Ваши любимые продукты для здорового питания Вы найдёте по этой ссылке

http://shopnz.ru/

 

Информационные и образовательные материалы обновляются,

и скоро будут здесь http://shopnz.ru/blog

Образование или кто формирует образы?!

Образование или кто формирует образы?!

 

Ключевые слова: образование, образ, левое и правое полушарие, воспитание, средства массовой информации, Белояр, нам нужна иная школа, понятие, образный и безобразный язык.

 

Войны выигрывает школьный учитель (Отто фон Бисмарк).

Хочешь победить врага - воспитай его детей (древняя мудрость).

Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать (У. Черчилль).

 

Сегодня многие учителя и родители бьют тревогу - никто не может уже конкурировать в воспитании с социальными сетями, фильмами и сериалами, компьютерными героями, ютубом и др. Все в недоумении, кто научил их детей пить, курить, сквернословить, по-хамски себя вести, распущенно одеваться. Вроде, в семье и школе нет таких примеров и моделей поведения.

Ответ прост, школа и семья уже проиграли конкурентную борьбу за детское внимание. Как они могут тягаться с целой индустрией захватывающих фильмов, клипов, глянцевых журналов, компьютерных игр?! Такие актёры, декорации, захватывающие сюжеты, музыка, авторитеты. Яркие, насыщенные, новые, запретные образы поступают в сознание детей. Это и есть их настоящее ОБРАЗование.

Школа и университеты, семья сегодня почти не занимаются образованием, то есть созданием, усвоением, формированием, уточнением, согласованием, изучением, переосмыслением образов. Можно сказать, что мы живём в безОБРАЗной культуре “официального” воспитания. Обучение строится в основном на текстах, учебниках, книгах, словах, речи, а не на образах. Важно не сформировать у себя образ понятия и явление, а текстово заучить его, зачастую даже не осмыслив.

За образное мышление отвечает правое полушарие, за логическое - левое. Современная образовательная культура плодит выпускников с левополушарным, безобразным мышлением. В идеале у человека должны согласованно работать оба полушария. Развивать образное мышление и правое полушарие помогают музыка, рисование, танцы, единоборства, лепка, белояр и др. Подробнее про согласованную работу полушарий смотри заметку “Процессно-образное и дискретно-логическое мышление” (http://domnz.ru/node/1915).

Образ - составная часть понятия. Нет слова без образа. Любое понятие состоит из образа и слова. Почему мы часто не можем понять друг друга, хотя говорим на одном языке?! Потому что слово одно, а образы, которые всплывают для этого слова, у всех разные. Вот и говорим мы одинаковыми словами о разных образах и каждый воОБРАЖает своё. Поэтому для слаженной работы любой общности, будь-то друзья, футбольная команда, семья, бизнес, класс, следует в первую очередь соОБРАЖать, то есть совместно проработать и утвердить образы явлений, понятий, событий. Если же пускать этот процесс на самотёк, то получится не “семья”, а “лебедь, рак и щука”, где у каждого свой образ, своя картинка, своё видение, своё мировоззрение. Подробнее этот вопрос разобран в работе “Язык наш: как объективная данность и как культура речи” (http://dotu.ru/2004/01/29/20040129-jazyk_all/).

Все ли позабыли про важность образов?! Да нет же. Посмотрите рекламу, фильмы, клипы - они пестрят различными образами на любой случай жизни. Подросток найдёт исчерпывающие образы и модели поведения по любому вопросу: работе, бизнесу, сексу, наркотикам, потребительству, крутым привычкам, солидному образу жизни. По ЛЮБОМУ вопросу. А потом ещё научит всех одноклассников, как это делать и объяснит, как это круто.

Общеизвестно, что мальчики активно смотрят порнофильмы, откуда черпают образы и модели поведения с девушками, а девушки, видя такой мужской запрос, подстраиваются под него, соответствуя желанному объекту мужского внимания. Вот вам и склепалась “семья”. В итоге процветают измены, разводы, проституция, какие-то гражданские (бывают ещё военные что ли?!) браки и вообще “браки”, а не семьи. Порнография, конечно, не единственная причина такой социально-демографической картины, но точно не последняя.

Бизнес-сообщество и тренинговая культура начали возрождать образное обучение и мышление. Визуализация, презентации, схемы и макеты, дизайн, логотипы, инфографика, курсы правополушарного рисования, лепка и танцы, слайды, проекты, чёткая и детальная прорисовка целей, изучение и переосмысление своих привычек, контекста, моделей поведения. Всё это возвращает людей к результативной мыслительной деятельности, восстанавливает утраченное образное мышление.

Если мы хотим поменять что-то, то пора нам взять ответственность за образование, за формирование общественно полезных образов. Какой образ мы сформируем у себя и заложим нашим детям в сфере труда, учёбы, семьи, поведения в обществе, здорового и счастливого образа жизни, развития, совести и других важнейших понятий?! Свято место пусто не бывает. Не будем мы заниматься - займутся другие. Профессионально и чётко.