ПО "Народное здоровье" 8 499 350 77 91 |
|
|
|
Обновление ассортимента |
Нужна ли нам сертификация экопродукции?Сегодня уже ни для кого не секрет, что большинство продуктов, представленных в супермаркетах и даже на плодо-овощных рынках, трудно назвать едой. Продукты питания могут быть промышленно переработанными и свежими, сырыми. Переработка продуктов позволяет им не портиться в течение месяцев и даже лет, что достигается путём различных технологических манипуляций и добавления консервантов. А чтобы «улучшить» потребительские качества продуктов, в них добавляют красители, ароматизаторы и прочие технологические ингредиенты. Если с переработанными продуктами всё ясно, то как удостовериться, что свежие овощи и фрукты безопасны для здоровья? К сожалению, промышленные методы настолько сильно проникли в современное сельское хозяйство, что даже свежие овощи и фрукты стали практически несъедобными. Применение неорганических удобрений, гормонов, гербицидов, пестицидов, генномодифицированных организмов, варварское обращение с живой почвой уже сейчас привели к массовому ухудшению здоровья населения и в перспективе ведут к вырождению нации. При этом, общепринятые стандарты качества (ГОСТы и технические условия) таковы, что большинство продуктов питания не являются полноценными с точки зрения содержания витаминов и минералов. Качество — это всего лишь формальное соответствие измеримых показателей, присущих продукту, определённым критериям. А сам набор параметов может быть неадекватным целям обеспечения полноценного питания людей в преемственности поколений и долгосрочного воздействия на окружающую среду. Именно из-за сложившейся таким образом ситуации с критериями качества, в 1940 году возникло понятие «органическое сельское хозяйство», а позднее стали возникать и альтернативные стандарты для сертификации таких органических продуктов. На данный момент сложились три международных системы стандартов EU Regulation 2092/91 (EC 834/2007), Codex Alimentarius Guidelines for Organically produced food 1999/2001 и IFOAM Basic Standards (IBS). На их основе создаются уже государственные нормы и правила органического производства продуктов питания, что позволяет учитывать физико-географические, социальные и экономические особенности различных государств. Следует обратить внимание, что сертификация вообще нужна для продажи органической продукции на открытом рынке неопределённому кругу лиц. Другими словами, производители органической продукции, потребители и сертифицирующие органы никак не связаны друг с другом, кроме финансово-экономических отношений. Производители платят за сертификацию, потребители платят за продукцию, серцифицирующий орган занимается контролем — не более. В России на лето 2013 года отсутствуют законы о сертификации органической сельскохозяйственной продукции. На данный момент любой производитель может назвать свою сельхозпродукцию словами «органическая», «экологическая», «био», вне зависимости от того, использует ли он пестициды, ГМО в растениеводстве или гормоны роста для откорма скота. К счастью, есть положительные тенденции, такие как создание Союза органического земледелия, инициация законопроекта «О производстве органической продукции в РФ» Минсельхозом, организация пермакультурных центров и растущий интерес к этой теме со стороны населения. Интересен опыт и НП «Экологический союз», имеющего право заниматься экомаркировкой в России. Чтобы получить сертификат соответствия «ОРГАНИК», производителю необходимо подать заявление в аккредитованный орган, например, «Экологический союз». После составления сметы и подписания договора, производится инспекция на производстве, в ходе которой проверяются условия выращивания и переработки продукции (по некоторым сведениям, до 200 параметров). Процедура сертификации обойдётся от 1,5 до 8 тыс. Евро в зависимости от объёма работ, занимает до 3-х месяцев. Срок действия сертификата — 1 год. У таких подходов к производству и сертификации органической продукции есть очевидные недостатки:
Вследствие чего имеем то, что имеем:
Справиться с обозначенными проблемами может помочь система потребительской кооперации. Напомним, что потребительское общество — добровольное объединение гарждан с целью удовлетворения своих материальных и иных потребностей. Другими словами, ПО — ограниченный круг лиц. Поэтому правила, работающие для открытого рынка, ПО может заменять своими правилами. ПО само принимает решение, что считать органической продукцией, а что — нет. Так пайщики, будучи ответственными потребителями, сами формируют спрос. Конечно, руководство ПО должно постоянно мониторить спрос, активно взаимодействовать с производителями, организовать совместные покупки, вести просветительскую работу и т.д. Работая с небольшими хозяйствами и находясь с их владельцами в хороших человеческих и деловых отношениях, ПО может получить полную информацию о производителе, месте производства, способах производства, предоставить её пайщиками и организовать экскурсии в хозяйства, чтобы пайщики могли убедиться в честности производителя и при желании поучаствовать в некоторых стадиях производства. Пайщики голосуют рублём. В ПО создаются такие условия, когда круг производителей и потребителей ограничен, но при этом у потребителя всё же есть выбор. И он выберет именно то, что ему подходит по его, потребителя, критериям качества. Потребительское общество может организовывать внутренние рейтинги продукции и опросы насчёт его качества. Это опять же создаёт здоровую конкуренцию и даёт обратную связь как руководству ПО, так и производителю. В рамках ПО возможен прямой диалог производителя и потребителя. В отличие от рынков и магазинов, где продукция проходит длинную цепочку посредников, ПО работает с произовителем напрямую и может решить возникающие вопросы максимально оперативно. Если речь идёт о формальных критериях качества, сводящихся к физико-химическому и биохимическому анализу, то отказаться от лабораторных исследований невозможно. Но и это решаемо, если торговые обороты ПО достаточно велики. Пайщики должны понимать, что если они хотят объективных данных, за это придётся платить. Цена и суть вопроса прозрачна для пайщиков. Экспертизу можно проводить как в специализированных лабораториях, так и с помощью собственного измерительного оборудования (натратомеры, дозиметры и др.). Таким образом, вопрос гарантии качества продукции можно решить силами самих же пайщиков, были бы понимание, ответственность и желание. В Европе, например, кооперация действует давно и успешно. Что же мы получаем в результате описанного подхода? Гарантированное качество продукции. Пайщики получают продукцию именно такого качества, какого они хотят, по разумной цене. Оптимальный ассортимент. Производители и потребители согласуют посредством ПО необходимый ассортимент продукции, который известен производителю в начале сельскохозяйственного сезона. Поддержка малых хозяйств. Устраняются ненужные траты на сертификацию, продвижение, взятки, что идёт в снижение цены покупки для потребителя и повышения цены продажи для производителя. Человеческие отношения. Улучшается взаимопонимание потребителей (обычно в городе) и производителей (в сельской местности) за счёт открытости информации и устранения посредников и диспаритета цен. Повышается ответственность как тех, так и других. Внимательный читатель может задасться вопросом: «А как же глобализация и работа в новых рыночных условиях? Это ведь какая-то местечковость!». Одно другому не мешает. Основная цель описанного подхода — обеспечить горожан качественной продукцией по разумным ценам и дать возможность развиваться сельским территориям. При стандартном подходе это практически невозможно, тем более в массовом масштабе. Если структура ПО работает оптимально и стабильно увеличивает обороты, то в итоге появляются средства для сертификации производимой продукции у тех же организаций, которые этим занимаются сейчас, или создать собственную марку для выхода на открытый рынок. Захотят ли этого пайщики и производители, если их и так всё устраивает, — большой вопрос. Категории:
|
Кооператив "Народное здоровье" © 2010-2016