Ваши любимые продукты для здорового питания Вы найдёте по этой ссылке

http://shopnz.ru/

 

Информационные и образовательные материалы обновляются,

и скоро будут здесь http://shopnz.ru/blog

Ответственное потребление в «Лесных садах»

https://yadi.sk/i/3sxHa091x6tuo 

Сегодня модно быть осознанным, сознательным, думающим, понимающим, небезразличным, соучаствующим, проактивным, не таким, как «толпа» и «масса». Весь этот список касается и потребления продуктов питания, на которые приходится у многих большая доля их бюджета. Как же можно повысить уровень ответственности своего потребления? Разберём на примере экофермы «Лесные сады» (Тульская область).

 1. Планирование покупок. Как правило, планирование покупок почти отсутствует. Опустел холодильник, пришли выходные и можно поехать в торговый центр, проходил рядом с магазином после работы. Дни и время покупок «плавают», в соответствие с «опустошением» запасов. Редко у нас есть список перед походом в магазин, ещё реже есть список на неделю, а ещё реже на год. Отсутствие своего плана повышает шанс его невыполнения, то есть выполнения чьего-то другого плана (кто планирует).

А вот «покупатель» экофермы «Лесные сады» приобретает продуктовую корзину на год, выбирая себе продукцию с базовой фермы и ассортимент продукции, который на ней может быть получен. Корзину будут привозить раз в неделю в понедельник (конкретный день, место самовывоза, условия доставки).  Тут уже нужно сорганизоваться, подготовить финансы, сформировать свои потребности и определиться с количеством корзины.

2. Голосование рублём. Судя по «гражданской позиции» на выборах кто-то ещё думает, что он голосует только в дни выборов, хотя мы голосуем каждый день своими вниманием и покупками. Приобретая товары и услуги, мы отправляем ресурсы в том или ином направлении. К примеру, цена в торговых сетях во многом формируется с учётом больших расходов на освещение, аренду площадей, оплату труда обслуживающего персонала, обслуживание складов и доставки, а также на «яхты», «особняки» и «гелентвагены» собственников. То есть по факту, человек покупает не чечевицу, а упаковку, чистый пол в магазине, свет, труд кассиров и охранников, маржу «хозяина» и немного чечевицы. Кто это всё выращивает, готовит, фасует, доставляет, хранит, продаёт, распределяет прибыль?! Как правило, потребителя это «не интересует» и «не касается».

В «Лесных садах» «покупатель» голосует за пермакультуру, биоразнообразие, качественные натуральные продукты, живые системы, здоровье, экологию, социальное предпринимательство и конкретных живых людей, которые развивают проект. В данном случае человека даже «покупателем» назвать трудно, ведь он больше похож на партнёра, инвестора, помощника, незаменимого участника общей живой системы, эколога, активиста развития сообществ и территорий.

3. Собственный выбор. Насколько в покупках мы делаем свой осознанный выбор? Возможно, это навязанный, ложный выбор?! Возможно, это выбор маркетологов, идеологов, гуру, мерчендайзеров, «традиций»?! Чей угодно, только не наш внутренний. Можем ли мы выбрать компьютер, который будет долго служить и технический прогресс будет делать его ещё доступнее и производительнее, или нам нужно будет постоянно покупать всё более «крутые» модели, выкидывая на свалку старые?! Можем ли мы легко сегодня найти одежду без надписей, лейблов, хорошего качества, которая будет служить десятилетия, сделана из натуральных материалов и сделана местными производителями? Совпадают ли цели покупателей по доступности, качеству, сокращению излишнего потребления, сокращению экологического следа и цели тех, кто «создаёт» и продаёт безличному массовому покупателю?

В случае годовой «лесной» корзины покупатель делает осознанный выбор из множества других доступных моделей приобретения «фермерских» продуктов. Он мог бы заказывать в интернет-магазинах, ходить на рынок, ездить по области и сам скупать продукцию у фермеров, ходить в специализированные розничные магазины. Но он выбрал именно «Лесные сады» и такую «непривычную» и с виду «некомфортную» модель приобретения продуктов питания. «Случайно» или «как все», или «так получилось» в данном случае не получится. Нужно вникнуть, разобраться, спланировать, быть готовым меняться и не быть таким капризным.

4. Уникальная «немассовость».  Потребление продуктов в крупных городах превратилось в стандартную безликую процедуру. Похожие ассортименты, штрих-коды, бренды, сети, рекламная и фантиковая накачка, маржа, пакетики и целлофаны. Всё привычно, стандартно, ожидаемо.

В случае же «Лесных садов» произойдёт сдвиг парадигмы, разрыв шаблона, смена контекста, выход за рамки. Нужно будет узнать и найти необычный проект, а не удовлетвориться в первом попавшемся магазинчике. Нужно будет потратить сразу «непривычную» сумму для продуктов питания, хотя при вдумчивом пересчёте окажется, что, оказывается, происходит существенная экономия и приобретение такого же фермерского набора влетело бы в «копеечку». Нужно будет довериться на год тульской ферме в отношении своего продуктового рациона, ведь состав корзин плавающий, сезонный и каждый раз получается «неожиданным». Забирать недельную корзину или заказывать доставку можно только в один конкретный день (понедельник). Так что если вы в разъездах, то либо придётся перенести заказ (предусмотрено несколько раз пролонгации), либо быть готовым поделиться качественными продуктами с кем-то ещё, ведь выбор делается один раз. Такая «аскеза» становится простой, когда ты понимаешь, что ты не столько требовательный потребитель, сколько партнёр, сотрудник и соучастник развития биосферного проекта. Так жить становится проще.

5. Количество сделок. А вот тут вообще происходит сдвиг парадигмы безконечных трансакций, чеков, переводов, трений и другой суеты. Финансовая операция – ОДИН раз в год, забор товара – ОДИН раз в неделю. Понимаете, сколько экономиться ресурсов кассового, складского, кадрового, сервисного обслуживания?!

6. Справедливость «деревня-город». Частенько, приобретая продукты питания, мы думаем о своём кошельке, комфорте, наслаждении, удобстве. Нам нужно дёшево, качественно, вкусно, близко, органик. Реже мы заботимся о тех, кто это выращивает, о их проблемах, развитии, благосостоянии. Какая-то огромная стена потребительского эгоизма и пофигизма. Редко мы задаём себе вопрос и отвечаем, какая доля от покупки попадает в деревню, когда, на каких условиях, какими усилиями. Нас это, как бы, не касается.

В «лесном» варианте происходит выравнивание циклов в сельском хозяйстве и городе. Фермеру нужно принимать решение, от которого он почти не сможет отказаться почти год, а того и больше. Наше же хаотичное потребление просто не соотносится с таким горизонтом мышления. В данном же случае горожанин приобретает корзину на год, делает оплату на год (даже с большим лагом), соглашается получать корзину целый год и не включать «заднюю», если тыква оказалось не такой привычной на вкус, как в детстве. Также в «корзине» может быть что-то не такого качества или сборщик может ошибиться – всякое бывает. Тут нужно понять, принять, сообщить и совместно решить проблему, ведь ошибиться может каждый.

7. Экологичность.  По интернету ходить шутка, что в магазинах продаются только два товара – мусор и мешки для мусора. Как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки, а остальноё – правда. Действительно, количество этикеток, фантиков, обёрток, картонок, чеков, ценников и другого  - просто зашкаливает. «Великий» мусор ещё возят, хранят, освещают – короче, живёт мусор, как в пятизвёздочном отеле. Да и в целом современная торговая инфраструктура весьма затратна для общества. В условиях мегаполисной удалённости от первичного происхождения продуктов питания общественные расходы на выращивание, переработку, хранение, доставку, оптовую и розничную торговлю просто колоссальны.

«Лесная» модель потребления ускоряет, укорачивает и упрощает процесс доставки первичного продукта с «поля» на «стол» конечному потребителю. Убирается лишняя «цивилизованная» торговая прослойка, потребляющая много ресурсов. В случае достаточной кооперации вегетарианцев (порядка 100 корзин) можно организовать вегетарианский набор, который легче создавать на ферме.

Любая хорошая идея требует терпения, внимания, кадров, поэтому сама по себе не может гарантировать великолепный результат. Включайтесь, помогайте, содействуйте, совершенствуйте, делайте у себя  в регионах, учитесь.   

Параметры потребления

«Классика»

«Лесные сады»

Планирование покупок

На 1-3 дня, разные магазины, плавающий ассортимент, время и день покупок

На год, одно хозяйство, не всегда предсказуемый ассортимент, один день поставки в неделю

Голосование рублём

Свет, аренда, уборщицы, охранники, склады, мусор, яхты, особняки

Пермакультура, биоразнообразие, качественные продукты, живые системы, здоровье, экология, социальное предпринимательство

Собственный выбор

Что предложит «рынок», «корпорация», «продавец», маркетологи, максимизирующие прибыль

Что вырастят ответственные и порядочные живые люди, с которыми ты можешь пообщаться и взаимодействовать

Уникальная «не массовость»

Безликие типовые торговые сети, стандартные шаблоны потребления, штрих-коды, самообслуживание, мерчендайзеры, рекламная обработка, догмат фантика и упаковки

Нестандартный формат еженедельных годовых корзин с «неожиданным» составом, от одного «экофермера», по предоплате

Кол-во сделок

Почти каждый день закупочных, товарных и финансовых операций по продуктам питания

Один раз в год финансовая сделка и один раз каждую неделю товарная сделка по забору корзины

Справедливость «город-деревня»

Хаотичное участие в развитии с/х производителей и сельских территорий по принципу «снабжайте нас качественно, дёшево и держитесь там»

Выравнивание циклов потребления (решение на год) и сельского хозяйства (разовое решение об урожае на год), «вживание» в суть «проблем» сельского производителя и намерение развиваться вместе

Экологичность

Два главных товара – мусор и мешки для мусора; огромные общественные издержки на инфраструктуру потребления продуктов: склады, упаковка, охрана, доставка, диспетчеры, управление, реклама, торговые центры, освещение и отопление, охрана, уборщики, кассиры и продавцы и др.

Облегчение и упрощение процесса доставки продукта с поля на стол потребителю