Меню

Детское бурятское национальное платье



Национальный костюм бурятов

Буряты – народ, который издревле живёт в суровых условиях Сибири возле озёра Байкал. Это скотоводы-кочевники и охотники. Длинная морозная зима и короткое прохладное лето обусловили возникновение фасонов тёплой одежды, которые должны быть удобными на перегонах скота и его выпасе. В таких нарядах комфортно в жару и в холод.

История появления костюма

Известно, что эта народность ещё во времена палеолита населяла Прибайкалье. Но первое описание национального бурятского костюма относится к XVII веку. Один из купцов, направляясь в Китай с русским посольством, описал быт бурятского народа и его костюмы. Изучением их возникновения, покроя и особенностей учёные занялись лишь в начале XIX века.

На одежду бурят оказали влияние другие культуры. С течением времени у народности стали появляться хлопчатобумажные и шелковые ткани из Китая и Средней Азии.

Виды костюмов

Костюм должен был согреть всадника-пастуха и не помешать управляться со стадом. Суровые зимы требуют тёплой одежды. Поэтому в традиционных нарядах присутствовали два варианта: зимний и летний. Мужчины носили халаты, которые обязательно подпоясывались шелковыми кушаками или кожаными ремнями с украшением из серебра и камней.

Халаты для зимы и для лета различались лишь материалом выполнения, всё остальное одинаково. Покрой был простым, но имел интересные элементы, присущие одежде этого народа:

  • воротник стоячий, халат свободный, позволяющий совершать разнообразные движения;
  • рукава могли быть цельнокроеными для защиты от непогоды;
  • конусовидная манжета в холодное время отворачивалась, защищая руку. Она обычно расшивалась шерстяными или шелковыми нитками. По узору можно было определить достаток скотовода и примерное количество голов в стаде;
  • полы халата должны были защищать ноги всадника от холода, а в случае необходимости – служить ему постелью на кочевье.

Особенности фасонов

Мужские халаты имели прямой крой с рукавом реглан. Носили их всегда под пояс. Детские халаты шились так же. Фасоны были идентичны как для мальчиков, так и для девочек. Когда девочка превращалась в девушку, крой дэгэла усложнялся и напоминал соединённую швом кофту с юбкой.

Материалы для пошива

Скотоводы-кочевники не имели других материалов к пошиву одежды, кроме шкур убитых животных. Использовались овчина, кожа и шерсть, мех пушных зверей – лисы, песца, соболя, норки. Позже у других народов стали покупаться шелковые, бархатные, хлопчатобумажные ткани, а к традиционным украшениям добавились драгоценные камни, золото, серебро.

Главный элемент национальной одежды – халат. Зимний (дэгэл) шили из овчины, использовали бархатную отделку. Халат для летних будней (тэрлинг) был лёгким, хлопчатобумажным, а праздничный – шелковым.

Какие цвета в приоритете?

Любимым цветом любого бурята был синий. Это цвета халата и шапки. Он символизирует бесконечность неба. Но были и другие цвета дэгэла – коричневый, бордовый, зелёный. Цветные полосы энгера (четырёхугольного борта дэгэла) тоже несли смысловую нагрузку. Например, чёрным обозначали плодородие земли, красным – энергию жизни и огня. Первая полоса сверху могла быть только белой или золотой.

Украшения к костюму

Женщины достаточно затейливо украшали себя. На руках было множество колец, они носились на каждом из пальцев, кроме среднего, а иногда и по несколько штук на одном. Браслеты на каждой руке, серьги, нагрудные украшения из многих рядов бус, серебряных медальонов, оберегов.

Также со стороны висков прикреплялись подвески из бусин разных размеров и цветов. Они могли быть очень длинными и спускаться до груди. Часто ободок на шапке или подвеска имели серебряные элементы. Косы помещались в специальные футляры для сохранения магической силы женских волос.

Мужчины дополняли свой костюм ножом (хутага) и огнивом (хэтэ). С течением времени они стали только лишь декоративными элементами, утратив свою утилитарность. Рукоять ножа и сами ножны украшали элементы чеканки с участием серебра и самоцветов. Огниво помещалось в небольшую кожаную сумочку с кресалом на дне. Пластинки из серебра с затейливыми рисунками украшали его.

Обувь

Бурятская обувь – унты из жеребячьей кожи или сапоги с носками, заострёнными вверх, наподобие турецких фасонов. Эта обувь шилась как мужчин, так и женщин. В ней удобно, она гигиеничная и практичная. Сверху она украшалась с помощью вышивки или швов контрастных нитей с контурами узоров. Сапоги для зимы утеплялись мехом овчины или диких животных. Обувь для лета вязалась из конских волос и прикреплялась к подошве из кожи.

Головные уборы

Традиционно мужчины и женщины у бурят носили шапки. Они отличались принадлежностью к разным родам, но были очень интересны и разнообразны. Среди форм выделяются следующие:

  1. Колпак с меховой оторочкой нижнего края;
  2. Шапки-ушанки из длинноворсового меха – лисьего или песцового;
  3. Конус с высокой тульей. Каждая шапка заканчивалась острой верхушкой, украшенной навершием из серебра и красными кистями. Края были отогнутыми. Тулья у женских шапок расшивалась узорами из бусин, ленточками, серебром.

Все головные уборы выполнялись в синем цвете. Каждый из элементов нёс смысловую нагрузку.

Мужской, женский, детский – особенности

Основой костюма служил халат, а под него мужчины надевали кожаные или суконные штаны и хлопчатобумажную рубаху. От ненастья защищала саба (верхняя одежда типа шинели), надетая поверх дэгэла. Если становилось очень холодно, на помощь приходила даха (свободная верхняя одежда с меховым наружным слоем).

Читайте также:  Наборы с шейными платками

Когда девушка выходила замуж, её нарядом становились рубаха, штаны и халат. Обязательным элементом костюма была безрукавка, без неё и без головного убора ни одна бурятка не имела права показаться среди мужчин. Безрукавка была длинной или короткой, это зависело от рода и статуса женщины. По краям жилетка всегда была украшена орнаментальной вышивкой, пришивались ленточки.

Современный национальный костюм бурят

Бурятский народный костюм вдохновил отечественных кутюрье на создание модных коллекций с народным колоритом. В современной одежде сохранились самые интересные детали кроя рукавов и трапециевидный силуэт. Много внимания уделяется также созданию головных уборов с разными вариантами длины и формы навершия.

Не обойдены вниманием узоры сложных орнаментов, конструкции декоративных элементов, украшения из серебра. В современных костюмах пользуется успехом стилизация под дэгэл разных фасонов. Вечерние наряды, верхняя одежда шьются с учётом оригинального кроя рукава, воротника, энгера – четырёхугольного борта дэгэла.

Стилизованная национальная обувь – угги, унты, меховые сапоги – перекочевали в гардеробы модников по всему миру. Популярны головные уборы из меха песца, лисы, чернобурки.

Источник

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с бурятским народным костюмом»

Елена Олеговна Мананкова
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Знакомство с бурятским народным костюмом»

Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

«Пусть ребенок почувствует красоту и восторгается ею, пуст в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский.

В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:

1. формирование начал патриотизма и гражданственности;

2. формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;

3. формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;

4. уважение к своей нации;

5. понимание своих национальных особенностей;

6. формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;

7. уважение к представителям других национальностей;

8. формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;

9. воспитание уважительного отношения к труду.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Врач и педагог М. Монтессори в своей книге «Дом ребёнка» в 1915 году писала, что главное в работе с детьми 5 -7 лет – воспитание чувств, т. е. динамика от чувств к идеям. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков.

Непосредственно образовательная интегрированная деятельность.

«Знакомство с бурятским национальным костюм ом»

Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где мы живем, называется республикой Бурятия. Познакомить детей с бурятским национальным костюмом. Развивать эмоционально — целостное отношение к родному краю (его городам, селам, кругозор детей. Воспитывать любовь к своей малой родине – Бурятии.

— Древнеримский философ Сенека говорил о том,что: «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя». — Родина – это страна, в которой человек родился и гражданином которой он является. Для всех нас наша малая родина – это Бурятия. Поселок в котором мы с вами родились. Кто знает, как он называется? (правильно Селенгинск)

За Байкалом страна в три солнца,

Расстелилась и тут и там,

Где селений твоих оконца,

Ярко светятся по утрам.

Солнца блик в Селенге играет,

Нет на свете тебя родней,

По земле я родной шагаю,

Что зовётся – Бурятией!

— Республика Бурятиямногонациональная республика: в ней живут и русские и буряты и еще много других национальностей. Мы с вами ребята русские, а еще есть бурятская национальность, вот о ней то я и хочу вам сегодня рассказать.

Мы с вами живем в России – это наша родина. А вот Бурятию можно назвать нашей малой родиной. Ребята кто из вас знает в какой республике мы живем? (ответы детей – Бурятия) Правильно, республика наша называется Бурятия. Столица нашей республики город Улан – Удэ. Еще, ребята, в Бурятии есть свой гимн, давайте его послушаем. Гимн республики всегда слушают стоя, поэтому я предлагаю вам встать возле своих стульчиков и внимательно послушать.

Читайте также:  Пальто весеннее девочке своими руками

У каждой национальности есть также свой костюм – у русских это сарафан и рубаха со штанами (показать на слайде, и у бурят, дети, есть тоже свой национальный костюм (следующий слайд). Называется он дэгэл, давайте внимательно его рассмотрим. Опросить 2-3 детей – закрепить название «дэгэл» (хоровые и индивидуальные ответы детей). Дэгэл – это халат, который не застегивается на пуговицы, а запахивается, а затем завязывается поясом. Посмотрите внимательно вот так выглядит женский дэгэл, а вот так – мужской (рассматривание слайдов.)

Обувь у бурят немного отличается от обыкновенной обуви, к которой мы с вами привыкли. У нее даже есть свое название – гутал. Хоровые и индивидуальные повторения. (Рассматривание слайда). Ребята как вы думаете, чем гутал отличается от простой обуви? Рассматривание слайда, хоровые и индивидуальные ответы и проговаривания названия «гутал».

Следующим слайдом показать бурятскую шапку.

— Шапка ребята, тоже совсем не похожа на всем нам привычные шапки, посмотрите она необыкновенной конусной формы, а еще у нее на верхушке есть кисточка.Задать вопросы для закрепления: Какой формы шапка? Что находится на верхушке шапки?. (Индивидуальный опрос детей)

-Предлагаю вам поиграть со мной в игру «Что лишнее?» (обратить внимание на слайд). Прошу вас внимательно рассмотреть картинки и определить, какая из картинок из них лишняя.

-Кто мне может объяснить почему?

-Правильно, ребята – сарафан не относится к бурятскому национальному костюму. Молодцы!

Физкультминутка (игра имитация «Как мы оденем бурятский костюм»)

А сейчас, ребята, встаньте возле своих стульчиков, давайте с вами представим, как мы будем наряжаться в бурятский костюм. Сначала будем одевать дэгэл (сделать паузу перед словом дэгэл-побудить детей подсказать название). Натянем сначала правый рукав, затем левый рукав (погладить сначала правую, затем левую руки). Затем его нужно запахнуть (обнять себя руками за плечи). Затем нужно завязать пояс (движения рук вокруг пояса). Потом мы оденем сапоги, побудить детей подсказать название «гуталы», сначала правый, потом левый. Самой последней мы наденем шапку (соответствующие движения по ногам, затем по голове).Опросить 2-3 человек: «Что мы сейчас одевали?»Закрепить названия: дэгэл, гутал.

А сейчас, ребята, предлагаю вам пройти на стульчики, мы будем с вами играть в интересную игру называется она «Собери картинку».

— Объяснить правила игры: Перед детьми лежат разложенные в конверты разрезанные на 4 части картинки с бурятским национальным костюмом.

— Приступить к собиранию картинок. (работают дети под бурятскую народную мелодию)

— А сейчас ребята я хотела бы вас послушать — какие картинки вы собрали. (Проговаривание названий бурятского национального костюма: дэгэл, гутал, бурятская национальная шапка). Хоровые и индивидуальные проговаривания.

Источник

Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа»

Екатерина Спирина
Конспект «Бурятский национальный костюм» по изобразительной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа»

Спирина Екатерина Юрьевна

Конспект «Бурятский национальный костюм» по познавательной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа

Конспект «Бурятский национальный костюм» по познавательной деятельности, приобщение детей к культуре бурятского народа.

Воспитатель: Спирина Е. Ю.

расширить представление о элементах бурятского национального костюма и назначение;

развивать творческую активность, эстетический вкус, умения различать цветовой колорит, ритм и стилизацию элементов в орнаменте;

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.

Задачи: развивать интерес в построении композиции и сюжета бурятского орнамента; воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества. Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.

для воспитателя: компьютерные презентации о костюме;

для учащихся: шаблоны орнамента.

-головные уборы (малгай, -верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, -обувь (гутал) -матерчатый пояс (бэhэ,

Предварительная работа: Беседа -занятие «Бурятский народный орнамент»,

презентации по теме «Бурятский народный орнамент»

Знакомство с репродукциями художественных произведений по теме Бурятский национальный костюм.

Звучит бурятская мелодия

Ход НОД:

Воспитатель национальном бурятском костюме):

— Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить?

Дети: О Бурятии и о бурятских национальных костюмах.

Воспитатель: Почему вы так подумали?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! А вот и тема нашей сегодняшней НОД- показ презентации. «Бурятский национальный костюм»

Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики.

В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей, где нарисован Бурятский народный костюм.

(Дети под тихую музыку рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные из цветной бумаги руками детей и воспитателей, а затем художников).

Каждый народ имеет свой национальный костюм, по которому судят об его истории, культуре, своеобразии бытовых традиций. Ведь само слово «костюм» в переводе с итальянского языка означает «обычай». Бурятский народный костюм привлекал своей красотой и гармонией художников разных поколений. В своих произведениях они запечатлели мужские и женские, зимние и летние, повседневные и праздничные виды костюма.

Читайте также:  Сестра одела мне свое платье

На этой выставке вы видите работы детей, где они рисуют Бурятский народный костюм.

А вот вы видите образцы народного костюма, («Одежда и украшения забайкальских бурят», Ц. С. Сампилова (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят»,», Ф. И. Балдаева, а также варианты бурятского национального костюма, изображенные современной художницей Е. Д. Будажаповой, Ц. С. Сампилов.

Акварельная серия «Свадьба хоринских бурят» 1943 год.

— Дети, вам понравилась выставка?

— Какие картины понравились больше всего?

— Есть ли на выставке произведения художников Бурятии?

— А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?

А еще я вам хочу рассказать о художнике Бурятии. Балдаев Филипп Ильич. Художник специально ездит по районам республики, собирает и изучает фольклор бурятского народа, делает многочисленные зарисовки национальных орнаментов с предметов народного быта. Многие из собранных им орнаментов вошли в его альбом «Бурятский народный орнамент». Сегодня эта работа высоко оценивается, является вкладом в дело сохранения самобытного художественного наследия бурятского народа.

Бурятский костюм имеет древнюю и богатую историю. Многие поколения вносили в него новые элементы, имеющие глубокое смысловое значение.

Традиционный народный костюм объединяет в себе ряд предметов, необходимых человеку для повседневного обихода. Это – головные уборы (малгай, верхняя одежда (зимняя – дэгэл; летняя – терлиг, обувь (гутал).

Ребята, а вы знаете, что неотъемлемой частью бурятского мужского костюма является матерчатый пояс (бэhэ, длина которого равняется двойному расстоянию вытянутых в стороны рук. Пояс играл важную роль в народных обрядах. Им обменивались в знак установления дружеских, родственных (брачных) отношений. С поясом связаны также определенные запреты. По поверью, его нельзя бросать на землю, перешагивать через него, разрывать.

Традиционными мужскими атрибутами являются нож, которые не только используются по своему прямому назначению, но и служат ценным украшением мужского костюма.

Особо нарядным выглядит женский праздничный народный костюм. Наиболее распространенная, конусообразная форма женского головного убора напоминает силуэт гор – обиталищ духов, хозяев, божеств. Серебряное навершие (дэнзэ, украшенное красным кораллом, символизирует солнце. От него книзу струятся красные шелковые нити, означающие солнечные лучи, несущие жизненную энергию. Нижний околыш (hарабша) в виде круга из черного или темно-коричневого бархата ассоциируется с цветом земли (почвы, питающей все живое. Состоятельные женщины отделывали его мехом соболя, выдры.

Бурятская женская одежда обычно включает длиннополый халат или платье и безрукавку. Для декоративной отделки предметов одежды применяются цветные полосы из плотных блестящих тканей – шелка, парчи, бархата, а также меховые нашивки, тесьма. Неповторимую красоту женскому костюму придают ювелирные украшения, выполненные из серебра, коралла и полудрагоценных камней.

Нарядна и женская праздничная обувь из кожи и меха. Напоминающая по своей форме унты, она более изящна, чем мужская и, по традиции, украшается вышивкой, аппликацией из кожи, отделкой из тонкого сукна или плиса.

— Какие предметы бурятского костюма вам понравились?

— Чтобы вы хотели добавить к нему?

— Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? (На доске прикреплены фигуры мальчика и девочки в национальных костюмах, не украшены). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах. Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете?

Дети придумывают имена.

В степи дует ветер, а наши детки без головных уборов, без обуви. Предлагаю стать мастерами, одеть наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей. Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что символизируют цвета в бурятских орнаментах. Зеленый – трава, рост. Красный – огонь; желтый – солнце, золото; черный – земля; синий – Байкал; голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов).

-А сейчас разминка, попробуем показать в движении как меняется настроение с переменой цвета, переменой погоды.

Голубой – это утро, все просыпаются, потягиваются, зевают, настроение лирическое.

Красный – это день, дети весело играют, бегают, звучит весёлая радостная музыка.

Синий – вдруг набежала туча, стало холодно, пошёл дождь.

Жёлтый – выглянуло солнце, всё пришло в движение.

Зелёный – люди отдыхают после обеда,а мы станем мастерами, и оденем наших мальчика и девочку, украсить костюмы этих детей.

У вас на столах элементы костюмов, у кого какой элемент, объясняет, куда он крепится.

-Пока работают дети, звучит бурятская мелодия

По мере окончания работы дети выходят к доске и крепят детали костюмов.

Сейчас я хочу с вами вместе вспомнить Гимн Бурятии.

А сейчас, давайте подарим голубые облака и яркие солнышки.

Если вам понравилась ваша работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.

Если вам что- то удалось не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком

Источник