм горных грузинок куда более сдержанный, но отличается большим разнообразием цветов, за неимением других способов украшения. К примеру, костюм тушинки (северо-восток Грузии) и костюм сванки (север Грузии):

А вот самыми яркими и любящими вычурность в одежде и быте субэтносами Грузии считаются мегрелы и имеретинцы, которые и к народному костюму подходят по-своему:

Однако из всего многообразия грузинских костюмов явно выбивается аджарский костюм, на котором, очевидно, отразилось многолетнее существование Аджарии в составе Турции: головной убор скорее напоминает не общекавказский, а турецкий, а платье совсем не такое пышное, как традиционное грузинское платье:

Источник