Ваши любимые продукты для здорового питания Вы найдёте по этой ссылке

http://shopnz.ru/

 

Информационные и образовательные материалы обновляются,

и скоро будут здесь http://shopnz.ru/blog

Антирост и финансово-счётный подход

Побывал на интересной лекции "Экосистемы и экономика: в поисках баланса" в Центре Экономии Ресурсов на Флаконе. В целом, при правильно выявленных проблемах и правильно заданных вопросах основные идеи лекции лежали в русле финансово-счётного подхода к экономике с распросранением его на экосистемы.

В ходе последующей дискуссии мы попытались выйти на причины уже всем очевидного биосферно-экологического кризиса. Участники, в общем, согласились, что имеется общий кризис капитализма (выявленный ещё в середине 19 века). Был поднят вопрос о роли ссудного процента в концепции экономики роста. На вопрос, как можно решить проблемы по теме лекции в корне и какие идеи на этот счёт витают в Европе, докладчица Елена навела на тему АНТИРОСТА. На эту тему она читала лекцию ранее.

Антирост (англ. Degrowth) — социально-экономическая концепция, утверждающая необходимость сокращения размеров экономики для обеспечения общественного благосостояния в долгосрочной перспективе. В отличие от спада в ориентированной на рост экономике, антирост подразумевает целенаправленную экономическую и социальную трансформацию с целью максимизации уровня счастья и благополучия за счёт того, что время, освобождающееся при сокращении личного потребления и эффективной организации общественного труда, посвящается искусствам, музыке, семье, культуре и сообществу. Понятие антироста было сформулировано в 1970-х годах после публикации доклада Римского клуба «Пределы роста» и выхода в свет работы Георгеску-Рогена (англ. :Nicholas Georgescu-Roegen) «Закон энтропии и экономический процесс».

К наиболее общепринятым из обсуждаемых среди сторонников антироста можно отнести следующие меры:

  1. Продвижение локальных денежных систем, устранение декретных денег и изменение принципа процентного кредитования.

  2. Переход к некоммерческим организациям и малым предприятиям.

  3. Изменение индивидуальных приоритетов и предпочтений и утверждение менее потребительского стиля жизни, в первую очередь в таких сферах как питание, жилье и транспорт. Отказ от чрезмерного потребления продуктов с высоким положением в пищевой цепи (мясо), предпочтение общественному транспорту, меньший размер жилища.

  4. Ограничение роста производства за счет введения экологических нормативов, в частности системой квот и аукционной торговли (Cap and Trade) для дефицитных ресурсов, а также средствами налоговой политики.

  5. Устранение коммерческой рекламы из общественных пространств.

  6. Ограничение рабочего времени, более гибкое его использование. Важным моментом признается новое применение роста производительности труда, а именно, использование его для получения большего свободного времени, а не для роста товарно-денежного потока, как это происходит сейчас

  7. Поощрение «неформальной» локальной экономики на принципах самоснабжения и взаимопомощи.

Движение антироста включает группы, поддерживающие идеи экологической экономикианти-консьюмеризма и анти-капитализма. Во Франции создан Институт экономических и социальных исследований антироста. Летом 2012 года был проведен 3000 км. велопробег «Экотопия» с девизом «К антиросту!», в ходе которого в городах между Барселоной и Венецией состоялось 43 публичных акции в поддержку идеи антироста. Движение провело международные конференции в Париже (2008), Барселоне (2010), Монреале(2011) и Венеции (2012).

В Европе действует академическая ассоциация "Исследования антироста" (Research and Degrowth), ее целью является «объединить учёных, представителей гражданского общества, активистов и практиков», в неё входят представители около 40 стран. Большая часть её мероприятий организуется в Испании (Барселона) и Франции.

В Италии существует организация «Движение за успешный антирост». Концепцию антироста также поддерживает партия «Пять звезд», получившая на последних выборах около 25% голосов избирателей.

В целом, направление выбрано правильно, но меня больше интересует философско-методологическая платформа, на которой развивается это процесс. Ведь именно от этого зависят конечные его результаты. Настораживает то, что явно не артикулируется порочность идеи ссудного процента и катастрофичность последствий её применения.

Один из идеологов антироста, Ален де Бенуа, пишет:

Гармонию человека с природой разрушило христианство, превратив мир в предмет, созданный Богом. Тем самым оно лишило мир присущей ему священности и превратило в пространство преходящего существования. Библия сделала из человека собственника мира или временного «пользователя»: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Бытие 1.28). Природа больше не священна. Декарт своим рационализмом превратил мир в простой резервуар ресурсов. А в современном мире идеология прогресса обобщена Просвещением в идею личного интереса, когда всем движет «невидимая рука» рынка и прибыль становится всеобщим законом. Грабеж и расхищение ресурсов планеты стали нормой, которая не обсуждается: потребитель регулярно меняет наряды в соответствии с модой, обновляет автомобиль и кучу всяких электронных гаджетов, устаревающих быстрее, чем он успевает их освоить.
"Однако идеи Алена де Бенуа явно утопичны. Пока не видно даже признаков какого-либо практического их применения, так как эгоизм в реальном мире распространен гораздо шире, чем альтруизм, и стремление к прибыли никто отменять не собирается. Более того, автор понимает, что если вдруг кто-то начнет осуществлять идею сокращения, он наверняка столкнется с ростом безработицы, пауперизацией населения и мощными социальными протестами. А для распределения товаров, которые станут дефицитными, понадобится авторитарный строй или диктатура. И хотя многие приводимые в трактате мысли и факты, несомненно, достойны внимания, автор так и не предложил, на мой взгляд, разумной альтернативы тому, что в нынешней экономической модели обозначают термином «устойчивый рост» (sustainable growth). И этой священной идее роста мы продолжаем молиться." (там же)

Предложат ли западные философы реально осуществимые альтернативы либерализму, марксизму и саентологии или заправилы Западной цивилизации продолжат дело Троцкого? Опять абстрактный гуманизм. Пока их идеи слишком утопичны, а реализация не обещает лёгкого перехода к цивилизации всеобщего благоденствия.

И даже решив проблемы потребления ресурсов, обществу всё равно придётся ответить на вопросы "Что есть человек?", "В чём смысл жизни?", "Есть ли Бог и как выстраивать индивиду с ним отношения?", "Как реально самоуправляется общество?", "Есть ли глобальная политика и какими методами она осуществляется?", "Зачем нужна наука и философия?" и т.д.

Радует, что мы живём в России и что у нас есть все возможности продемонстрировать миру реальную альтернативу глобализации по-западному или по-китайски.