Меню

Девушки папахи не носят



Россиянки надели папахи назло Хабибу Нурмагомедову. Вопрос чести оставил их в меньшинстве

Хабиб Нурмагомедов заявил, что носить папаху могут только люди с честью — и поэтому ее надевают только мужчины. Теперь россиянки массово примеряют народный убор и выкладывают фотографии с ним.

Хабиб Нурмагомедов 7 сентября защитил титул чемпиона Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC), победив в ОАЭ американца Дастина Порье. После он поблагодарил поддерживавших его зрителей, отдельно выделив тех, кто пришел на поединок в папахе.

«Там, где я вырос, в горах, мы носим папахи. Но не потому, что можем носить их. Для этого нужна честь, ты должен быть мужчиной. Только настоящие мужчины носят папахи — женщины папахи у нас не носят», — заявил он.

В его словах тут же нашли повод для обиды. В соцсетях начался флешмоб, участницы которого выкладывают фотографии в папахах, сопровождая их хештегами #женщинавпапахе и #нехабиб. Одной из первых стала дагестанская активистка и журналистка Светлана Анохина.

Источник фото: Facebook Юлия Башинова

Многовековая традиция

Уместно ли обижаться на Нурмагомедова и оскорбляют ли женщины традицию, примеряя мужской головной убор? Директор исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Станислав Тарасов напомнил, что отношения между людьми в Дагестане зависят от многих факторов, в том числе от возраста.

Драка фанатов и карате ирландца. Как прошла последняя встреча Нурмагомедова и Макгрегора перед главным боем года

«Посмотрите, как Хабиб, который является чемпионом мира, ведет себя со своим отцом. Как мальчик, готовый подставить одно место под ремень», — сказал он.

Исторически сложилось, что папаху носят джигиты. Есть и другой обычай, описываемый поговоркой «брось папаху в девочку, и если она устоит, значит, готова замуж». К таким многовековым внутренним традициям, считает Тарасов, нужно относиться толерантно. Тем более никто не собирается насаждать их на остальной территории России, а Хабиб всегда позиционирует себя прежде всего как гражданин России.

Оскорбительный вид

Заместитель руководителя Международного евразийского движения Валерий Коровин услышал в заявлении Нурмагомедова слова традиционалиста. Исторические обычаи и устои очень сильны на Кавказе и определяют образ местного населения. А участницы флешмоба, по его словам, демонстрируют попрание традиций и пренебрежение.

«Это вызов, так как мы живем в условиях раскрепощенных свобод. Поэтому на это смотрят неоднозначно. Но Россия пока — традиционалистская страна и пока будет такой оставаться. И такие выходки будут уделом меньшинств», — добавил Коровин.

На Кавказе вид женщины в папахе будет оскорбительным для местных жителей. Именно потому, что это идет против традиций, которые поддерживает большинство. А женщина не может носить папаху, потому что у нее нет именно мужской чести, подчеркнул этносоциолог. Но есть честь женская, которой нет у мужчин. В кавказской культуре свои женские традиции и ментальность.

Идеолог Олимпийского движения Пьер де Кубертен утверждал, что спорт должен быть вне политики. В современном мире победившего Запада, продолжил Коровин, спорт давно не является каким-то состязательным видом сопоставления доблести, физических и моральных навыков. А стал инструментом сведения политических счетов.

«Говоря о политических высказываниях Хабиба… Он лишь является жертвой современного мира, захваченного, мировоззренчески глобалистским Западом», — подытожил он.

Источник

Северный Кавказ сквозь столетия. Наима Нефляшева

Про Хабиба, женщин и папахи.

Х абиб на церемонии награждения после боя с Дастином Порье произнес речь, которая задела некоторых женщин на Кавказе. Женщины остро отреагировали в социальных сетях, назвав Хабиба сексистом и фрейдистом, а сегодня уже флешмоб – фото женщин в папахах – набирает обороты.

Для меня вся эта история делится на 3 части: про Хабиба; про папаху; про то, в каких случаях женщины на Северном Кавказе носили мужскую одежду.

Про Хабиба . Хабиб, безусловно, выдающийся и уже вошедший в историю спортсмен. Он имеет колоссальное влияние на миллионы людей. В ближайшие 1-2 года мы будем наблюдать политизацию всего, что связано с Хабибом и с силовыми видами спорта на Кавказе. Мы наблюдали это и раньше, но теперь этот процесс пойдет совсем в других границах. Вернее, это будет трансграничный процесс. То, с каким достоинством Хабиб заявляет о Северном Кавказе, о своей культуре и идентичности, достойно уважения. Но когда он пытается быть духовным лидером и выходить за рамки профессии, это у него получается не всегда так блестяще, как биться в октагоне.

Триумфатор в Абу-Даби был немного косноязычен, но все же, как мне кажется, он не собирался задевать, унижать женщин, тем более «показывать им свое место». Не допускаю мысли, что он как человек, воспитанный на традиционной культуре, не знает, что значит «честь женщины» у народов Кавказа – сколько фольклорных текстов об этом; сколько кровных поединков даже в начале ХХ века было устроено из-за того, что была задета честь женщины!

«Если надел папаху, то должен ей соответствовать, не урони свою честь и достоинство. Женщины у нас традиционно не носят папаху, потому что папаха (как, например, кинжал или пояс для черкески) – это исключительно мужской атрибут», — при «расшифровке» текст Хабиба я прочла именно так.

Про папаху . Папаха на Северном Кавказе – целая Вселенная. Во многих кавказских культурах мужчина, на голове которого папаха или вообще – головной убор, априори наделяется такими качествами, как мужество, мудрость, чувство собственного достоинства. Человек, надевший папаху, словно подстраивался под нее, стараясь соответствовать – ведь папаха не позволяла склонить голову, а значит – и идти к кому-то на поклон в широком смысле. С папахой связаны многие обычаи горцев – это не только головной убор, в котором зимой тепло, а летом прохладно; это символ и знак. Мужчина никогда не должен снимать папаху, за исключением только одного случая: папаху можно снять, когда просишь о прощении кровников.

Администрация Кубанской области, понимая, что горцы не примут обычай снимать головной убор в помещении, в конце XIX века издала специальное распоряжение, разрешающее горцам находиться в помещении в папахах.

Читайте также:  С чем сочетать горчичное пальто по цветам

В Дагестане молодой человек, опасающийся открыто свататься к понравившейся девушке, когда-то закидывал в ее окно папаху. Если папаха оставалась в доме и не вылетала тотчас обратно, значит, можно рассчитывать на взаимность.

Оскорблением считалось, если у человека сбивали с головы папаху. Если же человек снял и оставил где-то папаху, ни в коем случае нельзя ее трогать и перемещать в другое место.

Журналист Милрад Фатулаев вспоминает в своей статье, что, отправляясь в театр, известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков покупал два билета: один для себя, второй – для папахи.

Носили ли женщины на Северном Кавказе мужскую одежду? Да, носили. В исключительных случаях, на свадьбах или при участии в определенных обрядах. В антропологии это называется «обрядовое ряжение». Впрочем, не только женщины переодевались в мужчин, но и мужчины в женщин.

Например, этнограф Вилен Уарзиати писал, что «в Центральной Осетии — в Урстуал, Хъудыгом, Тырсыгом — на свадьбах девочки 12–15 лет надевали мужскую одежду, приклеив усы и надвинув на лоб шапки. В таком виде они появлялись вечером к концу свадебного застолья». Меняя голоса, они представлялись как гости соседнего ущелья и подшучивали над мужчинами, уже бывшими навеселе.

В Дагестане на свадьбах ( с. Бацада, с.Ругуджа) были постоянные персонажи – ряженые. Ряжеными могли быть мужчины и женщины, юноши и девушки. Иногда женщина рядилась в мужскую одежду и приделывала усы, или, наоборот, мужчина переодевался в женщину. Ряженые шутили, бросались в толпу мукой и золой, пачкались сажей. На их шутки было не принято обижаться.

В с. Ругуджа во время свадьбы женщина переодевалась в мужскую одежду и танцевала «мужской танец» (чирисани).

На свадьбе у даргинцев женщинами-ряжеными обычно бывали сестры, золовки или тети жениха в возрасте от 25 до 40 лет. Они переодевались в мужскую одежду, приделывали усы, крепили к поясу кинжал. Лицо мазали сажей или накладывали на него маску из теста.

Руслан Сефербеков, этнограф из Дагестана, считает, что к таким ритуальным переодеваниям «прибегали для усиления смехового компонента ритуальной обрядности. В то же время переодевание являлось реакцией на жесткую регламентацию гендерных ролей в традиционном горском обществе».

Женщина могла надеть мужскую одежду не только чтобы повеселить публику на свадьбах, но и в более серьезных случаях. У абхазов женщины, если погибали мужчины, переодевались в мужскую одежду и мстили. В редких случаях женщина становилась абреком и переодевалась в мужскую одежду. Например, историк Аслан Мирзоев сообщает:

«В истории Кабарды известен редкий случай, когда женщина стала абреком. Ее звали Зурумхан Шогенова, и ее деятельность относится к концу XIX– началу XX века. Зурумхан родилась в мало-кабардинском селении Къаншуей (ныне Нижний Курп) в семье простого крестьянина. Когда отец умер, её мать с четырьмя детьми переехала к своему брату Батырбеку Налоеву. С юных лет Зурумхан одевалась как мужчина, носила оружие, ездила верхом, а потом стала сообщницей абреков, вместе с которыми вела разбойничью жизнь. К началу гражданской войны ей было около 40 лет. Разбой ей начал приедаться, она стала подумывать о семейной жизни. Вскоре вышла замуж за чеченца, а в 1944 г., когда депортировали чеченцев, она не бросила мужа и уехала со всеми в Среднюю Азию. После смерти супруга вернулась в Кабардино-Балкарию и служила ночным сторожем на Аргуданской МТС».

То есть Хабиб-то не совсем прав. Для женщин на Кавказе папаха вполне возможна. И еще как!

Легендарная Таймасха Гехинская, чеченка, 10 лет командовала отрядом в период Кавказской войны.

Источник

Историк соотнесла женский флешмоб в папахах с кавказскими обычаями

Переодевание женщин в мужскую одежду не противоречит кавказским традициям, указала историк Наима Нефляшева после заявления Хабиба Нурмагомедова о том, что папаху могут носить только мужчины. Участницы флешмоба, публиковавшие фото в папахах, столкнулись с нападками пользователей Facebook, часть из них отказалась от дальнейшего участия в акции.

Как писал «Кавказский узел», слова чемпиона UFC Хабиба Нурмагомедова о том, что папаху могут носить только мужчины, вызвали критику в Facebook. Махачкалинка Наталья Савельева призвала отреагировать на слова Нурмагомедова и первой разместила в соцсети свое фото в папахе. Флешмоб поддержали не менее 18 женщин, в том числе дагестанская активистка Светлана Анохина, а также Ирина Костерина, которая предложила для флешмоба хештеги #женщинавпапахе и #нехабиб.

7 сентября Хабиб Нурмагомедов победил в поединке американца Дастина Порье и защитил титул чемпиона Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC) в легкой весовой категории. После этого Нурмагомедов поблагодарил болельщиков, выделив тех, кто пришел смотреть бой в папахе. «Там, где я вырос, мы носим папахи. Для этого нужна честь, ты должен быть мужчиной. Только настоящие мужчины носят папахи — женщины папахи у нас не носят», — сказал спортсмен.

Историк напомнила о кавказских традициях переодеваний на свадьбах

На резонансное заявление Хабиба Нурмагомедова отреагировала 9 сентября старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, автор блога на «Кавказском узле» «Северный Кавказ сквозь столетия» Наима Нефляшева.

По ее предположению, Нурмагомедов своими словами не пытался оскорбить женщин. «Как мне кажется, он не собирался задевать, унижать женщин, тем более «показывать им свое место». Не допускаю мысли, что он как человек, воспитанный на традиционной культуре, не знает, что значит «честь женщины» у народов Кавказа – сколько фольклорных текстов об этом; сколько кровных поединков даже в начале ХХ века было устроено из-за того, что была задета честь женщины! «Если надел папаху, то должен ей соответствовать, не урони свою честь и достоинство. Женщины у нас традиционно не носят папаху, потому что папаха (как, например, кинжал или пояс для черкески) – это исключительно мужской атрибут», — при «расшифровке» текст Хабиба я прочла именно так», — написала Наима Нефляшева в своем посте «Про Хабиба, женщин и папахи. «.

Читайте также:  Красивые вечерние платья с открытым плечом

Во многих культурах Кавказа мужчина в папахе «априори наделяется такими качествами, как мужество, мудрость, чувство собственного достоинства», пояснила Нефляшева. «Человек, надевший папаху, словно подстраивался под нее, стараясь соответствовать – ведь папаха не позволяла склонить голову, а значит – и идти к кому-то на поклон в широком смысле. С папахой связаны многие обычаи горцев – это не только головной убор, в котором зимой тепло, а летом прохладно; это символ и знак», — рассказала историк.

В то же время женщины на Северном Кавказе носили мужскую одежду, отметила Наима Нефляшева. «В исключительных случаях, на свадьбах или при участии в определенных обрядах. В антропологии это называется «обрядовое ряжение». Впрочем, не только женщины переодевались в мужчин, но и мужчины в женщин. В Дагестане на свадьбах (с. Бацада, с.Ругуджа) были постоянные персонажи – ряженые. Ряжеными могли быть мужчины и женщины, юноши и девушки. Иногда женщина рядилась в мужскую одежду и приделывала усы, или, наоборот, мужчина переодевался в женщину. Ряженые шутили, бросались в толпу мукой и золой, пачкались сажей. На их шутки было не принято обижаться», — пояснила сотрудница РАН.

Женщина могла надеть мужскую одежду не только для развлечения гостей на свадьбах, но и в других случаях, подчеркнула Нефляшева. «У абхазов женщины, если погибали мужчины, переодевались в мужскую одежду и мстили. В редких случаях женщина становилась абреком и переодевалась в мужскую одежду», — написала она.

В качестве примера Нефляшева привела свидетельство историка Аслана Мирзоева о жительнице Кабардино-Балкарии Зурумхан Шогеновой, родившейся в XIX веке, которая «с юных лет одевалась как мужчина, носила оружие, ездила верхом, а потом стала сообщницей абреков, вместе с которыми вела разбойничью жизнь». По данным Мирзоева, Шогенова вышла замуж за чеченца и в 1944 году, во время депортации чеченцев, «уехала со всеми в Среднюю Азию», а после смерти мужа вернулась в Кабардино-Балкарию и работала ночным сторожем на машинно-тракторной станции. «То есть Хабиб-то не совсем прав. Для женщин на Кавказе папаха вполне возможна. И еще как!» – подытожила Наима Нефляшева.

Участницы флешмоба столкнулись с нападками пользователей соцсети

По меньшей мере четыре участницы флешмоба, в том числе Наталья Савельева, по состоянию на 14.51 мск, сняли с публикации размещенные ранее фото в папахах. Одна из них, Ирина Костерина, пояснила 9 сентября в своем посте, что на нее «налетели мильоны хейтеров» после того, как на флешмоб обратили внимание СМИ.

«Друзья-блогеры, на которых каждый день налетают мильоны хейтеров, а как вы живете? Вы читаете весь этот поток сознания анонимных аффторов, которые никогда не скажут ни слова из этого в лицо, или просто игнорите?» – задалась вопросом бывшая участница флешмоба.

Ингушская журналистка Изабелла Евлоева посоветовала ей не обращать внимания. «Говорю тебе как мишень для троллей. И не читай) Прочтёшь через несколько дней и посмеёшься», — написала Евлоева.

«Да, я первые штук 15 прочитала, потом аккаунт закрыла на приватный и пошла работать. Но просто знаю, что некоторым каждый день пишут. Вот пытаюсь понять, как люди обходятся с этим», — пояснила Ирина Костерина.

«Норм живу) Привыкла)) Но я сама толстокожая и тот еще тролль», — ответила Костериной журналистка и правозащитница из Дагестана Светлана Анохина, которая в свою очередь не стала удалять публикацию фото в папахе.

«Меня скорее удивляет, сколько народу-то инвестирует свое время в эти комментарии и переписки», — ответила Анохиной Ирина Костерина.

«Это наш кавказский национальный вид спорта», — пошутила Светлана Анохина.

Нападки на участниц флешмоба продолжили тренд травли артистов и блогеров в Дагестане

Напомним, что Хабиб Нурмагомедов в феврале раскритиковал показанный в Махачкале спектакль «Охота на мужчин» из-за некоторых сцен, возмутивших «борцов за нравственность». Продюсер спектакля Иван Жидков извинился перед жителями республики, отметив, что резонанс в Дагестане вызвала постельная сцена, которая является частью произведения. Также Жидков указал, что в соцсетях актерам театральной группы поступают угрозы.

С угрозами в соцсетях столкнулись тогда и критики «борцов за нравственность». В частности, российский комик Денис Косяков рассказал об угрозах ему и его семье после шутливой попытки вступиться за спектакль «Охота на мужчин». Позднее актер рассказал «Кавказскому узлу», что после спокойной аргументированной переписки авторы угроз признавали свою излишнюю эмоциональность.

Светлана Анохина сообщила тогда «Кавказскому узлу», что также часто подвергается травле, но люди, угрожающие ей, ограничиваются сообщениями в сети. «Я на особом счету. Мне 57 лет. У многих голубая мечта юности надавать мне по голове, но это как-то малопочетно будет для них», — рассказала журналистка.

Она подчеркнула, что в ее случае нападки в соцсетях не приводят к самоцензуре, а вызывают обратный эффект. «Чем больше на меня давят, тем больше я пугаюсь, чем больше пугаюсь, тем смелее и резче пишу, потому что ненавижу за испуг и себя, и того, кто этому причиной», — пояснила Светлана Анохина.

Случаи травли людей, чье поведение не соответствовало ожиданиям жителей Северного Кавказа, наблюдались и в прошлом году. Так, в ноябре 2018 года был сорван аниме-фестиваль AniDag, который должен был состояться в Аварском театре в Махачкале. По словам Анохиной, дирекцию театра и организаторов засыпали угрозами. По информации активиста Марата Исмаилова, во время конфликта как минимум одна участница фестиваля получила травмы.

Причиной конфликта вокруг фестиваля стали попавшие в сеть кадры с репетиции программы: они вызвали негативную реакцию у консервативно настроенной молодежи, а руководство театра обвинило организаторов фестиваля в обмане и отменило мероприятие, опасаясь погромов, сообщила организатор фестиваля.

В Дагестане неоднократно распространялись призывы оградить жителей республики от культурных явлений и событий. В качестве обоснований звучали обвинения в отходе от традиционных ценностей дагестанского общества. Отменить выступления в Махачкале были вынуждены рэперы MC Doni, Егор Крид, Элджей, а также Стас Михайлов, сообщается в материале «Кавказского узла» «Борцы за нравственность пришли в ночные клубы Дагестана».

Читайте также:  Пуловер с двумя гантелями лежа

Вчера, 9 сентября, стало известно, что в Северной Осетии из-за «потока негатива» в соцсетях комитет «Матери Беслана» решил отказаться от идеи сбора денег на специальный счет, открытый 6 сентября для помощи жертвам теракта в бесланской школе в 2004 году.

«Мы можем не обращать на них внимания, но мы подумали и решили, что как-нибудь обойдемся. Будем работать, как работали раньше. Насколько сможем, будем привлекать внимание к этим нуждающимся людям», — пояснила «Кавказскому узлу» зампредседателя комитета Анета Гадиева.

На «Кавказском узле» в разделе «Персоналии» опубликована биография Хабиба Нурмагомедова.

Источник

«Женщины не носят папах»: после победы над Порье Хабиба назвали сексистом

Зачем Нурмагомедову новый скандал

Шоу UFC 242, хедлайнерами которого были россиянин Хабиб Нурмагомедов и американец Дастин Порье, завершилась победой нашего соотечественника. Хабиб победил Дастина удушающим приемом в третьем раунде. После завершения боя оба бойца вели себя по-джентльменски и даже сфотографировались в обнимку. Сразу после завершения шоу, непримиримый соперник Нурмагомедова Конор Макгрегор попросил о реванше в Москве.

Фаворитом главного боя шоу UFC 242, прошедшего в эти выходные в Абу-Даби, был Хабиб Нурмагомедов, он его и выиграл. В третьем раунде Дастин Порье уже не смог сопротивляться удушающему приему Хабиба. Но если неискушенный зритель ждал чего-то похожего на массовую драку после боя с Конором Макгегором, то остался разочарован. Оба бойца вели себя корректно и по-джентльменски. «Главное — уважение», — таков был девиз этого боя задолго до его начала. Взаимным уважением он и закончился.

Хабиб сказал пару комплиментарных слов в адрес своего поверженного соперника и пообещал средства, полученные от продажи футболки, которой он обменялся с Порье в октагоне, отдать в благотворительный фонд Дастина. После боя оба недавних соперника сфотографировались в обнимку.

Дастин Порье не смог сдержать слез после поражения: «Я знал, что он будет давить. Я знал, что буду много бороться в партере. Я просто чувствую, что подвел себя. Я не стеснялся готовиться к этому, как к главному поединку карьеры. Я чувствовал, что вся моя карьера настроила меня на этот момент. Но…. Может быть, были времена, когда я мог бы сделать больше. Я долго к этому готовился, и теперь я буду просыпаться и смотреть на себя в зеркало каждое утро, понимая, что я проиграл. Если есть что-то, чему меня научили поражения в прошлом, так это то, что нужно ценить каждую победу и быть благодарным этому. А сейчас я просто пойду домой, проведу некоторое время со своей семьей. Это был долгий путь. Я горжусь всем, чего я достиг в этом виде спорта. Меня еще ждет много всего интересного в будущем, но сейчас мне просто нужно время, чтобы подумать о жизни».

Откровенные слова американца не могли не отозваться в сердцах его поклонников. Знаменитый актер Стив-О написал в твиттере: «Если Дастин уже не был самым популярным парнем в ММА, то его интервью после боя делает его самым искренним, самым крутым чуваком в спорте. Порье — настоящий герой».

«Одним из лучших в мире» назвал Дастина и сам Хабиб Нурмагомедов: «Я ожидал такого сложного боя, думаю, он получился классный».

Ложкой дегтя во всей этой сладкой бочке слов от настоящих мужчин стала фраза Хабиба, сказанная после победы еще в октагоне. Нурмагомедова спросили про его головной убор и от ответил: «Это часть культуры Северного Кавказа. Чтобы носить папаху, нужно иметь честь, быть мужчиной. Женщины не носят папах». Возможно, эти слова можно было бы пропустить мимо ушей и свалить на то, что спортсмен не так высказал свои мысли, если бы Хабиб уже не был героем сексистского скандала ранее. На пресс-конференции в Саудовской Аравии, отвечая на вопрос, что бы он посоветовал начинающим бойцам, в том числе женщинам, сказал: «Для женщин у меня есть очень хороший совет. Будьте бойцами у себя дома. Постоянно добивайте своего мужа, лучше бейтесь с ним».

Тогда на него обиделись женщины-бойцы. Ранда Маркос, боец UFC, написала тогда, что «такие мысли о женщинах бывают только у маленьких людей»: «Среди такой ментальности я и росла, потому что родилась в Ираке. И мне было нелегко прийти к тому, чем я занимаюсь сейчас. Не позволяйте никому удерживать вас от той версии себя, какой вы можете быть». А пользователи соцсетей обрушили на Нурмагомедова шквал критики, называя высказывания бойца «архаичными», а его самого «клоуном и сексистом». Учитывая факт, что главными платежеспособными потребителями смешанных единоборств являются американцы с их гендерным равноправием, UFC и президенту организации Дане Уайту запросто могут «предъявить» за слова Хабиба.

Остался ли Уайт, кстати, доволен доходом от проведенного шоу, пока не известно. Билеты на арену, на которой проводился турнир, были распроданы полностью за два дня, но UFC не получала выручки от продаж билетов. Число же проданных трансляций пока озвучено не было, но оно вряд ли может приблизиться к показателю 2,4 миллиона. Именно столько было сделано покупок боя между Хабибом и Конором Макгрегором. Ирландец, кстати, уже предложил устроить им реванш в Москве. И Дана Уайт допустил возможность этого боя. Дана подтвердил, что следующим соперником Нурмагомедова станет Тони Фергюсон. «Но если что-то сорвется, то не исключен и вариант с Макгрегором». Правда, насчет Москвы есть большие сомнения. Промоушену просто финансово не выгодно проводить такие поединки в России.

Между тем, Хабиб Нурмагомедов, по официальному сообщению UFC, получил 50-тысячный бонус за выступление в Абу-Даби в дополнение к гарантированному гонорару.

Источник