Ваши любимые продукты для здорового питания Вы найдёте по этой ссылке

http://shopnz.ru/

 

Информационные и образовательные материалы обновляются,

и скоро будут здесь http://shopnz.ru/blog

Травная школа в "Лесных садах" Георгия Афанасьев: обучение на практике у практиков

Вернулся с травного семинара в "Лесных садах" Георгия Афанасьева (Тульская обл.). Насыщенная неделя прошла быстро, уезжать не хотелось, было много сделано и узнано. Небольшие путевые заметки по организации образовательного процесса.
Во-первых, учиться на практике у практиков. Это просто счастье и радость. У меня большой опыт изучения теории у теоретиков (МГУ, например). Теоретики иногда даже пытаются "продавать" практику или минимальные активные формы. Живёшь, делаешь, учишься, спрашиваешь, наблюдаешь, оцениваешь, обсуждаешь, советуешься, задумываешься, мечтаешь. Я учился у Георгия в теории (выступления и тексты) - и это почти всегда необычно и глубоко, но не сравнится с практическим погружением.
В общем образовании мы много изучаем теорию у теоретиков и в этом большая трата ресурсов, времени, внимания. Огромный слив энергии в плену стереотипов, обязаловок, общественных страхов. Учитель физкультуры не играл с нами в футбол и не ходил в лесенку. Англичанки не смотрели и не читали на английском вне предметов, не ездили в англоязычные страны, почти не применяли в жизни. С биологом не ездили на рыбалку и не разбивали парк. С историчками не ездили в экспедиции и на раскопки. И так можно долго продолжать. Были уникумы, но это скорее были исключения. В МГУ картина была практически аналогичная.
Во-вторых, изучать живые системы в живых системах. Можно изучать мёртвые системы в мёртвых системах (навязанные теории в бетонно-асфальтных школах). Можно изучать мёртвые системы в живых системах (историю на природе, искать дискриминант в парке, а не душной школе). Можно изучать живые системы в мёртвых системах. Например, рост дерева в школьном классе, а не лесосаду. А можно изучать на природе живые организмы и системы. Вот это опять же счастье, интерес, реальная жизнь и наслаждение.
В-третьих, учись по жизни, учись, где живёшь, живи учась, учись живя. На семинаре не нужно было ездить каждый день на метро или машине. Вышел из дома и вот уже университет накрыт. Никаких масочных режимов, металлоискателей, рентгенов сумок, пропускной системы, курящих замдеканов и охранников. Помню, как мы час добирались в МГУ от общежития до учебного корпуса МГУ (два часа в день на дорогу).
В-четвёртых, обучение через вовлечение. Лошадь можно подвести к воде, но заставить пить невозможно (гипотеза). Также с обучением - можно отдать кучу денег, подвести кучу ресурсов, но если нет энтузиазма, то КПД будет очень низким. На семинар приезжают те, кому интересны травы и конкретные мастера, ведь сила мастера не только в предмете, но и во многом другом. Например, организатор и мастер рассказали мне столько интересного, помимо трав, что и непонятно на травном ли я семинаре был?! Если же есть интерес, творческий порыв, вовлечённость в процесс, то обучение может быть очень плодотворным. В школе, например, почти нет вовлечения, чтобы можно было пробовать, делать, наблюдать, нести ответственность, корректировать, видеть плоды. Учителя трудов и те стали исчезать как класс, особенно в "элитных" школах, которые на самом деле "маргинальные" и плодят праздный класс.
В-пятых, новые действия и вызовы. Делать то, что никогда не делал, бывать там, где не был, общаться с теми, кого не знал и др. Новый опыт, знания, ощущения, нейронные связи. Выход за рамки сложившихся контекстов. В обучении сначала появляется короткое смущение/страх/волнение от новых задач, которые ты никогда не делал - контекст цепляется за "опыт". А потом результат и радость от новых вершин. На таких семинарах новинки постоянно. И в новых видах труда, новой технике и инструментах, новых людях, новых аграрных технологиях, новых блюдах, новых растениях, новых ощущениях пятки на росе, новом взгляде на восход, закат и др. Рутины часто нас засасывают.
В-шестых, супермаркет трудового познания. Лучший отдых - смена деятельности. Покосы, рубка дров, растопка бани, расчистка сада, мульчирование посадок, посадка с питомника кустарников, копка корнеплодов, заготовка и резка трав и др. Монотонный однотипный труд - фактор психологического и физического выгорания.
В-седьмых, в образовании контекст важен не менее контента. Не только "что преподают", но и кто, как, с кем, где, в каком настроении, в каком месте, с обсуждением или нет, с вопросами или утверждениями и др. Старая модель "что преподавать" скоро лишит работы большей части учителей старой школы, "говорящих голов", которые будут заменены на онлайн-курсы. На травном семинаре важна красота природы вокруг, чистый воздух, приятные звуки, прекрасная погода. Важны гостеприимство и радушие, доброжелательность, досуг и отдых - благодаря им семинар прошёл на одном дыхании и в благодарности.
В-восьмых, важны погружение и интенсив. В экопоселениях годовые школьные программы проходят за 2-3 недели при помощи погружений и интенсива. Тут за неделю каждый при желании мог получить такой толчок сразу и как задел и интерес на будущее - куда двигаться и развиваться.
В-девятых, один из любимых принципов Амонашвили "каждый в классе учитель и ученик - количество учеников равно количеству учителей". Все в малой группе учатся друг у друга. Каждый приносит свой опыт, связи, знания, навыки, помощь, ресурсы. Каждому было чем поделиться и принести в общий котёл. Школа и университет сфокусированы на индивидуальных заданиях, а не командной работе. Командная работа - это перекрёстное опыление, нетворкинг, взаимопомощь, обучение друг у друга.
В-десятых, сила учителя не в педагогическом образовании и званиях, а в любви к предмету и ученикам. Одно удовольствие, когда "учителя" сами увлечены, изучают, пробуют, интересуются, живут этим, учатся сами. Редкий учитель математики применяют хотя бы 10% материала вне школы.
Какой вывод?! Качественное образование никто вам не обеспечит - его нужно создавать самим. Всё самое сильное - дело рук народа, а не среднего по больнице. Создавайте сами практические площадки и делайте запрос практикам.
Вернулся в Москву и зашёл в "Атриум" на Курской после недели в деревне - то ли фильм ужасов, то ли фантастика. то ли комедия с театром абсурда. Урбанизация сегодня наносит урон по нации и стране посильнее любой горячей войны и внешнего агрессора.