Меню

Девушка бросает платок между джигитами



Девушка бросает платок между джигитами

Кавказ всё-таки не полностью мусульманская страна. Может потому и другие они.

Но в том же Иране и Афганистане женщины ещё в 70-80 ходили без платков. А сейчас точно за это убьют.

Похожие цитаты

Всегда и везде первым и главным достоинством женщины — была скромность.

Решение женщины имеет место быть только до тех пор, пока не принял Решение Мужчина!

да уж))

У каждой женщины должно быть
достаточно собственных денег, чтобы уйти и снять себе квартиру,
даже если она никогда этого не захочет
или ей это никогда не понадобится.

У каждой женщины должно быть
нечто особенное, чтобы надеть,
если вдруг собеседование в компании ее мечты
или свидание всей ее жизни назначено уже через час.

У каждой женщины должна быть
юность, которую она готова оставить позади.

У каждой женщины должно быть
… показать весь текст …

Источник

Женский платок – символ нравственности чеченцев

761078 16.09.2010 Акция, организованная патриотическим клубом «Рамзан» при поддержке Исламского университета — «Как должна одеваться чеченская женщина» — в Грозном Саид Царнаев/РИА Новости

Зударийн йовлакх — божарийн мах. / Х-А. Кадыров /

— Женщина на Кавказе всегда являлась хранительницей общинных культурных традиций, а вместе с этим — традиционных форм одежды, текстильного ремесла и шитья, при этом, не выходя из замкнутого круга архаичной монокультуры, — отмечают многие авторы.

Чеченский традиционный костюм стал как бы зоной сохранения локальных этнических особенностей и оставался самобытным вплоть до XX в. Замкнутость быта горянки, внутриобщинные браки, суровые нравы и обычаи влияли на сохранение исконно национальных форм одежды. Комплекс женской одежды был закрыт для различных внешних влияний, а если даже что-то перенималось, то очень медленно и осторожно.

Более точно о характере женской одежды можно судить по сохранившимся вещественным образцам, относящимся в основном к XIX — нач.XX вв. Большинство артефактов находятся в музеях, у хранителей и в частных коллекциях.

Головной убор — один из интереснейших предметов в сложной системе компонентов, входящих в народный костюм чеченцев.

Костюм наряду с языком, мифом и обрядом чаще всего образует единую знаковую систему и представляет собой своеобразный социокод, фиксирующий определенные характеристики конкретной культуры. В знаковой системе традиционного костюма именно головной убор, кроме эстетического и практического назначения, несет, пожалуй, самую сложную смысловую нагрузку, являясь маркером половозрастной, социальной и этнической принадлежности человека.

Практически каждый головной убор несет также информацию о месте проживания владельца, его социальном статусе, профессии, а также времени создания вещи. В традиционной культуре чеченцев головной убор – своеобразный знак чести и достоинства у мужчин, а платок – знак чистоты, преданности, целомудрия у женщин. Подарить папаху приравнивалось к братанию, тогда как платок женщины имел еще большую сакральную силу.

В горах джигиты ссорились, бывало,

Но женщина спешила к ним и вдруг

Платок мужчинам под ноги бросала.

И падало оружие из рук.

О женщины, пока в смертельной злости,

Не подняли мечей материки,

Мужчинам под ноги скорее бросьте

Свои в слезах намокшие платки.

Р. Гамзатов

В традиционной культуре женщин-чеченок платки составляют неотделимую часть их национальной одежды.

Девичьи головные уборы. Женский головной убор представляет довольно сложный комплекс, несущий в себе значительную информацию. Он позволяет отличить девушку от замужней женщины, а иногда дает и более точные подробности (различались головные уборы просватанной девушки, вдовы, старухи и т.п.). В нем часто устойчиво сохранялись архаические черты, отдельные его элементы имели охранно-магические функции.

Откровенно говоря, женщина с непокрытой головой у чеченцев издавна воспринималась как морально, так и нравственно неполноценной. По чеченскому менталитету платок всегда являлся символом нравственности, а его отсутствие – безнравственностью. Другое дело, что гласит по этому поводу официальный закон.

В данном случае правомерно поставить вопрос: является ли пропаганда нравственных и моральных устоев чеченского общества нарушением законов страны или нарушением каких-либо статей УК страны? Конечно, нет!

Тогда что же такого противозаконного высмотрели инициаторы обращения по поводу ношения платка и инициаторы этого ажиотажа вокруг платка. Может быть, им не нравится, что мы хотим сохранить свое лицо и вернуть прежний статус своим национальным обычаям? Меня все поддержат в том, что лучше ходить в платках, чем голыми врываться в Божий дом.

Почему даже в этом случае объектом нападок избрали нас? То лезгинка наша кому-то не нравится, то платок «вокруг горла обмотался». Неужели до сих пор не понятно, что чеченцы никогда не перестанут танцевать лезгинку, а чеченки – носить платки? Наверное, мы никогда не перестанем терпеливо разъяснять наше отношение к этой навязанной проблеме, а при необходимости давать и достойный отпор тем, кто пытается оторвать нас от наших национальных корней и традиций.

В данном конкретном случае речь идет о соблюдении традиции, связанной с формой одежды и узаконенной тысячелетним обычаем. Думаю, многие согласятся со мной в том, что ношение платка в определенном смысле является большим искусством. Красиво повязанный платок – это ухоженная голова девушки или женщины, что создает кроме всего и эстетический эффект в обществе. И это, в конце концов, информация к размышлению. Ибо пышная укладка волос, обрамленная волнами платка, это – своего рода таинство, игривая прическа школьницы, скрытая косынкой – немалая загадка для молодого человека, а подвязанный под подбородок платок – может свидетельствовать о трагическом периоде в жизни женщины.

Читайте также:  С чем носить платье макси осенью

А пропаганда ношения платка, кстати, ведется не в пику кому-либо или назло женщинам, а во избежание нравственной деградации общества и во имя сохранения национальной самобытности и культурной самодостаточности, отличавшей чеченский народ на протяжении его тысячелетней истории.

Между тем отмечу, что проблема духовно-нравственного возрождения населения стоит очень остро во всех регионах Российской Федерации. В этом процессе активно задействовано духовенство: в мусульманских регионах – работники муфтиятов и имамы на местах, в христианских – священники и предстоятели церквей и т.д. Особо отмечаем, что в Чеченской Республике работа по духовно-нравственному воспитанию населения, а особенно подрастающего поколения, ведется глубоко, всесторонне и эффективно. Эта работа может стать примером для других.

Как позитивный результат на общем фоне мы имеем колоссальное преимущество перед всеми остальными регионами России, которые буквально стонут от распущенности, алкоголизма, наркомании и криминала. И в достижении этого нравственного, морального, духовного преимущества, скажу без преувеличения, многое сделал Глава Чеченской Республики, Герой России Р.А. Кадыров, демонстрируя высокие качества своей души, похвальную во всех отношениях искреннюю приверженность к нашим народным обычаям и традициям.

Почему же злопыхатели, раздувающие клеветнические мифы с использованием провокационных идеологических штампов типа пресловутой «шариатизации Чечни», не говорят об этом? Ведь каждый шаг Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова направлен на усиление как самой России, так и на укрепление дружбы народов, её населяющих, и соответствует букве российских законов и нормам шариата.

Поэтому попытки как известных общественных деятелей России, так и их последователей, стремящихся дискредитировать идею духовно-нравственного воспитания населения Чечни, считаю недостойными как с моральной, так и с идеологической точки зрения.

В свое время в республике проводилась кампания под лозунгом «Долой косынки!». Не прошел партийный лозунг. Горцы знали, что женский платок приносит мир и согласие в их дома. Ношение платка с давних пор основывается на нормативной этике вайнахов. Во-первых, обычай ношения платка возник на определенном этапе развития общества и закреплял социальное и нравственное положение женщины. Любой обычай удовлетворяет определенные потребности людей. В данном случае платок на голове женщины, как обычай и традиция, появился как фактор, предающий гласности некоторые социально значимые качества женщины, а точнее – ее верность.

С точки зрения нормативной этики платок, его наличие или отсутствие являются показателем стойкости женщины, ее нравственной чистоты.

Необходимо знать, что платок – это фактор нравственного равновесия общества, фактор гармонизации взаимоотношений между женщинами и мужчинами даже старших и младших поколений.

Но, к большому сожалению, наши идеологические недруги не понимают, что женщина в чеченском обществе пользовалась прежде огромным уважением и почетом…

Повторимся, еще в недалеком прошлом женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставлял опускать занесенные кинжалы и ружья, направленные друг на друга в яростной схватке.

Почему же именно платок обладал столь магической силой? Есть следующие объяснения как версия.

В период матриархального строя у предков вайнахов возникли женские общества, которые в устном народном творчестве «дожили» до сегодняшнего дня.

Были у вайнахов три богини (три гурии) – Маьлха-Аьзни (богиня красоты), Дика (богиня добра), богиня Дари де Куока, или Маша бузу Куока (богиня мира), которая ткала «материю», т.е. мир.

Когда у богини Маша бузу Куоки обрывалась нить, то, по преданию, между народами начиналась война и продолжалась до тех пор, пока она не соединит нить. То есть, если богиня ткала, то народы жили в мире. Кусок материи (или женский платок), брошенный между людьми, народами, естественно, означал, что между ними встала богиня мира. Люди верили в волшебство женского платка, символизировавшего богиню мира и соответственно на него реагировали. Платок был необходимым звеном в регулировании взаимоотношений людей, это была последняя возможность потушить гнев и остановить смерть.

Этот прекрасный вайнахский обычай – использовать белый платок мира для примирения враждующих заимствовали все кавказские народы и умело его применяют. В последний раз, как фактор примирения, платок был брошен чеченками в один из напряженных дней 1994 года.

Одна из ироний современного мира – отношение к женскому головному убору в разных культурах. В одних случаях головной платок на голове у женщины почитается как знак святости, когда его надевают католические монахини, а в других – подвергается брани, как знак притеснения, когда его надевают мусульманские женщины из соображений скромности и благочестия.

Сегодня некоторые европейские страны прилагают значительные усилия, чтобы законодательно ввести запрет или ограничение на ношение головных платков (хиджабов) мусульманками. Такие законодательные акты подрывают основы терпимости и равенства в обществе, которое борется за плюрализм и свободу вероисповедания. В настоящее время Франция рассматривает возможность полного запрета на ношение платков (хиджабов) в школах. В двух землях Германии предложен законопроект, запрещающий ношение платков в общеобразовательных учреждениях.

Читайте также:  Платок шерстяной с шерстяной бахромой варенька

Далее речь пойдет о хиджабе, благочестии покрытия головы мусульманскими женщинами, в сравнении с иудейско-христианской традицией ношения головных уборов женщинами.

Хиджаб или платок?

Некоторые на Западе считают головной платок, который традиционно носят мусульманские женщины из соображений благочестия, величайшим символом притеснения и зависимости. Посмотрим, как же обстоит дело в иудейско-христианской традиции, и попытаемся установить историческую правду. Как пишет иудейский раввин Мэнхэйм М. Брэйер (профессор библейской литературы в университете Иисуса Навина) в своей книге «Еврейские женщины в раввинской литературе», выходя в люди, еврейские женщины по традиции покрывали голову, часто закрывая всё лицо и оставляя открытыми только глаза. Он цитирует некоторых знаменитых древних раввинов, которые говорили, что «не подобает дочерям израилевым ходить с непокрытой головой» и проклинали тех, «кто позволит жене своей ходить с непокрытой головой, …а женщина, которая откроет свою голову для украшения, да будет ввергнута в нищету». Иудейские законы запрещали испрашивание благодати для кого-то или чтение молитв в присутствии замужних женщин без платка, поскольку непокрытие женской головы рассматривалось как нагота.

Доктор Брэйер также упоминает о том, что «в эпоху танаим непокрытие головы иудейкой считалось верхом бесстыдства. Если её голова была непокрыта, она должна была заплатить за этот проступок 400 цузимов». Доктор Брэйер объясняет, что платки у иудеек не всегда считались только признаком благочестия. Иногда платок символизировал особое положение в обществе и богатства в большей степени, чем благочестие. Платок олицетворял достоинство и превосходство высокородной женщины. Он также олицетворял недоступность женщины, как священное владение её мужа. Платок подчеркивал женское чувство собственного достоинства и её социальный статус.

Женщины низшего уровня часто надевали платок, чтобы произвести впечатление принадлежности к более высокому классу. То, что платок был знаком благородного происхождения, было причиной того, что в древнееврейском обществе его запрещалось носить женщинам лёгкого поведения. Однако публичные женщины часто носили специальный головной шарф, чтобы выглядеть респектабельнее. Еврейские женщины, живущие в Европе, продолжали носить платки до XIX века, когда их жизнь стала более тесно ассоциироваться с окружающим светским окружением.

Внешнее давление европейского образа жизни в XIX веке заставляло многих из них выходить на улицу с непокрытой головой. Некоторые еврейские женщины посчитали более удобным для себя заменить традиционный платок на парик, как на другую форму головного покрова. Сегодня многие иудейки не покрывают голову, за исключением тех случаев, когда они идут в синагогу. Некоторые же из них, например, принадлежащие к секте хасидов, до сих пор пользуются париками.

Что можно рассказать о христианской традиции? Хорошо известно, что католические монахини покрывают свою голову платком уже на протяжении сотен лет, но это ещё не всё. Христианский апостол Павел в Новом Завете сделал несколько интересных замечаний о ношении платка женщинами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христосу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1 Коринф. 11:3-10).

Аргументация христианского апостола Павла в доказательство необходимости ношения платка женщинами заключается в том, что платок символизирует знак власти мужчины, который является образом и славой Бога над женщиной, которая была создана из и для мужчины. Св. Тертуллиан в своём знаменитом трактате «Об обязательности ношения платков для девственниц» писал: «молодые девушки, вы носите свои платки на улицах, следовательно, вы должны носить их в церкви, вы носите их перед чужаками, тогда почему бы вам не носить их перед вашими братьями…».

Среди канонических законов католической церкви есть закон, который требует от женщин, чтобы они прикрывали свои головы в церкви. Некоторые христианские конфессии, такие, например, как аманиты и менониты, заставляют своих женщин носить платок и по сей день. Причины, по которым надо носить платки в соответствии с высказыванием лидеров их церквей, заключаются в том, что «покрытие головы – это символ подчинения женщин мужчинам и Богу», что соответствует высказыванию христианского апостола Павла в Новом Завете. Из вышесказанного следует, что ношение головного убора женщиной не является признаком исключительно мусульманского вероисповедания.

Читайте также:  Детские осенне весенние пальто для девочек

Однако ислам вменил это ей в обязанность. Коран предписывает верующим мужчинам и женщинам опускать взоры земле и хранить скромность. Священный Коран вменяет верующим женщинам в обязанность закрывать голову, шею и грудь: «Скажи верующим, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от чувственных пожеланий: в этом для них наибольшая чистота. Бог ведает их дела. Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от половых пожеланий; показывали бы только те из своих нарядов, которые наружу, накладывали себе на грудь покрывала …» (Коран 24:30, 31). Священный Коран разъясняет, что платок – это неотъемлемая часть благопристойности: «Пророк! Скажи супругам твоим, дочерям твоим, жёнам верующих: плотнее опускали бы они на себя покрывала свои: при таком опускании они не будут узнаваемы, и потому не будут оскорбляемы. Бог – прощающий, милосерд» (Коран 33:59).

В этом вся суть. Благочестие предписывается женщине для ее же защиты от оскорблений, или, проще говоря, благочестие – это защита для женщины. Хиджаб, в отличие от платка в христианской традиции, это не знак власти мужчины над женщиной и не знак женского подчинения мужчине. Хиджаб, в отличие от платка в иудейской традиции, это не знак роскоши или отличия некоторых замужних женщин благородного происхождения. Хиджаб в исламе – это знак благочестия, которое подчеркивает цельность личности женщины.

Таким образом, традиционный народный костюм – это исторически сложившийся продукт национальной культуры, связанный с образом жизни, обычаями, климатическими условиями, историческими событиями, и особенно – внешним обликом человека. Традиционный женский костюм подчёркивает силуэт. При достаточной ширине одежды очертания женского тела будут скрыты. Такой ансамбль непременно дополняется головным убором и косой (косами) значительной длины. Следовательно, костюм можно назвать знаковой системой или языком культуры, где происходит накопление, оформление в текст и передача культурной информации.

Язык костюма, наряду с устной речью, расширял диапазон знаний и представлений общества и служил для передачи информации следующим поколениям. В традиционном народном костюме, как в символико-знаковой системе, зашифрован жизненный опыт множества поколений.

доктор исторических наук, профессор,

заведующий отделом этнологии

Института гуманитарных исследований Академии наук ЧР

Источник

Женщина, брось платок.

Работал я когда-то с одним
человеком. По национальности он
был татарин, а большую часть
жизни прожил в Баку. Он рассказал
мне потрясающую историю.
Произошло это в период
активного противостояния
азербайджанцев и армян, когда
они дрались за Карабах.
Огромная толпа азербайджанцев
двинулась по дороге на Карабах —
бить армян. По дороге к ним
присоединялись мужчины из
ближайших селений. Толпа уже
насчитывала тысячи людей.
Власти пытались остановить
толпу. Поперёк дороги ставили
заграждения из автобусов и
грузовиков, выстраивали милицию.
Но разъярённая толпа сметала
всё
— и автобусы, и милицию.
Казалось, что не было силы,
способной остановить это
шествие.
Но. сила нашлась. Это была
одна единственная женщина,
председатель колхоза, герой
соцтруда, очевидно, член КПСС.
Она примчалась на колхозной
машине и стала на дороге. Когда
толпа приблизилась, она сорвала
с головы платок и бросила его на
землю.
Произошло нечто невообразимое
— толпа остановилась, а потом
повернула обратно.
Когда я услышал этот рассказ, я ничего не понял. Почему так произошло? Мой сотрудник объяснил: «Ну. она же бросила платок.»
Вспомнил я об этом в связи с приближающимся женским днём. Я раскопал в инете ответ. Вот что пишет Мария Катышева о традициях горских народов Кавказа.
» Был еще необыкновенно важный, в иных случаях просто спасительный обычай, связанный с женским платком. Скажем, два заклятых врага встретились и обнажили кинжалы для смертельной схватки. Если здесь оказывалась женщина, стоило ей обнажить голову, бросить платок — и устанавливался мир, кинжалы тотчас убирались обратно в ножны.
Этот обычай не раз отражался в литературе. В частности, он вдохновил питерского поэта Сергея Вольского, друга и переводчика известного чеченского литератора Алвади Шайхиева, на такие строки:

Древний обычай в горах почитали всегда:
Если мужчины в раздоре хватали кинжалы,
Женщина тотчас платок между ними бросала,
И моментально тогда утихала вражда.

Женщины мира! Что может быть мира важней?
Сшейте платок из бесчисленных ваших страданий,
Сшейте из вдовьих, терзающих душу рыданий,
Бисером пролитых слез оторочьте скорей. (. )

Под ноги бросьте мужчинам, покуда не встала
Утром заря над обугленной мертвой землей. »

Comments

Можете себе представить такую сцену в Киеве? Я, к сожалению, нет. Что должно произойти, чтобы люди опомнились?

Украинцы этого не знают. Чеченец, например, может, не потеряв звания мужчины, только в трёх случаях стать на колени: перед своей землёй, перед матерью и перед женщиной. У горцев честь дороже жизни. И если услышите кремлёвские басни о том, что горцы прячутся за женщин, стреляют из-за их спин (а такое уже говорила Москва во время чеченской войны)можете смело плюнуть в рожу этим брехунам.

Источник