Ваши любимые продукты для здорового питания Вы найдёте по этой ссылке

http://shopnz.ru/

 

Информационные и образовательные материалы обновляются,

и скоро будут здесь http://shopnz.ru/blog

Пчеловодство в подмосковных монастырях

 В 2009 году на крупнейшем в России промышленном предприятии по изготовлению церковной утвари в Софрине подрядились возродить практически утраченное производство монастырского мёда и пчелиных ульев оригинальной конструкции. Причём некоторые из них являются настоящими произведениями искусства, выполненными в виде уменьшенных копий православных храмов и соборов!

"Мёд есть — в улей лезть” изстари говаривали на Руси.

А лезть за этим чудо-продуктом не в обычный улей, а в настоящий монастырский — особенно радостно.

            — Неудивительно, что именно здесь, в Софрине, на полпути от Московского Кремля к православным святыням Троице-Сергиевой лавры, решили возродить этот старинный промысел, — рассказывает главный специалист по возрождению монастырского пчеловодства Александр Гора. — И заслуга в этом целиком и полностью принадлежит местному благочинию.
            Казалось бы, какая связь между пчёлами и послушниками? Жужжащая медоносица — конечно, божья тварь, но ей всё равно где делать своё доброе дело. Однако история именно монашеского пчеловодства на Руси уходит своими корнями в глубокую древность и насчитывает уже несколько столетий. Кстати, ульи и пасеки можно и сегодня лицезреть на многих почитаемых иконах и настенных храмовых росписях. Так, например, при входе на главную церковную фабрику в Софрине всяк входящего встречает улей с изображением парадных ворот и домовой церковью. А рядом, на металлическом стержне, установлена заключенная в стеклянную рамку икона преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Именно этим двум святым испокон веков молятся о сохранении своих медоносных питомцев русские пчеловоды. Кроме того, на главной пасеке предприятия установлен большой плакат-репродукция иконы “Серафим Саровский, кормящий медведя”. На этом красочном габаритном панно видно, как праведный старец потчует с рук дикого лесного гостя хлебом, принесённым ему братьями из монастыря, ягодами и мёдом из собственного пчельника.


           — Со временем мы планируем воссоздать в дебрях саровских лесов мемориальный пчельник старца Серафима, — подсказывает радетель древних традиций монастырского пчеловодства. — Здесь будет восстановлена не только его пасека с дубовыми ульями, но и рубленая и крытая тёсом изба с немудрёным инвентарём тех лет. Ведь преподобный Серафим вел уединённый аскетический образ жизни и располагал только необходимым минимумом для своего земного существования: крыша над головой, кухонная утварь, инструменты для работы в поле и лесу да молельный валун, на котором Серафим общался с Богом. Мы надеемся, что создание этого мемориального пчельника станет первым большим шагом в возрождении всего монастырского пчеловодства.
            Отличительной особенностью софринских жилищ для крылатых тружениц является не только их оригинальная форма, но и возможность использования в любом климате — например, в карельской тайге, высокогорьях Кавказа или на Дальнем Востоке. Делают их из обыкновенной слоёной фанеры, пропитанной влагостойкой мастикой на основе природных компонентов, и затем покрывают специальным лаком. Своим внешним видом ульи напоминают старинные комоды на ножках и с латунными ручками-кольцами по бокам. Но при этом все они не похожи один на другой. Софринские мастера расписывают их фасады живописными видами храмов, подворий или монастырей.


         Но пчёлы — это не только мёд, но и воск, и другие ценные субпродукты. Недаром в народе говорят, что берестяная бадейка душистого монастырского меда и жёлтая восковая свечка — родные сестрицы. Если мёд медовуха использовался в основном в пищу и как лекарственное снадобье, то воск традиционно шёл на производство церковных свечей.
            — Кстати, пропорция при получении мёда и воска составляет в среднем 10 к 1, т.е. на 10 литров мёда приходится всего около килограмма пчелиного воска, — подсказывает пчеловод. — Свечи из него горят ровно, без треска и гари и при этом благоухают. Поэтому натуральные восковые свечи ценятся гораздо выше, нежели изготовленные из парафина или других комбинированных синтетических материалов, и используются, как правило, в особенно торжественных случаях. Возобновить массовое производство этого уникального продукта — тоже одна из наших главнейших задач.
            Кроме стандартных расписных церковных ульев, производство которых уже поставлено на поток, местные мастера делают и уникальные высокохудожественные изделия — храмовые улья. Так, например, один такой домик для пчёл — копия недавно восстановленного Свято-Троицкого собора Свято-Данилова монастыря, — сделан из красного дерева и увенчан золотыми куполами:

           

          Кстати, пчёлы, которые роятся в софринских ульях, родом с Украины, а именно из Закарпатья. Они отличаются незлобивым нравом, высокой медоносностью и крепким иммунитетом.