Ваши любимые продукты для здорового питания Вы найдёте по этой ссылке

http://shopnz.ru/

 

Информационные и образовательные материалы обновляются,

и скоро будут здесь http://shopnz.ru/blog

Концепция управления сельскохозяйственной кооперацией

Концепция управления сельскохозяйственной кооперацией

 

Комплексный подход

Концепция управления сельскохозяйственной кооперацией и сельским хозяйством в целом является частью более общей концепции управления страной вообще и народным хозяйством в частности. Политика[1] в области заселения территории страны, поддержания целостности федерации, сбалансированного развития её частей, целостного развития макроэкономики и др. напрямую влияет на ситуацию в сельском хозяйстве и сельских поселениях[2]. Перечисленные направления государственной политики являются иерархически более высокими по сравнению с сельскохозяйственной политикой, что заведомо оказывает влияние на успех или неуспех различных программ по развитию сельского хозяйства.

При отдельном рассмотрении сельскохозяйственной кооперации, в отрыве от конъюнктуры и более объемлющих хозяйственных комплексов, вероятен исход, как в басне Крылова «Лебедь, щука и рак». Каким мы в будущем видим сельское хозяйство, какое место будем ему отводить в многоотраслевой экономике? К какой структуре сельского хозяйства мы стремимся? Какие решения будем принимать по заселению территорий страны? Ответы на эти и многие другие вопросы должны напрямую влиять на выработку концепции и  стратегии развития сельскохозяйственной кооперации. В большинстве современных исследований эти аспекты не рассматриваются, что делает полученные в них выводы трудно применимыми на практике.

В результате эффективность современной государственной поддержки сельского хозяйства и кооперации в частности очень низкая. Среди прочего это объясняется как раз частным, не комплексным подходом к регулированию сельского хозяйства. Народное хозяйство – система отраслей, которые влияют друг на друга. Регулирование и поддержка одной отрасли сказывается и на других отраслях (через доходность, относительные цены, спрос и др.). Поэтому невозможно управлять отраслью при несогласованных макроэкономической (народнохозяйственной) и отраслевой (в нашем случае сельскохозяйственной) политики.

Тарифы естественных монополий, процентные ставки банков, сектор торговли и др. непосредственно влияют на сельское хозяйство, сейчас чаще отрицательно. Поэтому можно бесконечно помогать сельскому хозяйству, но рост тарифов, высокая ставка коммерческих банков,  монополизм торгового капитала сведут на нет всю эту помощь.

Так, например, в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2011 гг.  примерно 38% (38 млрд. руб. в 2009 г.) ежегодного общего объёма заложенного финансирования составляют расходы на субсидирование выплат по процентам. То есть 38% средств государственной поддержки сельского хозяйства ежегодно идут в банковский сектор (по оценкам экспертов фактически ещё больше), а вернее двум крупным банкам[3].

 

Специфика сельского хозяйства

Сельское хозяйство – один из главнейших секторов народного хозяйства, так как, во-первых, в нём производятся сельскохозяйственные продукты, незаменимые для выживания народа страны (продовольственная безопасность), во-вторых, без сельских поселений невозможно удерживать и контролировать большие территории (территориальная целостность), в-третьих, оно является первичным поставщиком ресурсов для других отраслей (текстильная, пищевая и др.) народного хозяйства, в-четвёртых, сельское хозяйство косвенно способствует поддержанию и развитию культуры, традиций, здоровья, экологии и многого другого (культурное наследие).

По всем перечисленным четырём особенностям сельского хозяйства в России сейчас большие трудности: уровень продовольственной безопасности низкий, сельские территории опустевают, лёгкая промышленность находится в упадке, исконная культура заменяется на западную.

Важность развития сельскохозяйственного комплекса для страны сегодня состоит в том, что он позволяет одновременно решить множество других социально-экономических проблем (демографическую, жилищную, транспортную, экологическую, экономическую, безопасности, сохранности территории и др.), которые другими методами, особенно в крупных городах, решить практически невозможно.

Стержнем сельскохозяйственной концепции должно стать создание системы малых городков, сельских поселений «автономного»[4] типа, основанной на малоэтажных домах с приусадебными участками и жилищной инфраструктурой. Похожую стратегию с разным успехом пытаются реализовывать в Белоруссии, Белгородской области и Краснодарском крае. Америка и Европа, как известно, также малоэтажные.

Быстро создать такую инфраструктуру не получится в силу масштабности проекта. Только лишь государственных ресурсов в данном случае не хватит, поэтому важно привлекать возможности не только государственного, но и частного сектора, что можно осуществить при помощи кооперативных структур (потребительских обществ и сельскохозяйственных кооперативов).

 

Кооперация

Кооперативы являются эффективным средством решения многих социально-экономических проблем вообще и сельскохозяйственных в частности.

Следует сразу отметить важность совместного использования и развития потребительских и производственных сельскохозяйственных кооперативов. Первые, как правило, образуются в городской местности для организации поставок продуктов питания и реализации различных проектов в сельской местности (строительство, отдых, оздоровление, бизнес и др.), то есть для потребления. Вторые в основном образуются в сельской местности для организации производства, переработки и сбыта продукции.

Представленное деление на два типа кооперативов не совсем соответствует общепринятой сегодня терминологии и законодательству. Согласно федеральному закону «О сельскохозяйственной кооперации»[5] предусмотрены два типа сельскохозяйственных кооперативов: производственные и потребительские. Однако по существу в сельском хозяйстве основная задача – производство и сопряжённая с ним деятельность (переработка, сбыт, закупка ресурсов), поэтому и кооперативы по существу – производственные. Косвенно это подчёркнуто и в законе: «Сельскохозяйственный кооператив – организация, созданная ... для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности…».

По мере развития данные виды кооперации могут расширяться, объединяться, дополняться, а различия между ними - постепенно сокращаться. Любой полноценный хозяйственный комплекс всегда решает задачи и производства, и снабжения, и сбыта. Разделение хозяйствующих субъектов на производственные и снабженческие – искусственное. Классики кооперации не разделяли кооперативы на производственные и снабженческие (потребительские).

Однако при разработке государственных программ важно учитывать именно особенности возникновения и развития этих двух типов кооперативов, каждый из которых нуждается в другом. По отдельности эффективность деятельности потребительских и производственных кооперативов в разы ниже, так как ресурсы первых расположены преимущественно в городской местности, а вторых – в сельской.

Для начала первичных производственных работ сельчанам нужны оборотный (денежные средства, горюче-смазочные материалы, семена, электроэнергия и др.) и основной (сельскохозяйственная техника, скот, перерабатывающие линии и др.) капитал, трудовые ресурсы и, что особенно значимо в сегодняшних условиях, гарантии по реализации продукции. Все эти ресурсы сконцентрированы главным образом в городской местности, доступ к возможностям которой сельчанам ограничен в силу сложившейся институциональной среды и макроэкономической политики государства.

Горожане, напротив, имеют относительно большие возможностями по доступу к перечисленным выше ресурсам, однако нуждаются в экологически чистых продуктах питания, оздоровлении и отдыхе на природе и др. При должном управление всё это можно создать в сельской местности.

Объединение городских и сельских ресурсов для совместного ведения хозяйственных и более объемлющих социальных проектов в сложившихся условиях обеспечит синергетический эффект, в разы превосходящий выгоды индивидуального, раздельного хозяйствования, как это происходит сегодня.

Сложившееся законодательство и государственные программы не стимулируют объединение сельских и городских ресурсов. Две формы сельскохозяйственной кооперации (СПК и СПоК) весьма ограничены в своих хозяйственных возможностях. СПК – коммерческая организация, создаваемая гражданами. Юридические лица не могут быть пайщиками производственных кооперативов, что существенно снижает потенциал таких производственных объединений (привлечение ресурсов, управление и др.). В СПоКи же могут входить только сельскохозяйственные товаропроизводители и члены ЛПХ. Транспортные компании, строительные компании, торговые сети и другие несельскохозяйственные контрагенты не могут в виде пайщиков расширять потенциал СПоК.

Перспективной хозяйственной формой объединения ресурсов города и деревни является потребительское общество (ПО). ПО - некоммерческая организация, в отличие от СПК, что позволяет оптимизировать расходы по налогам за счёт некоммерческих инструментов финансирования хозяйственной деятельности. Его пайщиками могут быть физические и юридические лица без ограничений на вид их деятельности, что предоставляет широкие возможности по операциям между пайщиками внутри ПО.

Кооперативные формирования позволяют разрозненным малым хозяйствам объединить свои ресурсы (трудовые, технические, земельные, денежные, транспортные, сбытовые и др.) для более эффективного использования. В на сегодня сложившихся условиях мелкие сельскохозяйственные производители практически на всех стадиях ведения хозяйственной деятельности сталкиваются с монополистами или олигополистами (банки, лизинговые компании, поставщики электроэнергии и техники, перекупщики, транспортные компании, торговые сети и др.).  Вести рентабельное хозяйство в такой ситуации возможно только при объединении усилий, расширении, укрупнении, диверсификации и др.

Кооперативная организационно-правовая форма является более предпочтительной среди прочих крупных хозяйственных форм, так как она лишена многих отрицательных особенностей им присущих. К примеру, альтернативный вариант сочетания мелких форм и сверхкрупных, корпоративных, который реализуется сегодня в России, менее продуктивен по ряду причин: увеличение диспаритета цен, повышение доли наёмного труда, ухудшение социально-экономического состояния сельских территорий, концентрация земельных ресурсов у крупных компаний и др.

Кооперативные структуры позволяет разрешить многие сельскохозяйственные проблемы, а именно:

  • организации постоянного сбыта сельскохозяйственной продукции. При кооперировании удаётся устранить различных посредников, информационную и инфраструктурную изоляцию деревни, издержки по продвижению товара;
  • привлечения инвестиционных ресурсов в сельскую местность. Пайщики потребительского кооператива заинтересованы в бесперебойной поставке разнообразной сельскохозяйственной продукции, поэтому готовы вкладывать ресурсы в развитие комплексных хозяйств в сельской местности;
  • устранения диспаритета цен за счёт перераспределения ресурсов между входящими в потребительское общество хозяйственными комплексами;
  • создания и развития социальной инфраструктуры, в первую очередь направленной на различные образовательные и жилищные программы. Социальных работников на селе не хватает, государственная система образования ухудшается ежегодно, что ведёт ко всё большему развитию самостоятельных общественных обучающих программ;
  • сверхурбанизации за счёт постепенного перетока ресурсов из городской местности в сельскую.

Перспективное направление

 

Перед городскими жителями довольно остро сейчас стоит продовольственная проблема: наблюдается дефицит промышленно не переработанных экологических продуктов питания. Одним из способов его преодоления является стимулирование развития через систему кооперации органического земледелия.

Преимущества органического земледелия:

  1. минимальные затраты на ГСМ, оборудование, минеральные удобрения;
  2. наличие постоянно растущего рыночного сегмента, ориентированного на экологичную продукцию;
  3. повышенный интерес со стороны общества к гармоничному и эффективному ведению природного сельского хозяйства;
  4. решение вопроса продовольственной безопасности и здравоохранения;

конкурентоспособность на европейском рынке.

Вступление в ВТО и рост доли импорта сельскохозяйственной продукции свидетельствуют о том, что Россия активно вступает в глобальные продовольственные рынки. Сильнейший экономический механизм поддержки сельского хозяйства в развитых странах и низкая себестоимость продуктов в развивающихся странах ставят под сомнение перспективы развития конкурентоспособного отечественного сельского хозяйства. В этих условиях следует искать перспективные ниши на мировых рынках, одной из которых может являться экологически чистая продукция кооперативного сектора.



[1] Политика по своей сути есть реализация, воплощение на практике концепции.

[2] Приводятся именно два понятия раздельно, так как, во-первых, в сельских поселениях может развиваться производство и несельскохозяйственных товаров и услуг (образовательные, оздоровительные, туристические и др. услуги; ремесленное производство, лесопереработка, пошив одежды и т. д.); а, во-вторых, сельским хозяйством можно заниматься и в городских поселениях (тепличные хозяйства, переработка с/х продукции и др.).

[3] Россельхозбанк и Сбербанк выдают более 80% кредитов сельскому хозяйству.

[4] «Автономный» в смысле относительно не зависящий от города или других поселений. Система таких поселений по своей сути является альтернативной существующей системе «крупных городов», при которой все ресурсы, включая трудовые, перетекают в более крупные городские образования, что ведет к их переселению и запустению мелких городов и сёл.

[5] От 8 декабря 1995 г. № 193 с изменениями вплоть до 19 июля 2009 г.