Меню

Что такое фактура платья



Фактура ткани для шитья

Фактура ткани для шитья это ее структурные особенности, которые можно определить тактильно и визуально.

Есть ли у материала рельеф? Как он воспринимается на ощупь – гладким, ворсистым, неоднородным? Насколько близко друг к другу располагаются его волокна? Ответы на эти вопросы помогут определить вид фактуры. А зависит она от состава и способа изготовления ткани.

Как получаются материалы разной фактуры

Создание фактуры ткани неразрывно связано с изготовлением самой ткани. Все операции, которые проделывают с сырьем, влияют на конечный результат и наше эстетическое восприятие готового материала.

Производство большинства востребованных материй основано на применении технологий ткачества. Они так и называются – «ткани» (от слова «ткать»). Это материалы, созданные с помощью переплетения нитей. Однако в шитье используют не только они, но и некоторые нетканые полотна. Есть разные методы их изготовления:

  • клеевой;
  • термический;
  • вязально-прошивной;
  • «водный», «воздушный» и другие технологии.

Так, например, многие известные «утеплители» для верхней одежды (шелтер, шерстипон, холлофайбер) получают благодаря использованию высоких температур, а не приемов ткачества. Такой популярный материал как трикотаж и вовсе делается иначе – его вывязывают. А готовую «ткань» называют трикотажным полотном.

Производство ткани, текстильных и трикотажных полотен обычно завершается этапом отделки, что тоже сильно влияет на конечную фактуру. Явно выраженная «узорчатая» структура будет у материала, к примеру, после тиснения (изображение «вдавливается» в поверхность) или флокирования (на подготовленное полотно в виде рисунка наклеивают флоки – коротенькие ворсинки).

Самые интересные фактуры тканей получаются благодаря дополнительным манипуляциям. С помощью фигурных складок, пришивных элементов, отстрочки, вышивки и прочих «необычностей» можно украсить ткань самой простой структуры.

Типы фактур

По отдельным характеристикам ткани можно разделить на несколько групп:

  • тонкие (шифон, вуаль) и толстые (букле);
  • мягкие (шифон, бархат, крепдешин) и жесткие (тафта, органза, муар);
  • матовые (твид, сукно, деним), прозрачные (газ, органза), блестящие (сатин, атлас);
  • легкие (батист, шифон) и тяжелые (пальтовые ткани).

Эти свойства легко определяются при сравнении разных материалов друг с другом.

Есть и другая, более подробная классификация, описывающая строение тканых и нетканых полотен. Какие же согласно ей различают виды фактур ткани? Их семь. Рассмотрим все по порядку подробнее.

№1 – гладкая

Характеризуется сплошной ровной поверхностью, не имеет рельефа, может обладать глянцевым блеском.

Ткани с такой фактурой получаются благодаря атласному, сатиновому переплетению ниточек или особым видам отделки – лощению, серебрению. В последнем случае полотна пропускают через специальные машины-валики. Они называются «каландрами», а сам прием – «каландрированием».

Нагляднее всего особенности этой структуры видны у атласа, сатина, креп-сатина. Реже гладкими делают материалы саржевого переплетения – шелковую саржу, шелковый твил. Для создания полотна в этом случае требуется особое сырье: волокна шелка, полиамида, вискозы с глянцевой поверхностью.

Гладкой фактуры любят добиваться у кожаных поверхностей. Яркий пример – лаковые кожи. Для их получения на «базовый» материал наносят лак.

Это нерельефная, однородная, но не сплошная поверхность. Она воспринимается почти как гладкая, не имеет блеска. Саржевое и полотняное переплетение волокон – вот ведущие ткацкие приемы, которые позволяют добиться такой фактуры.

Многие известные ткани обладают ровной структурой. Среди них ситец, бязь, парусина и другие материи. Даже самые простые виды трикотажа, без которого не обходится ни один гардероб, ровные по фактуре. Это кулирка, интерлок и похожие на них полотна, вывязанные одинаковыми столбиками и рядками.

Структура тканей с такой фактурой напоминает мелкие крупинки, рассыпанные на ровной поверхности. Ее часто называют креповой. Сразу вспоминаются материи с приставкой «креп»? Все правильно! Крепдешин, креп-сатин, платьевые и прочие крепы именно так и выглядят. Даже основной способ переплетения нитей называется креповым.

Шероховатыми могут стать полотна, которые изготавливаются из фасонных ниточек (они обладают неоднородной структурой) или волокон разной толщины. А если использовать переплетения типа пике и фангового (в виде небольших повторяющихся узоров), то можно получить трикотаж с мелкозернистой поверхностью.

№4 – узорно-гладкая

На поверхности тканей этой фактуры четко различимы простые повторяющиеся рисунки: диагональные или прямые полосочки, «елочки», клетки, жаккардовые узоры. Они могут быть лишь слегка выпуклыми, но чаще изображения не рельефны.

Читайте также:  Что такое отрезной лиф у платья

Структура репсов, твида, кареточного велюра наглядно отражает особенности узорно-гладкой фактуры. Похожим образом выглядят многие пальтовые и костюмные ткани, а также ряд платьевых.

№5 – узорно-рельефная

Мы подобрались к тканям с ярко выраженным рельефом. Чтобы фактуру материала можно было назвать узорно-рельефной, он должен обладать объемными рисунками на своей поверхности.

Простые геометрические узоры и флористические мотивы – самое распространенное украшение для таких материй. В ряде случаев используют волокна разной усадки или фасонные нити, но чаще такой фактуры добиваются с помощью вафельных, диогоналевых, жаккардовых, пике-переплетений и прочих «рельефных» ткацких приемов.

Есть и другой способ получения нужной структуры – отделка, после которой полотна выглядят мятыми, жатыми или гофрированными. Пожалуй, это самая необычная фактура ткани. Достичь нужного эффекта можно с помощью химической или термической печати.

Узорно-рельефной фактурой обладает жаккард, пике, ряд костюмных и «интерьерных» тканей.

№6 – ворсовая

Из названия сразу ясно, что главная особенность этой фактуры – ворсинки. Они могут быть разной длины, толщины, могут быть по-разному расположены – по горизонтали или вертикали, в виде гладкой или «взъерошенной» поверхности.

Основной метод производства этих тканей – ворсовое переплетение нитей. Причем ворс можно создавать двумя способами:

1) разрезать волокна;

2) выводить на поверхность материала ряды петелек в виде ворсинок.

Кроме того, можно придать ворсовую поверхность двумя способами отделки – ворсованием (делается начес на специальной машине) или флокированием (приклеивают ворсинки).

Самые популярные «представители» среди материалов с ворсовой фактурой – плюш, бархат, махровые ткани. А самый «ворсистый» материал – искусственный мех.

№7 – войлокообразная

Своим название этот вид фактуры обязан нетканому шерстяному материалу – войлоку. Поверхность материала войлокообразной структуры выглядит мягкой и теплой. Видно, что она образована волокнами, которые словно спутаны между собой без какой-либо системы.

Основной метод получения таких тканей – валка на специальной сукновальной машине.

Лучше всего демонстрируют особенности фактуры фетр, фильц и драп.

Как сочетаются ткани разной фактуры

Создать эффектное сочетание фактур тканей немного сложнее, чем подобрать материалы разных расцветок для пошива какой-либо вещицы. И вместе с тем это более интересная задача.

Дизайнеры и рукодельницы столетиями накапливали знания об основных приемах подбора тканей по структуре и их базовых сочетаниях. Тем не менее, с каждым годом усиливается мода на отступление от правил – появляется все больше луков с неожиданными, дерзкими «столкновениями» фактур.

Основные правила комбинирования

Подбирая ткани-компаньоны, не забывайте учитывать их цвет и особенности восприятия разных материй:

  • если вы хотите поэкспериментировать с расцветкой готовой вещи, ищите ткани с одинаковой структурой, но разного цвета;
  • понравилась ткань интересной фактуры – подберите к ней в пару материал точно такого же оттенка, но с более простой поверхностью;
  • когда хочется разных красок и непохожих фактур, строго следите, чтобы ткани контрастировали или гармонировали между собой, а одна из них играла ведущую роль (ее должно быть больше);
  • старайтесь не сочетать дорогие ткани с богатой отделкой и «повседневные» материи – так легко сделать наряд нелепым;
  • если у фигуры вашей модели есть несовершенства, будьте аккуратны с блестящими и особенно фактурными полотнами – они притягивают внимание и тем самым подчеркивают особенности телосложения.

Также может возникнуть сложность с определением количества тканей разной структуры. Стоит помнить, что оптимальными считаются сочетания максимум из трех разных фактур. При этом материалов с гладкой или ровной поверхностью должно быть визуально больше, чем «рельефных».

Чтобы не ошибиться, можно использовать ткани с интересной фактурой просто для отделки. Манжеты, воротнички, пояса, вставки – именно такие элементы принято выделять. Если говорить немного иначе, то «стыки» фактур удобнее всего создавать в тех местах, где меняется силуэт изделия – на талии, в области бедер, пройм, на горловине.

Примеры сочетания материалов разной фактуры

Если обращаться к конкретным примерам тканей, можно выделить некоторые закономерности при сочетании разных фактур между собой.

В пару к ткани с блестящей гладкой фактурой можно подобрать либо полупрозрачный легкий материал, либо матовый ровный или шероховатый (он не должен быть толстым). Так, прекрасно будет смотреться платье из креп-сатина и шифона или крепдешиновый пиджак с атласной отделкой. Не забывайте о том, что проще удачно комбинировать ткани примерно одной ценовой категории. Простое ситцевое платье с шелковой отделкой вряд ли будет смотреться хорошо.

Читайте также:  Пижама fortnite для мальчиков

Узорно-гладкие фактуры любят «соседствовать» друг с другом, а также с мелковорсовыми и ровными по структуре материями. Из них получаются уютные теплые вещи: приталенный пиджачок из твида с замшевой отделкой, костюм из букле с коротким мехом, твидовый жакет с денимом.

Богатые ворсовые материалы вроде плюша и бархата хорошо сочетаются с гладкими поблескивающими и ровными полупрозрачными фактурами. Для торжественного случая, к примеру, можно сшить бархатистое платье с шифоновыми рукавами или пышной юбкой из тафты. А если ваша страсть – замша, попробуйте скомбинировать ее с какой-нибудь гладкой или ровной фактурой. Самое простое – взять отрез гладкой кожи. Более модным будет сочетание замши и джерси, денима.

Другой интересный и очень женственный вариант – сочетание ажурных материалов с гладкими глянцевыми или ровными матовыми тканями. Шелковый топ с кружевной отделкой, платье из муара и гипюра или батистовая блузка с кружевом на красивой фигуре будет выглядеть шикарно.

Ткани с узорчато-рельефными поверхностями можно комбинировать с некоторыми ровными или гладкими материалами. Жаккард, например, хорошо смотрится с тафтой и джинсой.

Не менее интересно подбирать компаньонов к войлокообразным материалам. Пальто из драпа, к примеру, можно отделать тафтой, мехом, лаковой кожей, вязаным трикотажем.

Что можно сшить из тканей разной фактуры

Особенности строения ткани могут подсказать, какую вещь из нее лучше всего сшить. Для начала рассмотрим самые общие тенденции.

Чем плотнее и объемнее материал, тем выше вероятность, что его используют при создании теплой верхней одежды. Легкие прозрачные и полупрозрачные ткани широко используют для украшения – создания воздушных драпировок, пышных рукавчиков и юбок.

Мягкие материи вроде бархата податливы, но слабо держат «строгую» форму. Нужны струящиеся линии, волнистые складки, изящные драпировки? Это им по силам. Из них получаются вещи, красиво ложащиеся по силуэту модели.

Для более «прямых» фасонов подойдут жесткие ткани типа тафты. От них можно добиться ровных линий и складок, более сложных силуэтов.

Выбираем фактуру ткани

Материалы с гладкой поверхностью и блеском (в основном это шелковые ткани) используют для пошива коктейльных и вечерних платьев, нарядных блузок, юбок-солнце и моделей с запа́хом, складками. Эффектнее всего смотрятся фантазийные силуэты с интересной отделкой, дополненные кружевом, вышивкой. Так можно подчеркнуть красоту ткани. Если говорить о лаковых кожах, то они хороши для отделки и декора.

Матовые гладкие ткани (как хлопчатобумажный сатин), ровные (типа бязи или нерельефного трикотажа) и шероховатые (крепы) гораздо универсальнее. Повседневная, рабочая, домашняя одежда, нарядные платьица для юных и взрослых модниц, комплекты постельного белья, шторы – для создания всего этого за основу часто берут именно такие материалы. А если выбрать более «благородный» по фактуре лен, то можно смело сшить даже офисный костюм.

Ткани узорно-гладкой фактуры позволяют делать теплые и демисезонные пальто, блейзеры, жакеты, повседневные брюки и платья, юбки простых силуэтов. Возможны легкие драпировки, отделка гладкой кожей. Готовые изделия выглядят уютными, мягкими.

Узорно-рельефные фактуры используют аналогичным образом и шьют изящные юбки А-силуэта, элегантные платья длиной до колена, летние пальто прямого кроя. Главная хитрость – простой фасон. Складки, богатая отделка, драпировки для таких тканей не очень актуальны. Они красивы сами по себе.

Ткани с ворсом не менее универсальны, чем материалы с ровными фактурами. Брюки, платье-рубашку или платье-футляр, блейзер или жакет, пальто можно сшить из вельвета. Бархат прекрасно подойдет для шикарного вечернего платья. Из велюра получаются модные спортивные костюмы.

Махровые ткани по традиции используют для создания полотенец разных размеров. А пледы-покрывала особенно красивы и уютны, если сделаны из плюша. Кроме того, ворсовая фактура популярна при проектировании элементов отделки.

Войлокообразные фактуры выбирают преимущественно для изготовления теплой верхней одежды. Так что из драпа или фетра можете смело шить пальто или парку. Не менее популярна отделка и украшение одежды этими материалами.

Как подобрать ткань по фактуре для своего типа фигуры

Читайте также:  Как красиво носит павловские платки

При пошиве постельного белья или полотенец структура материала особых хлопот обычно не доставляет, другое дело – создание предметов гардероба. Фактура ткани в одежде более «коварна».

Бесфактурные материалы не создают дополнительного объема готовом изделии, поэтому ровные, шероховатые, узорно-гладкие и гладкие материи без блеска актуальны для обладателей любой фигуры.

Более интересные фактурные ткани наоборот зрительно увеличивают объемы модели и привлекают внимание к особенностям фигуры, так что с ними нужно быть аккуратнее.

Материалы с ярко выраженной фактурой не должны оказываться на проблемных местах фигуры – животике, толстых руках. Не подойдет одежда из фактурных тканей людям с маленьким ростом. Зато с их помощью можно зрительно увеличить небольшую грудь или очень узкие бедра, «расширить» плечи. К слову, декор предметов одежды прозрачными или блестящими тканями, которые собраны аккуратными складками, позволит добиться такого же эффекта.

Выбирая между легкими и более плотными тканями, отдавайте предпочтение первым, если предстоит сшить вещь для стройных, хорошо сложенных моделей. Тяжелые материалы могут смотреться нелепо на худеньких девушках. Твидовое пальто простого фасона, например, намного больше подойдет человеку с пышными формами.

Аналогично стоит поступать с мягкими и жесткими фактурами. Первые с легкостью подчеркнут достоинства стройняшек, вторые – не будут создать лишних акцентов на фигуре полных дам.

Матовые поверхности хороши для всех, а выбирать одежду из прозрачных и блестящих тканей лучше обладателям точеной фигуры.

Тканей и фактур очень много, так что смело экспериментируйте, ищите любимые сочетания и способы применения!

Источник

ФАКТУРЫ В НАШЕМ ОБРАЗЕ

Чтобы создать действительно стильный образ, важно учитывать не только силуэт, композиционный центр и выбранный цвет, но и выбор подходящих фактур. Фактуры в нашем образе это ткани и материалы, из которых сделана наша одежда и аксессуары (обувь, сумки, украшения).

Фактура (от лат. factura— обработка), если говорить простым языком, — это характерная внешняя поверхность материала, которую мы способны ощутить визуально и тактильно.

По степени выразительности фактуры ткани можно подразделить на ткани с богатой фактурой (шероховатые) и ткани с бедной фактурой (гладкие).

По отдельным характеристикам ткани также можно разделить на несколько групп:

тонкие (шифон, вуаль) и толстые (букле);

мягкие (шифон, бархат, крепдешин) и жесткие (тафта, органза, муар);

матовые (твид, сукно, деним), прозрачные (газ, органза), блестящие (сатин, атлас);

легкие (батист, шифон) и тяжелые (пальтовые ткани).

Все это придает ткани определенный «вес» и «масштаб» и делает ее идеальным выбором для одних и абсолютно неверным — для других.

Несколько важных моментов, которыми мы хотим поделиться с вами.

1. Фактуры подбираются под внешность (важны кожа, волосы, линии в лице, общее впечатление, эстетика). При астеническом типе телосложения и достаточно тонких чертах лица подойдут ткани тонкого плетения, такие, как шелк, шифон, кружева и т.п. Изделия из массивных и тяжелых тканей выбирать не стоит.

Широкий костяк и крупные черты лица предполагают выбор одежды из более «тяжелых» тканей: плотный шелк и атлас, трикотаж, замша, кожа.

Вялые фактуры старят, так как подчеркивают уже не такую упругую с возрастом кожу.

2. Фактура может усилить цвет или, наоборот, «убить» изначально красивый оттенок. Цвет значительно смягчается на ворсистых поверхностях и усиливается на гладких. В блестящей ткани из-за блеска трудно рассмотреть поверхность, и цвет носит не поверхностный характер, воспринимается, прежде всего блеск, а затем уже цвет.

3. Фактура ткани имеет большое значение в зрительном восприятии объемности и тяжеловесности изделия. Например, шероховатая и рельефная фактуры увеличивают зрительную объемность и тяжеловесность, а гладкая фактура, наоборот, придает одежде легкость, зрительно уменьшая объем.

4. Фактуры в нашем гардеробе могут стать отдельным выразительным инструментом. Они могут создавать красивые контрасты между собой или великолепно играть с принтами. Сочетать ткани с различными текстурами в одном образе крайне желательно, если вы создаете монохромную или близкую к тому комбинацию.

В любом образе должно быть некоторое разнообразие фактур. Тогда образ будет интереснее и глубже. Проверьте свой гардероб, очень часто у нас очень маленький выбор, потому что на этот чудесный инструмент обращаем очень мало внимания.

Источник