Меню

Что означает павлопосадский платок



История и виды павло посадских платков

Культура того или иного народа многокомпонентна. Кухня, быт, традиции и особенности в одежде — все это составляет целостную картину, делая узнаваемой ту или иную народность. Именно мелочи, нюансы, особенности и отдельные детали традиционного костюма являют всему миру народный образ. Без преувеличения, одной из самых ярких и многоликих считается российская культура. Симбиоз трудолюбия искусных ремесленников и мастерства художников дал начало такому уникальному произведению прикладного искусства, как павлово-посадские шали (платки).

История платка

Сегодня каждый иностранец — гость великой и необъятной России, почтет за честь приобрести в качестве сувенира необыкновенные посадские платки или шали. Но мало кто знает, что история такого уникального и популярного во всем мире аксессуара насчитывает уже более 200 лет.

Павлопосадский платок можно встретить на многих картинах

Истоки берут свое начало в середине ХIХ века. Город на Руси Павловский Посад, ранее именованный Богородским уездом, издавна считался своего рода центром талантливых и искусных ремесленников, а в особенности текстильного мастерства. В те далекие времена именно в Павловском Посаде насчитывалось бесчисленное множество текстильных цехов, которые сохранились с еще более старинных времен. В ХVII столетии богородские шали уже имели широкую известность, благодаря узнаваемому рисунку-орнаменту из золоченых нитей.

Да и как такая красота могла не стать популярной

Позже производство стремительно набирало обороты и уже посадские платки изготавливались из различных тканей, а характер рисунка приобрел более характерные национальные черты и узнаваемый русский характер.

Мануфактурное производство расширялось, появилось направление шелкоткачества, платки изготавливались также из шерстяных и полушерстяных тканей.

История павлопосадских платков

[ot-video]

[/ot-video]

Традиционные посадские платки имели одну особенность — необычный и уникальный в своем роде набивной рисунок. Узоры были настолько эксклюзивные, что невозможно было отыскать два идентичных платка.

Техника нанесения рисунка

Великолепие цвета, сложного и единственного в своем роде цветочного узора или орнамента достигается непростой технологией нанесения. Изначально узор переносился на материал при помощи резных деревянных форм. Такие доски-формы назывались «цветками» и «манерами». Доска «цветки» вырезалась из дерева, с ее помощью на ткань наносились краски, а вот досками «манерами» набивался контур орнамента или узора.

«Манера» для нанесения узоров

Эволюция коснулась и технологий набивания принтов, поэтому уже в 70-х годах прошлого столетия рисунок стал наноситься на посадские платки и шали способом трафаретной печати и специальных нейлоновых шаблонов. Более современные павлопосадские текстильные изделия несколько видоизменились: рисунок стал менее детализированным, а контуры орнаментов приобрели менее затейливые и несколькострогие очертания.

Промышленное производство отнюдь не сыграло в пользу красоты платка

Некоторое время для нанесения рисунка применялась техника ручной набойки, но в силу особой трудоемкости процесса, популярным он так и не стал. Хотя именно в этот период были созданы настоящие эксклюзивные модели, достойные звания культурной ценности России.

В 90-х годах прошлого столетия, в то время, когда многие отрасли поразил кризис, производство не только не сошло на нет. Павлопосадские изделия стали еще более красочными и самобытными. Количество красок на один платок или шали достигло 23-х. Сегодня трафаретная технология сохранилась, уникальный рисунок предварительно разрабатывается художниками, после чего изготавливаются трафареты, затем шали и платки запускаются в производство.

Разработка рисунка будущего платка — задача не из простых

Создание павлопосадских платков

[ot-video]

[/ot-video]

Особенности узоров

С давних времен по сегодняшний день посадские платки и шали делятся на два основных вида:

  • Первые — это платки и шали, которые изготавливаются из тонкой полупрозрачной шерсти. Такие павлопосадские изделия могут иметь шелковую праоснову. Рисунок на такой шали или платке набивался на кремовом, черном, темно-вишневом или алом цветовом грунте. Орнамент представлял собой крупные цветы или букеты, строго подобранные стилевые узоры. Как говорится, награда нашла своего героя. Такие посадские платки получили в 1896 году высшую государственную награду, что дало право изображения Национального Герба на этикетке или вывеске.
  • Вторые — это павлопосадские изделия, которые выполнялись из плотной шерсти. Такие модели, как правило, отличались от первых не только тканями, но и орнаментом. Заглавным узором был позаимствован у восточного народа «огурец», заключенный в цветочные узоры. Акцент в таких платках делался на края, и точнее, углы платка, оставляя в центральной части небольшую фигуру средника.
Читайте также:  Строгое платье для корпоратива

В послевоенные период посадские платки приобрели большую яркость, нежели модели военного периода. Колорит павлово-посадской шали строится на контрастах желтого, зеленого, красного и синего. В рисунке появляются светотеневые обработки, которые придают реалистичности и осязаемости цветочным принтам.

Такой принцип ярких и необычных контрастов, национального орнамента или цветочных узором настолько уникален в своем роде, что делает посадские платки и шали вне веяний моды.

Подобная красота не может выйти из моды

Как носить павлово-посадский платок или шаль?

Современные тенденции в моде — это дань уважения и даже преклонения перед мастерством наших предков. Поэтому павлопосадские палантины, шали и платки невероятно популярны и сегодня среди модниц. Такой яркий и необычный аксессуар несомненно обладает своим характером, историей и душой, что придает образу самобытные народные ноты в необычном современном обрамлении, словно драгоценный бриллиант.

Образ русской красавицы будет не полным без такого платка

Есть несколько советов, как одеть павловопосадский аксессуар:

    Традиционным способом, как носили на Руси, одевая на голову и завязывая под подбородком. Такой способ подойдет красавицам с четкими и правильными чертами лица. Повязать платок традиционным способом очень просто

Одевая на голову, а концы платка обматывая вокруг шеи. Идеально смотрится с шубой или дубленкой. Нужно быть осторожной с образом, состоящим из шубы в пол и павлопосадского платка, чтобы не принять облик боярыни Морозовой. Повязка платка на голову и вокруг шеи

Можно надеть на голову в виде банданы или тюрбана, а концы закрепить вокруг головы. Такой способ выглядит необычно и современно. Павлопосадский платок в виде банданы

Просто накидывая на плечи, произвольно завязывая концы платка, чтобы окружающие могла восхищаться красотой рисунка. Так вы покажите все великолепие платка

Ультрамодный способ предлагают модельеры, завязывая его в качестве пояса или даже юбки, углом вокруг талии. Оригинальная юбка из павлопосадского платка

Способов, как и с чем надевать посадские платки, палантины и шали немало. Можно смело отпускать фантазию и экспериментировать с таким необыкновенным аксессуаром, создавая свой собственный яркий и оригинальный образ.

Умелое сочетание павлопосадского платка или шали поможет придать облику не только народной самобытности. Павлопосадские изделия — это не просто модные аксессуары, они обладают душой, преображая облик женщины не только внешне, но и внутренне. Такие яркие расписные аксессуары никогда не выйдут из моды, формируя настоящий русский стиль вне модных тенденций.

Интересная информация о павлопосадских платках

[ot-video]

[/ot-video]

Источник

Виды павлопосадских платков

Дополнение образа платком – один из наиболее излюбленных модницами способов выразить свою индивидуальность, творчески обыграть гардероб, чтобы отличаться от массы. С недавних пор на очередной волне популярности стало модным носить традиционные павлопосадские платки. Виды изделий в русском стиле поражают своим многообразием и широтой выбора красок. Это объясняет их триумфальное возвращение на подиумы самых роскошных показов моды.

Чтобы в предлагаемом изобилии удачно выбирать платки, необходимо разобраться в их видах и особенностях.

Особенности платков из Павловского Посада

Все вещи, которые могут так называться, выпускаются на единственном предприятии – ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура», которое находится в Московской области. Чтобы не купить контрафактные товары, следует проверять их подлинность по нескольким критериям. Это:

  • этикетка, специальная для каждого вида;
  • бирка стандартного формата;
  • ярлык, вшитый в край;
  • натуральные ткани. Никакой синтетики в материалах платков, бахромы. Только шерсть и шелк;
  • название на бирках. Единственно верное «Павловопосадские платки». Если написано павлопосадские – это подделка.

Кроме того, важно ориентироваться в видах оригинальных изделий.

Разновидности павлопосадских платков

Виды продукции мануфактуры классифицируются по нескольким характеристикам.

Материалам и особенностям узоров

  • шерсть:
  • тонкая, полупрозрачная. Узоры из больших цветов, букетов на черном, темно-бардовом, кремовом, ярко-красном фоне;
  • средней и большой плотности. В основе рисунка «огурец» с цветами. Узоры смещены в углы платочного изделия, от центра;
  • шелк. Принципы оформления сохраняются те же.
Читайте также:  Дышащие перчатки для сенсорных экранов

Названию

Различают:

  • шали. Так называют большие платки квадратной формы с размерами стороны 148, 146 см. Изысканные дорогие изделия делают из плотной, чистой шерсти с саржевым плетением. В узорах применяется от 16 до 23 оттенков. Края шалей отделывают длинной бахромой из шелка, вручную связанной в несколько рядов ячеек;
  • платки средних размеров. Их размеры разнообразны. 125х125; 135х135; 110х110 см. и другие варианты. Эти универсальные вещи бывают трех типов:
  1. С шерстяной бахромой.
  2. С шелковыми кистями и просновками.
  3. С шелковой бахромой.
  • небольшие платки. Зачастую это шерстяные изделия, размер стороны 89 см. Для отделки края применяется бахрома из шерсти, шелка или обработка на оверлоке;
  • маленькие платки (72х72) с воерлоченным краем. Их носят на шее.

Интересно знать, что такое просновки? Это изделия с рисунком, нанесенным на ткань с полосками разной ширины. Такие выпускали на фабрике с конца 18 века.

Мы предлагаем

На страницах нашего каталога собраны оригинальные разновидности павлопосадских платков, выпущенные мануфактурой. Гарантируем подлинность, которую Вы сможете легко проверить.

Источник

Павловопосадские платки. История

Павловопосадские платки берут начало от простого куска белого полотнища с вышивкой, которое называлось убрус. В семнадцатом веке убрус, которым русские женщины покрывали голову в повседневной жизни уступает место платку, позже в русском языке появляется позаимствованное в персидском языке слово «шаль» означающее большой узорчатый платок носимый на теле.

Платок всегда являлся одним из обязательных атрибутов русского национального традиционного костюма, как повседневного, так и праздничного. Показаться на людях с непокрытой головой (простоволосой) считалось верхом неприличия на Руси, этот обычай сохранился до наших времен в православных храмах, посещая которые женщина обязательно должна покрывать голову платком.

В традиционных рисунках платков всегда присутствовали древние языческие образы и символы, такие как певчие птицы, дерево жизни, образ лебедя. Позже в эти орнаменты виртуозно вписываются позаимствованные в Европе античные вазы и французские букетики, виноградная лоза и вазоны с крупными цветами. Так же в платке всегда присутствовала (как одно из направлений) тема восточных орнаментов — бобов и пейсли.

История Павловопосадской Платочной Мануфактуры насчитывает уже более двух веков, но известные во всем мире павловопосадские платки начали выпускать здесь не сразу. Известное производство было открыто двумя купцами: Яковом Лабзиным и Василием Грязновым в 60-х годах девятнадцатого, века- через пятьдесят лет после открытия фабрики. На протяжении всего девятнадцатого века предприятие постоянно модернизировалось и богатело, вместе с тем постоянно борясь с жесткой конкуренцией, т.к. широко востребованная в России продукция выпускалась на многих фабриках. Благодаря таланту художников и мастеров предприятию удалось не только выстоять, но и занять ведущее место в индустрии.

Постепенно предприятие разрасталось и уже в начале двадцатого века «Товарищество мануфактур Лабзина и Грязнова» крупнейшее предприятие в России по производству шерстяных платков, на котором работало более 2000 работников.

После революции 1917 года предприятие было национализировано и преобразовано в Старо-Павловскую фабрику. На протяжении советского периода фабрика выпускала платки в основном используя рисунки старых мастеров, но и изделия с «современной» тематикой (портреты вождей революции, индустриализация, коллективизация страны) пользовались популярностью. Но постепенно стилистика павловопосадских платков вернулась в классическое русло, и на платках снова заиграли яркими красками цветочные орнаменты и восточные узоры.

Мастера и художники Павловопосадской Платочной Мануфактуры и по сей день радуют глаз своих почитателей изысканными рисунками и орнаментами, которые постоянно совершенствуются и модернизируются, но сохраняют стилистику и традиции старых мастеров.

В музее платков можно увидеть всё разнообразие павловопосадских платков, от старинных классических образцов ручной набойки девятнадцатого века, авангардно-пропагандистских платков тридцатых годов прошлого века до современных платков и шалей выпускаемых предприятием в настоящее время.

*Мнение авторов статей, размещаемых на официальном сайте интернет-магазина «Павловопосадские платки» не всегда совпадает с точкой зрения администрации сайта.

Источник

Павлопосадский платок. русская роскошь к нарядам

Павловопосадские шали (платки) — один из русских народных промыслов . Производятся в г. Павловском Посаде Московской области на ОАО «Павловопосадской платочной мануфактуре».


Мотивы или элементы павловопосадских платков используют на модных дефиле и российские, и европейские модельеры. Вячеслав Зайцев выпустил на их основе несколько коллекций изысканной одежды в обрамлении мехов. Андрей Шаров перенес павловопосадский рисунок на шелковые юбки. Денис Симачев создал из них коллекцию «15 братских республик». А Илья Шиян дополнил шалями мужские костюмы своей коллекции.

Читайте также:  Детские нарядные платья хлопок

П латки появились в гардеробе модниц в XVII веке и стали излюбленным украшением одежды состоятельных купчих. Спустя век в русский лексикон вошло персидское слово «шаль», которым начали называть большие узорчатые платки. Дорогие подарки обычно преподносились в дар невестам, а затем передавались по наследству.

Знаменитые орнаменты возникли из повседневного крестьянского быта: здесь и цветы, и резные узоры наличников и прялок, и домотканая вышивка, и элементы иконописи.

В XVIII–XIX веках на Руси началось массовое производство набивных и узорных платков. Основу будущего промышленного производства заложили крестьянские хозяйства. В них располагались ручные ткацкие станки, использовались красильни. На замену ручному производству пришли паровые двигатели и ситценабивные машины. Ручное золотое шитье стали воспроизводить на жаккардовом станке для узорного ткачества, а затем стали окрашивать ткани. Вскоре русские платки и шали попали на международные выставки, где завоевали славу и популярность.

Начиная с XIX века красочный рисунок наносили на ткань деревянными резными формами — «цветками», а его контуры набивали «манерами». Первоначально для трудоемкого производства узор на дереве прожигали на определенную глубину, а потом заливали свинцом. Тончайшие узоры и причудливые орнаменты мастерицы создавали с помощью дощечек. Традиции в нанесении орнаментов соблюдаются до сих пор

С 1795 года и по сей день один из самых знаменитых русских аксессуаров создается на Павловопосадской платочной мануфактуре в Московской области. Создание каждого нового платка занимает около трех месяцев.

Первоначально фабрику освоил зажиточный крестьянин Семен Лабзин. В 50-х годах XIX века его внук Яков Иванович с компаньоном Василием Грязновым возобновили массовое производство павловских платков на унаследованной фабрике. В начале XX века Товарищество мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова стало самой крупной фабрикой по производству шерстяных платков и шалей в России. В 2006 году фабрику наградили орденом «Слава России» за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии национальных традиций отечественного декоративно-прикладного искусства.

Павловопосадские платки

Людмила Левкина 1.Плелись осенние деньки:
то ураганы, то шторма,
то белой пены гребешки,
то пена — берега тесьма.
Желаний стыли мотыльки.
Так умирает от тоски
на ветке спелая хурма
глубокой осенью над прудом.
Решенье твёрдое весьма
я приняла, не веря в чудо,
что больше я мечтать не буду!

2.Но словно жостовское блюдо,
где гжель, финифть и хохлома,
Раскрылись празднично лотки!
Павлопосадские платки!!
Харизма, женственность и удаль!

Кораллом, яшмой, изумрудом
сияет осень и зима!
Струится глянцем бахрома
на россыпь синих незабудок.
Теряя разум и рассудок,
от красоты схожу с ума!

Предупреждают остряки:
«Павлопосадские платки
опустошают кошельки!»

3.Я выберу потом сама
все варианты и декоры
возможных головных уборов:
венок, бандана и чалма!
И к джинсам капелька фольклора.
В цветах, и плечи, и спина!
И здесь не будет перебора!
Мне эта роскошь так нужна.

Как вы по духу мне близки!
Павлопосадские платки!!

4.На шёлке, хлопке, тонкой шерсти
платка волшебные узоры
сложились, проскользнули в перстень,
раскрыв восторженному взору
свою чарующую песню
под хоровод небесной флоры!

Попала в ваши я силки!
Павлопосадские платки!!

5.Тончайшим инеем, морозом,
огнём рябиновых кистей,
душой писали виртуозы
сюжет сердечных новостей.

У каждого своё название.
В каком пойду я на свидание?

О, как вы грёзами легки!
Павлопосадские платки!!

6.Мне «Тайна сердца» всех важней!
И в тайне радости и слёзы.
Но мне, нарядной, Гименей
шепнёт марьяжные прогнозы.
Я закружу живые розы,
что мне сейчас всего милей,
пред зеркалом меняя позы,
в восторге от метаморфозы,
венцом кокетливых затей
и осени апофеозом!

Вы жизни красочной витки!!
Павлопосадские платки!!

Свидетельство о публикации №116092808996

Павлопосадские платки -русское чудо! Украшение прекрасных женщин!

использован в т.ч.материал из интернета

Источник