Меню

Экскурсия по русским платкам



Экскурсия в школьный историко-этнографический музей к экспозиции «Русские платки – отражение души народа»

Форма проведения: экскурсия в школьный историко-этнографический музей по материалам исследовательской работы

Цели:

  • познакомить учащихся с историей появления платка и шали, способам изготовления;
  • показать платок во всем его многообразии: по видам ткани, способам украшения и как неотъемлемую часть русского традиционного костюма;
  • пробудить интерес к народным традициям;
  • способствовать формированию уважения к труду и таланту мастеров, понимание красоты, вкуса.

Оборудование: экспозиция «Русские платки — отражение души народа», мультимедийная презентация.

План:

  1. Введение
  2. История возникновения
  3. Правила ношения
  4. Техника изготовления и украшения
  5. Районы производства
  6. Заключение

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы с вами поговорим о русских платках. Наша экскурсия в школьный музей к экспозиции «Русские платки — отражение души народа» наглядно расскажет о духовном и материальном человеческого начала. Кто знает, что такое платок? (работа со словарями) «предмет одежды — кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы» Из словаря С.И.Ожегова. Или «лоскут равносторонний ,шелковый, бумажный, шерстяной, холщовый, какими женщины повязывают голову, мужчины шею, а женщины и накидывают на шею, носят в руках или кармане» из словаря В.И.Даля. Шаль — от персидского слова «шал» большой. Это крупный прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом, мерная тонкая шерстяная ткань саржевого переплетения. В XV веке. В Кашмире делались шали из тонкой шерсти тибетских коз.

2. История возникновения платка

Ребята, а кто может предположить, когда появились платки? Еще в раннехристианскую эпоху (300-600гг) головной платок был неизменным атрибутом женского костюма. Мужской шейный платок поначалу имел исключительно прикладное значение — еще воины Древнего Китая и римские легионеры обматывали шею куском ткани в случае болезни или, желая защититься от холода и ветра. Уже гораздо позже стали носить исключительно для красоты.

Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой — убрус, которым женщины покрывали голову. С конца XVII века он уступает место платку, а спустя 100 лет в русском языке появляется персидское слово «шаль. Производство русской шали началось в самом начале XIXв., но первые образцы подражали восточным.

Первые сведения о появлении в Оренбуржье изделий из козьего пуха начали появляться еще в конце XVIII века.

Павлово-Посадские платки появились в первой половине XIX века.

3. Правила ношения

Обычай носить платок на Руси имеет давнюю историю. Православная традиция всегда требовала, чтобы платок обязательно покрывал голову женщины, когда она появлялась на людях. Девушки так и делали, выйти простоволосой не то, что из дому, даже из своей горницы считалось позором «грехом». А «окосматеть» женщину, то есть совать головной убор. Было тяжелой обидой и даже преступлением. Платок для женщины был обязательной частью гардероба. Две трети жизни она проводила в нем.

Еще в древности легко было определить по наряду девушку, ее возраст- совершеннолетняя или нет, можно ли сватать. А вот замужем или нет — об этом говорил в первую очередь головной убор. До замужества головной убор не покрывал головы, оставляя волосы открытыми. Носили на лбу маленькие тесемочки, взрослея, вместе с поневой они получали «красу» девичий венец. Головной убор «мужатой» женщины непременно укрывал волосы полностью, это обычай был связан с верой в магическую силу волос. Во время свадьбы жених накидывал своей избраннице на голову покрывало и делался ,таким образом ее мужем и господином.

4. Техника изготовления и украшения

Понятие «русский платок» признано в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу.

До появления монопольной промышленности крестьяне ткали платки дома на простых самодельных станках. Украшали узорами и ткаными полосами. На Руси украшать материал умели в древности- были и тканые и вышитые. В 10 веке уже было известно украшение тканей набивным способом, когда с появлением городов ткани стали предметом торговли. Чтобы ускорить процесс нанесения рисунка доску с резным рисунком покрывали краской, клали на ткань и ударами деревянного молотка помогали изображению отпечататься. В XVII веке набойкой для себя и на продажу занимались нижегородские кустари. Промышленное производство набивных и узорных платков в России началось на рубеже XVIII-XIX вв. Основой будущей текстильной промышленности стали крестьянские хозяйства с красильнями и ручными ткацкими станами. Постепенно заменяя ручной труд, внедрялись паровые двигатели, ситценабивные машины, станки Жаккара для узорного ткачества. Ручной крестьянской набойке уже приходилось конкурировать с фабричным ситцепечатанием.

В коллекции представлены два шелковых платка: черного и коричневого цвета «файева» (местное название). Рисунок состоит из цветков, веток, листьев ,перьев, которые сотканы на атласном фоне. Дополнительным украшением таких платков служит вышивка. В экспозиции видно большое разнообразие ситцевых платков фабрик Посылина «желтый» с маркировкой, Прохоровский, самый лучший из хлопка с маркировкой на одном из них, фабрики Рубачевых, с маркировкой. Прохоровские платки были сдержанными по цвету. Чаще всего они имели светлый фон — белый, золотистый, бежевый. Букеты и гирлянды мягкие по колориту -приглушенный зеленый, темно -красный, лиловый, синий и желтый. Для большей выразительности узор всегда очерчен тонким черным кружевом.

Читайте также:  Пальто ворсистое италия с альпаком

Платки фабрики Рубачевых отличаются черным фоном и многоцветным узором, где яркие, розовые, красные тона сочетались с теплым зеленым .Местное название «полузеленый». Такие недорогие платки имелись почти в каждой семье- бедные их носили в праздник, богатые в будни. Излюбленным орнаментом фабрик становится «восточный огурец». На ситцах мануфактуры Рубачевых «огурцы» то вплетались ,то складывались во многолепестковый цветок, то заполняли всю поверхность ткани- вариантов множество.

Искусство цветочного орнамента и колорита Павловского платка имеет свою традицию. Она связана с высоким мастерством резчиков набойных досок. Мягкая воздушность роз и других цветов, сочность красок и красота их сочетаний в букетах Павловских платков покоряют своей декоративностью и образностью.

Полушелковые платки, сочетающие черный, желтый и алые цвета и образующие мелкую клетку были праздничными. Шелковые платки «парочка», для невесты собирался «шишом» и «шапочкой» для женщин.

Ребята, а с какой целью мастера наносили разнообразные рисунки?

5. Районы производства

Самая первая мануфактура, начавшая выработку шалей по образу кашмирских, возникла в 1806 году в вотчине помещицы Н.А.Мерлиной в деревне Скородумовке Нижегородской губернии. В 1813 году в селе Хава Воронежской области в имении помещицы В.А.Елисеевой была открыта мануфактурная мастерская. Великолепны были знаменитые «колокольцевские» шали. Назывались они так потому, что делались в сельце Александровка Саратовской губернии, в имении генерала Д.Колокольцева. Среди шерстяных платков первыми можно назвать тканые «ковровые» платки с восточными узорами. Инициаторами их производства были московские фабриканты Гучковы в 40-х гг. XIX века. Техника ткачества позволяла делать узоры одно- и двусторонние.

В экспозиции широко представлены разноцветные платки, популярные среди крестьянства России. Самым крупным производителем ситцев и набивных платков была Владимирская губерния. «Русским Манчестером» называли село Иваново Шуйского уезда, где в начале XX века открывались первые механические ситценабивные фабрики. Ситцевые платки кумачовые («французские») и кубовые ( синие ) мануфактур Баранова и Буданова ( Москва ), Посылина (Шуя), братьев Рубачевых (Шуя), Трехгорной мануфактуры Прохоровых (Москва ), выпускающая до 40 видов платков. Шали Павловского Посада Московская губерния.

6. Заключение

Итак, мы выяснили, что платок прошел длительное время развития. Это зависело от условий, в которых жили люди, уровня развития техники, вкусы, мода, материальных возможностей. Ребята, а какую роль играет платок в наши дни?

Источник

Ода русскому платку

Речь пойдёт не о музее павловопосадского платка.

Традиционный павловопосадский платок — красота неимоверная, но экспозиция Музея истории русского платка и шали значительно шире и разнообразнее, потому и ещё интереснее. Это единственный в России музей, посвященный русскому платку. Он был открыт 14 марта 2002 в известном текстильном центре Московской области городе Павловском Посаде. Инициатором и создателем музея стал житель города, собиратель русской старины, член Клуба коллекционеров изобразительного искусства при ГМИИ им. А. С. Пушкина Владимир Федорович Шишенин. В основу фондов музея положена его уникальная коллекция платков и шалей 18–20 веков, впоследствии подаренная городу. Собранная по крупицам коллекция позволяет увидеть лучшие образцы известных мануфактур шести губерний России: Московской, Калужской, Владимирской, Костромской, Нижегородской и Вологодской. Каждый экспонат музея — это не только красивый и редкий предмет, но и богатый научный материал по текстильной промышленности и декоративно-прикладному искусству.

Экскурсия длилась всего 45 минут, но мы узнали, а главное, увидели многое, на что раньше не обращали внимания: ну платок — он и в Африке платок, многое видели, в том числе и в живописи. Однако ни одна картина с изображением русского платка не даёт полного представления об особенностях узоров платков и мастерстве вышивальщиц, ткачей и набойщиков.

В первом зале представлены традиционные платки с вышивкой. Полный восторг!

Следующий зал посвящён шалям: тканым и набивным. Мода на тканые шерстяные шали пришла с Востока, поэтому часто в рисунках использовались так называемые пейсли, а по-русски — просто «огурцы». Изготовление тканых узорных шалей требовало большого количества времени, поэтому и стоили они очень дорого.

Набивные шали стоили дешевле, и это обеспечило их широкое распространение. Посмотрите на картины Кустодиева: редкая купчиха без цветной шали!

Однако набить рисунок на шаль — работа ювелирная. Манеры и цвéтки — доски для набойки — требовались в большом количестве, для одной шали изготовляли около трёхсот резных досок для нанесения большого количества рисунков с разными цветами. Да ещё умудрись набить так, чтобы точно попасть в рисунок!

Читайте также:  Платье 50 годов полоска

Источник

Музей истории русского платка и шали

Музей платка и шали посвящен уникальному производству города Павловский Посад. Небольшой город в Московской области более сотни лет славится своими шелковыми тканями с узорами и набивными платками из шерсти. Музей был открыт в 2002 году и за небольшой период существования собрал внушительную коллекцию из платков и шалей.

Инициатором открытия музея истории платка и шали был житель Павловского Посада Владимир Шишенин. Владимир Федорович является членом клуба коллекционеров различных произведений искусства. Однажды он приобрел у антиквара платок с золотым шитьем. Традиционный русский платок из шелка навел на мысль о создании в городе музея, который бы рассказывал о народном промысле и помогал в сохранении уникальных старинных платков.

Музей павловского платка работает со вторника по воскресенье, с 10:00 до 17:00. Понедельник — выходной. Последняя пятница месяца — санитарный день. Осмотреть музей платка можно как самостоятельно, так и заказав экскурсионное сопровождение.

Входной билет:

  • Взрослые — 100 руб.
  • Льготные категории граждан — 50 руб.

Экскурсионное обслуживание:

  • От 1 до 5 человек — 150 руб.
  • От 6 до 10 человек — 300 руб.
  • От 11 до 20 человек — 600 руб.

Право на бесплатное посещение имеют: дети до 7 лет, инвалиды I и II групп, Герои СССР и РФ, ветераны ВОВ, военнослужащие срочной службы, сотрудники российских музеев.

Экспозиция

В настоящее время музейный фонд включает в себя более 4000 экспонатов. Предметы выставлены в залах общей площадью 200 кв. м. Основа коллекции — это шали и платки, изготовленные из различных материалов, периода с конца XVIII по начало XX века. К более позднему периоду относятся советские панно из шелка и шерсти. Помимо платочных изделий в музее экспонируются:

  • Старинные предметы изобразительного искусства.
  • Художественно обработанное дерево: коклюшки, прялки.
  • Одежда и бытовые предметы периода конца XIX — начала XX веков разных слоев населения: крестьян, горожан, мещан.
  • Редкие ткани и тканые предметы, восстановленные по старинным образцам.
  • Книги по различным видам декоративно-прикладного искусства.

Каждый экспонат сопровождается QR-кодом, по которому можно получить подробную справочную информацию. Экспозиция постоянно пополняется. Музейные работники ищут и принимают от населения старинные платки, шали и антикварные предметы быта прошлых эпох.

В отзывах о музее истории русского платка туристы рекомендуют брать экскурсионное сопровождение. Многие остаются недовольными тем, что при музее нет магазина с сувенирной продукцией и платками. Но в городе есть несколько фирменных фабричных магазинов с павлопосадскими платками, в том числе и в пешей доступности.

Музейные программы

В музее русского платка и шали проводятся развлекательные и обучающие программы для детей младшего и среднего школьного возраста. В настоящее время предлагается 3 программы:

  • Мастер-класс по набойке рисунка на ткань вручную. Памятный платок или салфетка создаются по технологиям XIX века — с помощью деревянных набивных приспособлений и специальных красок. Стоимость участия — 150 рублей, рекомендуемый возраст — 5+.
  • Театрализованная экскурсия «Русский трактир и продуктовая лавка». В ходе сценического представления в 3-х действиях о жизни трактира и торговой лавки в XIX веке, посетители смогут рассмотреть оригинальные предметы того времени. Стоимость билета — 300 рублей, рекомендуемый возраст — 10+.
  • Урок чистописания. Участники «урока» познакомятся с историей чистописания, увидят подлинные школьные принадлежности разных веков: от деревянных палочек до перьевых ручек. Школьники по образцам старинных прописей смогут сделать поздравительную открытку своими руками. Стоимость билета — 150 рублей, рекомендуемый возраст — 8+.

Как добраться до музея платка и шали в Павловском Посаде

Музей павлопосадского платка располагается в здании ДК «Павлово-Покровский». Вход в музей находится со стороны ТЦ (с улицы Орджоникидзе), который располагается через дорогу. На автомобиле из Москвы нужно двигаться по Горьковскому шоссе до поворота у деревни Кузнецы. Далее нужно повернуть направо и ехать до Павловского Посада по адресу музея истории русского платка и шали.

На общественном транспорте из Москвы можно добраться двумя способами:

  • На пригородной электричке с Курского вокзала до станции «Павловский Посад». Выбирать электрички Горьковского направления, следующие до конечных станций: «Павловский Посад», «Петушки», «Владимир» (не все останавливаются), «Электрогорск» и «Крутое». От станции до музея платка — полчаса пешком.

Расписание пригородных поездов до станции «Павловский Посад»

  • На пригородном автобусе № 386 от станции метро «Партизанская». Автобус прибывает на автовокзал Павловского Посада. От него можно добраться на автобусах № 22, 29, 33, 34, 56 до остановки «Улица Фрунзе». От остановки до музея павлопосадского платка — 5–7 минут пешком.
Читайте также:  Двухцветные узоры спицами для пальто

Заказать такси в Павловском Посаде можно через городские службы: «Вояж», «Мираж-М», «Торнадо», «Удача». Также вызвать автомобиль можно через приложения Яндекс. Такси и Uber Russia.

Панорамный вид на вход в музей с улицы Орджоникидзе

Музей платка и шали в Павловском Посаде на видео

Источник

Музей Музей истории русского платка и шали

Информация о музее

О музее

Музей истории русского платка и шали был открыт 14 марта 2002 в известном текстильном центре Московской области городе Павловском Посаде.
Это единственный в России музей, посвященный русскому платку.
Инициатором и создателем музея стал житель города, собиратель русской старины, член Клуба коллекционеров изобразительного искусства при ГМИИ им. А.С.Пушкина — Шишенин Владимир Федорович.

В основу фондов музея положена его уникальная коллекция платков и шалей 18 — 20 веков и впоследствии подаренная городу.Коллекция получила высокую оценку специалистов Государственного Исторического музея и Музея частных коллекций при ГМИИ им. А.С.Пушкина.

Впервые в единой экспозиции музея перед зрителями предстала яркая палитра красок на платках и шалях из льна, хлопка, шерсти и шелка.

Украшенные русской вышивкой, золотным шитьем, тканым узором и набивным рисунком платки и шали периода расцвета Российской Текстильной промышленности и народных промыслов составляют богатство нашего культурного наследия.
Понятие “русский платок” признано в мире благодаря труду талантливых художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов. Красочные композиции на платке вторят резным узорам на наличниках домов, вышивкам на домотканых полотенцах и рубахах, росписи икон и прялок. В платке гармонично сочетаются русская ромашка и персидский лотос, образы лебедя и павлина, иранские “бобы” и французские букетики “мильфлеры”, солнечные розетки и античные вазы, бесконечные вариации восточных орнаментов.

Сегодня собранная по крупицам коллекция Музея истории русского платка и шали позволяет увидеть лучшие образцы известных мануфактур шести губерний России: Московской, Калужской, Владимирской, Костромской, Нижегородской и Вологодской.

Сто лет назад предприниматели текстильной промышленности участвовали в Международных выставках и прославляли Россию . Русские шали покоряли своей красотой Брюссель , Женеву , Лейпциг и Париж . В 1896г. павловопосадские шали завоевали Большой Государственный герб на Всероссийской художественно-промышленной выставке (Нижний Новгород) , в 1937г. “Гран — при“ Международной выставки ( Париж ) ,а в 2001г. Премию “Российский национальный Олимп” и многие другие награды.

В экспозиции представлены мануфактуры известных текстильных фамилий: Александровы, Прохоровы, Разореновы, Солдатенковы, Хлудовы, Гучковы, Лабзины, Посылины, Рубачевы, Барановы, Смирновы, Бутиковы и многие другие.

Интересный раздел экспозиции музея составляют памятные платки, посвященные историческим личностям и событиям. По их сюжетам можно проводить уроки по истории: о короновании императоров, о 300 — летии дома Романовых, о Отечественной войне 1812 года и др.

Каждый экспонат музея — это не только красивый и редкий предмет, но и богатый научный материал по текстильной промышленности и декоративно — прикладному искусству.

Источник

Посещение музея

  • Входная плата — 100 руб. за один билет.
  • Льготная категория (учащиеся школ, студенты очных отделений учебных заведений, инвалиды III группы, пенсионеры) — 50 руб. за один билет.

Обзорная экскурсия по музею

  • Для групп посетителей в количестве от 1 до 5 человек — 150 руб.
  • Для групп посетителей в количестве от 6 до 10 человек — 300 руб.
  • Для групп посетителей в количестве от 11 до 20 человек — 600 руб.

Дополнительные услуги

  • Фотосъемка в залах музея — 100 руб.
  • Видеосъемка в залах музея — 150 руб.
  • Работа с библиотечным фондом музея — 200 руб.

Бесплатное посещение

  • участники ВОВ, вооруженных конфликтов;
  • Герои Советского Союза, Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы;
  • военнослужащие ВС России срочной службы;
  • неработающие инвалиды I и II групп;
  • дети до 7 лет включительно;
  • дети-инвалиды;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в детских домах, школах-интернатах (по предварительной записи);
  • дети из многодетных семей (вторая среда каждого месяца);
  • сотрудники музеев Российской Федерации и Международного Совета музеев (ICOM) (при предъявлении удостоверения);
  • дети до 18 лет(вторая среда каждого месяца).

ВНИМАНИЕ! Основанием для предоставления льготы является документ, подтверждающий право на соответствующую льготу.

Дни бесплатного посещения

  • 9 мая — День Победы (пенсионеры и инвалиды);
  • 1 июня — День защиты детей (учащиеся общеобразовательных учреждений городского округа Павловский Посад);
  • 1 сентября — День знаний (учащиеся общеобразовательных учреждений городского округа Павловский Посад);
  • с 1 по 10 октября — Декадник пожилого человека (пенсионеры и инвалиды);
  • с 1 по 10 декабря — Декадник инвалидов (пенсионеры и инвалиды).

© МУК «Музей истории русского платка и шали» 2010-2019
сделано изнутри

Источник